Бильярд русская пирамида основы игры. Секреты бильярда

1. Управление игрой, подсчёт очков, и победитель
Сначала вы выбираете произвольный подходящий шар, в который будете бить битком. Обязательно после ПЕРВОГО удара, когда биток отскочит от целевого шара нужно: чтобы любой шар, либо перешёл на другую сторону поля, либо ударился об обе стороны поля.
Каждый шар имеет свой номер. Ровно столько очков получит забивший его игрок. За шар под номером 1 забивший получает одиннадцать очков. Общее количество очков за 15 шаров составляет 140 очков, учитывая 10 очков добавляемые к заключительному шару. Если один из игроков нарушает основные правила игры, то второй игрок забирает у первого 5 очков и суммирует их со своими заработанными очками.

2. Определение победителя
Тот, кто первый набирает сумму очков равную 71 или более и является выигравшим.

3. Размещение шаров на поле
Порядок расположения шаров такой: в первом ряду находится шар номер 4; во втором ряду располагаются шары под номерами 5 и 6; в третьем ряду шары с номерами 7, 15 и 8; в четвёртом ряду шары с номерами 9, 13, 14, 10; и в пятом ряду находятся шары под номерами 2, 1, 12, 11 и 3.

4. Игра с руки из дома
Если биток попадает в лузу, или если биток оказывается за пределами поля, или если возникает глухая позиция, или если счёт обоих игроков сравнивается на 70 очках, то игру нужно провести с руки из дома. Так же первый удар выполняется с руки из дома.
Игрок не должен пересекать переднюю границу во время удара с руки из дома.
Когда биток пересекает переднюю линию и касается шара за пределами дома – считается что биток введён в игру.
Судья следит за тем, чтобы игроки устанавливали биток в области дома. Но если игрок игнорирует судейские замечания и бьёт по битку, установленному не дома, то этот игрок штрафуется.
Игрок штрафуется, если биток бьёт по шару в доме. Если биток находится в доме.

5. Отыгрыш
Отыгрыш проходит успешно, когда хотя бы один шар пресек центральную линию.

6. Выскочивший биток
Когда биток выскакивает с поверхности стола, игрок, получающий право на удар, делает удар из дома или отдает удар сопернику.

7. Выставление шаров
Прицельные шары расставляются в соответствии со своими номерами по возрастанию.

8. Глухая позиция
Игровую позицию, в результате которой сложилась ситуация, которая не меняется после серии ударов, принято называть глухой. В таком случае судья делает предупреждение и расставляет прицельные шары в форме треугольника симметрично продольной линии стола так, чтобы передний шар был на задней отметке. Игрок, которому будет предоставлено право первого удара, определяется розыгрышем, а после этого игру продолжают ударом из дома.

9. Обязательное судейское предупреждение
В обязанности судьи входит сделать предупреждение, если:
- все шары, кроме битка, расположены в доме;
- при ударе из дома биток находится за пределами дома;
- биток или разыгрываемый прицельный шар находится на центральной линии стола.

10. Игра при счете 70:70
Когда все игроки набивают ровно по 70 очков, последний разыгранный шар ставится на заднюю отметку игрового стола. Следующий удар наносится игроком, который выиграл розыгрыш и игра возобновляется ударом из дома и продолжается до первого штрафа или сыгранного шара.

11. Штраф
Игроку полагается штраф, если:
- игрок производит удар не битком;
- при ударе из дома биток коснулся прицельного шара, который расположен в доме;
- биток провалился в лузу;
- игрок ударил из дома по битку, который находится за пределами дома.

Бильярд Останин Евгений Анатольевич

«Малая русская пирамида» («Пирамида»)

Игру проводят 16 шарами: 15 прицельными и битком. Играемые шары пронумерованы от 1 до 15. «Свой» шар может быть полосатым или цветным. Удары по прицельным шарам осуществляются только битком.

Для нанесения ударов при игре в «Малую русскую пирамиду» можно пользоваться кием, машинкой или мазиком.

В начале игры все играемые шары следует установить в пирамиду в определенном порядке. В вершину пирамиды, на 3-ю точку игрового стола, устанавливают шар под номером «4». В углах, при основании пирамиды, размещают шары с номерами «2» и «3». Шары, дающие игрокам наибольшее количество сыгранных очков, – «13», «14» и «15» – ставят в середину.

Подобное расположение обеспечит после разбивки пирамиды расстановку боковых шаров недалеко от луз. Их достаточно легко можно будет сыграть. Но для того, чтобы положить в лузы шары, лежащие в середине пирамиды и дающие игроку максимальное количество очков, понадобится большое мастерство и терпение. Даже при достаточно сильном первом ударе такие шары остаются на середине стола.

Сумма цифр, нанесенных на поверхность «чужих» шаров, составляет 120 очков. Однако следует учитывать, что шар под номером «1» – «туз» – дает игроку 10 очков. То же количество очков (10) приносит и последний играемый шар (независимо от его номера). Следовательно, общая сумма очков, которые может набрать игрок, составляет 140.

Участник, который начнет первую партию, определяется жеребьевкой. Право первого удара в последующих партиях принадлежит победителю предыдущей.

Победителем в партии (или игре) считается тот участник, кто первым набрал 71 очко. Ничья объявляется в том случае, если счет каждого из игроков составляет 70 очков.

Расположение играемых шаров при игре в «Малую русскую пирамиду»

Нередко в «Малой русской пирамиде» принимают участие трое и даже четверо спортсменов. В том случае, если игру ведут трое бильярдистов, при подсчете набранных очков следует учитывать номинацию шара под номером «2», составляющую 10 очков. Таким образом, общая сумма играемых шаров будет составлять 150 очков. А для выигрыша одному из участников нужно будет набрать 51 очко. Игра объявляется ничьей при условии, если каждый из спортсменов набрал по 50 очков.

В том случае, если игру ведут четверо бильярдистов, за 10 очков принимается и шар под номером «3». Тогда общее количество очков будет равно 160. Для того чтобы выиграть партию (или игру), одному из бильярдистов будет достаточно набрать 41 очко. Если же каждый из игроков набрал по 40 очков, фиксируется ничья.

Перед проведением игры участники договариваются об условиях кладки шаров. Таких условий два: шары заказываются по чистому назначению (строгий заказ) или шар-луза.

При игре по чистому назначению спортсмен перед выполнением каждого удара должен назвать номер играемого шара, а также лузу, в которую он намерен этот шар положить. Кроме того, игрок объявляет партнерам, каким образом будет сыгран шар – от каких шаров и каким ударом.

При игре шар-луза спортсмен называет только номер прицельного шара и лузу, в которую будет сыгран шар. Способ кладки шара в игре при таких условиях не объявляется. Если на игровом столе остался последний шар, то его играют, не называя при этом номера.

Еще одним условием в игре, где участвует новичок, может быть фора. Фора назначается сильным игроком и может составлять от 5 до 35 очков.

В том случае, если вместе с заказанным и безошибочно сыгранным шаром в лузах вследствие того же удара оказываются и другие прицельные шары, то они все засчитываются.

Если после проведения удара шар, отразившись от задней стенки лузы, вновь выскочил на игровой стол, то его выставляют на исходную точку и повторяют удар.

В том случае, если какой-либо из игроков неверно выполняет удары, ему засчитывают штрафные очки. Обычно при игре в «Малую русскую пирамиду» назначаются такие виды штрафов:

1) снятие со счета игрока 5 очков и передача их партнеру;

2) возвращение неправильно сыгранного шара на игровой стол.

Подобные штрафные санкции обычно применяются после совершения спортсменом таких ошибок:

1) после выполнения удара в лузе, помимо прицельного, оказался и «свой» шар;

2) после нанесения удара по «чужому» шару биток выпал за борт бильярдного стола;

3) удар по «чужому» шару был выполнен другим прицельным;

4) после удара «свой» шар не коснулся ни одного из находящихся на столе играемых шаров;

5) удар по прицельному шару был нанесен не наклейкой кия, а его турняком или боковой поверхностью;

6) во время выполнения удара спортсмен коснулся кием, одеждой или рукой любого шара, находящегося на столе;

7) выполнение удара во время продвижения шаров по игровому столу после нанесения предыдущего удара;

8) касание любых шаров, стоящих на столе, до момента объявления конца игры;

9) проведение при игре «с рук» прямого удара по шару, расположенному в «доме».

В том случае, если после неправильного выполнения удара и совершения игроком ошибок, указанных в пунктах «1» и «2», в лузе все же оказались прицельные шары, то их возвращают на игровой стол (на 3-ю точку) и вновь играют.

При этом провинившемуся назначают штраф в 5 очков.

Положенные в лузу шары не засчитываются игроку в качестве призовых очков в следующих случаях:

1) если спортсмен применил один из запрещенных ударов;

2) если во время проведения игры «с рук» корпус и ступни находятся за линией борта игрового стола;

3) если во время нанесения удара по играемому шару обе ноги спортсмена не касаются пола.

При совершении одним из участников игры подобных ошибок сыгранные им шары возвращают на стол. Право играть их переходит к сопернику.

Игра начинается с разбивания пирамиды. Как правило, для того чтобы разбить пирамиду, спортсмены используют такие удары, как накат по боковым шарам, боковой удар по угловому шару, удар «с тыла» или оттяжку битка к короткому борту игрового стола.

Схема проведения разбивания пирамиды накатом по боковым шарам

Для правильного проведения наката по боковым шарам необходимо вообразить линию, соединяющую серединную лузу с лежащей на противоположном борту стола угловой. При нанесении первого удара следует учитывать то обстоятельство, что результативность хода во многом зависит от того, насколько большим окажется путь «своего» шара до воображаемой линии. В том случае, если наносить удар, поставив биток в точки 1–4, пирамида окажется наименее разбитой. Однако поскольку «свой» шар рикошетом коснется «чужих», то, лишь слегка сдвинув их с места, он сам может упасть в лузу, за что игрок неизменно получит штрафные очки.

Удачно разбить пирамиду можно, поместив биток между серединной и боковой лузами так, как показано на рисунке. После нанесения удара биток, лишь слегка коснувшись углового шара пирамиды, вновь откатится к короткому борту.

Новички и осторожные игроки нередко используют для разбивания пирамиды удар «с тыла». Его применение часто становится причиной затягивания игры, поскольку игроки стремятся к тому, чтобы с помощью отыгрышей направить все играемые шары к противоположному борту стола.

Наиболее трудным ударом при разбивке пирамиды считается оттяжка «своего» шара. Немало мастерства требуется от спортсмена для того, чтобы нанести точный удар, в результате которого «свой» шар остановится близко от короткого борта стола.

После разбивания пирамиды следует основная часть игры, в течение которой каждый из участников старается сыграть как можно большее количество шаров. Нередко случается так, что наиболее опытный игрок за минимальное количество ударов набирает необходимую для выигрыша сумму очков. Случается и такое, когда судьбу партии или игры решает последний разыгрываемый шар.

В том случае, если на поле остался только один прицельный шар, сыграть его можно следующим способом. Предположим, «чужой» шар находится около стенки длинного борта, у самого входа в дальнюю от игрока угловую лузу, а биток – у ближней лузы.

Для того чтобы правильно сыграть шар, необходимо выполнить верхний левый боковик, при этом как бы целясь битком в борт, взяв немного правее от играемого шара. Вследствие сильного удара биток отразится от длинного борта, после чего коснется прицельного шара и, придав тому обратное вращение, отразится от трех бортов и остановится у короткого борта. Играемый шар после столкновения с битком будет находиться у противоположного короткого борта стола.

Итак, шары оказались по разные стороны игрового стола. Соперник уже не сможет сыграть шар. Кроме того, ему понадобится приложить немало усилий для того, чтобы решить сложившуюся задачу и правильно провести ответный удар.

Одним из главных условий выигрыша в «Малой русской пирамиде» для игроков является точный расчет того, какой из шаров следует класть в лузу. Предположим следующую игровую ситуацию. В запасе одного из игроков имеется 65 очков, а сумма очков другого составляет 53. На столе к моменту окончания игры лежат два шара: «10» и «2». Опытные мастера кия не советуют первому спортсмену-лидеру класть в лузу шар под номером «2», даже если он находится в хорошей для результативного сыгрывания позиции. Играть «двойку» нужно лишь при условии, если кладка его гарантирует выход под «10».

После сыгрывания «десятки» игрок-лидер окажется победителем на предпоследнем шаре. После кладки первым участником «двойки» у обоих спортсменов будут равные шансы на выигрыш, поскольку последняя «десятка» дает игроку, правильно выполнившему удар, 20 очков.

Из книги Слезы на льду автора Вайцеховская Елена Сергеевна

Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

«Большая русская пирамида» Правила «Большой русской пирамиды» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается лишь в счете очков. Шары «двойка», «тройка», «четверка» и «пятерка» принимаются каждый за 10 очков. Следовательно, общая сумма очков в

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

«Московская пирамида» («Московская») «Московская пирамида» появилась в российских бильярдных клубах сравнительно недавно, во второй половине 60-х годов XX века. Спустя несколько лет эта игра завоевала настоящее признание как среди игроков-профессионалов, так и среди

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

«Пирамида-подкатка» Правила «Пирамиды-подкатки» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается в том, что «подкатчик» может выполнять один за другим два удара. Как правило, первым ударом такой игрок подкатывает прицельный шар к лузе, а затем

Из книги Чаша Мараканы автора Фесуненко Игорь Сергеевич

«Пирамида с цветными шарами» Правила игры «Пирамида с цветными шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Игра продолжается до тех пор, пока один из ее участников не наберет определенное количество очков. Такой игрок и объявляется победителем.Различие между

Из книги Идеальная попка. Антикризисная программа на месяц автора Дан Ольга

«Пирамида без касания борта» Правила игры «Пирамида без касания борта» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Различие между ними заключается лишь в том, что в «Пирамиде без касания борта» запрещается проводить такие удары, в результате которых «свой» шар будет

Из книги Как снова стать молодой и красивой. Уникальная система омоложения для тех, кому ЗА автора Андержанов Федор Борисович

«Пирамида счетом шарами» Правила ведения игры «Пирамида счетом шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Разница между ними состоит в том, что счет в «Пирамиде счетом шарами» производят не очками, а сыгранными шарами. Все 15 играемых шаров имеют одинаковый

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Панина Наталья Андреевна

«Русская карамбольная партия в пять шаров» «Французская трехшаровая партия» настолько пришлась по вкусу русским любителям бильярда, что многие энтузиасты этой игры попытались применить карамбольные правила на русском столе с лузами.Игра, известная под названием «Пять

Из книги автора

Волшебная пирамида Шары расставлены в пирамиду без учета номеров. Биток прижат треугольником так, как показано на рисунке. «Четверку» нужно послать в сторону противоположного длинного борта таким образом, чтобы она, отразившись от трех бортов, выбила «свой» шар и встала

Из книги автора

МАЛАЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ Прыжки разучиваются лицом к опоре при выполнении прыжка в сторону, боком к опоре при выполнении прыжка вперед и назад. По мере усвоения выполняются на середине по трем направлениям – вперед, в сторону, назад; затем в повороте на 90°, 180°, 360° и в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Малая энциклопедия футбола МараканаСамый большой в мире стадион, вмещающий свыше 200 тысяч его почитателей.Первый матч состоялся здесь 15 июня 1950 года (играли сборная Рио-де-Жанейро – сборная Сан-Паулу).Первый гол забил Диди, выступавший в вышеупомянутом матче за сборную

Из книги автора

Из книги автора

Комплекс упражнений для занятий в тренажерном зале: малая круговая тренировка Вводная часть (5–7 минут). 1. Движения для плечевого пояса: исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч; вариант – сидя на большом гимнастическом мяче. Каждое упражнение выполняется 6–8


Увеличить размер игры

Русская пирамида – «классика»

Игра Русская пирамида – «классика», несмотря на внешнюю простоту, выполнена создателя так, что в неё не откажутся разыграть партию даже те, кто принципиально катает шары исключительно в реале. «Физика» данного флэш-приложения достаточно реалистична и, кажется, что игровая поверхность даже соответствует качествам знаменитых фрейберговских бильярдных столов. От этого каждая новая партия отличается от предыдущей своим оригинальным и даже изысканным рисунком. Очуметь, а знали ли вы что русский бильярд онлайн без регистрации
доступен каждому бесплатно.
В игре Русская пирамида – «классика», как и в оффлайновом особо ценится безукоризненность ударов. Обусловлено это тем, что на столе имеется немало так называемых мёртвых зон, поэтому розыгрыш проходит неторопливо, от игрока требуется позиционное мышление, умение создавать собственные комбинации и реализовывать их. Битка в данной разновидности нет, он назначается бьющим перед каждым ударом. Для этого на выбранный в этом качестве шар наводится курсором и кликается мышкой. Назначенный биток становится красным и появляется «направляющая», помогающая выбрать прицельный шар. Удар производится следующим кликом. Сила удара меняется очень быстро (показывается это бегущей пунктирной линией вверху стола), поэтому при выборе нужного вам её значения нужна аккуратность.

Малая русская пирамида

Используемые шары : 15 нумерованных прицельных шаров и биток отличного цвета или с особой разметкой.

Расстановка шаров : пирамида из 15 нумерованных прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Порядок расстановки шаров по рядам :

1-й лобовой шар - 4;
2-й ряд - 5 и 6;
3-й ряд - 7,1 5, 8;
4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

Основание для подобного расположения : разбитие пирамиды в большинстве случаев приводит к тому, что шары с мелким цифровым значением, образующие границу пирамиды, раскатываются к краям игрового поля, в то время как шары с крупными номерами остаются в центре поля, а значит не на игре.

Разрешенное оборудование : кии различной длины, мазик, машинка.

Общая сумма очков : «Стоимость» шара в очках равна его номеру, а значит, сумма очков пятнадцати белых шаров равна 120. Дополнительные 10 очков приносят шар под номером 1 и последний из оставшихся в игре прицельных шаров независимо от его порядкового номера. Отсюда общая сумма очков 120+10+10=140, в пределах которой может варьироваться количество очков, набираемое игроками в процессе игры.

Удары

Инвентарь : кий с наклейкой на конце. Удары любой другой частью кия наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу соперника.

Положение игрока : В момент удара играющий должен касаться пола как минимум одной ногой, в противном случае забитый шар не засчитывается. Если судья приходит к выводу о том, что имело место очевидное нарушение интересов партнера, ход после возвращения шаров на исходные позиции переходит к партнеру, но штраф не налагается.

Запрещенные удары : пропих, нажим. Упавшие в лузы в результате одного из таких ударов шары не засчитываются. Штраф не взимается.

Игра после запрещенного удара: Право следующего удара переходит к сопернику. Шар, по которому был произведен удар, выставляется на общем основании, т.е. на заднюю отметку или вплотную к середине короткого борта, противоположного дому, если задняя отметка занята.

Начало удара приравнивается к моменту первого касания игроком любого шара на игровой поверхности стола. Конец удара совпадает с моментом остановки последнего движущегося шара и отведением рук и кия игрока от стола.

Начало игры

Розыгрыш : Право нанести начальный удар определяется жеребьевкой, проводимой сразу после установки пирамиды. При нечетном числе партий жребий бросается также перед началом последней партии. В остальных партиях используется принцип очередности.

Объявление начального счета : Судья или лицо, заменяющее судью, объявляет счет, который может быть нулевым, плюсовым (если игрок получает фору) или минусовым (если игрок дает фору сопернику).

Начальный удар : Биток (свой шар ) устанавливается игроком, получившим право первого хода, на любое место в пределах линии дома, после чего производится удар с руки из дома. Домом называется площадь игрового поля, заключенная между передним бортом и воображаемой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно переднему борту и именуемой линией дома .

В пределах линии дома разрешено касание битка и передвижение его на другое место.

Положение игрока : при выполнении начального удара игроку не разрешается выходить за пределы линии продолжения длинного борта. В качестве подстраховки допускается использование кия, который прикладывается судьей к длинному борту так, чтобы его тонкий конец выходил за линию переднего борта, но в то же время не препятствовал выполнению удара.

Начальный момент игры : игра считается начатой в момент пересечения битком линии дома.

Штрафы : Штрафные санкции применяются на общих основаниях. Промах или забивание битка в лузу первым ударом с руки из дома приносит штраф в размере 5 очков.

Ведение игры : Игра ведется с соблюдением принципа очередности. Ход переходит к сопернику, если играющий не исполняет свой заказ (не сыгрывает шар) или получает штраф за какое-либо нарушение.

Условия игры

При игре в «малую русскую пирамиду» действует правило заказа :

· Чистое назначение - требование к играющему объявить до нанесения удара номер прицельного шара, лузу, в которую он намеревается его сыграть, а также в точности описать, каким образом шар будет положен в указанную лузу (чисто, от шара, шаром или шарами с обязательным указанием номеров, абрикольно и т.д.).

Примеры: карамболем от девятки тройкой тринадцатый шар прямо в середину, битком от шестерки одиннадцатый шар в правый угол.

· Шар и луза - такой способ ведения игры, при котором играющему необходимо объявить лишь номер шара и лузу, в которую планируется сыграть данный шар, без объявления способа нанесения удара.

Объявлять номер шара не требуется лишь в том случае, когда к концу партии на бильярде остается один прицельный шар.

Отличие этих двух способов ведения игры также состоит в том, что во втором случае при правильном падении заказанного шара засчитываются также все случайно упавшие в результате данного удара шары независимо от времени их падения, тогда как в игре с чистым назначением такие шары не считаются и выставляются на общих основаниях.

Комбинированный заказ : разрешается объявлять без ограничения количества участвующих в заказанной комбинации шаров, при этом заказ абрикольно для указанного шара, т.е. удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар, не является обязательным условием.

Время объявления заказа : Заказ объявляется до нанесения удара. Любой заказ, произнесенный во время или после удара, не учитывается, а все упавшие при этом шары не засчитываются и выставляются на общих основаниях.

Очередность заказов: Если игрок произносит два или более заказов подряд, засчитывается всегда последний.

Запрещение заказа судьей : Заказ должен произноситься в четкой, недвусмысленной форме и быть понятным для судьи или инструктора. Запутанное или неясное изложение заказа может привести к отказу судьи (инструктора) принимать такой заказ.

Практика проведения официальных соревнований: На сегодняшний день при проведении официальных турниров допускается ведение игры исключительно на условиях чистого назначения. Основанием для такого решения является стремление свести к минимуму количество игровых ситуаций, при которых заказанный шар падает в заказанную лузу случайно, а не тем способом, который произносит играющий при объявлении заказа. Примеры: заказан от шара, а упал чисто; заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол и т.д.. Учитывая то, что такой вариант теоретически более вероятен при условии заказа «шар и луза», данный способ ведения игры был исключен из практики официальных соревнований несмотря на то, что реальная вероятность случайного падения шаров не составляет и 1%.

Данное обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, излишне усложняет работу судей и негативно сказывается на общей динамике соревнований, поскольку даже игроки среднего уровня, не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории, объявляя заказ, всегда имеют четкое представление о том, каким именно способом они намереваются его осуществить.

Конец игры

Конечная цель игры : раньше соперника набрать 71 очко.

Варианты окончания партии : 1) выигрыш, 2) проигрыш, 3) нормальная или вынужденная ничья.

Нормальной считается ничья, когда оба игрока набирают по 90 очков. Если же оба игрока, несмотря на предупреждение судьи, делают один за другим 3 штрафных удара и расстановка шаров на бильярде не меняется, фиксируется вынужденная ничья.

Переигрывание партии : Полное переигрывание партии или переигрывание лишь в последнем шаре требуется в тех случаях, когда условиями проведения соревнований предусмотрен лишь результативный вариант завершения партии. Будет ли партия переигрываться полностью или только в последнем шаре, решается по обоюдному согласию партнеров. Во втором случае игрок, который по праву очередности должен был открывать следующую партию, производит первый удар с руки из дома по установленному на задней отметке шару. По одному удару игроки делают без заказа. Проигрывает игрок, первым нанесший штрафной удар.

Ускорять окончание партии путем снятия с игровой поверхности стола какого-либо из оставшихся шаров запрещено.

Штрафные удары

Штрафные санкции применяются к игроку, допустившему одно из следующих нарушений:

· удар не наклейкой, а ребром или турником кия;

· удар с руки не из дома, а с противоположного борта (либо без предварительной консультации с судьей по поводу выбора того или иного борта);

· соударение битка с находящимся в доме шаром до пересечения битком линии дома при игре с руки из дома;

· касание любого шара рукой, одеждой, кием, машинкой и пр. до, после или в момент удара;

· нанесение следующего удара до завершения предыдущего;

· игра не битком;

· промах, когда биток не задевает ни одного из прицельных шаров;

· падение битка в лузу;

· выскакивание битка за борт.

Размер штрафа : За каждое нарушение налагается штраф в размере 5 очков, которые отнимаются от суммы очков нарушившего правила игрока и прибавляются к очкам его соперника.

Одновременное нарушение нескольких правил : Игрок, нарушивший несколько правил при выполнении одного удара, штрафуется единожды на 5 очков. Примеры: ударил не наклейкой кия и промахнулся; положил биток в лузу до того, как остановился последний шар после предыдущего удара.

Особенности подсчета очков в случае штрафа одного из партнеров : Количество очков, необходимое для победы в партии, сокращается на число штрафных очков, полученных оштрафованным игроком, если последний не забивает ни одного шара. Пример: 5 очков штрафа, назначенные сопернику, позволяют его партнеру набрать шарами для победы не 71 очко, а 66 очков, соответственно 10 штрафных очков - 61 очко для выигрыша.

Выставление шаров : Шары, положенные в результате штрафного удара, не засчитываются и выставляются на общих основаниях. При игре чужим шаром выставление происходит на общих основаниях, но первоначальное положение остальных шаров не восстанавливается.

Восстановление исходного положения шаров : производится судьей по своему усмотрению одновременно с назначением штрафа, если: а) игрок, игнорируя его предупреждение, сыграет чужим шаром. При этом при возвращении шаров на исходные позиции должны учитываться интересы соперника; б) игрок коснется какого-либо из шаров при подготовке к удару и вслед за этим в спешке произведет удар вопреки замечанию судьи.

Особые случаи

Сыгранный заказ сопровождается вылетом другого шара за борт : сыгранный шар засчитывается, а шар, выбитый за борт, выставляется на общих основаниях.

Задержка соперником движущегося битка : биток, движение которого было приостановлено в результате соприкосновения с рукой, одеждой, кием и т.д. соперника, устанавливается судьей в любой точке игрового поля на выбор играющего. Сыгранный заказанный шар при этом дает право на выполнение следующего удара.

Задержка или изменение соперником траектории движения заказанного шара: шар засчитывается, снимается со стола, и игрок получает право выполнить следующий удар.

Задержка или изменение соперником траектории движения незаказанного шара : шар устанавливается судьей на любую точку бильярда на усмотрение играющего. Пример: во время игры в последнем шаре прицельный шар, движущийся по направлению к битку, установленному вплотную к короткому борту, был задержан или смещен в сторону соперником. Играющий получает право просить судью установить задержанный шар в удобном для него месте: вплотную к борту как можно ближе к угловой лузе напротив дома, возле средней лузы и т.д.

Касание соперником неподвижных шаров : сдвинутые шары возвращаются на прежние позиции, и игра возобновляется без штрафа.

Создание помех при выполнении удара : толчок или какое-либо иное воздействие на игрока со стороны соперника или постороннего лица, воспрепятствовавшее выполнению им удара, дает игроку право на повторную попытку после восстановления исходной расстановки шаров судьей.

Падение в лузу зависшего шара : а) шар, остановившийся в створе лузы на несколько секунд и после этого упавший в лузу без какого-либо дополнительного удара, засчитывается игроку, и тот может продолжить игру; б) шар, остановившийся в створе лузы и упавший в результате толчка или сотрясения бильярдного стола самим игроком или посторонним лицом, не считается сыгранным и возвращается судьей на прежнее место в створ лузы, ход при этом переходит к сопернику; в) зависший шар, упавший после нанесения удара, но независимо от него, т.е. до того, как два шара успели соприкоснуться, выставляется на общих основаниях. Пример: Игрок заказывает застрявший в растворе угловой лузы шар и играет битком с руки из дома, но зависший шар падает прежде, чем биток успевает подкатиться к нему. После установки упавшего шара на заднюю отметку, игрок производит повторный удар с руки из дома на общих основаниях.

Отскок битка от поверхности игрового поля с последующим возвратом на бильярд в результате рикошета от предмета окружающей обстановки или кого-либо из окружающих : сыгранный шар засчитывается без штрафа, после чего в игру вступает соперник.

Остановка битка или прицельного шара на борту стола: шар перемещается на игровое поле вплотную к борту возле того места, на котором он остановился, сыгранные заказанные шары при этом засчитываются, но следующий удар наносит соперник.

Серия затяжных штрафных ударов (промахи, тушевание своего шара, игра своим шаром в лузу и т.п.): может привести к ничейному результату в партии по решению судьи, если такая игра носит умышленный характер, вызвана соображениями выгоды со стороны обоих партнеров и не прекращается после вынесения судьей предупреждения о необходимости изменить игровую ситуацию не более чем тремя ударами с каждой стороны.

Примеры.

1. Условие: Имеется 14-й шар, стоящий в разрезе угла дома, и тройка на коротком борту напротив. Способ игры : игра с руки из дома. Ситуация противника : в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Варианты хода : играть в тройку, чтобы она замаскировала 14-й шар, или сбивать 14-й шар обратным ходом битка от бортов. Степень риска : рискованны оба варианта, так как можно отдать свой шар. Наиболее выгодный ход : забить свой шар, чтобы вынудить соперника пойти на риск. Ответные действия соперника: поступить таким же образом по тем же причинам.

2. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара стоят в растворе луз, поэтому удар битком возможен только от бортов. Ситуация соперника Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар обоим партнерам.

3. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара расположены так, что отыгрыш может быть затруднен. Ситуация соперника : в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход : тушевать свой шар кием, чтобы он не менял положения. Ответные действия соперника : поступить таким же образом.

Различные варианты развития игры:

а) Тушевание игроком шаров в надежде на то, что у него есть партия. Если партии все же нет, потушеванные шары устанавливаются судьей на прежние позиции, после чего игра продолжается без штрафа.

б) Скопление всех шаров вокруг угловой лузы, благодаря чему партнеры могут обратиться к судье с просьбой установить биток возле лузы за шарами и после этого произвести по одному удару без заказа.

в) Падение битка в лузу или за борт - нарушивший правила игрок штрафуется и передает ход сопернику для выполнения удара с руки из дома. Дальнейшие действия соперника : В этой ситуации соперник не может играть прямо в шары, находящиеся в доме, чтобы не получить штраф с одновременным выставлением положенного шара и не отдать ход обратно первому игроку. Ему необходимо добиться выхода битка за линию дома и забивать расположенные в доме шары только от бортов.

г) Игра из временного дома при нахождении всех шаров в доме и необходимости наносить удар с руки - игра ведется на общих основаниях так же, как и из постоянного дома. Временный дом ограничивается коротким бортом, противоположным дому, и воображаемой линией, проходящей через третью точку параллельно данному борту.

д) Варианты исхода партии при наличии ошибки в подсчете очков : во всех случаях выигравшим считается тот, кто первым набрал 71 или более очков, независимо от положения партии на момент обнаружения ошибки, а также в том случае, если соперник положил последний шар еще до момента ее обнаружения.

Разновидности игры

Наиболее распространенным видом игры в «малую русскую пирамиду» является игра вдвоем , однако допустима и игра втроем .

Варианты игры втроем : каждый за себя или один против двух (пары).

Игра каждый за себя

Определение победителя: побеждает игрок, первым набравший 51 очко.

Определение второго выигравшего: после выхода из игры победителя игрок, набравший 51 очко вторым, считается вторым победителем. Третий участник считается проигравшим.

В случае нехватки очков для выигрыша партии двум оставшимся партнерам шары с необходимым для победы количеством очков выставляются с полки вышедшего из игры победителя.

Предоставление форы: не предоставляется по причине равных сил противников.

Игра один против двух (пары)

Определение победителя: побеждает тот, кто первым наберет 71 очко.

Принцип игры: играет каждый поочередно, или один играет против двух.

1) Каждый поочередно . Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него второй партнер пары и т.д. Преимущества игры в одиночку : имеется возможность следовать выбранной тактике и играть в своем ритме. Недостатки парной игры : нет возможности вести единую тактику, поскольку игра постоянно перебивается. Предоставление форы: не менее пяти очков сыгранными шарами в пользу пары.

2) Один против двух , причем каждый играет, пока кладет шары или до первого штрафного удара. Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него опять первый партнер пары, если одиночник дает штраф. Если одиночник кладет один или несколько шаров или первый партнер получает штраф, ход переходит ко второму партнеру и т.д. При таком способе игры один игрок играет с участниками пары практически по очереди.

Недостатки игры в одиночку : игра перебивается, возможности для маневров ограничены. Преимущества парной игры : игра идет равномерно, и каждый из партнеров имеет возможность показать лучшее, на что он способен. Работа пары: Партнеры могут выбрать сильнейшего из двух, который вступит в игру первым, а в ходе игры намеренно делать штрафные удары с целью передать удар партнеру. Последнее нередко имеет место на последнем шаре.

Подсказки партнеров друг другу : запрещены и наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу одиночника, но право следующего удара сохраняется.

Предоставление форы : возможно в случае, если один из игроков объективно сильнее других, и регулируется таблицей гандикапных очков.

Способы предоставления форы :

· сыгранными шарами (на запись);

· шарами, снятыми со стола до начала игры (со стола);

· смешанная (объединяет оба способа).

Обнаружение договоренных очков, не снятых со стола до начала партии : при смешанной форе их либо снимают, либо, если сделать это не представляется возможным, комбинируют из шаров, находящихся на игровом поле и на полке получающего, либо дают возможность получающему фору сыграть не до 71 очка, а с вычетом неснятых очков.

Бильярд - вальяжная и высокоинтеллектуальная игра. Для победы в бильярд необходимы выдержка, зоркий глаз, твёрдая рука, знание геометрии и физики. Если у вас есть все эти навыки, то для уверенной игры вам необходимо освоить правильные удары в бильярде. Ниже в статье мы расскажем про основные виды ударов, которые помогут вам одержать победу в русский бильярд.

Главное правило

Независимо от того, как долго вы играете в бильярд, применение на практике этого правила поможет вам в игре. Ваши движения во время удара кием по шару должны быть максимально плавными. Не резкими и отрывистыми, а именно спокойными и плавными.

Скорость руки, держащей кий, должна быть постоянной от начала движения до момента соприкосновения наклейки кия с битком. Это правило даёт возможность нанести удар кием по шару именно в нужное место, что позволит задать битку (шар, который вы ударяете тонким концом кия с наклейкой) требуемую

Чем плавнее вы разгоняете кий, тем точнее у вас получится удар. Если перед самым соприкосновением кия и битка вы немного ослабите руку, держащую кий, вы создадите идеальные условия, при которых биток получит упругий удар, нанесённый весом кия, а не вашей руки. Такая техника удара в бильярде считается наиболее правильной и точной.

Кроме правильного удара по битку, вы должны знать и соблюдать правила игры. Обычная любительская игра проходит без участия судьи, поэтому соблюдение правил станет вашей общей с партнёром по игре заботой. Вы не можете рассчитывать на зрителей, присутствующих при вашей игре, так как они в силу различных причин могут выносить субъективные оценки. Незнание правил превратит вашу партию в бильярд просто в череду бессмысленных ударов по шарам, что очень скоро вам наскучит, а сама игра может разочаровать. Независимо от того, плохо или хорошо вы играете, правила игры должны быть вам известны.

Начальный удар ("Разбой" или "Разбивка")

Это первый удар в русском бильярде, когда происходит разбитие пирамиды. Он может быть коварен, особенно для новичков.

При ударе должно быть выполнено одно из нижеприведённых требований:

  • один или несколько шаров были забиты в лузу;
  • минимум три шара из пирамиды должны коснуться бортов стола;
  • два шара коснулись бортов стола и минимум один из шаров пересёк центральную линию стола.

Если вы не выполните одно из этих условий, вы будете оштрафованы, и первый забитый вами шар не будет засчитан.

Срыв удара

В бильярде неудачный удар носит хлёсткое название - кикс, пришедшее в эту аристократическую игру из музыки. Там этим термином обозначают срыв голоса.

В бильярде смазанный удар по своему шару ничего хорошего игроку не сулит. При некоторых разновидностях русской "пирамиды" за такую оплошность в игре положен штраф - игрок выставляет на стол один из раннее забитых шаров.

"Пропих"

Эта разновидность удара в бильярде во всех разновидностях русского бильярда влечёт за собой наложение штрафа. Когда вы продолжаете удар вслед движущемуся битку до момента контакта его с прицельным шаром, вы однозначно заработаете штраф. Нельзя допускать одновременного контакта конца кия (наклейки), битка и прицельного шара. Если вы забьёте с помощью "пропиха" шар в лузу, он не будет засчитан и вам ещё придётся выставить один свой удачный шар.

Двойной удар

Повторяющиеся удары в бильярде, следующие один за другим по битку, запрещены и также наказываются штрафными баллами. Запомните раз и навсегда - в бильярде допускается только однократное касание наклейки кия и битка во время выполнения удара.

"Оттяжка", "накат" и другие

Так называются удары в бильярде, нанесённые не в центр битка, а ниже или выше его. В результате такой техники удара при оттяжке происходит обратное движение битка после удара по прицельному шару. В случае наката биток продолжает своё движение вперёд после соприкосновения с другим шаром. Такие удары позволяют выставить шары на поле в соответствии с желанием игрока.

"Массэ" - удар с сильным вращением, придающий битку траекторию движения по дуге. С его помощью опытный игрок может забить шар, прямой удар по которому не гарантирует попадание в лузу. Для выполнения такого удара игрок должен обладать отличным глазомером и большим опытом игры в бильярд.

Человеку, совсем недавно взявшему в руки кий или играющему в эту игру от случая к случаю, такие сложные (в техническом исполнении) удары осуществить практически невозможно. Однако если вы и новичок, то это не значит, что надо отказываться от попыток осуществить такой удар во время игры. Новичкам обычно везёт, а чтобы научиться забивать такие сложные шары, даже виртуозам бильярда пришлось сыграть не одну сотню партий.

Перескок, свояк и эффе

Для в виде шара, стоящего между битком и прицельным шаром, опытный игрок может осуществить "перескок" - удар, заставляющий биток подпрыгнуть над столом и преодолеть маскирующий шар. Такие удары в бильярде могут позволить себе только опытные игроки. У новичков они обычно заканчиваются вылетом шара за границу стола.

Удар, при котором игрок направляет в лузу не прицельный шар, а биток, называется "свояк". Такая техника удара - довольно частое явление при игре в русский бильярд. В отличие от американского, в нашем варианте игры за загнанный в лузу биток штраф не накладывается.

Если при ударе биток движется по прямой линии, вращаясь вокруг своей оси, - это "эффе", крученый удар. Проффесиональные игроки в бильярд с помощью этого технического приёма могут придать прицельному шару необходимую траекторию, отличную от движения по прямой.

Мы с вами рассмотрели, какие бывают удары в русском бильярде. Возможно, это поможет вам при совершенствовании своих навыков в этой увлекательной игре. Удачной вам партии!