Юродивая исидора. Святой Исидор - официальный покровитель Интернета

В изложении святителя Димитрия Ростовского

В Тавеннисийском женском монастыре 1 , находившемся в Фиваиде, среди прочих сестер подвизалась и одна девица, по имени Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя как глупая и помешанная, почему и была в столь великом презрении у прочих сестер, что ни одна из них никогда не вкушала пищи вместе с нею. Она была всеми унижаема и оскорбляема, но свой подвиг Исидора выдерживала с великим терпением, всегда благодаря и хваля Бога.

Исидора постоянно трудилась в поварне монастырской, служа всем сестрам и исполняла все монастырские работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистоты. Так трудилась преподобная постоянно, от утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая плоть свою.

Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими ее сестрами свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: "если кто думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым" (1Кор.3:18)

Всех сестер в монастыре том было сорок, и все они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь; Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она когда-либо ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словом, никогда не гневалась ни на кого, никогда не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании; никогда она не вела ни с кем ни длинной, ни короткой беседы и вообще ни с кем не разговаривала, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.

После того, как преподобная Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, было о ней откровение Питириму, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне, мужу весьма добродетельному. Ему явился ангел Господень и сказал: "Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную, угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Если желаешь видеть такую женщину, то иди в Тавеннисийский женский монастырь; здесь встретишь ты одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку; эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это, никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города".

Питирим тотчас же отправился в Тавеннисийский женский монастырь Дойдя до мужского монастыря, находившегося в Тавеннисах, Питирим попросил настоятеля этого монастыря дать ему проводников, которые могли бы довести его до монастыря женского. Так как Питирим был известен здесь своими подвигами, то ради его подвижнического жития, а также и ради его старости, настоятель дал ему проводников из братии, которые с осторожностью и любовью перевезли его через реку, разделявшую два монастыря - мужской и женский, и привели его к женскому монастырю.

Придя в монастырь, преподобный отправился прежде всего в храм монастырский. Сотворив здесь обычную молитву, Питирим попросил всех сестер собраться к нему так, чтобы он мог всех их видеть. Все сестры собрались, кроме Исидоры. Не видя той самой сестры, о которой ему было извещение от ангела и ради которой он пришел сюда, старец сказал:

Приведите ко мне всех сестер, потому что, думается мне, здесь нет одной.

Сестры же отвечали ему:

Вот мы все здесь предстоим честному лицу твоему.

Но старец сказал:

Здесь нет одной, о которой мне было откровение от ангела Божия.

Тогда сестры сказали:

Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата.

Старец же сказал.

Приведите и эту сестру ко мне, чтобы я мог видеть ее, так как ради нее я и пришел сюда.

Сестры отправились за ней и сказали ей, что ее зовет старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом о откровении, бывшем от ангела старцу.

Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою, сказав:

Честный отец Питирим зовет тебя.

Когда Исидора была приведена к старцу, то сей последний, увидав ее и поняв, что это была именно та сестра, о которой ему поведал ангел, пал к ногам ее со словами:

Благослови меня, честная мать!

Но Исидора сама упала к ногам его и сказала:

Ты меня благослови, честный отец!

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу:

Да не будет тебе такого бесчестия, честный отец! Ведь эта сестра - помешанная.

Блаженный же Питирим сказал им:

Может быть вы все помешанные; но эта сестра более меня и вас всех угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день судный.

Услыхав это, все сестры пали пред старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили ей ежедневно. При этом одна из сестер говорила:

Я всегда ее бранила.

Другая:

Я выливала на нее помои.

Третья:

Я била ее рукой.

Четвертая:

Я палкою ударяла ее.

И прочие сестры поведали старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.

Честный же старец Питирим вместе с преподобною Исидорою вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Затем Питирим достаточное время поучал сестер и беседовал с ними ради душевной пользы их, и, наконец, возвратился на место подвигов своих, хваля и славя Бога, сподобившего его видеть укрываемую от всех рабу Свою. Преподобная же Исидора, не желая принимать почтения от сестер, вскоре после того, как ушел старец, вышла тайно от всех из монастыря того и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины.

Такова была жизнь утаенной от всех угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства. За это она воспримет награду от Господа на небесах явно, пред очами всех ее небесных сограждан; водворившись с ними, она прославляет Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице 2 .

В Тавеннисийском женском монастыре, находившемся в Фиваиде, подвизалась девица Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя как глупая и помешанная, поэтому находилась в великом презрении у прочих сестер, так что ни одна из них никогда даже пищи не вкушала вместе с нею. Ее все унижали и оскорбляли, но свой подвиг Исидора несла с несокрушимым терпением, всегда благодаря и славя Бога.
Святая постоянно трудилась в монастырской поварне, служа всем сестрам, не гнушаясь самыми трудными и грязными работами. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистот. Так подвизалась Преподобная постоянно, с утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая свою плоть.
Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить от окружавших ее сестер свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: если кто думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3, 18).
Сестер в монастыре было сорок, и они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь; Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола от трапезы сестер, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда Преподобная не оскорбляла никого словом, никогда не гневалась ни на кого, никогда не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.
Преп. Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, после чего было о ней откровение Питириму, мужу весьма добродетельному, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне. Ему явился Ангел Господень и сказал: «Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную, угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Если желаешь видеть такую женщину, то иди в Тавеннисийский женский монастырь; здесь встретишь ты одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку; эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города».

Рисунок Д. Ивановой

Питирим тотчас же отправился в Тавеннисийский женский монастырь. Придя в обитель, Преподобный сотворил в храме обычную молитву и попросил всех сестер собраться к нему. Все сестры, кроме Исидоры, собрались. Не видя той самой сестры, о которой ему было извещение от Ангела и ради которой он пришел сюда, Старец сказал:
– Приведите ко мне всех сестер – здесь нет одной.
Сестры же отвечали ему:
– Вот, мы все здесь предстоим честному лицу твоему.
Но Старец сказал:
– Здесь нет одной, о которой мне было откровение от Ангела Божия.
Тогда сестры сказали:
– Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата.
Старец же просил:
– Приведите и эту сестру ко мне, так как ради нее я и пришел сюда.
Сестры отправились за ней и сказали ей, что ее зовет Старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом об откровении, бывшем Питириму от Ангела.
Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою.
Когда Исидору привели к Старцу, то он, увидав ее, понял, что это была именно та сестра, о которой ему поведал Ангел, и пал к ногам ее со словами:
– Благослови меня, честная мать!
Но Исидора сама упала к ногам его и сказала:
– Ты меня благослови, честный отец!
Смотря на все это, сестры весьма удивились и сказали Старцу:
– Да не будет тебе такого безчестия, честный отец! Ведь эта сестра помешанная!
Блаженный Питирим сказал им:
– Может быть вы все помешанные; но эта сестра более меня и всех вас угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день Судный.
Услыхав это, сестры пали пред Старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили святой Исидоре ежедневно. При этом одна из сестер говорила:
– Я всегда ее бранила.
Другая сказала:
– Я выливала на нее помои.
Третья:
– Я била ее рукой.
Четвертая:
– Я палкою ударяла ее.
И прочие сестры поведали Старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили Преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.
Честный же старец Питирим вместе с преп. Исидорою вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Вскоре после ухода Старца святая Исидора, не желая принимать почтения от сестер, ушла тайно от всех из монастыря и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины.
Такова была жизнь великой угодницы Божией, которая служила Господу тайно под покровом своего юродства. За это она и воспринимает ныне явную награду от Него на Небесах.

4 апреля - День святого Исидора, которого Ватикан официально объявил покровителем Интернета и компьютеров. В последние годы именины этого святого отмечают компьютерщики не только католических стран: многим исследователям Интернета других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Католический cвятой Исидор, епископ Севильский (560-636), получил известность благодаря любви к наукам. Происходил он из семьи знатного римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье.

Епископ Исидор был одним из самых плодовитых писателей раннего Средневековья. Ему принадлежит несколько десятков сочинений, среди которых исторические произведения "История королей готов, вандалов и свевов", "О рождении и смерти отцов", "О сиятельных мужах"; трактаты естественнонаучного характера "О порядке творений", "О природе вещей"; назидательные сборники "Сентенции", "Синонимы", "Некоторые аллегории Священного писания", "Книга чисел", церковные и монастырские правила, обширная переписка с современниками.

Особое место не только в наследии епископа Севильского, но и в средневековой культуре вообще занимают его "Этимологии" в 20 книгах - первая всеобъемлющая энциклопедия Средневековья, содержащая сведения, которые должен был знать каждый образованный человек. Это грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, право и другие науки. В течение многих веков эта энциклопедия была для Европы сводом программных знаний, поэтому святой Исидор издавна считается покровителем учеников и студентов.

В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. Епископ был выдвинут в качестве соискателя на эту должность наряду со святой Теклой и святым Педро Регаладо, также выходцем из Испании.

Святой Педро Регаладо, живший в XV столетии, прославился тем, что якобы сумел появиться в одно и то же время в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на 77 километров. Суть этого чуда во многом схожа с тем, как сейчас один человек может практически мгновенно "появиться" в любой точке мира с помощью Интернета.

Сторонники избрания покровителем Интернета каталонки святой Теклы считают, что молитвы о разрешении всех компьютерных проблем, ниспосланные именно ей, чрезвычайно действенны. Она особо милостива к приносящим покаяние злостным спамерам и любителям ворованного софта.

Однако защитником виртуальной реальности был избран Исидор Сивильский. Теперь его именины отмечают не только компьютерщики католических стран: многим исследователям Интернета и знатокам компьютеров других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Ватикан впервые приобщился к Интернету в 1996 году, тогда был создан сайт vatican.va. Веб-серверы этого сайта работают на трех компьютерах, названных в честь архангелов Рафаила, Михаила и Гавриила.

Помимо официального заступника, католики имеют также и специальную "Молитву перед выходом в Интернет". Не так давно на католическом ресурсе www.catholic.org появился ее текст:

Всемогущий и вечный Боже,

Кто создал нас по Своему подобию

И повелел нам искать всего, что есть благого, истинного и прекрасного,

Наипаче в божественном образе

Твоего Единородного Сына, Господа нашего, Иисуса Христа,

Позволь нам молить Тебя

Через заступничество Святого Исидора, епископа и доктора,

Чтобы в наших странствиях по Интернету

Мы устремляли бы наши руки и глаза

Лишь к тому, что угодно Тебе,

И проявляли бы доброжелательность и терпение

Ко всем душам, кого ни встретим.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В Верхней Фиваиде египетским подвижником, святым Пахомием Великим (память 15/28 мая ), был основан женский Тавеннский монастырь. Поводом к основанию этого монастыря было желание сестры Пахомия подвизаться отшельнической жизнью. Избранное для обители место называлось Мен и находилось на берегу Нила, тогда как мужской монастырь Пахомия Великого был расположен на острове, посреди Нила. Святой Пахомий дал отшельницам строгий, почти одинаковый со своим монастырем, устав.

В этой обители среди прочих сестер подвизалась и одна девица, по имени Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя, как глупая и помешанная, и потому была в великом презрении у прочих сестер. Исидора была всеми унижаема и оскорбляема, но свой подвиг выдерживала с великим терпением, всегда благодаря и хваля Бога.

Блаженная постоянно трудилась в поварне, служа всем сестрам, и исполняла все монастырские работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистоты. Так трудилась преподобная постоянно, от утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая плоть свою. Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими ее сестрами свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: если кто думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3:18).

Сестер в монастыре том было 40, и все они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь. Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она когда-либо ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словом, не гневалась ни на кого, не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании; никогда ни с кем не разговаривала, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.

После того, как преподобная Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, было о ней откровение Питириму, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне, мужу весьма добродетельному. Ему явился Ангел Господень и сказал: “Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную и угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Иди же в Тавеннский женский монастырь; здесь встретишь одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку. Эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это, никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города”.

Питирим тотчас же отправился в путь. Дойдя до мужского монастыря, находившегося в Тавеннисах, Питирим попросил настоятеля этого монастыря дать ему проводников, которые могли бы довести его до монастыря женского. Так как Питирим был известен здесь своими подвигами, то ради его подвижнического жития, а также и ради его старости, настоятель дал ему проводников из братии, которые с осторожностью и любовью перевезли его через реку, разделявшую два монастыря, мужской и женский, и привели его к женскому Тавеннскому монастырю.

Придя в обитель, преподобный отправился прежде всего в храм монастырский. Сотворив здесь обычную молитву, Питирим попросил всех сестер собраться к нему так, чтобы он мог всех их видеть. Все сестры собрались, кроме Исидоры. Не видя сестры, о которой ему было извещение от Ангела и ради которой он пришел сюда, старец сказал: “Приведите ко мне всех сестер, потому что, думается мне, здесь нет одной”. Сестры же отвечали ему: “Вот мы все здесь предстоим честному лицу твоему”. Но старец сказал: “Здесь нет одной, о которой мне было откровение от Ангела Божия”. Тогда сестры сказали: “Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупая и бесноватая”. Старец же сказал: “Приведите и эту сестру ко мне, чтобы я мог видеть ее, так как ради нее я и пришел сюда”.

Сестры отправились за Исидорой и сказали ей, что ее зовет старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом об откровении, бывшем от Ангела старцу. Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою.

Когда Исидора была приведена к старцу, то он, поняв, что это была именно та сестра, о которой ему поведал Ангел, пал к ногам ее со словами: “Благослови меня, честная мать!” Но Исидора сама упала к ногам его и сказала: “Ты меня благослови, честный отец!”

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу: “Да не будет тебе такого бесчестия, честный отец! Ведь эта сестра - помешанная”.

Блаженный же Питирим сказал им: “Может быть, вы все помешанные; но эта сестра более меня и вас всех угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день судный”.

Услыхав это, все сестры пали пред старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили ей ежедневно. При этом одна из сестер говорила: “Я всегда ее бранила”; другая: “Я выливала на нее помои”; третья: “Я колотила ее рукой”; четвертая: “Я палкой била ее”. И прочие сестры поведали старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.

Честный же старец Питирим вместе с преподобной Исидорой вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Затем Питирим достаточное время поучал сестер и беседовал с ними ради душевной пользы их, и, наконец, возвратился на место подвигов своих, хваля и славя Бога, сподобившего его видеть укрываемую от всех рабу Свою.

Преподобная же Исидора, не желая принимать почтения от сестер, вскоре после того, как ушел старец, вышла тайно от всех из монастыря того и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины. Такова была жизнь угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства. За это она воспримет награду от Господа на небесах явно, пред очами всех ее небесных сограждан; водворившись с ними, она прославляет Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице. Кончина же святой Исидоры последовала в конце IV века.