Устный опрос виды и способы. Устный vs письменный опрос на уроке: сравнение способов и приемы проведения опросов

Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый — сигнал "Я знаю". Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке — этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос — это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос — учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации .
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная — содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант — требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

Опрос - Один из методов экспериментальной психологии и психологии вообще, получение необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Письменный,

Свободный.

Устный опрос

Применяется в случае необходимости вести оперативное наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Более гибкий, в сравнении с письменным, вид опроса, позволяет алгоритмически более гибко опрашивать испытуемого. Как и письменный, требует тщательной подготовки. Необходима специальная подготовка у исследователя. Возможно нежелательное (и при этом плохо контролируемое) влияние личности исследователя на поведение испытуемого.

Письменный опрос

Позволяет охватить большее количество людей, в сравнении с устным опросом, за тот же промежуток времени. Опрос проводится обычно с помощью заранее составленной анкеты. По сравнению с устным также отличается в лучшую сторону большей объективностью результата.

Свободный опрос

В отличие от стандартного опроса (устного или письменного) при свободном опросе перечень (алгоритм) задаваемых вопросов заранее не определяется. По ходу исследования можно достаточно гибко менять тактику и содержание опроса, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. Свободный опрос хорошо подходит для практических (не общепсихологических) исследований, круг изучаемых явлений которых заранее точно не очерчен (предварительное, содержательное изучение объекта).

Комбинированный метод как основной метод опроса

Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием между предметных связей.

Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная, и т. д.) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов.

С тех пор как появились различные виды техники, появилась возможность не только рассказать или показать различные формы жизни и биологические процессы, но и смоделировать их. Компьютер завладел всеми сферами жизни и дает нам возможности сделать наши уроки интересными не только при объяснении материала, но и при его опросе.

Более результативным методом опроса, считаю комбинированный метод, пользуюсь им постоянно. Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у ученика есть возможность проявить свои знания в той форме, в которой ему более комфортно.

Устный метод опроса и его формы

Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что помогает мне осуществлять индивидуальный подход в обучении. Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно. Вопросы продумываю так, чтобы они ориентировали учащихся на развернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказывание собственных суждений. Эффективность опроса возрастает если применить его с другими формами.

Формы устного опроса:

  • 1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на первых этапах обучения. Это развивает монологическую речь, приучает учащихся к добросовестному выполнению домашних заданий;
  • 2) Опрос семинарского типа с применением интерактивной доски. Ученик после воспроизведения материала получает проблемный вопрос, на который он даёт ответ и с применением возможности интерактивной доски, закрепляя ответ практическим показом своих действий. Так как работа с интерактивной доской всегда активизирует внимание всего класса. Ребята внимательно следят за ответом одноклассника и всегда готовы прийти ему на помощь. Это даёт возможность всему классу закрепить практическую значимость полученных знаний при опросе одного ученика. Пример: при проверке знаний по темам: «Внешнее и внутреннее строение корня» проблемный вопрос - Как ты узнаешь зону всасывания у корня? Зарисуй корневой волосок и подпиши его строение. С помощью интерактивной доски укажи правильную последовательность твоих действий при пересаживании растений. Такие задания при опросе выявляют не только объём теоретических знаний, но и как ученик усвоил практическую значимость полученных на уроке знаний. Тема: «Дыхательные движения» - Предположи, где будет находиться кусочек лёгкого при погружении его в стакан с водой? (работа у интерактивной доски). Почему кусочки лёгкого не тонут в воде? И т. п.;
  • 3) Уплотнённый опрос по группам. Его отличительная особенность в высокой оперативности и интенсивности. Задаваемые вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их «толкование». Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому ученику. Это развивает умение быстро ориентироваться в материале, собираться и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде.

Данный опрос провожу при завершении темы перед зачётом или контрольной работой.

  • 1. Перечислите изученные нами органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, АТФ, гормоны);
  • 2. Какие вещества относят к биополимерам? (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы);
  • 3. Мономер белка? (аминокислоты);
  • 4. Сколько видов нуклеиновых кислот? (два);
  • 5. Самое энергоёмкое органическое вещество? (жиры);
  • 6. Мономер нуклеиновых кислот? (нуклеотид);
  • 7. Мономер углеводов? (глюкоза);
  • 8. Как называется сахар в нуклеотиде РНК? (рибоза);
  • 9. Главный источник энергии в клетке? (глюкоза);
  • 10. Как называется процесс удвоения ДНКа? (репликация);
  • 11. Как называется связь между аминокислотами в первичной структуре белка? (пептидная);
  • 12. Назови этапы синтеза белка? (транскрипция, трансляция);
  • 13. Где в клетке протекает процесс транскрипции? (ядро);
  • 14. Перечисли виды РНК. (и-РНК, р-РНК, т-РНК);
  • 15. Перечисли нуклеотиды ДНК. (Тимин, Аденин, Гуанин, Цитозин);
  • 16. Как называют растворимые в воде вещества? (гидрофильные);
  • 17. Назови растительные полисахариды (целлюлоза, крахмал);
  • 18. Какого нуклеотида нет в РНК? (Тимин);
  • 19. Процессы фотосинтеза протекают в….? (хлоропласт);
  • 20. По принципу комплементарности, соединяются между собой какие нуклеотиды? (А-Т, Г-Ц);
  • 21. Назови фазу фотосинтеза в которой происходит восстановление СО2 до глюкозы? (темная);
  • 22. Назови мономер крахмала? (глюкоза);
  • 23. В какую стадию фотосинтеза образуется кислород? (световая).
  • 4) Коллоквиум. Это индивидуальная беседа по пройденной теме без письменной подготовки. Перед учащимся ставится вопрос из данной темы. Далее задаются вопросы, связанные с первым. Постепенно охватывается вся тема по логической цепочке. Это развивает у учащегося способность подчинять своё мышление логике спрашивающего, умение слушать вопрос, умение держать внимание длительное время. Это особо ценно для медицинских специальностей и научной деятельности в любой области.

Учитель при этой форме опроса работает с одним учеником. В это время классу создаю проблемную ситуацию, над которой работают в форме письменного опроса. (Раскройте смысл следующего утверждения «Один человек пройдёт - тропинка, десять человек пройдёт - дорога, сто человек пройдёт - пустыня»).

В чём причины таких последствий. Внесите свои предложения как избежать появления стихийных тропинок при закладке парка и как бороться с появлением стихийных тропинок в нашем парке?).

Примерные вопросы коллоквиума по теме «Корень»:

  • 1. Перечисли органы растения?
  • 2. Корень это вегетативный или генеративный орган?
  • 3. Перечисли функции корня?
  • 4. Какие виды корней мы изучили?
  • 5. Как называют корни, растущие от стеблей, листьев и т. д.?
  • 6. Из чего развивается главный корень?
  • 7. Где растут боковые корни?
  • 8. Дай определение корневой системе?
  • 9. Какие корневые системы ты знаешь?
  • 10. Как ты отличишь стержневую корневую систему от мочковатой?
  • 11. Перечисли зоны корня?
  • 12. Корневой чехлик: где находится, что собой представляет, его функция?
  • 13. Почему при ощипывании верхушки главного корня он прекращает свой рост?
  • 14. Как называют этот агроприём, применяемый при выращивании рассады? Для чего его применяют? Выбери рисунок, где указан данный приём (с применением интерактивной доски).
  • 15. Что собой представляет корневой волосок? Его функция? Продолжительность жизни?
  • 16. При пересаживании растения девочка выдернула его из земли. Предположи последствия данного действия для растения.
  • 17. За зоной всасывания, находится какая зона?
  • 18. По какой проводящей ткани движется поступившая от корневых волосков вода с минеральными солями?
  • 19. Корни, каких растений используют для приготовления пищи? (коллекция корнеплодов и видоизменённых поземных побегов).
  • 5) Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Я применяю её в начале урока с целью выяснения усвоения классом пройденного материала необходимого для перехода к новой теме.

Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на разных этапах урока и в сочетании с другими методами. Например: дайте определение термину - иммунитет, на какой табличке термин записан правильно (иммунитет), назови допущенные ошибки. Это позволяет проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую грамотность ученика. А готовые таблички экономят время опроса и развивают зрительную память у всех учащихся класса.

Тема «Системы органов у насекомых» ответ у доски по таблице + письменный ответ на вопрос, который требует от ученика не обычного воспроизведения информации (опоры на память), а интеллектуальных усилий: Участвует ли кровь в переносе газов у насекомых? Ответ поясните.

И пока ребёнок готовит письменный ответ на вопрос, устный опрос можно продолжать с другими учащимися.

Для меня важно в процессе устного опроса, чтобы проверка знаний ученика не носила характера работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания ученика.

Письменный опрос.

Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос. Главное достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль качества знаний учащихся. Письменный опрос:

  • 1. Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает формирование грамотной научной речи:
  • 1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах (асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т. д.);
  • 2) выпиши термины относящиеся к ПЛАСТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ;
  • 3) с успехом применяю «принцип кроссворда» помогающий в закреплении только что изученных терминов на уроке. Ребята чёрточками отмечают указанное мной число букв, при этом некоторые я открываю:
  • 4) к данному определению записать термин: - Как называется процесс испарения воды листьями? (транспирация);
  • - Физический процесс, благодаря которому происходит газообмен в лёгких и тканях? (диффузия);
  • - Клетка, имеющая ядро? (эукариотическая) и т. д.
  • 5) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб - сома, м - кориза, г - пофиз, филог - нез (прОкариоты, рибОсома, мИкориза, гИпофиз, филогЕнез).
  • 6) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с учебником разрабатываю технологические карты, где указываются этапы в работе с материалом параграфа и письменные задания к каждому этапу. Данные задания приближены к заданиям, встречающимся в ЕГЭ и ГИА, что приучает ребят к работе с данным типом тестовых заданий и умению выбирать главное из материала текста.

Форма методической работы: Школа педагогического мастерства

Тема: Устный опрос - один из методов педагогического контроля.

Цель: Совершенствование педагогического мастерства инженерно-педагогических работников.

Преподаватель, мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать, разумно спланировать и реализовать педагогический процесс. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные и учебно-производственные задания, учитывая при этом особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы предупреждения, заблаговременно готовит необходимые средства обучения, оборудование, материалы, документацию, рабочие места. Умелый педагог рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы и методические приемы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу на уроке.

Сегодня на этом занятии мы поговорим на тему: «Устный опрос – один из методов педагогического контроля.»

(на экране презентация № 1)

Устный опрос - наиболее распростра­ненный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредствен­ный контакт между преподавателем и учащим­ся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивиду­альных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Какая цель устного опроса?

(на экране презентация №2)

Проверка знаний учащихся.

Проверка умений учащихся публично излагать материал.

Формирование умений публичных выступлений.

^ 1.Общие сведения об устном опросе.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

Тща­тельного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, ко­торые будут предложены,

Подбора путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки,

Создания на занятии деловой и до­брожелательной обстановки.

^ 2. Советы психолога преподавателям .

Проводя устный опрос, мы часто думаем о содержательной стороне опроса и не всегда задумываемся о психологической стороне. Выслушаем психолога. Она нам расскажет какие типичные ошибки могут допускать учителя при устном опросе.

ПСИХОЛОГ: Одним из самых сложных видов деятельности учени­ков в учебном процессе является устный ответ у доски. Этот вид деятельности может иметь очень отдаленные от­рицательные последствия в становлении Я-концепции, в сотрудничестве с другими людьми.

Какие ошибки часто допускают преподаватели при устном опросе? Вначале называется фа­милия (имя) ученика, а затем формулируется вопрос. У учеников мало времени на сосредоточение.

Следующей грубой ошибкой педагога является неумение предотвратить смех учеников в классе при ошибках отвечаю­щего у доски. Случается, что учитель не только не препят­ствует смеху, но и сам участвует в этом процессе. Если уча­щийся «работал на аудиторию» и смех был для него как ожидаемая реакция, то это одна ситуация. Если же ошибка учащегося была непроизвольной, то смех является как реак­цией унижения, осуждения. Эта ошибка может надолго за­фиксироваться в психике учащегося и, создавая в дальней­шем неуверенность, очень отрицательно влиять на успеш­ность устных ответов и в целом на жизненный тип ребенка.

Учителя мало владеют приемами стимулирования речетворчества учеников: в начале ответа и по ходу ответа исполь­зование внушающих вопросов, приемов активного слушания.

Учителем допускается выполнение во время ответа ка­кой-то деятельности (проверка тетрадей, заполнение жур­нала и т. п.), что сбивает ученика с мысли, так как он не получает подбадривающей обратной связи. При оценивании используется принцип выискивания ошибок. Вместо того чтобы вначале показать ученику его успех и затем показать, над чем стоит поработать (или пути устранения недочетов), учитель акцентирует внима­ние на ошибках.

Одна из ошибок, когда учитель пытается определить самый лучший ответ: «Сегодня у нас лучше всех отвечал Сережа». Это кроме зависти, развития мести у других отвечающих мало что дает.

Итак, устный опрос у доски в основном проверяет уме­ния публично излагать знания, публично мыслить. Это не всегда проверка знаний.

Он не обладает валидностью, точностью и надежнос­тью. В исследованиях выявлено, что разные препода­ватели один и тот же ответ ученика оценивали по-разному. Один и тот же преподаватель выставлял от­
метки в зависимости от своего состояния.

Устный опрос выполняет обучающую функцию примерно на 20%. В среднем пятая часть учеников слу­шает. Остальные ученики в этот момент могут «ви­тать» в других сферах.

Развивающая функция работает для ученика в плане развития речи, мышления. Остальные ученики выпол­няют пассивную роль и поэтому процесс развития пред­ставлен в минимальной степени.

Устный опрос у доски с целью проверки знаний и умений учащихся выполняет свою функцию только по отношению к тем из них, кто может свободно, уверенно выступать пе­ред всем классом. Практика показывает, что далеко не все наши уащиеся к этому готовы. Страх, неуверенность в своих силах приводят к тому, что ученик пугается, не может вспомнить материал, сформулировать правильный ответ. Этому способствует и негативная реакция слушателей (реплики, смех, которые не всегда пресекаются учителем). Последствия такой фор­мы опроса для некоторых учащихся могут быть очень пе­чальными: формируется отрицательная Я-концепция, жиз­ненный стиль неудачника, боязнь публичных выступлений.

Устный опрос у доски не должен быть основным и тем более единственным методом проверки знаний и умений учащихся. Но и отказываться от него не следует, так как он формирует очень важные умения публичного выступ­ления. Некоторые ученики должны пройти предваритель­ные тренинги, которые подготовят их к участию в устном опросе.

Формулируя вопрос преподаватель не должен забывать о том, что в вопросе должны быть определены границы ответа. Нежелательно так формули­ровать вопрос: «Расскажите о том, что мы проходили на прошлом уроке».

Исследования показывают, что на этом этапе отвечаю­щему передается состояние учителя, так как дети в этот момент особенно восприимчивы (на сознательном и бес­сознательном уровнях). От того, насколько положительно настроен учитель, зависит уверенность учащихся, успеш­ность их ответов. Известны случаи, когда учитель своим состоянием (злость, страх, агрессия и т. п.) полностью демореализовывал учеников.

Желательно после вопроса сделать паузу. Если учитель хочет усилить обучающую функцию опроса, то он затяги­вает паузу. В этот момент ученики «прокручивают» информацию в голове, «впитывают», как губка, материал учебника, собираются с силами. Можно на этой фазе дать какие-то рекомендации: «Обратите в ответах внимание на...», «Хорошо бы, чтобы в ответе прозвучало...»

Называется имя ученика: «Очень хочется послушать сегодня Сережу» (если в классе несколько Сереж, то уточ­няется, кого же именно).

Нежелательно менять первую и третью фазы, так как снижается обучающий эффект. Дети могут менее успеш­но излагать материал.

Ответ ученика у доски. Во время ответа учитель дол­жен демонстрировать классу, что он слушает ученика. Некоторые это делают весьма искусно. Они слушают так, как будто получают огромное удовольствие от ответа. Не­желательно делать в это время записи, проверять тетради и т. п. Это сбивает ученика.

Желательно, чтобы стратегия поведения учителя стро­илась исходя из особенностей ученика. Некоторым хочет­ся, чтобы на них смотрели, другим же не нравится про­должительный взгляд учителя. Они теряются в этот мо­мент (чаще это юноши).

Нежелательно акцентировать внимание на состоянии ученика: «Стесняешься. Не стесняйся». Ученик обычно еще больше стесняется, мысли путаются, и ответ получа­ется не совсем удачный.

Если у ученика наблюдается затруднения, он не может начать, то можно помочь ему внушающим вопросом: «Се­режа, ты хочешь сказать, что...». И далее учитель дает какое-то вступление. После этого, вполне возможно, уче­ник начнет излагать материал. Главное - начать. Потом придет уверенность и оптимальное напряжение.

По ходу, если встречаются затруднения, учитель может также использовать внушающие вопросы. Конечно, все это делается в тех случаях, когда ученик имеет какие-то знания по данному вопросу. Если же у учащегося знаний совсем нет, то это сделать весьма затруд­нительно. Хотя в некоторых случаях, когда необходимо провести коррекцию ученика, вселить уверенность, объем вопросов может быть очень большим. Опытные учителя это делают так, что ученику кажется, что это он ответил так хорошо по данной теме.

Желательно у учеников сформировать чувство не бо­яться делать ошибки. Дети должны стараться не делать ошибки, но не бояться их совершать. В такой ситуации их речь будет уверенной, гладкой, понятной, грамотной. Для облегчения процесса речетворчества можно по неко­торым предметам разрешить пользоваться при ответе опор­ными конспектами, исследования показывают, что это очень способствует уверенности детей, развитию их речи.

После ответа учитель оценивает ответ. Эта процедура очень важна, сложна и проблематична. В оценке должны быть показаны успехи ученика и, если необходимо, пути устранения недостатков. Желательно вначале отметить дос­тижения в раскрытии содержания материала, указать на положительные моменты в речи - правильность, четкость произношения, приятный голос и т. п. Если же в ответе есть недостатки, то желательно указать на них так, чтобы не вызвать негативные эмоции. Например: «Сережа, твой ответ был бы еще лучше, если бы было чуть меньше "вот"». Желательно акцентировать внимание не на ошибках, а на путях их устранения. И здесь существуют ограничения: если ученик уже знает свой недостаток и не может сейчас быстро его устранить, то желательно не выделять этот момент.

Можно пожелания ученику высказать не перед всем клас­сом, а в перерыве, в доверительной беседе, с глазу на глаз.

К сожалению, не всегда учителя понимают значимость и серьезность этапа оценки знаний. Это приводит к серьезным последствиям во взаимоотношениях и в деятельно­сти учеников.

^ 3.Методы и формы педагогического контроля.

Устный опрос- это один из методов контроля знаний. Чтобы определить какое место занимает устный опрос в системе педагогического контроля, мы должны вспомнить какие существуют методы и формы контроля.

1.Преподаватели работают в группах. Они схематично изображают классификацию методов и форм контроля на ватмане.

2.Защита плаката.

3. Методист обобщает представленный материал

Педагогический контроль- система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

Какие функции выполняет педагогический контроль?

Контролирующая функция- позволяет выявить знания, умения, навыки студентов и проводить постоянный мониторинг хода и результате в обучения;

Обучающая функция- в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями;

Организующая функция- повседневная работа по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений;

Развивающая функция- стимулирует познавательную активность студентов; процесс контроля требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

Воспитывающая функция- затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность;

Методическая функция- позволяет оценить методы преподавания, выбрать оптимальные вар и анты обучающей деятельности, совершенствовать методики преподавания;

Диагностическая (проверочная) функция - результат и оценка учебной деятельности; получение информации об ошибках;

Прогностическая функция - на основе результата в составлении прогноза на будущее.

Контроль должен быть:


  • планомерным систематическим;

  • объективным;

  • всесторонним;

  • индивидуальным;

  • экономичным;

  • педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке.
(на экране презентация №3)

Контроль может быть предварительным, текущим, периодическим и итоговым.

1. ^ Предварительный контроль (проводится в начале учебного года, позволяет определить исходный уровень знаний, умений). Позволяет использовать базовый уровень знаний и умений как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

^ 2.Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью студентов и корректировка)

3.Периодический (рубежный) контроль (позволяет определить качество изучения материала по разделами темам, проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений. Проводится несколько раз в семестр.

Охватывает студентов всей группы и проводится в форме контрольной работы, устного опроса, письменных практических работ,

Зачетов по практической или лабораторной работе.).

^ 4.Итоговый контроль (направлен на проверку конечного результата обучения, выявление степени овладения студентами системы знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, осуществляется на зачетах, семестровых экзаменах, государственных экзаменах, защите курсовых и дипломных проектов).

(на экране презентация №4)

Существуют несколько форм контроля:


  • Контрольная работа

  • Собеседование

  • Коллоквиум

  • 3ачет, дифференцированный зачет

  • Семестровые экзамены

  • Защита курсового проекта

  • Государственные экзамены
(на экране презентация №5)

Методы контроля- способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками)

1. Устный опрос:


  • Фронтальный

  • Индивидуальный

  • Комбинированный
2. Письменный опрос в форме:

  • Контрольной,

  • самостоятельной работы,

  • письменного зачета

  • Диктанта

  • Ответов на вопросы

  • Составления тезисов, планов, таблиц, схем и т.д.

  • Подготовки сообщений, докладов, рефератов
3. Стандартизированный контроль (тест-контроль) в форме

  • составления и решения тестовых заданий

  • Практическая проверка (практический контроль) в форме

  • Решения ситуационных задач

  • Постановки и проведения опытов

  • Разработки графиков, меню

  • Анализа производственной ситуации,

  • Выполнения практической и лабораторной работы,
Проверки умения пользоваться каким-либо инструментом.

5.Самоконтроль и взаимопроверка

В последнее время стали применять такие методы, как самоконтроль и взаимо­проверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, вос­питывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и ис­правлять ошибки. Все это необходимо для фор­мирования навыков самообразования.

^ 4.Формы устного опроса

(на экране презентация №6)

Существует три формы устного опроса: фронтальный, индивидуальный и комбинированный. Работая в группах,сейчас вы должны отнести к каждой форме устного опроса цели и задачи, которые написаны на раздаточном материале.

1.Преподаватели работают в группах.

2. Члены группы дают полный обоснованный ответ по каждой форме устного опроса.

3.Методист обобщает весь материал

(на экране презентация №7)

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторе­нием пройденного, являясь средством для за­крепления знаний и умений, развития речи, па­мяти и мышления учащихся. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого воп­росы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательно­сти, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение уча­щимися домашнего задания, выяснить готов­ность группы к изучению нового материала, оп­ределить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесооб­разно также использовать фронтальный опрос перед проведением лабораторных и практиче­ских работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

(на экране презентация №8)

Индивидуальный опрос -это работа преподавателя с одним учащимся.

Предполагает обстоятельные, связанные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу.

Вопросы для индивидуального опроса долж­ны быть четкими, ясными, конкретными, емки­ми, иметь прикладной характер, охватывать ос­новной, ранее пройденный материал програм­мы. Их содержание должно стимулировать уча­щихся логически мыслить, сравнивать, анали­зировать сущность явлений, доказывать, под­бирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обосно­ванные выводы и этим способствовать объек­тивному выявлению знаний учащихся. Поэто­му они должны иметь преимущественно по­исковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельно­сти. Этому требованию отвечают вопросы:


  • на установление последовательности дейст­вия, процесса, способа;

  • на сравнение;

  • на объяснение причины;

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств

  • предметов, явлений;

  • на установление значения того или иного яв­ления, процесса;

  • на обоснование.
Примеры формулировки вопросов:

  • на установление последовательности действий, процесса, способа («Что произойдет...», «Как изменится...»);

  • на сравнение («В чем сходство и различия...»,«Чем отличается...»);

  • на объяснение причины («Почему...»,« Для чего...»);

  • на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов, явлений («Укажите важные свойства...», «В каких случаях... », «Какие условия необходимы...»);

  • на установление значения того или иного явления, процесса
    («Какое значение имеет...», «Какое влияние оказывает»)1

  • на обоснование («Чем объяснить...», «Как обосновать...»)

Индивидуальный опрос позволяет


  • Развить речь

  • Развить память

  • Развить мышление студентов

  • Расширить кругозор

  • Проверить умений учащихся публично излагать материал.

  • Проверить умение работать с литературой

  • Проверить уровень усвоения практических навыков

Важное значение имеет умение преподава­теля управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за его деятельностью, корректировать ее. Заключи­тельная часть устного опроса - подробный ана­лиз ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недо­статки ответов, делает вывод о том, как изучен Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех уча­щихся. Поэтому опытные преподаватели в це­лях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплот­ненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карто­чкам, с самостоятельной работой. Это позволя­ет проконтролировать работу большего количе­ства учащихся при тех же затратах времени. Такой контроль называется комбинированным.

(на экране презентация №9)

При применении устного опроса возникают некоторые сложности. Ученик отвечает у доски, а в это время слуша­ют примерно 20%, остальные занимаются своими делами.

Иногда для решения проблемы слушания учителя сообща­ют классу, что каждый должен подготовиться к рецензии ответа. Однако это может привести к еще большей неуверен­ности отвечающих. Ученики с огромным нежеланием идут к доске, особенно в тех случаях, когда в рецензиях преоблада­ют негативные оценки. Этот прием можно использовать, но с большой осторожностью. Желательно, чтобы в оценках от­ветов своих сверстников ученики находили только положи­тельные, удачные моменты. Только в той ситуации, когда в классе теплый психологический климат, доминируют пози­тивные оценки, можно осторожно переходить к рецензии, в которой будут отмечаться и некоторые упущения.

Очень сильным стимулом слушать и слышать для уча­щихся является контроль их знаний по данному вопросу после устного ответа у доски. Например, когда учащимся сообщается, что после устного ответа у доски все будут ра­ботать с тестом либо воспроизводить письменно структуру, опорные сигналы и т. п., ученики в классе с огромным вниманием слушают ответы. В таких ситуациях ответы у доски должны быть качественными. Есть и другие приемы стимулирования учащихся слушать отвечающего.

^ Преподаватели работают в группах, на листочках записывают приемы и методы, которые помогают концентрировать внимание студентов при устном опросе.

Соревнование между группами « Какая команда больше назовет приемов и методов».(группы по очереди называют по одному приему и методу, результаты фиксируются на доске)

Методист обобщает материал

(на экране презентация №10)

Приемы и методы, способствующие выслушиванию ответов товарища


  • Составление плана ответа товарища.

  • Оценка (анализ) ответа (глубин а, полнота, последовательность, самостоятельность, форма).

  • Составление рецензии ответа по плану:

  • полнота ответа,

  • правильность,

  • выявить ошибки,

  • недочеты,

  • последовательность, логика изложения.

  • Составление своего плана ответа.

  • Запись замечаний по ходу ответа.

  • Задавание вопросов студенту, отвечающему у доски, если он испытывает затруднения, в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание
    полученного задания.

  • Приведение примеров по тому или иному положению ответа.

^ 5.Методика устного опроса.

Для активизации мыслительной деятельности студентов целесообразно разнообразить формы проведения устного опроса

(на экране презентация № 11)

Формы опроса всегда должны быть направлены не на поиск пробелов и недостатков, а на поиск достоинств, знаний и умений.

Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить, заинтересовать.

Существует множество методик проведения устного опроса. На экране их несколько.

(на экране презентация №12)

(каждой группе предлагается обсудить две предложенные методики устного опроса, провести анализ и определить отрицательные и положительные моменты)

Современное учебное занятие в профессиональном образовательном учреждении – это урок, дающий высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность учащихся, где присутствует их учебная деятельность, где функция преподавателя не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

(после окончания занятия в школе педагогического мастерства, каждый педагог-участник получает методические подсказки

Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их:

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, помогающий уточнить и проверить данные анкеты. Этот вид метода опроса часто используется при приеме на работу. Интервью проводится по заранее сформулированным, прямым, однозначным вопросам в устной форме. Важно не пояснять вопросы: пусть испытуемый отвечает так, как он понял вопрос.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

При использовании метода опроса необходимо:

  • определить цель беседы (что мы будем изучать);
  • выбрать благоприятные условия беседы (место, время, самочувствие человека);
  • выяснить, располагает ли собеседник временем;
  • продумать несколько вариантов течения беседы;
  • продумать способы вхождения в контакт и выхода из беседы (как начать, как закончить);
  • в ходе беседы следует говорить меньше 50%, стараясь удерживать разговор в нужном русле и при этом слушать.

Чтобы беседа была непринужденной, не следует зацикливаться на одной теме, наверняка всплывут многие другие попутные вопросы, но основная линия беседы должна прослеживаться. Можно начать с интересной для собеседника темы, а далее перевести разговор на то, что интересует вас. Таким образом, обе стороны будут заинтересованы в процессе общения.