Кигим андрей степанович скандалы. Фонд социального страхования российской федерации

Сегодня президиум Национального союза страховщиков ответственности (НССО) обсудит отставку своего президента Юрия Яковлева. Претендентом на место нового главы союза страховщики называют президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрея Кигима. По их мнению, у успешного управленца Андрея Кигима больше шансов вывести страховщиков на рынок "промышленной автогражданки" ценой в $1 млрд сборов в год, чем у бывшего замглавы опального Фонда ОМС Юрия Яковлева.


Вчера информагентство "Интерфакс" сообщило о том, что сегодня президиум НССО рассмотрит кандидатуру нового президента НССО — Андрея Кигима. Данную информацию Ъ подтвердили ряд глав крупных компаний, входящих как в президиум, так и в правление НССО. Как заявил Ъ один из членов правления союза, "уже есть заявление Юрия Яковлева об отставке с открытой датой и ему завтра будет дан ход".

НССО создан в июле 2005 года как объединение страховщиков, готовящихся к принятию закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов" (ОПО). Он принят в первом чтении в декабре 2005 года, обязывает все предприятия нефтегазовой и угольной промышленности, а также ряд других объектов, признанных опасными в РФ (их более 300 тыс.), страховать ответственность на суммы с 14,8 млн руб. до 6,5 млрд руб. ОПО называют "промышленной автогражданкой", она гарантирует страховщикам рынок сборов минимум в $1 млрд.

Принятию закона о "промышленной автогражданке" препятствует промышленное лобби. По словам главы крупной компании, страховщики уже больше года пытаются сдвинуть с мертвой точки ситуацию с законом по ОПО. Сейчас законопроект находится в правительстве. Его второе чтение ожидается в весеннюю сессию Госдумы. "Тот факт, что Юрий Евгеньевич (Яковлев.— Ъ ) до августа прошлого года занимал пост первого замглавы Фонда ОМС, играет не в нашу пользу, он не вхож в нужные кабинеты",— говорит один из участников рынка. Другой страховщик считает, что претензий к деятельности нынешнего президента НССО у компаний нет, "однако ситуация с принятием закона по ОПО и так затянулась и НССО должен возглавить активный человек, не ассоциирующийся со скандалами".

Таким на рынке называют нынешнего главу РСА Андрея Кигима. Поскольку НССО создавался по образу РСА (только члены РСА могут заниматься ОСАГО и РСА держит все гарантийные фонды на случай ухода страховщиков с рынка), страховщики уверены, что господин Кигим справится с руководством союза по "промышленной автогражданке". Страховщики уверены в способностях Андрея Кигима, который с 2000 по 2004 год занимал посты замглавы Федеральной службы по финоздоровлению и банкротству, замминистра Министерства природных ресурсов и замглавы аппарата правительства. "Думаю, что Андрей Степанович (Кигим.— Ъ ) справится с одновременным руководством и РСА, и НССО",— заявил Ъ член президиума НССО.

Андрей Кигим вчера отказался от комментариев. А Юрий Яковлев подтвердил Ъ, что кадровый вопрос может быть обсужден на заседании президиума, хотя в повестке не значится. "Проект по ОПО активно готовится ко второму чтению,— заявил он Ъ,— и мы будем обсуждать плановые изменения союза в профобъединение, обсудим новый устав как один из вариантов, кадровые вопросы тоже".

Ъ будет следить за развитием событий.

Татьяна Ъ-Гришина

Работа в правительстве, руководство союзами страховщиков - РСА , НССО, ВСС , руководство Фондом социального страхования

Андрей Степанович Кигим - государственный и общественный деятель, руководитель различных всероссийских объединений страховых компаний в 2004 - 2013 годах. Один из основных лоббистов интересов страховщиков , входил в пятерку наиболее часто упоминаемых в СМИ людей, связанных со страхованием . 21 марта 2013 года распоряжением председателя правительства Дмитрия Медведева назначен руководителем Фонда социального страхования Российской Федерации .

Андрей Кигим родился 30 октября 1957 года в г. Липецке . В 1979 году он устроился в родном городе на работу плотником в строительном управлении, в том же году поступил на геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В - гг. прошел службу в рядах ВС СССР , в 1986 году окончил ВУЗ по специальности геолог -геофизик и поступил в аспирантуру МГУ (окончил в 1991 году). Во время учебы занимал руководящие должности в комсомольской организации ВУЗа - секретарь факультетского комитета ВЛКСМ МГУ.

Работа в Сбербанке

В 1991 году Андрей Кигим поступил на работу в Сбербанк на должность ведущего экономиста управления международного сотрудничества, в 1992 году занял пост начальника отдела содействия приватизации управления ценных бумаг Сбербанка, с 1993 по 1998 годы работает начальником отдела, и заместителем директора управления ценных бумаг и доверительных операций Сбербанка РФ. В 1996 году окончил Институт повышения квалификации при Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности экономист.

Работа в Росгосстрахе

Работа в правительстве

В июне 2000 года становится заместителем руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, в августе 2001 года - заместителем министра природных ресурсов РФ, курирует финансово-экономический блок работы Министерства природных ресурсов . 22 сентября 2003 года назначен заместителем Руководителя Аппарата Правительства РФ (распоряжение Правительства № 1377-р), 19 марта 2004 года (после отставки правительства Михаила Касьянова) был освобожден от этой должности в связи с переходом на другую работу (распоряжение Правительства № 385-р).

Работа в союзах страховщиков

C марта по апрель 2004 года Андрей Кигим работал заместителем исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля. В апреле 2004 он переходит на работу исполнительным директором в Российский союз автостраховщиков (РСА) и работает в этой должности до октября того же года. В ноябре 2004 года А. Кигим был выбран президентом РСА, сменив на этом посту Анатолия Кургина и став третьим президентом союза за два года . На этом посту активно лоббировал внесение поправок в Закон об ОСАГО, при нем вступили в действие такие существенные изменения как «европротокол» (оформление незначительных ДТП , в которых ущерб причинялся только автомобилям и не страдали люди, без привлечения ГАИ - ГИБДД) и «прямое урегулирование» (порядок оформления выплат по ОСАГО , при которых пострадавший обращается в страховую компанию , выписавшую его полис ОСАГО, а не к компании виновника), а также реально заработали компенсационные фонды РСА (после краха страховой компании Авест в 2005 году). Так и не была создана и не заработала предусмотренная законом единая информационная система ОСАГО, поэтому был, по сути, провален проект «бонус-малус » (зависимость страхового тарифа (стоимости полиса) ОСАГО от страховой истории водителя).

В 2007 году, после создания Национального союза страховщиков ответственности (НССО), Андрей Кигим избирается также президентом этого нового союза, активно включается в работу по подготовке нормативной базы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов . Этот период характерен жестким противостоянием НССО и РСПП (а также других союзов предпринимателей - «Деловая Россия» и «Опора России»), которые пытались доказать неэффективность и неоправданную дороговизну этого вида обязательного страхования. В итоге закон об ОСОПО был все-так принят.

В мае 2009 года Андрей Кигим оставляет посты в РСА и НССО, 26 мая 2009 года на съезде ВСС избирается президентом Всероссийского союза страховщиков, (этот пост оказался вакантным после назначения возглавлявшего ВСС Александра Коваля руководителем Федеральной службы страхового надзора). Переизбирается на очередные три года на внеочередном съезда союза в октябре того же года. , повторно избран на пост президента ВСС на съезде союза в феврале 2011 года .

В 2012 году активно участвует в организации работы страховщиков над стратегией развития страхового рынка до 2020 года .

Партийная работа

В феврале 2010 года Андрей Кигим вступает в партию «Единая Россия », активно работает в Либеральном клубе партии .

Правительственные награды

Андрей Кигим в 2009 году был награждён орденом Почета .

Семейное положение

Андрей Кигим женат, у него трое детей.

Напишите отзыв о статье "Кигим, Андрей Степанович"

Ссылки

  • Заместители Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

Примечания

Отрывок, характеризующий Кигим, Андрей Степанович

Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

Главу Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрея Кигима прочат в новые руководители Фонда социального страхования РФ, доходная часть которого в 2011 году составила около 560 миллиардов рублей. Слухи о его назначении активно муссируются в последнее время. Однако, в свете всего того, что сейчас происходит на страховом рынке, сомнительно, что фигура Кигима будет уместна на столь крупном посту. Более того, учитывая последние события с переносом съезда Всероссийского союза страховщиков и скандала, произошедшего на прошлом съезде, серьезно стоит вопрос о легитимности пребывания Андрея Кигима на посту главы ВСС. Дошло до того, что крупные страховщики уже открыто поднимают этот вопрос (как, например, председатель совета директоров компании «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов) и создают параллельные организации. Сам же Кигим, сопровождаемый скандалами, вместо сплочения страхового рынка, ударился в поддержку Алексея Навального.

Недовольство Кигимом на страховом рынке в последнее время оказались столь глубоко, что из президиума ВСС вышла весомая часть представителей страхового рынка, которая предпочла создать собственную организацию СРО «Союз страховщиков России». В ССР вошли 30 «республик» - страховых компаний-учредителей, а в президиуме оказались глава «РЕСО-Гарантии» Сергей Саркисов, руководитель компании «МАКС» Надежда Мартьянова, а также глава «Межрегионгаранта» Евгений Потапов и Юрий Бугаев, возглавляющий Ассоциацию профессиональных страховых брокеров. Президентом нового союза стал экс-руководитель недавно упраздненной Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора) Александр Коваль.

При этом, не желая раскачивать рынок, никто из них публично не говорил о политических увлечениях Кигима и расходовании средств в подконтрольных ему организациях. «На мой взгляд, ВСС не справляется с серьезными задачами, которые сегодня стоят перед страховым рынком», - скупо обрисовал причины создания альтернативного объединения Сергей Саркисов, отведя ключевую роль в неудачах Всероссийского союза страховщиков его руководителю Кигиму.

Что так смутило коллег Андрея Кигима? Формально причиной конфликта стал вопрос его переизбрания. Оданко «переизбрание» - лишь благовидная формулировка. Очевидно, что представителей профессионального сообщества категорически не устраивает сложившая порочная система и то, как непрозрачно используются средства и принимаются решения в фондах, в которых работает и работал Кигим (он возглавлял РСА, Российский Союз Автостраховщиков - один из ключевых страховых фондов, откуда был с позором изгнан за торговлю бланками). При этом он никогда не подписывается под финансовыми документами, и предпочитает нигде не фигурировать лично (кроме платежки в адрес Навального, здесь промашка вышла).

Слухи о назначении Кигима на более высокую должность тем более удивительны, учитывая, что он является самым последним выдвиженцем Михаила Касьянова в нынешней власти. Покровительство тогдашнего премьера стало главной движущей силой карьеры нынешнего главы ВСС. Именно Касьянов, чувствуюя свою скорую отставку, начал активно двигать своего протеже на должность замглавы аппарата правительства. Если полистать архив ряда федеральных СМИ, можно припомнить, что тот аппарат называли не иначе как «альтернативным правительством», и Кигим работал в нем в интересах позабытой уже "Семьи".

Финансирование Кигимом Российского народно-демократического союза, возглавляемого Касьяновым – момент дискуссионный. Бесспорно другое: политические интересы Андрея Кигима явно сдвинулись в сторону оппозиции. Доходит до явной нелепицы: в феврале 2010 года Кигим вступил в «Единую Россию» и тотчас же активно включился в работу ее Либерального клуба. Вскоре либерализм нового единоросса зашел так далеко, что он перечислил 100 тысяч рублей в Фонд борьбы с коррупцией, который, как известно, возглавляет Алексей Навальный. В соответствующей почтовой квитанции указана цель этого щедрого перевода: «Пожертвование на ведение уставной деятельности и содержание фонда». Таким образом, Андрей Степанович влил финансы в борьбу с самим же собой как представителем «партии жуликов и воров».

Собственно, политическая неразборчивость Кигима вкупе с непрозрачной ситуацией в "подшефных" ему организациях стала, тем самым фактором риска, который расшатывает весь страховой рынок. Взаимоисключающие жесты – непозволительная роскошь для человека, которому доверены миллиарды. И Фонд федерального страхования явно не то место, где можно безнаказанно обкатывать новые формы политического участия и схемы, отработанные на прошлых постах. Особенно если учесть, что после губернатора Кировской области Никиты Белых в поле зрения следователей, занимающихся делом Навального, вполне может попасть и «либерал от страхования».

В России могут начать проверять, что делает человек, находясь на больничном. В Фонде социального страхования (ФСС) не против такой практики.

Об этом "Российской газете" рассказал глава ФСС Андрей Кигим. А также о том, как идет эксперимент с электронными больничными, когда наши инвалиды получат умные протезы, о развитии центров реабилитации и других перспектив Фонда соцстраха.

Андрей Степанович, что показал эксперимент с электронным больничным? Вы довольны результатами?

Андрей Кигим: Эксперимент проходит в трех регионах: в Белгороде, Астрахани и Москве. Там происходит электронный обмен информацией между больницами и ФСС, поскольку многие больницы автоматизированы.

Врачи в электронном виде заполняют меддокументы и отправляют в фонд необходимые сведения о страховом случае. Возникают, конечно, разные технические сложности, но в ходе эксперимента они, надеюсь, будут сглажены. В целом его ход оценивается положительно.

А пока по всей стране около 1300 специалистов, работников фонда с высшим медицинским образованием проверяют соблюдение порядка выдачи листков нетрудоспособности. Оценивается содержание записей, обосновывающих выдачу листка нетрудоспособности. Проверке подлежит около 40 процентов больничных, а мы их выдали в 2014 году около 41 миллиона.

Когда электронный больничный будет внедрен во всех регионах, хотя, признаюсь, это дело не одного года, мы сможем перепрофилировать этих 1300 человек на услугу, связанную с психологической работой с клиентом. Сегодня такой услуги в фонде в расширенном варианте нет.

А много сейчас выявляется поддельных больничных? Как вы с ними боретесь?

Андрей Кигим: В "передовых" регионах, например, Новосибирской области, более сотни человек осуждены за подделку бланков. Даже условное наказание заставляет понять, что присваивать ресурсы работодателей и государства нельзя. Это наше отдельное направление наряду с внедрением электронного листка.

Как вы отлавливаете нарушителей?

Андрей Кигим: При взаимодействии с полицией, прокуратурой, ФСБ. Есть регионы, где идет качественная работа собственных специалистов, есть технологии выявления этих бланков. Если вы откроете Интернет, вы увидите: "куплю, продам". Если это бланки больничных, то такой факт берется на контроль нашими ревизорами.

Людей заставляют возмещать убытки?

Андрей Кигим: Заставляют. В рамках уголовного дела есть гражданские иски, по которым возмещается ущерб. Кто в превентивном порядке возместил, соответственно и уголовная ответственность снижается. Наказываются в основном либо условным сроком, либо исправительными работами.

Я слышала, что в западных странах, когда человек уходит на больничный, его проверяют, действительно ли он болеет и соблюдает постельный режим. У нас тоже так будет?

Андрей Кигим: Если так сделать, все закричат, что ограничиваются их права. Но поймите правильно. В любой стране существует две категории граждан. Люди добросовестные и мошенники. Вторые пытаются жить за счет первых.

В ряде стран достаточно жестко отслеживается, соблюдается ли больным режим лечения. Помните, был случай в Англии, когда англичанин поехал отдыхать в Австралию и спас ребенка от акулы. А его с работы уволили. Почему? Потому что на работе он числился на больничном.

На мой взгляд, мы могли пойти на такой эксперимент, привлечь частные страховые компании, как это делает ФОМС, чтобы они у нас были "контролерами" и следили, что происходит с людьми, которые уходят на больничный. Это было бы нормально.

Например, в Польше в полномочия врачей, работающих в ZUS (Управление социального страхования), входит проверка обоснованности выдачи листков нетрудоспособности, а именно контроль правильности заключений о временной нетрудоспособности: правильность диагноза, оценки тяжести заболевания, правильности лечения, достаточности обследования. А также контроль за застрахованным лицом, такой как посещение на дому, как соблюдается режим, не работает ли человек где-то за деньги в этот период.

В Литве, если во время нахождения на больничном человек пересекает границу, то данные об этом поступают в SODRA (Управление Фонда государственного социального страхования). Случай не признается страховым, и пособие по болезни не выплачивается.

Социальный омбудсмен

В стенах ФСС появился свой омбудсмен. Расскажите о нем.

Андрей Кигим: Во многих странах мира есть опыт частных и государственных омбудсменов в системе страхования, в том числе социального. Мы его изучили. Сейчас разрабатываем совместно с минтрудом проект закона.

А с октября 2014 года приступили к реализации пилотного проекта. Для организации работы в фонд приглашен судья Высшего арбитражного суда в отставке. Созданы Управление досудебного урегулирования споров, комиссия по жалобам.

Сейчас идет анализ всех поступающих в фонд жалоб, их классификация, чтобы определять типовые решения, которые будут направлены в регионы для того, чтобы там оперативно принимались решения в случае поступления аналогичных жалоб.

Более сложными вопросами будут заниматься специалисты-эксперты, юристы, которых набираем сейчас в штат, а в будущем они составят аппарат омбудсмена. Социальный защитник должен отстаивать права граждан и учитывать интересы работодателей, профсоюзов и государства.

Как это будет происходить на практике?

Андрей Кигим: Определяется категория вопросов, жалоб до определенной суммы, например, до 100 тысяч рублей, по которым он может выносить безусловное решение, не подлежащее обжалованию со стороны фонда. И оно будет обязательно для всех работников фонда. При этом для граждан право обжаловать решение омбудсмена сохраняется.

Мы хотим сделать так, чтобы жалобы на отказ в удовлетворении требований потребителей услуг фонда рассматривались в регионе. И если клиент не согласен, он уже не обращается к нам по инстанции, а обращается к омбудсмену или в суд. Также омбудсмен будет выявлять, где у нас не сформированы четкие правовые конструкции и информировать минтруд о проблеме, что позволит качественно корректировать законодательство. Самое главное, чтобы люди с ограниченными возможностями, инвалиды и беременные женщины знали, что их есть кому защитить, и сделать это с минимальными затратами по времени.

Умные протезы и подгузники

Полностью ли обеспечены инвалиды средствами реабилитации? Я слышала, что их не всегда хватает, и по итогам прошлого года не все инвалиды получили то, что им положено...

Андрей Кигим: Деньги на средства реабилитации выделяет федеральный бюджет, и фонд выполняет агентские функции, а не страховые. Это если речь идет об инвалидах по общим заболеваниям, а не о тех, кто травмы получил на производстве. Обеспеченность этими средствами в среднем - 76,5 процента по 2014 году.

Все выделяемые деньги тратятся на приобретение товаров нескольких видов. Инвалидные коляски, протезы, подгузники и абсорбирующее белье, другие устройства и приспособления.

Каждая вещь имеет свой срок пользования. Вот сейчас мы работаем над созданием к следующему году стандарта. По нему каждый инвалид будет получать письменное уведомление, когда ему нужно прийти для получения своего изделия. Соответственно, у нас будет график закупки и замены технических средств реабилитации.

В прошлом году мы столкнулись с тем, что в некоторых регионах фонды постарались купить по максимуму подгузников, но сэкономить на колясках и протезах. В этом году мы совместно с минтрудом написали разъясняющее письмо, что деньги должны делиться пропорционально на все виды изделий, так как обеспеченность средствами неполная.

Мы сотрудничаем с всероссийскими обществами инвалидов, обществами слепых, глухих и вместе решаем, как распорядиться этими деньгами наиболее эффективно, хотя работа только-только приобретает понятный и удобный формат для всех.

При этом нужно отдать должное минтруду и минфину: каждый раз в конце третьего квартала они вносят в правительство документ, позволяющий выделить дополнительно примерно 5 миллиардов рублей на обеспечение всеми техническими средствами реабилитации.

Когда инвалидам будут доступны "умные протезы"?

Андрей Кигим: Как я уже упоминал, в России есть две категории инвалидов - по общим заболеваниям и те, которые получили травмы на производстве. Первым на средства реабилитации деньги выделяет государство.

Что касается второй категории, тут реализовывается страховой принцип: виновник платит. Мы считаем, сколько людей получили травмы в течение года, сколько погибло, какие выплаты производились пострадавшим или их родственникам. На основании этого и выводится страховой тариф по группам работодателей. И для этой категории инвалидов в недалеком будущем, может, даже через год-два, "умные протезы" могут быть доступны.

Сейчас регулярно проводятся встречи с организациями, производящими, к примеру, искусственные бионические кисти руки, делающие различные схваты и управляемые электрическими импульсами сохранившихся мышц. Они готовы их производить и спрашивают фонд, на какой рынок закупок им можно рассчитывать.

Теоретически фонд даже готов обсуждать вопрос, как формировать для этих производителей госзаказ, если будет понятно, в чем польза для инвалидов и государства. Правление фонда обсуждало этот вопрос. Наша основная задача - вернуть человека после несчастного случая на рабочее место. А для того чтобы он мог полноценно жить и трудиться, ему нужен протез, который позволит ему полноценно выполнять пусть простые, но функции работника.


Встать на ноги

Помимо протеза нужна еще и комплексная реабилитация. Вы способны ее обеспечить?

Андрей Кигим: В свое время фонд получил от профсоюзов 12 санаторно-курортных комплексов. Он вложил в их развитие за последние годы более 8 миллиардов рублей, что позволило увеличить их мощность с 2,7 до 5,1 тысячи коек. Там созданы серьезные базы для медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

В один из них, который находится во Владимире, приезжали наши коллеги из аналогичного фонда Германии, врачи из немецкой "скорой помощи", они готовы подписать соглашение о сотрудничестве, потому что они видят, что наша база соответствует немецкой, мы работаем не хуже.

Реабилитационный менеджмент от несчастных случаев в Германии, осуществляемый на базе центров реабилитации, направлен на усиленное возвращение лиц, пострадавших на производстве, к трудовой деятельности.

По данным Германского общества обязательного страхования от несчастных случаев, около 90 процентов лиц, получивших помощь в центрах, интегрируются на рабочее место.

Новейшее оборудование для них закуплено за счет работодателей, точнее, за счет взносов, которые они платят в фонд. Там есть все: бассейны, специальные тренажерные дорожки, с помощью которых человек может научиться заново ходить после травмы, в том числе на протезах.

Но сейчас приходится всем экономить.

Андрей Кигим: Бюджетные правила несколько ограничивают наши инвестиции в эти центры реабилитации. Некоторые корпуса мы не можем достроить, но площадка для таких программ комплексной реабилитации есть.

Есть и другие серьезные проблемы, например, с 2008 по 2012 год в целях развития реабилитационного центра Фонда в Анапе в него было вложено более 460 млн рублей, но оплаченный фондом еще в 2012 году новый корпус до сих пор не передан госзаказчику. Более того, застройщик предпринимает действия, которые могут привести к банкротству реабилитационного центра и передаче прав на его имущество третьим лицам. Наше обращение в правоохранительные органы на территории региона пока не привело к разрешению этой ситуации.

Чего все-таки не хватает в наших центрах по сравнению с аналогичными немецкими?

Андрей Кигим: Не хватает медицинских операций. Но сегодня мы и не настаиваем, чтобы они там проводились. У немцев при их качестве лечения 2200 государственных и частных клиник оказывают услуги GDUV - фонду, аналогичному нашему - по легким травмам. А вот получившие серьезные травмы головы, позвоночника, конечностей сразу же доставляются в реабилитационные центры GDUV на вертолете с места аварии, ведь фонд обязан по максимуму сохранить работоспособность человека, а работодатель - обеспечить гражданину интеграцию в трудовой процесс за счет средств этого фонда.

У нас временами начинают путаться понятия реабилитации и санаторно-курортного лечения. Искренне надеюсь, что в этом году дискуссия, в каком случае положено отправить человека в санаторий, а когда на комплексную реабилитацию, и кто и как должен эти направления финансировать, завершится. И тогда мы рассчитываем с работодателями и профсоюзами защитить разработанную нами программу реабилитации пострадавших на производстве, тем более государство переходит к принципу программно-целевого финансирования. Я думаю, у нас есть все основания показать, что результат будет положительным.

Дорого ли обходится один такой центр?

Андрей Кигим: В среднем расходы на содержание и оснащение центра Фонда с конечной мощностью 420 коек составляют около 400 млн рублей в год. Это при том что там была основная база заложена, была земля. Но, поверьте, оно того стоит: люди в них возвращаются к жизни.

Какова пропускная способность центра в год?

Андрей Кигим: 12 центров реабилитации с разной коечной мощностью: есть центр с коечной мощностью 223 койко-мест, а есть центр с коечной мощностью 885 койко-мест. В этих центрах более 5 тысяч койко-мест, которые работают 310 дней в году. На реабилитации человек находится 21 день.

Ежегодно в России происходит около 7000 тяжелых несчастных случаев на производстве, из них до 70 процентов нуждаются в непрерывной, этапной реабилитации. В рамках действующего законодательства на удается направить всех нуждающихся на комплексную реабилитацию. Свыше 100 тысяч пострадавших на производстве ежегодно нуждаются в санаторно-курортном лечении в соответствии с программами реабилитации пострадавшего. Такие программы создаются Бюро медико-социальной экспертизы совместно со страховщиком.

Вы сказали, что центры оборудуются за счет работодателей. Это за счет их обычных взносов? Или в случае травматизма они что-то доплачивают?

Андрей Кигим: Тарифная ставка для предприятия пересчитывается ежегодно. И в зависимости от того, сколько произошло травм, взнос увеличивается или уменьшается.

Визитная карточка

Андрей Степанович Кигим, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации

Окончил геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и институт повышения квалификации Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по специальности "банковское дело".

C 1991 по 1998 год работал на различных должностях в Сбербанке, последняя - замдиректора управления ценных бумаг и доверительных операций.

С 1998 года работал в компании "Росгосстрах" в качестве финансового директора, затем первым зампредом правления "Росгосстраха". С 2000 года - заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

С 2001 года - заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации. С 2003 года - заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации. С 2004 года - президент Российского союза автостраховщиков.

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №431-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2074-р. В соответствии с Федеральным законом доходы Фонда прогнозируются в 2019 году в сумме 752,9 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей. Бюджет Фонда на 2019 год сформирован с профицитом в 11,9 млрд рублей.

29 сентября 2018 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2074-р. Доходы Фонда предусмотрены в 2019 году в сумме 752,95 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей.

5 декабря 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Федеральный закон от 5 декабря 2017 года №364-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2017 года №2081-р. Общий объём доходов Фонда в 2018 году запланирован в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 739,7 млрд и 774,3 млрд рублей соответственно. Совокупный объём расходов бюджета Фонда в 2018 году прогнозируется в размере 736,6 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 775,4 млрд и 811 млрд рублей соответственно.

16 октября 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2016 год Федеральный закон от 16 октября 2017 года №289-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 мая 2017 года №1033-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2016 год составили 616,4 млрд рублей, а расходы – 664,9 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 48,5 млрд рублей.

29 сентября 2017 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2081-р. Доходы фонда предусмотрены в 2018 году в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 году – 739,7 млрд рублей, в 2020 году – 774,3 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2018 году в сумме 736,6 млрд рублей, в 2019 году – 775,4 млрд рублей, в 2020 году – 811 млрд рублей.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №417-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2266-р. Общий объём доходов бюджета Фонда в 2017 году прогнозируется в сумме 642,2 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 674 миллиарда рублей и 704,7 миллиарда рублей соответственно. Расходы бюджета Фонда в 2017 году запланированы в сумме 683,4 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 715,1 миллиарда рублей и 741,1 миллиарда рублей соответственно.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №446-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2287-р. Федеральным законом уточняются отдельные статьи доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования на 2016 год по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, доходы бюджета фонда по этому виду страхования уменьшаются на 3,7 млрд рублей, а расходы увеличиваются на 0,18 млрд рублей.

31 октября 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2015 год Федеральный закон от 31 октября 2016 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 мая 2016 года №1051-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2015 год составили 541,3 млрд рублей, расходы – 612,1 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 70,8 млрд рублей.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Распоряжение от 28 октября 2016 года №2287-р. Законопроектом предлагается скорректировать основные параметры бюджета Фонда социального страхования на 2016 год в связи с уменьшением дохода, полученного от инвестирования резерва средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также увеличением расходов на медицинскую и социальную реабилитацию застрахованных лиц.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Распоряжение от 28 октября 2016 года №2266-р. Доходы бюджета фонда предусмотрены в 2017 году в сумме 642,2 млрд рублей, в 2018 году – 674,0 млрд рублей, в 2019 году – 704,7 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2017 году в сумме 683,4 млрд рублей, в 2018 году – 715,1 млрд рублей, в 2019 году – 741,1 млрд рублей.

15 декабря 2015 , Социальное страхование Президент России подписал Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №363-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2133-р. Утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год, из средств которого будут финансироваться обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и, оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части, касающейся оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3 ноября 2015 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на обеспечение прав страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования Распоряжение от 31 октября 2015 года №2206-р. В случае банкротства страхователя законопроект позволит обеспечить правовые основания для назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком. Это усилит социальные гарантии застрахованных работников.

1