Cities xl как лучше строить город. Ноги без колосса

Градостроительные симуляторы завоевали сердца геймеров во времена создания культа SimCity . Тогда, в 1989-м году, это был настоящий прорыв игровой индустрии, гениальное творение Уилла Райта (William R. Wright), принесшее великую славу компании Maxis . Популярность проекта стала основой рождения целой серии, посвященной прокладке автомобильных дорог, строительству домов и офисов, удовлетворению потребностей красочных виртуальных человечков. Эпопея гениальности фактически закончилась в 2003-м году, когда состоялся релиз SimCity 4 . Важно отметить, что в нее до сих пор играют миллионы фанов по всему миру, о чем красноречиво свидетельствует процветающий интернациональный сайт Simtropolis.com , где пользователи создают журналы со скриншотами их виртуальных городов (например, Калининград), проводятся конкурсы с призами и, конечно же, выкладываются десятки и сотни дополнений.

Впоследствии в жанре периодически появлялись новички, но они лишь напоминали нам о существовании старой доброй SimCity 4 . Например, в 2007-м вышла злополучная SimCity Societies , которая также создавалась в недрах Maxis , но она, как и многие другие представители жанра, попросту пародировала возможности «подлинной» SimCity и подавалась при этом под красивой оберткой: 3D-графика, громкое название. Однако куцый геймплей не способен надолго удержать наше внимание. Сегодня все поделки и вовсе стали не более чем частью истории без своих поклонников, а некоторые лишились даже своих официальных сайтов. Поэтому можно смело утверждать, что с 2004-го года не было ни одной действительно качественной разработки в этом жанре за исключением разве что Tropico 3 , но она относится больше к симуляторам политиканов. Но одни энтузиасты все же предприняли попытку сдвинуть с насиженного пьедестала легенду.

Мэра отшлепали за растраты

Настоящая звезда надежды для любителей побывать в шкуре мэра засверкала на небосводе в 2008-м году. Французские разработчики из Monte Cristo Games , немного известные по не очень популярной City Life , несостоявшегося «убийцы» SimCity 4 , решили прыгнуть выше головы и снова попытать свое счастье на этом поприще, анонсировав многообещающий проект Cities Unlimited . Началось все с форума, где посетителям позволялось вести открытый диалог с сотрудниками компании по всем элементам будущей игры, начиная с общих вопросов, касающихся геймплея, заканчивая внешним видом виртуальных тротуаров. Это рождало ощущение всеобщей причастности к созданию идеального градостроительного симулятора - мечты фанатов SimCity . Масла в огонь подливали регулярные откровения в официальном блоге Monte Cristo с обязательным приложением красивых скриншотов и видеороликов.

Затем наступили времена перемен, сопровождающиеся сменой имени будущего хита в несколько неблагозвучное Cities XL и вроде бы не предвещавшим беды внедрением онлайн-режима. Теперь нам предстояло строить города на общей планете и торговать друг с другом, а за данное удовольствие требовалось ежемесячно платить. Тогда же в коммьюнити прозвучали первые нотки сомнения в успехе. Как ни странно, на этом цепочка разочарований еще только начиналась: практически перед самым релизом авторы начали активно рекламировать Cities XL , однако в списке ее особенностей было очень немногое из того, что обещалось годом ранее.

Оказалось, что девелоперы не воспринимали всерьез ни одного сообщения или пожелания со стороны участников официального форума. Тысячи предложений так и остались лишь в воспоминаниях и архивах сайта. Monte Cristo шла по неведомым путям в неизвестность, теряя приверженность фанатов и поддавшись единственному желанию заработать денег уже известным брендом. Все опасения подтвердились в октябре 2009-го года, когда игра появилась на свет, серверы были запущены, а первые зарегистрировавшиеся пользователи начали застраивать виртуальные планеты. Красивые виды в 3D, смена времени суток, возможность прогуляться по улицам возведенного своими руками города, полное отсутствие ограничений в строительстве дорог - ничто из этого не смогло спасти проект от неминуемой гибели. Cities XL задохнулась в своих амбициях по прошествии трех месяцев - сервера были закрыты в марте 2010-го года из-за очень низкого числа подписчиков и крайне опасного финансового состояния разработчика. Причина проста - было неинтересно, обещанное не реализовали, геймплей быстро надоедал. Все знакомые болезни коллег по цеху, проваливших задание «убить SimCity 4» , здесь были налицо.

Новый мэр действует в соответствии с планом

Спустя несколько месяцев на страницах игровых интернет-изданий вновь звучит запомнившееся неудачами «Cities XL» , но на этот раз с суффиксом «2011». Анонс прозвучал из уст другого разработчика - французов из Focus Home Interactive , купивших к тому моменту у Monte Cristo все права на проект. Очередная попытка воссоздать нереализованное или испытать свои силы в исправлении ошибок провальной, но готовой и отлаженной игры - это стало загадкой для всех. Тогда генеральный директор компании Седрик Лагарриг (Cedric Lagarrigue) заявил буквально следующее: «Мы хотим, чтобы у Cities XL было будущее. Несмотря на то, что она не смогла добиться успеха, она могла быть довольно успешна в Европе. Нельзя оставлять без будущего и коммьюнити, которое развивалось вокруг проекта все это время. Кроме того, мы убеждены, что серия оставит свой след в истории, как и было обещано в пресс-релизах первой части Cities XL . Поэтому Focus Home Interactive готовит продолжение. Что касается поклонников других градостроительных симуляторов - контент Cities XL 2011 , его насыщенность и функциональность понравятся всем и каждому».

Снова череда обещаний, вновь старая песня о главном - достичь уровня популярности и продаж SimCity 4 . И, как мы уже убедились на провалах подобных симуляторов, сделать это очень нелегко. Ключевой особенностью нового образа Cities XL стало полное отсутствие сетевого режима. И хотя интернет-соединение потребуется для запуска и регистрации, все признаки онлайнового функционала разработчики пообещали вырезать подчистую. Теперь никакого ажиотажа, работа с сообществом практически не велась, раскрутка бренда была намного менее масштабной, чем при Monte Cristo . Тихо и без шика 15 октября состоялся релиз Cities XL 2011 для Европы и США (а русскоязычный вариант совсем недавно выпустила компания «Акелла »), доделанного и включающего только «сингл».

Мэр утверждает бюджет

Cities XL 2011 , безусловно, - одна из самых красивых игр не только среди конкурентов, но и вообще среди игр в целом, где есть столь огромные локации с большим количеством домов, улиц, автомобильного трафика, прохожих. Благодаря полноценному 3D мы вольны взглянуть на все это с высоты птичьего полета, либо «вселиться» камерой в прохожего или машину и понаблюдать за происходящими событиями в городе с видом от первого лица. Смена дня и ночи демонстрирует графические изыски обновленного движка, а анимированные люди дарят ощущение, что наш мегаполис живет своеобразной интересной жизнью. Строить и наблюдать за результатом своих трудов - это одно из местных развлечений виртуального мэра. И если в Cities XL это было чуть ли не основой всего, то здесь к прекрасной визуальной составляющей прибавляется масса расширенных геймплейных возможностей.

Перекочевавшая из предыдущего проекта система свободного планирования застройки выгодно отличается от клеточной в SimCity 4 . Это позволяет нам придумывать совершенно непохожие друг на друга схемы дорожных развязок, повторять обустройство микрорайонов в существующем городе или просто создать свой способ размещения высоток, например, с видом именно на залив. В Cities XL 2011 была улучшена система поиска путей для транспорта и пассажирского потока от домов горожан к офисам, магазинам или заводам. Так, широкая трасса с шестью полосами будет приоритетнее для трафика, нежели узкая улица. Кроме того, если вы построите поликлинику или пожарную часть не в отдаленной и запутанной перекрестками улочке, а на трассе, пролегающей через весь город, то уровень влияния муниципального здания будет иметь больший радиус.

Обещанные ранее в онлайн-режиме Cities XL и введенные теперь автобусы честно перемещают пассажиров по проложенным заранее маршрутам и установленным вручную остановкам. Действительно важная фишка в градостроительном симуляторе. У нас имеется возможность даже заменить подвижной состав в депо на маловместительные и недорогие микроавтобусы, либо пустить обычные рейсовые машины или даже двухэтажные вольготные рутмастеры. Еще одно серьезное нововведение, приближающее проект к легендарной Transport Tycoon , - железнодорожный транспорт. Точнее, здесь нам представлено только метро, которое строится либо под землей, либо по эстакаде. На деле присутствует ощущение, что его ввели на поздней стадии разработки. Во-первых, не хватает станций для наземных путей (есть подземные вестибюли с «дырявой» 3D-моделью, ее не изменили даже в патче), а во-вторых, не всегда понятно, что виртуальным жителям приоритетно - метро или автобусы. Вопреки логике, первое они почему-то используют гораздо реже, чем последнее.

Кроме того, отказавшись от онлайновых ограничений «сингла», авторы предоставили на выбор порядка 50 различных карт с отличающимся климатом, которые ранее были доступны сетевым подписчикам. Помимо общественного транспорта теперь имеются и все здания, разбавлена нововведениями экономика и торговля городов, детализирован интерфейс налоговой системы, добавлено большое количество мелочей вроде новой анимации или обновленных шейдеров. В отличие от предшественника, все возможности не сбоят. В остальном все как раньше: налоги влияют на спрос, торговля между городами открывает новые возможности дальнейшего роста и развития, а от вашей изобретательности зависит счастье граждан. И вот вроде бы Cities XL 2011 во всех отношениях идеальна и сбалансирована, однако спустя несколько часов стройки и планирования приходит осознание пугающих недоработок, скрытых за пеленой счастья и радости первых впечатлений.

Постройка пожарной части помогла мэру не прогореть

Оказывается, что электроэнергию и воду развозят грузовики, которым все равно, где находится пункт назначения, даже если он на соседнем материке через океан. Оба ресурса включены в огромный список объектов купли-продажи, включающий также, например, самих горожан! Да-да, за то, что вы позволяете ездить трудягам на предприятия в соседний город, они обязаны вам платить деньгами или ресурсами. Это было бы логично для нефти или товаров, но ведь эти изъяны были на каждом шагу еще в годовалой давности Cities XL. Если вспомнить регионы в SimCity 4 , то там граждане были вольны самостоятельно перемещаться между населенными пунктами, искать себе более привлекательное место для жизни или работы. Электроэнергию и воду нужно было передавать через ЛЭП и трубы - и только городам на границе и остальным по цепочке. При этом объемы перевозок и транзита ресурсов исчислялись конкретными единицами измерения. Подобное стремление к реализму чуждо для Cities XL 2011 .

На первый взгляд логичное деление жителей на несколько сословий (необученные и обученные рабочие, исполнители, элита) кажется хорошей задумкой. Упрощается управление городом, поскольку мы наделены полномочиями планирования не только отдельных зон для каждого класса, но и отдельных вакансий для них. Чем выше класс, тем труднее ему угодить. Например, элита хочет селиться рядом с парками и рекреационными зонами, но при этом требует, чтобы поблизости были работа, хорошее медицинское обслуживание и образование, а еще лучше - курорт прямо под окнами их пентхауса. И в очередной раз мы натыкаемся на оплошность девелоперов, омрачающую видимость сбалансированности геймплея. Как бы это странно ни звучало, необученные рабочие не смогут стать обученными, построй рядом с ними хоть десяток школ. И наоборот, элита никак не сможет обеднеть. В SimCity 4 , помнится, этот момент очень удачно реализовали: нижний класс мог стать средним, если район обустроить и создать в нем хорошие условия для жизни. А богачи сами искали те районы для проживания, где можно построить дорогой особняк и не бояться быть обворованным бедняками. Другими словами, в отличие от Cities XL 2011 , там не требовалось выделять новые зоны - для повышения их привлекательности достаточно было лишь улучшить условия жизни.

По этой причине суть всего игрового процесса сводится к повторяющимся и однообразным действиям. Сначала строим город с низкой плотностью населения, сносим старые дома, на их местах ставим новые с высокой плотностью и так до тех пор, пока не упремся в границы карты, либо нехватку ресурсов. На этом все, game over, можно начинать строительство другого города. И нет здесь никаких событий, нет новостей, никто не выходит на митинги и забастовки, не происходят пожары, вагоны метро не падают с эстакад, машины не бьются в авариях. И все эти неувязки и недоделки раскрываются все чаще с течением игры. Многообещающая экономика находится вообще на втором плане: за все время развития деревни до мегаполиса можно вообще ни разу не заглянуть в раздел интерфейса «Налоги» с многочисленными ползунками - и жители при этом останутся счастливы, и казна в профиците.

И тут назревает вопрос: как при таком уровне внимания к деталям, почти идеальной системе прокладки дорог, неограниченных возможностях экономики не довели до ума, по сути, мелкие «ляпы», сводящие все на нет? Ответ известен одной лишь Focus Home Interactive . Но мы лишены сомнений в огромном потенциале этого симулятора. Возможно, в будущем разработчики выпустят громоздкий аддон с исправлением рассмотренных сегодня нами проблем. Хотя когда годом ранее вышла Cities XL , игру посчитали слишком рано рожденной на свет, но наделенной большим потенциалом. Удивительно, но после релиза Cities XL 2011 год спустя характеристика почти не изменилась. Только отказ от онлайна спас ее. Да, выглядит она чуть более совершенной, чем ее младшая сестра. Однако ей удалось выбраться лишь в полуфинал решающей схватки с SimCity 4 , немного приблизиться к ней по своим возможностям и геймплею. И сегодня никто так и не будет спорить с утверждением, что место «убийцы» легендарного творения Уилла Райта пока еще вакантно.

Плюсы: новая попытка побороться с легендой в жанре градостроительных симуляторов -SimCity 4; превосходная 3D-графика; внимание художников и аниматоров к мелочам; свободная планировка строительных зон, почти идеальная система прокладки дорог и тоннелей метро; продуманная система общественного транспорта; исторические объекты; без онлайн-режима теперь нет ограничений «сингла»; вселяет надежду, что у игры есть будущее.

Минусы: город самостоятельно не развивается, нет никаких событий или происшествий; движок не использует все имеющиеся ресурсы компьютера, из-за чего игра очень сильно тормозит даже на мощных системах; огромный потенциал экономики не востребован; нелогичные решения с ресурсами: жители в обмен на нефть - это сильно.

Cities XL 2011 - градостроительный симулятор, призванный всколыхнуть сонное болото, в котором жанр пребывает уже не первый год. Смогла ли новая игра от французской студии Monte Cristo превзойти легендарную SimCity? Об этом - в нашем обзоре!

Отправить

- Алло! Да, что? Сдавайте эти дома в эксплуатацию, и точка! И автобусную остановку неподалеку... что значит, там не ходят автобусы? Так набросайте маршрут, потом мне на согласование - заодно частично устраним проблему пробок в этом районе. Выполняйте, до свидания.

А, это вы - извините, не заметил. Строим, знаете ли, новый город, а работы - конь не валялся: ни дорог, ни магазинов, даже электростанцию и ту не запустили. Дел, как обычно выше крыши. Вы точно справитесь с обязанностями мэра?

Эх, когда я только занял это место, таким же уверенным был: мол, чего там, город строить - не мир спасать. Но и тут забот хватает: то завалят жалобами на шум от дорог, то предприятие обанкротится... Вы справитесь?! Погодите, не отвечайте, давайте я вам сперва небольшую экскурсию проведу.

Как заметил мэр, города строить - та ещё морока, особенно в компьютерных играх. В реальном мире работает целый полк специалистов: архитекторы, заместители, заместители заместителей, городские службы разного калибра, а в все приходится делать самому. У кого-то кран потек - с воплем несутся к нам; пробка на дороге, высокие налоги, кому-то захотелось покататься на колесе обозрения - все претензии к игроку.

Возвращение в город X

Наши заботы можно условно поделить на три категории: качество жизни населения, производственные проблемы и дороги. Надо упомянуть ещё о торговле, но это не ступень, а так, камешек в башмаке.

Но пока новоявленный мэр всех этих премудростей не знает. Первым делом он с энтузиазмом прокладывает путь из асфальта в светлое будущее нового города. С оптимизмом он возводит новые жилые кварталы, налаживает производство подгузников и автомобилей Ford - так он дает горожанам работу. И пребывает в предвкушении: сейчас, дескать, с потоком людей хлынет и поток денежек.

Вместо этого начинаются проблемы. Особенно когда в пределах города заработает первая нефтедобывающая вышка по соседству со всемирно известным курортом «У озера». И вот: соседям визг отдыхающих мешает выспаться, а кому-то брызги нефти заляпали брюки. Тут-то полетят в нас все шишки - только и успевай уворачиваться.


Как только боезапас шишек у жителей иссякнет, в наш воображаемый кабинет постучатся директора: оказывается электричества мало, не может завод Intel работать в полную силу, а начальники офисов жалуются, что предложение превышает спрос.

Почти все строения в игре в чем-то нуждаются и что-то производят. Например, фермам нужна вода, а производят они пищу, которую можно продать или съесть. Фабрикам требуется тяжелая промышленность, офисные услуги и электричество. На этих взаимосвязях покоится весь социально-экономический потенциал игры.


По другим сведениям, покоится он на наших плечах. Не будь в городе людей, все эти производственные схемы работали бы как часы, но, увы, люди - это похуже любого там урагана. Ну а если общество поделено на классы (согласно Марксу), то такая тарабарщина начинается! Это мы ещё по выучили, ну или, на худой конец по .

Все для людей

Последняя, к слову, идейная предшественница , и прямой потомок провальной многопользовательской стратегии от Monte Cristo . Правда, вместо шести слоев, игра ограничивается четырьмя: необученными, и обученными рабочими, исполнителями и элитой. У каждой группы свои представление о качестве жизни. Как вы догадались, элите угодить труднее, чем исполнителям, а им - чем простым работникам.

Для игрока трудность не только в этом, а в, казалось бы, безобидной истине: нет универсального понятия «дом» и «предприятие». Элита не согласится жить в «хрущевке» - им особняки с бассейнами подавай. А что делать - придется строить. Одно приятно: за это им можно такой налог на жилье вломить! Да и показывать их замок потом можно, как некую достопримечательность: «а здесь у нас живет олигарх Б.»


С элитой понятно, но весьма спорно и неправдоподобно, что неквалифицированный работник не станет обученным, хоть ты десять школ и институтов построй. С одной стороны это упрощает управление городом, с другой - остается ощущение статичности общества. Хорошо хоть, что в отличие от до межклассового рукоприкладства не доходит.

Рабочие места организованы таким образом: у каждого предприятия есть три ступени «плотности». Если низшие ступени требуют какой-то один класс рабочих, то высокие - два, три, а то и четыре класса. К сожалению, сколько именно сотрудников нужно, узнать не получится - этой опции почему-то нет в меню. Кстати, точно также негде посмотреть, сколько людей живет в каждой новостройке. Все прикидки приходится делать на глаз. Так что может получиться так, что у нас окажется орава неработающих, а значит не платящих налоги горожан.

Между прочим, у безработных радость падает чуть ли ни до нуля, а ублажение наших подданных - непосредственная обязанность мэра. В отличие от той же , где у разных классов совершенно разные взгляды на жизнь, тут у всех потребности одинаковые, зато поводов для счастья или несчастья ого-го, как много - приходится каждый шаг взвешивать.


Захотелось вам построить индустриальный город - распрощайтесь с чистым воздухом. Мало того, что сами предприятия коптят легкие, так ещё и нужно кучу электростанций строить и место для утилизации отходов предусмотреть. Это с одной стороны. С другой - придется поскрести по сусекам, и построить парки и аттракционы, чтобы хоть как-то восстановить довольство «окружающей средой». Вот только не стоит пытаться окружить заводы пальмами - не поможет.

Город с аскетичным профилем

Можно пойти и другим путем: покупать недостающие ресурсы у соседних городов. То есть наш град вовсе не обязан быть автономной стратегической единицей. Это шокирующая новость для всех любителей , где город может страдать от недостатка электростанций и не знать, что в соседнем поселке электричество хоть лопатами греби. А раз так, то выход один: увеличивай мощности. вместо этого предлагает торговаться. Помните, как в детстве: ты мне две жвачку с фантиком, а я тебе шоколадку. Идея та же: у вас есть целых две единицы бездельников среди элиты? Да сплавьте вы их в обмен на две единицы продовольствия и одну электричества. Совершенно верно, все именно так - вместо киловатт/час и тонн продовольствия введено универсальное понятие token («значок»). Разумеется, не все значки равнозначны по цене, как и шоколадка стоит аж двух жвачек.

Проблема в том, с кем торговать. Экономика в нынешнем виде досталась игре от многопользовательской предшественницы. Подразумевалось, что один игрок создаст тропический рай, другой - «Силиконовую долину» и так далее. Теперь в однопользовательском продолжении нам остается либо самим потратить треть жизни, чтобы развить с дюжину городов всех мастей, либо на невыгодных условиях торговаться с Omnicorp под руководством AI. Словом, выбора нам не оставили.


Путь к счастью

О последней составляющей , о дорогах, нужно сказать отдельно - они этого заслуживают. Можно критиковать экономику, неправдоподобное деление людей на классы, но местная система прокладки трасс не знает себе равных. Кроме шуток: путям уделено столько внимания, что можно подумать, будто перед нами обновленная версия . К сожалению, сходство быстро улетучивается: ни самолетов, ни поездов здесь нет, зато сама прокладка дорог сама по себе способна доставить много удовольствия. Вместо прокладки скучных прямых линий пути можно закрутить спиралью, изогнуть почти под любым углом - словом, рисовать силуэты городов, как вздумается.

От восхода до заката

Наступит день, когда матерый градостроитель-мэр наконец сможет отдохнуть от дел своих. Не на седьмой день, конечно, а как только на карте не останется места для новых построек. Что тогда останется делать игроку? Выходит, только раскрыть шезлонг, и, попивая Мохито, любоваться закатами, красот которых не описать словами.

В этом-то и можно усмотреть главную проблему игры: в ней непременно настает момент, когда делать больше нечего. Каждый клочок суши разлинован сетью дорог, через реки наведены мосты; самолеты летают, машинки ездят и бибикают; граждане сыты и довольны, а элита требует добавки - это её основное свойство.

Здешний город совершенно не может жить; он развивается и чахнет исключительно по мановению волшебного курсора игрока. Стихийных бедствий, забастовок, даже газет со сводками новостей не предусмотрено. Что уж говорить о сценариях, где нужно спасти город и добиться каких-то результатов - их тоже нет.

Как следствие, достаточно быстро надоедает, и потенциальное разнообразие городов - от промышленных до курортных - спасает мало. По сути, это лишь незначительно влияет на производственные цепочки и значки, которые мы производим и экспортируем.

Вряд ли дело спасут заплатки и дополнения, если даже они и появятся: игре не хватает мелочей, чтобы оживить этот красивый мир. Впрочем, как симулятор ландшафтного дизайнера оправдывает себя на все сто. Где ещё можно так просто и с удовольствием вычерчивать по земле каракули из асфальта, чтобы позднее превратить их в произведение искусства.

Новая стратегия «Cities XXL» от французской компании Focus Home Interactive, разрабатывающей компьютерные игры с 1996 года, представляет собой один из лучших градостроительных симуляторов на сегодняшний день. Официально игра вышла в свет 25 февраля 2015 года.

Первая онлайн-версия этой игры назвалась «Cities XL» и появилась в 2009 году. Подписка на нее была платной, поэтому особой популярности среди геймеров она не вызвала. Слишком мало оказалось фанатов строительного дела, которые смогли в течение нескольких месяцев подряд строить виртуальный город вместе с заводами и при этом еще платить ежемесячно за это деньги. Студия Monte Cristo, занимавшаяся этим проектом, оказалась на грани банкротства, поэтому все права на игру продала Focus Home Interactive, которая предпочитает не первый год за бесценок скупать неплохие идеи, не нашедшие по разным причинам своего места на рынке компьютерных игр. В итоге ежегодно стала выходить новая версия игры, имеющая некоторые отличия от предыдущей серии.

Игра «Cities XXL» имеет обширные карты, на которых игрокам предлагается собственноручно разрабатывать проекты и возводить настоящие города с их полной инфраструктурой. Для любителей архитектуры и связанных с ней аспектами человеческой деятельности это просто неоценимая находка. При желании можно выбрать практически любую страну на земном шаре и начать строительство мегаполиса. Игра, по сути, бесконечна, поэтому можно застроить всю сушу планеты, если для этого хватит терпения и усидчивости. Игрок может почувствовать себя в шкуре мэра, которому дали участок земли, где он сможет полностью осуществить мечту своего детства и построить свой неповторимый город. Кроме зданий ему предстоит сначала проложить дороги и соответствующие коммуникации, которые свяжут будущий мегаполис с внешним миром и на первых порах обеспечат хотя бы минимальным комфортом его жителей.

Участки для строительства попадаются совершенно разные. Они сильно отличаются друг от друга по рельефу, сложности для проведения строительных и инженерных работ, а также наличием поблизости полезных ископаемых. Очень легко строить новый город в плодородной равнине, где вдобавок можно добывать нефть или газ. Невероятные трудности возникнут в градостроительстве в горной местности из-за того, что доставка всех строительных материалов, топлива и продовольствия для рабочих будет сопряжена с дополнительными расходами и техническими трудностями.

В то же время в руках умелого хозяйственника даже самый плохой участок земли в скором времени превращается в источник несметных богатств. Достаточно только наладить какое-ни будь производство и начать продавать излишки продукции. На полученные деньги можно будет закупать необходимое количество продовольствия и стимулировать постоянный приток рабочей силы.

В большинстве случаев строительство города начинается с административного центра, состоящего из ратуши, складов и домиков для проживания рабочих без опыта. Рабочие, обогатившись необходимым опытом, по ходу игры становятся необходимыми для проведения сложных работ специалистами и администраторами. Однако у этих ребят ограниченный потенциал для роста, они навсегда останутся низкооплачиваемыми сотрудниками, как и в реальной жизни. Для выполнения особо сложных задач и руководства промышленностью надо приглашать действительно яйцеголовых специалистов и строить для них благоустроенное жилье. Низкой зарплатой и комнаткой в общежитии хорошего специалиста заманить не удастся. Особенно это касается высокотехнологичных отраслей промышленности, которая сулит огромные прибыли и процветание городу, но в тоже время требует больших капиталовложений и привлечение квалифицированной рабочей силы.

Разработчики игры предлагают целый набор правил о том, как и в каком порядке надо развивать свой город, что немного сковывает творческую энергию игрока, но заставляет более ответственно подходить к вырабатываемой стратегии. Это в первую очередь касается порядка, согласно которому надо строить те или иные здания и развивать соответствующую инфраструктуру.

Большое значение имеет строительство дорог и создание оптимальной транспортной инфраструктуры. Дорог будет очень много, и они будут иметь самую причудливую форму из-за необходимости делать постоянную привязку к рельефу местности. Градостроительный симулятор позволяет сразу же возводить целые жилые и торговые комплексы в определенных зонах, но коварно не предупреждает игрока о том, что их нельзя строить слишком близко друг к другу. При ошибках планировки рано или поздно возникнут ужасные автомобильные пробки, которые сделают бессмысленным все дальнейшее развитие. По этой причине в современном градостроительстве правильное с точки зрения логистики расположение дорог является краеугольным камнем будущего процветания строящегося города.

Приятным элементом игры стала возможность рассмотреть свои архитектурные потуги с разных сторон, в том числе и с высоты птичьего полета. Так можно лучше оценить любые архитектурные ансамбли и их удобство для местных жителей. Правда, самим горожанам разработчики уделили мало времени, поэтому выглядят они, мягко говоря, неестественно и больше напоминают заснувших зомби, чем обитателей современного мегаполиса.

В игре «Cities XXL» мало просто строить жилые кварталы. После окончания их строительства надо возводить деловые и заводские районы, чтобы дать горожанам возможность зарабатывать себе на жизнь. Потом надо думать об увеселительных заведениях, аттракционах, развлекательных и образовательных комплексах.

Далее все повторяется снова и снова, поэтому выделение адреналина у игроков возможно только у редких ценителей архитектурного искусства, а остальным геймплей покажется довольно скучным и малоинтересным. В игре отсутствуют какие-либо катаклизмы вроде эпидемий, землетрясений, наводнений или извержения вулканов. В то же время игра может приобрести явный смысл, если пытаться делать виртуальные копии реальных городов, в том числе своего собственного населенного пункта.

Появившись еще в конце 2009 года, игра «Cities XL» стала отдушиной для всех игровых архитекторов. До релиза игры монополистом среди градостроительных игрушек, как вы догадываетесь, была игрушка «СимСити». Теперь у игроков был выбор: играть в приевшийся «SimCity» или погрузится в строительство мегаполисов с потрясающей графикой и детализацией.

Малоизвестному разработчику и издателю «Монте-Кристо» удалось выжать из самописного движка максимум, не задирая системных требований к игре. Игра настолько понравилась игрокам, что за 4 года вышло три её части.

Последняя часть «Cities XL 2013» увидела свет 7 февраля 2013 года и стала доступна для покупки на онлайн по цене 449 рублей. Цена для многих может показаться завышенной, возможно это и так, но для постоянных игроков, кто уже приобрел ранее «Cities XL 2011» или «Cities XL 2012» действует скидка в 85%! Возможно, если вы сейчас приобретёте данную версию игры, в будущем вас ждут такие же колоссальные скидки на новые части игры.

Официальный арт на тему игры «Cities XL 2013».

Что же ждёт игроков в новой игре «Cities XL 2013»? По заверению разработчиков, это порядка тысячи (!) зданий и возможность построить свои мегаполисы более чем на 60 максимально детализированных картах. Проработанный искусственный интеллект не даст скучать видавшим виды градостроителям. Одним словом, игра отличается от своих предшественников в лучшую сторону.

Вам придётся примерить на себя должность мэра вашего рукотворного города и окунуться в пучину проблем, которые вас будут ожидать на пути к идеальному городу.

Экологические проблемы, нехватка рабочей силы или рабочих мест, недовольство населения высокими налогами и т.д. — всё это максимально приблизит вас к реалиям управления городом. Такие ощущения обещает нам разработчик, но что же ждёт нас на самом деле? Нам удалось поиграть в «Cities XL 2013» и, исходя из наших субъективных впечатлений, мы написали этот подробный обзор, который подскажет вам, играть или не играть в новинку 2013 года.

Официально «Cities XL 2013» поддерживает 6 языков, в которые, к сожалению, русский язык не входит, однако умельцы из народа уже давно создали русификатор, который адаптирует игру для русскоговорящего игрока. Стоит отметить слабую защиту игры, которая уже в день начала продаж была доступна на пиратских серверах.

Обязательно пойдите обучение игре «Cities XL 2013».

Процесс обучения в игре «Cities XL 2013».

Если вам позволяет мощность вашего компьютера, мы рекомендуем настроить графику на максимальные параметры, что даст вам возможность насладиться детализированными пейзажами природы и фасадов домов.

Перед началом игры вам предстоит выбрать карту, на которой, по вашему мнению, должен стоять город-сад. Фильтр карты поможет вам отсортировать карты по нужным параметрам: регион, ресурсы, сложность и т.д. Кстати, не спешите играть на «очень сложном» уровне, шансы потерпеть фиаско без навыка игры здесь очень велики. Начните лучше как мы, с нормальной сложности.

Для тех, кто нас не послушался и не прошёл обучение, начало игры покажется сложным.

Как видно из скриншота, название нашего города «GameAdvisor» и информационная панель помогут всем новичкам своими подсказками. Начинайте строить дорогу от края карты.

Первое здание, хотите вы этого или нет, в вашем городе будет ратуша. Именно строительство ратуши открывает другие постройки. Приближение к постройке открывает весьма впечатляющую графику.

Заводы, котельни и другие экологически сомнительные здания лучше располагать от густанаселённых районов. Пусть до них долго добираться, но со временем ваша скоростная транспортная сеть сможет доставлять рабочих до места назначения в считанные минуты.

Постройка домов для рабочих, как и сами рабочие, делятся на 4 категории. На заре развития города первыми вам будут доступны рабочие без образования, уже потом специалисты, управленцы и т.д.

Появление жителей в городе сразу отразится на ландшафте, который будет изменён магазинами, рынками и т.д. Малейшее недовольство жителей городом будет вам сразу заметно. Чем дальше вы будете играть, тем сложнее будет находить баланс между проблемами в управлении городом и желанием сделать его лучше.

Достижение уровней в игре и бонусы «Cities XL 2013».

В игре важно всё! От количества полос на дороге и наличии пляжных домиков, до налогов и транспортных развязок. Не надейтесь, что поиграете часок и всё, игра затягивает не по-детски.

Расширяя производственные территории, вам с периодичностью будут нужны рабочие разных квалификаций. Нехватка рабочих упирается в отсутствие домов, а чтобы построить дома, нужны деньги, которые могут дать только производственные здания. Вот такой круговорот, выход из которого найти сложно, но можно и к тому же, интересно.

Скриншоты геймплея из новинки — «Cities XL 2013».

Разметка на улицах, светофоры, пешегоды и автомобили в игре «Cities XL 2013».

Поигравшись с налогами, а именно уменьшив их, нам удалось увеличить приток населения и повысить объёмы продаж, ведь уменьшение налогов сказалось на себестоимости товаров.

Что по-настоящему понравилось в игре – это строительство мостов. Дух захватывает, какие транспортные развязки можно построить даже в тесном мегаполисе.

Строительство мостов в «Cities XL 2013» продумано до мелочей.

Что не понравилось в игре? Возможность постройки сельскохозяйственных территорий лишь на ограниченных местах на карте. Хотя при правильной транспортной стратегии данные трудности быстро становятся обыденностью, но всё же хотелось, чтобы разбивать поля можно было где угодно.

Если на начальных уровнях игры городу не требовались больницы, госпитали, полицейские участки, то, как только ваш город достигнет населения в 10 тысяч жителей, придётся изыскивать средства на всё выше сказанное, включая образование.

«Игра» с налогами, как показала игра, привела к разбазариванию городского бюджета, и нам пришлось взять кредиты. Погашение кредитов стало возможно лишь при максимальном увеличении налогов. Да, это столь непопулярная среди населения процедура принесла городу хорошую прибыль, что дало возможность гасить кредит и развивать промышленность.

Панель управления налогами в игре «Cities XL 2013 «.

Периодически, играя в «Cities XL 2013», мы спускались с небес и приближали карту до максимально возможного, что давало нам возможность увидеть жизнь города изнутри.

Боковая панель помогает отследить зоны покрытия безопасности, медицины, образования. Если вы решите играть в «Cities XL 2013», обязательно пользуйтесь этим инструментом, что даст вам возможность оперативно реагировать на изменения в городе.

В городе придется бороться не только с преступностью, но и с мусором и пробками. Разрядить обстановку на дорогах поможет весьма полезная функция, позволяющая менять направление дорог. Вы можете сделать кольцевые односторонние дороги, которые разгрузят улицы.

Однозначно, игра удалась! В ней есть всё, что нужно строителю и экономисту. «Cities XL 2013» даёт прекрасную возможность потренироваться в управлении городом. Критики, которых много на просторах Интернета, дают игре порядка 65-68 очков из 100, что весьма мало.

На наш взгляд, такую оценку выставляли люди, предпочитающие кровавые экшены, где не нужно думать. «Cities XL 2013» — спокойная, добрая и увлекательная строительная стратегия с элементами экономики. Если вы устали от кровавых игр и хотите сами построить себе свой город-мечту, эта игра для вас!

В «Cities XL 2013» стоит поиграть! Мы уверены, начав игру, вы будете возвращаться к ней снова и снова. Если вы играли в «СимСити», и она вам понравилась, то «Cities XL 2013» затмит своим гейплеем старушку «SimCity». А пока, ещё скриншоты из игры:

Полицейский участок из игры «Cities XL 2013»