Гелиос бог солнца. В культуре и искусстве

Всевидящий бог Солнца с золотыми волосами и с короной из ярких ослепительных лучей Гелиос — сын титана Гипериона и Тейи (Фейи). Каждое утро на золотой колеснице с четверкой великолепных крылатых коней, выезжает он с восточного берега Океана, чтобы совершить ежедневный путь по небесному своду. Объехав за день всю землю, одарив каждого теплом солнечных лучей и их целебной энергией, к вечеру Гелиос спускается к западному берегу Океана. Здесь его ожидает золотая ладья, на которой бог отправляется в обратный путь к своему дворцу, чтобы утром проделать все заново. И так уже длится много веков и столетий, и не устает бог Гелиос от своей работы и готов дарить он свое тепло до тех пор, пока оно кому-то нужно.

Жена Гелиоса — прекрасная океанида Перса родила ему дочь Кирку и сына Ээта. Сестра же Персы — Климена произвела на свет Фаэтона и несколько дочерей. Согласно некоторым преданием, Гелиос был еще женат на Роде, дочери Посейдона, подарившей ему остров Родос. Младший сын Гелиоса Фаэтон был наделен необычайной красотой и отвагой.Однажды Зевс усомнился в его божественном происхождении, вызвав в душе молодого бога тревоги и сомнения. Даже уверения матери Климены не могли успокоить юношу. Тогда сам бог Солнца Гелиос публично заявил, что Фаэтон действительно есть его сын. В доказательство юноша потребовал от отца разрешить ему прокатиться на золотой колеснице. Страшно испугался Гелиос такому предложению. Ведь не каждый может управлять крылатой четверкой. Поэтому начал отговаривать он сына от рискованного предприятия. Фаэтон настоял на своем. Страшной катастрофой обернулось легкомыслие неопытного юноши. Ретивые кони сразу учуяли неопытную руку возницы. Они понесли сначала высоко в небо к созвездиям Тельца и Скорпина, испугавшись созвездия Кентавра, кони резко спустились к самой земле. От огненного жара колесницы закипели воды Ефрата, Дуная, Дона и Тибра. Возникшие пожары спалили плодородные равнины Сахары, Нумибии и Аравии, превратив их в бесплодные пустыни. И лишь вмешательство верховного владыки Зевса, сбросившего Фаэтона с неуправляемой колесницы, спасло землю от полного уничтожения.

Бог Гелиос — несколько фото:

Гелиос (Гелий), греч. - сын титанов Гипериона и Фейи, бог солнца.

Светозарный бог с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей поистине был воплощением солнца. Он жил на восточном берегу Океана в великолепном дворце и каждое утро выезжал из него на золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, чтобы совершить свой ежедневный путь по небосводу. Гелиос озарял землю лучами, дарившими ей животворное тепло, а вечером спускался на западе в воды Океана. Там его ждала золотая ладья, на которой он возвращался в свой дворец, чтобы наутро вновь отправиться в небесный путь. Гелиос все видел и слышал, он был как бы всевидящим оком самого Зевса-Олимпийца, его любили боги и люди, животные и растения. Лишь в подземном царстве Аида Гелиос не был желанным гостем - да он и сам избегал этих мрачных мест.

Супругой Гелиоса была океанида Перса. На востоке она родила ему сына Ээта, который стал царем в Колхиде, а на западе - дочь Кирку, могучую волшебницу. Сестра Персы, Климена, родила ему сына Фаэтона (см. статью «Фаэтон») и нескольких дочерей. Две дочери Гелиоса от нимфы Неэры, Фаэтуса и Лампетия, сторожили стада его скота на острове Тринакрия (теперешней Сицилии). Семь стад по пятьдесят коров и семь стад по пятьдесят баранов были символом трехсот пятидесяти дней и трехсот пятидесяти ночей (лунный год древних греков состоял из пятидесяти семидневных недель). По некоторым преданиям, кроме Персы (до или после нее) у Гелиоса была жена Рода («Роза»), дочь Посейдона, давшая имя острову Родос - личному владению Гелиоса. Бог солнца сам извлек Родос из морских глубин, по той причине, что во время раздела мира богами Гелиос отправлял свою небесную службу и на его долю ничего не досталось. Поэтому родосцы особо почитали Гелиоса. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, хотя он никогда не приобретал у них такого значения, как культ солнца и солнечных богов в Египте или на Ближнем Востоке.

В Греции было сравнительно мало храмов и святилищ, посвященных Гелиосу, но много его статуй. Самая знаменитая из них - Колосс Родосский - была воздвигнута Харесом из Линда и считалась одним из семи чудес света. Она стояла у входа в Родосский порт, была изготовлена из сплава меди с железом и имела высоту 30-35 м.

Ее сооружение длилось 12 лет и было закончено в 281 г. до н. э.; в 225 г. до н. э. она стала жертвой землетрясения. Широко известно изображение Гелиоса с четверкой коней на метопе (3 в. до н. э.), найденное Г. Шлиманом при раскопках Трои, а также мраморная голова Гелиоса (сер. 2 в. до н. э., Родос, Археологический музей).

Европейские художники охотно изображали Гелиоса на плафонах ренессансных и барочных дворцов; сильные мира сего до недавнего времени любили украшать свои сады и парки колесницами Гелиоса. Большая скульптурная группа «Кони Гелиоса» Марси (ок. 1675) находится в Версале, в так называемом «Гроте Аполлона».

Греки присваивали имя Гелиоса и солнечным богам восточных народов. Соответственно они называли Гелиополем (городом Гелиоса) святилища и города с развитым культом солнца, например египетский город Иуну или финикийский Баальбек. Римский бог Соль берет свое начало от Гелиоса и отходит от него лишь во 2-3 вв. н. э. под влиянием восточных культов.

Гелиос обитает по Овидию в великолепном дворце в окружении четырех времен года, сидит на престоле из драгоценных камней. Гелиос поднимался с криком петуха, считавшегося его священной птицей, и сопровождаемый своей дочерью Эос, богиней утренней зари, садился в огненную колесницу. Ежедневно он проделывал путь от своего блистательного дворца на востоке до не менее великолепного дворца на западе. В его колесницу были впряжены четыре белоснежных огнедышащих коня – Свет, Блеск, Гром, Молния. В конце дня Гелиос распрягал их и отпускал пастись на Островах Блаженных. Затем ночью по Стесихору он переплывал по потоку Океана в золотой чаше, сделанной Гефестом, к восточному жилищу.

Однако не всегда Гелиосу удавалось соблюдать этот строгий распорядок. Однажды по приказу Зевса он три дня не покидал своего дворца и трое суток над землей не поднималось солнце. Столько длилась брачная ночь Зевса и Алкмены, в которую был зачат Геракл. В другой раз на полпути Гелиоса по небу Зевс приказал ему повернуть вспять свою колесницу, чтобы помочь Атрею взойти на трон в Микенах. Обычно Гелиоса изображали едущим в колеснице с лучами солнца над головой. В гомеровских гимнах Гелиос предстает в ослепительном сиянии, с горящими страшными глазами в золотом шлеме. Находясь высоко в небе он каждый день видел все происходящее на земле, знал все дела людей и богов. Его часто призывали в свидетели не только смертные, но и боги. Так Деметра и Геката призвали его засвидетельствовать, что Персефону похитил Аид.

Иногда Гелиос сам рассказывал богам о неблаговидных поступках других. Он донес Гефесту об измене его жены Афродиты с Аресом, что обернулось для любовников неприятным конфузом; поставил в известность Артемиду, что царь Ойней не включил ее в число богов – та в сердцах наслала на его царство огромного калидонского вепря. На мифическом о. Тринакрия паслись тучные стада белоснежных быков, принадлежащих Гелиосу. В каждом стаде было 350 голов, правда, по Гомеру (zip, 127) у него было 7 стад коровьих и 7 стад овечьих по 50 голов в каждом. Причем быки Гелиоса не плодились, но и никогда не умирали. Пасли эти стада дочери бога солнца – Фаэтуса и Лампетия. У Гомера (zip, 340) на этих быков осмелились покуситься голодные спутники Одиссея. Лампетия немедленно донесла об этом отцу и тот потребовал у Зевса кары для нечестивцев, угрожая в противном случае скрыться в Аиде. Громовержец удовлетворил просьбу бога солнца и разбил молнией корабль Одиссея. Однажды Геракл, пытая добраться до острова, на котором паслись великолепные коровы Гериона, попал в пустыню, где очень страдал от палящих лучей солнца. Не выдержав, он направил свой лук на Гелиоса, но вовремя опомнился, опустил оружие и принес богу свои извинения. Гелиос оценил вежливость героя и даже одолжил ему свой золотой челн, на котором Геракл смог добраться до острова Эрифии.

Было у Гелиоса многочисленное потомство. От Гирмины – Актор и Авгий; от Климены – Феба, Гелия, Этерия, Лампетия и Фаэтон; от Нееры – Лампетия и Фаэтуса; от Персеиды – Ээт, Перс, Кирка и Пасифая; от Роды – семь сыновей, который прославились как великие астрологи. Павсаний сообщает, что Гелиос был отцом харит от своей связи с Эглой. Поклонялись ему во многих местах, в Коринфе, в Аргосе, в Элиде, на Родосе. В римской мифологии ему соответствует Соль (лат. Sol). Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса – Феб. Культ Гелиоса был особенно распространен в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображается Гелиос почти так же, как и Аполлон.

Бог Гелиос и остров Родос. - Знаки зодиака в античном искусстве. - Колесница Гелиоса. - Миф о Фаэтоне. - Кони Гелиоса. - Падение Фаэтона. - Гелиады, или Фаэтонтиды.

Бог Гелиос и остров Родос

Культ бога Гелиоса, или Солнца, вначале разнился от культа Аполлона, с которым его впоследствии отождествили.

Бог Гелиос, освещая всю вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому Гелиоса называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, бог Гелиос открыл Гефесту измену Афродиты. Богине Деметре бог Гелиос рассказал о том, кто похитил Персефону.

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке Гелиос держит шар, в другой - рог изобилия; подле него видны головы его коней.

Знаменитый Колосс Родосский (одно из античных семи чудес света), между ног которого проходили свободно парусные суда, есть также не что иное, как изображение бога Гелиоса.

Когда после свержения Титанов олимпийские боги поделили вселенную, бог Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Гелиос стал жаловаться Зевсу, и тот выдвинул со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Знаки зодиака в античном искусстве

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает бог-солнце на своей колеснице в течение года.

Путь бога Гелиоса разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими зодиакальными знаками:

  • Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры;
  • Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона;
  • Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Меркурия;
  • Рак (июль), за ним орел Юпитера;
  • Лев (август), около него корзина Деметры, ее обвивает змея;
  • Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Вулкана;
  • Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Марса;
  • Скорпион (ноябрь) с собакой Дианы;
  • Стрелец (декабрь) и лампа Весты с ослиной головой;
  • Козерог (январь) и павлин Юноны;
  • Водолей (февраль) и дельфины Нептуна;
  • Рыбы (март) и сова Минервы.

При этом в античности полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

Солнечный путь, по мифологическим сказаниям античности, совершенно не согласуется с принципами современной астрономии. По этим сказаниям, бог Гелиос, выходя из реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название Солнечных ворот. Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Ночью бог Гелиос описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь.

Колесница Гелиоса

Лишь только бог Гелиос показывался на востоке, как тотчас же Часы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в колесницу Гелиоса крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, Месяцы, Годы, Века вместе с Часами (Горы) составляли свиту бога Гелиоса, жилище которого - роскошный золотой дворец - находилось на самом дальнем востоке.

Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Эос (Аврора, заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы Гелиоа.

На своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого Часами и Днями, а впереди колесницы летит богиня зари Эос (Аврора), рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, находился на том именно пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь.

Геспериды, страна на конце вселенной, принадлежала Атланту. Атлант владел огромными стадами, которые паслись в стране Гесперид, и ему принадлежал знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые античные авторы указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию.

В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В этом же виде изображался Атлант чаще всего на резных камнях.

Бог Гелиос своими горячими и благотворными лучами способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла; вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею и внучкой - «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею: они обе умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них губительные волшебные напитки.

Миф о Фаэтоне

Кони Гелиоса

Падение Фаэтона
Гелиады, или Фаэтонтиды

Миф о Фаэтоне указывает на тот вред, который иногда причиняли земному шару палящие лучи Гелиоса.

Фаэтон , или «Блестящий» (в переводе с древнегреческого языка), был сын бога Гелиоса и Океаниды Климены. Поспорив однажды с одним из сыновей Зевса, который отрицал его божественное происхождение, Фаэтон отправился к отцу и весь в слезах стал умолять Гелиоса доказать перед всей вселенной его происхождение.

Бог Гелиос, тронутый горем сына, обещал сделать для Фаэтона все, что только в его силах, и даже поклялся исполнить его первое желание, хотя бы самое безрассудное. Тогда Фаэтон попросил бога Гелиоса позволить ему один только день управлять его золотою колесницею. Гелиос, предвидя опасность от управления такой неопытной рукой его крылатыми конями, пришел в ужас, но, поклявшись Стиксом, Гелиос должен был сдержать свою клятву.

В обычное время Гелиос приказал Часам запрячь коней; сам намазал лицо юноши волшебною мазью, чтобы предохранить Фаэтона от пламени, вылетающего из ноздрей этих коней.

Фаэтон, гордясь, что явится перед вселенной на золотой колеснице, смело взял вожжи, но кони, почувствовав тотчас же неумелые руки, понесли, сбиваясь с обычного пути. Испуганный Фаэтон, забыв все наставления отца, начал терять голову. Когда же Скорпион, к которому кони подъехали слишком близко, замахнулся на него клешней, Фаэтон бросил вожжи, и кони понеслись с ужасающей быстротой.

Вот что говорит об этом римский поэт Овидий: «Несясь с неудержимою быстротою, кони приблизились к земле: трава сохнет, деревья загораются, земля трескается и становится бесплодной, города объяты пламенем, моря высыхают и превращаются в песчаные пустыни. С тех пор жители Африки, кожа которых обуглилась от пламени, сохранили навеки темный цвет кожи, а Нил, испугавшись такого необычайного явления, бросил свое прежнее русло, и источник его скрылся от людских взоров. Властелин богов Юпитер, видя, что половина земли объята пламенем, хочет залить ее дождем, но не может вызвать его. Тогда, чтобы спасти вселенную от гибели, он берет свои громоносные стрелы и поражает ими несчастного юношу, который падает на землю. Гелиос, пораженный горем, отказывается освещать небесный свод, и только настоятельное приказание Юпитера заставляет его вновь совершать свой обычный путь. Сестры Фаэтона, Гелиады, в продолжение четырех месяцев не покидают его могилы, оплакивая безвременную кончину брата».

Тронутые жалобами и слезами Гелиад, сестер Фаэтона, боги превратили их в деревья, а неиссякаемые слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превратились в прозрачные капли янтаря, так высоко ценимого в античной древности.

Много художников изображали на своих картинах миф о Фаэтоне, в том числе и Рубенс, написавший прекрасную картину на эту тему. Из античных произведений сохранился на вилле Боргезе прекрасный барельеф, изображающий весь миф.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский , между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.

Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Легенда о боге солнца Гелиосе

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры ; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона ; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса ; Рак (июль) – за ним орел Зевса ; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса ; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды ; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры ; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона ; Рыбы (март) и сова Афины . При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид , и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.

Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею , внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею . Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них