Храмы иконы божией матери достойно есть. История

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» - первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз - осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 11 июня по христианскому летоисчислению – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.



24 / 06 / 2005

Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории.

Церковь Достойновская – Богородичная была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть».


Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым:

«Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…» – писал А.Н. Ушаков.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Милующая» (Достойно есть) построена в память коронования Александра III. Этот храм с большим куполом был крупнее и величественнее Троицкой церкви в Гавани (ныне утрачена), тем не менее он до 1923 года подчинялся ей и не имел собственного причта.

Впервые церковь у Галерной гавани появилась в 1725 году, когда сюда перенесли от Мало-Калинкина моста полотняную церковь для "галерной эшкадры служителей". С 1733 года церковь помещалась в деревянном бараке.

В 1792 году по проекту архитектора Я. Перрена была построена деревянная церковь Пресвятой Троицы. Далее неоднократно возникала идея воздвигнуть каменный храм. Первым жертвователем стал шкипер Гребного порта М. Ф. Кирин. В 1822 году он завещал Троицкой церкви капитал, который к 1887 году вырос до 76 тыс. руб., что позволило причту подумать о возведении нового каменного храма для населения Гавани, составлявшего в это время около 15 000 человек. Об этом уже в 1866 году ходатайствовал митрополит Исидор, и в следующем году Городская дума даже отвела землю для постройки приходской церкви Святителя Николая.

Храм решено было выстроить в память коронования Государя, который передал на постройку 25 тыс. руб. В связи с этим звонницу позже украшала большая золоченая корона.

В 1886 году было возбуждено ходатайство об отводе участка земли. В 1887 году был утверждён проект храма, его авторами стали архитектор В. А. Косяков и инженер Д. К. Пруссак. Это стало их первой крупной работой.

Каменная церковь, увенчанная пятиглавием, спроектирована в стиле храмов древней Византии и немного напоминает Софийский собор в Константинополе. Высота церкви от поверхности земли до подножия креста на главном куполе достигает 42 метров. Чёрные купола имеют гладкую сферическую форму. Центральный купол, имея гораздо больший размер, чем остальные, возносится вверх и как бы подпирается снизу четырьмя малыми подкуполами, всего лишь наполовину выступающими из здания в виде апсид. В древневизантийской архитектуре такие купола называются конхи. Барабан каждого купола опоясывает аркада из окон, что было весьма характерно для византийского стиля. На барабане основного купола имеется 18 окон, на конхах - по 8. В таком же стиле решена и колокольня, равная по высоте малым куполам. Вместо окон её опоясывает аркада из 6 проёмов для звонницы.

11 июня 1887 года состоялось освящение места строительства. Работы начались в 1888 с временной деревянной часовни, где установили икону Милующей Божией Матери (Достойно есть), привезенную с Афона иеромонахом Арсением, известным проповедником и миссионером. Икона дала название будущей церкви. Средства на часовню пожертвовал ктитор строящегося храма купец Д. Заикин.

29 мая 1889 года состоялось освящение закладки Храма епископом Ладожским Митрофаном. К тому времени уже были сооружены фундамент и часть стен. Трехпридельный храм на 1800 человек строился на заболоченной местности, потому в 1888 году под руководством Ф. С. Харламова была устроена насыпь, проведены другие работы по укреплению грунта под фундаментом. Осенью 1892 года здание подвели под крышу. Железо для куполов было пожертвовано благотворительницей Галерной гавани графиней Н. А. Стенбок-Фермор.

В 1892 Храм был вчерне готов, но затем нехватка средств сильно замедлила работы. Двинула дело только энергия обер-прокурора К. П. Победоносцева, понимавшего большое значение храма для рабочей окраины. В 1894 году на куполах установили кресты. Отделка интерьеров продолжалась ещё 15 лет.

15 декабря 1896 года епископом Гдовским Назарием был освящён левый (северный) придел храма во имя святого преподобного Андрея Критского и пророка Осии в память о спасении Александра III в железнодорожной катастрофе в Борках. Также, в память об этом событии, в 1891 году по проекту В.А. Косякова на Старо-Петергофском проспекте была построена часовня во имя иконы Божией Матери Милующая .

После этого храм был принят морским ведомством, которое перечислило средства на завершение строительства.

Минуло еще два года, прежде чем 25 октября 1898 года епископ Ямбургский Вениамин вместе с протоиереем Иоанном Кронштадтским (ныне прославленным в лике святых), в присутствии Победоносцева, освятил главный придел. Здесь был поставлен одноярусный иконостас мореного дуба из мастерской П. С. Абросимова с образами по „афонскому образцу" кисти московских иконописцев. Лепку в интерьере исполнил О. С. Коноплев.

28 марта 1900 года митрополитом Антонием был освящён правый (южный) придел во имя святых Сергия Радонежского и Феодосия Черниговского, однако только через три года в храме завершились работы по позолоте креста, облицовке гранитом лестницы, установке ограды. Тогда же из Сарова прибыли образа преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери „Умиление", освященные на раке святого. Из Гаванской церкви в храм были перенесены иконы XVIII века: Спасителя и Божией Матери, а также золоченый крест 1727 года. Большой образ святителя Николая подарил фабрикант Т. Т. Чупятов, позже было поднесено паникадило из золоченой бронзы весом в 10 пудов.

В 1903 году колокольню увенчали золотой короной. Вдоль дороги в 1903 году была сооружена металлическая ограда на гранитном цоколе (утрачена). Вокруг храма разбили сад. Крещенское водосвятие происходило на взморье, куда шел крестный ход. При храме с 1910 действовало Невское православное братство.

Священствовал в церкви о. Димитрий Васильевич Архангельский.

Церковь иконы Божией Матери Милующей стала доминантой района. Высота здания составила 42 метра. Основываясь на приобретённом здесь опыте, архитектор В. А. Косяков построил Морской собор в Кронштадте. В Новосибирске высится собор, представляющий собой почти полное повторение петербургской церкви.

После освящения при церкви было открыто благотворительное общество, содержащее школу для сирот, детский приют и богадельню.

В 1932 году храм был закрыт и передан учебному отряду подводного плавания. В храме было установлено тренировочное оборудование: водолазная башня, торпедный аппарат, отсек борьбы за живучесть, бассейн и другие приспособления для проведения опытов и тренировок. В северном приделе расположили музейную экспозицию, посвящённую спасательному снаряжению подводников.

В 2006 году был зарегистрирован приход храма.

19 декабря 2012 года храм официально возвращен Церкви. Символические ключи от него переданы сегодня представителями Министерства обороны РФ священнослужителям Санкт-Петербургской епархии. Приказ о передаче храма стал одним из первых документов, подписанных на посту министра обороны Сергеем Шойгу.

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.

Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство.

Преподобный Петр Афонский

В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» — первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Карея

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру — везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим.

Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины.

Второй, в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда.

В третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцати дней пребывала в храме Благовещения, днем и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы.

Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских православных паломников к великой святыне.

Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть» на Афоне. Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.
По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается (11 июня по ст.ст.) в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,
к смиренному послушнику горы Афонския,
в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,
да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.
Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,
со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;
Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.
Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;
Радуйся, Матерь Бога нашего.
Радуйся, Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;
Радуйся, воистину сущая Богородице.

Надежда Дмитриева из книги «О Тебе радуется»

Особо почитаемая храмовая икона Божией Матери, именуемая "Достойно есть", афонского письма.

Привезена на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года со Святой Горы Афон, где и была написана изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки») как список чудотворной афонской Иконы, находящейся в соборном храме Протата, в Карее - столице Афона.

Первое всенощное бдение по афонскому уставу во славу Божией Матери и в честь Ее иконы "Достойно есть" было совершено в ночь с 23 на 24 июня 1999 года - день празднования этой иконе, и с тех пор совершается ежегодно.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному? добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру - везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые наземле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная икона посетила греческую столицу Афины; второй - в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз - осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

Тропарь, глас 4

П ритецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умильно воззовем к Ней:/ ниспосли на ны милости Твоя богатыя:/ Церковь нашу сохрани,/ люди во благоденствии соблюди,/ землю нашу избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови// и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

П разднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери,// Юже вся тварь чтит, славящи.