Михаил рязанцев протоиерей его семья. Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .


- Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год - в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

В XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская - Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово - «сделан» - потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона - образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево - Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма - старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты - я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров - прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя - организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все - к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий - например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Отец Михаил и митрополит Иларион

Неделю перед началом Великого поста в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка пребывала честная глава Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Желание о возможном паломничестве святыни из главного собора России Храма Христа Спасителя в Америку было высказано священнослужителями Русской Зарубежной Церкви во время пребывания осенью прошлого года в Москве Путеводительницы русского зарубежья - Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Благословение на благое дело дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В США святыню сопровождал ключарь Храма Христа Спасителя - протоиерей МИХАИЛ РЯЗАНЦЕВ.

— Отец Михаил, Вы только что вернулись из Джорданвилля. Это была Ваша первая встреча с центром Русского Зарубежья?
— Да, в Америке я уже четвёртый раз, а в Джорданвилле побывая впервые. Как раз выпал снег, и мы почувствовали там настоящую русскую зиму.
Помню, когда учился в Московской семинарии, нам привозили записи монастырского хора из Джорданвилля, и мы были поражены и обрадованы, когда слушали настоящее монашеское духовное пение. Эти воспоминания остаются по сей день. И когда в обители мы пришли на место погребения митрополита Лавра, там собрались семинаристы, пропели панихиду, и вспомнилось то время, когда мы слушали Свято-Троицкий монастырский хор — та же манера исполнения, те же напевы…

— Отец Михаил, как давно Вы являетесь ключарём Храма Христа Спасителя?
— После священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, который был последним ключарём собора, я, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II стал первым ключарём ещё не воссозданного храма. Меня назначили как раз в то время, когда бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма страны — Патриаршего кафедрального собора. В прошлом году, 8 октября, исполнилось пятнадцать лет, как я являюсь ключарём воссозданного Храма Христа Спасителя.
С 1982 года служил в Новодевичьем монастыре в Москве. Хотя монастыря как такового тогда не было: был музей и городская приходская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме я служил четырнадцать лет.
Когда меня благословили на послушание ключаря воссоздаваемого Храма Христа Спасителя, то первое время мне приходилось совмещать службу в Новодевичьем монастыре и исполнять обязанности ключаря, поскольку храма ещё не было. Когда построили деревянный храм, фактически на стройплощадке, я перешёл туда, и начались подготовительные работы для начала богослужений в самом храме — сначала в нижнем Преображенском, который был освящён на праздник Преображения Господня в 1996 году. Хотя строительство продолжалось, по воскресным дням там уже совершались службы. В течение недели работали строители, а в субботу мы наводили чистоту и порядок, служили всенощное бдение, в воскресенье — литургию, а в понедельник приходили строители и продолжали работу. В 2000 году, также на праздник Преображения, Храм был освящён великим освящением. Освящение совпало с Юбилейным Архиерейским Собором и торжеством канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских. С того времени у нас начались регулярные богослужения, как в воскресные дни, праздники, так и по будням.
В будни мы служим в нижнем Преображенском храме. Там же совершаются требы: молебны, панихиды, крестины, отпевания, в положение дни и венчания. Так что вся приходская жизнь проходит у нас в нижнем храме, а верхний является кафедральным собором Святейшего Патриарха. Там богослужения проходят в воскресные и праздничные дни.


— Отец Михаил, в чем Вы, как ключарь, видите специфику Храма Христа Спасителя?

— Специфика храма заключается в том, что у нас почти нет постоянных прихожан. Храм находится в самом центре Москвы, а центр, в пределах Садового кольца — это фактически не жилой район. Тем не менее, храм постоянно полон, особенно по субботам и воскресеньям. Основная масса посетителей — это люди приходящие, которые находятся в Москве либо проездом, либо москвичи, которые ещё не были в нашем Храме. Но есть человек двести постоянных прихожан, которым нравится Храм, богослужения в нем. И мы благодарны им за верность, за то, что не просто заходят, а приходят в Храм помолиться.
Отмечу, что Храм Христа Спасителя воссоздан в таких же размерах, как до разрушения, и может вместить до десяти тысяч человек. Но и такой грандиозный собор не может вместить всех желающих на такие великие праздники как Пасха и Рождество, поэтому в эти дни мы вынуждены ограничить доступ и вход осуществляется по пригласительным билетам. Во все же другие дни можно прийти, помолиться, поклониться святыням, которые находятся в Храме Христа Спасителя. Это частица Ризы Господней, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, благоверного князя Александра Невского, святителя Пера, митрополита Московского. Не так давно из Кремлевских музеев нам передали частицу Ризы Пресвятой Богородицы, один из гвоздей, которым прибивали ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа, частицы мощей равноапостольного князя Владимира, десницу преподобного Евфимии Всехвальной, главу святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого. Так что в нашем соборе присутствует вся полнота Вселенских учителей и святителей.

— Какие не московские святыни уже побывали в Храме Христа Спасителя для поклонения верующих, и прибытие каких можно ожидать в ближайшем будущем?
— Самым значительным событием стало пребывание в нашем соборе Тихвинской иконы Божией Матери. Это был поистине всенародный праздник. Когда образ Пресвятой Богородицы находился в Храме, люди стояли в очереди дни и ночи, а когда близилось время отбытия иконы, то народ живым ручейком проходил под иконой, чтобы хотя бы прикоснуться, пройти, помолившись. Когда икону проносили из Храма Христа Спасителя на Красную площадь, по набережной Москвы-реки шёл сплошной людской поток, который сопровождал святой образ.
Другим событием явилось пребывание в Храме святыни Русского зарубежья Курской Коренной иконы Божией Матери в сентябре прошлого года. Встречали мы главу великомученика и целителя Пантелеимона, мощи апостола Андрея Первозванного со Святой Горы Афон, десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы из Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, десницу Крестителя Иоанна из Черногории. С прибытием таких святынь ощущаешь необыкновенную, особую благодать.
Какие святыни прибудут к нам в будущем, говорить пока рано, так как процесс всегда сопровождается предварительными переговорами. Но хотелось бы, чтобы осуществилось намерение Святейшего Патриарха Алексия II привозить для поклонения в Храм и наши российские святыни, многие из которых, к сожалению, находятся в забвении, и них мало кто из верующих знает, а если и знают, то не всегда могут отправиться в дальнее паломничество.

— Отец Михаил, прибытие святынь всегда сопровождается большим наплывом людей. Насколько сложно бывает обеспечить порядок в Храме?
— Что касается богослужений, то здесь устраивается череда служащих священников по благочиниям. Батюшки приходят со своим хором, прихожанами, и в течение двух часов совершают чтение акафиста той святыне, которая пребывает в Храме. Бывают также дежурные священники, которые наблюдают за порядком в самом Храме, отвечают на вопросы.
Обеспечение порядка вокруг собора лежит на представителях Фонда Храма Христа Спасителя. Обычно перед прибытием святыни проходит совещание с представителями городских структур, органов правопорядка, социальными службами. Нужно убирать мусор, обеспечить людей водой, закусками, ведь люди приезжают в столицу из разных городов, преодолевая большие расстояния. Вокруг Храма стараемся поддерживать чистоту, порядок.


Величественный Храм Христа Спасителя занимает огромную площадь. Как организована работа по содержанию такого грандиозного сооружения, кто заботится о благолепии — церковном и хозяйственном, кто наводит чистоту и порядок Храме?

— Обеспечение церковного благолепия лежит на четырёх священнослужителях и четырёх дьяконах. Храм Христа Спасителя — это то место, куда Святейший Патриарх Алексий II, а сегодня — Святейший Патриарх Кирилл, направляют на практику молодых священников сразу после рукоположения, и сорокоуст батюшки служат в Храме под руководством и надзором наших священников. Молодому священнику на всю жизнь запомнится начало пути в Храме Христа Спасителя, а для клириков Храма это определённая помощью.
Что касается хозяйственных дел, то наш собор не является собственностью Русской Православной Церкви, и в этом ещё одна его особенность. Он строился на те средства, которые поступали от правительства Москвы и частично от частных благотворителей. Мэр Юрий Михайлович Лужков предложил Святейшему Патриарху Алексию II взять обслуживание храма на бюджет города Москвы. Но поскольку государство у нас светское, и правительство Москвы не имеет права оказывать финансовую поддержку Церкви, то решено было оставить Храм за городом. Так что комплекс Храма Христа Спасителя — это городское имущество, оперативное управление которым, технические работы осуществляет Фонд Храма Христа Спасителя, в котором трудится около 300 человек.
Около 120 человек — это церковные работники, которые находятся в ведении ключаря: уборщицы, певчие, бухгалтерские работники.
Всего же через Храм прошло гораздо больше людей.
Остались только те, кто предан Храму и своему делу, потому что труд у нас не простой, особенно у тех, кто стоит у подсвечников, трудится в иконной лавке. Люди в Храм приходят не только помолиться, но и чтобы спровоцировать на грубость, бывают и недовольные. Тут надо проявлять такт, терпение, христианскую любовь, знания. Я уже говорит, что у нас очень много людей проходящих, кто в первый раз переступает порог храм, и таким людям приходится объяснять, и не по одному разу, самые простые вещи.

— Отец Михаил, Ваш батюшка тоже священник. Но на пастырском пути судьба сводила Вас и с другими пастырями и архипастырями нашего времени…
— Родился я в семье священника. Мой батюшка служил сначала в небольшом храме в районе Сокольников, 19 лет служил в храме в честь иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы у Рижского вокзала, в храме Покрова Божией Матери в районе Таганки.
И для меня не могло быть иного пути, как тоже служить Церкви. Отслужив в армии, поступил в Московскую духовную семинария, а потом в академию.
Одиннадцать лет был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена. Эти годы дали мне неоценимый опыт служения Церкви. Службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером.

— Десятки лет, до празднования Тысячелетия Крещения Руси, когда слово «церковь» стало возможным произносить не громко, но и не совсем шёпотом, такое понятие как Патриарх Пимен было абсолютно закрытым для подавляющего большинства верующих во всех концах России…
— Наблюдая за богослужением, как совершал его Святейший Патриарх Пимен, могу с уверенностью сказать, что он был истинный молитвенник, прошедший чрез все трудности и испытания — был в ссылке, на фронте, был несколько раз ранен. По возвращении из ссылки, ему, как и многим заключённым и ссыльным, запретили жить в крупных городах центра России, и он вынужден был отправиться в Муром и там служил.
А как он читал канон преподобного Андрея Критского! С таким проникновением в смысл этого канона, с таким молитвенным настроением его редко кто читает. Каждое слово, прочитанное им, доходит до сознания человека. Сейчас появились аудиозаписи этого канона в прочтении Патриарха Пимена на кассете и на диске.


— А из Вашей семьи
кто-нибудь пошёл по духовному пути?
— Мой дядя был священником, а сын выбрал другую дорогу — стал банкиром. Но в храме бывает регулярно, в меру возможностей помогает храмам. А дочь недавно меня порадовала. Вышла замуж за выпускника Киевской духовной академии. Сейчас он учится в Афинах на богословском факультете и уже стал священником. Так что по линии дочери служба Церкви у нас в семье продолжается.

— Ваше Высокопреподобие, как и почему появилась практика для ставленников в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя? Как она изменилась за последние годы?

— Эта традиция сформировалась при Святейшем Патриархе Алексии II . Ранее на приходах рукополагали мало, в основном это происходило в духовных учебных заведениях. Когда же современная церковная жизнь уже получила достаточное развитие, возникла и необходимость, и возможность введения практики для ставленников. Она длилась ровно 40 дней, это был в полном смысле слова сорокоуст.

В разных епархиях практику проходят по-своему. Надо сказать, что в Московской городской епархии большую часть иерейских хиротоний сейчас совершает сам Святейший Патриарх Кирилл , потому что считает, что должен лично познакомиться с человеком, на которого будут возложены руки.

Священник вечером того же дня после хиротонии приходит в наш храм и начинает служить. Кроме Храма Христа Спасителя, рукоположенных священнослужителей могут направить для этого в Богоявленский собор в Елохове , в храм Вознесения Господня у Никитских ворот или в храм Мартина Исповедника.

Изначально речь шла именно о 40 Литургиях подряд. Но не так давно к богослужебной практике прибавилась еще и практика социального служения. Сначала решили попробовать урезать богослужебную практику до 30 дней, а на оста-вшиеся 10 клирик поступал в распоряжение епископа Пантелеимона , руководителя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению .

Но в итоге оказалось, что этого срока недостаточно, чтобы освоить основные премудрости богослужения. На последнем расширенном заседании Епархиального совета я обратился к Его Святейшеству с просьбой вернуть 40-дневные богослужения, и это решение было принято. Считаю, что этот срок — минимальный для того, чтобы практикант почувствовал себя уверенно. Ставленнический сорокоуст проходят и священники, и диаконы. Это не только совершение Божественной литургии, но и другие чинопоследования и требы. Все начинается со служения молебнов, потом вводим молодого священника в совершение таинств Крещения и Венчания.

— Люди, которые приходят крестить своего ребенка или венчаться, не против, чтобы таинство совершал неопытный священник?

— Возражений у нас никогда не было. Кроме того, если новорукоположенный не имеет достаточно знаний, он сначала в течение определенного периода времени сослужит более опытному клирику, смотрит на все со стороны. Конечно, многое зависит от предшествующего опыта человека. В течение первой недели мы смотрим, понимает ли он, как схватывает суть — быстро или ему нужна «раскачка».

Уровень подготовки ставленников, которые сейчас приходят к нам, разный. От очень хорошо подготовленных, которые буквально за три дня все осваивают, хорошо знают служебник и готовы показать свои знания на практике, до тех, кто с трудом ориентируется в своих новых обязанностях.

— Но ведь молодой священник после духовных школ уже должен знать литургику на определенном уровне?

— По моему мнению, раньше, когда семинария была средним учебным заведением, там давали более серьезную подготовку именно к совершению богослужения. Например, у нас литургику, а также предмет «Практическое руководство для пастырей» преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона , который тогда был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали».

Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил, до сих пор держится в голове. Да, мы мало занимались вопросами истории богослужения. Зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно. Сейчас в семинариях главный акцент делается на науке, языках и других предметах. И мы замечаем, что не все семинаристы считают важным уделять достаточное время практической литургике.

Но помимо знаний, полученных в духовных школах, сегодня существует еще и особая подготовка перед хиротонией. Эти обязанности распределены по викариатствам. Где-то более серьезно к этому подходят, где-то менее, и, к сожалению, слабая подготовка всегда очень -заметна.

Святейший Патриарх Кирилл в последнее время все больше обращает внимание на подготовку молодых священников. Сейчас к этому начали подходить более строго. Ранее, если клирик проходил практику неудовлетворительно, это оставалось только на его совести. Теперь после окончания сорокоуста мы пишем характеристику — насколько, по нашему мнению, человек подготовлен к самостоятельному служению.

— Может ли быть курс продлен по необходимости или, наоборот, сокращен для преуспевающих кандидатов?

— Таких случаев у нас пока еще не было. Хотя в воспитательных целях клирикам приходится и «грозить»: будешь практиковаться, пока не научишься правильно служить.

Даже за 40 дней человека невозможно научить всему. Литургию они могут освоить, совершение треб, таинств, молебнов и прочих служб, а вот, скажем, великопостные службы могут остаться без должного внимания, потому что не все проходят практику в этот период. Или наоборот — те, кто служит у нас во время Великого поста, не так часто служат Литургию.

— Для молодых священников практика в Храме Христа Спасителя — это сложное испытание? Не слишком ли тяжело новорукоположенному служить ежедневно, без выходных?

— Введение ставленнического сорокоуста преследовало чисто практические цели. Потому что, когда человек приходит служить, он -сначала может чувствовать себя неуверенно, бывает и дрожь в голосе или в коленях. Боится не туда повернуться, сделать что-то не так…

Мы стараемся объяснить молодому священнику, что волноваться не стоит. Ведь он пришел сюда, чтобы учиться, и поэтому не должен бояться ошибок. Конечно, сложнее, если человек делает одну и ту же ошибку каждый раз на одном и том же месте. Но чаще всего исправляется — в этом и есть личностный рост, совершенствование.

Очень хорошо, если после практики молодой священник попадает к опытному настоятелю. А вот если его самого назначают настоятелем и на него сваливается множество попечений, то это уже труднее. Поэтому я советую пользоваться моментом, когда можно только служить и полностью вникнуть в суть богослужения. Читайте служебник, и лучше между службами, а не во время, когда надо не только смотреть последование молитв, но и видеть, что происходит вокруг! Практика — это время, когда ты освобожден от всех других своих обязанностей. Оно дается на постижение практического смысла богослужения.

Бывает, что после месяца практики чистый служебник оказывается весь испещрен комментариями, пометками, указаниями. Думаю, в будущем такая книга становится для священника дорогой памятью об этом времени.

— Когда проходит волнение и появляется хотя бы минимальный опыт для молитвы? К пятой, к десятой службе?

— Это сложный вопрос. Вероятно, это происходит, когда новые священнослужители покидают стены этого храма. Недели две после хиротонии клирик приходит в себя, потом у него, образно говоря, начинает проясняться сознание, и он уже ориентируется в своих действиях. Затем полученные навыки нужно закрепить. Я всегда говорю: нужно почувствовать опору под ногами, а все остальное приходит с опытом. Необходимые основы в результате осваивают все, но дальше многое зависит от личности священнослужителя.

Разумеется, нельзя обобщать, потому что иногда приходят уже подготовленные клирики. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать.

В духовном смысле, поскольку человек на первых службах часто возбужден и боится ошибиться, говорить о какой-то сугубой молитве трудно. Я сам через это проходил. Со временем приходит и спокойствие, и уравновешенность, и уверенность в своих священнодействиях, и тогда уже начинаешь молиться как должно. Это приходит уже после сорокоуста.

— Кроме волнения, с какими еще психологическими и духовными проблемами сталкиваются молодые священники?

— Мой опыт показывает, что молодым священникам нужна духовная поддержка. В этом году было принято решение, чтобы новопоставленный священнослужитель два раза в неделю мог общаться с духовником по вопросам своего состояния. Это очень своевременно. Надо помнить, что служение не происходит только механически, есть и духовная, и душевная сторона. На личность и труд священника влияет также и то, как выстроены взаимоотношения в его семье, и то, как изменилась его жизнь после рукоположения. Тут, конечно, могут подстерегать какие-то проблемы. Эти вопросы и надо обсуждать с духовником.

Вообще 40 дней — не такой большой срок, чтобы можно было испытать все разнообразие чувств и психологических состояний, которые проходит священник после рукоположения. Если приходят люди, которые сильно волнуются, то хорошо, если к концу практики они начинают действовать увереннее. А если приходят уже с определенным опытом, тогда могут служить даже сразу с явным удовольствием. Бывает и так, что клирика рукополагают, а он уже где-то несет послушания: в епархии или в викариатстве, и ему приходится между службами заниматься еще и своими служебными обязанностями. Таким людям, конечно, сложнее.

— Что должно быть итогом практики — знание наизусть чинопоследования? Есть ли практические «секреты» в обучении?

— Очень важна степень самоподготовки. Хочется уже сейчас пожелать алтарникам или диаконам, которые думают о священническом сане, чтобы они не замыкались на своих обязанностях и смотрели шире. Кто знает, когда Промысл Божий призовет к служению? Хорошо заранее начать готовиться к принятию сана.

То, что происходит в алтаре, например, во время Херувимской песни, — происходит в динамике, и, конечно, священник должен уже знать все диалоги с диаконом, успеть снять покровцы со священных сосудов и покрыть их воздухом. Как правило, именно на этом практиканты стопорятся, и никто ничего не может вспомнить. К этому моменту надо готовиться.

Что касается «секретов», то, например, стал уже классическим способ удерживать под локтем книгу во время каждения. Без этого иногда поначалу руки «разлетаются» и уголь может вылететь. Или еще все повороты учу делать только через правое плечо. Многие делают по-другому. Конечно, ничего сакрального в этом нет, но, когда все делается чинно и по определенному порядку, это помогает прихожанам, не рассеивает внимание, не отвлекает от молитвы.

— Как Вы сами, будучи молодым священником, справлялись с трудностями, о которых сейчас рассказали? Что было самым сложным и насколько Ваша практика отличалась от той, которая есть у молодых священников сейчас?

— Лично я не проходил сорокоуст в том виде, в каком его проходят сейчас. Меня рукоположили в диаконы, когда я еще иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Пимена . Мое служение было в основном на его службах в субботние и воскресные дни, да и то не всегда, поэтому диаконская практика у меня небольшая — всего год. После священнической хиротонии меня назначили в Новодевичий монастырь . Когда я туда пришел, у меня тоже не было сорокоуста, но мне помогали старшие священники. Для меня лично это не было какой-то особой проблемой. Мой отец был священником, и я все видел с детства. Пожалуй, трудностью было вникнуть в смысл читаемых молитв. Хотелось успевать не только совершать какие-то необходимые действия, но и молиться от всего сердца, а это не получалось.

Но я достаточно уверенно себя чувствовал даже на первых службах. И потому мне не понятно, как иногда так получается, что рукополагаются дети священников, а у нас на практике потом оказывается, что их знаний недостаточно.

— Кто еще, помимо Патриарха Пимена, был для Вас образцом служения?

— Главным примером для меня был мой отец — протоиерей Иоанн Рязанцев. Кроме того, когда я служил в Богоявленском соборе, мне посчастливилось служить вместе со многими достойнейшими священнослужителями. Например, такими, как протопресвитер Виталий Боровой, протопресвитер Матфей Стаднюк . Он подавал нам пример: приходил на раннюю Литургию и читал записки, а потом шел служить позднюю Литургию.

В Новодевичьем монастыре я учился у священников Леонида Кузьминова, Сергия Суздальцева. Они были разными по характеру и менталитету, но этих пастырей объединяло особое благоговейное отношение к богослужению. Эти люди прошли если не через прямые гонения, то через серьезные унижения точно. И когда они принимали сан, они знали, на что идут, но у них была вера и желание послужить Богу и людям. Это чувствовалось: они шли не за карьерным ростом, о котором, к сожалению, иногда помышляет нынешнее духовенство. Никто из них об этом не думал. Такие примеры были у меня перед глазами, и я сейчас стараюсь им подражать, продолжать московскую традицию богослужения.

— Какие особенности служения Литургии, характерные для этих замечательных пастырей, Вы считаете важным донести до молодых священников?

— Московская традиция служения всегда отличалась благолепием, богослужение было красивым и вдохновенным. Я помню еще в советские времена, как к нам в гости приехал священник из Ленинграда — они вместе с моим батюшкой учились в семинарии. Когда они поездили по нашим московским храмам, то гость удивился: «Как у вас благолепно в храмах! Красота, чистота, порядок». Ясно, что он имел в виду не красоту архитектуры или интерьера, а именно отношение к храму как к святыне. У нас даже бабушки прибирались в храмах после окончания службы с особенной любовью — чистили подсвечники, протирали полы, каждый уголок. Это делалось не просто по обязанности. Люди воспринимали храм как святое место, где должен быть особый порядок.

Я часто говорю диаконам, которые у нас проходят практику, что служение начинается с выхода на ектению. Он еще ничего не произнес, а люди уже видят его и настраиваются. Одно дело, когда он выходит опрятный, идет благоговейно, уверенной поступью, спокойно. Но если опрометью «вылетают» из алтаря и начинают торопливо или небрежно совершать крестное знамение, то это очень нехорошо.

Настроение священнослужителя всегда передается людям. Если диакон или священник благоговеет перед тем, что он делает, то это благоговение по особому Божиему произволению переходит на людей. И даже не только на молящихся, но и на тех, кто заходит в храм из любопытства.

В Храме Христа Спасителя и клирики, и другие служащие стараются сохранить дух традиционного московского богослужения. Поэтому молодые священники могут получить здесь хорошую практику. Нельзя сказать, что это какой-то очень большой опыт, но хотя бы главному они успевают научиться.

Беседовала Антонина Мага

О практике прохождения ставленнического сорокоуста

Ценный опыт, который в последние десятилетия появился в Русской Православной Церкви, — это практика «сорокоуста» для тех, кто недавно принял благодать священства. О том, как ставленники постигают богослужебные традиции и с какими трудностями сталкиваются, рассказывает ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. ПДФ-версия

— Ваше Высокопреподобие, как и почему появилась практика для ставленников в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя? Как она изменилась за последние годы?

— Эта традиция сформировалась при Святейшем Патриархе Алексии II. Ранее на приходах рукополагали мало, в основном это происходило в духовных учебных заведениях. Когда же современная церковная жизнь уже получила достаточное развитие, возникла и необходимость, и возможность введения практики для ставленников. Она длилась ровно 40 дней, это был в полном смысле слова сорокоуст.
В разных епархиях практику проходят по-своему. Надо сказать, что в Московской городской епархии бо́льшую часть иерейских хиротоний сейчас совершает сам Святейший Патриарх Кирилл, потому что считает, что должен лично познакомиться с человеком, на которого будут возложены руки.

Священник вечером того же дня после хиротонии приходит в наш храм и начинает служить. Кроме Храма Христа Спасителя, рукоположенных священнослужителей могут направить для этого в Богоявленский собор в Елохове, в храм Вознесения Господня у Никитских ворот или в храм Мартина Исповедника.
Изначально речь шла именно о 40 Литургиях подряд. Но не так давно к богослужебной практике прибавилась еще и практика социального служения. Сначала решили попробовать урезать богослужебную практику до 30 дней, а на оста-вшиеся 10 клирик поступал в распоряжение епископа Пантелеимона — руководителя -Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Но в итоге оказалось, что этого срока недостаточно, чтобы освоить основные премудрости богослужения. На последнем расширенном заседании Епархиального совета я обратился к Его Святейшеству с просьбой вернуть 40-дневные богослужения, и это решение было принято. Считаю, что этот срок — минимальный для того, чтобы практикант почувствовал себя уверенно. Ставленнический сорокоуст проходят и священники, и диаконы. Это не только совершение Божественной литургии, но и другие чинопоследования и требы. Все начинается со служения молебнов, потом вводим молодого священника в совершение Таинств крещения и венчания.

— Люди, которые приходят крестить своего ребенка или венчаться, не против, чтобы Таинство совершал неопытный священник?

— Возражений у нас никогда не было. Кроме того, если новорукоположенный не имеет достаточно знаний, он сначала в течение определенного периода времени сослужит более опытному клирику, смотрит на все со стороны. Конечно, многое зависит от предшествующего опыта человека. В течение первой недели мы смотрим, понимает ли он, как схватывает суть — быстро или ему нужна «раскачка».
Уровень подготовки ставленников, которые сейчас приходят к нам, разный. От очень хорошо подготовленных, которые буквально за три дня все осваивают, хорошо знают служебник и готовы показать свои знания на практике, до тех, кто с трудом ориентируется в своих новых обязанностях.

— Но ведь молодой священник после духовных школ уже должен знать литургику на определенном уровне?

— По моему мнению, раньше, когда семинария была средним учебным заведением, там давали более серьезную подготовку именно к совершению богослужения. Например, у нас литургику, а также предмет «Практическое руководство для пастырей» преподавал будущий митрополит Астраханский и Камызякский Иона, который тогда был благочинным Покровского академического храма. На уроках мы в основном занимались практическими вопросами, можно сказать, что по ним нас прямо «натаскивали».
Преподаватель добивался, чтобы мы усвоили порядок богослужения, и то, что он нам привил и объяснил, до сих пор держится в голове. Да, мы мало занимались вопросами истории богослужения. Зато, когда пришли служить, все нам было знакомо и понятно. Сейчас в семинариях главный акцент делается на науке, языках и других предметах. И мы замечаем, что не все семинаристы считают важным уделять достаточное время практической литургике.

Но помимо знаний, полученных в духовных школах, сегодня существует еще и особая подготовка перед хиротонией. Эти обязанности распределены по викариатствам. Где-то более серьезно к этому подходят, где-то менее, и, к сожалению, слабая подготовка всегда очень -заметна.
Святейший Патриарх Кирилл в последнее время все больше обращает внимание на подготовку молодых священников. Сейчас к этому начали подходить более строго. Ранее, если клирик проходил практику неудовлетворительно, это оставалось только на его совести. Теперь после окончания сорокоуста мы пишем характеристику — насколько, по нашему мнению, человек подготовлен к самостоятельному служению.

— Может ли быть курс продлен по необходимости или, наоборот, сокращен для преуспевающих кандидатов?

— Таких случаев у нас пока еще не было. Хотя в воспитательных целях клирикам приходится и «грозить»: будешь практиковаться, пока не научишься правильно служить.
Даже за 40 дней человека невозможно научить всему. Литургию они могут освоить, совершение треб, Таинств, молебнов и прочих служб, а вот, скажем, великопостные службы могут остаться без должного внимания, потому что не все проходят практику в этот период. Или наоборот — те, кто служит у нас во время Великого поста, не так часто служат Литургию.

— Для молодых священников практика в Храме Христа Спасителя — это сложное испытание? Не слишком ли тяжело новорукоположенному служить ежедневно, без выходных?

— Введение ставленнического сорокоуста преследовало чисто практические цели. Потому что, когда человек приходит служить, он -сначала может чувствовать себя неуверенно, бывает и дрожь в голосе или в коленях. Боится не туда повернуться, сделать что-то не так…
Мы стараемся объяснить молодому священнику, что волноваться не стоит. Ведь он пришел сюда, чтобы учиться, и поэтому не должен бояться ошибок. Конечно, сложнее, если человек делает одну и ту же ошибку каждый раз на одном и том же месте. Но чаще всего исправляется — в этом и есть личностный рост, совершенствование.

Очень хорошо, если после практики молодой священник попадает к опытному настоятелю. А вот если его самого назначают настоятелем и на него сваливается множество попечений, то это уже труднее. Поэтому я советую пользоваться моментом, когда можно только служить и полностью вникнуть в суть богослужения. Читайте служебник, и лучше между службами, а не во время, когда надо не только смотреть последование молитв, но и видеть, что происходит вокруг! Практика — это время, когда ты освобожден от всех других своих обязанностей. Оно дается на постижение практического смысла богослужения.
Бывает, что после месяца практики чистый служебник оказывается весь испещрен комментариями, пометками, указаниями. Думаю, в будущем такая книга становится для священника дорогой памятью об этом времени.

— Когда проходит волнение и появляется хотя бы минимальный опыт для молитвы? К пятой, к десятой службе?

— Это сложный вопрос. Вероятно, это происходит, когда новые священнослужители покидают стены этого храма. Недели две после хиротонии клирик приходит в себя, потом у него, образно говоря, начинает проясняться сознание, и он уже ориентируется в своих действиях. Затем полученные навыки нужно закрепить. Я всегда говорю: нужно почувствовать опору под ногами, а все остальное приходит с опытом. Необходимые основы в результате осваивают все, но дальше многое зависит от личности священнослужителя.
Разумеется, нельзя обобщать, потому что иногда приходят уже подготовленные клирики. Мелкие огрехи бывают у всех, практика существует как раз для того, чтобы их убрать.
В духовном смысле, поскольку человек на первых службах часто возбужден и боится ошибиться, говорить о какой-то сугубой молитве трудно. Я сам через это проходил. Со временем приходит и спокойствие, и уравновешенность, и уверенность в своих священнодействиях, и тогда уже начинаешь молиться как должно. Это приходит уже после сорокоуста.

— Кроме волнения, с какими еще психологическими и духовными проблемами сталкиваются молодые священники?

— Мой опыт показывает, что молодым священникам нужна духовная поддержка. В этом году было принято решение, чтобы новопоставленный священнослужитель два раза в неделю мог общаться с духовником по вопросам своего состояния. Это очень своевременно. Надо помнить, что служение не происходит только механически, есть и духовная, и душевная сторона. На личность и труд священника влияет также и то, как выстроены взаимоотношения в его семье, и то, как изменилась его жизнь после рукоположения. Тут, конечно, могут подстерегать какие-то проблемы. Эти вопросы и надо обсуждать с духовником.

Вообще 40 дней — не такой большой срок, чтобы можно было испытать все разнообразие чувств и психологических состояний, которые проходит священник после рукоположения. Если приходят люди, которые сильно волнуются, то хорошо, если к концу практики они начинают действовать увереннее. А если приходят уже с определенным опытом, тогда могут служить даже сразу с явным удовольствием. Бывает и так, что клирика рукополагают, а он уже где-то несет послушания: в епархии или в викариатстве, и ему приходится между службами заниматься еще и своими служебными обязанностями. Таким людям, конечно, сложнее.

— Что должно быть итогом практики — знание наизусть чинопоследования? Есть ли практические «секреты» в обучении?

— Очень важна степень самоподготовки. Хочется уже сейчас пожелать алтарникам или диаконам, которые думают о священническом сане, чтобы они не замыкались на своих обязанностях и смотрели шире. Кто знает, когда Промысл Божий призовет к служению? Хорошо заранее начать готовиться к принятию сана.
То, что происходит в алтаре, например, во время Херувимской песни, — происходит в динамике, и, конечно, священник должен уже знать все диалоги с диаконом, успеть снять покровцы со священных сосудов и покрыть их воздухом. Как правило, именно на этом практиканты стопорятся, и никто ничего не может вспомнить. К этому моменту надо готовиться.

Что касается «секретов», то, например, стал уже классическим способ удерживать под локтем книгу во время каждения. Без этого иногда поначалу руки «разлетаются» и уголь может вылететь. Или еще все повороты учу делать только через правое плечо. Многие делают по-другому. Конечно, ничего сакрального в этом нет, но, когда все делается чинно и по определенному порядку, это помогает прихожанам, не рассеивает внимание, не отвлекает от молитвы.

— Как вы сами, будучи молодым священником, справлялись с трудностями, о которых сейчас рассказали? Что было самым сложным и насколько ваша практика отличалась от той, которая есть у молодых священников сейчас?

— Лично я не проходил сорокоуст в том виде, в каком его проходят сейчас. Меня рукоположили в диаконы, когда я еще иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Пимена. Мое служение было в основном на его службах в субботние и воскресные дни, да и то не всегда, поэтому диаконская практика у меня небольшая — всего год. После священнической хиротонии меня назначили в Новодевичий монастырь. Когда я туда пришел, у меня тоже не было сорокоуста, но мне помогали старшие священники. Для меня лично это не было какой-то особой проблемой. Мой отец был священником, и я все видел с детства. Пожалуй, трудностью было вникнуть в смысл читаемых молитв. Хотелось успевать не только совершать какие-то необходимые действия, но и молиться от всего сердца, а это не получалось.

Но я достаточно уверенно себя чувствовал даже на первых службах. И потому мне не понятно, как иногда так получается, что рукополагаются дети священников, а у нас на практике потом оказывается, что их знаний недостаточно.

— Кто еще, помимо Патриарха Пимена, был для вас образцом служения?

— Главным примером для меня был мой отец — протоиерей Иоанн Рязанцев. Кроме того, когда я служил в Богоявленском соборе, мне посчастливилось служить вместе со многими достойнейшими священнослужителями. Например, такими, как протопресвитер Виталий Боровой, протопресвитер Матфей Стаднюк. Он подавал нам пример: приходил на раннюю Литургию и читал записки, а потом шел служить позднюю Литургию.

В Новодевичьем монастыре я учился у священников Леонида Кузьминова, Сергия Суздальцева. Они были разными по характеру и менталитету, но этих пастырей объединяло особое благоговейное отношение к богослужению. Эти люди прошли если не через прямые гонения, то через серьезные унижения точно. И когда они принимали сан, они знали, на что идут, но у них была вера и желание послужить Богу и людям. Это чувствовалось: они шли не за карьерным ростом, о котором, к сожалению, иногда помышляет нынешнее духовенство. Никто из них об этом не думал. Такие примеры были у меня перед глазами, и я сейчас стараюсь им подражать, продолжать московскую традицию богослужения.

— Какие особенности служения Литургии, характерные для этих замечательных пастырей, вы считаете важным донести до молодых священников?

— Московская традиция служения всегда отличалась благолепием, богослужение было красивым и вдохновенным. Я помню еще в советские времена, как к нам в гости приехал священник из Ленинграда — они вместе с моим батюшкой учились в семинарии. Когда они поездили по нашим московским храмам, то гость удивился: «Как у вас благолепно в храмах! Красота, чистота, порядок». Ясно, что он имел в виду не красоту архитектуры или интерьера, а именно отношение к храму как к святыне. У нас даже бабушки прибирались в храмах после окончания службы с особенной любовью — чистили подсвечники, протирали полы, каждый уголок. Это делалось не просто по обязанности. Люди воспринимали храм как святое место, где должен быть особый порядок.

Я часто говорю диаконам, которые у нас проходят практику, что служение начинается с выхода на ектению. Он еще ничего не произнес, а люди уже видят его и настраиваются. Одно дело, когда он выходит опрятный, идет благоговейно, уверенной поступью, спокойно. Но если опрометью «вылетают» из алтаря и начинают торопливо или небрежно совершать крестное знамение, то это очень нехорошо.
Настроение священнослужителя всегда передается людям. Если диакон или священник благоговеет перед тем, что он делает, то это благоговение по особому Божиему произволению переходит на людей. И даже не только на молящихся, но и на тех, кто заходит в храм из любопытства.
В Храме Христа Спасителя и клирики, и другие служащие стараются сохранить дух традиционного московского богослужения. Поэтому молодые священники могут получить здесь хорошую практику. Нельзя сказать, что это какой-то очень большой опыт, но хотя бы главному они успевают научиться.

Из книги святителя Симеона Солунского (кон. XIV в. — 1429) "Премудрость нашего спасения":

"Принимая на всё благословение от архиерея, в течение седмицы <пресвитер> ежедневно совершает Литургию по Уставу, чтобы научиться своему делу и чтобы священнодействие продолжалось непрерывно в течение семи дней, означающих <символически> всю земную жизнь нашу, и дабы, совершив служение в теперешней жизни, достигнуть <небесного> бесконечного священнослужения и непосредственного общения со Христом. При этом, как получи-вший великий духовный дар, он должен, по числу даров духовных, в течение стольких же дней непрестанно совершать дела благодати".

Рождество Христово — престольный праздник главного Москвы — Храма Христа Спасителя. Для многих людей этот храм ассоциируется с неким церковным учреждением, посещать которое могут лишь избранные. О реальной жизни Храма Христа Спасителя, его социальной и миссионерской деятельности рассказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

— Отец Михаил, Рождество Христово — престольный праздник храма Христа Спасителя, который является кафедральным собором первопрестольного града. По статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси является и настоятелем храма. Вам как ключарю, человеку непосредственно отвечающему за текущую жизнь храма, каким видится отношение Патриарха к Храму Христа Спасителя?

— Недавно мы отмечали скорбную дату — 75 лет со дня разрушения Храма Христа Спасителя. Когда храм разрушали, люди, причастные к этому событию, наверно были уверены в том, что ни о каком его воссоздании не будет идти и речи, а потому постарались память об этом храме вычеркнуть из сознания россиян. Храм ведь был не только архитектурной доминантой города, но и символом единения православного народа в борьбе с иноземными захватчиками. И строился он десятилетия именно на народные деньги. Но по Промыслу Божиему на этом месте был воссоздан Храм Христа Спасителя даже, может быть, более великолепный, чем тот, который был разрушен в 1931 году.

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора.

Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви.

Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России.

В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

— Несмотря на свое главное призвание, Храм Христа Спасителя все же остается храмом, куда приходят и простые верующие, где совершаются ежедневные богослужения. Но эта сторона жизни храма почти неизвестна — есть ли в храме постоянные прихожане, существует ли община храма?

— Это очень хороший вопрос, потому что в сознании многих людей, в основном, далеких от Церкви, Храм Христа Спасителя ассоциируется с каким-то учреждением, открытым только по большим праздникам, куда могут приходить только первые лица государства, и куда попасть простому смертному практически невозможно. Но Храм Христа Спасителя, будучи кафедральным собором, несет ту же самую миссию, что и любой приходской православный храм. Здесь совершаются все церковные таинства: таинство исповеди, причащения, таинство брака, таинство крещения. И отпевания мы совершаем, причем не только высокопоставленных людей, но всех, кто обращается в храм с такими просьбами.

При всем при этом число постоянных прихожан пока не слишком велико. Храм ведь находится в центре Москвы, и многие люди добираются на богослужения с окраин. Однако в храме есть крепкий костяк прихожан, которые любят этот храм и связали с ним свое духовное делание. Есть у нас и воскресная школа как для детей, в которой, учится человек тридцать детишек, так и для взрослых — около ста человек. Обычно по воскресным дням, после Божественной Литургии наш клирик отец Андрей Овчинников собирает часть постоянных прихожан и занимается с ними, проводит воскресные беседы. Но в основном, конечно, состав молящихся в храме непостоянный.

Практически каждый человек, приезжающий в Москву или живущий в Москве в дальних районах, слышал о Храме Христа Спасителя, и в какой-то момент у этих людей возникает желание прийти и посмотреть на то, что они видели по ТВ, или о чем они слышали или читали. И здесь, конечно, возникают определенные сложности в связи с необходимостью наблюдения за духовным состоянием людей, но мы стараемся, чтобы человек, впервые посетивший наш храм, ушел не разочарованным, а нашел бы ответы на свои вопросы. У нас ежедневно в храме присутствует священнослужитель, который специально дежурит, чтобы отвечать на вопросы приходящих сюда.

Можно сказать, что в этом заключается миссионерское служение нашего храма — поток людей первый раз приходящих в храм у нас очень и очень велик.

— Помимо богослужебной жизни, какие еще сферы церковного служения присутствуют в Храме Христа Спасителя? Ведется ли социальная деятельность?

— Конечно, обязательно. Одно дело — на словах рассказывать о Церкви, о ее жизни, о ее особенностях, а другое дело — самому лично принимать участие в судьбе ближнего. Сейчас завязали знакомство с Центральным военно-морским госпиталем. Вот уже несколько раз уже туда ездили священники, причащали больных. В госпитале лежат не только служащие военно-морского флота, но и просто военные, поступившие туда из горячих точек, и все они, конечно, требуют не только медицинского внимания, но и внимания со стороны духовенства, и всегда бывает радостно видеть, как эти люди благодарно встречают священнослужителей.

У нас есть еще попечение о детском доме в Мордовии, где находятся дети, матери которых находятся в местах заключения. Этих детишек привозили к нам в храм на экскурсию. Можно себе представить, насколько дети, живущие в глуши, были поражены, когда посетили Храм Христа Спасителя, и я думаю, что это впечатление у них останется на всю жизнь. Вот, к Рождеству отправляем подарки туда. После праздников готовим еще одну такую поездку сюда в Храм Христа Спасителя.

Кроме того, у нас образовались прочные связи с военнослужащими внутренних войск, которые часто приходят в храм на экскурсию. Но мы стараемся ознакомительным экскурсиям придать просветительский, духовный характер. Многие солдаты, которые поступают на службу во внутренние войска из глубинки и не имели возможность принять Крещение, после таких посещений нашего храма изъявляют желание креститься, и мы совершаем крещение солдат — и уже довольно много было таких случаев за историю существования нашего храма.

В последние годы у нас образовалась традиция служить напутственный молебен для военнослужащих, отправляющихся на боевое дежурство в «горячие точки», — потом говорят, что после такого молебна практически все участники возвращались обратно невредимыми. Недавно мы познакомились с людьми, которые несут свое добровольное послушание в Центральной детской республиканской больнице в отделении трансплантации костного мозга, и там больные дети испытываю нужду от нехватки лекарств. И наши друзья из одной аптеки откликнулись на нашу просьбу, и большое количество лекарств они передали для детишек совершенно безвозмездно. По мере формирования постоянных прихожан мы будем привлекать их для участия в делах милосердия.

— Одной из проблем современных храмов является невоцерковленность сотрудников — на некоторые должности очень сложно бывает найти человека и церковного и профессионального. Как решается эта проблема, учитывая огромный штат всевозможных работников и разносторонность их деятельности в Храме Христа Спасителя?

— Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя». Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма.

Но, конечно, этих средств не хватает, и город, поскольку храм является городским имуществом, старается осуществлять его финансовую поддержку. И, с одной стороны, это большая помощь Церкви, поскольку нам не нужно заботиться о каких-то серьезных материальных попечениях, но с другой стороны, приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами.

Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться, а они пришли в храм, что он является кафедральным собором, во главе которого стоит Святейший Патриарх, что люди в своей профессиональной деятельности должны соответствовать этому статусу.

Есть у нас, как я уже сказал, чисто церковная структура, которая непосредственно занимается обеспечением богослужений как патриарших, так и ежедневных. И это люди церковные, которые находятся в ведении ключаря Храма Христа Спасителя, и ключарь несет ответственность за их поведение, за их отношение к людям, приходящим в наш храм. Есть, конечно, большая текучесть кадров, потому что сложно здесь работать, если сравнить с каким-то приходским храмом, где и народу поменьше и объемы деятельности поменьше. Ведь даже для того, чтобы поменять свечи у подсвечников, тут надо за целый день пройти несколько километров. Потом те, кто стоит у иконных киосков или свечных, или книжных — именно они встречаются с людьми, на них также лежит ответственность, как они отнесутся к человеку, впервые пришедшему в храм. И нужно постоянно с этими сотрудниками проводить беседы, чтобы они имели терпение, уважение и любовь христианскую. Необходимо, чтобы впечатление у человека, переступившего порог Храма Христа Спасителя, не было испорчено, чтобы ему еще раз захотелось сюда прийти.

— Сейчас все более активно развивается православный Интернет, и у Храма Христа Спасителя также есть сайт. Какова с вашей точки зрения, важность присутствия Православия в Интернете?

— К сожалению, у нас нет какого-то штата или особого человека, который мог бы отвечать за работу этого сайта. Им занимается в свободное время наш протодиакон отец Александр Агейкин. Стараемся, конечно, чтобы события, которые происходят в стенах нашего храма, были отображены на сайте. Но есть пожелание наших прихожан, чтобы была еще информация и о том, что намечается, что ожидается. Я думаю, что мы будем это учитывать и помещать такую информацию на своем сайте.

— На вашем сайте есть особенный раздел — трансляция богослужений и телемосты. Будет ли развиваться это направление?

— Да, это мы обязательно будем делать. Практически все Патриаршие службы у нас проходят с трансляцией и видеоматериалами. Тем более что эти трансляции помогают людям, живущим далеко от Москвы, даже за рубежом, наблюдать церковную жизнь Москвы, церковную жизнь Храма Христа Спасителя. Кстати, надо сказать о том, что по Интернету наш отец Александр познакомился с протодиаконом кафедрального собора Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, который заинтересовался богослужениями в Храме Христа Спасителя, прислал ему свои вопросы. Таким образом, мы даже предвосхитили событие воссоединения с Русской Зарубежной Церковью, когда определенные моменты Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя принимаются уже там, в кафедральном соборе Сан-Франциско и через это осуществляется связь между нами и Зарубежной Церковью.

— Храм Христа Спасителя является образцом для других храмов Москвы, тем более что многие ставленники в священный сан проходят у вас первоначальную практику.

— Когда Святейший Патриарх меня назначил ключарем Храма Христа Спасителя, то в указе значилось, что по своим обязанностям я должен приготавливать храм к его деятельности церковно-богослужебной, должен обеспечивать Патриаршие богослужения. У меня до этого был некоторый опыт сослужения архиереям: в юности иподиаконствовал у Патриарха Пимена одиннадцать лет, потом был назначен в Новодевичий монастырь, где проходил свое пастырское служение в качестве священника. Поэтому опыт совершения и архиерейских богослужений и вообще уставных богослужений у меня уже был. И когда Святейший Патриарх назначил ключарем в Храм Христа Спасителя, и мы только-только начали осуществлять свою богослужебную деятельность, то хотелось все лучшие примеры, которые были у меня пред глазами, воплотить в уставе Храма Христа Спасителя.

Еще мне, как ключарю Храма Христа Спасителя, сам Святейший облегчил эту участь, назначая сюда грамотных священнослужителей, они органично вошли в богослужебную деятельность нашего храма и, конечно, помогают мне в исполнении моего послушания. И часто бывает так, что вновь рукоположенных клириков и в диаконском, и в иерейском сане направляют сюда к нам для прохождения практики. В среде священнослужителей бытует мнение, что здесь все такие важные и неприступные, но встречают они здесь братское дружелюбное отношение.

— Отец Михаил, восстанавливаете ли вы какие-то дореволюционные традиции храма в отношении пения или совершения богослужений?

—Это, несомненно, интересно, и я думаю, что это мы будем делать. Но что касается церковного пения, то сейчас у нас грамотный и высоко профессиональный регент Сергей Васильевич Кривобоков, а до него был Николай Сергеевич Георгиевский. Это церковный человек, который был воспитан в храме с детских лет. Патриаршему служению должно соответствовать и пение церковное высокого уровня. Нельзя забывать, что храм первоначально храм был построен во второй половине XIX века, и его лучшие годы существования пришлись на конец XIX — начало XX века, поэтому живопись храма академическая, и пение должно соответствовать этой эпохе.

У нас очень хорошая нотная библиотека, из которой можно почерпнуть прекрасные произведения. Есть возможности, есть силы, и я думаю, что в дальнейшем мы тоже будем работать и трудиться и над совершенствованием и разнообразием репертуара. К сожалению, у нас большие объемы храма, поэтому приходится пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, что, на мой взгляд, снижает восприятие пения, потому что не всегда можно четко разобрать слова, но даже сама гармония церковного пения должна человека как-то расположить к молитвенному настроению.

А что касается богослужебных традиций, то, в частности, начиная с 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, 25 декабря по новому стилю мы совершаем заупокойное богослужение, в котором поминаем императора Александра I. По его велению был издан манифест о строительстве Храма Христа Спасителя. Также поминаем военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вообще такое богослужение уже седьмой раз совершается, а в этом году впервые, по благословению Святейшего Патриарха, служили молебен, составленный митрополитом Филаретом — благодарственный молебен об изгнании галлов и с ними «двадесяти языков». Впервые после долгого времени мы совершали этот молебен, который совершался 25 декабря, но по старому стилю, в праздник Рождества. Но поскольку у нас рождественские службы проходят особо торжественно, с Патриаршим служением, не совсем было бы удобно совершать именно в Рождественские дни эту память, поэтому мы решили 25 декабря, то же самое число, только по новому стилю, совершать этот молебен, который теперь будет ежегодным.