Обретение независимости камбоджи режим пол пота. Переселение людей из городов в деревни

mysea в Я тебя замучию, как Пол Пот Кампучию

На самом деле, пост мрачный. Вот Пол Пот. Закончил католическую школу, учился в Париже. Увлёкся учением великого кормчего Мао

Вернувшись в Камбоджу и получив власть, стал наводить в стране свой адский порядок. В апреле 1975 года режим «красных кхмеров» пришел к власти в Камбодже. В стране началось построение «стопроцентного коммунистического общества», что слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая свою концепцию камбоджийской революции, использовали марксистскую теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и всех врагов революции. Пол Пот установил в камбоджийском королевстве коммунистическую диктатуру аграрного толка, запретив иностранные языки, религии и валюты. «Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в январе 1976 года провозгласили новую конституцию. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Но вся власть сосредоточилась в руках премьер-министра страны, лидера и идеолога «красных кхмеров» Пол Пота. Настоящее имя этого камбоджийского политика – Салот Сар. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы, а с 1976-ого использовал его постоянно. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного»


Униформа красных кхмеров

15 июля 1979 года в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершённый лидерами красных кхмеров. Спустя два месяца, 19 августа, Народно-революционный трибунал признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества


Могила Пол Пота

На могиле Пол Пота, который умер в 1998 году, до сих пор масса паломников, венков, поминальных свечей. Есть камбоджийцы, которые до сих пор считают, что Пол Пот хотел как лучше, а получилось не совсем то, что он задумывал. Его идеи в провинции во многом сильны до сих пор, и до сих пор в джунглях существуют отряды "красных кхмеров".

Французский Индокитай приказал долго жить в 1954 году: соблюдая международные договоренности, Франция ушла с индокитайского полуострова. Так на карте мира возникли новые самостоятельные государства: Лаос, Камбоджа и два Вьетнама. После этого на полуострове начались интересные времена, в эпоху которых, как известно, не пожелаешь жить никому.

Вьетнам и Лаос тоже отличились всемерно, но все-таки пальму первенства заслуженно получает Камбоджа, она же Кампучия, - за красных кхмеров и за месье Пол Пота лично. Ни один другой режим за всю человеческую историю, видимо, не уничтожил в столь сжатые сроки столько своего населения: за четыре года правления Пол Пот истребил каждого седьмого камбоджийца. И ни один другой режим мира не был столь алогичен и столь явно ненормален.

Брат номер один


На самом деле его звали не Пол Потом (камбоджийцы вообще редко называют своих детей Полами, им гораздо больше нравятся имена типа Кхтьау или Тьомраын). Будущего сотрясателя страны звали Салот Сар, и, как у многих диктаторов, его происхождение темно и запутанно. По одной из версий, он вообще племянник царедворца и чуть ли не королевских кровей. Сам он любил описывать тяготы своего нищего крестьянского детства под гнетом проклятых империалистов. Но правы, вероятнее всего, основные биографы Пол Пота - австралийский исследователь Бен Кирнан и американский историк Дэвид Чендлер, которые, перетряся доказанные факты родословной нашего героя, сочли, что на самом деле он принадлежал к зажиточной полусельской, получиновнической семье, причем его сестры - родная и двоюродная - были придворными танцовщицами и королевскими наложницами (коих, впрочем, во дворце находилось множество).

Надо отдать биографам должное: они занимались поистине детективной работой, ибо Пол Пот настолько избегал всякой публичности, что первый год его правления фактически никто в Кампучии, не говоря уже о внешнем мире, не знал, кто скрывается под именем Брат номер один, - он ухитрился захватить страну инкогнито. Прозвище Пол Пот, взятое им за десять лет до того, по свидетельству некоторых уцелевших бывших соратников, было сокращением французского «politique potentielle» («могучий политик») и являлось одной из форм термина «вождь». Лишь на втором году правления Пол Пота нечеткий фотоснимок, попавший в западную печать, позволил установить, что палачом Камбоджи является добродетельный и скромный школьный учитель Салот Сар, которого опознали его бывшие соратники по Коммунистической партии Индокитая.

Исходя из предпосылки, что любое зверство человека есть результат пережитых потрясений в детстве, историки ужасно хотели найти свидетельства того, что Пол Пот - невинная жертва обстоятельств, игрушка в руках судьбы, превратившая доброго мальчика в страшное чучело. Но все выжившие знакомые и родные Пол Пота хором уверяли, что это был милый и тихий ребенок, которого любили родные, который получил весьма приличное образование на государственную стипендию и который меньше всего на свете походил на несчастное оборванное дитя третьего мира. Да, во французском колледже его заставляли говорить по-французски и играть на скрипке, но следов других империалистических истязаний в жизни Пол Пота обнаружить не удалось.

В 1947 году он уехал учиться в Париж, стал там убежденным антизападником, вступил в Коммунистическую партию Франции и даже напечатал пару статей об угнетенности рабочих, но по-прежнему оставался ровным, доброжелательным и приятным в общении юношей без особых амбиций и без особых же талантов. А вернувшись домой, он стал активно сотрудничать с местными коммунистами, работая в то же время учителем в лицее, - до тех пор, пока в стране не развернулась полномасштабная война.

Гражданская война в Камбодже


Сейчас будет очень интересно. Тот, кто сумеет уследить за логикой происходящего до конца, получит бонус. В 1954 году, после освобождения от французского протектората, Камбоджа получила статус нейтральной страны с более или менее конституционной монархией. К власти пришел законный наследник, принц Сианук, выбранный государственным советом из числа возможных претендентов, коих при таком изобилии наложниц, сам понимаешь, во дворцах всегда хватало. Принц не был коммунистом, но имел, надо признаться, весьма схожие с коммунистами убеждения. Он хотел всячески дружить с Китаем, помогать Северному, просоветскому, Вьетнаму сражаться с Южным, империалистическим. Заодно Камбоджа разорвала дипотношения с главными империалистами мира - США, после того как американцы немножко пошастали за их границу, выясняя отношения с вьетконговцами*.

*

Примечание Phacochoerus"a Фунтика : «Вьетконговцами называли боевые отряды южновьетнамских коммунистов, которые, сотрудничая с войсками Северного Вьетнама, все же соблюдали определенную автономность. Если в статье иногда встречаются одни «вьетконговцы» или одни «северные вьетнамцы», то считай, что автор просто ленится всегда упоминать их вместе ».

14 лет - средний возраст бойцов армии красных кхмеров

3 000 000 из 8 000 000 жителей Камбоджи сразу были лишены гражданских прав

1 500 000 кампучийцев погибли за четыре года правления красных кхмеров

2 500 000 человек должны были покинуть все города в 24 часа

20 000 фотографий узников тюрьмы Туол-Сленг стали основой Музея геноцида

16.04.1998 биология и история сообща покончили с Пол Потом

Американцы извинились и категорически запретили своим солдатам даже приближаться к камбоджийским границам. Взамен принц Сианук широким жестом разрешил вьетконговцам и войскам Северного Вьетнама проходить по камбоджийским территориям и устраивать там базы. О чем принц Сианук думал в тот момент, одним буддам известно, так как даже не очень интеллектуальный пятиклассник мог бы предсказать дальнейшее развитие событий. Какое-то время коммунисты Вьетнама играли в игру «я в домике».

Они атаковали южновьетнамские войска, после чего тикали в Камбоджу, на границе которой их преследователи были вынуждены останавливаться и жалобно глядеть на веселые дымки над очагами вьетконговских баз. Надо сказать, что местное население не было в восторге от бегающих по их стране вьетнамских солдат. Кроме того, им очень не нравилось, что Сианук считал возможным посылать своих солдат отбирать у крестьян зерно (точнее, насильно выкупать его за копейки). Неудивительно, что собственное коммунистическое подполье Камбоджи стало пользоваться огромной поддержкой начинавших голодать крестьян. Самая крупная из таких организаций называлась «Красные кхмеры», и руководил ею милый школьный учитель по кличке Пол Пот. Да, он так и не стал ярким лидером и гением, за которым пошли бы серьезные зрелые революционеры, зато он умел хорошо работать с детьми. Под свое крыло он, как и положено учителю, принимал юношество: в красные кхмеры набирали крестьянских подростков 11-12 лет, а сам Пол Пот неоднократно говорил, что для блага Кампучии надо было бы убить всех, кто старше четырнадцати, так как только новое поколение способно создать новую идеальную страну.

Народные восстания и террористические вылазки красных кхмеров заставили принца Сианука немного очнуться и оценить положение дел во вверенных ему землях. А в стране шла - будем называть вещи своими именами - гражданская война. Красные кхмеры брали под контроль поселения и совершали налеты на правительственные организации. Вьетконговцы чувствовали тут себя как дома и брали что хотели, в том числе угоняли крестьян воевать в своих рядах. Крестьяне бежали от всей этой красотищи в города, начинался качественный голод... И тогда принц Сианук кинулся за помощью к США. Отношения были восстановлены, Штаты провели бомбардировку районов, в которых находились вьетконговские и северовьетнамские базы. Но официально просить американцев о помощи в гражданской войне Сианук все же не решился: мешали политические убеждения. Тогда принца быстро свергли его министры во главе с премьер-министром Лон Нолом, который потребовал от северных вьетнамцев в 72 часа вывести войска с территории Камбоджи.

Северные вьетнамцы высказались примерно в том духе, что а не пошел бы ты, любезный, топиться в Меконге. Тогда Лон Нол воззвал к американцам. В 1970 году рано поседевший президент Ричард Никсон, которого дома и так уже рвали на куски пацифисты, совершил еще один крайне непопулярный шаг и приказал провести наземную операцию в Камбодже. Два месяца американцы и южные вьетнамцы вышибали из Камбоджи северных вьетнамцев и вьетконговцев - надо сказать, весьма и весьма успешно. Но Штаты, которые сами уже были на пороге бунтов в связи с колоссальным антивоенным движением в стране, вынуждены были вывести свои войска. Милые девушки в вязаных шарфиках с пацификами своего добились: Штаты помогали властям Камбоджи деньгами и техникой, но военных действий избегали. Голубь мира снес на головы камбоджийцам претухлое яйцо: после ухода американских войск тут закипела уже совсем полноценная гражданская война с участием правительственных войск, армии красных кхмеров (уже подчинивших себе некоторые области), других антиправительственных группировок, южных вьетнамцев и северных вьетнамцев. Камбоджа до сих пор возглавляет печальный список «Самые заминированные страны мира»: джунгли и рисовые поля тут все еще напичканы страшными ловушками, которые стороны подсыпали друг другу.

Правда, совсем уж масштабных сражений не наблюдалось - скорее, имела место быть партизанская война всех со всеми. И в 1975 году в этой войне выиграли красные кхмеры. Перебив несколько десятков тысяч солдат и чиновников, 17 апреля они захватили столицу Пномпень, объявили о создании нового государства, Демократической Кампучии, и принялись жить-поживать.

Вьетнамцев они ненавидели так страстно, что в конце концов вступили в войну с объединившимся к тому времени Вьетнамом, проиграли ее и были изгнаны обратно в джунгли. Таким образом, красные кхмеры продержались у власти четыре года, успев, однако, сделать серьезную заявку в борьбе за звание самого кровавого режима всех времен. Подробнее на этих четырех годах мы остановимся в следующей главе.

И вот что интересно. Красные кхмеры не нравились никому, потому что они были совершенно спятившей кучей ублюдков. Беженцы, которым посчастливилось уползти из Демократической Кампучии, хором рассказывали чудовищные вещи о воцарившихся в стране порядках: о массовых казнях, о младенческих трупах вдоль дорог, о страшном голоде и фанатизме властей… Но еще меньше ООН и странам НАТО нравился тот факт, что просоветский Вьетнам после падения кхмеров фактически прирос еще одной провинцией, в результате положение СССР в южноазиатском регионе опасно укрепилось, перекосив чашу на весах геополитической гармонии. Поэтому ООН очень аккуратничало с признанием деяний коммунистов-полпотовцев геноцидом - в отличие от Советского Союза, где любой октябренок в школе слушал про гадского дядьку Палпота, а во дворе - популярную частушку «За…бу-замучаю, как Пол Пот Кампу`чию!»

А вот и обещанный бонус. Сегодня коммунисты и националисты, ностальгирующие по СССР, любят оправдывать красных кхмеров, ругая при этом американцев, которые в свое время тоже немало потрудились, чтобы этих красных кхмеров хоть немного оправдать. Почему так происходит - это к психоаналитикам от геополитики.

Праздник послушания


17 апреля, заняв Пномпень и другие крупные города, запустив на их улицы тысячи малолетних дикарей с автоматами, красные кхмеры сообщили горожанам, что все они, поголовно, отныне становятся «буржуями» и «испытуемыми», поражаются в правах и должны покинуть города в 24 часа вместе с детьми и стариками. С этого дня их называют «людьми апреля», потому что, пока все хорошие ребята делали революцию, эти предатели и империалистические наймиты отсиживались в городах и пили кровь трудового народа. На самом деле в городах к тому времени большая часть жителей была крестьянами, бежавшими туда от войны, но в глазах красных кхмеров они вовсе не были классово близкими - напротив, были жалкими трусами и предателями.

Падение Пномпеня (1975)

«Людям апреля» под страхом немедленной казни было велено построиться в колонны, и в сопровождении тяжеловооруженных подростков два с половиной миллиона человек - треть всех жителей страны - поползли по своему крестному пути. Надо отдать должное невозмутимости Пол Пота: вместе с прочими «людьми апреля» в путь тронулись и члены его семьи, в том числе семья старшего брата, в доме которого он фактически и вырос. Этот брат умер в дороге, его жену забили до смерти, но в живых осталась сестра диктатора, которая в дальнейшем и смогла поведать миру этот интересный факт. Впрочем, никто из семейства тогда и вообразить себе не мог, что безликий вождь, отправивший их на гибель, - это их милый братишка Салот Сар.

Чтобы понять энергичность, с которой строилась новая Кампучия, нужно знать, что вообще-то это небольшая и не слишком многолюдная страна. В 1975 году ее население составляло от 8 до 8,5 миллиона человек. За четыре года Пол Пот с сотоварищи изничтожили, как минимум, седьмую часть камбоджийцев (это по самым осторожным расчетам, обычно называется цифра в два раза большая).

Программа по развитию Демократической Кампучии, созданная правительством красных кхмеров, сохранилась, ибо была напечатана в единственной оставшейся в стране газете «Революция», которая издавалась раз в десять дней и была предназначена для высших партийцев, имевших несчастье быть грамотными, - для остального населения ее зачитывали по радио. Документ этот - в высшей степени увлекательный, содержащий массу удивительных сведений.

Вот, например, отрывок из главы о культурном развитии:

«Отринув буржуазную, чуждую ему культуру, победивший народ проводит досуг в прослушивании революционных стихов и песен, а также в легком изучении политики и культуры».

А таковы были планы роста благосостояния кампучийского народа:

«В 1977 году будут выдаваться каждому два сладких кушанья в неделю.

В 1978-м - одно сладкое кушанье каждый второй день.

В 1979-м сладкие блюда будут выдавать каждому ежедневно.

Глава об импорте начинается словами:

«Мы будем импортировать болты, гайки и более сложную технику…»

ТУОЛ-СЛЕНГ

Никакой документации по казненным, умершим от голода и болезней людям красные кхмеры не вели по вполне уважительной причине: большинство из них не умели ни читать, ни писать.

Тела погибших просто запихивали в ямы или вываливали в лесу, так что помимо мин земля Камбоджи усеяна еще и скелетами. Единственное место, где узников хоть как-то пытались регистрировать, - это пномпеньская тюрьма S-21, расположенная на холме Туол-Сленг, чье название красноречиво переводится как Ядовитый Холм.

Так как города стояли пустыми и находились там только революционеры и члены их семей, то неудивительно, что в Туол-Сленге истребляли в основном «предателей» из собственных рядов. В тюремном архиве обнаружили множество фотографий заключенных и их «признательные письма».

Большинство из содержавшихся здесь - это подростки-кхмеры. Известно, что минимум половина примерно из 20 тысяч узников, попавших сюда за четыре года, были убиты после жестоких пыток. Сейчас здесь находится Музей геноцида.

Впрочем, и язык, которым была написана программа, и упоминание в ней сладких блюд далеко не случайны. Как уже говорилось, практически все красные кхмеры были детьми. Средний возраст бойцов составлял 14 лет, и эти крестьянские дети, выросшие во время войны, не имели вообще никакого понятия об устройстве жизни на Земле. С таким материалом работать было удобно: они не боялись смерти, не задавались сложными вопросами, не страдали излишней цивилизованностью и свято верили всему, что говорили их вожди. Они прекрасно умели обращаться с автоматами, гораздо хуже - с мотыгами, а читать, писать и думать не умели вовсе, но это как раз было плюсом. Потому что именно такие бравые солдаты и нужны были Пол Поту, или, как его стали называть, Брату номер один (остальные члены правительства были братьями под другими номерами, вплоть до брата номер восемь).

Города стояли пустынными и страшными памятниками самим себе. «Людей апреля» направляли в сельские и лесные районы, где они под надзором кхмеров обустраивали лагеря, расчищали лес, разминировали своими телами поля и принимались воплощать главный план партии, имевший название «Мы дадим три тонны риса с каждого гектара!». Рис был страшно нужен Пол Поту. Его власть быстро признал легитимной Китай, который пообещал обеспечить Кампучию необходимой техникой, прежде всего военной, при наличии, конечно, у товарищей кхмеров валюты. А валюту проще всего выменивать на рис, который сам фактически является валютой. Пол Пот никогда в жизни не занимался сельским хозяйством. Его ближайшие соратники тоже не были большими спецами в рисоводстве.

С какого потолка они взяли эту цифру - три тонны с гектара, - ответить сложно. Сейчас с современной техникой и удобрениями гибридные сорта могут принести и больше десяти тонн, но в 70-х годах, когда зеленая революция только начиналась, полторы тонны с гектара были отличным результатом. Как указывалось в «Революции», «три тонны риса с гектара станут блестящим свидетельством коллективной революционной воли народа». Они и стали. Так как спор с высшими начальниками считался бунтом и карался немедленной казнью, надзиратели за трудовыми поселениями не писали правдивых рапортов - они слали в центр бодрые отчеты, точно зная, что никаких трех тонн с гектара собрать не сумеют. Спасаясь от закономерного расстрела, они быстро продавали собранный рис китайцам и сбегали из страны, оставляя «апрельских людей» дохнуть с голоду. Меньше всего, впрочем, Пол Пот беспокоился о «людях апреля»: они все равно подлежали уничтожению.

Мотыгой по очкам

Свадьба красных кхмеров

Едва придя к власти, Пол Пот отменил деньги, религию, частную собственность, длинные женские волосы (как слишком негигиеничные и буржуазные), образование, книги, любовь, семейные обеды, разнообразие в одежде и медицину. Все это было сочтено чуждыми истинно кампучийскому духу явлениями. И «апрельские люди», и прогрессивные крестьяне и рабочие, и кхмерские солдаты, и члены правительства должны были носить одинаковые черные хлопковые костюмы - брюки и рубашку.

Между мужской и женской одеждой разницы не было. Кормились все сообща за длинными столами, так как Пол Пот лично настаивал, что традиции семейных обедов - это буржуазная церемония, рассадник затхлых мещанских идей. В брак вступали по приказанию начальства, которое и составляло подходящие пары по своему вкусу. Медиками назначали подростков из числа военных. Так как медикаментов все равно не было, а производить их в Камбодже не умели, то дан был приказ ориентироваться на «давние традиции народной медицины». Конечно, первое время в стране имелись врачи, учителя и даже недобитые инженеры, но интеллигенцию Пол Пот ненавидел с совершенно звериной страстью, ее даже не причисляли к «людям апреля».

Это были официальные враги, которым запрещено было жениться и рожать детей, их использовали на самых тяжелых работах, а тех, кто был слишком слаб или болен, забивали особенно рьяно. Тем из врачей, кто все же сумел выжить, категорически запрещено было заниматься лечением. Книги во многих поселениях были под полным запретом. Страшно преследовалось и ношение очков - надеть стеклышки на глаза было равносильно признанию, что ты тайный книгочей, практикующий крамольные мысли. Убить человека, подозреваемого в том, что он скрывает свою образованность, можно было даже без согласования с начальством. Единственное, что строго запрещалось, так это тратить на такую дрянь ценные патроны, поэтому юные кхмеры должны были учиться проламывать головы мотыгами и дубинками. Детей в возрасте 5-6 лет забирали у родителей и отправляли в отдельные детские поселения, где они учились сельскому труду, боевым действиям в условиях джунглей и революционным речевкам. В 11 лет их призывали в армию.

Красные кхмеры еще с нами?


Как ни странно, но нашлось немало камбоджийцев, которых вполне устраивало такое положение дел. Приятно знать, что у соседа штаны ничуть не лучше твоих; легко жить, когда не надо ни о чем задумываться; тяжкая ноша свободы выбора снята с твоих плеч, а ты знай расчищай тростник да пой про священную ненависть трудящихся… Так что, когда вьетнамцы изгнали Пол Пота с красными кхмерами с большей части Камбоджи, заперев их в глухих горных районах, не меньше ста тысяч крестьян ушли следом. Почти двадцать лет кхмеры не сдавались. Кампучия, опять ставшая Камбоджей, давно живет в любви и дружбе с большинством своих врагов, США интегрируют ее в мировую экономику, на троне сидит увлекающийся балетом потомок Сианука, политические партии сменяют друг друга у руля - а красные кхмеры все маршируют у костров с речевками и совершают боевые вылазки на территорию рабов империализма...

Противостояние длилось до 1998 года, когда больной и старый Пол Пот окончательно выпустил из рук бразды правления. Красные кхмеры сами арестовали своего бывшего лидера и судили - правда, присудили всего лишь к домашнему аресту. Но значения это уже не имело, так как 16 апреля 1998 года Пол Пот умер. За несколько месяцев до смерти он успел дать интервью для гонконгского журнала «Фар истерн экономик ревью», где сказал, что «все, что он делал, он делал из любви и жалости к людям», и категорически отказался признать вину в геноциде своего народа, напирая на то, что все это выдумки врагов. После его смерти организация кхмеров рассыпалась окончательно. Бывших красных кхмеров, кроме совсем уж одиозных персонажей, особо не преследуют, некоторые из них сегодня даже занимают вполне высокие государственные посты.

По негласному общественному договору, пожалуй, всех жителей Кампучии решено не устраивать шумных процессов над таким еще недавним и болезненным прошлым.

Камбоджийский политик, лидер «красных кхмеров» и премьер-министр Камбоджи. Являлся одним из лидеров крайне левого режима «красных кхмеров», за 3,5 года уничтожившего от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии, включая убийство нескольких сот тысяч человек из числа буржуазии и интеллигенции, поддерживающей режим Лон Нола. Следует помнить, что при проведении расчетов демографических потерь, часто вообще не учитывались или принимались заведомо заниженные данные потерь населения от предшествующих американских бомбардировок, когда на Камбоджу было сброшено около 3 миллионов тонн бомб.


Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - «Марксизм и национальный вопрос» Сталина и «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.

Возвращение в Камбоджу

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.

Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием «красные кхмеры». В 1967 году «красные кхмеры» начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, уничтоживший за 3,5 года несколько сот тысяч человек. (Протокол "О преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов") Общее сокращение населения Кампучии за это время составило 3 374 768 человек (около 40 % населения страны).

В январе 1979 года режим красных кхмеров был свергнут вторгшимися вьетнамскими войсками. При этом Вьетнам, свергая режим «красных кхмеров» и оккупируя Камбоджу, преследовал исключительно собственные политические цели.

До 1998 года года Пол Пот скрывался в джунглях в труднодоступных районах Камбоджи с отрядами «красных кхмеров». Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

В 2010 году правительство Камбоджи приняло решение превратить дом, в котором жил Пол Пот, а также его могилу, в национальный музей.

Происхождение псевдонима

Салот Сар начал использовать псевдоним «Пол Пот» в 1976 году. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «потенциальная политика».

Детство и юность

Деревня Прексбаув. Место рождения Пол Пота

Биография Пол Пота по сей день покрыта белыми пятнами, поскольку сам он скрывал подробности своей жизни. Известно, что Салот Сар родился, как принято считать, в 1925 году в деревне Прексбаув (англ.) русск. в кхмерской крестьянской семье Пек Салота и Сок Нем и являлся восьмым из девяти детей . Его двоюродная сестра Меак занимала при королевском дворе статус кхун преаб ме неанг (буквально «леди, ответственная за женщин») и являлась наложницей наследного принца Сисовата Монивонга (англ.) русск. , от которого родила сына Коссарака; один из старших братьев Салот Сара, Лот Суонг, работал служащим во дворце, а их сестра Салот Роёнг танцевала в королевском балете и также стала наложницей короля Монивонга .

В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме . Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции . Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне .

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж , где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни в Парижском университете , Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию , где около месяца работал в Загребе . В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари . Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ «Капитал » Маркса .

Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного» . К псевдониму «Пол» Салот Сар начал прибегать ещё в 1950-е годы, псевдоним «Пол Пот» он начал использовать в 1976 году .

Партизанская война

Во главе государства

Переселение людей из городов в деревни

Население Пномпеня вышло приветствовать «освободителей», свергнувшие лонноловский режим, но никто не подозревал, что новая власть начнёт «очищать» города. Практически сразу после взятия столицы все жители 2,5 миллионного Пномпеня в течение 72 часов были выселены из столицы. Вопрос о выселения людей из города в сельскую местность поднимался ещё летом 1971 года на заседании ЦК ККП, но не был тогда одобрен. Однако в феврале 1975 года, за несколько месяцев до взятия столицы, на закрытом заседании второго национального конгресса НЕФК план по выселению людей из Пномпеня получил одобрение, причём он не встретило никакой оппозиции со стороны руководства «красных кхмеров», за исключением протестов Ху Юна. При обсуждении данного мероприятия Салот Сар аппелировал к тому, что

Эвакуация городов - это один из важнейших факторов в сохранении плодов нашей победы. ... Необходимо нейтрализовать имеющуюся в городе политическую и военную оппозицию. Если мы оставим людей в городе, то, несмотря на нашу победу, враги быстро поднимут голову и будут действовать против нас. В случае выселения их в сельскую местность, во вновь организованных кооперативах они попадут под наш контроль и инициатива окажется в наших руках .

По его утверждению «существование городов создаёт неравенство между жителями» . Населению «поясняли», что «город - обитель порока; можно изменить людей, но не города. Работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт наконец подлинный смысл жизни. Нужно, чтобы он помнил, что произошёл от рисового семени. Все кампучийцы должны стать крестьянами» . Среди людей находились те, кто пытались объяснить действия красных кхмеров тем, что на протяжении истории кхмеры четырежды меняли свою столицу, а «Пол Пот в силу чрезвычайных обстоятельств лишь следовал историческим традициям» . По другой версии, к которой обращаются в своих работах Дж. Гильденбранд и Г. Портер, кампания проводилась без каких-либо убийств или репрессий, а людей, наоборот, спасали от возможных эпидемий и голода .

На деле сотни тысяч людей, в том числе стариков, инвалидов и беременных женщин, заставили двинуться пешком в долгий путь в условиях самого жаркого тропического сезона. Десятки тысяч были расстреляны в дороге . Многие умерли от потери сил, солнечных ожогов и голода . Остальные, прибыв к месту назначения, умирали медленной смертью . Порой в давке и неразберихе члены семей теряли друг друга . Согласно проведённому в 1979 году обследованию из одной группы в 100 эвакуированных столичных семей в живых остался всего 41 % . Вместе с тысячами жителей Пномпеня столицу покинули и родственники Салот Сара, которые ничего не знали о нём ещё с начала 1960-х гг. Его старший брат Салот Чхай, как и многие другие изгнанные, умер в пути, а другой брат Лот Суонг со своей супругой Чеа Сами добрались до своей родной провинции Компонгтом, где стали заниматься крестьянством . Их единственный сын, племянник Салот Сара, Пан Тхуол умер от голода и издевательств в Баттамбанге . Из 3 млн населения Пномпеня в городе осталось лишь 20 тыс. человек, в основном солдаты, офицеры, административный аппарата . 18 апреля население покинуло Риём, 24 апреля - Пойпет , 26-28 апреля Пайлин и.т.д. . Одновременно шло переселение сельских жителей из восточной части страны в западную и жителей западной зоны - в восточную . 23 апреля Салот Сар тайно въехал в обезлюдевшую столицу и расположил свой первый штаб близ железнодорожного вокзала, окружив его по периметру двойным кольцом обороны .

Демократическая Кампучия: создание нового общества

25-27 апреля 1975 года в Пномпене прошёл Чрезвычайный Национальный конгресс, на котором было объявлено, что новые власти намерены построить в Камбодже «национальное сообщество согласия, которое будет основано на равенстве и демократии, отсутствии эксплуататоров и эксплуатируемых, богатых и бедных, где все будут трудиться» . Придя к власти, правительство Пол Пота поставило три задачи, требующие немедленного решения:

  1. Прекратить политику разорения крестьянства - основы кампучийского общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством;
  2. Ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных стран;
  3. Навести порядок в стране, всё глубже погружающейся в анархию, для чего в первую очередь надо установить жёсткий политический режим.

Всё население страны по решению народной власти было разделено на три основные категории. Первая - «основной народ» - включала в себя жителей областей. Вторая часть - «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была подвергнуться серьёзному перевоспитанию. Третья часть - интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке.

Положение этнических меньшинств. Религия

В Камбоджи проживают более 20 этнических групп, самым крупных из которых являются кхмеры. Народы Камбоджи активно участвовали в гражданской войне и внесли свой вклад в победу над лонноловским правительством. Согласно Керману этнические меньшинства «составляли более 15 % [дореволюционного] камбоджийского населения» . Примечательно, что многие телохранители Пол Пота являлись выходцами из этнических групп. Как отмечал Таинг Ким Мен, телохранителями Пол Пота были «выходцы из меньшинств. Когда они говорили на кхмерском , я не мог разобрать ни слова» . К примеру в 1967-1975 гг. телохранитель Пол Пота - Фи Фуон был этническим джарайцев , есть также сообщение о телохранителях-выходцах из племени тапуон (англ.) русск. . Однако за период правления красных кхмеров этнические меньшинства страны подверглись массовому истреблению. В директиве «Ангки» провинциальным властям указывалось:

Кампучийская революция - это одно целое. Одним целым является и кампучийская нация. Единственным языком является кхмерский язык. Отныне в Кампучии более не существуют какие-либо национальности... Поэтому жители должны заменить свои имена на имена, свойственные кхмерской расе. Языки, этнические особенности, одежда, привычки и религия бывших национальностей должны решительно искореняться. Лица, не подчиняющиеся приказу, будут нести всю полную ответственность за это .

Характерно, что в принятой в 1976 году конституции Демократической Кампучии ничего не было сказано о каких-либо этнических группах. В издававшемся в Пекине полпотовском журнале утверждалось, что «народ Демократической Кампучии состоит из кхмеров (99 % населения) и многочисленных национальных меньшинств, живущих вместе одной большой семьёй, сплочённой в деле защиты и строительства страны» .

Камбоджийские чамы (тямы), 2007 год.

Массовым уничтожению подверглись лао , расселённая в районе Пайлина народность кула (англ.) русск. (бирманцы) и другие. Если тайское меньшинство, населяющее юго-западную провинцию Кохконг , в начале 1975 года составляло около 20 тыс человек, то после 7 января 1979 года в живых остались лишь 8 тыс. тайцев . Особо подверглись преследованию вьетнамцы, тем более, что Кампучия развернула с соседним Вьетнамом «пограничную войну». Тысячи вьетнамцев были убиты, многие изгнаны. По свидетельству австралийского учёного и журналиста Уилфреда Бэрчетта, находившийся длительное время по Вьетнаме, «всего с 17 апреля 1975 г. по 20 октября 1978 г. из Кампучии в СРВ перешло почти 270 тыс. вьетнамцев, большинство которых были обессиленные, страдавшие дистрофией люди» . Сливинский говорит об исчезновении 37,5 % вьетнамцев и 38,4 % китайцев . Жестокому преследованию подверглись мусульмане (в частности чамы (тямы) и малайцы), часть из которых сотрудничала ещё с режимом Лон Нола. Начиная с октября 1975 года все чамы были выселены с мест своего проживания в отдалённые районы, а названия населённых пунктов чамского происхождения сменили на кхмерские. Позднее чамов расселяли только в окружении кхмеров из расчёта одна чамская семья на 19 кхмерских. Им категорически запрещали разговаривать на своём родном языке , вынуждали отказываться от своих обычаев и следованию своей культуры. Более того, чамам запрещали встречаться между собой и заключать браки в своей общине, а их них детей отдавали на воспитание в кхмерские семьи . Б. Киернан считает, что погибла половина чамов, Сливинский приводит цифру 40,6 % .

Не осталась в стороне и религия. Конституция Кампучии гласила: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии и кампучийскому народу» . Преследованию подверглись основная религия - Буддизм , а также Ислам , исповедуемый чамами и малайцами, и христианские общины. 18 апреля 1975 года в пагоде Пранг был убит верховный глава буддийской секты маханникай (англ.) русск. Хуот Тат . Один из представителей Ангки убеждал крестьян:

Будда не родился в Камбодже. Почему же в таком случае кхмеры должны следовать религии, пришедшей из Индии? Именно поэтому наша революционная партия категорически отказывается почитать буддийскую религию. Все мы, братья, следующие за революционным Ангка, должны отказаться от буддизма, потому что он враждебен Ангка и является идеологией, выработанной империалистами .

После пыток были зверски убиты глава мусульман имам Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Все 114 мечетей Камбоджи были разрушены и разорены полпотавцами, ряд из которых взорвали при помощи динамита, снесли бульдозерами или превратили в свинарники . Коран и другие священные книги были сожжены. Чамов, в качестве наказания, заставляли выращивать свиней, а пытавшихся возражать расстреливали . По подсчётам Сливинского, численность католиков в Камбодже (англ.) русск. сократилась на 48,6 % .

Антиправительственные выступления. Оппозиция

Уже с первых месяцев прихода красных кхмеров к власти они столкнулись с выступлениями протеста, которые постепенно стал приобретать широкий и массовый характер. В сентябре 1975 года восстали жители провинции Сиемреап . В ноябре чамы подняли восстание в деревне Треа. Деревню сровняли с землёй, а оставшихся в живых чамов казнили, разбив им головы ударом мотыги .

В феврале 1977 года 600 солдат 170-й дивизии, в компетенцию которых входила оборона Пномпеня, подняли мятеж, который был подавлен. Командира дивизии Ча Края расстреляли, ещё трёх других руководителей заживо сожгли на столичном стадионе . В апреле вспыхнуло восстание в Чикренге провинции Сиемреам, продолжавшееся неделю, но оно также было жестоко подавлено . В выступления стали принимать участие и представители правящей власти. Так, в 1978 году в одном из военных округов страны восстание возглавил первый заместитель председателя Государственного президиума Сор Пхим .

Конфликт с Вьетнамом. Свержение

17 апреля 1975 года красные кхмеры вступили в Пномпень. Одновременно северовьетнамские войска в ходе масштабного наступления разбили южновьетнамцев и 30 апреля заняли Сайгон, воссоединив две части страны и завершив таким образом многолетнюю Вьетнамскую войну. После победы вьетнамских коммунистов политика Китая по отношению к своему южному соседу стала меняться. Практически сразу начавшиеся между Кампучией и Вьетнамом вооружённые столкновения рассматривались среди американских чиновников в контексте советско-китайского раскола . Советник президента США Збигнев Бжезинский 8 января 1978 года назвал этот конфликт «симулированной войной» («proxy war») между СССР и Китаем . Ко всему прочему Китай считался внешнеполитическим союзником Кампучии, в то время как Вьетнам являлся просоветски ориентированным государством. Заместитель министра иностранных дел Вьетнама Фан Хнен в интервью газете «Асахи» виновником начала кампучийско-вьетнамского конфликта назвал Китай . Благодаря пекинской помощи полпотовская армия возросла с 50 тыс. человек в 1975 г. до 70 тыс. в 1977 г.

1 мая красные кхмеры вторглись на вьетнамскую территорию в различных районах между городами Хатьен (англ.) русск. и Тэйнинь (англ.) русск. . 4 мая они высадили десант на вьетнамском острове Фукуок , а 10 мая оккупировали остров Тхотяу (англ.) русск. . В ходе своего визита в июне того же года во Вьетнам Пол Пот на переговорах объяснил высадку кампучийских войск на Фукуоке незнанием командирами линии прохождения границы .

Помимо внешнеполитического аспекта, увеличение напряжённости в кампучийско-вьетнамских отношениях способствовал крайний национализм красных кхмеров, особо проявлявшийся по отношению как к вьетнамской общине страны (англ.) русск. , так и к соседнему Вьетнаму. Более того, взяв на вооружение националистическую риторику, руководство страны пыталось решить внутренние проблемы, обвиняя во всём Вьетнам и вьетнамцев. Пол Пот даже заявил, что Вьетнам - это «наш враг номер один, наш традиционный враг и он должен быть разгромлен любой ценой» . Идя дальше, Пол Пот в своих публичных выступлениях аппелировал к славному историческому прошлому истории Камбоджи, к периоду существования Ангкорской империи , охватывавший территорию нынешних Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Он призывал к борьбе за возрождение этого государства «в её былах границах». В одном из документов того периода в качество одной из первоочередных задач ставится необходимость «организовать провокации и вторгнуться на территорию кхмер-кромов и в Сайгон, а затем оккупировать эти районы» . Сам Пол Пот по пномпеньскому радио заявил, что «ещё при своей жизни я надеюсь освободить Сайгон» .

С апреля 1977 по декабрь 1978 гг. практический на всей 1100-километровой кампучийско-вьетнамской границе фактически развернулась «пограничная война». Капучийские войска вторгались на 10 км вглубь территории Вьетнама и с крайней жестокостью расправлялись с жителями соседнего государства. К примеру, после набега кампучийцев на одну из деревень, расположенных неподалёку от вьетнамского пограничного города Хатьен, в одной из хижин обнаружили убитыми трёх женщин и троих детей, причём у женщин были вспороты животы. Лежавший рядом листок бумаги гласил: «Это наша земля» . Сжигая дома, убивая людей и уничтожая посевы полпотовцы стремительно уходили назад, когда к месту атаки подходили регулярные части вьетнамской армии. В декабре 1977 года вьетнамские силы продвинулись вглубь территории Кампучии до города Свайриенг (англ.) русск. . 31 декабря официальный Пномпень объявил о разрыве дипломатических отношений с Ханоем . Параллельно в Кампучии развернулась активная антивьетнамская пропаганда. В 1977-1978 гг. в армии и среди населения, а также в средствах массовой информации распространялись пропагандистские лозунги антивьетнамского характера: «Вьетнам для Кампучии - враг номер один!», «Готовы воевать с Вьетнамом 700 лет!», «За нами - 800 миллионов китайцев!», «Кампучиец, убей 30 вьетнамцев, и мы победим!» . Одна из распространявшихся в пограничных районах в вьетнамской провинции Тэйнинь листовок гласила: «Помните, что это исконно кампучийская территория. Кампучия будет простираться до Сайгона» . 10 мая 1978 года в одной из передач пномпеньского радио с гордостью сообщалось, что «до настоящего времени мы уже смогли достигнуть цели: «1 к 30», т.е. 30 убитых вьетнамцев за одного кампучийца. Нам достаточно пожертвовать 2 млн. кхмеров, чтобы уничтожить 50 млн. вьетнамцев» .

22 декабря 1978 года кампучийская армия при поддержке танков и артиллерии атаковала вьетнамский город Беншой (провинция Тэйнинь) с целью овладеть административным центром провинции и проложить себе путь вглубь территории Вьетнама . На следующий день в интервью, данном корреспонденту «Вашингтон пост» Элизабет Беккер, Пол Пот сказал: «Мы атакуем их (вьетнамцев) для того, чтобы помешать им проникнуть в некоторые районы нашей территории. Но если бы им удалось туда проникнуть, то им было бы трудно уйти оттуда» . Вьетнамское руководство, рассматривающая Демократическую Кампучию как угрозу своей национальной безопасности, начало подготовку к вторжению на территорию соседней страны. 25 декабря мотострелковые и танковые части Вьетнамской народной армии перешли кхмерскую границу и, не встречая серьезного сопротивления, при поддержке артиллерии и авиации стали быстро продвигаться по территории Камбоджи. В массированном наступлении было задействовано 14 вьетнамских дивизий. На встрече 29 декабря с марксистско-ленинской делегацией из Канады Пол Пот предрёк «неизбежное поражение» вьетнамцев и заявил, что в войне замешан и «Варшавский пакт » .

«Трагический результат»

15 июля 1979 года в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершённый лидерами красных кхмеров. Спустя два месяца, 19 августа, Народно-революционный трибунал признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества . В ходе процесса трибунал обвинил китайское руководство в том, что правящие круги этой страны являлись вдохновителями и соучастником в проводимой красными кхмерами политики. Присутствующий в ходе процесса член коллегии адвокатов Верховного суда США Х.Р. Стивен сказал, что «китайские руководители должны вместе с Пол Потом и Иенг Сари сесть на скамью подсудимых как соучастники преступления» .

Фото женщины с грудным ребёнком, ставшие жертвами тюрьмы Туол Сленг.

Сколько людей погибло за 3,5 года правления красных кхмеров сказать трудно. Многие лидеры красных кхмеров до конца жизни отрицали факт «геноцида», либо не признавали огромного числа погибших людей; рядовые члены порой утверждали, что им было неизвестно о том, что происходило в стране. В своём последнем интервью, данное в декабре 1979 года, Пол Пот утверждал, что «вследствие наших ошибок при осуществлении политики народного благоденствия не могло погибнуть больше нескольких тысяч камбоджийцев» . Ссылаясь на партийные проблемы, Пол Пот впоследствии обвинял в произошедшем вьетнамцев и их агентов - людей с «телом камбоджийца и умом вьетнамца», предавших революцию . В официальной брошюре 1987 года Кхиэу Сампхан уточнял, что 3000 жертв стали результатом «ошибок», ещё 11,000 казненных «вьетнамских агентов», а 30,000 убитых «проникших к нам вьетнамских агентов». Там же говорилось, что вьетнамские оккупанты якобы убили в 1979-1980 годах «примерно полтора миллиона человек» . Более того, среди дошедших письменных материалов неизвестен ни один уцелевший документ, который был бы лично подписан Пол Потом . В 1995 году один военный, присутствующий на организованной Пол Потом учебно-подготовительной встрече, в интервью Дэвиду Эшли рассказал:

Однажды во время недельных занятий в Таиланде... я спросил о 1975-78 годах, потому что у меня всегда спрашивали, почему он убил так много людей. Он сказал, что ситуация тогда была очень запутанная, у нас ещё не было законов и порядка, мы были как дети, которые только учились ходить... Он сказал: «Я отвечал за всё, так что вина лежит на мне, но, товарищ, покажи мне хотя бы один документ, доказывающий, что лично я был ответственен за эти смерти» .

Бывший президент Лон Нол придерживался цифры «два с половиной миллиона» погибших, а бывший генеральный секретарь Народно-революционной партии Кампучии (англ.) русск. , занимавший пост главы правительства НРК, Пен Сован назвал цифру в 3 100 000 человек, принятой НРПК и вьетнамской пропагандой . Дэвид Чэндлер приводит от 800 000 (каждый десятый) до миллиона (каждый восьмой) мужчин, женщин и детей . По подсчётам Кирнана погибло 1 500 000 человек . В протоколе Комиссии по расследованию преступлений от 25 июля 1983 года сказано, что за период между 1975 и 1978 гг. погибло 2 746 105 человек, из которых 1 927 061 крестьянин, 305 417 рабочих, служащих и представителей иных профессий, 48 359 представителей национальных меньшинств, 25,168 монахов, около 100 писателей и журналистов, а также несколько иностранцев. Ещё 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях или похоронены в массовых захоронениях. Количество убитых оценивается в 3 374 768 человек. Кроме того более 200 000 детей стали сиротами

И хотя Народно-революционный трибунал вынес свой вердикт относительно режима Пол Пота - Иенг Сари ещё в 1979 году, суд над руководителями красных кхмеров начался лишь в XXI веке. В 2006 году был учреждён трибунал (англ.) русск. , перед которым предстали начальник тюрьмы S-21 Канг Кек Иеу , экс-министр иностранных дел Иенг Сари («брат номер три»), его супруга экс-министр по социальной защите Иенг Тирит (англ.) русск. , экс-председатель президиума Кхиеу Самфан («брат номер четыре») и главный идеолог красных кхмеров Нуон Чеа («брат номер два»).

Провьетнамский режим Хенг Самрина

После потери Пномпеня силы «красных кхмеров» отступили на запад, к кампучийско-тайской границе. Этот район стал местом их базирования на следующие два десятилетия. По данным министерства обороны НРК, в течение шести месяцев с момента свержения режима красных кхмеров в ходе успешных операций были убиты, захвачены, либо добровольно сдались в плен 42 тыс. солдат и офицеров бывшего правительства; был ликвидирован генеральный штаб в Амлеанге, уничтожены последние крупные опорные базы полпотовцев в провинции Поусат и остатки прежнего флота, скрывавшиеся в речных руках провинции Кахконг . Казалось, что красным кхмерам был нанесён серьёзный удар, но в сложившихся условиях у Пол Пота появилась поддержка не только со стороны Китая, но а также Таиланда и США, которые разделяли его враждебность к Вьетнаму. Опасаясь вторжения вьетнамских войск, Таиланд сошёлся с Китаем на условии, что он предоставит убежище красным кхмерам в обмен на прекращении китайской помощи Компартии Таиланда , ведущей партизанскую войну в стране. США, установившие на фоне советско-китайского раскола дружеские отношения с Пекином, не противодействовали китайско-тайской договорённости, а наоборот даже поддержали присутствие делегации Пол Пота в ООН . Для самого Пол Пота главной целью теперь стало изгнание из страны вьетнамских войск.

Благодаря китайской помощи, красные кхмеры смогли перевооружиться и переформировать свои отряды. К 1983 году они сумели восстановить 9 своих дивизий и даже создали специальную группировку «Ронсае» для действий в глубоком тылу .

Смерть

Пол Пот скончался 15 апреля 1998 года от сердечной недостаточности, со слов Та Мока . Медэкспертиза, однако, впоследствии показала, что смерть наступила в результате отравления. Также есть версия, что он погиб от болезни в джунглях.

Примечания

  1. Cambodians pray at Pol Pot’s cremation site decade later (недоступная ссылка)
  2. KI Media: Khmer Rouge «Butcher» buried near Pol Pot
  3. , с. 26
  4. , с. 27
  5. Чендлер Дэвид П. Брат номер один: Политическая биография Пол Пота. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, С.398.
  6. , с. 94
  7. Кровавая утопия вождя «Красных кхмеров»
  8. Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
  9. Chandler D. The tragedy of Cambodian history. P. 171. New Haven, 1991.
  10. Д.В. Мосяков Кампучия: особенности революционного процесса и полпотовский «эксперимент». - М .: Наука, 1986. - С. 103.
  11. , с. 215
  12. , с. 217-218
  13. Д.В. Мосяков Кампучия: особенности революционного процесса и полпотовский «эксперимент». - М .: Наука, 1986. - С. 104.
  14. , с. 322
  15. , с. 320
  16. , с. 25
  17. , с. 64
  18. , с. 63
  19. , с. 338
  20. , с. 218
  21. , с. 219
  22. Ву Кан Бывший брат Пол Пота // Кампучия: жизнь после смерти. - М .: Политиздат, 1985. - С. 78.
  23. , с. 26
  24. Новейшая история Кампучии. - М .: Наука, 1989. - С. 138. - ISBN 5-02-016678-2
  25. , с. 318
  26. , с. 321
  27. The Specter of Genocide: Mass Murder in Historical Perspective / Под ред. Роберта Джеллетли (англ.) русск. и Бена Кирнана (англ.) русск. . - Cambridge University Press, 2003. - С. 313.
  28. , с. 243
  29. , с. 185
  30. М.П. Исаев Современный революционный процесс в странах Индокитая (проблема перерастания национально-освободительных революций в социалистические). - М .: Наука, 1985. - С. 190.
  31. Н.Н. Бектимирова, Ю.П. Дементьев, Е.В. Кобелев Новейшая история Кампучии. - М .: Наука, 1989. - С. 158. - ISBN 5-02-016678-2
  32. , с. 70
  33. , с. 71
  34. Д.В. Мосяков Кампучия: особенности революционного процесса и полпотовский «эксперимент». - М .: Наука, 1986. - С. 137.
  35. Чёрная книга коммунизма: Преступления, терор, репресии. - «Три века истории», 2001. - С. 550. - ISBN 5-93453-037-2 , 2-221-08204-4
  36. , с. 72
  37. Чёрная книга коммунизма: Преступления, терор, репресии. - «Три века истории», 2001. - С. 552. - ISBN 5-93453-037-2 , 2-221-08204-4
  38. , с. 35
  39. , с. 37-38
  40. Н.Н. Бектимирова, Ю.П. Дементьев, Е.В. Кобелев Новейшая история Кампучии. - М .: Наука, 1989. - С. 159. - ISBN 5-02-016678-2
  41. Чёрная книга коммунизма: Преступления, терор, репресии. - «Три века истории», 2001. - С. 551. - ISBN 5-93453-037-2 , 2-221-08204-4
  42. , с. 232
  43. , с. 38
  44. , с. 294
  45. , с. 52
  46. , с. 307
  47. Кампучия: от трагедии к возрождению. - М .: Политиздат, 1979. - С. 29.
  48. , с. 83

(род. в 1928 г. – ум. в 1998 г.)

Глава левоэкстремистского режима «красных кхмеров» в Кампучии . Организатор геноцида собственного народа.

«Около 9 часов 30 минут утра на авеню Монивонга [в Пномпене] появилась первая колонна победителей. Население, высыпавшее на улицу, встретило их радостными аплодисментами и приветственными возгласами. Но что это? Женщину, бросившуюся по-матерински обнять солдата-освободителя, отшвырнули ударом приклада. Девочки, подбежавшие вручить цветы, натолкнулись на холодную сталь штыков… Из оцепенения людей вывели приказы, которые раздались из громкоговорителей, установленных на военных джипах: «Все – вон из города! Быстрее покидайте дома и уходите вон из города! Навсегда! Возврата не будет!» Среди горожан началась паника. Людей гнали, как скот. Если семья замешкалась – во двор нередко бросали гранату или поторапливали очередью из автомата, выпущенной по стеклам окон. В поднявшейся сумятице, неразберихе и спешке жены теряли мужей, родители – детей. Насильственному массовому угону подлежали даже больные, которых стаскивали с коек…»

Так описывал советский журналист В. Серегин первое появление в столице, Пномпене «красных кхмеров» – «освободителей» камбоджийцев от гнета антинародного проамериканского режима. Чтобы понять ситуацию, нужно вернуться на пять лет назад.

В первой половине 70-х гг. власть в Камбодже принадлежала так называемой пномпеньской группировке, совершившей в марте 1970 г. государственный переворот при поддержке США. Пять лет боролись камбоджийцы с узурпаторами и американскими интервентами. Наконец 17 апреля 1975 г. столица государства была освобождена от войск американского ставленника генерала Лонг Нола. Однако чаяния народа на счастливую спокойную жизнь не оправдались. На смену пномпеньской группировке пришла власть «красных кхмеров», ставшая одним из самых кровавых кошмаров ушедшего столетия, дебют которой и отобразил Серегин. А во главе этой власти стоял человек, известный под именем Пол Пот, безжалостность которого наводит на мысль о психической патологии.

О жизни Салот Сара (таково настоящее имя диктатора) известно довольно мало. Неизвестна даже точная дата его рождения. Называют 1927, а чаще – 1928 год. Родители будущего тирана – Пием Лот и Док Нием – имели китайские корни и были крестьянами. В официальных биографиях периода правления Пол Пота их называли бедняками. На самом деле Пием Лот. по местным понятиям, был человеком зажиточным. Ему принадлежало около сорока буйволов, и он имел возможность нанимать батраков. Дети – а было их немало: семь сыновей и две дочери – получили неплохое образование. Салот Сар в пять лет научился читать, успешно окончил местную школу, а в 15 лет отправился в Пномпень, где поступил в технический колледж. Выросший в мятежной провинции Кампонгтхом юноша не мог не интересоваться политикой. Еще совсем юным, в годы Второй мировой войны, он стал членом коммунистической партии Индокитая. Потом деньги отца и семейные связи позволили юноше отправиться на учебу за границу.

В 1949 г. Салот Сар прибыл в Париж. Здесь он вступил во французскую компартию, сблизился с камбоджийскими студентами, исповедовавшими марксизм сталинского толка, и вместе с ними в 1950 г. создал кружок по изучению сталинской теории классовой борьбы, тактики тоталитарного организационного контроля и сталинского подхода к решению национальных проблем. Параллельно юноша увлекался французской поэзией и между делом писал памфлеты, направленные против камбоджийской королевской семьи.

В Париже Салот Сар встретился с камбоджийкой Кхиеу Полнари. Поженились они уже в Камбодже, куда в 1953 или 1954 г. вернулся будущий диктатор. Брак, однако, не сложился. Есть сведения, что несчастная женщина сошла с ума, не выдержав совместной жизни с мужем-чудовищем.

На родине вооруженный сталинскими идеями Салот Сар начал преподавать в престижном частном лицее в Пномпене. На этом основании много лет спустя он стал называть себя «профессором истории и географии». Однако, судя по всему, главным в его деятельности этого периода было совсем не преподавание. Салот Сар не афишировал своих политических пристрастий, но исподволь пропагандировал среди студентов марксистские идеи. Причем сталинские тезисы со временем были дополнены изрядной долей «великого учения Мао».

Вскоре молодой пропагандист примкнул к одной из фракций камбоджийской компартии, которая исповедовала идеи создания сильной Камбоджи с помощью «сверхвеликого скачка» с упором на собственные силы. Уже в начале 60-х гг. Салот Сар стал одним из лидеров фракции, а после смерти секретаря Компартии Камбоджи Ту Самута, погибшего при невыясненных обстоятельствах, стал его преемником. Поговаривали, что новый лидер причастен к гибели предшественника, но никто не стал разбираться с этим.

В 1963 г. Салот Сар покинул лицей и перешел на нелегальное положение. В новой роли он делал ставку на налаживание отношений с единомышленниками за рубежом. Для этого он в 1965 г. посетил Вьетнам, а не найдя общего языка с вьетнамскими коммунистами, отправился в Пекин, где получил полную поддержку у Мао.

Постепенно единомышленники Салот Сара заняли командное положение в партии. Для устранения соперников использовались систематические чистки, а особо опасных просто физически устраняли. Для укрепления положения лидера была создана специальная служба безопасности, которая подчинялась лично Салот Сару. Позже она разрослась до размеров целой армии. Ее бойцы стали называться «красными кхмерами» и вошли в историю как образец невероятной жестокости и произвола.

В начале 1975 г. имя Салот Сара исчезло со страниц газет. А примерно через год, 14 апреля 1976 г., мир узнал о назначении нового премьер-министра Камбоджи, никому не известного Пол Пота. Однако вскоре стало ясно, что Салот Сар просто сменил имя и положение. К власти он пришел не в результате переворота: был достигнут компромисс между несколькими политическими фракциями в правительстве; видимо, имела место и поддержка Китая.

«Большой скачок», к которому стремился Пол Пот, предусматривал «развитие» исключительно сельского хозяйства. Предполагалось строить «общинно-деревенский социализм». Для этого и проводилось принудительное переселение горожан в сельскую местность, где создавались «сельскохозяйственные коммуны». На каждую приходилось примерно по 10 тыс. человек.

Города обезлюдели, а многие тысячи их бывших жителей погибли, не дойдя до места назначения, от голода, болезней и жестокого обращения. Массовая гибель людей наблюдалась и в коммунах. В «общественных столовых» людей кормили впроголодь несвежими продуктами. На 10 человек приходилось по одной миске риса. Чтобы выжить, люди были вынуждены есть кору банановых деревьев. Слабых и недовольных убивали.

В коммунах все камбоджийцы, начиная с семилетнего возраста, были вынуждены трудиться по 12–16 часов. Работали по 9 дней, а десятый день был предназначен для политических занятий. Люди не имели права не только на личную собственность, но и на личные вещи. Каждому выдавали матрас и раз в год – черную рабочую одежду. По мнению руководителя страны и его приспешников, все остальное было лишь следствием буржуазной развращенности.

Промышленные предприятия были переориентированы на производство мотыг и лопат, а все камбоджийцы от мала до велика должны были выращивать рис и строить ирригационные сооружения. Однако при первом же разливе все дамбы и плотины были размыты. Их строили без участия специалистов, которых в стране просто не осталось. Техническая интеллигенция, врачи, учителя подлежали физическому уничтожению как «зараженные буржуазной идеологией и старой культурой».

Чтобы не тратить патронов, многочисленным жертвам режима проламывали черепа кирпичами или мотыгами. Людей убивали палками, железными прутьями, ножами и даже листьями сахарной пальмы, которые имеют чрезвычайно жесткие и острые края. Не угодившим перерезали горло, вспарывали животы. Извлеченную печень часто съедали, а желчные пузыри шли на изготовление лекарств. Людей бросали на съедение крокодилам, давили бульдозерами, сжигали, хоронили живьем, закапывали в землю по шею. Детей подбрасывали в воздух, а потом накалывали на штыки, разбивали им головы о деревья, отрывали конечности. Беспрецедентные репрессии, направленные фактически против всего народа страны, не могли не вызвать протеста. Уже в 1975 г. против режима Пол Пота вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено. Казнили всех участников и сочувствующих до третьего поколения, чтобы внуки не могли отомстить за отцов и дедов. Пол Пот был убежден, что народное недовольство подрывает власть, а поэтому всех недовольных уничтожали.

Но в середине 1976 г. политика премьера стала вызывать протесты других членов правительства. А поскольку позиции Пол Пота сильно ослабли в связи со смертью Мао Цзедуна, его отправили в отставку под предлогом ухудшившегося здоровья. Если принять на веру заявления министра иностранных дел Иенг Сари, бывшего вторым человеком в государстве, к этому приложили руку власти Вьетнама и КГБ. Однако новое правительство Китая помогло Пол Поту вернуться к власти: уже через две недели он вновь стал премьер-министром.

Глава исполнительной власти продолжил прежнюю политику, но расширил ее за счет усиления идеологического влияния. Под лозунгом «За политическое образование кадров» из числа «красных кхмеров» была создана политическая организация «Ангка». Ее целью было уничтожение тысяч людей, не проявивших достаточного рвения в политическом образовании. Людям старшего поколения понятно, что за этим «преступлением» стоит недостаточно ревностное ведение конспектов и нежелание высказываться на политзанятиях в духе преданности существующему режиму.

Все население было разделено на три категории: «старые жители» – те, которые до прихода к власти «красных кхмеров» жили на территориях, сопротивлявшихся режиму Лонг Нола; «новые жители» – обитатели районов, находившихся под контролем Лонг Нола; лица, сотрудничавшие с прежним режимом. Прежде всего уничтожению подлежали последние. Потом чисткам подверглись вторая и первые категории. Первым делом уничтожили офицеров, солдат и чиновников вместе с семьями, включая даже малолетних детей, которые, по мнению Пол Пота, «могут стать опасными позднее».

Национальным меньшинствам было приказано говорить на кхмерском языке. Тех, кто не владел им, тоже уничтожили. Так, например, 25 мая 1975 г. были истреблены 12 из 20 тыс. тайцев, проживающих в провинции Кахконг.

Левоэкстремистское правительство Пол Пота, чьи действия довели до кровавого абсурда марксистские идеи, конечно, не могло оставить в покое и религиозные воззрения камбоджийцев. Буддизм и ислам – основные религии, которые исповедовали камбоджийцы, – были запрещены. Священнослужителей отправили в «коммуны» или убили. Храмы были превращены в склады зерна, свинарники и тюрьмы.

Попутно, подражая Мао, Пол Пот проводил и «культурную революцию». Было запрещено исполнение народных танцев и песен. Школы превратили в тюрьмы и склады навоза, музеи – в свинарники. На кострах сожгли все книги, включая учебники и технические издания – как «носящие реакционный характер». Уничтожались памятники архитектуры и искусства древней и уникальной культуры кхмеров. Не осталось ни одной из 2800 пагод, которые украшали страну до прихода к власти Пол Пота и его клики.

«Революционные мероприятия» коснулись даже такой деликатной стороны человеческих отношений, как брак и семья. Молодые люди лишились права создавать полноценные семьи и выбирать партнеров по своему вкусу. Руководство определяло семейные пары, нимало не заботясь об их чувствах. Часто молодожены видели друг друга впервые только на свадьбе. Свадьбы были коллективными. Супругами одновременно объявляли от 6 до 20 пар. Песни и танцы, естественно, были запрещены. Вместо них звучали речи о необходимости хорошо трудиться. Дальше – еще больший абсурд. Муж и жена жили отдельно. Раз в три недели им разрешали уединиться в специально выделенном пустом доме для исполнения супружеских обязанностей. Одна из жертв произвола при даче показаний так изобразила свои ощущения: «Мы ни разу даже не пообедали вместе. Нам абсолютно не о чем говорить. Это меня угнетает. Мне жаль мужа: его тоже не спросили; как и я, он подчинился принуждению и также несчастен».

Всего за четыре года правления Пол Пот сумел превратить Камбоджу, которая при нем стала называться Кампучией, в кладбище. А еще ее стали называть Землей Ходячей Смерти. Ведь даже Иенг Сари, явно заинтересованный в преуменьшении количества жертв режима, свидетельствовал, что страна потеряла около трех миллионов человек. Среди этих несчастных были четыре брата и сестра Пол Пота. Из 643 врачей в живых осталось только 69.

Тем не менее Камбоджи амбициозному тирану было мало. Выдвинув расистский лозунг «заботы о кхмерской расе», он решил захватить Вьетнам, который, по мнению идеологов режима, когда-то в своей южной части входил в состав древней Камбоджи. Пол Пот всерьез говорил о том, что, соблюдая пропорцию убийства «1 кхмер – 30 вьетнамцев», можно уничтожить всех жителей соседнего государства. Провоцируя войну, диктатор поощрял постоянные стычки на границе с Вьетнамом.

Однако тиран, использующий зверские патологические методы издевательства над собственным народом, в XX столетии не мог долго находиться у власти. За четыре года своего правления Пол Пот не имел ни минуты покоя. Уже в 1977 г. начался мятеж в армии. Он, однако, был подавлен, а его руководители – сожжены заживо. Однако в январе следующего года полпотовский режим все же пал под натиском вьетнамских войск и восставшего народа. Пол Пот и его приспешники, приговоренные заочно к смертной казни, сумели бежать в джунгли Таиланда. Укрепившись на секретной базе, бывший глава Кампучии создал Национальный Фронт Освобождения Кхмерского Народа. При этом некоторое время в Пномпене действовали представители «красных кхмеров». Их поддерживали США, которые настояли на присутствии полпотовцев в ООН. Но в 1993 г. после проведения в стране под наблюдением ООН первых демократических выборов бойкотировавшие их «красные кхмеры» были вынуждены окончательно уйти в джунгли.

Несколько лет в печати появлялись скудные сообщения о мнимых болезнях и даже смерти Пол Пота. Тем не менее в 1997 г. он дал несколько интервью журналистам. Бывший диктатор Кампучии заявил, что «совесть его чиста, что к геноциду собственного народа его вынудили вьетнамцы… а что касается миллионов погибших, то все это преувеличение». Мемориал Туолсенг, созданный в память полпотовских «полей смерти» на месте бывшего пыточного центра, Пол Пот тоже считал «орудием вьетнамской пропаганды». «Моей задачей была борьба, а не убийство людей», – цинично заявил он.

В июне 1997 г. соратники бывшего диктатора, напуганные развязанным им террором внутри организации, поместили Пол Пота, его вторую жену Миа Сом и дочь Сет Сет под домашний арест. А через несколько месяцев США неожиданно потребовали его выдачи международному трибуналу. Таким образом Вашингтон пытался сохранить лицо перед мировой общественностью, поняв, что к этому времени их протеже уже стал политическим трупом. Сильно удивленные таким поворотом событий, «красные кхмеры» решили обменять своего лидера на собственную безопасность. Но смерть Пол Пота в ночь с 14 на 15 апреля 1998 г. нарушила их планы. По официальной версии, он скончался от сердечного приступа.

Правда это или нет, вряд ли когда-нибудь можно будет сказать определенно. Ясно одно – Пол Пот сумел объединить самые страшные стороны фашистской и коммунистической практики в масштабах маленькой несчастной Кампучии-Камбоджи.