Настольная игра Catan: Города и рыцари Дополнение. Настольная игра Колонизаторы: правила игры

Настольная игра

Кол-во игроков
От 3 до 6

Время партии
От 60 минут

Сложность игры
Средняя

Колонизаторы - стратегическая настольная игра, созданная германским игроделом Клаусом Тойбером и выпущенная в 1995 году в Германии. Обладательница таких престижных игровых премий как: Spiel des Jahres (1995), Deutscher Spiele Preis (1995), Origins Awards (1996). Базовая версия предназначена для игры в 3-4 игрока, но имеется возможность расширить количество возможных участников до 6 с помощью расширенного издания “Колонизаторы: Расширение для 5-6 игроков”.

Процесс и цель в настольной игре Колонизаторы

  • Игра даёт шанс почувствовать себя первооткрывателем в осваивании неизведанных земель.
  • Для развития очень важно добывать 5 типов ресурсов: Шерсть, Зерно, Дерево, Кирпичи и Руда.
  • Они необходимы для возведения 3 типов инфраструктуры: Дорога, Поселение, Город. Плюс к этому они важны при приобретении карточек Развития.
  • Целью каждого игрока является собирания Победных пунктов. Очки присуждаются за строительство жилых поселений, за победные карточки Развития, а также за выдающиеся достижения как то за самую длинную дорогу и самую крупную армию рыцарей.

Особенности в настольной игре Колонизаторы

Карта состоит из секторов-шестигранников. Игроку даётся возможность самостоятельно создать ландшафт карты. Это повышает как разнообразие игрового процесса, так и количество возможных стратегий развития.

Игрой предлагается шесть сценариев для игры, которые внесут разнообразие классический процесс игры, задавая необычные условия, как процесса игры, так и победы.

Имеет следующие дополнения, как к базовому набору игры, так и к её расширенной версии:

  • Колонизаторы: Мореходы. Добавляет новые карточки «Суши» и «Моря», корабли (исполняют роль дорог на воде, пиратский флот (выполняют роль Разбойников на воде)). Предлагает 9 уникальных сценариев игры.
  • Колонизаторы: Города и Рыцари. Серьёзно расширяет возможности в игре. Добавляет новые виды товаров (бумага, ткань, монеты) и карт Развития, фишки рыцарей, возможность развивать и укреплять город.
  • Колонизаторы: Купцы и Варвары. Развитие торговли (караваны и обозы), расширение вашей армии рыцарей, возможность строить мосты, угроза нападения варваров. Предлагает 9 новых сценариев игры.
  • Колонизаторы: Первопроходцы и Пираты. Развитие морского флота (моряки и торговые фрегаты, посёлки с расширенным портом). Возможность исследовать колонистами новые земли. Борьба с пиратами на их территории. 5 новых сценариев для игры.

Имеет вариации игры:

  • Колонизаторы. Быстрая карточная игракарманная версия, не имеющая карты, обладающая сокращенным набором игровых карточек для удобной игре в дороге;
  • Колонизаторы Junior – упрощенная версия для удобной игры с детьми. Имеется пират!
  • Колонизаторы: Европа – версия игры, где площадкой для игры выступает территория всей Европы. Антураж игры с исследовательского смещён на делово-торговый.
  • Колонизаторы. Америка – версия классической игры на территории США.

А также ещё целый ряд независимых вариаций, приспособленный для определённых групп людей (для религиозно верующих – «Колонизаторы Ханаана», «Колонизаторы Зарахельма» («Книга Мормона»)), «Катан в космосе», «Завоевание Римской империи» и другие

Настольная игра Колонизаторы: правила игры

Подготовка к игре Колонизаторы

  • Вначале создаётся карта острова, путём произвольного расположения карточек “суши” (имеется шесть типов “суши”). Готовый остров со всех сторон обносится карточками “моря”, которые бывают двух видов: портовые и, собственно, морские. «Порты» не должны соприкасаться друг с другом.
  • Затем, всем карточкам “Суши” (кроме «Пустыни») присваивается в любом порядке жетон с количественным числом (от 2 до 12).
  • В «Пустыню» помещается фигурка Разбойников.
  • Карточку «Пустыни» можно также заменить карточкой «Джунгли». В таком случае карточке также присваивается жетон с номером.
  • Каждому игроку выдаётся по две дороги и два поселения одного цвета.
  • Выкладываются колоды с карточками ресурсов. Колода с карточками Развития выкладывается рубашкой вверх.
  • Первоочерёдность хода определяется броском двух кубиков и сравнением выпавшей суммы.

Ход игры

Вначале все игроки, начиная с первого, по очередности выставляют на карту острова по одному поселению и одной примыкающей дороге. Последний игрок поочерёдно выставляет две пары “поселение-дорога”. Далее, против часовой стрелки остальными игроками также ставятся ещё по одному поселению и дороге. От каждого второго поселения игрок получает по карточке каждого ресурса, местность с которым примыкает к данному поселению.

Сбор сырья. Первым действием каждого игрока является выбрасывание двух кубиков. Сумма выпавших очков указывает на местности с данным номером на жетоне. От этих местностей все игроки, чьи поселения построены на этой же территории, получают по одной карточке, а за город – две карточки соответствующих ресурсов (если в колоде этого ресурса закончились карточки, то игроку не достаются ресурсы). Ресурсы также не достаются игрокам в случае активности Разбойников.

Разбойник

Если игрок выбросил число 7, то в игру вступают Разбойники.

  • В этом случае никто из игроков не получает ресурсов.
  • Те игроки, которые имеют на руках общее количество ресурсов, больше семи, сбрасывают половину всех своих ресурсов обратно в колоды. При наличии на руках у игрока нечётного числа ресурсов, число округляют к меньшему значению.
  • Ходящий игрок перемещает фигурку Разбойников на любой шестигранник «Суша», за исключением «Пустыни».

У соперника, имеющего поселение или же город, граничащий с местом расположения Разбойников, не глядя забирается одна карточка ресурса.
Также если выпадает на кубиках выпадает число местности, на которой располагаются Разбойники, то игроки, граничащие с этим шестигранником не получают ресурсов с этой местности.

Джунгли

При выпадении числа с номером, соответствующий данной местности, все игроки, чьи граничащие города и поселения делают Открытия (поселение = 1 открытие, город = 2). Отдельных фишек для Открытий нет, поэтому по договорённости в роли них выступают любые мелкие предметы.
Роль Открытий заключается в замене недостающего ресурса при торговле. За один раз можно использовать до 3 Открытий.
На открытия не действуют карточки Развития. Они также не могут быть украдены Разбойниками.

  • «Дорога» = «Древесина» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Древесина» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка Развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Также у игрока на руках должна быть фишка соответствующая планируемой постройки.
v Местоположение на карте, подходящее под условия для возведения конкретного объекта.
Для каждой постройки карточка местности должна удовлетворять следующим требованиям:

  • «Дорога». Должна быть построена на свободной грани карточки «Суша». Она должна примыкать к поселению, городу или уже имеющейся дороге.
  • «Поселение». Возводятся на перекрёстке 3-х шестигранников «Суша», при наличии связи с другими поселениями игрока через дорожную систему. Нужно наличие на карте свободной от других городов и поселений местности. Также необходимо, чтобы на соседних гранях карточек «Суши» также отсутствовали какие-либо постройки.
  • «Город». Имеющиеся Поселения игрока можно развить до Города.

Торговля. Следующее, что может сделать игрок, это торговля. Торговля представляет собой обмен ресурсами или же покупку карточек Развития.
Ресурсы. Игрок имеет несколько путей для обмена. Для каждого имеются свои курсы обмена.

  • Банк. Обменивает в отношении 4:1
  • Порт общего назначения. Обменный курс 3:1 (необходимо расположение посёлка или города на пересечении трёх карточек, одной из которых является карточка «Порт»).
  • Специализированный порт. Обменный курс 2:1 (необходимо расположение поселения или города на пересечении трёх карточек, одной из которых является карточка «Порт»).
  • Другие игроки. Цены определяются по договорённости, самими игроками.

Предложение торговли, помимо ходящего игрока, могут делать все остальные игроки, но только играющему на данный момент участнику. Сам же игрок во время хода может торговать со всеми.

Карточки Развития. Покупаются по фиксированной цене: «Шерсть» + «Зерно» + «Руда». Ограничения в количестве отсутствует. Покупаются вслепую (колода с карточками развития расположена рубашкой вверх). Использовать можно лишь по одной карточке за ход (за исключением карточек «Победных очков»). После использования карточки сохраняются у игрока до окончания игры.

Типы карточек, которые могут выпасть:

  • «Рыцарь». Позволяет переставить фишку Разбойников по общим правилам для этой фишки (игрок также получает одну карточку ресурса у каждого из тех игроков, чьи жилые постройки соседствует с новым местоположением разбойника).

После использования «Рыцаря», карточка с ним сохраняется у игрока. После собрания набора из трёх «Рыцарей» игрок получает особую карточку «Самая крупная армия», которая присуждает 2 победных очка. Она сохраняется у игрока до момента, пока кто-либо другой не соберёт большую армию.

  • «Прорыв. Монополия». Игрок по выбору получает все карточки одного типа ресурсов, имеющихся у других игроков на руках.
  • «Прорыв. Строительство дорог». Даётся право построить бесплатно две дороги.
  • «Прорыв. Изобретение». На руки игроку бесплатно и на выбор даются две карточки ресурсов.
  • «Победное очко». Каждая карточка прибавляет к счёту игрока по 1 очку.

Конец игры

После набора одним из игроков 10 очко игра прекращается.
Очки начисляются за следующие достижения.

Для распечатки игры Колонизаторы , а также трёх дополнений к ней. Двух — "крупных": Мореходы и Рыцари и города , и одного "мини-дополнения" Рыболовы Катана . Материалы подобраны с очень бережно, а некоторые даже отрисованы им самостоятельно!

Уже несколько месяцев как сделал для себя ПнП Колонизаторов, но никак не мог найти время, чтобы выложить. Опустим разговоры о недостатках, простоте и рэндомности Колонизаторов. Уже неоднократно писал, всё это так, однако игра по праву заняла своё место в истории настольных игр и моё тёплое отношение к ней с течением времени не меняется. Поэтому решил сделать свой вариант ПнП для неё. Опять же логичный вопрос, нафига, если в сети по меньшей мере варианта 3-4 есть. На это был ряд причин.

  1. Почти во всех этих вариантах отсутствовали какие-либо компоненты. Где то фишки городов и дорог, где то карточки цен.
  2. При игре на 5-6 приходилось допечатывать материалы.
  3. Дизайн… Всегда был сторонник хорошего дизайна настольных игр и если честно ни одна из отечественных локализаций мне не нравилась. Поэтому когда увидел, что один из моих любимых дизайнеров Michael Menzel (автор дизайна Кубы, Королевской почты, Каменного Века и ещё ряда красивых игр) сделал редизайн Колонизаторов не удержался, чтобы распечатать себе ещё одну версию. На гексы и карты развития теперь просто приятно посмотреть. Кто скажет, что предыдущие версии были красивее, пусть первый бросит в меня камень)

Итак, что в архиве.

  • 1 Pdf файл с материалами для игры Колонизаторы + Колонизаторы: Мореходы (поселения, города отрисовывал сам. Карточка цен переведена на русский);
  • 1 Pdf файл с картами ресурсов (делал под удобный мне размер карточек);
  • 1 Pdf файл с рубашкой для карт ресурсов (хотя лично себе печатал без рубашек);
  • 2 Pdf файла с номерными жетонами для 3-4 и 5-6 игроков (в общем то можно распечатать и один комплект для 5-6 и убирать лишние жетоны когда и играешь 3-4 игроками, но как по мне, потратить один лист и разложить в два коробка жетоны, чтобы потом не парится, гораздо проще);
  • 1 Pdf файл с картами развития (переведены на русский язык);
  • 1 Pdf файл с рубашкой под карты развития (рубашки к сожалению из другой версии Колонизаторов);
  • 3 Pdf файла с правилами для Колонизаторов и правилами к Мореходам.

Кроме этого, есть архив со всем необходимым для мини-дополнения «Рыболовы Катана», которое входит в «Купцы и Варвары». Три листа, с переведёнными карточками рыболова, жетонами рыбы и собственно локациями. Также в комплекте правила к этому дополнению. Пробовали играть вместе с базовыми Колонизаторами, довольно интересно.

Ну и наконец. «Города и Рыцари». Давно хотел опробовать это дополнение, и раз уж взялся за базовый Катан, решил сделать и его.

Изменения в дизайне:

1. Долго экспериментировал с жетонами стен (в оригинальной игре это отдельная миниатюра стены, которая одевается на город). Думал и подковой сделать и ещё как. В итоге пришёл к выводу, что это только лишние неудобства по изготовлению и использованию. Поэтому в архиве есть лист, с жетонами городов с нарисованными стенами. Когда строится стена, просто заменяем жетон города, на город со стеной. Пробовали играть, довольно удобно.

2. Планы городов пришлось переделывать. В буржуйской версии игры шли блокнотики на пружине, в котором, по мере развития нужно было переворачивать листы. Вариант рациональный, но не совсем удобный в изготовлении (особенно в бытовых условиях). В русской локализации карты районов шли одним листом и на него ставились жетоны кварталов. Этот вариант мне категорически не нравился, прежде всего из-за не информативности таких карт, во вторых из-за большого количества лишних жетонов захламляющих игровое поле. Поэтому сделал с нуля свой вариант карт. В таком виде

Суть проста. В архиве в пдф файле есть круглые жетоны столиц. Развиваясь, игрок ставит соответствующий жетон на нижнюю постройку, а дальше по мере застройки поднимается вверх на одну строку. Под изображением постройки указана его цена, а справа от изображения указаны бонусы и условия, при которых уровень развития приносит карты развития. Пробовали играть, в общем то довольно удобно. Ну и карточка цен отрисована в таком же стиле.

3. Вместо насадок столицы используется соответствующая карта, которая будет напоминать, о двух победных очках и может перейти к другому игроку, подобно карте «Самой длинной дороги» в базовых Колонизаторах, если кто-то достроит столицу до 5го уровня раньше. Как по мне так это удобнее, чем придумывать какие то насадки столицы, как было в оригинале

4. Рыцарей рисовал тоже сам, по примеру какой то локализации. Силу рыцаря можно считать по окружностям на токене, а можно по цифре в щите. При активации рыцаря токен переворачивается, лицевой стороной (с портретом рыцаря) вверх.

В архиве:

  • 3 Pdf файла с картами развития, соответствующих цветов, переведённые на русский язык;
  • 3 Pdf файла с рубашками под эти карты;
  • 1 Pdf файл с картами победных очков (столиц и защитник Катана);
  • 1 Pdf файл с рубашками для карт победных очков (столиц и защитник Катана);
  • 1 Pdf файл с токенами городов со стенами;
  • 1 Pdf файл c токенами рыцарей (1 лист лицевая сторона - 2ой обратная);
  • 1 Pdf файл с токенами для карт районов и шкалой варваров;
  • 1 Pdf файл с картами товаров;
  • 1 Pdf файл с рубашками для карт товаров;
  • 1 Pdf файл с комплектом карт районов и карточкой цен (печатать необходимое в зависимости от количества игроков число копий).
Игроков 3-6
Возраст 10+
Подготовка к игре от 2 до 5 минут
Длительность партии от 60 минут
Сложность правил средний
Уровень стратегии средний
Влияние случайности Начальная расстановка, бросок кубиков
Развивает навыки Стратегия , торговля

Колонизаторы. Города и рыцари (нем . Die Siedler von Catan – Städte & Ritter , англ . Catan – Cities & Knights Expansion ) - второе дополнение к настольной игре Колонизаторы, созданное Клаусом Тойбером в 1998 году. Данное дополнение значительно изменило геймплей оригинальной игры и делают его более глубоким . Благодаря расширению правил, которых стало в два раза больше , сложность игры возросла и стала еще более интересна, как для взрослой части аудитории, получившей возможности делать сложные тактические маневры при помощи рыцарей, так и для младшей, которые найдут в дополнении более обширные возможности за счет новой колоды карт развития и карточек застройки городов .Требует наличие оригинальных "Колонизаторов ". Полностью совместимо с дополнением Мореходы. По причине ввода новых фигур - с дополнением "Купцы и варвары" совместимо лишь в некоторых сценариях.

Сюжет

Дополнение приносит в игру новую опасность - флот варваров стремится разграбить Катан. Игрокам необходимо строить защитные сооружения и нанимать рыцарей, чтоб сообща отбить их нашествие. Но кроме вражеского флота, грабящего города и поселения, есть и другие заботы на острове - нужно опередить своих соседей в застройке городов. Каждый игрок должен показать не только свою силу, но и стратегические навыки, для того чтобы первым построить все три столицы Катана - торговую, политическую и ученую. Каждая из них приносит большую выгоду своему обладателю. И не забывайте - города это теперь центр цивилизации! Только они содержат фактории, производящие из сырья товары, столь необходимые для развития столиц.

Изменения коснулись и армии. Теперь не надо гадать, найдется ли рыцарь вам на помощь - все в ваших руках. Вы вольны сами строить своё войско и направлять его за боевой славой, если у вас, конечно, хватает ресурсов для его содержания. Оно поможет как в изгнании разбойников, так и в диверсионных делах: что может быть лучше, чем прервать дорогу противника своим рыцарем?

Старая колода карт развития больше не нужна. Отложите её до лучших времен и возьмите новую. Вас ожидает огромное количество возможностей с новыми картами, еще более сильными и разносторонними. Всегда хотели отобрать у союзника прибыльный номерной жетон с его пашни? Пожалуйста! Хотели призвать всю свою армию бесплатно? С новыми картами развития у вас есть такая возможность.

Основные отличительные черты дополнения:

  • Игра ведется до 13 очков.
  • Оригинальная колода карт развития заменяется на новую.
  • В игру вводится кубик с символами, а один из старых кубиков заменяется на красный (при этом бросаются все три кубика за ход).
  • Фигура флота пиратов и дополнительное мини-поле для их продвижения.
  • Фигура торговца, дающая значительное преимущество рядом стоящим поселениям или городам.
  • Строительство значительно изменилось и расширилось. Теперь игрок строит одно поселение и один город, вместо двух поселений, в начале игры. Появилась возможность строить городские строения.
  • Добавляются три набора карт товаров - бумага, ткань и монет, необходимые для развития городов и покупки новых карт развития.
  • Возможность развивать города.
  • Введение в игру фигур рыцарей трех уровней силы - простые, славные и великие.

Комплект для игры

Базовый комплект

Дополнение не включает в себя всё необходимое для игры. До начала партии, необходимо собрать определенное количество элементов из оригинальной игры и всех задействованных дополнений. Ниже приведен список минимально-необходимых элементов для игры.

Игровой элемент На четыре игрока На шесть игроков
Базовая игра Дополнение "Мореходы" Базовая игра Дополнение "Мореходы"
Игровые карты
Карты сырья 19 19 24 24
Карта "Самый длинный тракт" 1
Игровые фигуры
Дороги 4 × 15 6 × 15
Поселения 4 × 5 6 × 5
Города 4 × 4 6 × 4
Корабли - 4 × 15 - 6 × 15
Разбойник/пират В зависимости от сценария и желания
Белый цифровой кубик 1
Игровые гексы
Лес 4 5 6 6
Пастбища 4 5 6 6
Пашни 4 5 6 6
Холмы 3 5 5 5
Горы 3 5 5 5
Пустыня 1 2 3 3
Вода - 19 - 26
Игровые жетоны
Жетоны гавани - 10 - 11
Номерные жетоны 18/18 21-25/42 28/28 25-28/56

Комплектация игры

Описание Количество
Базовый комплект на 4 игрока Расширение до 6 игроков
Игровые карты
План развития городов 4 2
Жетоны построек 4 × 15 2 × 15
Карты цен строительства 4 2
Карты товаров 3 × 12 3 × 6
Карты развития 3 × 18 0
Карты победных очков 6 2
Игровые фигуры
Рыцари 4 × 6 2 × 6
Шлемы для рыцарей
Городские стены 4 × 3 2 × 3
Насадки столиц
Прочие игровые фигуры
Торговец 1
Флот варваров 1
Красный числовой кубик 1
Кубик с символами 1
Дополнительно
Карта приближения флота варваров 1
Правила игры 1 1

Игровое поле

После подготовки игрового поля (по старым правилам), рядом с ним следует положить мини-поле отображающее продвижение варварского флота. Фигура черного корабля, обозначающая варварский флот, ставится на позицию "на горизонте", на данном мини-поле. Новая фигура, фигура торговца, ставится вне поля. В зависимости от сценария игры, фигура пирата и разбойника так-же размещается либо вне поля, либо на свободный гекс воды/пустоши.


  • Название: Колонизаторы: города и рыцари (Die Siedler von Catan: Städte & Ritter)

  • ( , Эласунд)

  • Издатель: ООО "Смарт ". COSMOS . Игра выходит в серии "Лучшие игры мира".

Внимание : описываемая игра является расширением к настольному хиту " ", почти все компоненты которого необходимы для игрового процесса. Так что если вы захотите поиграть в "Города и рыцари" сначала придется приобрести его.


Коробочка с описываемой ниже игрой лежит на моей полке уже больше года, но за обзор ее содержимого я никак не мог взяться. Причина в том, что игра в нашей компании банально не пошла и играли мы в нее не так уж много. Это совсем не значит, что игра плохая. Я бы даже сказал наоборот, она шикарно модифицирует базовую игру, добавляя в нее множество интересных моментов и стратегий. Но со всеми этими плюшкаи возрастает количество вещей за которыми нужно следить, при этом также увеличивается время игры. Мы же использовали оригинал как некоторое дополнение к приятному застолью на полтора-два часа где можно расслабится, поговорить о жизни, покидать дайсы и иногда, в промежуткаж между этим, немного посоперничать на игровом поле. "Города и рыцари" для этого не совсем подходят. Здесь необходимо более глубокое погружение.


Что в коробочке лежало


  1. Плотно набитый пластиком пакетик. И было в нем 4 набора миниатюр: по 6 рыцарей, 6 одинаковых для всех серых рыцарских шлемов, 3 городских стены и 3 насадки для столиц . Рыцари делятся на 3 типа: простые (флаг с одним хвостом), славные (флаг с двумя хвостами) и великие (флаг с тремя хвостами). Соответственно имеем по 2 рыцаря каждого типа. Пластик очень твердый и приятный на ощупь. Для того что бы его поломать придется приложить некоторые усилия. Стены и насадки столиц выполнены замечательно и на игровом поле выглядя на пять с плюсом. При этом они полностью совместимы со старым изданием Смарта в прямоугольной коробке.

  2. Кроме этого в том же пакете обнаружились: состоящая из двух частей фигурка флота варваров , фигурка торговца , красный числовой кубик (d6) и шестигранный кубик событий со специальными обозначениями на гранях (три грани соответствуют ветвям развития, и еще три возвещают о приближении флота варваров). По поводу фигурки шхуны варваров - у меня как-то долго не получалось соединить ее с подставкой и когда я уже собирался применить молоток и зубило все сошлось как-то само собой. Так что нужны лишь ловкость рук и немного сообразительности.

  3. Сверху это было прикрыто несколькими листами картона, которые содержали 4 плана городов и 60 жетонов построек (по 15 на каждый город). А вот картон, в отличие от пластика, немного подкачал. Дело в том, что он достаточно тонкий и получаемые из него планы городов выходят очень хрупкими, от чего могут поломаться при одном неловком движении. К тому же в их иллюстрациях есть небольшие смещения.

  4. Далее шли листы с карточкаи из тонкого картона, которые так же необходимо было выдавливать. 54 карты развития , полностью заменяющие оные из базового набора, 36 карт товара и 6 карт с победными очками . А вот с картами имеются небольшие проблемы. Края у них получаются шершавые, в некоторых местах с явными неровностями, при этом рисунок рубахи немного смещен. Их коллеги из оригинала в руках чувствуют себя куда как приятнее.

  5. Цветная книга правил на 11 страницах. Полиграфия и содержание отличные. Все расписано достаточно подробно, много примеров и иллюстраций.

  6. И завершает все это богатство трекер приближения флота варваров и 8 полезнейших вспомогательных карт с ценами строительства (полностью заменяют оные из оригинала).

Все компоненты выполнены на отлично с минусом. Пожалуй немного подвели карты и картон, но это терпимо. Как и отмечалось набор совместим со старой локализацией. И самое главное - теперь все коробки Колонизаторов выпускаются с приятным органайзером, состоящим из одного большого отсека для всякой мелочи в пакетиках, двух небольших для карт, двух средних непонятно для чего и еще двух для гексогоняльных тайлов поля. Конечно устроен он одинаково для всех игр серии, но это уже огромный шаг вперед на встречу игрокам. Я так же очень рекомендую обзавестись специальными коробочками для каждого набора фишек, что облегчит игру и сократит время подготовки.


  • Качество и дизайн: отличные (ну может немного не дотягивают)

  • Размер коробки с игрой: 300х300х70 мм.

  • Полезный объем коробки: 30%

  • Наличие органайзера: есть (пусть и не очень продуманный).

Игровой процесс

Подготовка: Игра начинается со стандартного раскладывания игрового поля из гексов. Что занимает некоторое время и может потрепать нервы нетерпеливым коллегам по игре, так что лучше подготовить все заранее. Города и рыцари предлагают свой вариант Катана (так называется остров на котором происходит все действо). Каждый игрок получает: план города, 15 маркеров городских построек, 15 сегментов дороги, 4 поселения, 4 города, 3 городские стены, 3 насадки столицы, 6 рыцарей, 6 шлемов и карту с ценой строительства. Что, много? Я предупреждал, что это уже совсем не те колонизаторы. Великий рандом определяет первого игрока. Затем все берут по одному поселению и городу, которые устанавливают в соответствии с правилами. Каждый город приносит владельцу стартовые ресурсы. Вот теперь все готово.


Геймплей : Игроки ходят по очереди. Сначала игрок бросает ТРИ кубика: 1 событийный и 2 ресурсных, оба отвечают за получение ресурсов, а красный в отдельности за карты развития. На получение ресурсов влияет положение поселений и городов (как и в оригинале, но с учетом товаров), а на вероятность взять карту развития постройки в городе. На кубике событий по сути всего 2 варианта: приближение варваров (3 грани, выпади оно 7 раз и начнется кровавая баня) и есть ли вообще возможность взять карту развития, а так же какого типа она будет (по 1 грани на каждый тип карт развития). В общем-то сразу видно 2 вещи, во-первых случайные величины стали влиять на немного большее число факторов, но на интересности это сильно не сказалось и во-вторых механизм получения карт развития стал совершенно иным, теперь он имеет большее влияние. Далее игрок волен выполнить одно или несколько, пока хватает ресурсов и есть желание, действий: проложить дорогу, построить поселение или улучшить его, расширить город, построить стену вокруг него, вывести рыцаря и/или снарядить его, отдать приказ ранее снаряженному рыцарю, прославить рыцаря и т.д. Кроме этого вы можете отыграть карту событий, а так же провести торговую сделку с другим игроком или резервом. Как вы видите, поле доступных игроку действий стало гораздо шире.


Рыцари : Отдельно хотелось бы поговорить о рыцарях, коих три типа: простые, славные и великие (отличаются количеством хвостов на стяге в их руках). Улучшаются они в таком же порядке. Для ввода простого рыцаря в игру необходимо опалить его цену, но пользоваться его услугами сразу не выйдет, для этого надо сначала оного жадину снарядить, накормив одной пшеницей. Рыцарь становится рьяным и на следующем ходу может выполнить для вас одно действие, после чего он снова идет в самоволку и требует снаряжать его по новой. Для того что бы отличить рьяного рыцаря от вольного на его голову одевается шлем. Рыцарей можно использовать для того чтобы: застолбить вожделенный кусочек или не дать оппоненту этого сделать, изгнать враждебного рыцаря или разбойников. Перемещаются рыцари только по дорогам в пределах ваших владений. Кроме этого суммарная сила рьяных рыцарей помогает остановить вторжение варваров. Если варвары оказываются сильнее рыцарей, то игроки предоставившие наименьшее количество рыцарей снижают уровень одного города до поселения. Так что одержать победу без помощи рыцарей у вас вряд ли удастся. В общем механизм очень интересный, мне понравился да и во время игры сильно не отягощает игровой процесс. Двигать рыцарей и уж тем более гонять по полю оппонентов многим приносит неописуемое удовольствие.


Города : Города в игре представлены отдельным абстрактным (по сути не привязан к конкретному городу) планшетом с 15-ю постройками в виде жетонов. Постройки относятся к трем областям: Торговля, Политика и Ученость. Для "возведения постройки" используются Товары (новый вид игрового ресурса), получаемые по 1шт. с гексов примыкающих к городам в полной аналогии с ресурсами. По сути каждая постройка это уровень развития в одной из трех областей, увеличивающий вероятность получить карту развития из этой же области. Кроме этого каждая их трех ветвей развития дает один полезные бонус. А на 4+ уровне еще и 2 победных очка (ох уж мне эти ПО), но только для первого получившего их игрока. В отличие от "Рыцарей" это нововведение, по моему мнению, вносит в игру немного неразберихи и излишне отягощает. Посудите сами: если в оригинале надо было просто следить за номером гекса, на одной из вершин которого стоит ваше поселение. То теперь нужно следить еще и за кубиком события, и отдельно за числом на красном кубике, которое необходимо сравнивать с числами на постройках в городах. Так что расслабится не получится.


Итого, в основе лежит все тот же захват территорий и получение с оных ресурсов. Но за счет новых элементов процесс стал куда как разнообразнее. Рыцари очень сильно влияют на механику контроля территорий, а развитие городов добавило новый уровень стратегий. Естественно, описывать детально все нововведения я тут не собираюсь, т.к. для этого есть книга правил. :) Рекомендую просто вдумчиво поиграть 2-3 раза. К тому же в игре появился некий зачаточный уровень кооператива, когда развившиеся игроки объединяют свои усилия для отражения атаки варваров.


Количество игроков : Как и указано на коробке игра сугубо на 3-4 человека (можно и вдвоем, но интереса в этом мало). Партия проходит одинаково хорошо в обоих случаях, но, как мне кажется, для 4-х игроков базовый Катан немного тесноват. При этом есть возможность расширить игровой опыт до группы из шестерых друзей. Для чего необходимо приобрести специальное расширение на 5-6 человек, естественно при этом требуется обязательное наличие аналогичного расширения и для базы. Проблема лишь в том, что за локализацию увеличивающих число игроков расширений издатель пока не брался (и вряд ли будет в ближайшее время), так что при возникновении непреодолимого желания покупки, заказывать придется из-за границы. Благо от знания языка они очень мало зависят.


  • Механики: контроль территорий , дайсроллинг (или попросту бросание игровых кубиков), небольшой элемент кооператива

  • Сочетание стратегии (тактики) / случайности: 60/40 .

Впечатления от игры

Правила : Правила игры я бы не сказал что очень муторны, но на порядок сложнее и больше чем в базовых Колонизаторах. В процессе чтения у меня возникла только пара вопросов по городам, которые полностью разрешились при повторном прочтении. Все игровые нюансы описаны достаточно детально, с большим количеством конкретных примеров и иллюстраций. К слову, часть правил из базовой игры тут не описывается, так что ознакомление с правилами "Колонизаторов" жизненно необходимо. С другой стороны вряд ли кто-то будет играть в "Города и Рыцари" не отыграв предварительно несколько партий в "Колонизаторы".


Есть мнение : Прежде всего отмечу, что если бы не официальное название у меня бы никогда язык не повернулся назвать находящееся в коробке расширением. Вот "Мореходы" и "Купцы и Варвары" - это да (хотя второе скорее набор сценариев). Скорее "Города и рыцари" это конверсия оригинальных "Колонизаторов" . Игра стала сложнее, глубже и интереснее. Это больше подойдет тем, кто ценит в играх наличие большого количества победных стратегий и источников получения победных очков (за развитие города, за защиту от варваров + почти все варианты из базы). Для кого-то последнее замечание является неоспоримым плюсом, я же отношу себя к ярым противникам выдачи ПО за все и вся. Их постоянный подсчет сильно отвлекает от игры. Можно конечно обзавестись отдельными каунтерами для ПО, но это не выход. Если же вы используете "Колонизаторы" как несложное развлечение для веселой компании, то перегружать его новыми элементами я смысла не вижу. А в том случае, если ваши друзья заскучали, я бы рекомендовал обратится к услугам расширения "Купцы и Варвары", разнообразящем игру большим набором сценариев.

Особенности игры


  • "Города и Рыцари" это полноценная конверсия "Колонизаторов". Изменяющая многие аспекты игры.

  • Игра требует немного больше места чем оригинал из-за наличия планов застройки городов. Но на среднем кухонном столе вполне поместится.

  • Сложность игры и длительность партии увеличилась по отношению к оригиналу.

  • Количество игровых элементов по сравнению с оригиналом увеличилось. А некоторые их них вообще заменены.

  • Если вам нравятся базовые колонизаторы, то это совсем не значит, что "Города и Рыцари" тоже придутся по душе.

Вывод: Шикарная конверсия. Я бы рекомендовал ее всем любителям Колонизаторов. Но с учетом того, что игра при этом станет немного другой, более сложной и партия в нее займет больше времени.


Где купить игру?


  • Магазин настольных игр Мосигра (Россия).

  • Магазин настольных игр DesktopGames (Украина).