В семье родилась лилит а не ева. Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине? Наказание для Лилит

Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины.

Как-то на корпоративной вечеринке ее зам решил проявить галантность и сделать комплимент: «Вы, Валентина Петровна, не женщина, Вы – настоящий мужчина!» Валентина расстроилась, но виду не подала. Тем более что подруги ей регулярно сообщают, что не годится женщине ТАК много работать и СТОЛЬКО зарабатывать. Никакой мужчина рядом не удержится.

Валентине нравится ее работа, она долго шла к ней. Три высших образования, одно из которых получено за границей, приглашения на симпозиумы и конференции, признание зарубежных коллег – все это в активе. А что не так? Нет мужа, нет уверенности в своей женственности.

Начинаем разбираться – и выясняется, что «женственность» для Валентины ассоциируется с домом, пирожками, детьми. Вот такое узкое понимание. И оказывается, что сама Валентина себя к женскому полу причисляет весьма условно. Такая вот печальная история. Все есть для счастья – но для этого надо чувствовать себя женщиной. А с этим как раз проблема.

Удивительно то, что мы живем в XXI веке и обладаем сознанием, заполненным дремучими стереотипами. Согласно этим стереотипам, женщина должна быть пассивной, робкой, эмоциональной, чувствительной, зависимой. Такие же качества, как активность, целеустремленность, уверенность, высокий интеллект приписываются мужчине.

Хотя различия между мужчинами и женщинами сильно преувеличены, многие люди считают, что раз так было на протяжении веков – значит, так должно быть вечно.

Стереотипы меняются медленно. Но вот комбайны, микроволновые печи, кулинарии и кафе заменили женщин на кухне, детский сад и школа взяли на себя часть традиционной нагрузки по воспитанию.

Сегодня браки заключаются в более позднем возрасте, и у большинства женщин 1-2 ребенка. Времени реально больше – того времени, которое женщина может потратить на себя, на свое образование, уход за внешностью, занятия спортом, на хобби. Но стереотипы сильны – и такая женщина часто подвергается осуждению.

А иногда на нее просто ставят клеймо – «ты не женщина». Поэтому так важно понять, как заботится о себе, реализовывать свой жизненный замысел и чувствовать себя женщиной, а не мужчиной в юбке.

Я предлагаю порассуждать о разных типах женщин, и начать с самого начала – с истории сотворения человека. Неважно, верите вы в Бога или нет – вы обязательно слышали о книге Бытия. В первых двух главах книги Бытия излагаются две разные истории сотворения человека.

Так, согласно первому варианту, Господь создает из праха мужчину и женщину. Во второй главе рассказывается совершенно отличная от первой история о появлении человека. Согласно этой версии, Адам был создан из праха, а женщина – из его ребра.

Многие ученые, теологи и просто верующие люди пытались понять и истолковать эти тексты. Воображение порождало множество легенд и мифов. Наиболее ранняя и самая известная версия изложена в апокрифическом еврейском сочинении Алфавит Бен-Сира:

«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: Нехорошо, чтобы Адам был один (Быт 2:18) Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит.

Они немедленно побранились. Она сказала: Я никогда не лягу под тебя!


Он сказал: Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя.

Она отвечала: Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли). Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней».

Всевышний сказал Адаму: Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.» (Алфавит Бен-Сира, 23 а-b).

Согласно легендам, Лилит губит и крадет младенцев. Лилит искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей взамен собственных. Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит», отмечает, что качества, приписываемые Лилит, отражают извечную мужскую боязнь импотенции и потери мужской силы, тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживания всего народа.

Таким образом, перед нами предстают две ипостаси женщины:

Лилит – активная, энергичная, борющаяся за свои права, достигающая своих целей при помощи собственных сил. Своим требованием равенства Лилит ослабляет и разрушает Адама. Такая женщина может отказать мужу, чем несет угрозу самому существованию патриархального общества. Эта женская роль рассматривается как негативная, неправильная и не принимается обществом.

Яркой характеристикой Лилит является стремление к полной, неограниченной свободе. Она выдвигает жестокие требования по отношению к мужчине, хочет видеть в нем «демона» через проявления с его стороны мужества, смелости, безрассудства, ярко выраженной сексуальности.

Все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. Лилит отрицает радость материнства, она не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка.

Ева – покорная, покладистая, послушная, соглашающаяся со своим мужем. Она – символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, потому что рождена из ребра и является «плотью от плоти его». Ева – опора для семьи, для своего мужа, и поэтому данная роль рассматривается как позитивная модель поведения для женщины.

Анализируя этот миф, психоаналитик Виктория Потапова отмечает, что он уникален, потому что не известна другая история, в которой бы женщина восстала против мужчины ради равноправия. Этот миф несет женщине следующее послание: «Если ты захочешь равных со мной прав, если будешь требовательной, настойчивой, свободной, независимой, если будешь иметь собственные сексуальные желания – или нежелания – то ты плохо закончишь: ты станешь ведьмой, нимфоманкой, у тебя не будет детей!»

Вот так женский образ оказывается разделенным на две части. Одна часть, которую можно обозначить как Лилит, является привлекательной для мужчин. Не зря многие женщины в сердцах говорят: мужчины любят стерв. Однако эта часть женщины одновременно пугает – ведь она непредсказуема, она запросто может вступить в конкуренцию – и выиграть ее, может настоять на своем.

Кроме того, эту женщину невозможно контролировать в сексуальной сфере – ведь она знает, чего хочет, и добивается этого! Нежелание Лилит ложиться под Адама символизирует ее стремление к равенству, что пугает мужчину. Это извечный страх мальчика перед всемогущей матерью, который заставляет мужчин оставаться пассивными. Поэтому мужчины ищут и одновременно боятся Лилит.

Вторую часть женского Я символизирует Ева. Ева, хранительница очага, мать и жена, послушная и понимающая, готовая бесконечно приносить себя в жертву ради мужа и семьи. Она надежна, предсказуема, удобна и привычна.

Ева не спорит с мужчиной – она по-хитрому, осторожно внушает ему свои идеи. Именно Ева может всю жизнь оставаться в тени своего мужа, даже если она написала за него докторскую диссертацию, «выбила» продвижение по службе, заработала основную часть семейного бюджета. Главное для Евы – чтобы дома все было хорошо.

Мужчины с трудом принимают проявления Лилит в собственных женах. Лилит – это любовница, компаньонка, соратница, но в качестве жены она слишком пугающая, слишком сложная, требует слишком большого напряжения от мужчины. Ведь она – равная.

Елена вышла замуж за Александра в 24 года. Они были однокурсниками и хорошо понимали друг друга. Родился сын, потом второй. Муж работал в строительной фирме, и после выхода из декрета Елена устроилась туда же. Конечно, было непросто – дети требовали внимания, и первые несколько лет Елена летела после работы домой.

Но вот сыновья подросли, и Елена обнаружила огромный интерес к работе. Стала делать проекты, которые высоко оценили заказчики. Через некоторое время Елене предложили возглавить творческую группу, потом – отдел.

Елена стала замечать, что муж от нее отдаляется. Все попытки поговорить и прояснить отношения наталкивались на стену агрессии. Подруга объяснила все просто – завидует. Александр менее талантлив, и, действительно, еще в университетские годы проигрывал жене.

Елена поняла, что нужно решать серьезную проблему – как сохранить и работу, и семью. Много говорила с мужем, объясняла ему, как ценит их отношения. Но муж куксился и дулся. Один раз проговорился – дескать, сослуживцы подшучивают: кто у вас дома командует, тоже, небось, жена?

В итоге Елена не выдержала – уволилась с работы, пошла в другую фирму, потеряла в зарплате. С мужем отношения наладились, и на новой работе потихоньку завоевывает авторитет, но как-то очень ей от этого грустно.

В этой истории все очевидно – Ева победила Лилит, поскольку было сложно найти компромисс между карьерой и семьей. Мужчины отрицают женское в себе и не допускают проявлений у женщины того, что они считают «мужским».

Поэтому активная, умная женщина будет пугать многих мужчин – неуверенных в себе, слабых, не признающих собственную женскую часть, боящихся женской власти, завистливых, эмоционально незрелых. Эти мужчины предпочитают домашнюю Еву – хотя их все время тянет к Лилит.

Женщина становится женщиной с Другим – мужчиной. Это сложный и тонкий процесс, включающий ее естественные желания – и его ответы на них, ее самовыражения – и его принятие разных аспектов женственности.

Но патриархальная культура, отказывающая женщине в праве быть собой – разной собой, а не только послушной девочкой в руках у мужчины – не дает возможности развивать все свои сильные стороны.

И поэтому зачастую девочки-школьницы не гордятся своими успехами в математике и физике, а стыдятся их – ведь умной женщине сложнее стать объектом поклонения и восхищения. Да и родители частенько подливают масла в огонь: «Моя дочка уже на пятом курсе учится, одни девятки и десятки. Лучше бы мужа себе поискала».

Обесценивание всего, что не относится к «женской» епархии – работы, карьеры, увлечений, характерно для патриархальной культуры. Мужчины будут одобрять вышивание жены крестиком - и завистливо следить за успехами теннисисток, сестер Вильямс, у которых скорость подачи мяча такая же, как у мужчин. Они одобрят даже просмотр сериалов – только не конкурируйте с ними в профессиональной сфере.

Как женщине стать собой? Как не ограничить «женское» ролью матери, жены, сестры и дочери, а также домработницы, посудомойки, повара? Как ей обходиться со своими смелыми мечтами, с желанием экспериментировать, с поисками себя?

В наше время мы видим много примеров талантливых и мудрых женщин – женщин-политиков, женщин-ученых, женщин-профессионалов. Каждый раз, когда я встречаю такую женщину, я задаю себе вопрос: есть ли рядом с ней мужчина? И очень радуюсь, когда понимаю, что в мире все больше умных, теплых, поддерживающих мужчин, которые гордятся успехами своих жен и создают им условия для самореализации.

Потому что в каждой женщине в разных пропорциях смешаны Ева и Лилит, и если давить, удерживать или игнорировать одну из частей своего Я, невозможно стать собой. Представьте – если вы согнете одну ногу – как вы будете передвигаться? Наверняка не очень быстро, да и неудобств много. Если завяжете правый глаз – хорошо ли будет смотреть на мир только левым?

А если вы «подавите» часть своего Я, вы не сможете использовать все свои силы, весь потенциал для того, чтобы прожить свою единственную, но такую важную жизнь. Если вы «давите» Еву – вы обрекаете себя на одиночество, зависть и женщин, и мужчин. Если «давите» Лилит – вы ограничиваете свое личностное развитие и сексуальность.

Только признание и принятие всех аспектов своего Я делает каждого из нас гармоничной личностью. А Ева и Лилит – это метафоры, позволяющие описать два типа женской жизни и женского выбора.

Лилит и Ева существуют одновременно и вместе. Если они борются и побеждает одна из них – женщина фиксируется на одном из полюсов: либо на полюсе абсолютной свободы, либо на полюсе абсолютной связанности с мужчиной. А истина, как известно, находится посредине.

Кстати, Валентина, о которой я писала в самом начале, смогла встретиться и со своей Лилит – она назвала ее «карьеристка», и с Евой, которая получила имя «домашняя наседка». Оказалось, что они способны мирно сосуществовать и даже дружить! Валентина изменилась и внутренне, и внешне.

В гардеробе наряду с брючными костюмами появились сексуальные наряды. А год назад она встретила своего суженного – мужчину из европейского государства, который влюбился в нее и после полугода ухаживаний, переписок, звонков и встреч сделал ей предложение. Он говорит, что его очаровало в Валентине сочетание ума и женственности – до этого он встречал либо красивых, но неглубоких женщин, либо умных, но чересчур холодных и деловых. А в Валентине он нашел все, что так долго искал.

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» . В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте . Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откаже
тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь .
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти , вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его» .
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту» . Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб . В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит, до - первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков , который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит - девочка с лилией - Лолита» ? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается - и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать» , но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью» . И не беда, что бессмертные дочери Лилит - вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые - не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества - старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин :
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.

Лилит — первая женщина Адама

«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение.
История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар.
Ветхий и Новый завет не всегда были такими, как мы их видим сейчас. Эти библейские писания не единожды переделывались, изменялись. Во время десятого Римского собора был утвержден окончательный вариант, и христианство приобрело официальный статус во всем мире. Чтобы в Писание не попало ничего лишнего, в Риме собрались священнослужители с разных городов и стран для согласования текста. Многие священные записи били изъяты.
В глубоких гротах возле Мертвого моря были найдены рукописи со священными письменами, которые появились намного раньше, чем христианство, как таковое. Информация из них не появилась в Библии, поэтому ученые современности до сегодняшнего дня не могут дать окончательного ответа на вопрос - Что же такого секретного было в свитках?
С приходом христианства, например, имя Лилит стало запрещенным. Оно приравнивалось к проклятию, придавалось анафеме, но все так же притягивало умы человечества. В нем заключается необъяснимая таинственность, загадка, которую хочется понять до конца.
История Лилит
Большинство исследователей считают, что именно Лилит, первая жена Адама является автором текстов забытого Евангелия. История, рассказанная блудницей, не могла войти в текст Нового и Старого Завета. Информация об этой гордой и непокоренной женщине будоражит умы человечества. Почему ее настойчиво стараются вычеркнуть из истории? Как она стала отверженной, упоминание о которой приводит священнослужителей и истинных верующих в настоящий ужас?
Британский музей - Королева ночи (British Museum - The "Queen of the Night")
Согласно исследованиям, именно Лилит была первой женой Адама. Бог вначале создал из глины двух людей. Первая женщина отличалась невероятной красотой и умом. Прошло совсем немного времени, и она поняла, что ни в чем не уступает своему мужу - Адаму. Ее умственные способности не уступали мужским.
Лилит - первая жена Адама оказалась очень своенравной, она отказывалась подчиняться и соглашаться с его мнением. Женщина требовала, чтобы все ответственные решения они принимали вместе.
Существует поверье, утверждающее, что именно Лилит стала основательницей сексуальных наслаждений - позы «женщина сверху» и многих других. Церковь признает только «рабочее-крестьянскую» позицию в интимной близости, и считает, что это лишь способ для продолжения рода. Первая женщина на Земле придерживалась кардинально противоположного мнения. Когда противостояние взглядов с Адамом достигло своего пика, она решила оставить мужа.
Наказание для Лилит
Бог не мог допустить такого раздора в Райском саду, и поэтому послал к Лилит, трех сильнейших ангелов. Они должны были направить женщину на путь истинный, раскаяться и смириться со своим положением. Небесные создания довольно быстро догнали бунтарку и поставили ей определенный ультиматум - Лилит должна стать покорной и вернуться к своему мужу Адаму. В противном случае ее изгонят из Эдема, и отлучат от милости Бога.

Своенравная девушка выбрала свободу, и по собственной воле покинула рай произнеся невыразимое имя Бога. При этом Лилит затаила на Бога сильную обиду, за то, что он не поддержал ее. Она решила посвятить свою жизнь мести.
Дальнейшая жизнь первой девушки - несколько легенд
Лилит первая жена Адама навсегда покинула Эдемский сад и перевоплотилась в настоящего демона-дьяволицу, представляющего большую опасность для представителей сильного пола. Соединение мстительности и бунтарства в нраве девушки позволили негативу завладеть ее душой. От нее отказались, и она превратилась в опасного врага для каждого - преданной помощницей антихриста.
Начало сказания, до момента бунтарства Лилит и ее наказания, можно встретить очень редко. А вот вторая часть - превращение обычной женщины в настоящего дьявола, очень распространена, так как она активно поддерживалась церковниками.
В опасный период инквизиции Лилит жена Адама была официально признана чудовищем. В этот страшный период существовало только две основные группы женщин:
*Кроткие, набожные и ласковые - истинные потомки Евы;
*Загадочные, своенравные, слишком умные и образованные, считались детьми Лилит, и приговаривались к смерти.
Демон Лилит заключила с ангелами своеобразный контракт. Она не станет входить в помещение, на дверях которого написано имя одного из таких небесных созданий.
Лилит в «Книге Зверя»
Большинство исследователей феномена Лилит - опасной жены Адама, довольно часто подтверждают свои высказывания информацией, записанной в «Книге Зверя». Это неотъемлемая часть Библии, в которой описываются деяния Антихриста. Они утверждают, что женщина-демон была создана дьяволом. Люцифер преследовал при этом вполне конкретные и понятные цели - наказать мужчин за любовь к Богу, раскрыть их худшие стороны.
Джон Кольер, Лилит (1892)
Лилит - истинная соблазнительница, проверяющая верность женатых мужчин своим женам. У нее появилось множество детей. Именно от нее пошли всевозможные демоны, оборотни, ужасные чудовища, вампиры, и прочие твари. Любого преступника, маньяка, злого и порочного человека в древние времена считали отпрыском демона Лилит.
По некоторым апокрифам, во время периода супружества с Адамом, эта женщина родила сына - Каина. В нем была часть души Лилит, он убил Авеля - сына Евы. Бунтарка стала жить вечно, посвятив всю себя мести и злу. Демоны способны воскресать и перерождаться в новом теле. Лилит, возможно, живет и сейчас.
В «Книге Зверя» говорится о пришествии дьявола на Землю. В этом писании указаны конкретные символы, которые способны привести верующего человека в настоящий ужас. Невеста Сатаны - Вавилонская блудница. Доказано, что данная сущность и есть Лилит. С древних времен ее имя равнозначно «блуду» и «разврату». В странах востока есть легенда о невесте дьявола, которая может убивать новорожденных и представителей сильного пола.
Правдивы ли легенды?
Верить ли данным легендам о Лилит - непокорной жене Адам, каждый решает для себя сам. Некоторые современные исследователи считают эту девушку родоначальницей феминизма. Именно этой силы боятся представители сильного пола. Есть много трагического в легендах о свободолюбивой девушке.
Она играет с детьми, понимая, что никогда не сможет стать матерью;
Все время ищет свой дом и семейный очаг;
Обижается и мстит мужчинам, ведь Адам отказался от нее и предпочел другую.
Лилит выявляет истинную мужскую сущность - вечную жажду сексуальных наслаждений, лживость и неверность. Если эти качества подтверждается, она уничтожает человека.
Женщина просто хотела быть «рядом» с мужем, а не «за ним». Историю о Лилит много веков подряд старались очернить и изменить. Сейчас узнать правду практически невозможно. Роковая женщина всегда несчастна. Она нравится многим, ее все хотят, но на самом деле она не нужна никому. Сочетание ума, красоты, силы и независимости очень часто обрекает девушку на одиночество.
Лилит в переводе с еврейского означает ночь, ночная. Вместо имени Лилит иногда употребляют имя Первая Ева
Современные феминистки имеют свое мнение насчет Лилит: жена Адама была смелой и незаурядной, она утверждала, что Адам не Бог, а всего лишь человек. Церковь того времени, в которой правили исключительно мужчины, не могла допустить появления такой женщины в истории. Они боялись силы ее духа, острого и пытливого ума, смелости. Мужчинам всегда нужно было оправдывать свои собственные человеческие слабости и грехи. Для этого они нашли Лилит - рокового демона-соблазнителя, который был виноват в их супружеской неверности и распутстве.
Кто она - отверженная жена Адама -демон или символ свободной женщины? Каждый может самостоятельно ответить на этот вопрос. Единственная правда - не бывает зла без добра, и наоборот.

Первые женщины на Земле Лилит и Ева обладают своими различиями. Ева имеет положительный образ создательницы семейного очага и берегущей его тепло. Лилит же характеризуется непреклонностью и свободой сущности, противопоставляя собой образ Евы. Поскольку, согласно древним мифам, раньше появилась все же Лилит, стоит остановиться на ней подробнее.

Зачастую Лилит изображается как обладательница длинных роскошных волос и прекрасного тела. Ее образ нередко сопровождается рисунками ночных зверей, сов или самого Дьявола, который является ее покровителем по некоторым легендам. Лилит – существо, созданное из того же материала, что и Адам, однако по какой-то причине отвергнутое самим Богом. После «неудачной» попытки создать первую женщину Всевышний сотворил из ребра Адама уже другое существо женского пола по имени Ева.

Согласно многочисленным еврейским мифам и легендам, а также старославянским, японским и даже африканским поверьям, необузданная и прекрасная Лилит состоит во главе темных сил, напуская на всех потомков Адама страх, будто кляня их за предательство. Это ночная красавица, убивающая незащищенных особыми амулетами детей, и соблазнительница спящих юношей. Она всеми демонами и невиданными существами, ее характер описывают как демонический, магический и таинственный. Смелая, свободная и прекрасная, не признающая земных предрассудков и оков Лилит – порождение высшего разума, который не смог принять ее силу духа и непреклонность.

Не покоренная Адамом, она покинула самого первого человека, не желая до конца своих дней оставаться прилежной женой. Согласно легенде, вдогонку за ней были посланы три , откуда зародился интересный обычай, и по сей день встречающийся в традициях многих народов мира: над кроваткой новорожденных детей вешают священные амулеты с написанными на них именами или изображениями трех ангелов, или же Лилит.

Видео по теме

Существует определенная группа людей, которая в любом деле нацелена на наилучший результат, будь то мытье посуды или разработка проекта на работе. Быть первым во всем возможно, если учитывать некоторые важные моменты.

Инструкция

Занимайте самообразованием непрерывно. Только так вы сможете оставаться в курсе тенденций, развития отраслей науки и нововведений в вашей специальности. Читайте книги, подписывайтесь на блоги видных деятелей, ищите информацию любыми доступными способами.

Ставьте четкие цели. Стремиться нужно к чему-то определенному, и чем точнее вы будете ставить себе цели, тем логичнее станут ваши задачи на пути их достижения. Человек должен знать, чего он хочет, и только тогда он сможет получить это.

Занимайтесь тем делом, которое доставляет удовольствие. Интересное занятие вовлекает вас полностью, вы внимательно следите за происходящим, лучше разбираетесь в деталях. Поэтому ищите работу по душе, именно в ней вы имеете все шансы стать первым.

Не теряйте время на бесполезные дела. Пустая трата времени - потеря драгоценных минут и часов, в которые вы могли бы успеть сделать очень многое. Каждый вечер стройте планы на будущий день, рассчитывая, когда и куда вы должны попасть, и в какое время сможете заняться чем-то дополнительно.

Стремитесь к улучшению результатов. Достигнув цели, не останавливайтесь на этом. Всегда старайтесь стать немного лучше, именно это будет служить отличным стимулом на пути к первенству.

Следите за внешним видом. Успешный человек просто не может быть неопрятным. Носите только чистую и выглаженную одежду, внимательно подбирайте предметы гардероба так, чтобы они подходили друг другу. Уделяйте внимание деталям, не забывая про аксессуары. Со временем вы создадите свой неповторимый стиль.

Обратите внимание

Стремление всегда быть первой способно заставить ваше тело работать на износ, что, несомненно, приведет к стрессам, а, возможно, и нервным срывам. И, конечно, стоит ожидать проблем со здоровьем. Поэтому подумайте, нужно ли вам первенство такой ценой.

16 июня 2012 года с территории КНР стартовал космический корабль с первой в истории этой страны женщиной-космонавтом. Дата события была выбрана не просто так: именно в этот день в 1963 году полетела в космос первая в СССР и в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Инструкция

Китайская Народная Республика стала космической державой в 1999 году. Первый запущенный с территории КНР космический аппарат под названием «Шеньчжоу-1» был во многом скопирован с советского корабля «Союз». Как и четыре последующих китайских корабля, также носивших название «Шеньчжоу» (но с другими номерами), он был беспилотным.

История пилотируемых космических полетов в КНР началась в 2003 году запуском космического аппарата «Шеньчжоу-5». Единственным членом экипажа корабля (тайконавтом) был мужчина по имени Ян Ливэй. Но уже тогда было обещано, что в недалеком будущем в побывает и китаянка. Эта была тут же поддержана организацией под названием «Всекитайская женщин».

В июле 2004 года руководством Военно-воздушных сил КНР было отобрано 35 женщин для прохождения подготовки к космическому полету. Ее планировалось завершить к 2009 году. В конце подготовки было объявлено, что дальнейший будет проходить ровно половина участниц. Информация о их биографиях достаточно скудна, но известно, что все они в тот период работали пилотами реактивных .

Научитесь просить помощи. Конечно, для самодостаточных леди даже сама эта мысль противна. Да они лучше землю грызть будут, но не опустятся до такого унижения. И напрасно. Об этой маленькой хитрости следует знать, даже если вы – супер-вумэн. Ведь, прося о помощи, вы косвенно заявляете о собственном несовершенстве, а значит вы – живой , и именно в этот момент сквозь вашу броню проглядывает маленькая слабая . Это не может не тронуть . Это возвышает его, вдохновляет на подвиги. И вот он уже ваш раб. Известно же существование некоего психологического притяжения к тому, кому хоть раз оказали помощь.

Перестаньте сдавать ежедневный на образ идеала и безупречности. Это невозможно – быть совершенной во всем. Позвольте себе расслабиться. Побездельничайте, поленитесь. Забудьте на время о том четком графике, в который втиснута ваша жизнь. Кстати, проанализируйте его, этот график: есть ли в нем место для любви? Пока ваш мужчина не увидит, что вы готовы дарить ему большую часть своего времени, вы не будете востребованы. Изведайте и прочувствуйте (хоть ненадолго) свою необходимость другому человеку. Позвольте себе просто – жить, вырвавшись из нескончаемого круга забот. Не бойтесь показаться слабой, поверьте, - женщина от этого только выигрывает.

Смените роль. Самодостаточной и сильной вы уже побыли и знаете, что это . Примерьте теперь на себя образ простой и слабой , уязвимой и беспомощной. Снимите железный панцирь. В каждой

В первую очередь после первой ночи любви ни в коем случае не стоит заводить с мужчиной разговоры о совместном проживании или свадьбе. Если женщина начинает торопить события тогда, когда мужчина еще пребывает в сладостной неге, которую ему подарили сексуальные отношения с ней, очарование может быть разрушено.

То же самое касается и «расслабления» женщины после того, как крепость пала – категорически не рекомендуется превращаться из прекрасной соблазнительной нимфы в тетю, носящую мятые халаты и шаркающую тапочками по квартире в 6 часов утра по направлению к телевизору или компьютеру.

Некоторые женщины с тонкой душевной организацией склонны после первого секса тем или иным образом укорять мужчин в том, что они получили свое, а что теперь делать соблазненной даме? Мужчины начинают чувствовать себя загнанными в угол, что никак не способствует укреплению отношений.

Если мужчина после первого секса не позвонил в течение дня, не стоит в панике названивать и смсить ему в попытке выяснить, жив ли он. Скорее всего, он жив, но либо адски занят, либо решил не продолжать знакомство (что вероятнее всего). В любом случае, следует набраться терпения и немного подождать.

Еще одной распространенной женской ошибкой после секса является резкое обострение собственничества. Оно вполне естественно, но следует помнить, что подобные чувства лучше скрывать от мужчин, друзей мужчин и старинных подруг мужчин. Женщина, испепеляющая взглядом всех, кто приближается к ее любимому, чаще всего выглядит просто глупо.

Встать с утра и гордо уйти, пока не предложили вызвать такси – тоже не самый лучший вариант продолжения знакомства. Возможно, мужчина уже готов предложить руку и сердце, но не решается, видя, что женщина с невозмутимым лицом уже стоит на пороге, будто ничего и не было.

Также не стоит бросаться в другую крайность, набрасываясь на мужчину с утра так, будто он последний мужчина на Земле. Вообще после секса лучше не показывать свой чрезмерный восторг, чтобы партнер не возгордился раньше времени и не ощутил свою власть над женщиной.

И, наконец, ни в коем случае не следует после секса говорить мужчине, что он намного лучше, чем предыдущий (щие) партнер (ры) женщины. Комплименты говорить можно и нужно – но так, будто этот мужчина первый и единственный.

Видео по теме

Источники:

  • Главные ошибки во время секса

Все знают, что Первая Женщина была сделана из ребра Первого Человека, и что звали ее Ева (на иврите Хава). Была ли эта часть ребром или какой другой частью Адама, мы разбирать не будем, для нашей темы это значения не имеет. Ребро так ребро, для простоты, хотя в еврейской традиции ребро не упоминается.

Нас интересует вот что: Адам был усыплен, когда из него делали Еву, а когда он проснулся и увидел ее, сказал: «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и так далее» .

Из слов «на этот раз» видно, что это не первый раз. Простой смысл стиха в том, что человек пытался найти себе пару среди животных, которые уже существовали на тот момент, но никто из них ему не подошел , они ему ни в чем не соответствовали. И вот, когда напарник для него был сделан «кость от кости и плоть от плоти», т. е. из него самого, то он получился удачным, в полном ему соответствии . В этом смысл слов «на сей раз».

Это простой смысл, но мидраш видит в этом нечто более глубокое. Мидраш говорит, что в первый раз Б-г создал для Адама женщину, но она не подошла ему, ибо не была сделана из ребра Адама, как во второй («сей») раз, а была сделана из праха земного, как и сам Адам .

Она не хотела уступать Адаму ни в чем, включая интимные отношения: это мидраш описывает так, что в постели она не хотела лежать снизу. Конечно, это образ, смысл которого в том, что если один из супругов не уступает ни в чем, брака не получится. Брак это пара, а не двое, которые не могут ни о чем договорится, ибо никто не хочет ни в чем уступить . Пара, это когда один правый, другой левый, один идет в бой, другой прикрывает его с тыла, они играют в пас, словами мидраша «один сверху, другой снизу» – это образ.

Но если оба сверху, оба гоняют по полю мяч, не давая его другому, то это не пара, и это не брак, это – тупик, ни единства, ни детей.

Интимной близости у Адама с Лилит (так звали эту женщину) не получилось, она так и не стала его женой, она от него попросту улетела. Лилит – это образ женщины, которая не смогла стать женой. Не материализовалась в полноценного человека, а стала демоном . Демоном, не имеющим потомства . «И нарек Адам имя жене своей Ева (Хава), ибо она стала матерью всех живущих» . А Лилит потомства не произвела.

Современные феминистки видят в ней первую феминистку, борца за равноправие женщин. Однако, уж если искать параллели в современной культуре, то это скорее проститутка, нежели феминистка, и вот почему. Проститутка живет тем, что провоцирует мужчин изливать свое семя впустую. Если мужчины не будут ходить налево, ей нечего будет кушать, простыми словами, она умрет .

Вот и Лилит приходит к мужчинам во сне высасывать их энергию. Она навевает сны сексуального характера, фантазии, которые мужчина не может позволить себе наяву, и высвободившуюся энергию забирает себе в мир нечистоты.

Лилит, как и все демоны и другие силы зла, созданы Б-гом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Они получают энергии жизни лишь самый минимум, лишь столько, чтобы они не умерли, не перестали существовать, не исчезли вовсе. Всю остальную энергию они добывают себе сами из грехов человека. Поэтому они так заинтересованы его соблазнить. Если они не будут сосать жизненные силы из святости, они умрут, как умер бы человек, если бы не ел. Вот они и стараются совратить человека. Не только потому, что они ненавидят все святое, но – и это главное – потому, что от этого зависит их жизнь. Они совращает человека, а потом сами же приходят в Небесный суд в качестве обвинителя: обвиняют его и требуют себе его жизнь сначала в духовном смысле, а потом и в буквальном.

Но вернемся к Лилит. В человеке есть четыре уровня: физический, эмоциональный, интеллектуальный и Б-жественный – дыхание Б-га, которое в нем: «И сделал Г-сподь Б-г человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни» . Это дыхание Б-га, которое Б-г вдохнул в человека, не только исторический факт. Это уровень души, он дает жизнь разуму, разум эмоциям, а эмоции оживляют тело: действия человека, его слова и мысли.

Когда человек что-то делает, говорит или думает, то активно действует один из этих уровней, но все остальные уровни оказываются задействованы тоже. Человек – цельное существо, разделение на уровни чисто умозрительно. Поэтому когда человек вступает в запрещенные Б-гом половые связи или просто фантазирует на эту тему наяву или во сне, то и дыхание Б-га, которое в нем, участвует в этом против своей воли. Человек отдает его Лилит, образно выражаясь, отдает в рабство. Часть человека оказывается в плену в мире нечистоты, на чем этот мир и держится, обитатели его набираются сил, жиреют и готовятся к новым захватам.

Вообще говоря, даже в области святости, когда на физическом уровне происходит соитие между супругами, то соитие происходит и на всех остальных уровнях тоже, эмоции соединяются с эмоциями, интеллект с интеллектом, Б-жественное с Б-жественным – если соитие было разрешенным и чистым. От этого рождаются духовные сущности, в каббале именуемые ѓевель, а в простонародье ангелы (даже когда не происходит зачатия плода). Ѓевель – духовная сущность, она духовная даже по отношению к душе человека, она соединяет все уровни в человеке в единое целое.

Но если соитие было запрещенным, как-то : с матерью, мачехой, любой замужней женщиной, с сестрой по матери (сестра по отцу для ноахидов не запрещена), любым мужчиной, любым животным[ , или соитие было разрешенным, но нечистым, как-то: во время близости муж думал о другой женщине, был пьян, сердит или обижен (также и в обратную сторону: к женщинам это относится так же, как и к мужчинам), или требовал секса против ее желания, то образующийся ѓевель уходит к Лилит. Она с его помощью порождает новых демонов (не забываем, что все это происходит внутри души человека, а не где-то там в каких-то там далеких мирах).

Поэтому так важно не просто избегать запрещенных действий, но и просто сексуального возбуждения от людей, секс с которыми запрещен (почему-то большинство это за грех не считает). Нельзя их целовать, трогать их тело, тем более спать на одной кровати даже в том случае, когда каждый одет в свою одежду . Следует избегать всякой совместной деятельности, которая возбуждает и может привести к сексуальным отношениям. Не флиртовать, не заигрывать, не разглядывать, ибо все это может привести к плохому, а мы назовём это эмоциональным сексом – это секс на уровне эмоций и мыслей. Нельзя сознательно вызвать у себя фантазии сексуального характера, смотреть фильмы, где есть разврат, читать книги и газетные статьи на эту тему. Ограничимся этим.

Б-г заложил в человека стремление к сексу, особенно к запрещенному . Такова животная натура человека, которая и называется «Лилит». Лилит это женская ипостась Сатаны, ибо человека тянет к сексу, он ведомый, а не ведущий – женское начало. Все мужчины, которым кажется, что они проявляют свою мужественность тем, что соблазняют или насилуют женщин, на самом деле по отношению к Сатане оказываются слабаками, которых Сатана соблазнил и изнасиловал.

И происходит вот что: когда голова человека не заполнена положительным содержанием, она как пустая яма, в которой поселяются змеи и скорпионы. Один из древних комментаторов Талмуда так и пишет: «Ясно мне, что все демоны и черти — это лишь образ для описания ложных идей и психологических установок» .

Ведь вложив в человека стремление к запрещенному, Б-г также дал ему силы победить собственную природу, подняться над ней, наполнить ум и сердце Б-жественным светом и навести порядок и гармонию в окружающем его мире.

Примечания

Берешит, 2:23.
Раши на этот стих и Сифтей хахамим на Раши.
Смысл последних слов стиха 2:20.
Мидраш Альфа бета Бен Сиры.
Берешит Раба 18:5 объясняет по-другому, но это не относится к нашей теме.
Это можно связать с простым смыслом стиха: звери созданы из земли, рыбы и птицы из воды (рыбы у Раши не упоминается). Возможно, в этом причина, почему они не подошли человеку. Интересно над этим подумать.
Мидраш там же.
Еще ее назыают женой Сатаны, т. е. женской его ипостасью, в терминах каббалы нуква де клипа. По поводу нуква де клипа см. например Зоѓар, гл. Пинхас, стр. 231:2; Ор ѓа-Хаим на стих гл. Ваехи, 49:11, со слов «бней атоно»). Обратим внимание на то, что рабби — автор Ор ѓа-Хаим тоже ее не одолел, как и Адам (требует выяснения).
Мидраш говорит, что каждый день она порождает демоническое потомство, но часть его убивает, чем оплачивает свою независимость от Адама.
Берешит, 3:20.
Необязательно в буквальном смысле. В переносном смысле она умрет как проститутка, ей придется заняться другими делами.
Берешит, 2:7.
Все примеры взяты из книги Шева мицвот Ѓашем раввина Моше Вайнера, да продлит Б-г дни его жизни. Подробные ссылки указывать не будем, книга переводится на русский язык, и, когда выйдет в свет, каждый сам сможет ее прочитать.
Следует из написанного: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей, и будут одной плотью». «Отца и мать своих» – тут все понятно; «к жене своей» – а не к чужой; «к жене» – а не к мужчине; «будут одной плотью» – это дети, в которых плоть отца и матери сливаются в сплошное единство, этим исключаются все животные и птицы, с которыми у человека не может быть потомства.
По поводу родителей с детьми и братьев с сестрами см. в книге.
Шева мицвот Ѓашем, часть 6, §11.
Меири на Брахот 5:1 (сказал рав Ицхак: «Каждый, кто читает Шма, и так далее»).