Квест выход фламп. Как в сибири развивается бизнес реалити-квестов

Реалити-квесты или так называемые квесты в реальности в последние несколько лет стали все чаще предлагаться небольшим группам, как детским, так и взрослым, для нескучного времяпрепровождения различными компаниями, работающими в сфере развлечений. Данная статья о том, что такое реалити-квесты, какими они бывают и откуда пришли в нашу жизнь.

Немного истории

Слово «quest» с английского языка переводится, как «поиск». В самом конце прошлого столетия так стали называть одну из разновидностей интерактивных компьютерных игр. Впрочем, не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Как это ни необычно может показаться на первый взгляд, но именно в жанре квеста сочинены многие народные сказки, в том числе и русские. Как часто в сказках главным действующим лицам, для того, чтобы получить нечто желаемое, приходится разгадывать довольно сложные загадки, нередко при этом прибегая к чьей-либо помощи. Именно эта идея: двигаться к цели и дойти до финиша, подключив смекалку и используя знания и некоторые подсказки, - и была положена в основу компьютерных квестов.

В отличие от различных «стрелялок» и «бродилок», главному герою, управляемому игроком, надлежало добиваться успеха не отстреливаясь, ловко прыгая или пробираясь через различные препятствия, а в спокойной обстановке решая различные головоломки и умственные задачки.

Первые компьютерные квесты появились в начале 90-х годов XX века. Заядлым геймерам особенно полюбились такие игры, в которых предлагалось, логически размышляя и используя подсказки, найти выход из запертой комнаты. Такие игры получили название «Escape the Room» (эскейп-румы), что в переводе на русский язык означает «побег из комнаты» или «выход из комнаты». Особую популярность у любителей поиграть за компьютером приобрели игры «Mystery of Time And Space» (MOTAS), «Crimson Room» . Почти по всему миру тогда прошел настоящий бум увлечением компьютерными квестами, и люди самых разных возрастов чуть ли не сутками засиживались за экранами мониторов, пытаясь «выбраться» из замкнутого виртуального пространства. Но со временем интерес к этому развлечению постепенно начал падать. Тогда-то и зародилась идея компьютерную игру перенести в реальность. Одной из первых игр, перенесенных в офф-лайн пространство, стала «Crimson Room» («Красная комната»). Странами, первыми предложившими в 2007 году людям новый вид развлечений, стали Япония и Китай. Очень скоро реалити-квесты стали появляться в Европе и Америке.

Первые реалити-квесты в России

До России квесты в реальности добрались в 2013 г. А первым российским городом, организовавшим у себя такое развлечение, стала Москва. Довольно скоро к ней присоединился Санкт-Петербург, а затем и другие города России. Первой компанией, решившейся предложить москвичам новое развлечение, стала «Клаустрофобия». Ее учредители когда-то сами увлекались компьютерными играми, и, попробовав за рубежом квест в формате «Escape the Room», решились организовать и в Москве нечто подобное. «Советская квартира» и «Психиатрическая больница» - так назывались первые два реалити-квеста в России. Успех нового начинания превзошел все ожидания. Вскоре после открытия площадок не было отбоя от желающих поиграть. Сам же новый вид проведения досуга начал стремительно распространяться по всей стране. И сейчас квест стал одним из самых популярных развлечений не только в крупных, но и в совсем небольших городах России.

Квесты формата «Escape the Room»

Именно этот тип реалити-квестов пока остается самым популярным во всем мире. Цель игры – отыскать выход из закрытой комнаты. Заранее разрабатывается какой-либо сценарий действа (локация). В соответствии со сценарием оборудуется некоторое помещение. Небольшая группа людей помещается в эту закрытую комнату, выйти из которой они могут, использую свою смекалку и находчивость. Поскольку это всего лишь игра, то в случае затруднений можно пользоваться подсказками. На игру отводится фиксированное время, как правило, один час. Насколько увлекательной получится игра, зависит и от придуманного сценария, и от технической оснащенности проекта. И, конечно, игра должна быть ориентирована на определенную возрастную категорию ее участников. При грамотно разработанном сценарии и хорошей оснащенности проекта игра превращается в настоящее приключение, в котором присутствуют и азарт, и командный дух, поскольку игра коллективная, и радость в случае победы.

Городские квесты

Новомодное и ставшее очень популярным развлечение постепенно выходит за рамки одного замкнутого пространства. Во многих странах, в том числе и в России, в последние 2 – 3 года стали устраивать подобные игры на свежем воздухе, получившие название городские квесты . Часто местом действия выбираются стадионы, парки, торгово-развлекательные центры и территории перед ними. А иногда устраиваются по-настоящему масштабные мероприятия, участвовать в которых приглашаются все желающие и игровой площадкой становится чуть ли не весь город. Ярким примером крупномасштабной городской игры может служить организованный в г. Новосибирске в дни зимних каникул-2016 детский квест «Музей для всей семьи», принявшим участие в котором пришлось попутешествовать по всем районам этого огромного города, причем длилось это мероприятие целых три дня.

Квесты в детских лагерях

Поскольку дети всех возрастов просто жаждут приключений, то многие детские лагеря тоже стали проводить свои программы в режиме квеста . Такой формат дает возможность каждому ребенку стать непосредственным участником интересных и захватывающих событий, учит действовать сообща и слажено, стремиться к победе, преодолевая возникающие на пути к ней трудности. Кроме того, квест – игра преимущественно интеллектуальная, и дети, сами того не подозревая, учатся мыслить логически и приобретают какие-то новые знания.

В заключение можно сказать, что в настоящее время во многих странах, в том числе и в России, наблюдается самый настоящий квест-бум. В новый сегмент развлечений приходят все новые компании-организаторы, предлагая интеллектуальные игры в реальности на любой вкус. В крупных городах таких компаний нередко не один десяток, а предлагаемые ими локации уже исчисляются сотнями. И люди все чаще стали отрываться от компьютеров, чтобы принять участие в реальном, а не виртуальном приключении.

Реалити-квесты в крупных городах России растут как грибы после дождя. Этот бизнес быстроокупаемый, но высококонкурентный

Реалити-квесты - аналог компьютерных игр жанра escape the room («побег из комнаты»), перенесенный из онлайна в реальность, - относительно новый и быстрорастущий бизнес. Разобраться в нюансах этого бизнеса можно на примере Барнаула – одного из крупнейших городов Сибири и столицы Алтайского края, где формат реалити-квестов быстро набирает обороты. О том, чем такой бизнес привлекает предпринимателей и как дальше будет развиваться эта индустрия, рассказал портал altapress.ru.

Реалити-квест - это игра в локации (одной или нескольких тематически связанных между собой комнатах). Все предметы в них можно открывать, передвигать, использовать для решения головоломок. Основная задача - решить все загадки и выбраться из комнаты. Подсказки и ключи могут быть спрятаны в предметах мебели, зашифрованы в надписях на стенах. При прохождении игры не нужна физическая сила, а только смекалка.

Квест-бум

Реалити-квест "Взаперти". Фото: vk.com/vzaperti_brn.

Реалити-квесты появились в Барнауле во второй половине 2014 года, и свою роль в этом процессе сыграл успешный опыт соседнего Новосибирска. За это время открылось четыре фирмы, которые занимаются организацией таких игр.

Идея закрывать людей в комнате и брать за это деньги была реализована еще в 2006 году почти одновременно в США, Японии и Китае. В 2013 году открылась первая квест-комната в Москве, далее подключились другие города России. В октябре 2014 года первый квест открылся в Барнауле.

Сюжет игры может быть разным, но суть всегда одна - за час командой (обычно от двух до четырех человек) нужно разгадать все загадки и найти выход из запертой комнаты. Для этого в помещении спрятаны подсказки, тайники, коды, ключи.

Популярность такого вида развлечений объясняется возможностью испытать совершенно новые эмоции. Всплеск популярности реалити-квестов сравним с тем, что несколько лет назад пережили городские квесты «Ночной дозор» и Encounter, задача которых - первым добраться до цели, используя подсказки, спрятанные в разных частях города. Например, создатели барнаульского квеста «Открой дверь» Дмитрий Борисов и Юрий Онькин сами «повзрослевшие» игроки в «Ночной дозор».

В день одна закрытая комната может принять 8–10 команд.
В одну локацию в Барнауле приходит 30–70 команд в месяц.

Для предпринимателей этот бизнес привлекателен быстрой окупаемостью. Если судить по опыту крупных городов, вложения в открытие возвращаются за 3–4 месяца. По быстроте окупаемости его можно сравнить только с не менее активно развивающимся рынком кальянных, вложения в которые, по словам владельцев, отбиваются за полгода.

К тому же перед глазами у предпринимателей вдохновляющий пример - сейчас создатели первого в России квеста «Клаустрофобия» зарабатывают больше 20 млн. рублей в месяц (в том числе на продаже франшизы).

Поэтому рынок растет удивительно быстро. Например, в соседнем с Барнаулом Новосибирске за год появилось 30 проектов (42 локации).

По франшизе и без

В Барнауле сейчас работает четыре проекта с семью локациями: два местных - «Взаперти » и «Открой дверь » и два франчайзинговых - новокузнецкая «Паранойя » и новосибирский «Выход », франшизы которого в городе уже две. Все они сейчас планируют открытие новых локаций. Анонсируют скорое открытие в городе два столичных реалити-квеста - «Ловушка» и «Интуиция».

Первооткрывателями этого рынка в Барнауле стали отец и сын Игорь и Евгений Кобзевы, а также их друг Михаил Меламед, которые придумали квест «Взаперти». Причем до того как открыть первую комнату, только один из них проходил подобные квесты в столице.
Его деятельность никак не связана со сферой развлечений. Его бизнес - оптовые продажи продуктов и грузоперевозки. Но он рискнул поддержать идею сына. Сегодня у «Взаперти» три квеста - «Шерлок Холмс», «Психбольница» и «Тайны египетских пирамид».

«Сначала мы хотели купить франшизу первого и самого крупного российского квеста - «Клаустрофобии». Но когда узнали, что за 300 тысяч рублей они лишь проконсультируют по выбору места, предоставят сайт и право называться так, то решили создать квест самостоятельно. В итоге за эти же 300 тысяч создали первую локацию», - рассказывает Игорь.

Теперь владельцы и сами продают франшизы, но на более выгодных условиях: дают в подарок первый сценарий. О старте франчайзингового проекта они объявили в марте, а уже в апреле успели продать франшизы в Томск, Усть-Каменогороск и Новосибирск. Ведутся переговоры с бизнесменами из Алма-Аты.

По тем же причинам, что и «Взаперти», отказались от франшизы создатели проекта «Открой дверь».


Реалити-квест "Открой дверь". Фото: открой-дверь.рф.

«Потолкались по франшизам, поняли, что нет смысла их брать: мы сами можем все организовать, поэтому переплачивать незачем. Как правило, франчайзи предлагает готовый сценарий, красивую надпись на стену и сайт. При этом франшиза стоит 150 тысяч рублей. Но там обязательно нужно покупать пакет со строительством локации, поэтому сумма увеличивается до полумиллиона»,- говорит Дмитрий Борисов. Первая локация «Открой дверь» обошлась примерно вдвое дешевле.

Стоимость прохождения реалити-квеста в Барнауле 1600–2000 рублей.

Владельцы первой франшизы «Выхода» - два друга из Новосибирска Эдуард Степанов и Анатолий Абрамов - выбрали этот путь, так как бренд уже успел прославиться в столице Сибири. Во многих городах знают, что квесты «Выхода» - всегда высокое качество. Они говорят, что покупка франшизы помогла избежать многих подводных камней. Но сыграть на имени пока не получилось: барнаульцы просто еще не успели узнать, что такое реалити-квест «Выход», поэтому после запуска второй локации они планируют сделать упор на рекламу и увеличение узнаваемости.

Не конкуренты, а коллеги

Далеко не все барнаульцы понимают, что из себя представляют реалити-квесты. «Люди только распробуют эти развлечения, потому что появились они совсем недавно. Многие просто не знают, что есть такой аналог походу в кино или компьютерной игре», - говорит один из владельцев квеста «Паранойя» Евгений Петров.


Реалити-квест "Паранойя". Фото: pqpqpq.ru.

«Сейчас каждый делает одно дело - развивает рынок реалити-квестов, работает на их популярность. Если здесь кто-то хорошо раскручивается, то это работает в плюс всем организациям», - уверен Эдуард Степанов.

Его слова подтверждают и другие участники рынка. «Чаще всего, если человеку понравилось в одном квесте, то он обязательно придет во второй. Поэтому здесь конкуренции нет. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы открывались новые качественные локации, чтобы как можно больше людей узнавали о реалити-квестах», - говорит Петров.

На создание комнаты у барнаульских предпринимателей в среднем уходит 2–3 месяца и от 200 до 400 тысяч рублей. Не меньше времени, чем на ремонт и оборудование помещения, нужно на создание сценария и продумывание всех деталей. Самую дорогую локацию сейчас строит «Выход». По словам Эдуарда Степанова, это будет самая технически оснащенная закрытая комната города. Многие детали организаторы заказывают из Москвы и Санкт-Петербурга.

Вообще, квесты - самый настоящий хэнд-мейд. Все предприниматели делают комнаты самостоятельно от начала и до конца, привлекая подрядчиков только на отдельные работы.

Доходы впереди

Пока большой прибыли барнаульским предпринимателям такой бизнес не приносит - вся она идет на развитие и арендную плату. Аренда съедает большую часть прибыли, притом, что расположение на красной линии для квеста имеет не первостепенное значение - играть в них идут целенаправленно. А расположение в подвалах даже на руку - придает больше таинственности и создает особую атмосферу.

Больше всего это бремя чувствуют те, кто пока открыл только одну комнату. «На оплату аренды уходит весь доход от первой локации. С открытием второй, я надеюсь, будем работать в какой-то плюс», - говорит Евгений Петров.

Из-за того, что барнаульцы играют в квесты еще не так активно, как жители других городов, срок окупаемости одной локации увеличивается. «Думаю, что если проект окупится в течение года, то будет нормально. Не скажу, что этот бизнес приносит сверхприбыль», - продолжает Евгений.

Основная целевая аудитория у квест-развлечений на данный момент - молодые люди от 20 до 35 лет.


Владельцы «Выхода»" рассчитывают, что вложенные в локацию средства окупятся за полгода. «Взаперти» говорят, что окупается одна локация примерно за три месяца, но приносить доход этот бизнес начинает, только когда появляется третья комната.

К тому же с открытием второй и третьей локаций квестеры могут предлагать свои услуги для проведения корпоративов, которым важна большая проходимость. На эту нишу нацелены сейчас все игроки, и первые шаги здесь уже делает «Взаперти».

«Мы начали заниматься этим, когда открылись две локации. Пока те, кто проводит корпоративы, плохо знают о таком направлении. Только 10–15% от играющих у нас - это коллективы. Мы хотим эту долю увеличивать. Для этого важно, чтобы в 1–2 часа прошло максимальное количество игроков. С появлением третьей локации проходимость увеличится до 12 человек в час», - рассказывает Игорь Кобзев.

Сейчас квестеры продвигают свои услуги в основном через социальные сети, работу с вузами и рекламу в СМИ. Основная целевая аудитория у такого вида развлечений на данный момент - молодые люди от 20 до 35 лет. Но уже есть тенденция увеличения этого возраста. Как отмечают владельцы «Взаперти», в последнее время к ним стали ходить семьи, а также люди до 55 лет. «Это люди, которые хотят не только побегать, но и подумать, хотят получить новые эмоции. Им наскучили походы в кино», - говорит Евгений Петров.

«Взаперти» стремятся и дальше быть первыми на рынке. В планах у них, кроме открытия новых локаций и продажи франшиз, создание мобильных локаций для большого числа участников, также «Взаперти» в начале лета шагнет в один из городов края.

«Рынок развивается стремительно, и нельзя дремать. Чтобы остаться на нем, нужно создавать больше интересных локаций», - говорит Игорь Кобзев.

Когда появился жанр «квест», никто и не думал, что эти игры окажутся настолько популярными. Тем не менее, человечество проголосовало «За!» и с головой окунулось в приключения виртуальных героев. Количество квестов росло, улучшалась их графика, усложнялись локации, пока — и это было неизбежно — игра не вышла в реальный мир. Так появился реалити-квест, который дает возможность увидеть игру изнутри.

Реалити-квест (эскейп-рум, квеструм и т. д.) основывается на принципе «найди выход». В него можно играть вдвоем, вчетвером, собирать свою собственную команду или даже кооперироваться с незнакомыми людьми.

План действий

  1. Участники квеста получают инструкции от организатора.
  2. Организатор закрывает игроков в комнате (квеструм).
  3. Запускается таймер — обычно на выполнение заданий дается 1 час.

Цель проста — найти выход из комнаты. Для этого нужно решить массу головоломок и собрать ключи, которые скрываются за предметами обстановки. Если игроки не справляются, организатор предлагает подсказки. Проигрыш засчитывается, если время истекло, а задача при этом не решена.

Изначально реалити-квесты были ориентированы на компанию взрослых людей. Однако это развлечение перешло в статус семейного досуга. Естественно, организаторы быстро сориентировались и разработали несколько вариантов детских квестов попроще.

Локация

Главная особенность эскейп-рум — все должно быть предельно реалистично. У каждой игры есть своя тематика: психиатрическая лечебница, заброшенная шахта и т. д. Комната обставляется в четком соответствии с выбранной темой. Особым «шиком» считается, если организаторам удалось достать реальные предметы и экспонаты. В квеструм должна царить особая атмосфера, которая «загружается», как только игроки входят внутрь. С этой целью используется не только интерьер, но и звуковое сопровождение (стоны, звон цепей, шум ветра и т. д.), световые и дымовые спецэффекты.

Самые популярные виды реалити-квестов

  1. Ужасы — еще бы! Именно они дают колоссальную психологическую разрядку. Оглушительным успехом пользуются римейки фильма

Квест в реальности - это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Нужно применять логику, ловкость и координацию, а так же работать в команде.

На сегодняшний день можно выделить шесть видов игр в реальности:

  1. Эскейп-рум (классика)

    Классический жанр игры в реальности. Команду запирают в одной или несколько комнатах с заданием найти способ выбраться до истечения часа. По ходу игры команда находит улики, решает загадки, а так же может обнаружить дополнительные помещения.

  2. Квест в Реальности (первый шаг за пределы стандарта)

    Первый шаг в развитии направления. Здесь не обязательно стоит задача выбраться из комнаты. Дверь наружу может быть вовсе не закрыта. В квесте в реальности игрокам предлагается прожить определенную сюжетную линию. Спасти одного персонажа или все человечество, изготовить элексир молодости или философский камень и тому подобное.

  3. Перформанс (добавим актеров)

    Здесь, в игровом помещении кроме игроков присутствуют актеры, которые могут оказывать влияние на игровой процесс, или разыгрывать сцены. Представьте, что вы смотрите остросюжетный фильм, сцену перестрелки главного персонажа с толпой бандитов. А теперь представьте, что все это происходит по-настоящему, в одной комнате с вами. Вот это Перформанс.

  4. Хоррор-перформанс (будет страшно)

    Страшные перформансы пользуются всё большей популярностью. Полутьма, зловещая музыка и ужасающий сюжет дополняются игрой одного или нескольких актёров, которые скорее всего будут недружелюбно настроены к игрокам. Вы можете выбрать уровень взаимодействия с актёрами от самого лёгкого до реальных болевых ощущений. Эксперты Гильдии квестов для оценки игры проходят средний вариант и подробно описывают в обзоре стоит ли игрокам чего-то опасаться или же спокойно приходить в вечерних платьях и на каблуках.

  5. Экшн Игра (добавим физическую нагрузку)

    В этом виде игры в реальности вам придется серьезно попотеть. Этот жанр предполагает работу не только головой, но и остальными частями тела. Полоса препятствий с голивудскими декорациями. Прыгать на батуте, ползти по вентиляционным шахтам, убегать от мафии. Все это перемежается необходимостью быстро решать командные и логические задачи.

  6. Морфеус (квест в нереальности)

    В морфеусе игра происходит в вашем воображении. Все игроки завязывают глаза до конца игры. При этом лучше погрузиться в атмосферу помогут ведущий и актеры. В Морфеуса задействованы все органы чувств, кроме зрения. Игрокам предстоит слышать, чувствовать и осязать.

Зачастую квесты оборудованы красочными декорациями, механическими и электронными устройствами, а так же специальными эффектами для полного погружения в атмосферу игры.

Сюжеты Квестов в реальности могут быть самыми разными, от популярных фильмов и компьютерных игр до совершенно уникальных авторских сценариев.

По ходу действия от игроков чаще всего потребуется работать в команде, решать логические задачи и применять ловкость и физическую силу в условиях дефицита времени. Обычно квест в реальности длится 60 - 90 минут, число игроков в команде варьируется от 1 до 5, в редких случаях больше.

В первый же год в Москве открылось более 200 квестов в реальности и перед игроками встал вопрос выбора. Особенно учитывая то, что качество исполнения квестов сильно отличается. А учитывая сравнимую стоимость игр, хочется сделать правильный выбор с первой попытки. Лучше всего заручиться мнением адекватного и не коммерческого