Высказывания августина блаженного об обществе. Августин аврелий - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием». Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

Бог выше всяких определений.

Будем же верить, если не можем уразуметь.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.

В тебе, душа моя, измеряю я время… Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило.

Ведь подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.

Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

Возлюби Бога и поступай как хочешь.

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Время врачует раны.

Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свободной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно, не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, поскольку без нее человек не может жить праведно, это является достаточной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо воспользовался ею для совершения прегрешений, он наказывается свыше.

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.

Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

И гордость ведь прикидывается высотой души.

Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты — точно так же, как обладает качеством существования.

Люби — и делай что хочешь.

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.

Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.

Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но, если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по настоящему, используя их ради добра.

Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце.

Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.

На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, — вот на что похожа любовь.

Не произносите бесповоротных суждений.

Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.

Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.

Нет спасения вне церкви.

Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.

Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.

Никто не способен найти Бога, если раньше не поверит в то, что потом узнает.

Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.

Но в чем состоит сущность первых двух времен: т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее и прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение, переставая существовать…

Поутру, когда медлишь вставать, тотчас же скажи себе: я встаю, чтобы приняться за дело человеческое. Неужели же я буду досадовать на то, что иду на дело, ради которого я создан и послан в мир!

Почему душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?

Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время… я вижу, что время есть некая протяженность.

Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует.

Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.

Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.

Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.

Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что не точно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.

Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, что зол, — раб, даже если он король.

Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.

Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока оно не найдёт Тебя.

Уразумей, чтобы уверовать.

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.

Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.

Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.

Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю.

Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?

Я осуждаю не слова, эти отборные и драгоценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам в них пьяные учителя.

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.


Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире). Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Афоризмы, цитаты, высказывания - Августин (Аврелий)

  • Нет спасения вне церкви.
  • Уразумей, чтобы уверовать.
  • Бог выше всяких определений.
  • Возлюби Бога и поступай как хочешь.
  • Не произносите бесповоротных суждений!
  • Будем же верить, если не можем уразуметь.
  • Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.
  • Смерть - зло лишь в силу того, что за ней следует.
  • Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.
  • Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.
  • Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.
  • Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости.
  • В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - любовь.
  • Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.
  • Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.
  • Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
  • Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.
  • Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.
  • Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
  • Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?
  • Великая бездна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.
  • Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.
  • Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время... я вижу, что время есть некая протяженность.
  • Ведь подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.
  • Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон - все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.
  • Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
  • Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.
  • Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю.
  • В тебе, душа моя, измеряю я время. Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило.
  • Поутру, когда медлишь вставать, тотчас же скажи себе: "Я встаю, чтобы приняться за дело человеческое. Неужели же я буду досадовать на то, что иду на дело, ради которого я создан и послан в мир!
  • Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
  • Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может.
  • Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.
  • Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.
  • Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?

Аврелий Августин (354 - 430) - древнеримский философ и богослов, один из Отцов христианской церкви. Его работы оказали огромное влияние на становление и развитие средневековой теологии и философской мысли. Основополагающими среди них стали трактаты «О граде Божием», «О бессмертии души» и «Об истинной религии».

В историю же литературы Блаженный Августин вошел как автор «Исповеди» - цикла из 13 сочинений, в которых рассказал о своем духовном пути от язычества к христианству. Эта книга стала первой в европейской литературе развернутой автобиографией.

Мы отобрали из нее 10 цитат:

Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?

Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? Близкий человек болен, его пульс сулит беду, все, желающие его выздоровления, болеют душой; он поправляется, но еще не может ходить так, как раньше, - и такая радость у всех, какой и не было, когда он разгуливал, здоровый и сильный!

Великая бездна сам человек, <…> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они - все три - конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать.

Красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое - это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.

В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим.

Выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает.

Посмотри, Господи, и терпеливо, как Ты и смотришь, посмотри, как тщательно соблюдают сыны человеческие правила, касающиеся букв и слогов, полученные ими от прежних мастеров речи, и как пренебрегают они от Тебя полученными непреложными правилами вечного спасения. Если человек, знакомый с этими старыми правилами относительно звуков или обучающий им, произнесет вопреки грамматике слово homo без придыхания в первом слоге, то люди возмутятся больше, чем в том случае, если, вопреки заповедям Твоим, он, человек, будет ненавидеть человека.

Слепотою своею люди хвалятся.

Верую чтобы понимать.

Время врачует все раны.

Что есть Время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идет речь. Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!

И гордость ведь прикидывается высотой души.

Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом - людей.

Что же иное называется злом, как не недостаток добра?

Числа - это универсальный язык, данный Создателем человеку для подтверждения истины.

Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано божественное или человеческое позволение говорить ложь.

Любовь выживает во вражде, бывает скромной в процветании, становится сильной в страдании, в добрых делах она царит, соблазнам она не подвластна, в гостеприимстве она щедра, среди истинных братьев она радостна, среди братьев ложных терпелива, она душа священных книг, добродетель пророчеств, сила знания, плод веры, богатство бедных, жизнь умирающих. Любовь это все.

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.

Люби - и делай что пожелаешь.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.

Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Человек - это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определённое. Но воспринимать её надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.

Невозможно разумно рассуждать против чудес.

на другие темы

Важно знать, должен ли один человек любить другого ради него самого, или во имя чего-то иного. Когда мы любим человека ради него самого, мы наслаждаемся им, когда мы любим его во имя чего-то ещё, мы его используем.

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Все хотят быть блаженными, но не все могут.

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.

Подобно картине, где чёрная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны.

Прекрасное родится и умирает; рождаясь, оно начинает как бы быть и растёт, чтобы достичь полного расцвета, а, расцветши, стареет и гибнет. Не всегда, правда, доживает до старости, но гибнет всегда.

Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее лишено протяжённости.

Дата рождения:

13.11.0354

Дата смерти:

28.08.0430

Род деятельности:

Августин Блаженный Аврелий - христианский теолог и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский. Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда его сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». Его самый известный теологический и философский труд - «О граде Божием». Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано Им по предведению человеческого свободного выбора - стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его ещё нет; не могу измерить настоящего, потому что в нём нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но ещё не прошло?

Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.

Злым может быть только доброе. Где нет никакого добра, там не может быть и какого-либо зла.

Человек - это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.

Каждое существо - до тех пор, пока оно существует - должно обладать качеством доброты, точно так же, как обладает качеством существования.

Закон дружбы предписывает любить друга не менее, но и не более самого себя.

В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всём - любовь.

Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

Всё это одинаково: в начале жизни - воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым - префекты, цари, золото, поместья, рабы - в сущности, всё это одно и то же, только линейку сменяют тяжёлые наказания.

Забавы взрослых называют делом, у детей они тоже дело, но взрослые за них наказывают, и никто не жалеет ни детей, ни взрослых.

Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота - отсутствие одежды, болезнь - отсутствие здоровья, а темнота - света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.

Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы...

Roma locuta, causa finita.

Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом - людей.

На что похожа любовь? У неё есть руки, чтобы помогать другим, у неё есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у неё есть глаза, чтобы видеть гореи нужду, у неё есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, - вот на что похожа любовь.

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.

Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

Счастье - это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Человек не будет наслаждаться едой и питьем, если не перестрадает от голода и жажды.

Мнить, а не знать, весьма постыдно по двум причинам: ведь не может учиться тот, кто убедил себя, что уже владеет знаниями, да и сама по себе самоуверенность является признаком малоодаренной души.

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Перед верой меркнут все достижения разума.

Совершенство есть знание человека о своём несовершенстве.

Мир - это книга. И кто не путешествовал по нему - прочитал в ней только одну страницу.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.

То, что хочешь ты зажечь в других, должно гореть в тебе самом.

Смерть - зло лишь в силу того, что за ней следует.

Почему душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?

Будем же верить, если не можем уразуметь.

Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, да и только.

Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.

Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.

Бог выше всяких определений.

Время врачует все раны.

Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.

Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Не отчаивайся, один из воров был спасен. Не обольщайся, один из воров был проклят.

Забота о погребении, устройство гробницы, пышность похорон - всё это скорее утешениеживым, чем помощь мёртвым.