Икона трехлетней богородицы. Об иконе Божией Матери «Трилетствующая

музыкант

Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Среди всех прочих икон Пресвятой Богородицы есть одна очень интересная, о которой, возможно, не все слышали. Она не является традиционной. Эта икона, на которой изображена трёхлетняя девочка с огромными карими глазами в голубой тунике с белоснежной лилией в руке. Волосы у девочки распущены, голова непокрыта. Свидетельством того, что данное изображение причисляется к иконам, является нимб и надпись. Иначе его можно было бы принять за картинку, настолько оно не вписывается в рамки иконописи. На данной иконе изображена маленькая Дева Мария в трёхлетнем возрасте. Название её взято из канона Праздника введения во Храм Пресвятой Девы Марии. В нем упоминается слово «трилетствующая», потому что именно в данном возрасте совершилось введение маленькой девочки в Дом Божий. Ещё будучи совсем ребёнком, Богородица уже имела такое величие и духовную зрелость, что перед ней склонились многоопытные священнослужители.

История возникновения иконы

Икона Божией Матери «Трилетствующая» была написана не так давно по благословению монахини из монастыря украинского города Ровно. Её прообразом послужила открытка, которая была привезена из Иерусалима. Существуют также источники, утверждающие, что данная икона является католической. Белая лилия в руке ребенка – это знак чистоты и непорочности. А голубая туника символизирует девственность. По мнению многих критиков, икона маленькой Богородицы – это всего лишь сюжет, отображающий события праздника Введения во Храм.

«Неправильная» икона?

Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии – в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ – Введение во Храм.

  • Сама икона была написана в Свято-Троицом Дерманском монастыре (Украина). За основу взята старая картинка, привезенная одной из монахинь. Когда она стала настоятельницей, благословила написать по ней икону. Хотя открытка и была привезена из Иерусалима, это не говорит о том, что изображение подходит для почитания. Но и отметать с порога нечто новое, непривычное, не стоит.
  • Сторонники иконы ссылаются на то, что образ написан по благословению. Но в Православии (как и других традиционных религиях) женщина не может носить священный сан, соответственно, не может совершать Таинства (венчать, крестить, совершать Литургию и т.д.). По этой логике, определять каноны иконописи монахиня, пусть даже высокопоставленная, тоже не в праве.

Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос – чему они учат, о чем заставляют задуматься?

Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.

Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов – например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» – изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим – неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы – невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния – также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено – по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии – он не распространяется на всю Православную церковь.

Отличия от классической композиции

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы – Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов – нимбы.
  • Девы со свечами – сопровождали шествие. Возраст их разный – иногда это подростки, иногда – вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник – встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел – наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

О чем просят Богородицу?

Для многих христиан этот образ тесно связан с жизненными переживаниями, которые стали отражением боли как физической, так и душевной.

В чем помогает икона “Трилествующая”:

  • в покровительстве материнства;
  • в рождении и воспитании детей;
  • при болезнях и духовных терзаниях, также связанных с детьми;
  • в поиске смысла бытия;
  • в обретении надежды.

Но главное – этот лик с изображением маленькой девочки стал символом настоящего чуда, которое может произойти с каждым, и истинной веры, что даёт силы идти дорогой жизни, имея праведные помыслы и совершая благие дела.

Следует также отметить, что данный образ настолько чист и искренен, что молитва, обращенная к нему, обязательно должна быть такой же по свой сути и значению, ибо только тогда проявляется его истинная сила, способная открыть человеку весь смысл Божьего слова.

День почитания иконы

Оригинал изображения иконы “Трилетствующая” можно увидеть в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре (Украина). Аналоги же есть во многих других православных храмах по всему миру.

Чётко обозначенного дня памяти для этого образа нет, но чаще всего его почитают в дни празднования икон Пресвятой Богородицы. В это время христиане обращаются к образу со своими молитвами, дабы получить Божье благословение и исцелить свою душу от всего нечистого и злого.

Детская непосредственность и истинная материнская благодать – вот основа данного лика, и это уже говорит само за себя. Ребёнок – начало новой жизни и всего первоначального на земле, его чистая душа – самая настоящая и искренняя, а значит, имеет силу совершать великие события, что меняют жизнь человека и обращают его в веру.

Исходя из этого, можно заверить, что ответ на вопрос “О чем молится иконе “Трилествующая” – очень прост. Если человек имеет чистое сердце, искренние помыслы и открытую душу – его молитвы будут услышаны и поняты, а значит – он не только получит помощь, о которой просит, но и обретет надежду на настоящее чудо, что дарует праведная вера в Господа.

Вот такими молитвенными словами принято просить помощи у Ее образа:

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Мнения священнослужителей по поводу иконы «Трилетствующая»

Служители Церкви неоднозначно относятся к данному изображению. Ясно, что «Трилетствующая» отсутствует в иконографии и не может считаться православной иконой. Однако многие прихожане интересуются, как им относиться к данному образу, если он был им подарен, например, либо просто очень нравится. Стоит ли хранить у себя дома его или нет? Многие священники склоняются к мнению, что чего-то однозначно неправильного в этом образе нет, поэтому запрещать хранить дома икону «Трилетствующую» они не могут. Но они советуют относиться к ней соответствующе. Священнослужители предлагают рассматривать её как художественную иллюстрацию к событиям тех дней, и в этом они ничего плохого не видят. Однако молиться они всё же советуют перед иконами, которые приняты и распространены во всех православных церквях.

Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве – его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.

Вера - не застывший свод правил, а живое чувство, которое растет, развивается, выражает себя. В том числе - через написание икон. Появляются и новые образы, которые поначалу смущают многих своей необычностью. Например, икона «Трилетствующая», на которой изображена Божия Матерь в детском возрасте.

Она является неканонической (не признается официально церковным руководством), среди верующих ведутся жаркие споры о том, можно ли ее приобретать, использовать во время молитвы. Но интерес к иконе есть, значит она стоит того, чтобы о ней рассказать.


«Неправильная» икона?

Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии - в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ - Введение во Храм.

Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос - чему они учат, о чем заставляют задуматься?

Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.


Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов - например, «Спорительница хлебов», « «, « «. Особый случай с образом « » - изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим - неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы - невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния - также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено - по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии - он не распространяется на всю Православную церковь.


Отличия от классической композиции

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы - Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов - нимбы.
  • Девы со свечами - сопровождали шествие. Возраст их разный - иногда это подростки, иногда - вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник - встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел - наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

О чем молятся перед святым образом

Без молитвы к Божией Матери православные не проводят ни одного дня. В любом доме, где живут крещеные люди, можно увидеть хотя бы один образок Богородицы. О чем же молятся перед иконой «Трилетствующая»? Особое почитание она вызывает у тех женщин, которые недавно познали радость материнства. Но оно состоит не только из положительного, это прежде всего - многочисленные заботы, беспокойство о здоровье своего чада.

Маленький ребенок не может сказать, что его беспокоит, он не понимает значения слов, самостоятельно о себе позаботиться. Поэтому его особенно хочется оградить от любых неприятностей. Именно рядом с детской кроваткой матери стараются расположить икону юной Богородицы, надеясь, что Она защитит малыша. Такой поступок вполне понятен, хотя и не укладывается в церковные каноны. Икона - это не оберег, она должна располагаться на стене или на полочке с другими святынями.

Размер образа и техника его выполнения могут быть любыми. Сегодня икона «Трилетствующая» доступна на бумаге, дереве, написанная вручную, вышитая нитками или бисером. Можно отнести приобретение в храм для освящения. Но главное, что освящает жизнь семьи - сердечная молитва, доброта друг к другу, терпение. Обо всем этом должна заботиться женщина, тогда и Божий покров будет сопровождать все ее дела.

В чем помогает Трилетствующая икона

Каждый верующий может найти собственное значение в иконе «Трилетствующая», конечно, она может помочь в нелегком деле духовного восхождения к Богу. Царица Небесная, несомненно, уже в таком возрасте обладала духовной мудростью, кротостью и другими положительными качествами. Поэтому ничего греховного в том, чтобы помолиться перед этим образом, нет.

Можно использовать для этого любую молитву Божией Матери, лучше каноническую. Отношение к новым образам может быть терпимым, что касается молитв - тут осторожность не будет лишней. Используя «свежие» непроверенные тексты намного легче впасть в искушение.

В чем должна помогать любая икона? Она должна способствовать духовному росту, то же касается и образа «Трилетствующая». Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве - его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм , где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.


Икона Божией Матери "Трилетствующая" находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре на Украине (Ровенская епархия) у игумении монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. Cтав игуменией, она попросила написать с фотографии икону. Не знаю, как на Украине, а в Росcии формально православной ее никто не объявлял, дня празднования установлено не было. Да и действительно, выглядит как иллюстрация к детской сказочной книжке, вызывающая лишь беззаботное умиление, а не как православная икона, способствующая покаянию, или вообще какому-бы то ни было серъезному молитвенному настрою, поэтому статус пока "сомнительно".

Данное изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм, где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица – это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, - ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке - «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.