Анимизм в психологии и философии - интересные факты. Смотреть что такое "анимизм детский" в других словарях

Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки - это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях. Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам.

Почему у ребенка присутствует детский анимизм?

Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.

Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого - один из важнейших этапов развития психики личности.

Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.

В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.

Зачастую малыш придумывает себе воображаемого друга, чтобы снять с себя ответственность за совершенный поступок и избежать наказания.

Детский анимизм как форма воображения у дошкольников и подростков

До пятилетнего возраста ребенку надо позволить верить в то, что он сочтет нужным. Родителям при помощи анимизма даже можно извлечь определенную пользу: они смогут определить, как ребенок хочет играть, выяснить модель его поведения. С помощью такой формы воображения дошкольников, как детский анимизм, в сознание малыша можно заложить определенные общественные понятия и стереотипы.

Однако когда ребенок старше пяти лет проявляет анимистические характеристики, то родителям сначала необходимо тщательно разобраться с причинами подобного поведения. Зачастую малыш с помощью этого стремится справиться с определенными жизненными проблемами эмоционального плана.

Они могут быть связаны с различными жизненными явлениями. К примеру, семья переехала и ребенку приходится ходить в другой детский садик или школу, где он пока ни с кем не успел познакомиться. Вымышленный друг или одушевленные игрушки позволяют ему восполнить недостаток общения со сверстниками.

Если причина анимизма кроется в этом, родителям следует пересмотреть свои отношения с ребенком, так как это целиком их вина.

Анимизм в подростковом возрасте - серьезная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Если родители будут отрицать ее существование, то ситуация может стать еще более тяжелой. Это выльется в очередной внутренний протест, поэтому им надо пойти со своим отпрыском на компромисс. Мягко, но очень уверенно следует провести грань, которая не сформировалась в определенном возрасте. Однако это делают не через отрицание явления, а с помощью отделения его от мира людей.

Если же усилия не принесли необходимого результата, то нужно обратиться за помощью к психологу. Как говорят специалисты, даже из запущенного анимизма подростков можно извлечь определенную педагогическую пользу, если правильно подойти к этой проблеме.

Статья прочитана 1 256 раз(a).

Из самых далеких архаичных глубин, когда люди только начали познавать мироздание, возник анимизм, как ранняя форма религии. Природа живая и все содержат дух или душу: предмет, камень, животное, человек. Так полагали древние люди во всех уголках планеты Земля.

Анимизм - что это?

Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это - «анима», «анимус» - душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух - субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух - это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм - историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Анимизм в философии

Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись - повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии - это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.


Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии - это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет . Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм - это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Анимизм в современном мире

В разных уголках Земли сохранились племена, которые остались приверженцами анимизма – это малочисленные народы, с древним укладом жизни. На Севере и в Сибири это - эвенки, ханты, нанайцы, удегейцы. Современный анимизм основывается на пережитках древних верований:

  • традиции и обряды почитания и поминовения предков;
  • задабривание Домового (сущность дома);
  • шаманские техники по возвращению души в тело (при заболеваниях психического толка).

Анимизм - интересные факты

Анимизм - вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор - первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Ваш ребёнок разговаривает с игрушками, а к любимой кукле относится как к живой? А, возможно, вы стали замечать, что малыш разговаривает сам с собой и на все ваши вопросы отвечает, что у него есть невидимый друг, с которым он играет? Не опасны ли эти явления, не свидетельствуют ли они о нарушении психического развития у ребёнка? Как правильно вести себя родителям таких детей, в подобных ситуациях? Найти ответы на все эти вопросы, мы предлагаем вместе с нами…

Понятие детского анимизма

Явление, когда ребёнок наделяет неодушевлённые предметы и объекты (игрушки) одушевлёнными характеристиками – кукле больно, мишка плачет, а зайчик хочет кушать или замёрз, в психологии носит название детского анимизма . Данное детское представление, по мнению американских психологов, до достижению 5-ти летнего возраста, является вполне приемлемым в развитии ребёнка.

Мало того, оно является одной из важных составляющих социально-когнитивного развития. Другими словами, – он должен прожить этот период "живых игрушек". Аналогично, допускается и существование воображаемого друга – правда, здесь немного сложнее, так как родители не видят его и им сложно создать своё представление об этой форме .

Когда детский анимизм перестаёт быть стадией развития, и становится проблемой

В случае нормального психологического развития ребёнка, благоприятных условий внешней и социальной среды, после 5-ти лет у ребёнка наступает период взросления и он начинает понимать, что игрушки – это всего лишь игрушки, и они не обладают характеристиками живых предметов. А, его вымышленный друг или подруга – это всего лишь плод его детской фантазии, и всего этого не существует в реальности.

Однако, если ребёнок «заигрался» и продолжает проявлять симптомы детского анимизма и после 5-ти лет, достигнув школьного возраста, тогда родителям стоит насторожиться. Возможно, это просто фантазии, и эти фантазии – всего лишь способ уйти от реальности, и достаточно изменить отношение к ребёнку, прислушаться к его проблемам, как эти фантазии растворятся. Но, возможно, в психологическом развитии малыша произошёл определённый сбой или ребёнку причинена психологическая травма, и проявление детского анимизма в данном случае – …

Видео о вымышленных героях:

Прежде всего, родители должны понимать, что от их отношения, поведения, от их слов зависит то, как будет воспринимать ребёнок окружающий его мир. Детское сознание – как чистый лист бумаги, и на этом листе пишут родители.

Очень важно в детском возрасте правильно относиться к проявлению детского анимизма – не смеяться над трогательностью малыша, и не убеждать его в том, то его игрушки – не живые. Для ребёнка, который верит в то, что его мишка живой, очень сложно постигнуть, что это не так. К тому же, такое восприятие мишки, как живого - важный этап в развитии психики ребёнка. А, те родители, которые стремятся в детях воспитать рационализм и заставляют реально смотреть ребенка на вещи – лишают его такой возможности гармонично и правильно психически развиваться.

Поэтому, до 5-ти лет позволяйте ребёнку верить в его детский анимизм и считать неживые предметы живыми, верить в вымышленных друзей и играть с ними. Кстати, из всего этого родители могут извлечь определённую педагогическую пользу для себя – на примере, как надо играть с игрушками, они могут показывать ребёнку модель его поведения. И, в такой игровой форме закладывать в сознание малыша важные понятия и стереотипы…

Что делать, если ребенок не взрослеет и продолжает играть в анимизм

Но, что делать тем родителям, дети которых уже повзрослели, но продолжают разговаривать с игрушками, верят в то, что они живые и более того – общаются с воображаемым другом?

Прежде всего, постарайтесь разобраться в мотивах такого поведения. Очень часто, с помощью детского анимизма в более старшем возрасте ребёнок пытается справляться с проблемами эмоционального характера. Так, к примеру,

  • если семья переехала на новое место жительства, и ребёнок пошёл в новую школу, где он ни с кем не знаком – таким способом, как общение с вымышленным другом или куклой, ребёнок пытается восполнить пустоту и избавиться от одиночества.
  • Известны также случаи, когда, к примеру, ребёнок боится собак, но тем не менее придумывает себе друга-щенка, для того, чтобы таким оригинальным и по детски наивным способом преодолеть свой страх.
  • Также, если у ребёнка строгие или вечно занятые на работе родители – ребёнок придумывает себе друга (возможно, старшего его по возрасту), который понимает его, поддерживает во всём. Иногда ребенок в таких воображаемых отношениях может примерять на себя роль строгого папы или мамы и с таким воображаемым другом или игрушкой проигрывать свои отношения с родителями. Только в этом случае, в роли родителей, выступает сам ребёнок.
  • Иногда ребёнок может придумать себе вымышленного друга для того, чтобы снять с себя ответственность за совершённый поступок. Так как нашкодивший ребёнок боится быть наказанным родителями, он может сказать, что это не он разбил окно, а это сделал его придуманный друг.
  • Если ребёнок впадает в анимизм по какой-либо из выше указанных причин, то здесь во многом вина родителей, и именно им стоит пересмотреть своё отношение к ребёнку, и к процессу воспитания.

Как бороться с анимизмом в подростковом возрасте

Ваше отрицание анимизма может только усугубить ситуацию, и вызвать в ребёнке очередной внутренний протест, поэтому, постарайтесь пойти на компромисс – если ребенок утверждает, что мишка будет сидеть с ним за столом потому, что хочет кушать, вы можете сказать ребёнку, что тот обязательно покормит мишку, но позже, так как за столом сидят люди, а не животные.

Мягко, но уверенно, без насмешек и издевательства над чувствами ребенка, вы должны проводить грань, которая по каким-то причинам стёрта в сознании ребёнка, между живыми и неживыми объектами. Но, проводить эту грань не отрицанием анимизма, а отделением его от мира людей.

Если же вы видите, что все ваши усилия не приносят ожидаемых результатов – обратитесь за помощью к психологу. Если тот определит, что затяжной детский анимизм - это не следствие психологической травмы, а отклонение в развитии, то он порекомендует вам дальнейшую консультацию у невропатолога и психиатра.

Как показывает практика, детский анимизм, в случае правильного родительского подхода, можно успешно пережить вместе с ребёнком, и даже извлечь из этого ожившего мира игрушек и придуманных друзей педагогическую пользу.

Анимизм детский (англ. child animism) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр. куклы) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме). Идею и термин Анимизм детский выдвинул Э.Б. Тайлор.

Многие известные психологи (напр. С. Холл) полагали, что Анимизм Детский - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см . Биогенетический закон ). С т.зр. Ж. Пиаже , антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л.С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что Анимизм детский усваивается ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления.

Например , амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам:

  1. анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле);
  2. больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было;
  3. половые различия в А. д. не обнаружены.

Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Анимизм детский - представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Анимизм детский

Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ

(англ. child animism ) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр. куклы ) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме , а не об анимизме ). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С . Холл ) полагали, что А. д. - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. ). С т. зр. Ж . Пиаже , антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л . С . Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "анимизм детский" в других словарях:

    Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм …

    Детский Анимизм - представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М. Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально… … Психологический словарь

    Этимология. Происходит от лат. anima душа. Категория. Форма детских представлений. Специфика. Представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. Исследования. По данным американского психолога М.Берзонски, это… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. doll) детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания … Большая психологическая энциклопедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    русский фольклор - совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно изустно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров исполнителей:… … Литературная энциклопедия

    Швеция - (Sweden) История Королевства Швеция, физико географическая характеристика Швеции Экономика Швеции, культура Швеции, образование в Швеции, достопримечательности Швеции, Стокгольм Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Географическое… … Энциклопедия инвестора