Тоталитаризм – жесткий режим политической власти. Тоталитарный режим в китае порождает не способных к творчеству людей

Последние полтора столетия много говорится о Евразии, евразийской идентичности, но мало кто знает, что это значит. По всей зоне соприкосновения России и Китая - исторической, географической, экономической, политической, культурной и цивилизационной - евразийский синтез осуществляется на протяжении столетий. Речь не об отдельных русско-китайских контактах и даже не о межгосударственных отношениях, а именно об общем цивилизационном поле. Его существование может отвергаться и в России, и в Китае, но оно оказывает огромное влияние и на культурные предпочтения китайцев, и на самоопределение русских. Андрей Полонский рассказывает, как русские проникали в Китай и проникались Китаем.

Русские в КНР составляют одно из 56 официально признанных нацменьшинств. Особая этническая группа "китайские русские" живет по преимуществу в Синьцзяне и во Внутренней Монголии. Во Внутренней Монголии существует даже Эньхэ-Русская национальная волость. По-китайски местные русские называются "элосыцзу", и численность их невелика - около 15000. Разумеется, капля в море, и в десятки раз меньше, чем живет и работает в современном Китае реальных выходцев из России.

Правда, еще 70 лет тому назад, в начале 50-х годов, численность "элосыцзу" могла достигать сотен тысяч человек. Но после победы коммунистов старые китайские русские в подавляющем большинстве вернулись в СССР по программе репатриации (начало - середина 50-х годов). В КНР остались в основном потомки смешанных браков. Нынешние "элосыцзу" часто не знают русского языка, только "немного понимают" по-русски. Иногда удивительно встретить где-нибудь в синьцзянской деревне человека славянской внешности, говорящего лишь по-ханьски и разбирающего на "языке титульной национальности" разве что десяток слов.

Дорога в Ордусь

В начале нынешнего века в России была очень популярна серия книг Хольма Ван Зайчика (псевдоним нескольких питерских китаистов - Вячеслава Рыбакова, Игоря Алимова и других) под общим названием "Евразийская симфония" и с эпиграфом "Плохих людей нет". В основе нескольких полудетективных сюжетов лежит образ Ордуси - единой державы и цивилизации, объединившей Россию и Китай со времен империи Чингиз-хана. Ордусь противостоит "западным варварам" и представляет собой чрезвычайно привлекательный образ процветающего, почти идеального социума, хотя и не без своих проблем, разумеется…

Ордусь в представлении иллюстраторов

В реальности никакой Ордуси не существовало. Но в воображении, мечтах и снах многих русских, связавших свою жизнь с Китаем, она всегда была недостижимой целью. Если и уходили они все дальше и дальше на Восток, то шли скорее всего не в реальные перенаселенные города Поднебесной, а в эту мифическую страну, которой никогда не было обозначено на карте.

В книгах про Ордусь есть единственная историческая правда. Монгольское завоевание впервые (и пока единственный раз в истории) на несколько десятилетий свело Россию и Китай в одно государство. Правда, это были совсем разные улусы великой империи, созданной сыновьями Чингиз-хана, и их разделяли десятки тысяч километров - по тем временам расстояние совершенно непреодолимое. Однако прямые человеческие контакты были вполне возможны. Так, историк Лев Гумилев рассказывал, что при монгольской династии в Пекине существовал специальный "русский полк". Его китайское название можно перевести как "охранное войско из русских, прославляющее преданность". Впервые этот полк упоминается в источниках под 1330 годом. К этому времени он существовал уже несколько лет, а в последующие десятилетия его численность только возрастала. В полку служило несколько тысяч человек, они жили в специально оборудованном лагере на севере столицы по "казачьему" принципу - занимались сельским хозяйством на специально выделенной земле и даже добывали дичь для стола императора.

От Православной миссии до Амурской Калифорнии

В более или менее массовом порядке русские начали перебираться через Амур и уходить вглубь Китая гораздо позже – с конца XVII века. Сюда стремились старообрядцы, бежавшие от преследований официальных властей. Им не впервой было сниматься с насиженных мест и двигаться все дальше на Север и на Восток. Русско-китайский рубеж стал для них своего рода символом спокойной жизни. Так в северном Китае появились первые русские села, часть которых в том или ином виде дожила как минимум до культурной революции.

Тогда же, в 80-х годах XVII века, при взятии цинской армией русской крепости Албазин на Амуре, в китайский плен попали 45 русских казаков. Китайцы приняли их с большим почетом. Все они были причислены к высокому воинскому сословию, поселены вблизи императорского дворца и зачислены в "русскую роту" императорской гвардии.

…В начале XVIII века Петр Первый учредил Православную миссию в Пекине. Со свойственной ему географической и политической наивностью он поручил тогда тобольскому митрополиту крестить как можно больше китайцев, а лучше всего - и самого богдыхана. Понятно, что этот план провалился. Но сама миссия, пришедшая в столицу империи Цин в 1716 году, была принята со всевозможным почетом. Миссионеров опять-таки зачислили на китайскую официальную службу (других вариантов для иностранцев в императорском Китае просто не существовало) и поселили близ дворца.


Подворье духовной миссии в Пекине

До Опиумных войн (середина XIX века) миссия совмещала церковную работу с дипломатической и представляла собой своего рода посольство России в Китае. Потом, после открытия настоящего посольства, миссионеры сосредоточились в основном на церковной и научно-исследовательской работе. Окончательно она была закрыта только в середине XX века. С культурной революцией председателя Мао деятельность русских священников оказалась абсолютно несовместима. Последнего начальника миссии митрополита Виктора (Святина) китайские коммунисты думали арестовать и отправить на перевоспитание. Но за иерарха грудью встали коммунисты советские. В итоге митрополит Виктор смог безболезненно покинуть Пекин и отправиться в Советский Союз. В этой ситуации много горькой иронии.

С конца 60-х годов XIX века в Китай стал активно проникать русский капитал. Русские торговые представительства и банки открывались тогда один за другим в провинциях севера страны - Хунани, Хубэе, Цзянси.

В 1882 году в Маньчжурии появились и первые русские золотоискатели. Среди них были и казаки, и торговцы, и даже беглые каторжники. В начале 80-х годов в верховьях Амура, на берегах реки Мохэ, старатели провозгласили самостоятельную Желтухинскую республику, которую иначе называли Амурской Калифорнией. Республика просуществовала чуть больше пяти лет - до тех пор, пока империя Цин не спохватилась и при помощи огромной армии не одолела несколько тысяч старателей.

"Будущее России - в Азии"

И все же широкое присутствие России в Китае началось со строительства Китайско-Восточной железной дороги и города Харбина на границе XIX и XX веков.

Отвечая своему кузену, германскому кайзеру Вильгельму II, провозгласившему: "Будущее Германии - на морях", император Николай II утверждал: "Будущее России - в Азии".

Одним из вдохновителей этого разворота "от панславизма к панмонголизму" (выражение С.Ю. Витте) стал личный друг царя, собиратель буддийских древностей и знаток Дальнего Востока князь Э.Э. Ухтомский. Ухтомский утверждал, что близость России и Востока очевидна, а близость России и Европы навсегда останется проблемой:

Нужно уходить в глубь Азии. Там мы дома, там жатва давно нас ждет, но еще не пришли желанные жнецы... Для Российской державы нет другого исхода, как стать силой, объединяющей Запад с Востоком.

По русско-китайскому договору 1896 года Россия получила право на строительство железной дороги через полупустынную Маньчжурию, вотчину китайского императорского дома. Так начиналась история русской Маньчжурии, а вместе с ней и история КВЖД - стратегической магистрали, призванной приблизить Дальний Восток к Центральной России (Транссиб делает в этих местах крюк вдоль государственной границы на несколько тысяч километров).


Эспер Ухтомский в Монголии

Харбин

Выстроить город на середине пути, соединяющем несоединимые миры, - именно так воспринимали строители Харбина свою миссию. 28 мая 1898 года к пустынному берегу реки Сунгари причалил пароход "Благовещенск", и с его палуб спустились первые русские харбинцы. К 1903 году, когда закончилось строительство, Харбин отвечал всем европейским требованиям градостроительства и по уровню комфорта среди русских городов занимал одно из первых мест.

В Харбине существовало два центра: железнодорожный, возле вокзала, и торговый, у пристани. Вот как описывает главную торговую улицу, названную Китайской, писательница Л. Кравченко:

Китайская улица оказалась символом одной из основных ипостасей города - торговой... Подобие некоего нашего Кузнецкого моста или даже петербургского Невского проспекта в уменьшенном варианте - кирпичная вычурность фасадов с куполами завершия, с "маркизами" полотняными - над стеклом витрин, солидность "торговых домов и К" во всем национальном многообразии (от Петрова до Цхомелидзе-Митатадзе и Ипсиланти), и, конечно, кругло цокающая булыжная мостовая, что помнится многим...

Здесь можно было купить любой товар - не только ширпотреб из Парижа и Токио, но и редчайший китайский антиквариат, и старообрядческие образы, и ювелирные изделия работы русских, китайских и японских мастеров...

Главной достопримечательностей Харбина стала соборная площадь со знаменитым Свято-Николаевским храмом в центре. Полностью деревянный собор благодаря цвету его стен жители называли "шоколадным". По распространенной в Харбине легенде, храм рубили мастера на Вологодчине, перевозили по железной дороге, а потом уже заново собрали на Дальнем Востоке. В плане он имел форму креста, впереди была колокольня с шашечным покрытием и резной колоннадой в северорусском стиле. Судьба храма, как и многих русских церквей в ХХ веке, сложилась трагично. В ночь с 22 на 23 августа 1966 года его сожгли хунвейбины...


Реконструкция сожженного Свято-Николаевского храма на улицах современного Харбина

"Дикий Запад" на Востоке

Построенный в центре черноземной маньчжурской равнины, Харбин стал развиваться со сказочной скоростью. Харбинцы любили говорить об "американском размахе" своего города. Сюда со всех сторон приезжали коммерсанты, подрядчики, биржевые спекулянты. Как и на "диком Западе", за несколько месяцев создавались и лопались миллионные состояния. Игорные и увеселительные заведения развлекали победителей и утешали побежденных...

Писатель Всеволод Иванов вспоминал:

Харбин рос как на дрожжах, стремительно, на глазах, как растут тополя в Маньчжурии. За 20 лет вырос огромный, как Одесса, скороспелый город, развернулось много поселков на западе, на востоке и на юге по железной дороге.

К 1917 году здесь проживало уже больше 100 000 - люди всех народностей, населявших империю, и самого разного происхождения. Этот город никогда не воспринимал себя оторванным от России. Благодаря железной дороге "русский Китай" был просто промежуточной станцией между Читой и Владивостоком. Во Владивосток ездили "попить чаю у тети", в Читу - глянуть, как живется младшей сестренке.

Просится на язык: все оборвалось в 1917 году после большевистской Революции. Но Харбин, вероятно, единственный на свете русский город, для которого это высказывание не будет справедливым. Китайская граница спасла русскую Маньчжурию. После Гражданской войны сюда хлынули толпы русских людей (по некоторым источникам, через Китай прошло до миллиона человек). Относительно спокойно перейти границу на Дальнем Востоке можно было вплоть до второй половины 20-х годов, когда в Европейской России сделать это было уже немыслимо. И Харбин принимал всех...

В 20-х - начале 30-х годов здесь возник полноценный оазис русской жизни. Бушевали политические страсти (представлены были все - от левых до фашистов), работали школы и университеты, на харбинской сцене любили выступать Шаляпин и Вертинский...

Ситуация стала меняться к худшему только в начале 30-х годов, когда японцы вторглись в Маньчжурию и образовали марионеточное государство Маньчжоу - Го. Стал ограничиваться в правах русский язык, вводилась насильственная японизация. Многие образованные и обеспеченные люди предпочли уехать вглубь Китая, в Шанхай или Пекин, где их ожидал новый, куда более дальний исход.

И последний предел истории русского Харбина был положен приходом советских войск в 1945 году. 15 000 человек были насильно вывезены в СССР, большинство их них ожидала смерть в лагерях или под расстрелом. Десятки тысяч семей оказались разорены. Многие умирали в нищете, а остальным предстоял дальний путь - прочь из Китая.

Русский Шанхай

Вторым крупным центром русской культуры в Китае в первой половине XX века стал Шанхай. Но в отличие от Харбина, который всегда был по преимуществу русским, в крайнем случае, русско-китайским городом, многомиллионный (уже тогда) Шанхай оставался интернациональным центром: после Опийных войн русская речь мешалась с китайской, французской, немецкой, английской, португальской.

"Тридцатые годы. Европа в центре Азии. Блеск и нищета. Рай для авантюристов. Улицы красных фонарей. Рикши. Опиомокурильни. Дорогие автомобили. И всюду американцы, англичане, французы, русские… Смешение языков, традиций, культур, вер. Кого-то привели сюда деньги, кого-то – злая судьба", - рассказывают о русском Шанхае Лариса Черникова и Михаил Дроздов, русские шанхайцы, потомки эмигрантов первого поколения.


Николай Дроздов

…Расцвет русского Шанхая пришелся на середину 30-х годов. И, хотя русское население здесь было куда малочисленней, чем в Харбине, - всего несколько десятков тысяч человек - насыщенная культурная жизнь не прекращалась ни на минуту. Даже в первые годы Второй мировой войны Шанхай оставался оазисом спокойствия. Все оборвалось только в 1942-м, с обострением обстановки на Тихом океане. А к началу 50-х, с приходом коммунистов, последние русские, как и большинство иностранцев, покинули город.

В наше время, начиная с 90-х годов прошлого века, люди из России стали понемногу возвращаться туда. И хотя не все нынешние русские шанхайцы обосновались в мегаполисе на всю сознательную жизнь, общее число их, возможно, уже достигло предвоенного уровня. По крайней мере в Шанхае возрожден Русский клуб, который расположился в историческом особняке, принадлежавшем ему в начале века, работает множество представительств русский компаний, выходит несколько сетевых изданий на русском языке.

Александр Мальцев: русский в Китае

Если говорить о нашем присутствии в Китае в его максимальном, почти приближенном к идеалу выражении, то один из самых цельных таких образов - жизнь Александра Мальцева, 29-летнего русского человека из города Иркутска.


Александр Мальцев: сейчас и в десятилетнем возрасте в Чанчуне

В Китай он попал десятилетним мальчиком (в 1999-м) - родители рискнули послать его учиться по программе обмена в китайскую школу в город Чанчунь на северо-востоке страны. Он закончил школу, съездил домой и решил поступать в том же Чанчуне в Институт экономики Северо-Восточного университета. Сам Мальцев говорит так:

Родители выбрали для меня экономику, но я увлекался компьютерами.

В 16 лет Мальцев создал "Мегагазету" - собственное интернет-издание о жизни в Китае на русском языке (сейчас "Мегагазету" ведет его девушка Ольга, выпускница магистратуры Китайской академии искусств, у которой есть своя танцевальная группа и которая преподает на театральном факультете Шанхайского педагогического университета).

Уже через год, когда Мальцеву было 17, его "Мегагазета" взяла два первых места на фестивале "Лучшие блоги" в Берлине - в номинациях "Лучший блог на русском языке" и "Приз зрительских симпатий".

После университета Мальцев переехал в Шанхай - туда его пригласила крупнейшая китайская консалтинговая фирма. Он ведет форум "Восточное полушарие" о Китае и других странах Азии, разработал веб-сайты Русского клуба в Шанхае, Центра китаистов, Генерального консульства России в Шанхае и др.

Но этого мало. В 2014 году он переехал в Ханьчжоу и возглавил русское направление "АлиЭкспресса".

17 лет я живу в Китае и почти стал китайцем. Мне легко понимать как китайский менталитет, так и русский менталитет. Это позволяет мне чувствовать себя в китайском обществе как рыба в воде.

И еще он тренер по капоэйре. Его школа капоэйры - одна из лучших в Китае по этому виду единоборств. А Китай, как известно, знает толк в единоборствах.

Кажется, что в отдельной судьбе полностью реализовалась утопия Ван Зайчика о стране Ордусь.

Так вышло, что в конце прошлого года мне довелось участвовать в большом русско-китайском литературном фестивале, который проходил в Москве и Петербурге. Все дни, пока мы общались с китайскими писателями и поэтами, слушали их язык, их тексты, обсуждали самые разные темы - от экономики и политики до эстетики и кухни - я думал, что Китай, которого мы так опасаемся, его язык, стиль и уклад, гораздо ближе нам, чем кажется.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Проблема равномерного распределения политической власти, наличияи реального действия механизмов защиты от её узурпирования и связана с феноменом тоталитарных политических режимов

Китай в 1949 году, когда коммунисты пришли к власти, не был страной спокойствия и гармонии. Выливавшееся в резню насилие давно стало привычным средством управления страной, ее защиты и сведения счетов с соседями. Кровавые расправы с некоторыми слоями общества приняли размах неведомого Китаю геноцида против всей нации (даже монголы в XIII веке не пошли дальше северных провинций империи). Некоторые жестокости списывались на гражданскую войну (длившуюся уже 3 года), как, например, убийство пятисот жителей, большей части католиков, во время захвата маньчжурской деревни Шиванцзы. Когда в 1948 году коммунисты перешли в решительное наступление, они не торопились освобождать военнопленных, как делали раньше в пропагандистских целях. Не поместившиеся в тюрьмах сотни тысяч пленных стали первыми поселенцами новых исправительно-трудовых лагерей (лаодон гайцзао, или сокращенно лаогай), совмещавших перевоспитание заключенных и военные действия.

54. Тоталитаризм в ссср. Типологические черты

55. Художественные образы тоталитарной цивилизации ссср

56. Психологические особенности и место человека в мире в тоталитарном обществе ссср.

К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.

Теория войн Кваша Григорий Семенович

Глава 10 ТОТАЛИТАРНЫЙ КИТАЙ (1913–2057)

ТОТАЛИТАРНЫЙ КИТАЙ (1913–2057)

Китаю досталась менее жесткая участь, чем Японии – стать в оппозицию к Имперской России в более мирные времена, когда вторая Российская фаза, умывшись кровью, катилась к концу. Тем не менее Китаю уже удалось наделать множество Тоталитарных ошибок, особенно в самом начале своего Тоталитарного пути (при Мао). Да и сейчас, встав на путь процветания и экономического роста, Китай продолжает делать гигантские ошибки, ведущие его к неизбежному краху.

После подчинения Тибета, покорения Джунгарии и Кашгарии Цинское государство находилось в зените своего могущества (конец XVIII века). Став самым крупным и сильным государством Восточной Азии, Китай ощущал себя чуть ли не властелином всего мира. Но, как и полагается государству Востока, вывод из всего этого был восточный – закрываться (от «заморских варваров»). Китайским купцам не разрешалось строить большие корабли, плавать на иностранных судах, общаться с «заморскими варварами» и изучать их языки… Ну и т. д. Однако провал завоевательных войн против Мьянмы и Вьетнама вполне продемонстрировал постепенное загнивание маньчжурского режима. Начался регресс.

Третья фаза (1841–1877), несущая Восточному государству позор и упадок, началась с «опиумных войн». Далее Тайпинское восстание (1850–1864), а также восстание факельщиков (1852–1868). Государство было не в состоянии подавить эти восстания. Пришлось даже прибегать к поддержке англичан и французов (знакомая история по 1612 году). Война привела к огромному количеству жертв (от 20 до 30 миллионов человек).

Что касается искомого Экономического освобождения, то попытки реформ наподобие революции Мэйдзи совершались медленно и не торопясь. Гуансюй, «маньчжурский аристократ, усвоивший западную философию», выдвинул проект умеренных Ста дней реформ, но был отодвинут переворотом Цы Си.

Боксерское восстание 1901 года открыло Экономический период (1901–1913). Сначала восстание пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание.

И наконец, Синьхайская революция (1911) открыла новый цикл. На фоне стремительно убегающего вперед мира Китай очень сильно отставал. Особенно очевидно это было на фоне ошпаренной Тоталитаризмом Японии. Революция свергает Маньчжурскую династию и разрушает империю Цин. В результате серии восстаний страна фактически стала разваливаться на куски. После смерти Юань Шикая (1916) анархия усилилась еще больше. Наступила «эпоха милитаристов», период с 1916 по 1928 год. В 1925 году умирает великий Сунь Ятсен, начинается Политический период (1925–1937), который можно смело называть временем Гоминьдана, начавшего свой Северный поход (1926–1927). В результате республика была объединена в 1928 году именно Гоминьданом. Нанкинская декада – как раз это время (1927–1937).

Экономический период (1937–1949), как всегда на Востоке, время максимальной слабости и позора. Фактически, он весь уходит на гражданскую войну, которую датируют временем до 1950 года. Повсеместно процветает неслыханная коррупция, произвол, насилие; экономика и финансовая система страны фактически атрофированы. Все это ужасно, но для Востока, для его первой фазы это норма. Ничего Тоталитарного…

А вот неожиданная для всех активизация КПК в 1948 году, потеря ею своего миролюбивого характера и переход в контрнаступление – это уже то самое, что необходимо было найти. В начале 1949 году КПК фактически одерживает победу на всем континентальном Китае. Далее уже начинается Тоталитарная история Китая, то есть история Восточного государства, которое более не хочет замыкаться само в себе, не хочет далее отгораживаться от «варварских народов»; оно, как это разрешено только Империи, пытается руководить миром.

В Идеологический период (1949–1961) Китай, с одной стороны, вроде бы старательно срисовывает идеологическое устройство с ВКП(б) – КПСС, с другой стороны, начинает «фокусничать», ибо Тоталитарная бацилла уже заразила его Восточное тело. Например, пресловутый «Большой скачок» был типично Имперской затеей. Напомним, в Империи нет основы для планомерной коммерческой деятельности, ибо народ – идеолог. От этого, собственно, и происходят Идеологические проекты в экономике. Но на Востоке, где народ – коммерсант, такие действия совершенно излишни. В результате «Большой скачок» (1958–1960) обернулся катастрофой: следствием «Большого скачка» стала смерть от 20 до 40 миллионов человек, что сделало его крупнейшей социальной катастрофой XX века. Так, например, в 1958 году производство стали возросло на 45 процентов, а в 1959-м – еще на 30 процентов. Однако в 1961 году неэффективность малой металлургии стала очевидна, производство стали резко упало и вернулось к уровню 1958 года только в 1964 году. Кампания по уничтожению воробьев, глубокая запашка пшеницы… Но затем наступил голод, и в 1961 году «Большой скачок» в сельском хозяйстве пришлось приостановить. Уничтожение воробьев признали ошибочным и даже принялись завозить их обратно из Канады и СССР. Уничтожать, оказывается, надо было комаров, мух, крыс и постельных клопов.

Чисто идеологической выглядит кампания 1957 года: «Пусть расцветают сто цветов», дацзыбао, гласность, критика снизу… Но и эта кампания носит отчетливо уродливый характер и приводит к массовой травле интеллигенции (что нормально для второй фазы). После таких нелепостей неизбежно ухудшились отношения КНР и СССР.

С 1961 по 1973 год, оставив идеологические эксперименты, непотопляемый (вторая ведь фаза) Мао Цзэдун принялся за уничтожение своих соратников, ибо наступил Политический период. Доказать революционную обстановку 1959–1960 годов достаточно легко. Инспекционные поездки по стране Дэн Сяопина и Лю Шаоци (сменившего в 1959 году Мао Цзэдуна на посту главы государства) выявляют чудовищные последствия проводимой политики, вследствие чего большая часть членов ЦК более или менее открыто переходит на сторону «либералов». Раздаются завуалированные требования отставки председателя КПК. Вследствие этого Мао Цзэдун частично признает провал «Большого скачка» и даже намекает на свою вину. Сохраняя авторитет, он перестает на время активно вмешиваться в дела руководства страны, наблюдая со стороны, как Дэн и Лю проводят реалистичную политику, в корне расходящуюся с его собственными воззрениями, – распускают коммуны, допускают частное землевладение и элементы свободной торговли на селе, существенно ослабляют хватку цензуры. Но все это было временным отступлением. В 1965 году начинается пресловутая Культурная революция, которая под прикрытием идеологических лозунгов стала жестокой политической расправой. Свалив всю вину за провал «Большого скачка» на внутреннюю оппозицию и внешних врагов («ревизионистский» СССР во главе с Хрущевым), Мао открыл «огонь по штабам»… Студенты-хунвейбины («красногвардейцы») и рабочие-цзаофани («бунтари») бросились наводить порядок в стране. Что может быть лучшей иллюстрацией Тоталитарного безумия?

Во второй половине 1968 года армия взяла ситуацию в стране под контроль. Многие города пришлось брать штурмом. Город Гуйлинь штурмовали 30 тысяч солдат и бомбили напалмом, после чего были вырезаны все хунвейбины. Кампания по уничтожению взбунтовавшихся хунвейбинов продолжалась до 1976 года. Она сопровождалась массовыми казнями и зачистками городов и деревень. Большинство источников указывают на 100 миллионов пострадавших. Цзаофани и хунвейбины уничтожили значительную часть культурного наследия (древнекитайские памятники, книги, картины, храмы и т. д.). Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу Культурной революции.

При входе в Экономический период (1973–1985) Китай совершает резкий поворот в своей политике. Мао расправляется с Линь Бяо (официальный преемник) в 1971 году и начинает сближение с США. В 1972 году Китай посещает Никсон. Начинаются послабления в экономике. В 1976 году умирает Чжоу Эньлай, а следом и Мао Цзэдун. До конца второй фазы остается еще долгих 9 лет. Хуа Гофэн восстановил советскую модель промышленного планирования и партийного контроля. Но это устраивало не всех; Дэн Сяопин, отстранив Хуа Гофэна (1980), стал вводить элементы рыночной экономики. До начала катастрофической горбачевской перестройки оставалось еще 4 года. Так в вопросах экономики Тоталитарный двойник стал бежать впереди паровоза, что крайне важно (!) для иллюзии китайского превосходства над Россией.

Очень важно (и это отмечают многие эксперты): китайское экономическое преображение не было навязанным сверху (как в СССР при Горбачеве), а шло снизу (восточный народ-коммерсант). Верхи всего лишь подхватили реформы. Реформы включали в себя элементы планового, централизованного управления, осуществляемого профессионально подготовленными чиновниками, что отбросило практику массового управления, которая господствовала при Мао. В сельском хозяйстве большинство «народных коммун» было распущено, а крестьянство в основном перешло на семейный подряд. На втором этапе реформы (1984–1992) происходил демонтаж плановой системы и переход к рыночной экономике.

А вот что действительно надо было сделать сверху, так это создать теоретическое обоснование происходящего, примирить фактически рыночную капиталистическую экономику с коммунистическим политическим строем. Вот этим, по сути дела, и занимался Дэн в Идеологическом периоде (1985–1997) третьей фазы. Тут ему понадобилось максимум изворотливости, ведь «навешать лапшу» надо было древнему и очень крупному народу. Удалось это только благодаря тому, что Китай не просто государство Востока, а Тоталитарное, псевдоимперское и, стало быть, сильно температурящее государство.

Переломом, отделившим вторую фазу от третьей, можно, видимо, считать студенческие волнения и отстранение главного экономического реформатора Ху Яобана (1986). Завершался революционный вход в третью фазу разгоном митинга на площади Тяньаньмэнь. Стало ясно, что все ближайшие годы придется кушать винегрет из социалистической риторики и капиталистической экономики. Началась одна из самых уникальных афер в истории человечества. Цзян Цзэминь ничего принципиально нового не добавил. Его теория «трех представительств» из все того же рода винегретов; в партию была открыта дорога частным предпринимателям (какая издевка истории над Карлом Марксом!).

В 1997 году без лишних эксцессов Китай перешел в Политический период (1997–2009) третьей фазы. Идеология в целом была сформирована, оставалось переделить все политические полномочия, прежде чем начнется кризис экономики, в котором чудовищный рост экономики Китая (ВВП начиная с реформ конца 1970-х вырос в 6 раз!) покажет свою обратную сторону.

С 2009 года третья фаза вступила в жуткий период развала политической системы. Резерв, созданный мудростью Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, еще очень силен. Но достаточно прийти одному экспериментатору типа Горбачева или Гайдара, как карточный домик рассыплется. Притом что Китай не Империя и у него нет в тылу бесконечно терпеливого и мудрого народа-идеолога.

Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора Фортунатов Владимир Валентинович

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в. Основы для формирования тоталитарного политического режима были заложены в Советской России еще в период Гражданской войны. Государственная власть в тот период была сосредоточена в руках одной группы лиц (политической партии),

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

9.9. О названии «Китай». Почему современный Китай называется по-русски Китаем Вероятно, название КИТАЙ тесно связано со словом СКИФИЯ или СКИТИЯ (перехода Ф-Т из-за двоякого чтения фиты). Недаром в Москве до сих пор сохраняется древнее название КИТАЙ-ГОРОД. Так наши предки

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 7. Эпоха дредноутов автора Паркс Оскар

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

Из книги Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая автора Лависс Эрнест

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 11 ТОТАЛИТАРНЫЙ ИРАК (1933–2077) Ближний Восток в XX веке стал головной болью для всего мирового сообщества. Занятое мировыми войнами, человечество какое-то время не обращало внимания на «мелкие» ближневосточные проблемы. Но со временем эти проблемы становились все

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 15 автора Висковатов Александр Васильевич автора Вальцев Сергей Витальевич

Тоталитарный капитализм Мы часто можем столкнуться с критикой вещизма, диктатуры денег, алчности господствующего класса. Все это различные стороны одного явления, имя которому – тоталитарный капитализм. В чем же суть тоталитарного капитализма?Капиталистические страны

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

Может тоталитарный капитализм не так плох? Рассуждая о губительной сути тоталитарного капитализма, часто острие критики направляют на деньги, называя их самым худшим изобретением человечества, так, латиноамериканский романист, лауреат Нобелевской премии 1982 г.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 22. Июль 1912 - февраль 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Материалы Краковского совещания ЦК РСДРП с партийными работниками. 26 декабря 1912 г. – 1 января 1913 г. (8–14 января 1913 г.) 1. Первоначальный набросок резолюции «О думской с.-д. фракции» Не для публикования(?) 6 и 7: равенство представительства и гол.(?) выход из «Луча»…(?)

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович

Китай. Согласно проведённому исследованию, выяснилось, что у китайских детей самые лучшие в мире показатели в математических вычислениях, однако по способности к воображению они заняли первое место с конца, а по способности к творчеству пятое место, также с конца.

Об этом сообщил на прошедшем 4 августа в городе Ухане собрании, посвящённом качеству образования в стране и способностям выпускников, бывший ректор уханьского университета, чиновник министерства образования, известный в КНР учёный в области образования Лю Даоюй.

По результатам опроса, который провела американская организация по международной оценке образовательного прогресса в 21 стране, только 4,7% китайских школьников считают, что у них есть любознательность и воображение, а выработать в себе способность к творчеству хотят только 14,9% детей.

Среди авторов признанных несколькими научными сообществами в США 20 изобретений и открытий, которые повлияли на человечество в ХХ столетии, нет ни одного китайца. Однако каждый год более 2 тыс. китайцев получают в США докторские степени, что составляет наибольшее количество в этой стране среди неамериканских граждан.

Лю привёл пример двух стран, которые больше всего уделяют внимания домашнему воспитанию – Израиль и Китай. В Израиле детей учат самостоятельно учиться, как жить, без опёки родителей, а в Китае существует две крайности, либо родители чересчур балуют и опекают своих детей, либо слишком суровы к ним. В результате, среди обладателей Нобелевской премии мира есть около 10 израильтян и нет ни одного китайца, отмечает учёный.

Система образования в Китае построена на готовых ответах и зубрёжке, и не предполагает самостоятельного мышления

Бывший преподаватель пекинского педагогического университета, профессор психологии Сунь Яньцзюнь, который ныне проживает в США, считает, что система образования в КНР, которая построена на первостепенности экзаменов, сильно подавляет творческие способности учащихся.

« в КНР очень сильное. Система экзаменов, которые полностью определяют продвижение учащегося по ученической лестнице, построена так, что необходимо знать именно те ответы, которые предусмотрены в этой системе. От учащихся требуется только выучить правильный готовый ответ к экзаменационному билету и этого будет достаточно, чтобы перейти в следующий класс или на следующий курс. Такая среда не стимулирует их самим искать новые ответы на вопросы», – рассказал профессор радио «Свободная Азия».

В июле этого года ученик высшей школы города Уханя Ли Хунхао написал статью, в которой критиковал систему образования в КНР, и опубликовал её в своём блоге. За это его исключили из школы, что вызвало бурное обсуждение среди китайских блоггеров. В статье Ли привёл в качестве примера качества образования то, что некоторые из его соучеников, которые учатся на отлично, не знают, в каком районе Земного шара расположен Китай, а некоторые даже не знают, в какой стране находится провинция Ляонин.

В течение последних двух лет министерство образования КНР в нескольких районах опробовало специальную программу развития личности и расширенное обучение.

Психолог и специалист в области образования из провинции Шаньдун по фамилии Чжан считает, что без коренных изменений всей системы образования эта программа не даст положительных результатов.

«Сама эта программа хорошая, я видел их обучающие материалы. Однако, в городе Нанкине родители всё же предпочли перевести своих детей в обычные школы, так как на вступительных экзаменах в ВУЗы дети, обучавшиеся по специальной программе, показали не очень хорошие результаты», – говорит Чжан.

Специалисты также считают, что низкая способность к творчеству связана с тем, что в КНР из-за специфики политического строя, нет свободы мышления, и вся среда китайского общества подавляет само желание мыслить самостоятельно, и пытаться самому в чём-то разобраться.

В последнее время всё больше увеличивается число китайцев, выезжающих на учёбу в США. Американские преподаватели говорят, что китайские студенты очень прилежные, показывают хорошие результаты в учёбе, но им очень не хватает свободы мышления, к которой они не привыкли у себя в стране. Они не хотят сами думать над вопросами, а хотят просто заучить готовый ответ.

Профессор Сунь уверен, что способность к творчеству тесно связана с социальными факторами, в частности, со степенью свободы мышления в обществе.

«Свободное мышление является основой творческих способностей человека. Раньше, когда я в Пекине проводил семинары для преподавателей ВУЗов, я часто говорил им, что именно состояние китайского общества и система образования привели к тому, что китайцы не могут ничего создавать. В первую очередь, это связано с тем, что люди утратили свободу мышления», – говорит он.

В современном Китае, в отличие от древнего, главный упор делается на изучении естественных наук, таким образом мышление людей зацикливается на материальных благах. Они заняты только подсчётом мелких личных материальных выгод, что и развивает способности к математике. Но при этом у них совсем нет более высокой мудрости, они не задумываются о вопросах существования человека, как частицы Вселенной, и смысле жизни, как это делали предки, считает профессор.

Он также указал на то, что даже само стремительное развитие китайской экономики, о котором говорят во всём мире, опирается, в основном, на грубый физический труд, с помощью которого производится большое количество товаров, отправляемых на экспорт. Технических открытий в Китае практически нет. Китайцы известны во всём мире своей способностью копировать чужое и красть технологии у других стран. Всё это непосредственно связано с серьёзными проблемами в системе образования, а ещё больше, с политическим строем в стране.