Особенности американской дипломатии главный информации. Особенности американской дипломатии в кризисный период

Воздушность создается непривычными для нас пропорциями - высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте - 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.
Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.
Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.
Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из красного камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.

Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц.
Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.
Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.
Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине платформы помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.

Мавзолей Тадж–Махал в наши дни

Мавзолей Тадж-Махал - самое посещаемое место Индии. Тысячи туристов съезжаются сюда со всех уголков мира. Со всех четырех сторон мавзолея дежурят полицейские, которые зорко следят за всеми посетителями. Они охраняют вход на верхние площадки мавзолея (до того, как этот проход закрыли, десятки самоубийц прыгали с минаретов, чаще всего причиной была неразделенная любовь - символично, ведь Тадж-Махал еще называют «храмом любви»). Также полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней.
Необходимо отметить, что ученые серьезно обеспокоены будущим мавзолея. В октябре 2004 года двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает состояние реки Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Это связано с иссушением русла. Правительство Индии пообещало выделить достаточную сумму на проведение специальных работ.
Охранять этот памятник архитектуры бесспорно необходимо. Ведь это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Британский путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя отделочные работы продолжались вплоть до 1653 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Стены мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, но на заре становится розовым, а в лунную ночь - серебристым. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.

Считается, что даже Шах Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником, к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.

Рисунок 1- Схема Тадж-Махала

Усыпальница Мумтаз выстроена в строгих канонах исламской архитектуры. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. (На самом деле настоящей мечетью является только одна из них - та, что повернута к востоку, а второе строение известно как Jawab). Весь комплекс - это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 куполов, по бокам - две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею. Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Как уже говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии.

Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета, которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей. Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены назад - это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой сейсмически активной зоне?

Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.

К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры венчают своды арок над окнами. Недавно ученые обнародовали информацию, что амбициозный правитель, соревнуясь с Небесами, хотел возвести рай на земле, где находился бы трон Аллаха. Вот и на воротах сура из Корана, заканчивающаяся словами «войди в мой рай!». В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.

В центре мавзолея лежат останки императрицы и Шаха Джахана. Кенотафы окружены мраморной изгородью, которая искусно декорирована ажурным орнаментом и самоцветами. В тех гробницах, что расположены в погребальной камере на самом деле нет тел, они захоронены в склепах под ними. Находясь внутри усыпальницы, так легко представить себе, как некогда убитый горем правитель проливал слезы над могилой жены. И в те далекие времена лучи солнца также как и сейчас озаряли саркофаг Мумтаз, и исходящий свет ласкал лицо и руки скорбящего мужа, словно нежные прикосновения пальцев его возлюбленной королевны. Лишь голос муллы, читающего суры из Корана, гулко отдаваясь эхом, рассекал тишину, тишину и покой нашедшей здесь последнее пристанище «луналикой девы»…

Рисунок 2- Строительство Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад, сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж-Махала.

Достойное обрамление Тадж-Махалу - великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров, имеющий четкую планировку. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Возможно, именно здесь приложили свои умения приглашенные европейские мастера. В центре огромного сада расположен бассейн, разделяющий комплекс на четыре части, которые, в свою очередь, также делятся на равные секции. Весь комплекс на две половины делит оросительный канал, протянувшийся через всю территорию сада. К минаретам Тадж-Махала ведут дорожки, выложенные плиткой. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Таким образом, сад повторяет причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии.

Прошло 23 года как не стало Мумтаз-Махал. Могущественный Шах Джахан пытался забыться и в ласках гарема, и в военных походах, но так и не смог. Он часто приезжал в Агру, и долго, не отрываясь, глядел на величественный памятник своей Любви. Он и назвал его созвучно с именем потерянной жены - Тадж-Махал. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шах Джахан сильно заболел. Между его детьми от персидской принцессы и от Мумтаз-Махал началась борьба за трон. Не самый старший, но поддерживаемый мощными мусульманскими кланами Индии, принц Аурангзеб захватил власть. Однако болезнь отца отступила. И тогда Аурангзеб вынужден был заключить родителя в крепость Агры, мотивировав это тем, что безумные проекты родителя разоряют страну. История повторяется, ведь когда-то сам Джахан пришел к власти через братоубийство. Но, вопреки легенде, Шах Джахан долгие годы смотрел на Тадж-Махал не через решетки. Он был заключенным и не покидал пределов крепости. Но там ему оказывались все почести. К тому же, с ним постоянно находилась его младшая любимая дочь Джаханара. Именно она настояла, чтобы отца похоронили рядом стой, кого он так любил.

В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал в индийском городе Агра, где в XVI–XVII веках находилась резиденция Великих Монголов (1525–1858 гг.) – падишахов Индии и Афганистана.

Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворённой красотой, восторженные путешественники назвали «восьмым чудом света». Стоящий у края реки Джамна, охваченный светом и воздухом, беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.

Для мусульманина – изобилующий водой и растениями земной уголок, где покой природы наполняет душу человека безмятежностью и умиротворением, где истинные верующие, оставившие иллюзорный мир «жизни ближайшей», находят упокоение в ожидании Судного дня и Жизни вечной в «обители мира», где «Господь радует их Своей милостью и благоволением, и садами, где для них пребывающая благодать » (смысл, Коран 10:24–25; 9:21).

Лучшее и наиболее чистое (в духовном смысле) место в Райских Садах (джанна) называют по-арабски равдат аль-джаннат, и земная равда служит его своеобразной метафорой. Непревзойдённый по размаху и великолепию мемориально-культовый ансамбль Тадж-Махала ещё его современники признали самым совершенным выражением этой метафоры. Мухаммад Салих (умер после 1660 г.), придворный историк Великих Моголов, автор «Шах-Джахан-наме» – жизнеописания императора Шах-Джахана (1628-1657 гг.), характеризовал равду Тадж-Махала как «сад, имеющий все признаки Рая » и «не имеющий на земле равных по новизне плана и по просторности».

Ансамбль Тадж-Махала стал подлинной жемчужиной в венце великолепных садово-парковых ансамблей, созданных могольскими императорами со времён основателя династии Великих Моголов – Захира ад-Дина Бабура (1526–1530 гг.).

Потомок эмира Тимура в пятом поколении, выходец из Ферганы, где его отец владел небольшим княжеством, Бабур унаследовал от Тимуридов живой интерес к устройству великолепных парков с цветниками, рощами, зелёными эспланадами, дворцами и беседками. Страстное увлечение Бабура искусством садов и зодчеством передалось его преемникам.

Инициатор создания прославленного мемориала в Агре – император Шах-Джахан, возможно, сам был архитектором. В юности, ещё принцем, он руководил в Кашмире разбивкой садов для своего отца императора Джахангира, а в Кабуле – работами по возведению новых зданий в загородном саду Баги Бабур, месте погребения султана Бабура. Предполагают, что Шах-Джахан лично участвовал в возведении в этом саду маленькой мраморной мечети, носящей его имя.

Так или иначе, но идея проекта грандиозного ансамбля мавзолея Тадж-Махал, построенного между 1632 и 1654 гг., принадлежит ему, и вызвана была утратой горячо любимой им жены Мумтаз-Махал – Свет Дворца, которая умерла летом 1631 г. при рождении их четырнадцатого ребёнка. Остаётся лишь удивляться тому, что монарх, известный жестокостью, оказался способным на такую возвышенную любовь, подвигшую его на создание мемориально-культового ансамбля поистине космических масштабов.

По замыслу императора, невиданный по грандиозности мемориал с мавзолеями, мечетями, караван-сараями для паломников, дворцом для гостей, жилищами служителей и погребальным садом должен был состоять из двух комплексов, разделённых рекой, но связанных мостом.

Один из них – великолепный архитектурно-парковый комплекс – развернулся вокруг величественного мавзолея Мумтаз-Махал, одетого в белый мрамор. Сохранившийся до наших дней, этот комплекс известен нам как Тадж-Махал. Вторую часть проекта, которой не суждено было осуществиться, должен был составить комплекс Шах-Джахана с монументальной усыпальницей, полностью облицованной чёрным мрамором.

В истории исламской архитектуры Тадж-Махал – единственный пример создания парадного мемориально-культового ансамбля не с целью почитания источающей благодать святой могилы, не с тем, чтобы освятить, прославить и увековечить имя мусульманского монарха – но с тем, чтобы воплотить в нетленном образе память о прекрасной и добродетельной возлюбленной.

Территория ансамбля представляет собой обведённый стенами из красного песчаника прямоугольник, вытянутый с юга на север, в сторону реки Джамны. Южную часть прямоугольника с воротами в центре южной стены занимает передний двор с караван-сараем. Средний, квадратный участок комплекса, отведён под регулярный сад чахар-баг, разделённый на четыре квадрата проложенными крест-накрест под центральным водоёмом каналами-осями в обрамлении обсаженных деревьями дорожек-аллей.

Отражающийся в зеркале наполненного до краёв водоёма беломраморный мавзолей, поднятый на высокую квадратную платформу со стороной 95,4 м, стоит на противоположном монументальным входным воротам северном конце центральной оси.

На западном конце поперечной оси мавзолея к нему обращена поминальная мечеть из красного песчаника с куполами из белого мрамора. Симметрично с востока поставлено здание дворца для гостей, по форме подобное мечети.

Мавзолей, коронованный пятью куполами, поражает величиной здания и соразмерностью всех частей. В маковке главного купола, венчающего объём в форме куба со срезанными углами, гигантская усыпальница достигает в высоту 74 метров. Огромную главу, подобную закрытому бутону лотоса, прильнув к ней, венцом окружают четыре малых купола, вознесённые над сквозными арочными павильонами-беседками и потому кажущиеся лёгкими, почти парящими. Верхние углы мавзолея отмечены тоненькими, словно свечи, высокими башенками с шапочками-куполками, придающими зданию праздничную торжественность и нарядность. Четыре минарета на углах платформы завершены фонарями той же формы, что и павильоны на крыше.

Здание абсолютно симметрично, его фасады без изменений повторяют друг друга: большой сводчатый айван, помещённый в центре парадного входа – пештака, обрамлён двухъярусными нишами, эхом отзывающимися в нишах на срезающих углы куба гранях. Большая, изящно изогнутая и заострённая кверху арка и подобного рисунка купол, увенчанный шпилем, служат и лейтмотивом декоративного убранства, и модулем конструкции здания, органично соединяющего черты исламского зодчества с элементами индуистской архитектуры.

Внутренняя планировка мавзолея далека от привычной композиции мусульманских усыпальниц. Его план (квадрат с усечёнными углами, приближённый по форме к правильному восьмиугольнику) больше похож на мандалу – индуистскую геометрическую схему структуры Вселенной. Центр здания занимает расположенное под большим куполом восьмиугольное помещение со стоящими рядом кенотафами – парадными ложными саркофагами царицы Мумтаз-Махал и императора Шах-Джахана. В угловые зоны под малыми куполами вписаны такие же восьмиугольные залы, соединённые с усыпальницей узкими коридорами-лучами.

Проходы, соединяющие все четыре портала с угловыми залами и усыпальницей, точно устроены на осях координат. В построении арок и куполов, в рисунке повторяющегося многогранного купольного павильона-беседки узнаются формы, более близкие традиционному искусству Индии, чем архитектуре стран Ислама. Между тем, по некоторым сведениям, в проектировании мавзолея принимали участие выходцы из прославленных художественных центров мусульманского Востока – Герата и Шираза.

Официальные документы того времени, почтительно указывая имена и титулы высших чиновников, не называют имени архитектора Тадж-Махала. Полагают, что им был упомянутый в одной забытой старинной рукописи, обнародованной лишь в ХХ в., прославленный инженер-строитель устаз Ахмад Лахори (родился между 1570 и 1575 гг., умер в 1647 г.). Астроном, геометр и математик, он родился в семье выходцев из Хорасана и вырос в Герате, хранившем традиции культуры эпохи Тимуридов. В правление падишаха Джахангира устаз Ахмад перебрался в Лахор (отсюда и его нисба – Лахори), где и приобрёл славу великого зодчего, получившего в награду за проекты почётное имя Надир аль-Аср – Редкость эпохи.

Так или иначе, но создатели ансамбля были превосходными математиками, конструкторами и дизайнерами, что объясняет уникальную красоту пропорций, гармоничность и лёгкость, почти воздушность архитектуры Тадж-Махала. Фасады – с изысканно строгой чередой прямых и изогнутых линий, классическим равновесием плоскостей и мягко округлых объёмов, изменчивой игрой света и тени, живым откликом мрамора на смены освещения в течение дня и ночи, в солнце и в непогоду – не нуждались в пышном декоре.

Архитекторы ограничились введением в тимпаны портальных арок тонкой, будто начертанной пером растительной арабески, инкрустированной самоцветами, обрамлением ниш прямыми лентами чёрных надписей и отделкой цоколя помещёнными внутри инкрустированного узорного бордюра мраморными рельефами с мотивом цветущего розового куста. Оформление интерьера изображениями цветущих растений и арабесок, набранных пластинками полудрагоценных камней (яшмы, сердолика, лазурита, бирюзы), выглядит разнообразнее и богаче благодаря ажурной золотой ограде вокруг надгробий и решёткам входных арок и окон. Сочащийся сквозь решётки свет и блики золота волшебно преобразуют высокий мраморный зал в подобие дворца из слоновой кости.

Тадж-Махал не только служит венцом императорского мемориала. Это прекрасное, единственное в своём роде сооружение триумфально завершает историю архитектуры средневековых мусульманских мавзолеев.

Шедевр искусства Великих Моголов, в своей великолепной форме мавзолей Тадж-Махал органично соединил художественный опыт двух цивилизаций – исламского мира и Индии.

Тадж-Махал является памятником архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей третьей жене, Мумтаз Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал расположен в западной части штата Уттар-Прадеш, Индия, и представлен целым архитектурным комплексом, а не только всем известным мраморным мавзолеем. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана - главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) - один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи - строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) - как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) - контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора - отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели - главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) - главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) - главный управляющий.

Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала.

Архитектурный стиль Тадж-Махала включает и расширяет строительные традиции ислама, Персии, Индии и Великих Моголов (хотя современные исследования архитектуры этого памятника указывает на французское влияние, особенно в интерьере). Общий дизайн основывается на архитектуре серии зданий Тимуридов и Моголов, среди которых Гур-Эмир (могила Тамерлана), Итимад-Уд-Даула (I’timād-ud-Daulah) и Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели. Под покровительством Шах-Джахана, архитектурный стиль Моголов достиг нового уровня. До строительства Тадж-Махала основным строительным материалом был красный песчаник, но император способствовал использованию белого мрамора и полудрагоценных камней.

Гробница Итимад-Уд-Даула (1622-1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

План Тадж-Махала:

1. Сад Лунный свет 2. Река Ямуна 3. Минареты 4. Мавзолей - мечеть 6. Гостевой дом (Jawab) 7. Сад (Charbagh) 8. Великие ворота (безопасный доступ) 9. Внешние Двор 10. Базар (Тадж Ганжи)

Сад «Лунный свет».

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку Ямуна, есть еще один сад, относящийся к комплексу. Он выполнен в характерном для Агры стиле, и является одним целым вместе с набережной с северной стороны реки. Ширина сада идентична ширине основной части комплекса. Весь дизайн сада ориентирован на его центр, которым является большой восьмиугольный бассейн, служащий своеобразным зеркалом для Тадж-Махала. Со времен великих моголов сад пережил многочисленные наводнения, которые опустошили большую его часть. От четырех башен из песчаника расположенных в пограничных углах сада, сохранилась лишь одна расположенная в юго-восточной части. Есть останки двух зданий, расположенных на северной и южной части сада, и предполагается, что это садовые постройки. На северной стороне, был водопад, который вливается в бассейн. Подача воды происходит от акведуков на западной стороне.

Мавзолей.

В центре внимания и основным элементом комплекса Тадж-Махал является мавзолей из белого мрамора высотой 68 метров. Он расположен на возвышении квадратной формы со стороной 100 метров, в высоту около 7 метров. В четырех углах этой площади размещены четыре минарета. Мавзолей был построен в соответствии со строгими правилами симметрии, и представляет собой квадрат со стороной 56,6 метров, с срезанными углами, в которых размещены арочные ниши. Сооружение является почти идеально симметричным относительно четырех осей, и состоит из нескольких этажей: подвальный этаж с настоящими могилами Шаха-Джахана и Мумтаз, основной этаж, который содержит идентичные кенотафы могил внизу, и террасы на крыше.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Шпиль: его высота составляет 10 метров, изначально был построен из золота, но после разграбления британскими колонизаторами, был заменен бронзовой копией. Лотос: резные контуры в верхней части купола, в виде лотоса. Основной купол: так же называемый “amrud”, высота 75 метров. Барабан: цилиндрическое основание купола. Гульдаста: декоративные шпили по краям стен. Дополнительные купола (Chatri): возвышения над балконами в виде небольших куполов. Обрамление: закрытие панели на арках. Каллиграфия: Стилизованные стихи Корана над главной аркой. Ниши: в четырех углах мавзолея имеются шесть ниш, расположенных на двух уровнях. Панели: декоративные панели, обрамляющие основные стены.

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.


Толщина стен мавзолея составляет 4 метра. Основным строительным материалом является красный песчаник и кирпич. Из мрамора же, по сути, выполнен небольшой наружный слой толщиной всего в 15 сантиметров.

Иерархическая последовательность всего комплекса в итоге сходиться в основном зале, содержащей кенотафы Шаха-Джахана и Мумтаз Махал. Кенотаф Мумтаз установлен в геометрическом центре здания. Окружает кенотафы восьмиугольная ширма, состоящая из восьми мраморных панелей с замысловатой резьбой. Внутренняя отделка выполнена полностью из мрамора, и украшена драгоценными камнями, расположенными концентрическими восьмиугольниками. Такое расположение характерно исламской и индийской культуре, которым важна духовная и астрологическая тематика. Стены изнутри обильно украшены цветами растений, письменами и орнаментом, символизирующими воскрешение в Райском саду.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Мечеть и гостевой дом (Jawab).

С западной и восточной стороны от мавзолея, фасадами к нему расположены мечеть и гостевой дом (Jawab - переводиться как «ответ», считается, что это здание было построено для симметрии с мечетью, и использовалось как дом для гостей), размерами 56×23 метра и 20 метров в высоту. В отличие от мавзолея, построенного из белого мрамора, эти сооружения возведены из красного песчаника, но распложены на той же возвышенности что и мавзолей с минаретами. Завершают эти постройки 3 купола, где центральный купол немного больше остальных, и 4 восьмигранных башни по углам. Перед каждым из двух зданий находится резервуар с водой: перед мечетью вода необходима для ритуала омовения.


Правда есть и некоторые различия между этими двумя зданиями. Например в мечети есть ниша, указывающей направление на Мекку (михраб), в гостевом доме ее нет. Еще одним различием является то, как выполнены полы в этих зданиях, если в мечети пол был выложен в виде очертаний 569 молитвенных ковриков, то в гостевом доме на полу находятся письмена цитирующие Коран.

Минареты.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.


Они были разработаны в качестве действующих минаретов, традиционным элементом мечетей. Каждый минарет фактически делится на три равные части двумя рядами балконов. В верхней части башни проходит еще один ряд балконов, а завершает конструкцию купол, подобный тем, что установлены на мавзолее. На всех куполах одни и те же декоративные элементы в виде лотоса и позолоченного шпиля. Внутри каждого минарета, во всю его длину, проходит большая спиральная лестница.

Сад.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Чтобы исправить тот факт, что мавзолей находится в северной части сада, а не в его центре, на пересечении двух каналов (в центре сада и всего комплекса) был помещен бассейн, который отражает образ мавзолея. На южной стороне бассейна, по центру установлена скамейка: это приглашение посетителю, полюбоваться всем комплексом с идеальной обзорной точки.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай - это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Большинство садов времени Великих Моголов имели прямоугольную форму с могилой или павильоном в центре. Архитектурный комплекс Тадж-Махал необычен тем, что главный элемент (мавзолей) расположен в конце сада. С открытием сада «Лунный свет» на другой стороне реки Ямуны, Археологическое управление Индии стало интерпретировать это так, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек Рая. Сходство в планировке сада и его архитектурных особенностей с Садами Шалимара (Shalimar Gardens) позволяет предположить, что они, возможно, были разработаны тем же архитектором, Али Мардан.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Шах-Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Великие ворота.

Великие врата имеют особое значение в исламской архитектуре: они символизируют собой точку перехода между суетой и шумом внешнего материального мира и мира духовного, где царит спокойствие и духовное умиротворение.

Великие ворота довольно таки большое сооружение (41 на 34 метра и 23 метра в высоту), разделенное на три этажа, построенного из красного песчаника и мрамора. Вход имеет форму остроконечной арки, которая находится в центре сооружения. Ворота, как и все остальные части комплекса, сконструированы таким образом, чтобы быть симметричными. Высота ворот составляет ровно половину высоты мавзолея.

Сверху великие ворота увенчаны 22-я малыми куполами, расположенными в два ряда вдоль внутреннего и внешнего края ворот. В каждом из четырех углов сооружения установлены большие башни, таким образом, повторяя архитектуру мавзолея. Великие ворота украшены цитатами из Корана, нанесенными в тщательно выбранных местах.

Внутренний двор.

Внутренний двор (Dzilauhana) - что буквально означает переднюю часть дома. Он служил в качестве места, где посетители могли оставить своих лошадей или слонов перед входом в главную часть комплекса. Две уменьшенные копии главного мавзолея расположены в южных углах двора. Они расположены на небольшой платформе, подняться на которую можно по лестнице. На сегодняшний день не ясно, кто похоронен в этих могилах, но известно, что это женщины. В северных углах двора построены два небольших здания, они служили жильем для посетителей мавзолея и верующих. Эти сооружения были разрушены в 18 веке, но в начале 20 века их восстановили, после чего (до 2003 года) здание на востоке служило в качестве места для садовника, а западное как сарай.

Базар (Тадж Ганжи).

Базар (рынок) был построен как часть комплекса, изначально использовался для жилья работников, а затем в качестве места для хранения припасов и пространства, которое дополняет весь архитектурный ансамбль. Территория базара была небольшим городом во время строительства Тадж-Махала. Первоначально он был известен под именем Мумтазабад (Mumtazabad - город Мумтаз), а теперь называется Тадж Ганжи.

После строительства, Тадж Ганжи стал частым городом и центром экономической активности города Агра, сюда попадали товары со всех частей империи и мира. Область рынка постоянно изменялась, и после строительства в 19 веке, он перестал соответствовать оригинальному замыслу строителей. Большая часть древних зданий и построек была снесена или перестроена.

Другие постройки.

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окружен стеной из красного песчаника, а с четвертой стороны находиться набережная и река Ямуна. За стенами комплекса были построены дополнительные мавзолеи для других жен Шаха-Джахана, и мавзолей побольше для любимой горничной Мумтаз.


Водоснабжение.

Архитекторы Тадж-Махала снабдили комплекс сложной системой труб. Вода поступает из близлежащей реки Ямуна через систему подземных труб. Для того, чтобы набрать воду из реки использовали канатно-веревочную систему с ведрами, приводимую в движение несколькими волами.

В целях обеспечения необходимого давления в системе труб основной резервуар был поднят на высоту 9,5 метров, а для выравнивания давления по всей площади комплекса были использованы еще 3 дополнительных резервуара, находящихся в разных частях комплекса. Для того чтобы подвести воду ко всем частям памятника были использованы терракотовые трубы диаметром 0,25 метра, которые были закопаны на глубину 1,8 метра.

Оригинальная система труб по-прежнему присутствует и используется, доказывая мастерство строителей которые смогли создать систему, проработавшую почти 500 лет без необходимого технического обслуживания. Правда стоит отметить, что некоторые подземные водопроводные трубы все же были заменены в 1903 году, на новые трубы из чугуна.

Угрозы

В 1942 году для защиты Тадж-Махала от нападения Германии люфтваффе и позже японских ВВС по приказу правительства были возведены защитные леса. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах.

Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов.

Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница может рухнуть в течение пяти лет.

История Тадж-Махала.

Период правления Моголов (1632 - 1858 год)

Сразу после строительства Тадж-Махала, собственный сын Шаха-Джахана Аурангзеб помещает его под домашний арест. Когда Шах-Джахан умер, Аурангзеб похоронил его рядом с его женой внутри Тадж-Махала. Комплекс чист и за ним хорошо ухаживают почти сто лет, финансируются работы за счет налогов с рынка и богатой королевской казны. В середине 18 века расходы на содержание комплекса значительно снижаются, в результате за комплексом почти не ухаживают.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы, до смерти, печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого его сын - Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Тадж-Махала) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Британский период (1858-м-1947th)

Во время индийского восстания 1857 Тадж-Махал был разорен британскими солдатами и офицерами. В конце 19-го века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации.

Современный период (1947th -)

Во время войн между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах Тадж-Махал также окружали защитными лесами. Позже появились угрозы от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, и в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов. 1983 году Тадж-Махал был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал - храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) - 57 км, Дели (Delhi) - 204 км, Джайпур (Jaipur) - 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) - 400 км, Лакхнау (Lucknow) - 369 км

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.