К какой религии относится пагода. Что такое пагода

- (инд. искаж. bhagavati святой дом). 1) азиатский идолопоклоннический храм, в особенности у китайцев, индусов и сиамцев. 2) маленькие комические фигурки с качающимися головами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

пагода - См … Словарь синонимов

пагода - (неправильно пагода и пагода) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

пагода - ы, ж. pagode f. <санскрит. бхагават божественный, святой. Буддийский храм. БАС 1. Теперешнее капище их <индийцев>, есть ничто иное, как род алькова, где за шелковым занавесом стоят на ступенях идолы. Измайлов Путеш. в полуд. Россию 4 141 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАГОДА - (португ. pagoda от санскр. бхагават священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме … Большой Энциклопедический словарь

ПАГОДА - ПАГОДА, пагоды, жен. (пракритское bhagodi священный). Буддийский храм (в Индии, Японии, Китае и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пагода - ПАГОДА, ы, жен. Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пагода - (португ. pagoda, от санскр. бхагават священный; кит. бао та, буквально башня сокровищ), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго Восточной… … Художественная энциклопедия

Пагода - (искаженное европейцами индийское слово bhagavati, т. е. Святой дом) название индийских храмов, выстроенных на открытомвоздухе … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пагода - (порт. pagoda) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

пагода - Многоярусная башня для хранения реликвий; тип культового и мемориального сооружения буддистов Азии [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN pagoda DE Pagode FR… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Конан и пагода сна , Д. Брайан, М. Леонетти. Величайший из героев Хайборийского мира, неистовый Конан-киммериец, без устали сражается с колдунами и некромантами, когда их магия угрожает ему самому или его друзьям. Но на сей раз ему…


Пагода
Образ Священной Горы как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры - движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.в древние времена пагоды были одними из самых высоких строений, поэтому они часто привлекали к себе молнии. Для решения этой проблемы на верхушках стали использовать громоотводы, которые также приобрели и эстетическое значение.

Пятиярусная пагода представляет собой интересный образец архитектуры. Япония пережила множество сильных землетрясений, однако на сегодняшний день нет никаких записей, свидетельствующих о разрушении пагоды во время хотя бы одного из этих бедствий. Великое землетрясение Хансин Авадзи 1995 года привело к разрушению множества высотных современных зданий в районе Кобэ, однако ни одна из 13 трёхъярусных пагод в префектуре Хёго не была повреждена. Что же предохраняет трёх- и пятиярусные пагоды от разрушительных землетрясений?
Первый секрет заключается в используемом материале - каждая деталь конструкции пятиярусной пагоды сделана из дерева. Когда древесина подвергается воздействию силы, она изгибается и деформируется, однако разрушается далеко не сразу. После прекращения действия силы дерево принимает первоначальную форму. Благодаря своей гибкости древесина гасит напряжение от сейсмического воздействия.
Второй секрет заключается в конструкции, которая обеспечивает дополнительную гибкость древесины. Деревянные балки скрепляются вместе практически без гвоздей путём установки заострённых выступов в пазы. Поэтому в случае земных толчков происходит проскальзывание сопряжённых поверхностей в местах таких соединений. Это предотвращает передачу сейсмической энергии к вершине башни. В пятиярусной пагоде насчитывается около тысячи больших шарнирных соединений, что делает всю конструкцию гибкой.


Третий секрет связан с многоярусной конструкцией пагоды. Если вы установите длинный штабель из конняку, каждый последующий кусок которого меньше предыдущего, получится конструкция из пяти поставленных друг на друга кубиков, очень напоминающая строение пагоды. По-русски иногда говорят “пятиэтажная пагода”, однако японский термин го-дзю-но то (“пятиярусная башня”) более точен, поскольку пагода представляет собой ряд напоминающих коробки конструкций, уложенных одна на другую. Это во многом походит на традиционные квадратные блюда дзюбако, частично вкладывающиеся одно в другое. “Коробки” скреплены вместе с помощью гнездовых шарниров. В случае земных толчков каждая из них качается медленно и независимо от других ярусов.
Четвёртый секрет связан с эффектом качания. Все ярусы пагоды допускают незначительное раскачивание, однако, если они отклонятся слишком далеко от осевой линии, то конструкция упадёт. В давние времена один плотник, владевший строительными технологиями того времени, наблюдал как-то раз за пятиэтажным павильоном во время сильного землетрясения. Он рассказал, что когда нижний ярус павильона смещался влево, расположенный над ним ярус смещался вправо, находящийся еще выше - влево и так далее. Создавалась иллюзия танцующей змеи! (См. рис.)


Такое раскачивание напоминало традиционную балансирующую игрушку ядзиробэ, состоящую из секций разного размера, которые раскачиваются в противоположных относительно друг друга направлениях, возвращаясь в вертикальное положение.
1)В основе построения пагод также лежал принцип, названный «Чашами Колумба».

2)Пагода Мурадзи. Она объявлена национальным достоянием Японии и построена в конце 8-го – начале 9-го вв.

3)Пагода То-дзи. При высоте 57 м. считается самой высокой деревянной пагодой в Японии. Построена в 1644 году и является символ Киото.
Японская пагода То-дзи – (с японского - восточный храм). Буддийский храмовый комплекс в южной части Киото в Японии.
В период Хэйан этот храм играл роль храма-защитника Киото, во время императора Сага монах Кукай организовал на базе этого храма подготовку высшего монашества школы сингон.
В старом Киото То-дзи занимал место непосредственно за знаменитыми воротами Расёмон.
В зале для занятий сохранились старинные статуи школы сингон.

Пагода в храме Тианинг

Пагода в храме Тианинг это современная китайская пагода в Чанг Жоу провинции Цзянсу. Строительство началось в апреле 2002 года, а церемония открытия была проведена 30 апреля 2007года. Толпа буддийский монахов собралась на церемонию открытия, когда было открыто строение в 154 метра.на церемонию открытия собрались лидеры 108 буддийских объединений и храмов со всего мира. Эта деревянная пагода на сегодняшний день является самым высоким буддийским строением в мире. Несмотря на то что пагода была отстроена к 2007 году, основание храма имеет 1350 летнюю историю, ещё с времён династии Тан.

Пагода шести гармоний


Построенная в 970 году н.э., пагода "шести гармоний" величественно возвышается на горе Юелун на берегу реки Тентан. Высота внушительной восьмиугольной конструкции из дерева и кирпича - 60 метров. Первоначальное назначение пагоды - отразить злых духов наводнений, которые постоянно случались в Ханчжоу, пока не была сооружена дамба.
Рядом с пагодой расположен прекрасный сад, где в миниатюре представлены все известные пагоды Китая.
Пагода Дацинь


Пагода Дацинь в китайской провинции Шэньси - древнейшая христианская церковь на Дальнем Востоке. Воздвигнута христианами-несторианами приблизительно в 640 году. Первоначально входила в состав монастыря.

В VIII веке получила название «Дацинь» - так древние китайцы именовали Римскую империю и Византию. Во время преследований христиан в Китае (ок. 845 г.) храм пришёл в запустение. В XIV веке сооружение облюбовали буддистские монахи, которые покинули его вслед за землетрясением 1556 года, завалившим подземные переходы и нанёсшим большой ущерб зданию. В 1998 году китайское правительство признало пагоду одним из немногих сохранившихся памятников несторианского христианства в Китае и взяло её под охрану.

На стенах памятника по сей день можно разглядеть изображения Рождества Христова и Ионы под стенами Ниневии. Также сохранились отдельные надписи на сирийском языке. В настоящее время сохранности пагоды угрожают не столько землетрясения, сколько периодические наводнения. В 1999 году была проведена косметическая реставрация; в ходе новых работ предполагается расчистить погребённые в XVI веке подземные залы.

Пагода - Образ Священной Горы как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры - движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа(см-) в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.

Буддийское или индуистское сооружение культового характера в виде многоярусной островерхой башни

В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.

В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.

В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.

Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.

Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция»: «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира». ()

Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен

Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.

Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.

Буддизм

Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.

Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.

Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:
«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83
Китай

Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.
«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9

В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).