Кремль патриаршие палаты. Уникальная музейная экспозиция

21 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты. Палаты, предоставленные в пользование Патриарху Московскому и всея Руси Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, после завершения реставрационных работ будут использоваться во время проведения официальных мероприятий с участием Предстоятеля Русской Церкви - встреч, переговоров, приемов .

От редакции . Таким образом, исторические Патриаршие палаты в Московском Кремле останутся музейными помещениями, и при Патриархе Кирилле статус Патриарших палат присвоен … подклету?!

Первыми посетителями Патриарших палат , как сообщается на официальном сайте пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, стали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Его Святейшества. Высоких гостей встречал Святейший Патриарх Кирилл:

UPD . 21 ноября 2011 г. 16:39 патриаршая пресс-служба распространила следующее сообщение: «Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день - особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы , на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения»: http:// www. patriarchia. ru/ db/ text/1749942. html

Как говаривали прежде на Руси, наверху - царь, а внизу - псарь:-)


Для справки : Нижний этаж Грановитой палаты представляет собой хозяйственный подклет из 5 помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади. В 1990-е гг. подклет Грановиой палаты уже был отреставрирован. В 2011 г. была начата новая реставрация подклета (см. фото ) с участием питерского ООО "Рестауро СПб", где впервые используется гидравлическая известь "Сент-Астье" (StA NHL3,5)

Фрагмент интерьера подклета Грановитой палаты 20 января 2005 г . именно здесь, в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин (см. фото ).


13 июля 2011 г., после Литургии в храме Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католическую делегацию во главе с архиепископом г. Тренто Луиджи Брессаном в Мироваренной палате Патриаршего дворца: Этот дипломатический приём в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца стал первым в истории Церкви после упразднения патриаршества на Руси. Все последние 20 лет там, посреди музейной экспозиции, проходили лишь концерты и конференции с приглашением различных церковных организаций. Более того, после приёма делегации Римско-Католической Церкви Патриарх Кирилл провёл в Крестовой (Мироваренной) палате рабочее совещание с заместителем главы Администрации Президента России А.Д. Бегловым и депутатом Государственной Думы РФ от Ярославской области, первым заместителем председателя комитета по международным делам .

Для справки : Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов были построены русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1653-1655 гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. Особое место в дворце занимала Крестовая палата на втором этаже - парадный приемный зал Патриарха Никона, в котором проходили заседания Священного Собора. Здесь Патриарх принимал Царя и послов иностранных держав. В 1763 г. здесь стали совершать варение мира. После упразднения патриаршества во дворце разместилась Московская Синодальная контора. 13 июля 2008 г., в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию в церкви Двенадцати апостолов (см. фото ).

Вконтакте

Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены.

В 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название.


A.Savin , GNU 1.2

По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому Теремному. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница.

На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.

При Петре I во дворце разместилась Московская контора Синода.


Bernard Marti , CC BY-SA 2.5

Ризница и собор пострадали во время артобстрела 1917 г. В 1929 г. в храм был перенесен иконостас XVII в. из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

В 1980–85 гг. в палатах прошла реставрация, в ходе которой зданию был возвращен облик XVII в., а музейная экспозиция приняла свой ныне существующий вид.

В настоящее время

На втором этаже патриарших палат расположился музей, посвященный русской культуре XVII в. накануне петровских реформ.

В экспозиции музея представлена старинная мебель, драгоценная посуда, ювелирные украшения, редкое шитье, предметы царской охоты.


Богдан Салтанов , Public Domain

Здесь можно увидеть изделия прославленных художественных мастерских: Царицыной, Годуновых, Старицких.


Alex Zelenko , GNU 1.2

В церкви особый интерес представляют иконостас из Вознесенского собора Кремля и ценная коллекция древних икон, включая иконы царских изографов Симона Ушакова и Федора Зубова.

Фотогалерея








Полезная информация

В России Православная церковь всегда сотрудничала со светской властью и подчинилась ей. Но был в истории страны Церкви один патриарх, который соперничал с царём во власти. Он хотел подчеркнуть, что власть Патриарха от Бога и что она выше царской власти. Звали его Никон.

Для того чтобы показать своё величие и утвердить первенство на власть, он приказал построить в Кремле роскошную Патриаршую резиденцию. В наше время она называется Патриаршие палаты. Патриарший дворец и Церковь Двенадцати апостолов ― памятник культуры мирового значения.

Патриаршие палаты - уникальный объект культурного наследия

Патриаршие палаты и Церковь Двенадцать апостолов - это комплекс зданий, расположенных на территории Московского Кремля. Комплекс размещается к северу от колокольни Ивана Великого и Успенского собора. Его предназначение - служить резиденцией Московских патриархов.

Весь комплекс зданий признан памятником архитектуры второй половины xvii века. Главное его здание - Патриарший Дворец. Это официальная резиденция иерархов Русской православной церкви. Кроме того, в его состав входит домовой храм патриархов - и церковь Двенадцати апостолов. Архитектурный комплекс с северной стороны завершает Соборную площадь.

Комплекс Патриарших палат наряду с тремя главными кремлёвскими соборами - Успенским, Архангельским и Благовещенским, составляет единый историко-архитектурный ансамбль.

ЮНЕСКО признало церковь 12 апостолов памятником всемирного наследия

Через арки церкви Двенадцати апостолов посетители обычно проходят на Соборную площадь Московского Кремля. В его составе палаты и собор признаны памятником всемирного культурного наследия. Этот статус им присвоен ЮНЕСКО.

Палаты Патриарха расположены на Соборной площади

Патриарший дворец находится в Москве, на территории Московского Кремля. Это территория Соборной площади. На неё выходит парадный фасад архитектурного комплекса. Северный фасад выходит на бывший двор палат. По своему оформлению он более скромный, чем парадный.


Для проезда на Соборную площадь под храмом Двенадцати апостолов выполнено две проездных арки. Каждая проездная арка раньше закрывалась массивными воротами. Арки позволяют пройти с Соборной площади на внутренний двор Патриарха.

Аспиды церкви выходят на восточную сторону. Внешнее убранство дворцового комплекса в архитектурных деталях повторяет убранство соседних зданий. Среди них можно назвать Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого и другие.

Патриаршие палаты были построены в 17 веке русскими зодчими

По заказу Патриарха Никона был построен храм 12 Апостолов и Патриаршие палаты

Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 - 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.

Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.

Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста.

Крестовая палата получила такое название потому, что она была построена в форме креста.


О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.

Его отец - потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина. Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.

Патриархи издавна жили на территории Резиденции

Территория, расположенная к северу от Успенского собора, издавна принадлежала Московским митрополитам, а позже патриархам. Первым здесь поселился в начале XIV века Митрополит Пётр. Резиденция неоднократно перестраивалась и отстраивалась вновь.


Первую каменную палату на месте будущей Патриаршей Резиденции заложили в 1450 году по указу митрополита Ионы. Здесь же в это же время воздвигнута церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году был учреждён Московский патриархат и поэтому двор стал Патриаршим. Его разорили в Смутное время, кроме того, двор сгорел во время московского пожара, который случился в 1626 году.

Митрополичий двор стал Патриаршим в 1589 году.

В этом же году Патриарх Филарет его восстановил. Во времена патриарха Иосифа выполнили капитальный ремонт палат. За ним наблюдал Антип Константинов, который ранее построил Тюремный дворец. Непосредственно же строительство осуществлял Давыд Охлебинин и Тарас Тимофеев.

В нынешнем виде Патриаршие Палаты построены по повелению Патриарха Никона. По его указу старые постройки снесли. На их месте возвели новые палаты в три этажа. Кроме того, на территории Резиденции была построена домовая церковь. В 1656 году при Патриархе Никоне она была освящена во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа.

В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг.

Кресты пяти глав Храма были позолоченными и сохранялись вплоть до XIX века. Кроме того, в это же время возвели величественную Крестовую палату. В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг. Во время суда над ним их роскошь стала ещё одним доказательством его вины.

После смерти Никона Палаты неоднократно перестраивались. Так при Патриархе Иоакиме церковь Апостола Филиппа перестроили. После этого она стала называться Церковь 12 апостолов. Здесь обычно Московские патриархи совершали службы в будние дни.

После упразднения патриаршества в Патриарших палатах размещалась Московская синодальная контора

После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.

На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов.


В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими. Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.

В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида.


Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию. Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.

Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции.

Архитектор Ивая Яковлев восстановил старый свод над Мироваренно палатой

В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Во время Русской революции Патриаршие палаты и Собор сильно пострадали

Во время Октябрьской революции в московском Кремле собор московского Кремля имени Двенадцати апостолов, а также одна из стен Трапезной палаты подверглись сильному разрушению. Дело в том, что в зданиях скрывались сторонники белого движения, и поэтому их обстреляла артиллерия большевиков.


Советская власть палаты национализировала. Произошло это в 1918 году. После этого их передали музею. Патриаршие палаты во времена СССР ремонтировались и реконструировались.

В 1929 году в них перенесли из разрушенного собора Вознесенского монастыря иконостас XVII века. При этом во время реставрации власти приняли решение открыть расположенные под церковью два проезда.

Патриаршие палаты были национализированы Советской властью в 1918 году.

Кроме того, в 1922 году восстановили старинную галерею, которая соединяла храм с жилыми покоями Патриарха. Открыли и сами покои. Пол собора покрыли глазурованными плитками. При этом от верхнего храма апостола Филиппа, бывшим домовой церковью патриархов, остался только алтарь. В наше время доступ к нему перекрыт.

Современная архитектура Патриарших палат повторяет первоначальную

Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.

Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка - остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.

В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея..


Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.

На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его. Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.

В наше время Патриарших палатах размещается музей

Патриаршие палаты длительное время использовались для размещения различных служб Кремля. В качестве музея их стали использовать, начиная с 1961 года. Современная экспозиция в музее действует с 1987 года. Музей называется «Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Современная экспозиция музея в Патриарших палатах действует с 1987 года.

При этом внутри палат и соборе сохранились остатки их первоначального интерьера. Это помещённая в барабанах настенная роспись. При этом в Крестовой палате на прежнем месте стоит мраморная печь для мира.

Кроме того, здесь также помещена серебряная кадь под него. Изготовить её приказала императрица Екатерина II. Она же оплатила заказ. Весит кадь двести килограмм.

В музее собраны различные вещи того времени - культовые и бытовые предметы. В основном это личные вещи Московских патриархов, царей и членов царской фамилии. Представлены также художественные изделия, книги, шитьё, иконы, часы, посуда и ювелирные изделия.

Все предметы выполнены как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Наиболее значимые экспонаты сгруппированы в музее по тематике

Кроме печи для варения мира, кади для неё же и иконостаса собора разрушенного Вознесенского монастыря, музей собрал много интересных экспонатов. Среди них можно назвать вклад царя Фёдора Алексеевича - золотое кадило, алавастр, подвесную пелену с вышитым изображением митрополита Ионы.

Также здесь можно увидеть портрет царя Алексея Михайловича на коне, часы, принадлежавшие патриарху Филарету и другие артефакты.

Все экспонаты в музее размещены согласно тематике. Одежда Московских патриархов, посольские дары, чарки, блюда, стопы и т.д. выставлены в Крестовой палате. В Трапезной можно рассмотреть художественной шитьё.

Экспозиция икон, по понятным причинам, размещена в Соборе Двенадцати Апостолов. Интерьер богатых русских жилых домов XVII века можно обозреть в Приказных палатах. Это мебель и изразцовая печь.

Во второй комнате выполнена реконструкция рабочего кабинета московских патриархов. Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.

В Парадных сенях Патриарших палат хранятся личные вещи патриарха Никона и его парадное облачение.

Все желающие могут посещать музейный комплекс ежедневно. Исключение только четверг. Работает он с 10.00 до 17.00. Так как он находится на территории московского Кремля, могут быть установлены временные ограничения на посещение его залов, поэтому запись на экскурсию необходимо производить заранее.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов - один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок . Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у . Позднее для него было выбрано место ближе к . Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой . Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653-1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение - Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955-1957 гг. и 1963-1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан - всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни - в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов - только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой . Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде - алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш и сковорода царевны . В обширном собрании часов XVI-XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие и , патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной , русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей . Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.


Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца - резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I - государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого - царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами - столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе - знаменитыми мастерами того времени - Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе - подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.