Что такое бог и пророки. Послание Божьего пророка никогда не противоречило посланию предыдущих пророков и Писанию

Начать надо с того, чтобы четко себе уяснить, что значит на языке священных писаний быть пророком, кто такой пророк? Потому что в наше время мистического всеядства и неадекватности разных ложных мистических практик и откровений нужно понять что такое ветхозаветный пророк. Важно в этом отношении то, что пророк - это не ясновидящий. Это не тот человек, который предсказывает будущее.

Мы начинаем беседы, посвященные ветхозаветным пророкам.

Сначала надо четко уяснить, кто такой пророк на языке Священного Писания. Это особенно важно в наше время духовной всеядности и распространения различных ложных мистических практик.

Пророк - не ясновидящий, не человек, предсказывающий будущее. Это не главная часть его служения - предсказывать будущее, как мы привыкли считать. Пророчество - иное призвание, совершенно иной дар.

Посмотрим Новый Завет. Христа часто современники называют Пророком. Много раз слышно: не было еще такого пророка в Израиле, новый пророк восстал в Израиле, Бог посетил народ Свой. Но ведь Христос практически нигде не предсказывает будущего, за исключением отдельных бесед с учениками, когда никто больше не мог Его слышать. Он говорит о некоторых последних судьбах мира, открывая тайны будущего века, но предсказанием и даже пророчеством в общепринятом смысле этого слова Христос нигде не занимается. Наоборот, когда подчеркивают Его пророческое служение, говорят обычно Его современники, что Он Пророк, сильный в слове и деле, Человек, Который сказал - и сделалось, любое Его слово сбывается, со всем, что Он говорит, спорить никто не может; в данном случае, когда Его называют Пророком, это означает - Служитель слова, которое неразрывно связано с делом, Его слова сразу приносят плод в виде исцеления какой-то немощи, воскрешения мертвого, возгорающихся сердец людей. Христос проходит и говорит Левию Матфею: «Пойдем со мною», и тот идет, Он говорит: «Встань!» мертвому - и тот встает. С точки зрения Нового Завета, это важно, пророк - в первую очередь, служитель слова, которое никогда не остается бездейственным.

Это размышление о слове «пророк» применительно ко Христу помогает понять служение пророков Ветхого Завета как служителей слова. То есть они свидетельствуют о Боге, передают волю Божию, они - уста Божии: Моисей фактически представляется как бы устами Божиими, Бог через него говорит с народом, с Аароном.

Возвещение воли Божией и представляется главным служением пророков. Они - не предсказатели будущего, они - свидетели воли Божией.

Понятно, что свидетельство о воле Божией всегда, так уж устроена жизнь, связано со свидетельством о настоящей правде, об истине, и поэтому всегда воспринимается людьми как обличение. И это неизбежно, потому что мир лежит во зле, и жить абсолютно по правде не может никто - как сказано: нет человека, который жив будет и не согрешит. И апостол Павел говорит, что же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Но совершенно несправедливо думать, что именно обличение - это главное содержание, главный вектор пророческих книг, что, якобы, цель пророка в том, чтобы обличить человека. Может, и обличить - мы-то вкладываем в это слово негативный смысл: поставить на место, наказать, накричать. Не в этом главный пафос слов пророков… Они просто возвещают волю Божию - то, как должно быть на самом деле, говорят, что такое правда, добро, свет и истина.

Но людям это возвещение, поскольку оно разрушает их собственное понимание истины, болезненно, кажется неприятным, тягостным - и поэтому воспринимается всегда негативно. Именно на острие негативного восприятия людьми свидетельства, которое приносят пророки, между самими пророками получаются противоречия, возникает борьба, напряженность. Это пропитывает каждую строчку пророческих Книг.

Еще раз скажу: пророки пришли не показать миру его недостатки, просто они показывают, каким мир должен быть, если он решился соответствовать замыслу Бога о себе. Люди же воспринимают это всегда с раздражением, а то и с ненавистью, желая отстоять во что бы то ни стало свое видение этих вещей. Заметьте, когда нас посещают желания во что бы то ни стало рассказать человеку о его недостатках, мы очень часто впадаем в ложный пророческий пафос. Нам кажется, что мы знаем, что такое правда, и мы видим, что человек этой правде не соответствует, и думаем, что настала пора поставить его на место, доказать ему, что он не прав, и думаем, что мы в данный момент исполняем едва ли не пророческое служение. На самом деле совсем не так. Почему?

Если бы книги пророческие были наполнены только обличением неправд еврейского народа то, наверное, они бы не имели такой ценности, в первую очередь мессианской, которую они имеют сейчас. Фактически книги эти названы пророческими и нами принимаются как пророческие не столько потому, что они обличают, а потому, что каждая глава, порой каждая строчка этих книг дышит свидетельством о Христе. Свидетельством о Мессии.

Почему так? Дело в том, что миссия ветхозаветных пророков уникальна.

Невозможно повторить их служение, так как все их обличительные речи, все попытки показать человеку подлинную истину, любовь, красоту и добро, так скажем, беременны свидетельством о Христе. Никогда ни один пророк не пускается в простое обличение - либо в начале, либо в конце своей речи он всегда свидетельствует о том, что придет Христос.

Пророк дает надежду

В свидетельстве о Христе есть указание на очень важную вещь. Допустим, пророк обращается с речью к людям, живущим неправедно, и говорит, что на самом-то деле должно быть не так, как они делают, а потом говорит о Христе… Он дает понять, что на самом деле они сейчас и не могут поступать иначе, даже если бы хотели. Не могут потому, что находятся под проклятием, под отлучением от Бога, Бог не может проникнуть в их закосневшие сердца. Но однажды Бог станет Человеком, говорит пророк людям, и ваши сердца, если вы хоть немножко стремитесь к добру и истине, обязательно откликнутся на Его приход. И, приняв Его всем сердцем, вы изменитесь.

То есть пророк утешает людей, находящихся в грехе, дает им надежду, говорит, что они не всегда пребудут такими, как сейчас, однажды все изменится - придет Спаситель мира. Фактически пророк дарит им надежду в вере: «Веруйте, что придет Мессия, и сама эта надежда сделает вас лучше»; так увенчиваются всякая обличительная речь пророков, всякое свидетельство о воле Божией, - утешением, дарованием надежды и свидетельством, что люди грешат потому, что они - как бы рабы дьявола.

Итак, во всех пророческих Книгах два мотива. Первый - свидетельство, что люди живут не так, как должны жить по замыслу Творца. Второй - исповедание: сейчас они и не могут иначе жить, потому что отлучены от Богообщения, а без Бога человек - всего лишь грешная земля, в которой произрастают только тернии и колючки. Только когда Бог вспомнит народ Свой, тогда сердца изменятся.

Мы должны всегда помнить, когда читаем о грядущем Мессии, что каждый человек создан как сын Божий. Это наше призвание. И только уверовав в Воплощенного Сына Божия, приняв Его сердцем, сделав Его образцом своей жизни, мы достигаем богоподобия.

Таким образом, указания на Мессию имеют не только пророческий, предсказательный характер, но характер нравственный, этический. Для каждого человека жизнь Христа, поступки, мысли Христа не только реальное спасение, но образец, которому он должен следовать.

Итак, образ Мессии в контексте речей пророческих имеет не только предсказательный характер, но он как бы венчает собой обличительную речь пророка, то есть пророк свидетельствует об истине, правде и красоте. А вся истина, правда и красота заключена в Христе, Сыне Божием. Он есть мера всего, Он есть Начало и Конец всего, Он есть воплощенная Красота и Истина, Добро, Справедливость, Милосердие. свидетельствуя об истине, пророк не может пройти мимо Христа, потому что Он и есть осуществление мечты человека о совершенстве человеческой природы. Так что пророческие Книги от свидетельства о Христе оторвать невозможно, они все по своему содержанию глубоко христоцентричны. Не случайно, например, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом: у него больше всего пророчеств о Христе и указаний о христианских мотивах, о христианской нравственности, о христианской любви. Свидетельство о Мессии - первый момент, касающийся сущности пророческого служения.

Второй момент - никто никогда не становится пророком по собственному почину. Понятно, что мы ветхозаветные страницы читаем глазами человека XXI века, принадлежащего к определенной культурной традиции, и меряем тогдашние события собственными мерками (а надо бы наоборот - мерками Священного Писания, мерками его откровений мерить собственную жизнь). Бог избирает человека, призывает его, и пророк не может не откликнуться, как пишет пророк Иеремия: Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог (Иер. 20,7). Глас призывающий проникает до самых глубин души человека, и человек не может противиться призыву Божию, понимая, что призывает его к этому служению Сам Бог.

Потому у каждого пророка возникает еще (особенно это видно в Книге пророка Иеремии) внутренняя огромная напряженность, борьба внутри человеческого сердца, ведь пророк поставляется на служение, превышающее меру человеческого служения, - человек не должен быть пророком, он не может быть пророком. Бог ставит человека на высочайшую высоту, тяжелейший труд ему дает, человек очень часто изнемогает от этого труда. И не то беда, что практически все пророки закончили жизнь трагически (самый известный случай - это кончина пророка Исаии, который был перепилен деревянной пилой; другие тоже заканчивают свою жизнь трагически), - такая кончина была для них, скорее, избавлением: та напряженность внутренней борьбы, которую они испытывали во время служения, была еще страшней.

Вот, например, пророк Иеремия пишет: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен, Ты сильнее меня и превозмог, я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной. И подумал я: не буду я напоминать о Боге, не буду более говорить во имя Божие, но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

И Господь, призывая пророка Иеремию, его предупреждает: «встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их». То есть Бог понимает, что человеку быть пророком очень трудно, ведь необходимо свидетельствовать о Боге перед народом, который Бога забыл. Пророческое служение - всегда не только в словах, но и в образе жизни. Любой пророк служением, а иногда и реальными поступками, как это было и с пророками Исаией, Иеремией, Иезекиилем, пророчествует о Христе. И Христос становится как бы Венцом всяких пророков, которые были до него, Восполнением и Исполнением подлинного пророческого служения.

Людей всегда интересовала духовная сторона жизни. Еще с древних времен пришло осознание, что не может быть все так бессмысленно. Вот именно в поисках сути человечество пришло отчасти к религии, философии и атеизму. Если последние категории больше направлены на понимание роли человека, то первая — на взаимоотношения с высшим началом.

Как же понять Бога, если его никто не видел? Для этого существуют пророки. Это прорицатели или посредники, способные слышать и передавать волю Господа простым людям.

Прорицатель, истолкователь, «говорящий вперед». Эти синонимы показывают, как люди понимали термин «пророк». Это определение слова, но не его глубинный смысл. Подобные люди известны во всех религиях Ближнего и Среднего Востока. В некоторых верах был только один подобный человек (зороастризм — Затаруштра), в других — много. Но наиболее точно определяет задачу пророков ислам.

В Коране говорится, что такие люди посылаются на Землю, чтобы вернуть человечество к единобожию.

Элийяху (Илия)

Один из самых известных пророков Израиля, который жил в девятом веке до нашей эры. Он родился и вырос в городке Фисвы. В переводе с иврита его имя означает «мой Бог». В русскоязычной традиции это имя читается «Илья» (Илия).

Как поборник истинной веры, Элийяху противостоял царю Ахаву и царице Иезавель, которые решили вернуть в Израиль культ Баала и Астарты.

В процессе борьбы с правителями он показал несколько чудес. Например, прекратил на некоторое время дожди, а после по его слову пошел ливень. Наводил голод и спускал огонь с небес на землю. Также считается, что его кормили птицы и ангелы. За свои заслуги Илия был взят живым на небо. Именно такой пример добродетели и защиты веры иллюстрирует, что такое «пророк».

Его чтят не только в христианстве. В иудаизме считают, что он должен помазать мессию, в исламе Илию знают, как Ильяса.

Даже в православии он знаменит своей огненной колесницей, единственным атрибутом, который повторяется во всех религиях.

Иисус Навин

Если досконально изучить источники по поводу термина «пророк», анализ даст неожиданные результаты. Подобные люди не всегда были мирными, а зачастую, судя по Библии, очень даже воинственными.

Иисус, сын Нава, изначально названный Осия, свое имя получил от Моисея. Они вместе вышли из египетского рабства, и вскоре он уже командовал отрядом евреев. Впоследствии Навин становится прямым преемником Моисея и возглавляет экспансию израильтян на Святую землю.

Первым делом, при помощи ангелов, он сравнивает с землей Иерихон. Этот город славился своими неприступными стенами, однако благодаря определенному ритуалу они превратились в прах.

За время завоеваний он истребляет под корень население захваченных городов. Он подчинил народу Израилевому всю землю от Газы до Гаваона и призывал поклоняться только Господу, а не разным богам, как в Египте.

Таким образом, мы немного разобрались с понятием пророк — кто это, чем занимались подобные деятели, судя по христианской и иудейской традициям. Теперь давайте посмотрим, что по этому поводу думают мусульмане.

Виды пророков в исламе

Эта религия в текстах священных книг и комментариях к ним уделяет особое внимание пророкам. Упоминается о двадцати восьми из них. Согласно Корану, эту категорию людей выделяет наличие пяти качеств одновременно.

Во-первых, они всегда честны, даже если что-то угрожает их жизни.

Следующая особенность — верность и приверженность понятиям чести. То есть они не подведут своих последователей.

Пророк — это человек, который мудрее и понятливей остальных и превосходит их во всем.

Четвертый принцип. Они передают слова Аллаха, невзирая на трудности, такие как неверие, агрессия и прочие.

Последнее качество. Эти посланники всегда безгрешны как в поступках, так и в мыслях.

Итак, мы разобрались, что такое пророк в исламе. Давайте теперь посмотрим, на какие категории их делят мусульманские богословы.

Во-первых, это «наби», собственно прямой перевод слова «пророк» на арабский язык. Эти люди отвечают пяти качествам, приведенным выше, но не получают от Аллаха послания для всех. Только руководства в плане личных действий. Они доносят до людей в следующих поколениях то, что получил «расуль».

Идрис

Согласно исследователям Святых писаний, его отождествляют с библейским пророком Енохом. Это потомок третьего сына Адама и Евы Сифа. По версии Корана, он прожил около 350 лет, по Библии — 365.

Считается, что Идрис передал людям знания об алфавите, астрономии, научил делать одежду. Кроме этого, за заслуги он был взят на небо живым.

В хадисе сказано, что во время своего мираджа Мухаммед его встретил на четвертом небе. Говорят, что он вместе с Элийяху появится перед Вторым пришествием.

Нух

Наверное, самый известный пророк — это Ной или Нух в арабской традиции. С его именем знакомы даже самые отъявленные атеисты. Еще бы, судя по Святым Писаниям, именно он соорудил ковчег и спас представителей человечества, а также по паре каждого вида животных. То есть, получается, мы ему обязаны своим существованием. Давайте посмотрим, что сказано об этом в исламе.

Мусульмане считают Ноя именно посланником, получавшим наставления непосредственно от Аллаха и передававшим их людям. Судя по Корану, Нух в пятьдесят лет отправляется к «неверным», чтобы направить их на истинный путь. Но все его попытки оказались неудачными. Даже его сын отвернулся и присоединился к язычникам.

Тогда пророк просит Аллаха наслать на обидчиков беды, в ответ над полями неверных перестают идти дожди. Но это не помогло. Тогда Нух молит об уничтожении всех неверных. К нему приходит ангел с вестью, что его просьба услышана. Необходимо посадить финиковые косточки и начать строить ковчег. Когда эти деревья принесут плоды, будет великий потоп. Спасутся только те, кто на корабле.

После катастрофы выжили около 80 человек и много разных птиц и зверей. Часто Нуха называют «вторым Адамом». Считается, что современные расы произошли от его сыновей.

Ибрахим

На Ближнем Востоке самый почитаемый пророк — это Авраам, или Ибрахим. Он называется родоначальником евреев и арабов. От его сына Исмаила произошли арабы, а от Ицхака — израильтяне.

Ибрахим признается расулем и первым человеком, который начал проповедовать единобожие. В айятах Корана сказано, что он разочаровался в представителях своего народа, поклонявшихся идолам, и начал призывать их сменить веру. За порчу храма Авраама хотели сжечь, но ангелы перенесли его с родственником Лутом в Палестину.

Здесь Ибрахим строит Каабу, от бесплодной жены, благодаря молитвам, у него появляется сын. Он проходит испытание веры, когда Аллах попросил принести в жертву своего ребенка.

В принципе, мусульмане считают этого пророка ханифом. Это слово означает, что он был добропорядочным и правоверным, но не проповедовал ислам, так как этой религии тогда еще не было.

Юсуф

Согласно Писаниям, этот человек обладал очень красивой внешностью и даром правильно толковать сны. За эти достоинства его возненавидели старшие братья и бросили в колодец, чтобы караванщики нашли его и продали в рабство.

Отцу же, Якубу, сказали, что младшего сына растерзал волк. Но пророк Юсуф смог не только выжить, но и значительно преуспеть. Сначала он стал любимцем всех столичных египтянок, но из-за отказа разделить ложе с женой фараона попал в темницу. Выпустили его оттуда только после того, как он верно истолковал сон фараону и спас египетский народ от голода.

Впоследствии пророк Юсуф становится государственным чиновником, хранителем продовольствия и забирает родню к себе из голодной Палестины.

Мухаммед

Без сомнения, пророк Мухаммед — самый почитаемый исторический деятель во всем арабском мире. Он считается посланником, и после упоминания его имени правоверные мусульмане всегда прибавляют «мир ему и благословение от Аллаха». Судя по данным исследований, этот человек прожил всего шестьдесят один год, но то наследие, которое осталось в веках, играет до сих пор важную роль.

Шариат (религиозные и морально-этические нормы), который принес пророк Мухаммед людям, в исламе считается единственно верным. Арабские ученые говорят, что каждый посланник Бога приходил на землю с укладом правил для своей эпохи, так вот Магомет был последним из череды пророков. Следующее явление будет означать начало Судного дня.

Таким образом, в этой статье мы с вами разобрались, кто такие пророки, и познакомились с некоторыми из них.

Удачи вам, дорогие читатели!

Во все времена были люди, называемые пророками. Они произносили вдохновенные речи и возвещали людям Святую волю. Евреи назвали их «видящими» или «провидцами». Так кто же такой пророк - тема нашей статьи.

Кто такие пророки в Христианстве?

В иудео-христианском богословии они являются провозвестниками воли . Они проповедовали на территории древних Израиля и Иудеи, а также Вавилона и Ниневии в период с восьмого века до н.э. и до четвертого века до н.э. Причем библейских пророков делили на две группы:

  1. Ранние проороки . Они не писали книг, поэтому в книгах «Иисуса Навина», «Царств» и «Судей» лишь упоминается о них. Это исторические, но не пророческие книги. К пророкам тех времен относят Нафана, Самуила, Елисея и Илию.
  2. Поздние пророки . Главная пророческая книга христианства – «Книга Даниила». К поздним пророкам относят Исаию, Иеремия, Иона, Михея, Наума, Авдия и др.

Тем, кто интересуется, кто такие пророки в православии, можно ответить, что они радели за превосходство морально-этического начала над культом как таковым, для которого характерны голая обрядность и жертвоприношения животных. Есть несколько объяснений появлению пророков:

  1. В традиционном искусстве толкования говорится, что за этим процессом стоял сам Бог.
  2. Либералы выдвигают предположение, что так называемое пророческое движение появилось в результате усложнения общественных отношений в содружестве израильтян и иудеев того времени.

Тем не менее, пророческая литература оказала огромное влияние на христианскую идеологию и литературу. Самым важным пророком в иудаизме является пророк Моисей, а кто он такой, сейчас будет понятно. Это основоположник данной религии, который организовал исход евреев из древнего Египта, сплотил израильские племена в единый народ. Его рождение совпало с тем временем, когда Египет вел многочисленные войны и его правитель боялся, что увеличивающийся в численности израильский народ может оказать содействие врагам Египта. В связи с этим фараон отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков, но Моисей по воли судьбы и своей матери спасся, пущенный в корзинке по водам Нила и попавший в руки к дочери фараона, которая решила его усыновить.

Значение его имени связывают именно со спасением из вод Нила, что переводится как «вытянутый». Это он вывел израильтян из Египта через Черное море, после чего ему были открыты 10 заповедей. Как известно, умер он после 40 лет скитаний по пустыне.

Кто такие пророки в Исламе?

Это люди, которых Бог Аллах избрал для передачи откровения – вахй. Мусульмане представляют себе пророков как людей, которым Всевышний объясняет истинный путь, а они уже доносят это до остальных, тем самым спасая их от многобожия и идолопоклонства. От Бога же они получали возможность совершать , что способствовало их укреплению. Первым мусульманским пророком считается Адам.

Библия много говорит о пророках и пророчествах. В наше время тоже популярны разного рода предсказатели будущего - от гадалок до футурологов. Были ли библейские пророки кем-то вроде них? Или они передавали людям то, что открывал им Бог?

И как они вообще становились пророками - этому где-то учили, как ремеслу, или каждому Господь указывал особый путь?

Иона - неправильный пророк

Начнем с примера «неправильного» пророка. Есть в Библии книга, которая совершенно четко показывает, чего настоящий пророк делать не должен - это книга пророка Ионы. Но вместе с тем она дает нам понять, в чем, собственно, смысл пророческого служения.

Итак, Иона. Господь отправляет его проповедовать в Ниневию, столицу Ассирийской империи (для израильтян этот город был примерно тем же, чем для нас - гитлеровский Берлин). Иона действительно отправляется в путь… но ровно в противоположном направлении! У него нет ни малейшего желания связываться с ассирийцами, и он пытается бежать на корабле за море. Тогда Господь насылает бурю, и Иона оказывается в морской пучине, где его целиком проглатывает огромная рыба. Попав в желудок монстра, Иона чудом остается жив, но у него просто не остается иного выбора, кроме как призвать на помощь Господа и принять Его волю. Молитва пророка была услышана - и через три дня, выброшенный на сушу, он отправляется в Ниневию.

«Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» - так проповедовал Иона на улицах города. Ниневитяне поверили его словам, объявили всенародный пост, перестали творить зло. И Господь их простил, а Ионе преподал урок милосердия к раскаявшемуся врагу.

Книга Ионы, по-видимому, что-то вроде притчи – рассказа, который передает нам некие важные истины, не будучи при этом документально точным. Дело даже не в том, что Иона три дня провел во чреве огромной рыбы (в конце концов, при отсутствии естественнонаучных аргументов это можно объяснить чудом), а в том, что у нас нет никаких исторических данных, свидетельствующих о том, что столица Ассирии когда-либо обращалась к Единому Богу. Я бы отнес рассказ об Ионе к жанру альтернативной истории: что могло бы случиться, если бы все, кто слышит голос Божий, в точности исполняли Его волю, пусть даже и нехотя!

Итак, мы видим на примере Ионы, что пророк - не просто глашатай или секретарь Бога, который передает другим или сохраняет для потомков Его слова. Он - полноценная личность. Он по собственной воле, пусть и не сразу, принимает свою миссию (а иначе он просто не становится пророком), и у него с Богом свои отношения, которые не менее важны для Господа, чем та весть, которую Он поручает пророку.

Далее, слова Бога - это не предсказание будущего, это, скорее, оценка настоящего и призыв к переменам. Пророчества очень часто содержат суровые обличения израильтян и окрестных народов и грозят страшными наказаниями, но люди в силах отвратить их подлинным покаянием - то есть не формальным извинением, а переменой образа жизни.

И наконец, пророчество всегда имеет конкретный исторический контекст, оно кому-то адресовано, но оно всегда шире этого контекста: оно сообщает нечто вечное, не меняющее смысла с течением веков. Можно сказать, что пророчество - взгляд Вечности на современность, и поэтому оно всегда остается современным.

Пророки бывают разные

Кем же они были, библейские пророки? Очень разными людьми. Среди них, как всегда в духовной сфере, были пророки истинные и ложные: всегда существует соблазн копировать внешние формы и действия, подстраивая их под ожидания аудитории. Собственно, в этом один из главных признаков лжепророка: он работает на заказ и говорит то, чего от него ждут. Так, четыреста пророков предвещали двум царям, Ахаву и Иосафату, блистательную военную победу, но тут им напомнили про еще одного, «неудобного» пророка Михея, и он сообщил: я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря . Цари могли послушаться пророка, но пошли за большинством и были разбиты, причем Ахав погиб от ран (3 Цар 22). Михей ожидал окончания военного похода в тюрьме, куда его бросили по приказу Ахава; зато четыреста придворных пророков наверняка не испытали никаких затруднений.

Пророки могли состоять при храме, могли - при царском дворе, а могли быть независимыми. Когда Амос появился при царском святилище в Вефиле, местный священник приказал ему: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя. Иными словами, это наша территория, и тебе мы тут выступать не позволим. Но Амос отвечает очень просто: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему (Амос 7 , 14-15).

Так мы подходим к еще одному важному различию: некоторые пророки, как Амос, были внезапно вырваны из своей повседневной жизни и отправлены в самую гущу событий. Но были и такие, которые начинали как «сыновья пророка» (то есть подмастерья, ученики). Так, Елисей долгое время оставался с Илией, притом был не единственным его учеником и последователем, и лишь после его вознесения выступил на самостоятельное служение.

Пророки воспринимали Божью весть по-разному - одним она открывалась как «слово», а другим - как видение. Сегодня психологи говорят о том, что люди бывают «аудиалами» и «визуалами» - то же самое мы находим в Библии. Видения труднее «расшифровывать», в них множество самых разных и не всегда понятных образов. Удивительное сочетание слов и образов мы находим в сцене призвания пророка Исайи: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! …И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис 6 :1-8).

Пророки несли свою весть разными способами. Одни сами писали книги (например, Иеремия, у которого даже был «секретарь» Варух), за другими пророчества записывали (так возникла книга Исайи). О некоторых (например, об Илие) мы узнаем только по рассказам библейских повествователей. Не всегда точно известно, как именно сложилась та или иная книга: пророчества, относящиеся к разному времени, соединяются в ней довольно причудливым образом.

Но в арсенале пророков были далеко не только слова - нередко они совершали и символические действия. Так, Иезекииль, предсказывая осаду и падение Иерусалима, устроил своеобразный макет этой осады, в центре которого находился кирпич с изображением Иерусалима. А себе пророк отмерял пищу и воду, как придется делать жителям города во время осады (Иез 4). Перед глазами иерусалимлян разворачивается их собственное будущее…

Пророки действовали по-разному, потому что были очень разными людьми, и их личность, разум и воля полностью сохранялись, даже когда они говорили от имени Бога. Меньше всего они походили на шаманов, которые, впадая в транс, перестают владеть собой и становятся вместилищем духов. Нет, Истинный Бог не принижает человека, напротив, он возвышает его и дополняет его слабость Своей силой.

Диалог Бога и пророка

Вот только для самого пророка этот процесс далеко не всегда оказывается приятным и безболезненным. Пожалуй, лучше всего сказал об этом Иеремия, жаловавшийся Богу: Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние (Иер 20 :7-8). Действительно, далеко не всегда обличения пророков воспринимались так благожелательно, как в Ниневии: иногда им приходилось терпеть и побои, и тюремное заключение, а некоторым - и мученическую смерть.

Но, может быть, самым горьким для пророков было непонимание собственного народа. Им же ничего не нужно было для себя, они просто сообщали единоплеменникам самое главное, что им нужно было знать. По сути, они первыми кричали «пожар!» - и что вместо благодарности? К Иерусалиму подступает вражеское войско, Иеремия предупреждает о грядущем поражении и разрушении города - и его как вражеского агента избивают и сажают даже не в темницу, а в пустой водосборник, где скапливались грязь и нечистоты.

Итак, пророчество - это общение Бога с верующими в Него, и пророк здесь играет особую роль. С одной стороны, он - часть народа, с другой - находится в трагическом противостоянии с ним, поскольку сообщает волю Бога, которую не все готовы принять.

Иногда даже трудно отделить речь пророка от речи Бога. Так, Захария говорит: И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами… И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11 :10-13). В Синодальном переводе слова «Я» и «Мой» пишут с большой буквы, везде относя их к Богу. Но ведь это именно пророк Захария совершает символические действия: разламывает жезл, требует платы и кидает ее потом в храмовую казну. Или все-таки Сам Бог совершает некие действия, которые поведение пророка только «иллюстрирует»? Возможно. А еще… Когда Христос будет продан Иудой за те же тридцать сребреников, Его ученики вспомнят эти слова пророка.

Израиль и другие народы

Уже упомянутая вначале книга пророка Ионы учит нас, что израильский народ - в каком-то смысле - особый, пророческий народ, призванный донести волю Божью до всего человечества. Так оно, конечно, и было, но это вовсе не значит, что пророками были только израильтяне. Один из первых упомянутых в Библии пророков - мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть - означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь…

Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом - и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата.

В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель - не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24).

Конечно, остальные библейские пророки были в подавляющем большинстве израильтянами. Но именно в их словах прозвучал важнейший призыв к общечеловеческому единству. Закон объяснял израильтянам, что они и только они – избранный Богом народ, но приходил пророк и давал к этому закону такой комментарий: Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян - из Кира? (Амос 9 :7). И более того, грядущее процветание Израиля становится уже неотделимым от обращения к Богу всех народов: приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою (Ис 66 :18-19).

Именно пророки задолго до Нового Завета объявили во всеуслышание: подлинное почитание Единого Бога есть дело всего человечества, а не только одного народа. Роль же этого народа заключается, прежде всего, в том, чтобы вести человечество к Нему. Конечно, в те далекие времена это открывалось лишь отдельным людям. Например, когда сирийский полководец Нееман заболел проказой, одна из служанок его жены, израильтянка, рассказала ему о чудотворце и пророке Елисее, который наверняка сможет его исцелить. Нееман отправился в Израиль, и Елисей… велел ему семь раз омыться в Иордане. Полководец в гневе воскликнул: разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? (4 Цар 5 :12). Но слуги уговорили его попробовать… и это сработало! Только ему, как и Ионе и множеству других людей, нужно было сначала отказаться от национальной гордости и сознания собственной значительности, чтобы принять Бога, действующего порой совсем не так, как мы от Него ожидаем.

Наверное, пророк – это, прежде всего, человек, который готов к этой неожиданной встрече, который в состоянии, как Иона, отказаться от собственных стереотипов и ожиданий ради живого и требовательного Слова Божьего. И потому он так нужен всем нам.

Поэтому традиция библейского пророчества никогда не прекращалась ни в Новом Завете, где пророческий дар упоминается среди особых дарований, ни в истории Церкви. Мы видим ее и в решительном противостоянии святых сильным мира сего, и в подвиге юродства, и во многом ином. Конечно, не обходилось без нездоровой мистики и профанаций, но, как известно, наличие подделок только доказывает, что существует и оригинал. Пророческий дух, горевший в ветхозаветном Израиле и воспринятый новозаветной Церковью, не давал Ей выродиться в самодостаточное духовное ведомство со своим неизменным распорядком и раз и навсегда данными ответами на все вопросы. И каждый раз, когда такая опасность становилась реальностью, повторялась старая история: появлялся человек, «и было слово Господне к нему, и встал он, и пошел, и начал проповедовать…» .

Пророк – это человек, получающий через Божественное вдохновение определенное послание от Бога - "Так говорит Господь..." и передающий его людям.

В Израиле пророки назывались «наби », то есть говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки избирались Богом для возвещения людям Его святой воли. Пророк (наби) – это вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительного внимания всех людей.
Кроме того, евреи называли пророков «видящими» или «провидцами». Этого звания были удостоены духовно опытные и умудрённые Богом люди, которым были открыты Божьи тайны.

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2Пет.1:21)

Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. (Ам.3:7)

«Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю" (Ис.44:26)

Его обязанности?

- Возвещать людям откровения от Бога или слово от Бога;

- Обличать, назидать, утешать, увещевать.

Важно, что если пророк обличал верующих в данном контексте почти всегда это был Израиль, то почти всегда следовало и утешение.

«И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии». (4Цар.3:11)

Как различить настоящий пророк или нет?

«и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар.2:14,15)

«Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк». (Иоан.4:17-19)

«И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним».(1Цар.3:19,20)
а) истинный пророк говорит и его слово сбывается;

«И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его». (Втор.18:21,22)

« Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов , от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». (1Иоан.4:1)

б) какова жизнь пророка;

в) как он подчиняется руководителю общины

« И духи пророческие послушны пророкам» (1Кор.14:32)

Что же говорится в данном отрывке?

«Появится много лжепророков, которые многих введут в заблуждение» Мф. 24:11.

История Иезавели?

« Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина». (3Цар.16:29-34)

«… И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный, и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою». (3Цар.18:2-3)

«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]». (3Цар.18:21,37)

« Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные; не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель; он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». (3Цар.21:23-26)

Иезавели, называющей себя пророчицею". Мы знаем, что Иезавель - поклонница языческих божеств Ваала и Астарты - употребила все свои силы, чтобы отвратить Израиля от веры в живого Бога и склонить его к служению мертвым богам.

Одной из немногих достопримечательностей Фиатиры был оракул Самбате, женщина-пророчица. Дельфийский оракул был известен во всем мире и выражение дельфийское пророчество вошло в поговорку.

Может быть даже, что пророчица в Фиатире была еврейкой, потому что во времена античной древности многие иудеи занимались этим ремеслом - предсказывали будущее. «Иезавель» в Фиатирской церкви, как и во всех других церквах, вводила в заблуждение детей Господних, проповедуя лжеучение и уводя верующих от живого Христа, к языческим понятиям и к языческому образу жизни.

Хотя, многие пророки сегодня не вводят в сексуальные грехи, но вводят в духовный блуд. Ложный пророк начинает составлять конкуренцию руководству общины, привлекая к себе сторонников ложными пророчествами и даже чудесами. После этого, различными манипуляциями он просто держит людей в своей лжи и манипулирует ими.

(по материалам проповеди Египцева Алексея)