Я делаю свое а ты делаешь свое. "Молитва"Фрица Перлза, в интерпретации и с дополнениями Хорхе букая

Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова...

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело

Какие факторы помогают сохранить молодость? Один из таких факторов - отсутствие стрессов. Знаете, я бы чуть перефразировала... УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕЖИВАТЬ СТРЕССЫ. Потому что стрессы на долю выпадают всем. Но мы по-разному к ним относимся.

Предал самый близкий человек? Пережили расставание? Недооценил начальник? Не поняли родные? Что это? Они не оправдали наших ожиданий? А должны были? Они родились на этот свет оправдывать наши ожидания?

Есть одна экзистенциальная формула, которая помогает пережить подобного рода стрессы. Пережить обиду. Она реально работает.

Она известна как гештальт-молитва. Есть такое интересное направление в психотерапии - гештальт-терапия. Авторство этой молитвы принадлежит основоположнику этого направления, Фрицу Перлзу, и эта молитва - важный элемент гештальт - терапии. Текст молитвы Перлза молодые гештальтисты изучают одним из первых.

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

Произнесите ее вслух... Приходит ощущение легкой исцеляющей одинокости... примирение с этим миром...
Каждый раз, когда чувство обиды будет переполнять ваше сердце, просто вспомните эти слова... Ты - это ты. А я - это я... опубликовано

  • "Молитва"Фрица Перлза, в интерпретации и с дополнениями Хорхе букая:

    Я - это я, ты - это ты.
    Я пришел в этот мир не для того, что бы оправдать твои ожидания, и знаю, ты пришла в этот мир не для того, что бы оправдать мои.
    Потому что я - это я, ты - это ты.
    Когда мы с тобой встретимся, это будет прекрасно.
    А если, встретившись, мы не встретимся, что ж, ничего не поделаешь.
    Спасибо!
    Спасибо и прощай.

    Я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит.
    Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред.

    Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящем.
    Я должен осознать тот резонанс, который имеет мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю.
    Я не говорю, будто я могу управлять всем происходящим со мной, - нет, но я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому.




    И если ты не любишь меня таким, какой я есть;.

    И если ты покинешь меня такого, какой я есть;.

    И если в самую длинную и холодную зимнюю ночь ….

    Ты оставишь меня одного и уйдешь ….

    Дверь. Лишь в том случае, если таково твое решение, закрой дверь.

    И и это будет моим решением. превращает меня в личность, не подверженную манипуляциям. Потому что само зависимым человеком невозможно манипулировать, и мы знаем, что никто не может им управлять. Потому что само зависимым человеком можно руководить, лишь если он сам этого захочет, так как он неуправляем, вы не распоряжаетесь им. Это он руководит ситуацией, он управляет самим собой.

    В случае если вы по-настоящему само независимы, если вы не даете собой манипулировать даже самую малость, то вероятно, что некоторые люди уйдут из вашей жизни … может быть, кто-то не захочет остаться.

    И в подготовке к празднованию прибытия новых лиц (возможно ….

    Когда мы принимаем решение чем-то заняться с другим человеком - чем-то важным, вроде секса, или менее важным, вроде прогулки по площади (а может быть, столь важным, как прогулка по площади, и столь не незначительным, как секс), мы должны осознавать, что это добровольное решение, задуманное как совместное действие с другим человеком, но не "Ради" него, а "с" ним. Важно начать осознавать, что наши отношения с миром, с окружающими, с близкими в действительности заключаются в действиях "с" ними.

    Что что мы просто делаем некоторые вещи вместе. и рады этому. этом случае я не попаду в зависимость от него и не попытаюсь вызвать ее в нем.

    Я я откажусь от потребности вызвать его ненависть. отвергну позицию жертвы, чтобы ему никогда не было меня жалко.

    Я я не буду пытаться стать для него незаменимым. я буду довольствоваться его любовью или нелюбовью. бы то не было, если он меня не любит, пусть не переживает за меня, всегда найдется кто-то способный меня полюбить.

    Молитва фрица перлза. Фриц Перлз

    Я здесь не для того чтобы соответствовать.

    Но почему эти неявные ожидания лишают нас всякого здравого смысла? Потому что бессознательное желание близости рождается в до-вербальный период, раньше, чем ребенку становится доступен мыслительный процесс - следовательно, раньше появления здравого смысла. Поскольку это желание появляется в глубоком детстве, наши неосознанные ожидания захлестывают нас в самой примитивной, архаической форме. Они властвуют над нами на биологическом уровне, потому что выживание младенца зависит от того, придет ли мама ему на помощь - утолит ли она его голод, жажду, прижмет ли к себе и т. д. Они властвуют над нами на психологическом уровне, потому что мы путаем разные уровни и подменяем один на другой, потому что близость становится нашей навязчивой идеей, и мы готовы искать ее на любом уровне. Словно крыса в лабиринте, мы пробираемся сквозь туннель в надежде найти сыр. Однако, к сожалению, мы вновь и вновь блуждаем по тому же туннелю (по имени отношения), даже когда понимаем, что там нет никакого сыра. Как внутри, так и вне своего кабинета я много раз слышал: «Я так хочу, чтобы он (она) заботились обо мне!» Таким образом наша жажда близости и протест против одиночества создают Ложную Сущность-Ложную Самость и формируют наше представление о себе и о том, какими нас видят другие.

    Психология. Гештальт молитва Фредерика Перлза

    В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) - короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.

    «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза - этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. Профессор Университета Миссури Роберт Долливер считает, что это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» - десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.

    • Я – это Я, а ты – это ТЫ.
    • Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
    • Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
    • И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
    • Ты - это ты, и я - это я,
    • И если нам случилось найти друг друга - это прекрасно.

    © Фредерик Саломон Перлз

    Гештальт-терапия – одно из самых популярных сегодня направлений психологии. Понятие «гештальт» знакомо большинству людей как умение завершать самостоятельно «подвешенные», незавершенные ситуации, например, отпускать обиду или избавляться от любовной зависимости. Но гештальт-терапия – это более объемное направление, и узнать о нем стоит каждому неравнодушному к качеству своей жизни человеку.

    Для того чтобы оценить это направление психологии в полном объеме, стоит узнать, как оно возникло, кем был его создатель Фриц Перлз, молитву гештальтиста и чем полезна в обычной жизни гештальт-терапия для каждого человека.

    История направления

    Гештальт-терапия образовалась в середине минувшего столетия, став своеобразной альтернативой психоанализу. Последний занимается преимущественно бессознательными психологическими процессами, влиянием прошлого на настоящее. Гештальт же предлагает человеку брать самому ответственность за все испытываемые чувства, выводя их на более поверхностный, сознательный уровень.

    В упрощенном смысле это направление можно воспринимать как способ самосовершенствования, личностного роста. Но, тем не менее, гештальт-терапия – это все-таки способ лечения психологических проблем.

    Психолог или психотерапевт помогают человеку наладить контакт с самим собой, лучше понимать мотивы своих желаний и поступков. Таким образом, человек получает возможность влиять на качество своей жизни, улучшая свое настроение, контакты с другими людьми. Колоссальное значение для самостоятельного управления своей жизнью имеет так называемая молитва гештальтиста, сформулированная Перлзом.

    Гештальтпсихология и гештальт-терапия

    У людей, которых интересует сфера психологии и самосовершенствования, часто возникает вопрос: "Являются ли гештальтпсихология и гештальт-терапия синонимами?".

    Ответ на этот вопрос отрицателен. Основатель гештальт-терапии Перлз нередко признавался, что знаком с гештальтпсихологией весьма поверхностно, а его учение – это своеобразный симбиоз психоанализа, психодрамы и биоэнергетики. Слово «гештальт» было применено для того, чтобы придать названию звучность и солидность.

    Фриц Перлз

    Фредерик (Фриц) Перлз – известный психиатр из Германии, который издал труд о росте человеческой личности, который впоследствии стал основой для гештальт-терапии. Позже он учредил в Нью-Йорке Институт Гештальта.

    Книга стала основой его собственного подхода к психотерапии как способа управления своей жизнью и раскрытию внутреннего потенциала. После основания гештальтизма он посвятил его развитию всю оставшуюся жизнь, в частности молитва гештальтиста в оригинале увидела свет в 60-х годах минувшего века. Некоторые его работы были изданы посмертно.

    Молитва

    Молитва гештальтиста Фредерика Перлза имеет колоссальную популярность. Ее достоинство – в простоте и одновременно в глубоком воздействие на психологическое состояние человека. Психологи называют одной из главных личностных проблем, являющихся причиной обид, размолвок и ссор слияние. То есть, воспринимая другого человека как часть себя, заинтересованную в твоем собственном комфорте, невозможно избежать претензий и плохих эмоций.

    Молитва гештальтиста помогает провести образную границу между собой и обществом, признать за каждым человеком право жить своей собственной жизнью, преследовать свои интересы и делать осознанный выбор без какого-либо давления. Одновременно Перлз настаивает на том, что такая сепарация дает возможность и самому человеку действовать в рамках своих границ, не рассчитывая на чужое участие, помощь, одобрение.

    Отсутствие взаимных претензий и необоснованных ожиданий не только дает человеку ощущение личной моральной свободы, независимости и внутренней силы, но и позволяет оценить такое явление, как взаимность. Молитва гештальтиста превращает ее из должного и ожидаемого в чудесное и прекрасное чувство, которое стоит того, чтобы ценить и оберегать его.

    Когда применять молитву?

    Преимущество гештальтизма в возможности использовать ее при любых обстоятельствах. Сделав строки Перлза правилом жизни, можно добиться значительного внутреннего роста и эмоционального взросления. Ведь понимание автономности своей личности и независимости чужой и есть одно из важнейших показателей духовной зрелости человека.

    Но молитва гештальтиста Фредерика может применяться и ситуативно. Например, во время сильной ссоры или обиды на другого человека. Когда человеку кажется, что кто-то не оправдал возложенных на него надежд, эти строки позволят успокоиться и вернуться в хорошее расположение духа.

    Строки работают и в обратном направлении. Их можно назвать оберегом от любого рода манипуляций. Когда другой человек выдвигает требования, на которые у него нет никаких законных оснований, избавить себя от чувства стыда и со спокойной душой отказаться от следования чужим указаниям.

    Как читать молитву?

    Указаний, как именно должна читаться молитва гештальтиста, не существует. Можно повторять ее несколько раз вслух или про себя во время эмоционально сложной ситуации, можно проговаривать ее утром или перед сном, можно распечатать и повесить над рабочим столом.

    Но важно понимать, что строки не обладают никаким волшебным или магическим воздействием. Вникнув в слова единожды и приняв для себя их смысл, человек начинает использовать молитву как принцип взаимодействия с другими людьми. Таким образом, начинают выстраиваться продуктивные и успешные межличностные отношения.

    Молитва гештальт терапевта. Гештальт-терапия

    С точки зрения гештальт-терапии, клиенты держатся за прошлое и чувствуют тревогу, вину или депрессию, когда их опыт не “завершен”, или с этой частью их прошлого не сформирован соответственный гештальт. Обычно это означает, что человек не смог выразить себя необходимым способом и зациклился на негативном чувстве, которое мешает ощущению личной силы в его нынешней жизни. Соответственно, техники гештальт-терапии представляют собой стратегии помощи людям при восполнении своего опыта с целью освобождения от чего-либо, что удерживает их, например, гнева, боли, чувства вины или страха. Клиенту помогают превратить “фон” в “фигуру”. Если некто испытывает чувство тревоги или депрессии, но не знает почему – довольно обычная ситуация, гештальт-терапевт предполагает, что человек приобрел чувства или опыт, которые не были пережиты или выражены до конца, потому что были слишком тяжелыми, чтобы пережить их. Методы гештальта заключаются в перемещении этого опыта из тьмы в сознание пациента. Фон должен стать фигурой, должен быть пересмотрен, изучен и честно пережит, чтобы можно было избавиться от него. Для гештальт-терапевта единственный способ избавиться от чувства тревоги и дискомфорта – пережить их до конца. У человека в течение жизни накапливается много невысказанных слов, невыраженной боли, подавленного гнева. Постепенно все это оседает, создает напряжения (в том числе и реальные физические напряжения мышц, которое перерастает в стойкие органические измения). Напряжение ищет выхода, завершения, и человек стремится достичь желаемого эффекта в каком-то другом, замещающем действии. Часто это происходит непроизвольно - внешний стимул “притягивает” реакцию, адресованную совсем не ему. Это тот случай, когда, не имея возможности высказать свой гнев начальнику, человек приходит домой и срывает гнев на сыне; когда по непонятной никому причине женщина влюбляется в мужчин с голубыми глазами (независимо от их поведения и взаимности), потому что они похожи на ее первого возлюбленного.

    Гештальт молитва Хорхе Букая. Современный вариант гештальт-молитвы Хорхе Букая*

    "...Это я ответственен за то, чтобы отойти от того, что меня ранит. Я ответственен за то, чтобы защититься от тех, кто причиняет мне вред. Я ответственен за то, чтобы обращать внимание на то, что со мной происходит, и оценивать свою долю участия в происходящем.

    Я должен осознать тот резонанс, который имеет мой поступок. Чтобы со мной происходило то, что происходит, я должен делать то, что я делаю. Я не говорю, будто я могу управлять всем происходящим со мной, - нет, но я ответственен за все, что со мной происходит, потому что в чем-то, пусть в какой-нибудь мелочи, я поспособствовал этому.
    Я не могу контролировать мнение всех окружающих, но могу контролировать свое. Я могу свободно распоряжаться своими поступками.
    Мне следует решить, как я буду действовать. С моими ограничениями, с моими бедами, с моим невежеством, со всем, что я выучил и что знаю. Принимая во внимание все это, я должен решить, как поступить наилучшим образом. И мне следует поступить именно так.
    Мне следует познать себя лучше, чтобы знать свои ресурсы.
    Мне следует полюбить себя настолько, чтобы наделить себя привилегиями, и знать, что это мое решение.
    Тогда я приобрету нечто, что приходит с автономией и является обратной стороной свободы: отвагу. У меня будет отвага, чтобы действовать, как мне диктует мое сознание, и платить за это.

    Тогда я буду свободным, даже если другим это не понравится.

    И если ты не любишь меня таким, какой я есть;

    И если ты покинешь меня такого, какой я есть;

    И если в самую длинную и холодную зимнюю ночь...

    ты оставишь меня одного и уйдешь...

    Закрой дверь, слышишь? Потому что мне дует.

    Закрой дверь. Если таково твое решение, закрой дверь.

    Я не буду просить тебя задержаться ни на минуту вопреки твоему желанию. Я прошу тебя: закрой дверь, потому что я здесь живу, а на улице холодно.

    И это будет моим решением.

    Это превращает меня в личность, не подверженную манипуляциям. Потому что самозависимым человеком невозможно манипулировать, и мы знаем, что никто не может им управлять. Потому что самозависимым человеком можно руководить, лишь если он сам этого захочет, так как он неуправляем, вы не распоряжаетесь им. Это он руководит ситуацией, он управляет самим собой.

    Это означает огромный шаг вперед в вашей личной истории и в вашем развитии, это подразумевает совсем другой образ жизни и, возможно, более глубокое познание других людей.

    Если вы по-настоящему самозависимы, если вы не даете собой манипулировать даже самую малость, то вероятно, что некоторые люди уйдут из вашей жизни... Может быть, кто-то не захочет остаться.

    Ну что же, придется согласиться и на эту цену.

    Цену, которая будет заключаться в расставании с некоторыми лицами из нашего близкого окружения.

    И в подготовке к празднованию прибытия новых лиц (возможно...).

    Когда мы принимаем решение чем-то заняться с другим человеком – чем–то важным, вроде секса, или менее важным, вроде прогулки по площади (а может быть, столь важным, как прогулка по площади, и столь незначительным, как секс), мы должны осознавать, что это добровольное решение, задуманное как совместное действие с другим человеком, но не «ради» него, а «с» ним. Важно начать осознавать, что наши отношения с миром, с окружающими, с близкими в действительности заключаются в действиях «с» ними.

    И что это решение автономно и зависит от нашего свободного выбора.

    Что я не делаю ничего ради другого и поэтому он мне ничего не должен.

    Что он ничего не делает ради меня и поэтому я ему ничего не должен.

    Что мы просто делаем некоторые вещи вместе.

    И рады этому.

    В этом случае я не попаду в зависимость от него и не попытаюсь вызвать ее в нем.

    Я не уроню своего достоинства, пытаясь заставить его бояться.

    Я откажусь от потребности вызвать его ненависть.

    Я отвергну позицию жертвы, чтобы ему никогда не было меня жалко.

    Я не буду пытаться стать для него незаменимым.

    Я буду довольствоваться его любовью или нелюбовью.
    Как бы то не было, если он меня не любит, пусть не переживает за меня, всегда найдется кто-то способный меня полюбить..."

    Молитва гештальтиста оригинал.

    на занятии по гуманистической прочитали нам сегодня "молитву" Ф.Перлза
    вот как она звучит в оригинале и в переводе (в интернетах) на английский и русский:

    Ich lebe mein Leben und du lebst dein Leben.
    Ich bin nicht auf dieser Welt, um deinen Erwartungen zu entsprechen -
    und du bist nicht auf dieser Welt, um meinen Erwartungen zu entsprechen.
    Ich bin ich und Du bist du -
    und wenn wir uns zufallig treffen und finden, dann ist das schon,
    wenn nicht, dann ist auch das gut so.

    I do my thing and you do your thing.
    I am not in this world to live up to your expectations,
    And you are not in this world to live up to mine.
    You are you, and I am I, and if by chance we find each other, it"s beautiful.
    If not, it can"t be helped.

    Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
    Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
    И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
    Ты - это ты.
    А я - это я.
    И если нам случилось встретить друг друга - это прекрасно.
    А если нет - этому нельзя помочь.

    Я, конечно, пока далеко не спец в немецком, но похоже,что последняя строчка переведена на английский, а значит и на русский не совсем верно.
    По-моему, Перлз говорит "а если нет - это тоже хорошо". И в таком варианте эта фраза мне нравится гораздо больше.
    А первую строчку я скорее перевела бы как "я живу своей жизнью и вы живете своей жизнью".


    Давно хотел выложить у себя в журнале гештальт молитву, не только потому, что она проста и при этом глубоко экзистенциальна, но ещё и потому, что она реально работает. Её автор Ф. Перлз, психотерапевт и учёный создавший метод гештальт-терапии. Просто выложить её текст, недостаточно. Необходимо описать поле, в котором она применяется.

    Итак, гештальт молитва должна применяться, когда вы чувствуете обиду либо вину. Обычно эти чувства возникают, когда вы чувствуете себя обязанными кому-то или делаете обязанными других людей. Это не касается контрактов и реальных договорённостей. Главным образом это касается случаев, когда близкие вам люди ведут себя не так, как вы ожидали, либо вы не оправдываете их ожидания. Результат всегда один – одна из сторон обижается, а другая становится виноватой.

    Феномен возникновения ожиданий и этих двух чувств обусловлен психическим механизмом, который называется слиянием (confluence).
    Очевидно, что сам механизм слияния зиждется на главном свойстве окружающей реальности – дифференциации. Всё является частью чего-то большего, однако каждой самости присуще выделение себя как индивидуальности. Мы можем сказать: я часть этого мира. Но это будут лишь слова. Каждый ощущает себя индивидуальностью, отделяя себя от мира. Всё стремится к общности, но, в то же время каждый организм обладает индивидуальностью.

    Я бы сказал, что слияние является главным свойством субъективного мира – создатель включает в себя всё сущее, но при этом объективный мир строится на эго, т.к. каждый организм является деятельной самостью.
    По-видимому, слияние связано так же с законами магнетизма – притяжением и отталкиванием. В этой же сфере лежит базовое свойство человеческой психики – деление мира на «мы» и «они».

    Наше тело, является цельностью, но каждая его часть индивидуальна. Интересный пример приведён где-то в литературе – лисица, попавшая в капкан, отгрызает себе ногу, чтобы спастись. Пока она считает себя и ногу целым, она обречена на гибель, в тот момент, когда она решает, что она не есть её нога, лисица спасается.

    Ещё один пример слияния, но из другой области – внутренние состояния Я, называемые Берном внутричерепными транзакциями. В этих взаимоотношениях человек в разные моменты времени является то строгим родителем, то обижающимся ребёнком. При этом, механизм слияния связывает эти транзакции в одно состояние, тем самым создавая у человека иллюзию цельности его личности.
    Слияние живёт в сфере взаимодействия организма и среды. Среда в этом значении это не только неодушевлённые предметы, но и другие организмы. Когда организм не чувствует границы между собой и средой, более того – отождествляет себя с ней и возникают проблемы связанные со слиянием.

    У Перлза приведён прекрасный пример – хорист, выступающий вместе с хором, чувствует потребность в мочеиспускании. Однако, т.к. он отождествляет себя с хором, потребность его организма – выйти в туалет, противоречит потребности хора – петь. Он имитирует совместное протекание спонтанности, так как чувствует себя обязанным. Нетрудно догадаться, насколько хорошо будет петь этот хорист.
    Негативный аспект слияния, это своеобразный сбой или слепое пятно программы функционирования психики, в результате которой один организм лишает спонтанности и произвольности себя или другой организм.

    Само по себе слияния прекрасно и божественно, ведь именно оно позволяет нам любить, сопереживать, сотрудничать и в конечном итоге объединять наши усилия для совместного обогащения.
    При всех этих пирожках, любовь очень трудно отделить от «игры в любовь» и ожиданий связанных с этими играми. Говоря «моя вторая половина» хорошо бы спросить её о том, согласна ли она чувствовать то, что я чувствую, делать то, что я хочу и в конечном итоге быть управляемой или управлять мной.

    Как подчеркивают некоторые психологи – разрыв слияния это всегда жертва. Правда, несмотря на болезненность процесса, для того чтобы разорвать слияние надо пожертвовать тем, чего на самом деле нет. Отец не разрешающий 20 летней дочери гулять допоздна, должен быть "возвращён в реальность", но это вряд ли сможет произойти без усилий с её стороны. В данном случае в виде жертвы должны выступать обоюдные иллюзии, возникшие в результате слияния. Как вы уже поняли, негативные аспекты слияния разрушаются контактом.

    О слиянии можно написать целую книгу. В формате же блога, я написал достаточно. Давайте перейдём к конечной цели этого поста – гештальт молитве.

    Она произносится в те моменты, когда вы чувствуете обиду, вину, то есть являетесь жертвой ожиданий и ложных обязательств или делаете их жертвами других людей.

    Произносить её лучше всего вслух. Когда вы слышите то, что произносят ваши губы, произнесённое становится более осязаемым. Кроме того, вы можете почувствовать большую вовлечённость и ответственность.
    Если же, у вас хватит сил принести в жертву ваши иллюзии и вы имеете смелость заявить о себе, попробуйте сделать это глядя в глаза тому, с кем вы находитесь в слиянии.

    Я делаю своё дело, а ты делаешь своё.
    Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
    а ты живёшь в нем не для того, чтобы соответствовать моим.
    Ты это ты, а я это я.
    И если нам посчастливилось найти друг друга, то это прекрасно.
    А если нет, этому ничем нельзя помочь.

    Видео МОЛИТВА ГЕШТАЛЬТИСТА. Молитва Гештальтиста Фредерика

  • Между месяцем и полутора у ребёнка появилась сыпь - крупная такая, красная, для молодой и взвинченной матери-"первородки", как её ласково называли в роддоме, жуткая. Мать бросила все дела, схватила младенца и помчалась в поликлинику.

    Тааааак, - угрожающе начала педиатр, раздев ребёнка. - Ну, мамаша, рассказывайте, что ели?

    Поскольку накануне были майские праздники, кормящая мамаша ездила в гости на пленэр и немного себе позволила, поэтому начала дрожащим голосом исповедоваться.

    Шашлык... для меня его специально не мариновали...

    Шашлык! - и врач возмущённо переглянулась с медсестрой. Та осуждающе покачала головой.

    Потом... овощи...

    Помидоры? - догадалась врач.

    Ээээ... да... половинку... и ещё печёный лосось...

    Лосось! - врач аж подпрыгнула. - Ну вы, мамаша, вообще даёте! Вы о чём думали, а? и чего хотели?

    И она раздражённо начала писать что-то в карте, всем своим видом говоря: сначала нажрутся всякой гадости, а потом я лечи их детей.

    Мамаша села на гречку, брокколи и индейку, но, будучи женщиной морально неустойчивой, спустя какое-то время позволила себе что-то скоромное. Каково же было её удивление, когда на фоне этой материнской безответственности сыпь прошла и больше не возвращалась. (Когда спустя год она наблюдала, как свежевыписанные из американского роддома матери тарелками едят клубнику... когда несколькими годами позднее у неё появился второй ребёнок и у него точно тогда же вылезла такая же сыпь, мать почувствовала неладное и порылась в американских книжках. Так вот, местные педиатры утверждали, что где-то в месяц-полтора у ребёнка происходят какие-то гормональные тектонические процессы, результатом чего является сама по себе проходящая сыпь - точь-в-точь такая, из-за которой наша героиня села на хлеб и воду.)

    К этому же периоду относилась длинная, занудная и на редкость типичная Великая Битва За Кормление, когда вокруг той же самой матери стояли несколько педиатров (по знакомству, по страховке, от районной поликлиники) и монтонно бубнили, что её ребёнок недоедает, что она неправильно делает всё, что она навсегда испортит ему пищеварительную и (почему-то) нервную систему, что у меня гормональная патология, что она, то есть, чего уж там, - я неправильная мать, я не подготовилась, я всё делаю не так, я сплю с ребёнком и прививаю ему неправильные модели сексуального поведения (?); в то же время альтернативная консультант по грудному вскармливанию укоряла меня за полное отсутствие правильных материнских инстинктов, за то, что я рожала не под открытым небом (?), за то, что не кормлю каждую минуту и не сплю вместе с ребёнком... На улице мне объясняли, что я не так держу и неправильно одеваю. Ну и так далее, все через это проходили.

    Потом мы уехали в Штаты, где огромная громкая и весёлая негритянка - наш семейный врач доктор Джозеф - при каждой встрече так восхищалась мной и ребёнком, что я всё время искала в её словах тайный подтекст. И я молодец, и умница, и так во всё вникаю, и такая ответственная, и так занимаюсь ребёнком, и - о, она говорит уже двадцать слов?! просто не может быть!! как?? вы до сих пор кормите?? по ночам?? Да вы просто волшебная мама! (Это восхищение, правда, не мешало ей вежливо и непреклонно выдворять нас из кабинета ровно через 20 минут после начала приёма, когда мой список вопросов не был опустошён даже на четверть.) Какое-то время я пожила вполне-себе-ничего-матерью - правда, в русском магазине мне напоминали, кто я на самом деле, потому что ребёнок у меня не улыбается/улыбается, слишком тихий/шумный, я его кутаю/слишком легко одеваю.

    Потом мы вернулись домой. Я к тому времени уже нагуляла защитный слой на коже, и всё же время от времени про себя удивлялась (если это было адресовано мне - то и не про себя) тому, что мать непрерывно виновата в том, что:

    • ребёнок заболел - недосмотрела,
    • ребёнок чего-то боится - запугала,
    • ребёнок плохо учится - мало уделяет ему времени,

    а также она: перегружает/даёт ему слишком много свободного времени, не умеет организовать режим/совсем замуштровала, заставляет/не заставляет, выбрала не ту школу, нашла/не нашла не того педагога, а также не может выбрать время на себя и слишком замотанная. Сидишь дома с ребёнком и не работаешь? - тупая деградирующая курица, скоро муж тебя бросит, и правильно сделает. Увлечённо работаешь? - мать-кукушка, карьеристка, расчётливая стерва, зачем рожала? Молодая мать - существо, которому в нашей системе координат предъявляют претензии все: педиатр, её родители и родители мужа, воспитатель, её врачи, учитель, а также, естественно, соседская бабушка, прохожий, водитель маршрутки... А потом удивляются, почему материнские форумы или песочница - сборище агрессивных и раздражительных женщин.

    Непрерывное обвинение матери во всём находит своё прямое отражение в языке. Обратите внимание, как он богат и щедр, когда нам надо не напрямую, но однозначно указать на чью-то вину. "Почему он У ВАС плачет?" - и сразу понятно, что не сам по себе плачет, а по вине родителей. Я чуть не зааплодировала от восторга, когда однажды при мне один молодой отец укоризненно сказал своей жене:

    Кажется, он У ТЕБЯ описался.

    То есть у неё он описался, а у него нет. Она плохая мать, а он мимо в белом проходил. (Про то, чтобы пойти и самому молча переодеть ребёнка речи, конечно, даже не шло.)

    Или вот ещё варианты: всякие страдательные конструкции типа "этот ребёнок явно ИЗБАЛОВАН" - и всем сразу ясно, кто в этом виноват; "В НАШЕ ВРЕМЯ родители были более ответственными" - и все понимают, что в нынешнее время родители совсем другие; "где вы были раньше?", ну и, конечно, прекрасное и универсальное - "ТЫ ЖЕ МАТЬ!". Это вообще моё любимое. Это "яжемать" наоборот. Одной должны все, другая должна всем. Небольшая, но чувствительная разница - хотя и то, и другое - патология.

    Однако есть одна конструкция, которая иногда действует, как волшебная палочка. Её не обязательно произносить вслух - но полезно время от времени прокручивать в собственной голове. Дарю:

    Я родилась не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям.

    Гештальт-терапия - одно из самых популярных сегодня направлений психологии. Понятие «гештальт» знакомо большинству людей как умение завершать самостоятельно «подвешенные», незавершенные ситуации, например, отпускать обиду или избавляться от любовной зависимости. Но гештальт-терапия - это более объемное направление, и узнать о нем стоит каждому неравнодушному к качеству своей жизни человеку.

    Для того чтобы оценить это направление психологии в полном объеме, стоит узнать, как оно возникло, кем был его создатель Фриц Перлз, молитву гештальтиста и чем полезна в обычной жизни гештальт-терапия для каждого человека.

    История направления

    Гештальт-терапия образовалась в середине минувшего столетия, став своеобразной альтернативой психоанализу. Последний занимается преимущественно бессознательными психологическими процессами, влиянием прошлого на настоящее. Гештальт же предлагает человеку брать самому ответственность за все испытываемые чувства, выводя их на более поверхностный, сознательный уровень.

    В упрощенном смысле это направление можно воспринимать как способ самосовершенствования, личностного роста. Но, тем не менее, гештальт-терапия - это все-таки способ лечения психологических проблем.

    Психолог или психотерапевт помогают человеку наладить контакт с самим собой, лучше понимать мотивы своих желаний и поступков. Таким образом, человек получает возможность влиять на качество своей жизни, улучшая свое настроение, контакты с другими людьми. Колоссальное значение для самостоятельного управления своей жизнью имеет так называемая молитва гештальтиста, сформулированная Перлзом.

    Гештальтпсихология и гештальт-терапия

    У людей, которых интересует сфера психологии и самосовершенствования, часто возникает вопрос: "Являются ли гештальтпсихология и гештальт-терапия синонимами?".

    Ответ на этот вопрос отрицателен. Основатель гештальт-терапии Перлз нередко признавался, что знаком с гештальтпсихологией весьма поверхностно, а его учение - это своеобразный симбиоз психоанализа, психодрамы и биоэнергетики. Слово «гештальт» было применено для того, чтобы придать названию звучность и солидность.

    Фриц Перлз

    Фредерик (Фриц) Перлз - известный психиатр из Германии, который издал труд о росте человеческой личности, который впоследствии стал основой для гештальт-терапии. Позже он учредил в Нью-Йорке Институт Гештальта.

    Книга стала основой его собственного подхода к психотерапии как способа управления своей жизнью и раскрытию внутреннего потенциала. После основания гештальтизма он посвятил его развитию всю оставшуюся жизнь, в частности молитва гештальтиста в оригинале увидела свет в 60-х годах минувшего века. Некоторые его работы были изданы посмертно.

    Молитва

    Молитва гештальтиста Фредерика Перлза имеет колоссальную популярность. Ее достоинство - в простоте и одновременно в глубоком воздействие на психологическое состояние человека. Психологи называют одной из главных личностных проблем, являющихся причиной обид, размолвок и ссор слияние. То есть, воспринимая другого человека как часть себя, заинтересованную в твоем собственном комфорте, невозможно избежать претензий и плохих эмоций.

    Молитва гештальтиста помогает провести образную границу между собой и обществом, признать за каждым человеком право жить своей собственной жизнью, преследовать свои интересы и делать осознанный выбор без какого-либо давления. Одновременно Перлз настаивает на том, дает возможность и самому человеку действовать в рамках своих границ, не рассчитывая на чужое участие, помощь, одобрение.

    Отсутствие взаимных претензий и необоснованных ожиданий не только дает человеку ощущение личной моральной свободы, независимости и внутренней силы, но и позволяет оценить такое явление, как взаимность. Молитва гештальтиста превращает ее из должного и ожидаемого в чудесное и прекрасное чувство, которое стоит того, чтобы ценить и оберегать его.

    Когда применять молитву?

    Преимущество гештальтизма в возможности использовать ее при любых обстоятельствах. Сделав строки Перлза правилом жизни, можно добиться значительного внутреннего роста и эмоционального взросления. Ведь понимание автономности своей личности и независимости чужой и есть одно из важнейших показателей духовной зрелости человека.

    Но молитва гештальтиста Фредерика может применяться и ситуативно. Например, во время сильной ссоры или обиды на другого человека. Когда человеку кажется, что кто-то не оправдал возложенных на него надежд, эти строки позволят успокоиться и вернуться в хорошее расположение духа.

    Строки работают и в обратном направлении. Их можно назвать оберегом от любого рода манипуляций. Когда другой человек выдвигает требования, на которые у него нет никаких законных оснований, избавить себя от чувства стыда и со спокойной душой отказаться от следования чужим указаниям.

    Как читать молитву?

    Указаний, как именно должна читаться молитва гештальтиста, не существует. Можно повторять ее несколько раз вслух или про себя во время эмоционально сложной ситуации, можно проговаривать ее утром или перед сном, можно распечатать и повесить над рабочим столом.

    Но важно понимать, что строки не обладают никаким волшебным или магическим воздействием. Вникнув в слова единожды и приняв для себя их смысл, человек начинает использовать молитву как принцип взаимодействия с другими людьми. Таким образом, начинают выстраиваться продуктивные и успешные межличностные отношения.

    Ты занимаешься своим делом,

    а я - своим.

    Я здесь не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям .

    Ты здесь не для того, чтобы соответствовать моим.

    Ты - это ты, а я - это я,

    и если мы случайно встретимся - это чудесно,

    если этого не случится - ничего не поделать.

    (Фриц Перлз, доктор медицины)

    Прежде, чем приступить к описанию любовных отношений и анализу причин их удач и неудач, сначала нужно ясно понять, что истинную проблему в отношениях можно выразить двумя словами: НЕРЕАЛИСТИЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ. Перед тем, как объяснить, что такое нереалистичные ожидания, давайте сначала поговорим о том, откуда они берутся.

    Начнем с того, что в первую очередь мы являемся особями, принадлежащими к человеческому роду, поэтому мы стремимся к общению с подобными себе. Вначале это общение кажется простым и легким: «Все в порядке, зачем об этом специально думать?» Но, как вы узнаете дальше из этой книги, порой мы теряем человеческий контакт с нашим партнером. Почему это происходит? Наша боль рождена «шоком осознания одиночества». Маленький ребенок мечтает о маме-волшебнице, вездесущей и всемогущей, выполняющей любое его желание без всякой просьбы с его стороны. Отсюда и термин: «мамочка-волшебница». Так как это нереально и такой мамы нет на свете, наши фантазии безжалостно рушатся. Мы изо всех сил сопротивляемся этому и с большой неохотой вынуждены признать, что, так или иначе, нам все же придется научиться жить самостоятельно. В то же время в глубине души мы продолжаем мечтать о возвращении в потерянный рай близости, единения и исполнения желаний.

    Одиночество по-прежнему ужасает нас, и ребенок внутри нас отчаянно пытается найти маму-волшебницу , вернуться к ней, слиться с ней. Ради этого он готов делать все, что она скажет, быть тем, кем она хочет его видеть, - лишь бы возвратиться в ее лоно. Конечно, все эти попытки остаются тщетными.

    Но ребенок, а затем подросток, продолжает искать маму-волшебницу, чтобы раствориться в ней и избавиться от боли. Годы спустя мы бессознательно переносим эти нереалистичные ожидания в наши любовные отношения . Когда они не оправдываются, у нас начинаются проблемы.

    Этот постоянный процесс ожидания тотальной близости с партнером, надежда слиться с ним (с ней) в одно целое создает трудности в отношениях, потому что эта надежда никогда не сбывается, оставляя нас наедине с нашей болью. И здесь находится корень проблем любовных отношений . Иными словами, проблема заключается в том, что мы ожидаем , что наш партнер будет волшебником, выполняющим любое наше желание (порой даже без нашей просьбы) и сольется с нами в одно целое, тем самым спасая нас от одиночества - но мы по-прежнему остаемся одиноки. Где коренятся эти ожидания ? Эти нереалистичные ожидания коренятся в «шоке осознания одиночества», возникшем в тот момент, когда ребенок впервые ощутил разрыв с матерью.

    Этот естественный процесс отделения оставляет в душе ребенка глубокую рану. До тех пор, пока эта рана и этот шок не осознаны и не «переварены», они продолжают воздействовать на всю нашу жизнь. Мы можем ощущать экзистенциальный страх и тревогу: нам кажется, что мы несчастны, не приспособлены к жизни, беспомощны. Эта рана заставляет нас ожидать невозможного от наших любовных отношений - мы надеемся, что партнер поможет нам выжить и спасет от одиночества. Десятилетия спустя этот разрыв с мамой проецируется на других людей. Мы страстно ищем любви и слияния, бессознательно ожидая , что партнер избавит нас от боли и страдания, породивших нашу Ложную Сущность.

    Попросту говоря, наши нереалистичные ожидания найти партнера, который вернет нам утерянный рай, будет читать наши мысли и выполнять наши желания без слов - это просто возрастная регрессия. Мы «как будто» любим. Живем и действуем - но при этом находимся в воображаемом мире. Младенец внутри нас надевает маску взрослого. Под этой маской скрываются мнимая любовь, мнимый партнер и мнимая близость. Единственная реальность - малыш, натянувший эту маску.

    Эта игра лишь усиливает боль, потому что она рождена «шоком осознания одиночества», и любой намек на малейшее чувство одиночества автоматически включает ее. Из-за сопротивления одиночеству и попыток заставить других соответствовать нашим ожиданиям в любовных отношениях вступает в игру наша Ложная Самость, с ее бесчисленными стратегиями и ухищрениями.


    НИКТО НЕ СМОЖЕТ ИСЦЕЛИТЬ ВАШУ БОЛЬ, РОЖДЕННУЮ ОДИНОЧЕСТВОМ.

    Стефен Х. Волински


    Наше желание близости и протест против одиночества заставляет нас скрывать свою рану и объясняет основную проблему отношений - наши ожидания , что партнер (мамочка) возьмет на себя ответственность за исцеление нашего «шока осознания одиночества» и нашей боли.

    Но почему эти неявные ожидания лишают нас всякого здравого смысла? Потому что бессознательное желание близости рождается в до-вербальный период, раньше, чем ребенку становится доступен мыслительный процесс - следовательно, раньше появления здравого смысла. Поскольку это желание появляется в глубоком детстве, наши неосознанные ожидания захлестывают нас в самой примитивной, архаической форме. Они властвуют над нами на биологическом уровне, потому что выживание младенца зависит от того, придет ли мама ему на помощь - утолит ли она его голод, жажду, прижмет ли к себе и т. д. Они властвуют над нами на психологическом уровне, потому что мы путаем разные уровни и подменяем один на другой, потому что близость становится нашей навязчивой идеей, и мы готовы искать ее на любом уровне. Словно крыса в лабиринте, мы пробираемся сквозь туннель в надежде найти сыр. Однако, к сожалению, мы вновь и вновь блуждаем по тому же туннелю (по имени отношения), даже когда понимаем, что там нет никакого сыра. Как внутри, так и вне своего кабинета я много раз слышал: «Я так хочу, чтобы он (она) заботились обо мне!» Таким образом наша жажда близости и протест против одиночества создают Ложную Сущность-Ложную Самость и формируют наше представление о себе и о том, какими нас видят другие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нереалистичные ожидания, что наш партнер прогонит прочь нашу боль посредством близости и слияния с нами, рождаются в момент «шока осознания одиночества», когда мы ощущаем разрыв с мамой. Если мы не осознаем этого, мы можем провести остаток нашей жизни в попытках достичь тотальной близости с другим человеком - с учителем, гуру или даже с Богом - лишь бы справиться с болью одиночества.

    Как применить это к любовным отношениям на практике? Вначале ожидания появляются, когда мы влюбляемся и ощущаем блаженство близости. К сожалению, как мы все могли не раз убедиться, вскоре мы обнаруживаем, что мы по-прежнему остаемся отдельными существами. По мере уменьшения нашей близости усиливаются чувства одиночества и экзистенциальной тревоги. Попросту говоря, блаженство близости, корни которой тянутся из раннего детства, сменяется болью одиночества. Этот цикл воспроизводится в наших любовных отношениях , когда мы пытаемся обрести утраченную близость вновь и вновь.

    Примечания:

    Прим. пер. В оригинале - Mask of three M’s: match, mirror, meet.