Аваков фейсбук официальная страница. Министр Facebook: как Арсен Аваков влияет на украинскую политику и с чего он начинал

Внеклассное мероприятие «Что за прелесть эти сказки!»

(юбилею А. С. Пушкина посвящается)

Цели: напомнить учащимся о жизни и творчестве А. С. Пушкина,

развивать интерес к творчеству великого русского поэта, умение называть волшебные события в сказках и их главных героев,

воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.

Оборудование: рисунки учащихся к сказкам А. С. Пушкина, книги великого поэта, сценические костюмы.

Ход занятия

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Если спросить вас какие книги вы любите читать больше всего, то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с радостью читаем сами. Сказки бывают разные: народные, бытовые, современные, о животных, авторские. А среди авторов сказок есть один, произведения которого мы любим читать и перечитывать, т.е. возвращаться к тому или иному произведению несколько раз. Послушайте отрывок из сказки, а затем назовите, пожалуйста, имя автора.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» читает Кущенко Даниэла)

Правильно. А. С. Пушкин родился в Москве 6 июля 1799г. ему исполнилось-бы 215 лет. Но он погиб на дуэли в возрасте 37 лет.

Маленького Сашу очень любили родители. Он всегда был окружен заботой и вниманием. Но среди родных и близких своей заботой отличалась его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький очень любил свою няню и ласково называл ее «Матушка». Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы слушаем и читаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми.

Ведущий : Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас! (учащиеся делятся на 2 команды)

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, пляски. Но нет ничего интересней, чем сказки.

Сейчас мы вспомним сказки А. С. Пушкина, послушаем ответы и оценим, какая из команд их знает лучше.

(Представление членов жюри)

Ведущий: Начинаем нашу конкурсную программу

    «Царь с царицею простился.

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…» («сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает, кого-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    «Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся.

На знакомом острову

Чудо видят наяву» (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

    «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить» («Сказка о золотом петушке»)

    «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица всех милее,

Всех румяней и белее» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне взять такого?

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ведущий: Что случилось? Что за стук? Кто к нам в гости пожаловал? Ребята, нам передали телеграммы от сказочных героев. Назовите, кто их отправил.

    «За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат» («Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха)

    «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя» (Королевич Елисей)

    «Спит на соломе;

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До света все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит

Яичко испечет, да и сам облупит» (Балда)

    «Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» (царевна Лебедь)

Ведущий: Продолжаем нашу программу. Вашему вниманию предлагается блиц-опрос по сказкам А. С. Пушкина. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте.

    Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

    Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

    Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколка)

    Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (яблоком)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А в следующем конкурсе мне хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы словами из сказок.

    Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

    Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

    Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

    А «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)

    Какие орешки грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)

    Что говорила золотая рыбка старику, когда попалась в его сети? («Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь»).

Ведущий: Подходит к концу наша встреча, и я не могу оставить без внимания наших болельщиков. Кто из вас, ребята, скажет какими словами заканчиваются сказки А. С. Пушкина. (Выбрать правильный ответ)

    «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    «Глядь: опять пред ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

    «Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил».

Ведущий: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И пока члены жюри будут совещаться, вашему вниманию предлагаем посмотреть отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в исполнении учащихся 3 «Б» класса.

Ведущий: Посмотрев отрывок из сказки, мы с вами еще раз ребята, убедились в том, что Добро всегда побеждает …… (зло).

Средняя оценка: 2.9

Сказка - пожалуй, единственный литературный жанр, который люди проносят через всю жизнь. Мы знакомимся со сказками в глубоком детстве, когда их рассказывают или читают нам наши родители. Позже мы читаем сказки самостоятельно, а потом - читаем или пересказываем их своим детям и внукам. Изначально сказки появились в народном творчестве. Примерами народных сказок являются «Колобок», «Морозко», «Вершки и корешки» и «Каша из топора». Такие сказки передавали из уст в уста, постепенно наполняя новым содержанием, добавляя яркости и оригинальности. Позже появились сказочные истории, сюжет которых придуман или пересказан каким-нибудь писателем. Например, «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина или «Золушка» Шарля Перро.

Большинство сказок - это волшебные истории, где добро побеждает зло. Так, в русской народной сказке «Морозко» злая мачеха заставляет свою падчерицу Настеньку делать всю тяжелую работу и даже прогоняет ее в лес, на лютый мороз. Морозко, Дед Мороз, спасает её. В ледяной избе Морозко бедная девушка проявляет себя доброй, скромной и работящей, за что Морозко вознаграждает Настеньку и отправляет домой, к отцу. А злобную мачеху, вместе с ее завистливой и жадной дочкой, выставляет на смех. В сказке «Золушка» похожий сюжет, но найти счастье и выйти замуж за принца бедной Золушке помогает фея - её крестная.

«Вершки и корешки», «Каша из топора» и «Сказка о попе и его работнике Балде» рассказывают нам о том, как смекалка и находчивость позволяют победить глупость и жадность. Глупый медведь из первой сказки хотел силой забрать весь урожай у находчивого крестьянина, да получал от него то свекольную ботву, то ржаные корневища. Бывалый солдат из второй сказки научил жадную хозяйку варить знатную кашу из топора, которой и хозяйку накормил, и сам голодным не остался. Скупой поп из сказки Пушкина хотел обмануть своего работника Балду и не платить ему за работу. Но хитрый Балда получил расчет сполна, заставив плясать под свою дудку не только своего лукавого хозяина, но даже старого беса из омута.

Русские сказки всегда несут позитивный воспитательный заряд. Лишь две известные народные сказки имеют трагический конец - это истории про Колобка и Снегурочку. Но и в них есть «добрым молодцам урок» - они учат прислушиваться к советам старших и задумываться о последствиях своих поступков.

Мне кажется, люди никогда не перестанут любить и ценить сказки. Они обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых, потому что позволяют погрузиться в волшебный мир, в котором всё всегда будет хорошо, что бы ни случилось.

Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев о сказках как средневековых притчах

Начнем с Пушкина. И продолжим дальше уже нашей фольклористикой, записанной в XIX веке. В это время на Западе и у нас начали интересоваться фольклором. Смягчили многое, многое подретушировали, многое перекрасили или раскрасили по-новому. Потому что реальные сказки довольно страшны, натуралистичны, очень часто жестоки.

Сегодня я хотел бы вспомнить очень известную нашу сказку, а именно, сказку о рукавичке. Кто-то в рукавичке живет. Помните? Комар-пискун поселился в рукавичке. Потом туда лягушка-квакушка подскакала погреться. Потом…

Ну, рукавицы, вообще, большие были. У мужиков рука-то была ого-го, как лопата. Допустим, Василий Иванович Чапаев родился недоношенным, семимесячным, кажется, или шести - его как раз в рукавице грели. Он там вполне помещался. Туда можно было много запихнуть.

По крайней мере, комару там места хватит. И лягушке хватит. После лягушки-квакушки туда прибежал зайчишка-попрыгунчик. И начинается дальше интересная вещь. Потом прибегает туда волк-зубами щелк. Потом лисичка-сестричка. И мы как будто не замечаем постепенного разрастания рукавички до невместимых размеров. На каком-то этапе мы уже понимаем, что для всех места не должно хватать. Собственно, там и волку-то одному места мало. А туда уже набилась куча всякого-всякого. И вот только когда медведь пришел, стало очевидно, что он туда не влезет. Рукавичка рвется, а звери разбегаются.

И вот о чем эта сказка? Это сказка о стыке маленького и большого. Это, если угодно, средневековая притча о том, сколько может ангелов поместиться на конце иглы. О встрече невидимого и видимого мира. О вместимости невместимого. Или, наоборот, о вместимости малых пространств. Это сказка, если угодно, о сердце. Потому что сердце человеческое - это то вместилище, в котором живут и комары, и лягушки, и жабы, и лисицы, и волки, и медведь, … и змея еще может ползать.

То есть всякие грехи, олицетворяемые разными животными. Жадность - с жабой, это понятно. Свирепость, например, с волком, хитрость - с лисицей. Какая-нибудь холодная ядовитость - со змеей. Всё гадости олицетворяются с животными. Они все в сердце живут.

Сердце человеческое - это малый организм. Оно размером с кулак. Сожмите свой кулак, и это будет примерный размер вашего сердца, которое не имеет отдыха и постоянно бьется в груди. Посередине, кстати, не с левой стороны, а посередине находится оно. Так вот, туда помещается Господь. При всей малости этого органа, размером с кулак. Господь не помещается в Мировом океане, слишком мал он для Него. И в космосе не помещается Господь, слишком мал космос для Бога. А вот в сердце Господь помещается.

То есть сердце - это как рукавичка, оно маленькое, но туда впихивается очень много. И когда-то люди наши понимали эти вещи, что есть некие малые объемы, которые вмещают в себя очень много. И если сердце чистое, то чисто там, и Господь там живет. Если сердце грязное, то живет там, кто хочет: всякая нечистая тварь, всякая летучая мышь и всякий гад ползучий. И об этом тоже эта сказка, если угодно.

Эта сказка интегральная, как любая сказка. Она ложь, да в ней намек. Ее можно вертеть в разные стороны по смыслу. И этим учились наши предки.

Они учились мыслить о малом и большом, о грязном и чистом, о священном и профанном, благодаря рассказам, при коптящей и трещащей лучине, из бабушкиных беззубых уст.

Сегодня мы с вами цепнули еще одну сказку из того, что рассказывали нам в детстве. Попутно скажу вам, что горе тому поколению, которое не слушало сказок из уст мамы, папы или бабушки. Горе. Поэтому догоняйте свою всякую неуспетость и рассказывайте засыпающим малышам хорошие сказки, из того, что отфильтровано, просеяно и дается в назидание для молодого, носом сопящего в кроватке поколения.

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.