Боль, страх и слёзы. Как спустя год живут родственники погибших над Синаем

У выхода из храма лежал роскошный венок от губернатора

В среду жители Кемерово прощались с погибшими на пожаре в «Зимней вишне». С теми, кого удалось опознать. Одних по мочке уха, других по родимому пятну. Журналисты снимали траур на камеру и беспомощно разводили руками, когда родственница одной погибшей девочки стала трясти коллегу за грудки: «Вы же все знаете! Почему они? Почему их заперли? Они же совсем маленькие. Почему? Пожалуйста, скажите».

Слева от медвежонка - Маша Агаркова, справа - Костя. Фото: соцсети

А потом мы плакали по чужому горю. В сторонке, чтобы никто не заметил. Хотя, какое же, к черту, это чужое горе? За несколько дней, проведенных в Кемерово, люди, которые хоронили детей, стали уже и для нас родными.

Вы видели, как прощаются с ангелами? Это когда рядом стоят два крошечных крошечные гробика, заваленные игрушками: белый – для девочки, темный – для мальчика. А над ними нависает толпа взрослых людей с криками: «Простите нас, дети!»

В храме Святой Троицы отпевали : восьмилетнего Костю, девятилетнюю Машу и их бабушку 68-летнюю Надежду Васильевну. Все они задохнулись в дыму.

– От моих деток ведь совсем ничего не осталось вы это знаете? Я их по ботиночкам опознал. Вот и посмотрели они мультик про зайца, - произносит рядом мужчина.

Поднимаю глаза. Отец. Кажется, он даже не со мной разговаривает. Сам с собой.

Скажите, а вот мне завтра что делать? Все эти дни я был очень занят, надеялся, ждал, собирал документы, - говорит Сергей Агарков. – А вот сегодня похороню их. И все? Что дальше? Проснусь и пойду на работу?

Мимо школы пойду, где учились мои дети, мимо их бывшего детсада, мимо детской площадки. А потом наступит вечер. И как мне его проводить? Главное, не понятно, зачем теперь все это? Смысл? Мы ведь теперь с женой сироты. Никого у нас не осталось.


Матери девочки рядом не видно. Оборачиваюсь. Женщина лежит под гробом. Затем ползет к другому гробу. Не поднимает головы. Не поднимается сама. Ее помогают встать.

Воды, принесите воды, - кричат сотрудники МЧС.

Женщина делает глоток. Бумажный стаканчик опрокидывается.

Ее поднимают под руки. Ноги не держат. Всем телом наваливается на гроб. Стонет.

Рядом на низенькой скамейке качается родственница семьи. Пенсионерка в черном уже в десятый раз твердит одно и тоже о погибшей девочке каждому, кто присаживается с ней: «Кого же я теперь буду уму-разуму учить, с кем же мы будем играть, болтать? Машенька была отличницей. Гимнасточка моя, тростиночка. Прости нас».

К белому гробу подходит еще одна родственница погибших. Обнимает крышку. Гроб такой маленький, детский, что женщина полностью закрывает его: «Машенька моя, прости меня, доча, моя спортсменочка».

Эхом по храму раздается крик: «Как всех их сразу обнять?»

У темного гробика - народ. В нем похоронен Костя. «Наш самый маленький. Он так стихи читал, такие люди приезжали, его слушать. Все удивлялись, какие концерты устраивал. Дай я тебе ножки поцелую, которые сожгли». Женщина с черной повязкой на голове целует гроб.

Люди держались до последнего. Крепились. Пока не увидели гробы. И тогда пришло понимание: «Вот и все».

Выходим на улицу. Рядом три автобуса. На двух – портреты погибших детей. Фотографии сделаны школьным фотографом. Мальчик и девочка в одинаковых жилетках, галстуках. И у каждого приписка внизу: «Отличник», «отличница».

В автобусы заносят игрушки.

Отец садится в машину с белым гробом. Мать – с темным. Траурную процессию провожают сотни людей.

Погибших в «Зимней вишне» хоронили на разных кладбищах, отпевали тоже в разных местах.

В Знаменском кафедральном соборе отпевали 37-летнюю учительницу . На прощание собрались все ученики погибшей.


Мы до сих пор не понимаем, почему она не спаслась, - утирает рукавом слезы тетя Татьяны. – Ее ведь нашли около самой двери кинотеатра, уже на выходе. Зал, где находилась она, не был заперт.

Представляете, Таня практически не обгорела. Мы и хороним ее в открытом гробу. Почему же она не выбежала? Ее 14-летняя дочка успела ведь выйти, а Таня нет. Наверное, вернулась, чтобы спасти других людей?

Когда я уходила из храма, то заметила роскошный венок «От губернатора». Аман Тулеев до сих пор не нашел в себе смелости встретиться с близкими погибших и лично выразить им соболезнование.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Неделю назад я стала невольной участницей скандальной ситуации, связанной со смертью дальнего родственника. Последние три года он находился на постоянном проживании в психоневрологическом интернате, где и скончался.

Смерть подопечного в интернате.

Сразу скажу, что дядя Витя жил в интернате не потому, что от него отказалась семья,а именно из-за болезни. Он нуждался в постоянной терапии, которую дома ему обеспечить не могли. Супруга его, тетя Валя, – сама уже пожилая и нездоровая женщина. А сын почти постоянно живет за границей, работает там. Но хоронить дядю Витю, конечно, было кому и на что. Однако интернат почему-то решил иначе, и о кончине пациента жене его не сообщили. О том, что дядя умер и его схоронили на кладбище для бесхозных тел, тетя Валя узнала, только когда приехала его навестить. То есть, где-то полмесяца спустя. И чуть сама на месте не скончалась от новости. А еще от того, в каком месте и как именно оказался ее муж. Не на семейном участке после достойных проводов родными и близкими, а среди могил других подопечных интерната, бомжей, алкоголиков. Среди заросших и замусоренных безымянных холмиков с номерами на железных табличках. С такой же табличкой.

Пришлось нам организовывать перезахоронение, а это очень дорого и хлопотно. Притом государственное пособие на погребение уже было истрачено, так как похороны же от интерната все-таки состоялись. А интернатское начальство даже и не подумало хотя бы как-то извиниться. Наоборот, попыталось переложить всю вину на тетю Валю. Она, по их версии, редко навещала мужа и вообще не взяла трубку, когда ей позвонили, чтобы сообщить о его смерти. Но на мобильный-то телефон ей никто из этого злосчастного ПНИ звонков не делал (хотя он там был известен). Возможно, разок позвонили на домашний, когда тетя Валя отлучалась куда-то. Короче говоря, интернат просто не стал напрягаться и дозваниваться. К тому же накануне дяди Витиной смерти в этом заведении скончались еще двое одиноких подопечных, так что всех похоронили скопом, в один раз. Сделали, в общем, как проще.

То, что произошло – безо всякого преувеличения дикость. Но увы, лишь с точки зрения неписанных человеческих законов. Ведь в интернате знали, что дядю Витю никто не бросал, просто ему трудно было жить дома без ежедневного медицинского присмотра. А вот какие-либо юридические нормы интернатом нарушены не были.

По закону, больницы, хосписы, интернаты, детдома после кончины подопечного

первым делом должны оповестить об этом не родных умершего, а полицию. Само тело полагается сразу переправить в морг для вскрытия и установления причин смерти. Семью тоже оповещают, если она есть. Лечебные учреждения и хосписы, а также интернаты для детей, которые там обучаются и живут (но только временно , а не постоянно) обязаны сделать это немедленно.

А вот если человек стал подопечным интерната на постоянной основе – то этоуже другая история. Она регламентируется лишь внутренними инструкциями заведения, а не федеральным законодательством. Дело в том, что человек, который постоянно живет (и прописан) в психоневрологическом интернате, доме для престарелых или детдоме не является полностью дееспособным лицом. А учреждение становится его опекуном и несет за своего подопечного всю полноту ответственности. Оно даже управляет его имуществом, в том числе и всеми денежными поступлениями. По закону, именно оно должно и хоронить умершего подопечного, что частенько делает даже при живых родных. Обычно в том случае, если те не захотели делать этого сами. Но все же, все же… Что детдом, что интернат должен по-любому оповестить родственников о трагедии. Должен, но не обязан . Хотя чаще всего так и делается, если у руководства находятся нормальные люди, с сердцем и совестью. Тем более, что потом очень многих хоронят именно близкие. Иногда семья, иногда друзья, а бывает, что даже и соседи.

Где-то года два назад умер одинокий сосед моей однокурсницы. Он после смерти матери жил один, и он был инвалид, почти не ходячий. Вначале за этим соседом присматривала женщина из соцзащиты, а потом он добился для себя места в доме-интернате для пожилых и инвалидов. Прожил там совсем недолго, умер от гангрены. Так соседи по подъезду собрали деньги и похоронили его по-людски, рядом с матерью. Даже в церкви отпевание организовали. И спасибо сотрудникам этого дома-интерната, которые не сочли за труд оповестить о кончине человека – даже не родственников, а одну из соседок. Нашли номер ее мобильного в записной книжке покойного и на всякий пожарный случай позвонили.

Если родных у умершего нет или они отказываются от похорон, то все организовывает интернат.

Это делается за счет учреждения. А по сути – на те средства, которые выделяет государство на погребение любого своего гражданина. То есть именно на социальное похоронное пособие . Его гарантирует Федеральный Закон от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», а выплачивает Пенсионный Фонд Российской Федерации. Правда, размер этой выплаты совсем небольшой. В 2017-м году на похороны давали чуть больше пяти тысяч рублей по стране (в некоторых регионах добавляли до восьми) и около семнадцати тысяч в Москве. Для похорон это мизерные деньги, поэтому захоронение интернатских и просто никому не нужных покойников происходит более чем скромно, а могилы потом выглядят бесхозными и заброшенными.

Отдельно напишу о том, может ли интернат наследовать за умершими.

Ведь он является опекуном тех, кто в нем прописан, и, пока они живы, следит за их имуществом, отвечает за не го. Насколько я знаю, некоторые дома престарелых даже иногда сдают в аренду квартиры своих стариков или больных, а прибыль от этого якобы пускают на улучшение условий их быта. О таком я слышала от знакомых, имевших отношение к системе соцзащиты. Кстати, очень может быть, так как в принципе это не запрещено. Опекун имеет право управлять всем, чем владеет опекаемый. Главное, чтобы имущество оставалось в целости и сохранности.

Унаследовать же его после смерти человека учреждение имеет право лишь в том случае, если было составлено соответственное завещание. А вот это уже затруднительно, так как жильцы интернатов чаще всего являются недееспособными. Следовательно, под писанные ими завещания будут признаны юридически ничтожными. Поэтому дом, квартира, деньги и прочее, что остается после смерти таких людей, отходят или родственникам (если они все-таки имеются и заявили свои права на наследство в положенный срок), или вообще государству. В лице муниципалитета.

Как хоронят интернаты.

А как это можно сделать на такую маленькую сумму? Сами похороны выглядят даже не скромно, а, я бы сказала, убого . Ведь 6 – 8 тысяч – это совсем ничего для такого дела. Даже скромный гроб стоит начиная от одной тысячи рублей – и то если повезет такой найти. Да рытье могилы, да спецтранспорт, да какая-никакая подготовка тела к погребению. Все ритуальные аксессуары и сами услуги обеспечивают муниципальные учреждения, которые на местах занимаются погребением. Им и перечисляются деньги на похороны. После смерти подопечного интернат сразу обращается в такие службы и передает им всю информацию о покойном для регистрации могилы при кладбище. Именно эти МУПы организуют более чем скромное захоронение тех, кого не смогли или не захотели хоронить родные. Тела кладут в простые гробы, отвозят на погост и закапывают в приготовленные могилы безо всяких там церемоний. Иногда вообще бульдозером.

На все остальное денег от пособия уже и не остается. Ни на цветы или венки, ни на памятник (хоть самый скромный), ни даже на крест. Но это пусть и печально, а понятно. Зато я не могу уразуметь другого. Почему на могилах людей из интернатов ставят только таблички с номерами, а не пишут имена, фамилии и даты жизни? На такие надписи много денег не надо, можно бы позаботи ться. И еще: по какой причине все эти могилы так убого выглядят: провалившиеся, заросшие по пояс прошлогодним сорняком, замусоренные, с перекошенными (а то и упавшими) шестами для заржавевших табличек. Разве администрации кладбищ не отвечают за элементарный порядок на территории? Да что там, как я слышала, иногда даже закапывают никому не нужных бедолаг в общих траншеях, почти в братских могилах.

Особенно кошмарные впечатления вызывают могилки детдомовских дети шек и малолетних инвалидов из психоневрологических диспансеров для несовершеннолетних. Их по инструкциям обязаны хоронить с указанием имен, но даже этого часто не делается. Однажды попала я на такой «детский» участок. Бродила среди еле видных холмиков и с трудом сдерживала слезы. За что этим детям выпало такое. Бедные, маленькие, никому не нужные при жизни, они и после смерти оказались брошенными. Ни памятников им не поставили, ни даже крестов. Никто о них не поплакал и не помолился. А детдом даже не позаботился о положенных обозначениях на могилах: некоторые оказались вообще безымянными. На многих других стояли таблички только с именем (без фамилии) и датой смерти, а то и без нее. «Василий, умер 24.09.2016 г.», «Оля, 1 годик», «Елена, 2014 года рождения», «Виталик».

Почему-то не менее жуткое впечатление произведи на меня редкие надгробия, все-таки встречавшиеся в череде пустых холмиков. Я не выдержала и заплакала, когда наткнулась на маленький каменный крестик с надписью: «Кристюше от мамочки. Прости меня, доченька». Среди десятков могил только восемь оказались с памятниками, еще на двух стояли рамки с выцветшими детскими фото. Такая малость, Господи. Остальных просто зарыли – и забыли. А ведь когда-то, в царской России, даже бездомных и неведомых не погребали без креста. Большим грехом считалось похоронить человека без распятия на могиле.

Сейчас православная Церковь тоже (наконец-то!) забеспокоилась о необходимости христианского погребения.

Я сама слышала, как наш Патриарх говорил о том, что все дети вДомах младенцев, приютах, ПНИ обязательно должны быть крещены. И правда, теперь туда регулярно приходят батюшки и проводят обряды крещения. Но в случае смерти таких детишек их положено отпевать и предавать земле в соответствии с православным каноном. Как, впрочем, и крещеных стариков. Это, к сожалению, делается далеко не всегда, потому что у интернатов нет прямой связи с храмами. Такой, как есть со следственными органами, моргами и муниципальными ритуальными службами. Церковь-то у нас отделена от государства.

Поэтому дополнительно возиться с организацией религиозных обрядов, установкой на захоронениях крестов и так далее, по факту, никому неохота и некогда. В интернате этого не хотят (да и средств нету), а храмы сами по себе не имеют возможности вовремя узнавать о том, кто где скончался и когда будут похороны. У них остается единственная возможность отпевания – заочная . Ее и проводят некоторые церкви, которые как бы курируют те или иные интернаты. Для этого священники приходят в учреждения: крестят, исповедуют, причащают, проповедуют и заодно узнают о том, кто и когда там скончался. Души этих несчастных они отпевают заочно, а потом на литургиях возносят о них молитвы.

Но все же обычно люди стремятся сами похоронить своих близких , даже если они умерли в интернатах или хосписах. Какие же шаги им следует предпринять для скорейшей организации похорон?

Прежде всего, надо собрать соответствующие документы , часть из которых уже предоставит сам интернат:

  • справку, констатирующую смерть (выдает врач или фельдшер скорой помощи);
  • протокол осмотра тела (его делает полиция);
  • специализированный бланк от работников морга (он выдается взамен первых двух документов и содержит сведения о самом морге, в котором будет делаться вскрытие, и о бригаде, забравшей тело);
  • медицинское свидетельство о смерти (его берут у работника морга или лечащего врача, она нужна для получения свидетельства о смерти в ЗАГСе);
  • гербовое свидетельство о смерти (выдается органами ЗАГСа), которое необходимо для многого, в том числе для того, чтобы получить разрешение на похороны и место на кладбище);
  • заявление о захоронении (оно подается в администрацию кладбища, на котором планируется получить место для могилы).

Сразу скажу, что интернат не будет ни в чем помогать родным, которые взялисьсами хоронить его бывшего подопечного. Но он сразу после кончины подопечного обязан вызвать скорую и полицию и отправить тело в морг. Так что первоначальные документы уже будут оформлены. Дальше близкие все делают сами. То есть, ищут катафальный транспорт, чтобы отвезти покойного из того района, где расположен интернат, к месту погребения. Потом решают вопросы с кладбищем, приобретают все необходимое для похорон, организуют панихиду, отпевание, погребение и поминки.

Хлопот очень много, поэтому зачастую люди предпочитают обратиться в погребальные службы для ускорения и облегчения процесса. Причем выбирают все те же муниципальные конторы либо государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Такие агентства нередко предлагают для погребения, например, тех же стариков из домов престарелых льготные пакеты услуг. Это будет стоить дороже суммы, которую выплачивает Пенсионный Фонд, но дешевле обычных похорон. Я точно знаю, что подобные эконом-услуги предлагают в Москве и Подмосковье.

Но что же делать тем, чей родной человек ошибочно погребен в безвестной могиле?

Нам хотя бы повезло почти сразу узнать, что дядя Витя умер и уже лежит в земле. А бывают и другие ситуации, причем самые необычные. Иногда вести о смерти человека идут к его семье месяцы и даже годы. Причем не всегда по чьей-либо вине.

Бывает, что люди просто пропадают, близкие ищут их, а находят уже только могилу, да и то если повезет. Вот вам печальный, но не слишком необычный случай. В нашем дачном поселке почти постоянно жили мать с дочерью. Мать была уже очень пожилая, с явными признаками хорошего старческого склероза. Она почти не выходила из дома, иногда только гуляла во дворе. Но однажды, когда дочь поехала в соседнюю деревню за продуктами, пожилая женщина вышла на улицу – и пропала. Ее долго и безуспешно искали. И в больницах, и по моргам, давали объявления на радио, в местное телевидение, газеты, размещали его в соцсетях. Последние как раз и помогли, но только через два года. Фотографию старушки случайно увидела в «Одноклассниках» медсестра одного из ПНИ в соседней области. Именно туда несколько месяцев назад была оформлена неизвестная пожилая женщина, у которой не было ни документов, ни памяти. Но прожила она недолго, и вскоре умерла.

Дочь сразу поехала в этот интернат, чтобы найти материнскую могилу. Потомона рассказывала мне, как это оказалось тяжело. Ведь захоронение было безымянным – то есть совсем, даже под номером могилы числилось условное имя. Работники кладбища долго не могли определиться, какая из анонимных могил может оказаться той, что нужно . Эксгумацию пришлось заказывать на свой страх и риск, а останки отдавать на генную экспертизу. Только после нее сомнения разрешились, и тело матери можно было перезахоронить на семейном кладбище.

Но когда имя покойного известно, то найти могилу гораздо проще. Все сведения о захоронениях есть в архиве (то есть, в регистрационном журнале), который хранится при кладбищенской администрации. Будет труднее, если на самом погребении куда-то пропал номер, хотя и это не критично. Но экспертизу останков проводить все же придется, ведь мало ли что. Известны случаи, когда интернатских покойников путали и хоронили совсем не под теми именами. Такая халатность у нас, к сожалению, почти норма. И увы, почти нормой стало отношение к смерти другого человека как к обыденности, которая не стоит внимания. А погребение теперь – не таинство, а просто утилизация тела.

Поэтому, дорогие мои люди, не бросайте своих родных. Даже если это не самые близкие ваши родственники – все равно не оставляйте их один на один со смертью. Иногда интернат или хоспис становится необходимостью – для немощных стариков с сильной деменцией, для больных, медленно и мучительно умирающих. Но отказаться от похорон родного человека – это все-таки огромный грех. Многие религии мира считают его несмываемым, падающим на все потомство до двенадцатого колена. Каждый человек должен быть оплакан и погребен достойно, а не зарыт в землю чужими и равнодушными руками, как последний бездомный пес.

Давка на похоронах Сталина до сих пор вызывает множество вопросов, сколько погибших было, и почему так произошло? Можно ли было избежать трагедии, или так и было задумано? Любители мистики говорят, что Сталин не мог уйти, не собрав очередной «урожай».

6 марта 1953 года с утра объявили по радио, что вождь мирового пролетариата скончался. Для многих это был шок. Кому-то Сталин казался ужасным демоном, для иных являлся божеством, но его смерть стала и для тех, и для других шоком. Люди не могли поверить, что его больше нет.

В СССР был объявлен траур и прощание с вождём. Заводы, фабрики, все ведомства и магазины, всё было закрыто, в связи с трауром.

Въезд в Москву запретили, но люди шли пешком, чтобы хоть одним глазком увидеть Сталина. Кто-то хотел убедиться, что «усатый гуталин» преставился, кто-то искренне скорбел, а кто-то просто шёл, потому что все идут.

Похороны Сталина: сколько людей погибло в давке?

Тело Сталина для прощания выставили в Колонном зале Дома Союзов на Пушкинской. В срочном порядке были подняты все наряды милиции, курсанты и воинские подразделения, но организаторы не ожидали, что желающих попрощаться с вождем будет так много.

Вокруг Трубной площади организовали плотное кольцо из курсантов, грузовиков, и это оцепление должно было упорядочить и направить поток людей в нужном направлении.

Но толпа – это страшно. Обезумевшие люди, толкали и давили друг друга, лезли по головам, теряя по пути обувь и одежду. Курсанты прямо с бортов грузовиков выдёргивали задыхающихся людей, пытаясь их спасти. Передохнув, некоторые вновь бросались в толпу, чтобы дойти до Дома Союзов.

Тысячи людей искали выход на перекрытую площадь, потоки людей пересекались, меняли направление, страх, отчаяние и паника заставляли упорно двигаться вперёд, и многие уцелевшие сейчас не могут объяснить, что это было.

Раздавленные тела забрасывали на грузовик и увозили. Кто-то говорил, что их вывозят загород, и просто сваливают в общую могилу, и никто не вёл им счёт. И сейчас нет официальных данных, сколько погибло на похоронах Сталина в давке.

В течение многих дней после похорон Сталина, люди искали своих родных, не вернувшихся домой. Чаще всего они находились в больницах, или моргах. Порой, опознать человека можно было лишь по одежде, но в свидетельстве о смерти указывались совсем другие причины гибели.

В дни траура по стране было много умерших от инфарктов, инсультов и нервных потрясений. Люди до глубины души были потрясены, и смерть Сталина для них была концом света.

По неофициальным данным, давка на похоронах Сталина унесла от 2 до 3 тысяч людей. Это страшные цифры ещё и потому что никто не считал людей. На тот момент власти думали лишь о том, кто займёт место Сталина, и народ как таковой был неинтересен.

Фото того времени сохранились и сейчас, но они не отображают масштабы трагедии. На них видно, лишь народ, который прощается с отцом народов, как страна скорбит, и сколько венков принес благодарный люд своему любимому вождю.