Действий алтарника на литургии. Стихиры на стиховне

Алтарник (пономарь) - помощник священнослужителей в алтаре и храме. О том, кто может стать алтарником, каковы его обязанности и что главное в этом служении, мы беседуем с Валерием Александровичем Тепловым, алтарником Скорбященского храма г. Клина.

- Валерий Александрович, кто и с какого возраста может стать алтарником? Что для этого нужно?

Алтарник - мирянин, т.е. в алтарники не посвящают, это послушание. С какого возраста и кому можно войти в алтарь - решает настоятель храма, он же благословляет человека на это служение. Один из батюшек, которому я сослужил, вводил в алтарь мальчиков-прихожан c 5-6-летнего возраста, они тоже прислуживали за богослужением. Но многие священники считают, что это служение требует определенной духовной зрелости - всё очень индивидуально.

- А что входит в обязанности алтарника?

Алтарник помогает священнослужителям. Он должен подготовить место служения, облачения священников и диаконов, кадило, просфоры, воду и вино, следить за своевременным возжением свечей, лампад, светильников. В его обязанности входят помощь при совершении таинств, уборка в алтаре, при необходимости - чтение Часов, а иногда, если священник благословит - и Апостола.

Т.е. получается, что помимо молитв и богослужения нужно знать и церковно-славянский язык. Сколько же времени требуется, чтобы все это освоить?

Повторюсь, все очень индивидуально. Если у человека есть вера и он воспринимает эту деятельность как служение - это главное. Порой достаточно знания основных молитв, а остальное приходит со временем.

- Исходя из ваших слов, обычно люди учатся на практике и занимаются самообразованием?

Да, но помимо этого сейчас есть много возможностей получить знания: в воскресных и церковно-приходских школах при храмах, на богословских курсах, в высших учебных заведениях (ПСТГУ, МПИ им. Иоанна Богослова и др.).

- Валерий Александрович, вы тоже учились на практике? Как и когда началось ваше служение?

Я к вере пришел поздно, в 90-е годы. Тогда вся страна просыпалась от безбожного сна, ну и я тоже… Сначала в церковь долго ходил, потом помогал в открытии нескольких храмов. А в алтарь впервые вошел в храме Георгия Победоносца на Варварке. Поначалу боялся что-то сделать неправильно, многого не знал, порой пытался «проскочить» между царскими вратами и престолом, и меня деликатно поправляли…

- Значит, существуют определенные запреты, ограничения?

Алтарник не должен касаться престола и предметов на нем, жертвенника, если коротко - всего того, на что призывается Дух Святой при совершении богослужения. Нельзя переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и царскими вратами…

- А женщины могут прислуживать в алтаре?

Могут, по усмотрению настоятеля и по благословению священноначалия. Существуют при этом определенные правила: возраст не менее 60-ти лет, безбрачие, т.е. женщина должна быть вдовой или девицей, ну и, конечно, она должна быть устоявшейся в вере, не новообращенной. В деревнях, где мужчин не хватает и в монастырях это особенно распространено. А в прошлом веке, во времена гонений на Церковь, алтарницами были именно женщины. В церкви тогда, можно сказать, вообще были одни «белые платочки», поэтому вера сохранилась во многом благодаря самоотверженности этих женщин.

Беседовала Юлия Павлюк

Интервью со звонарем Скорбященского храма г. Клина Н. В. Глухойкиной
Автор: Ю. Павлюк
Раньше церквей было много, в любой части города или села был слышен колокольный звон. Знаете, в России до революции было более 1 миллиона колоколов! Даже если человек был занят работой, он по звуку колокола понимал, что происходит в храме и эта живая связь не прерывалась

Образование для христианина - это миссия
Автор: Наталия Гусева
Как-то, возвращаясь из Москвы, я оказалась в одном купе с молодым мусульманином. Вечером я тихонько вытащила молитвослов, а он - правило для намаза. Мы взглянули, улыбнулись и... всю ночь провели за беседой «а как у вас?». Хороший парень, правильный. Кстати, мы с ним пришли к такому выводу, что толкование духовных книг «от себя» не очень хорошо…

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

1. Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После поклонов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием кадила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

2. подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4. во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектении распределить заказные поминания между служащими священнослужителями;

7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9. перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор.

10. после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник пород Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»

11. после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «СВЯТОМУ СВЯТЫХ» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

6. Обязанности пономарей за Всенощным Бдением (воскресным)

Вечерня

«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа»

Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — 2, если один диакон — 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвращении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на Горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.

Великая ектения -»Миром Господу…» пение «Блажен муж»

Малая ектения — «Господи воззвах…»

Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах подать диакону (если диаконов двое то и два кадила). Когда диакон входит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, против друга.

При пении догматика открываются Царские врата

Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).

Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий»

Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.

Диакон произносит: «Вонмем» Свящ: «Мир всем»

При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в Алтарь, ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.

Ектения: «Рцем вси» чтение «Сподоби Господи» Ектения: «Исполним вечернюю молитву», Пение стихир. «Ныне отпущаеши»

Тропарь, и Царские врата открываются.

Конец вечерни.

Царские врата закрываются.

Утреня

Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари, Кафизмы.

Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».

«Хвалите имя Господне»

Малая ектения

Чтение Евангелия

Происходит каждение Алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола.

Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.

По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.

«Спаси Боже, люди Твоя». Канон.

Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию

По окончании прикладывания пономари идут впереди священника, несущего Евангелие, и несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па прежнее место у Престола. Тушат свечи делают поклон священнику.

По 8-й песни «Величит душа моя Господа»

По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песне происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и «Матерь Света» и продолжает каждения всего храма.

По каждении — поклон (как положено священнику, и диакон отдает пономарю кадило.

«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст.

Царские врата при словах «Господи сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.

Чтение 1-го часа.

В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:
— замена в храме,
— возжигание в и на иконостасе,
— при необходимости – чтение на богослужении (см. ).
— принесение в алтарь , воды,
— подготовка ,
— подготовка священников и диаконов (см. ),
— подавание плата для отирания уст во время ,
— помощь священникупри совершении и ,
— функции звонаря,
— уборка в алтаре.

На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.

Алтарник как прообраз Ангела

Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и убирается после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.

иеромонах Иероним (Зуб)

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона

(скачать в формате )

1) Затеплить лампады . Приготовить вино . Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать .

3) Когда начинается каждение — открыть . (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило .

4) Малый вход. Во время возгласа священника « Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола . Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести » и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило .
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило , если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу . По окончании каждения забрать кадило .
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом . Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу .
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник .
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком.
Хор: повторяет прокимен.
Чтец: Стих после прокимна.
Хор – прокимен целиком.
Чтец: Прокимен (1-ю часть – до запятой).
Хор : 2-ю часть прокимна.
(Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен , глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание - первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец : - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец : - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава .. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  1. Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  2. Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  3. В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  4. Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  5. Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Правила поведения алтарников

(скачать в формате )

Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.

Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок желательно не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.

Как держать плат при причащении

Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
— держали руки на груди крестом;
— ни в коем случае не крестились перед Чашей;
— дети сразу проглатывали Святые Дары.
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.

Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение - открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем..." перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: "Благослови владыко святый Апостол прочести" и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее - зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» - подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: "Тебе поем…" (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
19) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
20) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
21) Зажечь свечу на жертвеннике.
22) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
23) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: "Всегда, ныне и присно…" перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола.
Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.).
Прокимен целиком. Хор: прокимен.
Стих. Хор – прокимен.
Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”- трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание - первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й - Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
1) Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
1) Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
2) В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
3) Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
4) Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона.

  1. Затеплить лампады . Приготовить вино . Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
  2. Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор .
  3. Когда начинается каждение — открыть завесу . (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило .
  4. Малый вход. Во время возгласа священника « Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
  5. Чтение Апостола . Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
  6. Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило .
  7. Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
    1. Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
    2. По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
  8. Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
    1. Подать кадило , если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
  9. Великий вход.
    1. По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса. Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу . По окончании каждения забрать кадило .
    2. По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом . Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
    3. Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
  10. Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу .
  11. Во время пения «Символа веры» кипятится чайник .
  12. При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
  13. На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
  14. Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
    1. Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
  15. По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
  16. Открыть завесу по указанию священника.
  17. Переставить свечу к иконе Спасителя.
  18. Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
  19. После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
  20. Зажечь свечу на жертвеннике.
  21. Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
  22. Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
  23. Раздать антидор.
  24. Читать благодарственные молитвы.
  25. Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола.

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен , глас (.).

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Стих. Хор – прокимен.

Прокимен (1 часть – до запятой). Хор : 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен , глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец: ……….. *чтение.

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя”трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец : - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец : - 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание - первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава .. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.