В понимании з фрейда бессознательное характеризуется активностью. Сознание и бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное (подсознательное). Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне, – сновидения; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. К бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации, видения, ощущения. Общественные условия существования человека детерминируют не только его сознательное существование, но и его бессознательное и отражаются в мозгу человека как частичное восприятие окружающей действительности .

Впервые бессознательное в структуре личности выделил Зигмунд Фрейд. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, актов и состояний, детерминированных окружающими индивида условиями, во влиянии которых на индивидуальные психические процессы, явления и состояния человек не отдает себе отчета. Кроме того, бессознательное можно определить как форму психического отражения действительности и отношения к ней человека, которые им не осознаются.

Выделяют 4 класса проявления бессознательного:

1) надсознательные явления – уровень психической активности человека, который используется при решении творческих задач и не поддается сознательно-волевому контролю. Понятие о надсознательном включает две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное, которое зависит от уже имеющейся информации, детерминированной прошлым опытом человека, и надсознательное, которое предполагает стремление человека к созиданию того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Подобное конструирование обусловлено набором интеракций личности с миром культурных ценностей, который она не только использует и усваивает, но и наращивает, транслируя вектор развития общества, где живет человек, отражая назревшие тенденции объективного развития этого мира;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и потребности), которые детерминируются имеющим личностный смысл образом желаемого будущего;

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, под которыми понимается система навыков человека, представляющими собой совокупность автоматизированных образцов поведения и непроизвольных действий;

4) проявления субсенсорного восприятия. Изучение бессознательного, его природы, специфики его проявлений, механизмов и функций, основных характеристик позволяет создать целостную картину психической жизни человека.

Для концепций З. Фрейда в целом характерен акцент на бессознательном, которое образуется вытесненными сексуальными желаниями и влечениями (либидо), определяемыми общественной моралью и управляемыми человеческим поведением на протяжении всей жизни.

З. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Согласно его теории структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), супер-эго («сверх-я»). Она представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. Таким образом, «оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» – это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет.

Таким образом, «я» руководствуется принципом реальности, а «сверх-я» представляет собой структуру, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм.

Именно «сверх-я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности. По мнению З. Фрейда, ведущую роль в психике играет «оно», содержание которого составляет две группы инстинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (эрос), энергию которых З. Фрейд назвал либидо;

2) инстинкты смерти (танатос) – это инстинкты разрушения, агрессии.

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и, соответственно, испытывают чувство ревности к матери. Эти неосознанные сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности З. Фрейд назвал эдиповым комплексом (для мальчиков) и комплексом Электры (для девочек). На последующих стадиях психического развития индивида сексуальная энергия проявляется в сексуальном влечении, творчестве, жизнедеятельности в целом, стремлении к власти.

Сексуальность как главный источник конфликтов, по З. Фрейду, является основным фактором возникновения в обществе норм морали, социального контроля, санкций. Сублимация сексуальной энергии является одним из методов пресечения конфликтов и лежит в основе социокультурной, творческой, властной и других видов человеческой деятельности. Сексуальность, подавляясь в той или иной степени внутри общества нормами и санкциями, может трансформироваться в межличностные и внутриличностные конфликты. З. Фрейд считал, что именно эти механизмы породили новое формирование – государство как систему обороны и нападения и определили возникновение институтов (образование, религия, семья, власть и т. п.) для поддержания сложившегося порядка. Таким образом, общество и его институты сформировались в результате конфликтов, в основе которых лежала неудовлетворенность сексуальных желаний.

В соответствии с сексуальной теорией психики З. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам энергии эроса. Выделяют 5 основных стадий психического развития человека:

1) оральная стадия – от рождения до 1 года. Характеризуется тем, что основным источником удовольствия является кормление.

На этой стадии ребенок совершает два последовательных действия: в первой половине оральной стадии – сосание, во второй половине – с появлением зубов – к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, и т. о. стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. По мнению З. Фрейда, у новорожденного нет «я». Это психическое образование постепенно отделяется от его «оно». Таким образом «я» – это часть «оно», модифицированное под влиянием внешнего мира;

2) анальная стадия – от 1 года до 3 лет. На этой стадии ребенка приучают к опрятности, он встречается с запретами и наказаниями. На этой стадии полностью сложилось «я», которое уже способно контролировать импульсы «оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «сверх-я» ребенка как часть его «я», где в основном заложен авторитет родителей;

3) фаллическая – от 3 до 5 лет. Является высшей ступенью детской сексуальности. Генитальные органы становятся ведущими эрогенными зонами. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. На этой стадии у мальчиков возникает эдипов комплекс, а у девочек – комплекс электры, о которых говорилось выше. Вытеснение этого комплекса приводит к тому, что полностью выделяется структура «сверх-я». К концу этой стадии все три психических компонента личности уже сформированы, при этом главную роль играет «я»;

4) латентная стадия – от 5 до 12 лет. Характеризуется снижением полового интереса. На этой стадии «я» полностью контролирует потребности «оно». Ребенку не достаточно межличностных отношений в семье и он ищет дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи;

5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет. Характеризуется возвышением детских сексуальных влечений. На этой стадии все эрогенные зоны активизируются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. На этой стадии «я» активно противодействует агрессивным импульсам «оно».

По мнению З. Фрейда, характер человека складывается в зависимости от особенностей развития его «оно», «я», «сверх-я» и их взаимодействий. Влечения и потребности «оно» вступают в конфликт с его «я», в результате которого в сознании возникает состояние тревоги, которая выполняет функцию мобилизации защитных сил, выработки наиболее эффективной защитной стратегии.

В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». Они индивидуальны и складываются на ранних этапах развития ребенка. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно, чем осознанно, пользуется в трудных ситуациях. З. Фрейд выделяет следующие механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»:

1) сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, «уходом» в другую сферу жизнедеятельности. Так, например, нереализованные сексуальные желания могут переходить в такие виды деятельности, как творчество, искусство, политика. В случае ухода в политическую деятельность можно говорить о преобладающем перевесе количества мужчин. Кроме того, мужчины в подобных ситуациях зачастую «уходят» в профессиональную или иную деятельность – спорт, хобби и т. д. Женщины в ситуации семейных конфликтов наиболее часто находят себя в материнстве;

2) вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как «сознательное» забывание. Это встречается в случаях забывания умерших близкими людьми;

3) обесценивание объекта – это косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и планами. В этой ситуации сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками, уменьшающими его ценность для индивида. Наиболее часто это встречается в случаях конфликта, развода семейных пар;

4) самообвинение – это путь ухода от тревоги путем частичного унижения достоинств своей личности. Проявляется в ситуациях, когда человек чувствует себя причастным к созданию конфликтной ситуации;

5) проекция – это приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Проекция помогает людям почувствовать себя среднестатистическим членом общества и снизить чувство вины;

6) рационализация проявляется как стремление найти социально приемлемое объяснение для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении .

По мнению З. Фрейда, нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выхода в сознание. В связи с этим З. Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

1) свободные ассоциации представляют собой механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, желания, значимые для него проблемы. Этот механизм лежит в основе психоанализа, который З. Фрейд называет методом свободных ассоциаций, заключающийся в том, что психоаналитик позволяет пациенту свободно высказывать свои мысли по различным вопросам и анализирует результат этой беседы, интерпретируя высказывания клиента, его переживания, сублимированные потребности;

2) сновидения играют значительную роль в оптимизации психической жизни человека. З. Фрейд говорил, что сновидения выполняют особую специфическую функцию, которая заключается в том, что актуальные для человека эмоциональные переживания отражаются в сновидениях. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые именно посредством этого механизма становятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бессознательного;

3) оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачастую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. По З. Фрейду, бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям.

Теория З. Фрейда перекликается с идеями К. Юнга о коллективном бессознательном, которое он называет архетипами. Согласно теории архетипов Е. Юнга коллективное бессознательное принадлежит всему человеческому обществу в целом, выражается в религии, искусстве, культуре и передается по наследству каждому члену общества от предыдущих поколений.

Кроме того, теория З. Фрейда имеет точки соприкосновения с символическим интеракционизмом Дж. Г. Мида и его идеей «генерализованного другого». Данное подавление, по З. Фрейду, ведет, с одной стороны, к возникновению у человека неврозов, которые он и приравнивал к конфликтам, а с другой стороны, к сублимации в науке, искусстве и других областях общественной жизни.

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов (от греч. psyche – «душа» и logos – «учение») первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

Представьте себе айсберг – огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. sublimare – «возносить или переходить»).

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ (от греч. psyche – «душа» и analysis – «разложение»). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.

Не случайно же говорят: «Предупрежден – значит, вооружен».

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд) Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939) Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

7. Зигмунд Фрейд Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Проблема мазохизма затрагивалась Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) и метапсихологической работе «Влечения и судьбы влечений» (1915), прежде чем получить более детальное рассмотрение в предлагаемых ниже статьях «Ребенка бьют» (1919) и

Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

Зигмунд Фрейд 1856–1939Три эссе о сексуальной теории1905Не будучи философом по профессии, первооткрыватель психоанализа создал произведение, которое имеет серьезное философское значение. Эта работа тесно связана с жизнью. Чтобы определить место Трех эссе о сексуальной

Из книги Карл Густав Юнг о духовности, о творчестве автора Юнг Карл Густав

Зигмунд Фрейд (74)…[Во взглядах Фрейда необходимо] подчеркнуть и особо выделить его явно обусловленный временем скепсис по отношению ко всем идеалам девятнадцатого века или, по крайней мере, к большинству из них. Это то прошлое, которое составляет духовный фон, совершенно

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда. Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками, особенно Мак-Дугаллом, состоял в том, что он свел все «влечения» к двум категориям:

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

99. Сознание и бессознательное Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в

Из книги От существования к существующему автора Левинас Эммануэль

а) Сознание и бессознательное Казалось бы, сознание судит об Ну а благодаря возможности забывать о нем и прерывать его - возможности спать. Это способ быть, но берущее на себя бытие сознание - воплощенная нерешительность быть. Тем самым оно обретает измерение

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. - Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

7. ЗИГМУНД ФРЕЙД Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

Из книги Страх. Сладострастие. Смерть автора Курпатов Андрей Владимирович

Зигмунд Фрейд Но если Ведекинд просто не решил или, может быть, не пытался решить загадки отношений Эроса и Танатоса, то решение Зигмунда Фрейда, мягко говоря, вовсе никуда не годится. Это прозвучит парадоксально, но на волне нарождающейся внутренней свободы человека

Значительно больше, чем традиционная психология, меня привлекает психоанализ. Но не психоанализ Фрейда, а психоанализ Карла Густава Юнга.

Фрейд, как, впрочем, и Юнг, были табуированы в СССР. Фрейд оказался едва ли не первой ласточкой, возвестившей о наступлении свободы мысли в России, позже пришло время Юнга.

Так или иначе, современный психоанализ давно перерос рамки, собственно, фрейдизма. Развиваясь одновременно в сфере психологии, философии, социологии, искусства, литературы, он приобрел множество толкователей, раздробился на множество течений. Из наиболее примечательных назовем экзистенциальный психоанализ: Жан-Поль Сартр и Эрик Фромм, психоаналитическую герменевтику: Конрад Лоренц и Юрген Хабермас, антропологию: Людвиг Бисвангер, структурный психоанализ: Клод Леви-Стросс и Жак Лакан. Но более других и, заметим, много плодотворнее, проблемами бессознательного в психике человека, что, собственно, и составляет предмет психоанализа, занимался швейцарский мудрец Карл Густав Юнг. Начать, однако, придется с Фрейда. Чтобы читатель имел возможность, не сходя с места, сравнить ученика с учителем.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Умер в 1939 году. Но дело Фрейда живет и развивается.

Фрейд — культурный идол XX века.

  1. Сознание согласно Фрейду, это лишь то, что мы сознаем в данный момент. Фрейда мало занимает сознание само по себе, его преимущественно интересуют малоисследованные области психики, которые он именует предсознанием и бессознательным.
  2. Предсознание — часть бессознательного, но такая его часть, которая легко переходит в сознание. Предсознание Фрейд уподобляет большому складу, где накапливается материал необходимый для работы сознания. Иначе говоря, предсознание — буфер между сознанием и бессознательным.
  3. Бессознательное, по Фрейду, это инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными. Они вообще недоступны сознанию. К бессознательному относится и то, что отделено от сознания, подвергнуто цензуре и «подавляемо». Это не забыто и не утеряно, но не допускается к воспоминанию. Бессознательное обладает большой жизненностью и непосредственностью. И через десять лет воспоминания, вновь «допущенные» в сознание, не утрачивают эмоциональной силы. В области Бессознательного обретаются основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты.
  4. Вытеснение — еще один ключевой термин в теории Фрейда. Это то состояние, в котором представления находятся до их осознания. Понятие о бессознательном, по Фрейду, вытекает из учения о вытеснении. Вытесненное — образец подсознательного. Согласно Фрейду, «есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное, неспособное для осознания».
Честно признаться, Фрейда не люблю, но искренне восхищаюсь его умением неисчислимо большому числу людей. Фрейд в совершенстве владеет словесной эквилибристикой. Вот маленький образец изощренного словомудрия: все вытесненное, по Фрейду, это «Бессознательное, но в то же время не все Бессознательное вытеснено. Так же часть Я может быть Бессознательное и несомненно и есть Бессознательное. И это Бессознательное не латентно в духе Предсознание, иначе его нельзя было бы активизировать, не делая Сознание».

Благодаря этому чудесному пассажу мы добрались, наконец,

  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.

    Основатель теории психоанализа – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.

    По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным.

    Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

    Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

    Душевные процессы человека бессознательны. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

    Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.

    При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев:

    1. «оно» – бессознательное;2. «я» – сознание человека;3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. Главные факторы, руководящие психикой человека, – удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

    В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – либидо.

    После критики – II психологическая схема: энергией бессознательного управляют эрос – инстинкт жизни и танатос – инстинкт смерти.Поведение человека объясняется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.

    Одна из проблем психоанализа – бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема – конфликт человека и общества.

    По З. Фрейду – человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

    З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности: иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей культуры. Предложил переход от религиозной веры к атеизму.

    На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

    Цель – помочь человеку решить эти проблемы; главный способ – культивирование всеобщей любви.

    Смысл жизни – в активном проявлении личности во всех сферах.

    Основной мотив поведения – страсти.

    Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

    Вопрос 28. Проблема человека в философии экзистенцианолизма. Экзистенциализм или философия существования, – философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Предметом философии является человек, его существование, бытие. Но наука о человеке по мнению экзистенцианалистов невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида. Но что такое человек? Как и Достоевский, экзистенцианалисты утверждают, что человек - тайна, а философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, не давать решения вопросов и вести поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере переживаний. Экзистенцианализм - философия ярко выраженного иррационализма, антиинтеллектуализма. По мнению экзистенцианалистов наука не только бесполезна, но и вредна. Истина - зло, она отягощает человеческое существование. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше объем знания, тем больше и неопознанного. Незнание - предпосылка свободы. Чем человек меньше знает, тем он свободнее. При этом каждый человек обладает своей истиной, порожденной свободой. Экзистенцианализм близко рассматривает проблему бытия и человека, сводит их. Проблема человеческого бытия рассматривается с позиций субъективного идеализма. Бытие - неопределимо, но вопрос о нем не лишен смысла. Решение этого вопроса и есть смысл человеческого бытия. Проблема бытия есть проблема человека, который вопрошает о бытии, переживает его. Бытие само по себе(по словам Кьеркегора) бессмысленно, оно внушает человеку страх и отчаяние. Попытка опираться на внешний мир бессмысленна, спасение следует искать в воле Бога. Общество также враждебно индивиду. Оно мешает личности, превращает ее в винтик, стандартную деталь, не имеющую лица. Жизнь ужасна, от существования человек испытывает страх, стремится к небытию - к смерти. Только бытие, свободное для смерти дает существованию цель. Апология смерти, понимание свободы как самоубийства встречаются в произведении Достоевского "Бесы", в рассуждениях Камю. На пути смерти человек попадает в пограничную ситуацию - ситуацию, когда человек познает себя как нечто безусловное. Спасение человека в окружающем его мире - лишь он сам, его "самость", ядро непознаваемой экзистенции. Человек сам должен спасти себя, прийти к свободе. Это может произойти только в свободном решении человека. Личность должна противостоять собственной врожденной боязливости. В центре этой философии человек не познающий и преобразующий мир, а страдающий, одинокий, несчастный, но стремящийся к свободе, отвечающий за свои поступки.

    Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются нашитайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или инаямотивацияпроявляется всновидениях,невротических симптомахитворчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названныйпсихоанализом .

    Во времена Фрейда идея бессознательного получила повсеместное распространение. Однако благодаря Фрейду это понятие приобрело иное психологическое звучание, поскольку он целенаправленно использовал его для объяснения психических и в особенности невротических расстройств. В ходе проведенного Брейром лечения пациентки Анны О., страдавшей истерией, Фрейд заметил, что в основе ее страданий лежат «реминисценции» травматического происшествия, то есть неведомые и в то же время известные пациентке образы, вызывающие болезненные переживания. Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей причины.

    Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: этосновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) иневротические симптомы .

    По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

    Первая модель Фрейда - бессознательное, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.

    Сверх-Я (Супер-Эго ) -моральныеустановки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что - нет.Совесть,стыд- всё это проявления Сверх-Я.Задача Супер-Эго - это соблюдение норм, принятых в окружающем обществе.В некоторых случаях нормы общества и желания Ид могут не совпадать, тогда для разрешения конфликта включаются защитные механизмы, порождающие бессознательные реакции: вытеснение, рационализацию, сублимацию, проекцию, регрессию и прочие.

    Эго - та часть человеческой личности, которая осознаётся как«Я» и находится в контакте с окружающим миром посредствомвосприятия. Эго осуществляетпланирование, оценки,запоминаниеи иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленнымипредвидениемивоображением).

    Оно , иногдаИд - являет собой бессознательную частьпсихики, совокупностьинстинктивныхвлечений.