Духовные ресурсы нашего освящения. Как приобрести знание

Толкования на 2 Пет. 1:5

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 5-7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера, так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26), вера мертва. Далее рассудительность. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение. Оно…

Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 1, ст. 1–10.

1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4. которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5. то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6. в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7. в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

8. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа…

Преображение Господне на горе Фавор. У ног Спасителя апостолы Иоанн, Петр и Иаков

Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание

Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное. Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.:…

Сообщение от pavls 2Pe 1:5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
2Pe 1:6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
2Pe 1:7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Приходилось ли вам, оправдывая своё нежелание помочь ближнему,

Мне кажется, что данный отрывок в контексте вообще не относится к ситуациям оказания помощи другим людям. Он начинается и заканчивается понятиями «вера» и «любовь», т.е. речь идет о качествах одной личности.

Здесь же «добродетель» я рассматриваю, как синоним слова «праведность», а о том, что в контексте есть «рассудительность», можно судить по следующему за ним качеству: «воздержание».

Здесь подходит следующее высказывание Павла:

«1Кор.10:23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.»

То есть, рассудительность нужна для того, чтобы определить, от чего и как нужно…

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели — рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме — воздержание; в воздержании — терпение; в терпении — благочестие; в благочестии — братолюбие; в братолюбии — любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь — вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей…

1 Приветствие. 3 «Покажите в вере добродетель, в добродетели рассудительность… » 12 Вера в изложении Петра основывается на его личном свидетельстве и на пророчестве.

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:

2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,

6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,

7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

[Зач. 64.] Си монъ…

Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

2 Петра 1:5-11: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей»

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: «Прилагая к сему все старание». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: «Мы». Да, мы нуждаемся…

О рассудительности На главную

О рассудительности

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, велика добродетель рассуждения. Соломон, один из самых мудрых людей, просил у Бога не богатства и могущества, а мудрости. Бог даровал ему ее, а сней и все блага жизни. Своей мудростью и рассудительностью Соломон славился на весь мир, и даже из дальних стран приходили послушать его. Премудрый царь так поучал в притчах: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание приятно будет душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого» (Притч. 2, 10-12). Добродетель рассудительности — это то, чего сейчас так нехватает нашему суеверному обществу. А ведь вера без разума — дело опасное. Поэтому рассудительность — это якорь, позволяющий твердо держаться Церкви и не следовать ветрам суеверия, поддерживаемых народной молвой и средствами массовой информации.

Без рассудительности, тяжело человеку держаться Церкви…

«…вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петра 1:5-7).
— этот текст Апостола Петра используется не только для размышления о том, как надо поступать, но и как оправдание для того, чтобы что-то не делать. Имею в виду слова «в добродетельности рассудительность». То есть, я подумал, рассудил, что сейчас не время добродетельности, так что извини, брат…
Конечно, это несколько утрированно, но суть такова: думай головой, прежде чем творить кому-то добро. Примерно так и в проповедях объясняется.

Но вот уважаемый trubchyk нашел, что
В греческом стоит слово не рассудительность, а:
(нравственное) совершенство, превосходные качества, добродетель, благородство;

Словарное определение для Ћret®:
Ћret®, Эсхил in crasi Џret® (a) І
1) доблесть, храбрость, мужество (ЋndrЗn…

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-17930/?stt=1803

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например. Воздержание – это крайне необходимая добродетель. Но мы знаем, что очень многие люди на простой вопрос: «Какой нынче праздник?» вместо того, чтобы сказать: «Собор новых мучеников и исповедников Российских», начинают говорить, что ещё с восемнадцатого века в России возникли тайные общества, которые были прикрытием масонских организаций. Эти общества потом сгруппировались в два общества - Северное и Южное. Руководители были такие-то. Первая их попытка переворота на Сенатской площади была подавлена артиллерией. Пятерых повесили. И так далее, и так далее. Начинают рассказывать всю историю революционного движения в России. А потом про семнадцатый год. Ведь любые революционные преобразования всегда направлены и против Церкви тоже, потому что их организуют люди, которые одержимы духами нечистыми. И наконец приступают к Собору новых мучеников – как они возникли.

В рассудительности…

1:1,2 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего
Пётр снова не стесняется называть себя рабом Христа и апостолом его, ибо он – точно тем и был. Обращается он к тем, кто так же, как и он (равно с ним) УЖЕ имел веру в Иегову и Христа Его, и имел дар святого духа. Но, тем не менее, он пожелал всем помазанникам по-прежнему продолжать возрастать в познании Бога и Христа. Нет предела познаванию Божественного естества, и вечности не хватит человеку, чтобы постичь Творца, чувствования и разум Его и самое главное — научиться поступать так же, как поступает Он.
тем, кто благодаря оправданию Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, обрел веру, столь же драгоценную, как наша (ПНМ).
Нелицеприятен Бог и вера …

От имени апостола Петра

Как же тогда вышло так, что его стали связывать с именем апостола Петра? На это можно ответить, что его умышленно стали связывать с Петром. Нам это может показаться странным, а в древнем мире это было обычным делом. Письма Платона написал не Платон, а его ученик от его имени. Иудеи тоже часто использовали этот прием. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами были написаны книги от имени царя Соломона, Исаии, Моисея, Варуха, Ездры, Еноха и многих других, а в эпоху Нового Завета возникла целая литература вокруг имени апостола Петра - Евангелие от Петра, Проповедование апостола Петра, Откровение апостола Петра.

Один примечательный факт может внести некоторую ясность в этот вопрос - этим методом пользовались и еретики: они писали и издавали вводящие в заблуждение и вредные книги под именами великих апостолов, утверждая, что это и есть учение великих…

Когда вы делаете добро другим, вы в первую очередь делаете добро себе.
Бенджамин Франклин

Сегодня я прочитала пост и даже вставила комментарий. Пост вскоре был удален по правилам см, кто его написал я не знаю и из-за удаленного поста не могу узнать больше.

Суть поста такая. Помогите люди добрые! Отвезли ребенка на лечение в Италию, ребенок умер, тело не отдают до тех пор пока не оплачены счета.

Теперь я, нечего мне больше делать наверное, размышляю… я стала супер бессердечной или крайне недоверчивой.
Мои рассуждения…
1. Не могу понять как такое могло случиться вообще чтоб такого больного ребенка приняли в больницу без предоплаты или взяли маленькую предоплату, вобщем непонятно.
2. Тело не отдают до оплаты по счетам. Если рассуждать логически значит тело находится в морозильной камере за которую так же считается посуточная оплата, которая с каждым днем увеличивается. Выгодно ли это больнице? Если…

Схиигумен Савва (Остапенко)

Духовная лествица святого апостола Петра

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (2Пет. 1:6-7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает…

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот - плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок - для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель - это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в…

Во втором послании апостола Петра находится знаменитый текст, который на мой взгляд суммирует очень многие истины, о которых мы говорили выше. Апостол начинает с утверждения, что все, что нам нужно для жизни и благочестия уже дано каждому верующему: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:3,4).
Войти в обладание Божьей благодатью возможно через построение с Богом отношений, основанных на доверии, вере и любви. Такие отношения апостол Петр называет познанием Бога. Отношения с Господом развиваются на основе Его славы и благости к нам. Господь благ и эта жизнеутверждающая истина всегда влечет нас к Нему.
Нам дарованы великие и драгоценные обетования Божьего Слова. В притче о сеятеле Господь назвал их…

Петр перечисляет последовательные ступени развития зрелого христианского характера, начиная со слов предупреждения обращая наше внимание на то, что для успешного прохождения через этот процесс мы должны прилагать старание. Без труда мы не будем иметь успеха и это главная мысль.

Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя — это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. От него происходит вера, которая является незаменимой стартовой площадкой, с которой берут свое начало семь восходящих ступеней духовного роста.

Первой в этом списке идет добродетель.
Слово, переведенное здесь на русский язык как «добродетель”, в древнегреческом языке имеет смысл «превосходство” и могло относиться к любому роду деятельности: лепке керамических изделий, вождении лодки или игры на флейте. И поэтому мы не должны ограничивать понимание этого слова просто моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни: учитель,…

Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте вера добродетель , то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков (Иак. 2:26) , вера мертва. Далее рассудительность . Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти терпение . Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие , а к всему этому любовь , которую апостол Павел называет совокупностью совершенства (Кол. 3:14) . Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного Своего (1 Ин. 3:16) , а Сына пролить Кровь Свою за нас (Ин. 3:16) .

Толкование на 2-е послание Петра.

Беда Достопочтенный

Добродетель здесь он положил не в чудотворении, но в благом образе жизни, который с правой верой соединяется, чтобы при отсутствии дел вера не была бы бесполезна и мертва, к чему буквально все старание приложить предписывает, поскольку нерадивый в работе своей - брат расточителю (Притч. 18:10) .

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность

То вы, прилагая к сему и проч.: блаженный Феофилакт о связи речи здесь выражается так: «изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества, и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь». - То вы : собственно - и вы, в таком смысле, что как Бог с своей стороны то и то сделал для вас, то и вы с своей стороны делайте то и то для Него. - Прилагая все старание : (см. 2 Пет. 1:10 , ; 2 Пет. 3:14), - так как Бог все сделал для вас, чтобы даровать вам все блага для жизни и благочестия, то и вы, с своей стороны, употребите все старание, чтобы воспользоваться как должно всем тем, что даровано вам. - Покажите и проч.: убеждая, апостол показывает верующим высокую лествицу добродетелей, по которой должен идти верующий, чтобы достигнуть совершенства, начиная с веры, составляющей начало и основание сей лествицы добродетелей, и кончая любовию, составляющею союз совершенства (ср. Рим. 13:10). - В вере добродетель : вера - и как духовное настроение, и как практическая добродетель - есть основание и корень всех добродетелей, как говорит блаженный Августин: «вера - мать и корень всех добродетелей». Здесь она означается как дар Божий, как дар благодати (Ин. 6:29 ; Еф. 2:8). - Добродетель : мужественный, твердый, решительный образ действий противу всех врагов нашего спасения во укрепление всех добрых дел. Она соответствует силе Божией, отклоняющей с энергией всякое зло (2 Пет. 1:4) . Между прекрасными плодами на прекрасном дереве веры это лучший плод (ср. Фил. 4:8). - Рассудительность : точнее, но общее - знание; это разумный и рассудительный образ действий и мыслей, при котором быстро соображают, что полезно и вредно, хорошо и худо, что нужно делать и чего избегать. Это же знание, или рассудительность, предохраняет от неразумной ревности и от всяких излишеств в мысли, действиях и жизни. Это - мудрость, это - глаз всех добродетелей, без этого глаза добродетель может быть слепа, может впадать в заблуждение. Это знание, рассудительность и мудрость, есть как бы путеводная нить добродетелей, руководит и умеряет всякую добродетель, так что руководствующийся ею делает ни мало, ни много, идет ни направо, ни налево, а прямой стезей, идет прямо к цели и не блуждает.

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь

Ответом со стороны христиан на действия благодати Божией не только удаление от господствующего в мире растления (2 Пет. 1:4) , но и, главным образом, положительная добродетель в разных ее разветвлениях. Апостол в ст. 5-7 показывает степени преуспеяния. «На первом месте вера , так как она есть основание и опора добра. На втором месте добродетель , т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков (Иак. 2:26) , вера без дел мертва. Далее разум . Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За ним воздержание . Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, - чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар, то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится братолюбие , а ко всему этому любовь …» (блаж. Феофил).

В отрывке из второго послания Петра мы читаем:

2 Петра 1:5-7:
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Должно ли что-либо прилагаться к нашей вере? Апостол Петр говорит: «Да». Что же должно прилагаться к вере? Петр перечисляет: добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Обратите внимание, что он не говорит: «Если вы хотите, то можете использовать этот предложенный список». Наоборот, он делает акцент, говоря: «Прилагая к сему все старание ». Пребывать в вере – значит прилагать все старания, чтобы соблюдать те вещи, о которых говорит Петр. Кто должен прилагать старания? Ответ очень прост: «Мы ». Да, мы нуждаемся в Божьей помощи и силе. Однако эта сила не будет принуждать нас соблюдать написанное. Она призвана помогать нам в соблюдении Слова Божьего.

В Галатам 5:22-26 Павел говорит о тех же вещах, что и Петр, но иными словами:

Галатам 5:22-26:
«Плод же духа [новая природа, новый человек]: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны . Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

Римлянам 12:1-2:
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего , чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Оба апостола призывают нас: «Следуйте образу нового человека, а не ветхого; обновляйте ваш разум; прилагайте добрые качества к своей вере».

Возвращаясь к отрывку из 2 Петра, давайте предположим, что человек, несмотря на призыв Слова Божьего дополнять свою веру добрыми качествами, не прилагает к этому никаких усилий. Что тогда произойдет? Ответ можно найти, глядя на происходящее с человеком, который, наоборот, прилагает старания. Во 2 Петра 1:8 записано:

«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа ».

Если мы прилагаем старания, чтобы дополнить нашу веру добрыми качествами, тогда мы не останемся «без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Следовательно, тот, кто не соблюдает этого, не прилагая стараний дополнить свою веру, останется без успеха и плода в познании нашего Господа Иисуса Христа. Петр продолжает:

2 Петра 1:9:
«А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Тот, кто не прилагает стараний дополнить свою веру добрыми качествами, был назван слепым. Человек, позабывший о том, что был прощен и очищен от прежних грехов, похожий на раба из притчи о прощении 10000 талантов, который забыл о щедрости и прощении своего господина. Петр продолжает говорить:

2 Петра 1:10:
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание ; так поступая, никогда не преткнетесь».

Почему мы должны стараться делать твердым наше звание и избрание, если это уже навсегда было сделано в прошлом, в тот момент, когда мы поверили? Потому что мы в тот момент только лишь начали путь нашей веры. Теперь эта вера должна укорениться в нас. Она должна стать «твердой» и быть дополненной добрыми качествами. Она должна начать приносить плоды. Петр говорит нам:

2 Петра 1:11:
«Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

«Ибо так», в значении «поступая таким образом», «таким образом», «из-за этого», откроется «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя». Каким образом? Мы читаем об этом в предыдущих стихах. Прилагая старания, чтобы дополнить свою веру добрыми качествами, о которых говорил Петр, делая твердым наше звание и избрание, мы не останемся без успеха и плода и свободно войдем в Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Эти размышления побуждают меня задать вопрос: «Означает ли это, что тех людей, которые прилагали все старания, чтобы сделать свою веру «плодоносной», ожидает очень теплый приём в Царстве Господа, а тех, которых можно назвать «бесплодными», в Царстве Божьем ожидает холодный приём?» Перечитайте главы 2 и 3, а также слова Господа о том, кого Он будет приветствовать в Своем Царстве. Принимая во внимание слова, сказанные нашим Господом, я полагаю, что только готовые к встрече с Господом будут приняты в Царство Небесное. Это не означает, что только совершенные и безгрешные будут приняты в Царство. Один Господь совершенен и безгрешен. Это означает, что мы заботимся о нашей вере и, пусть черепашьими шагами, но идем по пути нашей веры, стремясь к праведной жизни. Когда человек стремится жить по вере, но порой оступается и падает, то это сильно отличается от ситуации, когда грех становится обыкновением и игнорируется все, что связано с верой человека. Дверь Царства Небесного не будет отрытой ни для пяти неразумных дев, ни для лукавого и ленивого раба, ни для человека, не пребывавшего на Христовой лозе. Пусть эти примеры послужат для нас уроком.

Пусть мы, наоборот, будем заботиться о нашей вере и, несмотря на свои ошибки и падения, прилагать к ней «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь…. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании (гл. I, ст. 6, 7) дает нам наставления, как достигнуть этих дарований.

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели - рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Покажите в вере вашей добродетель

Нравственно-духовная жизнь начинается верою. Вера - первая ступень в лествице нашего спасения. Вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, воспитал в себе такую веру, то непременно будешь обнаруживать ее делами - будешь стараться исполнять волю.Божию, стремиться ко всему доброму: в мыслях, словах и делах.

Такое расположение к доброму, стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную деятельную силу духа - добродетель, порождаемую верою.

Таким образом, истинная, сердечная, живая вера рождает добродетель, творит добрые дела. Со своей стороны, добродетель возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственных достоинств, ибо одна вера, без добрых дел, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. «Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его?» Мало того, такая вера нечиста, суетна, недействующа и даже мертва: «Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе» (Иак. 2, 14, 17).

В добродетели же - разум (рассудительность)

Стремясь к добру во всем: в мыслях, словах, делах - и стараясь исполнять волю Божию, христианин опытно научается истинно судить о вещах, различать Божие от человеческого, добро истинное от ложного, зло действительное от мнимого, правду от неправды, т. е. развивает в себе практическую христианскую опытность - святое благоразумие во всех делах. Это и есть нравственное рассуждение, разум духовный, христианское благоразумие.

Значит, добродетель производит духовный разум, но и сама от него приобретает совершенство, ибо какая добродетель полезна, если нет при ней разума? «Ревность не по разуму» (Рим. 10, 2).

В разуме же - воздержание

Духовный разум открывает христианину, где добро и зло, где истина и ложь в нем самом, в его поврежденном сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей - и христианин ясно видит, как пусты и ложны их обольщения и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, он начинает мало-помалу противиться порочным наклонностям, старается удерживаться от уудовлетворения злых похотей, искореняет страсти и, таким обpaзом, приобретает новое нравственное совершенство - воздержание от злых похотей и страстей, соделывая чистым свое сердце. А чистота сердца возвышает и развивает духовный разум его, ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

В воздержании же - терпение

Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него враги внешние: разного рода искушения и соблазны - ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих присных, потерю имущества, расстройство здоровья - все это он часто испытывает на себe самом! Искушения на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения, и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать умственные пожелания, побеждать страсти.

Терпение - новое, высшее нравственное совершенство - является вслед за воздержанием. Со своей стороны, и терпение трудному подвигу воздержания подает большую силу и крепость. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях есть слабость души, а ослабленный извне дух естественно становится не способным побеждать и внутренних своих врагов.

В терпении же - благочестие

Стяжавши воздержание, научившись благодушному перенесению бедствий, терпению среди искушений, христианин восходит на новую ступень нравственно-духовной лествицы - развивает и воспитывает в себе благочестие.

Благочестие - это нравственно-религиозное настроение христианина, его мыслей, чувств и действий, в котором у него, при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце - прославление пресвятаго имени Божия, искреннее желание благоугодить Богу, усиленное старание исполнять Его святую волю. Это круг многих добродетелей и нравственных совершенств: здесь и страх Божий, и живое упование на Бога, и всецелая преданность Ему, и смирение, и искренность мыслей и чувств, слов и действий, и чистота намерений и побуждений. «Благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1 Тим. 4, 8).

Оно сообщает нравственное достоинство предшествующим подвигам - терпению и воздержанию. Христианин, обладающий истинным благочестием, еще тщательнее очищает свое сердце от страстей и похотей, зная, что мерзость Господеви даже помысл нечистый, что только чистые сердцем видят Бога, а в искушениях и напастях еще более укрепляется духом, будучи уверен, что Господь не допускает христианину «искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие» (1 Кор. 10, 13), зная еще, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18).

В благочестии - братолюбие

Благочестие одушевляет и освещает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце, и в нем из любви к Богу развивается любовь к ближним - сначала не ко всем, а только к единоверным братиям,- развивается братолюбие.

Христианин начинает любить в Господе всех, исповедующих одну с ним веру,- любить искренно. Для него теперь нет ни раба, ни свободного, не существует различия звания и состояния, пола и возраста, для него все христиане - дети одного Отца Небесного, все искуплены драгоценнейшею Кровию Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - во имя Отца и Сына и Святаго Духа,- все равно призваны ко расению, всем наконец дарует Он от Божественной силы вся, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1, 3).

Христианин всем сердцем желает спасения и деятельно содействует спасению всех - молитвами, словом участия, утешением, наставлением и своим примером.

Со своей стороны, и братолюбие дает силу благочестию и сообщает ему совершенство: «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть» (1 Ин. 4, 20).

В братолюбии же - любовь

Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства - любовь.

Любовь к Богу одушевляет любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется - оно теперь любовию своей обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх совершенства - высшая, последняя ступень в духовной лествице.

И преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто всех любит равно, милосердно и нераздельно,- тот достиг совершенства».

И апостол Павел учит: «Над всеми же вами стяжите любовь, яже есть союз совершенства».