Святые кире и иоанне. Святые чудотворцы и бессребреники кир и иоанн

Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном Александром Македонским. По своим познаниям они был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа, но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные – суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.

В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан. Святой Кир, славный александрийский врач был обвинен пред начальником города в том, что он – христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или смерти за Христа, но частью-последуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), частью из желания продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. В виду этого, он, по прибыли в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привел многих к Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу, Истинному Богу.

В это время жил в Едесе (город в Киликии, юго-восточной области Малой Азии) Святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, – все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни.

В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп (город в Нижнем (северном) Египте), в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, – тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй – Феодотии тринадцать, а младшей Евдоксии – одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасий, опасаясь, как бы она, ради дочерей, – чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасий с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

В нашем городе явились какие-то новые и никому неизвестные люди: один в иноческой одежде, а другой в воинской. Они убеждают взятых ныне дев не покланяться нашим богам, но оставаться в своей нечестивой вере, а равно не повиноваться царским повелениям. Они убеждают их почитать одного лишь некоего Иисуса и Ему воздавать Божественные почести, пренебрегая смертью.

Услышав об этом, Сириан исполнился ярости и повелел тотчас схватить обоих мужей и привести к себе. Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены нечестивому судье Сириану на допрос. Посмотрев на них, он спросил:

Подлинно ли вы, окаянные враги наших богов, стараетесь обольстить девиц и всякими ухищрениями увеличить число христиан для уничижения царя нашего? Если вы доселе были безумны, то, по крайней мере, теперь оставьте вашу ложную веру, исполненную всякого волхования, и постарайтесь умилостивить богов молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мук, приготовленных для вас, но и удостоиться от нас почестей. Если же не сделаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнев не только Сириана, или Диоклетиана, но и самих богов, которых вы хулите, – узнаете богов, хотя бы они были самыми милосердыми карателями своего бесчестия.

На это святые Кир и Иоанн отвечали:

Мы не имеем обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустых ваших почестей никогда не захотим, ни Христа не отвергаемся, хотя бы нам пришлось и пострадать за Него.

Тогда Сириан воспламенился еще большею яростью, заскрежетал зубами и сказал:

Вам, нечестивым, следовало бы быть благодарными судье за человеколюбие. Если в вас есть сколько-нибудь разума, откажитесь от своего заблуждения, чтобы избавиться грозного наказания. Но так как я не вижу у вас ничего другого, кроме гордости, непокорства и суетного высокоумия, то нечего тратить много слов; нужно скорее взяться за дело. Тогда вы получите и желательную вам награду, и царскому повелению, хотя бы и против воли, покоритесь.

Сказав это, он велел привести девиц с матерью и начал различными способами мучить пред ними святых мучеников Кира и Иоанна: бил их бичами, сокрушал кости толстыми палками, опалял свечами, а обожженные члены поливал уксусом и посыпал солью, после чего обтирал их острыми рубцами власяницы, – ноги же обливал кипящею смолою. Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он не оставил ни одного из них, частью, чтобы отомстить им за смелость и сломить их мужество, частью же, чтобы устрашить юных девиц и мать их, смотревших на лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасий и ее дочерей. После долгих мучений, он исполнился Великого стыда, так как немощной женский пол в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и непреклонных духом святых мужей – Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь к Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божьей помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая внимания на муки. они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они; шли на смерть с радостью, как бы на брак. Всем им: блаженной матери Афанасий и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте, Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честные главы.

После казни святых мучениц, святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу о их здоровье, показывал дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною казнью. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение:

«Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому».

Воины, взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января (мученическая кончина св. Кира и Иоанна последовала в 311 году). Тайные христиане, взяв их святые тела, похоронили их с почетом в церкви святого апостола и евангелиста Марка в отдельных гробах: в одном – святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом святую Афанасию с дочерьми. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего, Святой Кирилл, патриарх Александрийский, по повелению Божьему чрез ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином, для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, аминь.

13 ФЕВРАЛЯ: ДНЕСЬ СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕСТВУЕТ ПАМЯТЬ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КИРА И ИОАННА И С НИМИ МУЧЕНИЦ АНАСТАСИИ И ДЩЕРЕЙ ЕЯ: ФЕОДОТИИ, ФЕОКТИСТЫ И ЕВДОКСИИ (✞ 311).
Святии славнии Кире и Иоанне,/ безсребренницы, мученицы и чудотворцы,/ милосердием своим, яко стеною необоримою, нас оградите от всех бед/ и от врагов видимых и невидимых сохраните/ непрестанною вашею молитвою ко Господу.

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.

В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна (+ 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен (сведения помещены 28 июня).

МОЛИТВА СВЯТЫМ БЕССРЕБРЕНИКАМ И ЧУДОТВОРЦАМ КИРУ И ИОАННУ:
К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Кире и Иоанне, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божий, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия; аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды, достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ИНА МОЛИТВА:
О, святые чудотворцы и врачи безмездные Кире и Иоанне, прибегаем к вам, от болезней наших страдая люто. Во дни жизни вашея проповедовали вы, яко недуг души тяжелее всех недугов тела и, егда душа грехами болезнует, часто и тело в болезнь впадает. Знаем мы, что болезнями от грехов очищаемся, умолите же, святые чудотворцы, Господа, да дарует Он прощение согрешений нам, слабым и беспомощным, в болезнях изможденным, да не погибнем, впавши в уныние. Ускорите на помощь нам и исцелите болезни наши, и мы в здравии, покаянии дни наши проведя, в мире окончим жизнь нашу и в день Судный с чистым сердцем предстанем пред очами Судии вселенной, Сердцеведца Бога. Егоже поем и славим во веки веков. Аминь

Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в городе Александрии. Он был знаменитым врачом и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа, но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, ибо когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, святой Кир многих язычников привел к познанию Бога Истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела.

В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигший гонение на христиан. Повелел он схватить и святого Кира. Узнав об этом, святой безмездник бежал в Аравию, где принял иноческий образ. По Божиему Промыслу он оставил там врачебное искусство, ибо получил дар чудотворения и исцелял болезни уже молитвами и евангельским словом. Через эти чудотворения прославлялось имя Христово и множество идолопоклонников обращались ко Христу, Истинному Богу.

В это время жил в Едесе святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах. Иоанн отправился к нему в Александрию, а затем, узнав, что святой Кир живет в Аравии, поспешил туда. Найдя святого Кира, Иоанн привязался к нему всею душою и стал как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни. Они вместе помогали больным и распрстраняли христианское учение.

Тогда же была схвачена для истязания за имя Христа одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп (Нижний Египет). Услышав об этом, святые Кир и Иоанн прибыли туда же, чтобы своею верою укрепить их на мученический подвиг. Об этом донесли правителю. Он, исполнившись ярости, повелел тотчас схватить обоих мужей и привести к себе.

Святые Кир и Иоанн были немедленно схвачены и представлены на допрос нечестивому судье Сириану, который приказал подвергнуть святых бессребреников тяжким мучениям на глазах у исповедниц. Их били бичами, сокрушали кости толстыми палками, опаляли свечами, а обожженные места поливали уксусом и посыпали солью, после чего обтирали острыми рубцами власяницы, а ноги обливали кипящею смолою. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасию и ее дочерей. Но и это было тщетно. Они имели ту же веру и любовь к Христу, то же мужество. Тогда мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они же пошли на смерть с радостью, как бы на брак.

После казни мучениц, святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу и устрашениям смертною казнью. Когда мучитель увидел, что напрасно потерял труд, то вынес окончательное решение: “Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому”. Воины, взяв мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января 311 года.

Тайные христиане похоронили святые тела их с почетом в церкви Святого апостола и евангелиста Марка в отдельных гробах: в одном - святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом - святую Афанасию с дочерьми. Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего, святитель Кирилл, патриарх Александрийский, по повелению Божиему чрез Ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение рядом с Канопом, называемое Мануфин, для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки. Впоследствии же мощи святых Кира и Иоанна были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.

Мученики Кир и Иоанн

Мученик Кир – уроженец Александрии, известный врач. Он лечил больных бесплатно (это и послужило его прозванию бессребреник) и многих из них обратил ко Христу. Во времена гонения Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где продолжал исцелять молитвой и словом болезни телесные и душевные. Слава о чудесах Кира далеко распространилась по земле и привлекла к нему воина Иоанна, который поселился у него и старался во всем подражать ему. Подобно своему учителю, Иоанн назван бессребреником. Услышав, что в египетском городе Каноне язычники схватили христианку Афанасию с тремя юными дочерьми – пятнадцатилетней Феоктистою, тринадцатилетней Феодотиею и одиннадцатилетней Евдоксиею, и опасаясь, чтобы Афанасия при виде страдания своих дочерей не отреклась от веры, Кир и Иоанн пришли в Канон. Начальник города, узнав о них, схватил их и в присутствии Афанасии и ее дочерей страшно мучил и затем обезглавил. Однако исповедниц веры Христовой не устрашили эти пытки: они перенесли все истязания, а затем тоже были убиты мечом. Случилось это в 311 г. 28 июня празднуется перенесение мощей святых мучеников из Канона в селение Мануфин в 412 г. Мощи святых Кира и Иоанна находятся в Мюнхене.

Молитвы бессребреникам и мученикам Киру и Иоанну

Тропарь 1, глас 5

Троичная благодать всельшися в честная сердца ваша, предложенныи Кире и Иоанне, на духи нечистыя страшни прогонителие явистеся. И не точию явленным, но тайным недугом врачеве бысте, тем же, дерзновение имуще к Человеколюбцу Богу, непрестанною молитвою душевныя наша страсти исцелите.

Тропарь 2, глас 5

Святии славнии Кире и Иоанне, бессребреницы, мученицы и чудотворцы, милосердием своим, яко стеною необоримою, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните непрестанною вашею молитвою ко Господу.

Тропарь бессребреникам, глас 8

Святии бессребренницы и чудотворцы, посетите немощи наши: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак бессребреникам, глас 2

Благодать приемше исцелений простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии: но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп.

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ Св. Иоанн Богослов был учеником св. Иоанна Предтечи. Именно в Евангелии от Иоанна апостолом–самовидцем повествуется, как двое из учеников Иоанна стояли вместе с Предтечей. По обычаю евангелиста, назван только один, Андрей,

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Октября 8 (21) Священномученик Петр (Никотин) и мученики Виктор (Фролов), Иоанн (Рыбин), Елизавета (Куранова), Николай (Кузьмин) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Петр (Петр Федорович Никотин) родился 5 октября 1889 года в селе Болхуны Енотаевского уезда

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Безсребреники мученики Кир (Кирилл) и Иоанн (31 января/13 февраля) Святой Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные

Из книги Православная энциклопедия автора Луковкина Аурика

Безсребреники мученики Кир (Кирилл) и Иоанн (31 января/13 февраля) Святой Кир, получив от Бога дар исцелять все болезни, лечил людей своей молитвой. Благочестивый воин Иоанн был верным последователем Кира и во всем помогал ему. Они вместе претерпели мученическую смерть.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Нашествие Батыя Мученики: князья Роман, Олег, Феодор, Евпраксия, Иоанн рязанские. Владимир, Всеволод, Мстислав, Агафья, Мария, Христина, Феодора владимирские. Св. великий князь Георгий Всеволодович, св. Василий Константинович ростовский, Василий Козельский После смерти

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Поучение 1-е. Свв. мученики литовские: Иоанн, Антоний и Евстафий (Об отречении от Христа) I. При литовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братья Нежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд, узнавши, что они

Из книги автора

Мученики Кир и Иоанн Мученик Кир – уроженец Александрии, известный врач. Он лечил больных бесплатно (это и послужило его прозванию бессребреник) и многих из них обратил ко Христу. Во времена гонения Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где продолжал исцелять

Из книги автора

Мученики литовские Антоний, Иоанн и Евстафий Мученики литовские Антоний, Иоанн и Евстафий до принятия крещения назывались Межило, Кумец и Круглец. Они были любимыми слугами отступившего от веры в Христа литовского князя Ольгреда, им же были и замучены. Иоанн и Антоний

Из книги автора

Мученики Феодор и его сын Иоанн (+983) Фео?дор Варя?г и сын его Иоа?нн – христиане, ставшие первыми известными мучениками на Руси за веру. В летописи они упомянуты без имён. Имена Фёдор и Иоанн появляются только в поздней агиографической литературе.Родившийся в X веке, Феодор

Из книги автора

Святые Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (+1347) Эти святые служили при дворе князя Ольгерда Литовского в XIV веке. Несмотря на распространение в этом княжестве христианства, они были язычниками и поклонялись огню. Но благодаря влиянию священника Нестора,

Из книги автора

АНТОНИЙ, ИОАНН и ЕВСТАФИЙ, мученики Литовские в язычестве назывались: Кумец, Нежило и Круглец; жили в литовском городе Вильно. Антоний и Иоанн были родные братья. Вступя в службу к Литовскому князю Ольгерду, они приняли св. крещение от некоего пресвитера Нестора. Ольгерд,

Из книги автора

ФЕОДОР и ИОАНН, мученики Киевские, родом из Варяг В 983 году, Владимир Великий, после покорения Ятвягов, хотел принести благодарность идолам и кровию человеческою обагрить их жертвенники. Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц

[греч. Κῦρος (ἀββᾶ Κῦρος, ᾿Αββακῦρος) κα ᾿Ιωάννης; лат. Cyrus (Abbacyrus) et Ioannes; араб. ; груз. კჳროსი და იოვანე, კვიროსი და იოანე] († 311), мученики-бессребреники вместе с мученицами Феодотией (Феодотой), Феоктистой, Евдоксией и Афанасией (пам. 31 янв.; 28 июня - перенесение мощей К. и И.). Основные сведения о К. и И. сохранились на греч., лат., араб. и груз. языках.

Греческая традиция

В рукописи Vat. gr. 1607, датируемой ее первым издателем А. Маи XIII в. (Spicilegium Romanum. 1840. T. 3. P. VII), а др. исследователями - X в. (Duffy. 1984. P. 77; Gascou. Les origines. P. 5), содержится свод текстов, практически полностью посвященный К. и И. В него входят 2 анонимных Жития, 3 кратких Слова (Oratiunculae) под именем свт. Кирилла Александрийского (412-444) (BHG, N 472-474) и корпус мон. Софрония (впосл. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I), включающий Вступление, Панегирик и Чудеса (BHG, N 475-479; CPG, N 7645-7646).

Первое греч. Житие (BHG, N 470; CPG, N 7674), сохранившееся в рукописи Vat. gr. 1607, не имеет начала, полный текст содержится в рукописях Ath. Kutlum. 37, Ath. Laur. 327 и Ambros. gr. 144. Исследователь Ж. Гаску считает, что Житие было составлено в последние десятилетия VI в. или в нач. VII в., поскольку в рукописи Ath. Kutlum. 37 (X в.) к нему примыкает описание 5 чудес К. и И. (BHG, N 479b), датируемое 24-м годом правления имп. Ираклия (т. е. 634/35). Второе греч. Житие (BHG, N 469; CPG, N 7673) в рукописи Vat. gr. 1607 имеет лакуны; целиком текст содержится в рукописи ГИМ. Син. греч. № 162 (380), 1022 г. (Владимир (Филантропов) . Описание. С. 572) и в Минологии X/XI в. (Glasgow. Gen. 1112). Оба Жития были изданы Ж. П. Минем под именем свт. Софрония I, однако, по всей видимости, ему не принадлежат. Существуют также редакция Жития К. и И., составленная в X в. Симеоном Метафрастом (BHG, N 471) и переведенная на лат. язык в XVI в. Лаврентием Сурием, и еще одна более поздняя редакция в Минологии XII в. (Berolin. SB. gr. 220), начало которой было опубликовано Т. Ниссеном, отметившим имеющиеся в ней заимствования из Метафрастовой редакции (Nissen. 1939. P. 68-71). Ниссен установил, что лат. перевод данной версии был выполнен в 1643 г. болландистом Отто ван Зейлом по рукописи Berolin. SB. gr. 220 или по ее копии. Кроме того, ван Зейл перевел 15 описаний чудес из корпуса мон. Софрония (BHG, N 479а; ActaSS. Ian. T. 2. P. 1084-1095).

Согласно первому греч. Житию, К. был монахом (поэтому он также именуется авва Кир), И.- солдатом, оба жили в егип. г. Каноп . Они были арестованы вместе с 3 юными девами Феодотой (15 лет), Феоктистой (13 лет), Евдоксией (11 лет) и их матерью Афанасией и доставлены на допрос к правителю Александрии Сириану. За отказ принести жертвы идолам правитель подверг христиан пыткам, а затем приказал обезглавить. Мученики пострадали в 6-й день мехира (31 янв.) вскоре после кончины сщмч. Петра I , еп. Александрийского (300-311). Останки святых были положены в ц. ап. Марка в Александрии. Позднее свт. Кирилл Александрийский по повелению ангела, явившегося ему во сне, перенес мощи мучеников в г. Минуф (Менутис) близ Канопа, в ц. Евангелистов, чтобы изгнать из этой местности демона по имени Мануфи, который являлся в женском обличии и давал ложные предсказания. После того как мн. больные и бесноватые получили исцеление от мощей К. и И., языческие жрецы попросили свт. Кирилла крестить их, а святилище демона было занесено песком и размыто морем. Тот факт, что дата кончины мучеников приведена не только по юлианскому, но и по копт. календарю, возможно, указывает на распространение данной редакции Жития в Египте в средние века (Gascou. Les origines. P. 8).

Второе греч. Житие имеет нек-рые отличия от первого. По его версии, К. был родом из Александрии и врач по профессии. Он принимал больных в помещении, к-рое находилось в ц. Трех отроков вавилонских, и лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христ. веру. Узнав от завистливых людей, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. К. удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне, принял монашество. Там он продолжал исцелять не лекарствами, а молитвой и проповедью. После начала гонений на христиан имп. Диоклетиана (284-305), к К. из Иерусалима пришел благочестивый воин И. и стал подвизаться вместе с ним (в нек-рых рукописях сказано, что И. был родом из Эдессы). Когда в Канопе были схвачены 3 девы и их мать (старшей здесь названа Феоктиста, а не Феодота), К. и И. отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц перед страданиями. Они были арестованы и доставлены на допрос к Сириану, правителю Канопа (а не Александрии). Дата кончины К. и И. указана только по юлианскому календарю. Впосл. Феофил I , архиеп. Александрийский (384-412), при содействии имп. Феодосия I (379-395) воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда 28 июня свт. Кирилл, преемник Феофила, перенес мощи святых.

Три Слова, связанные с перенесением мощей К. и И., обычно атрибутируются свт. Кириллу Александрийскому и включены в корпус его сочинений (CPG, 5262; PG. 77. Col. 1100-1105). Из кратких предисловий к речам известно, что все они были произнесены перед насельниками монастыря Метанойя в Канопе: 1-я - в обители до перенесения мощей, а 2-я и 3-я - уже после этого события в ц. св. Апостолов того же мон-ря и в ц. св. Евангелистов в Минуфе соответственно. В 1-й, очень краткой, речи автор прославляет добродетели (мужество и стойкость), подобающие всем святым (К. и И. не упоминаются); 2-я речь напоминает о недавнем перенесении мощей К. и И.; в 3-й описывается, как христианский культ мучеников-целителей пришел на смену языческому оракулу. Л. Дюшен , исходя из исторического контекста, высказал сомнения по поводу авторства свт. Кирилла и его участия в перенесении мощей (Duchesne L . Le sanctuaire d"Aboukir. Alexandrie, 1910. P. 10-12). По версии Дюшена, это событие следует относить к правлению монофизитского Александрийского патриарха Петра III Монга , по инициативе которого в 80-х гг. V в. в Минуфе было разрушено тайное языческое капище (Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique / Ed., trad. M.-A. Kugener. P., 1903. P. 17-35. (PO; T. 2. Fasc. 1)). Однако Д. Монтсеррат подтвердил традиц. датировку перенесения мощей К. и И. (Montserrat. 1998. P. 261-266; см. также: Papaconstantinou. 2001. Р. 136). В свою очередь Гаску, проведя историко-филологический анализ речей, также усомнился в их принадлежности Александрийскому архиепископу и высказал предположение, что они были составлены более поздним автором, подражавшим святителю (Gascou. Les origines. P. 11-16).

Впосл. ц. св. Евангелистов в Минуфе была переименована в честь К. и И. В VI в. она стала известным центром паломничества благодаря исцелениям, к-рые происходили у мощей мучеников. Получив избавление от болезни глаз, мон. Софроний в благодарность написал между 610 и 620 гг. Панегирик в честь К. и И. и составил сборник из описаний 70 их чудес, о к-рых он слышал, путешествуя по Египту и Палестине с блж. Иоанном Мосхом , предварив его Вступлением (по мнению Гаску, все 3 текста являются единым сочинением). Один экземпляр книги Софроний оставил в качестве приношения в храме К. и И. Во Вступлении излагаются план сочинения, классификация чудес и принципы их описания. Сборник состоит из 3 частей: 35 чудес, происшедших с александрийцами, 15 - с египтянами и ливийцами, 20 - с прибывшими из разных стран паломниками. Полный текст, содержащий сведения о 70 чудесах, сохранился в рукописи Vat. gr. 1607; в рукописи Berolin. SB. gr. 220 содержится выборка из 15 чудес (Чудо 1-7, 23, 26-27, 41-42, 45-46, 59). В сочинении Софрония речь идет в основном об исцелении увечий (переломов), врожденных пороков, глазных, желудочных, кожных болезней, рака, паралича, водянки, а также недугов, вызванных магией (напр., Чудо 35, 55) или действием нечистых духов (Чудо 56). Как правило, К. и И. являлись страждущим во сне и указывали средства, излечивающие болезни (Чудо 9, 10 и др.), при этом многие получали исцеление после молитвы святым или посещения храма, посвященного им; иногда паломники проводили там по неск. дней, месяцев или даже лет (напр., Чудо 48). Т. о., сочинение Софрония является важным историческим и агиографическим источником, свидетельствующим о трансформации античной традиции инкубации в христ. среде (см.: Fern á ndez Marcos. 1975; Sansterre. 1991). Кроме того, среди чудес упоминаются исцеления бесноватых (Чудо 14, 57, 65), спасение мучениками настоятеля храма К. и И. Христофора от кораблекрушения во время бури (Чудо 8). Неск. чудес повествуют об исцелениях, благодаря которым еретики обратились в Православие (напр., Чудеса 12, 36, 37, 39). По мнению исследователей, это говорит о том, что Софроний использовал данное сочинение в т. ч. и для борьбы против ересей монофизитства и моноэнергизма. В Чуде 70 автор описал собственное исцеление от глазной болезни.

В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. и И. упоминаются дважды. Под 31 янв. отмечена память их кончины и говорится, что торжественная служба в честь мучеников совершалась в К-поле в посвященной им церкви в квартале Сфоракий (в Типиконе - Спаракий; Mateos . Typicon. T. 1. P. 216-218; SynCP. Col. 435); при этом в Синаксаре указывается, что К. был родом из Александрии, И.- из Эдессы. Под 28 июня отмечена память перенесения мощей святых; сообщается, что оба мученика (а не только К.) были целителями, их мощи обрели при имп. Аркадии (395-408) и Феофиле I, архиеп. Александрийском; торжественная служба К. и И. в этот день совершалась в церкви в Аркадианах (греч. ᾿Αρκαδιαναί; Mateos . Typicon. T. 1. P. 322; SynCP. Col. 435, 777). Под 12 нояб. в обоих источниках указывается празднование обновления часовни аввы Кира (Mateos . Typicon. T. 1. P. 98; SynCP. Col. 218).

В лат. описании святынь К-поля XII в. (Аноним Меркати) упоминается, что мощи К. и И. хранились в мон-ре, построенном в честь этих святых возле мон-ря прав. Лазаря, и в мон-ре Пресв. Богородицы Триаконтафиллос (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 441, 452). Ок. 1200 г. Антоний Новгородец видел честные главы К. и И. в храме Св. Софии в К-поле (Книга Паломник. С. 16). В наст. время частицы мощей К. и И. хранятся во мн. мон-рях Греции, в т. ч. на Афоне - в Зографе, Кастамоните, Великой Лавре и Пантократоре, на Пелопоннесе - в Агия-Лавре и Мега-Спилео, на Патмосе - в мон-ре ап. Иоанна Богослова, а также на Кипре - в Киккском мон-ре (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 165, 203; www.churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html [Электр. ресурс]).

Западная традиция

Между 654 и 704 гг. архидиак. Бонифаций перевел на лат. язык Панегирик в честь К. и И. свт. Софрония (BHL, N 2079) и 12 первых чудес из его собрания. Остальную часть сборника (BHL, N 2080) и 2-е греч. Житие (BHL, N 2077; Vat. lat. 5410 - апограф 1600 г.; оригинал ркп., датированный 1204 г. и хранившийся в ц. Санта-Мария-ин-Виа-Лата в Риме, утрачен) перевел в IX в. Анастасий Библиотекарь. Оригинальное лат. Мученичество К. и И. составил между 933 и 955 гг. один из видных представителей т. н. неаполитанской агиографической школы субдиак. Петр Партенопейский ( BHL, N 2080; новое критическое изд.: 2002).

Вероятно, появление лат. агиографической литературы К. и И. связано с перенесением в Рим их мощей, к-рое, как считается, состоялось после араб. завоевания Египта (40-е гг. VII в.). Наиболее раннее известное упоминание о перенесении содержится в колофоне пресв. Вальтера, переписавшего Чудеса К. и И. в переводе Анастасия Библиотекаря в 1204 г. по указанию папского камерария Ченчо Савелли (впосл. Римский папа Гонорий III) (Spicilegium Romanum. 1840. T. 3. P. 670). В Риме останки мучеников предположительно были помещены в небольшую базилику Санта-Пассера, к-рая в документах XI-XIII вв. именуется в честь К. (Sancti Abbacyri) или в честь К. и И. В XIV в. это название было заменено на Санта-Пачера (Санта-Пассера), к-рое, вероятно, произошло из неправильного произношения слова «Аббачиро» (Abbacyro). Над входной дверью в крипту можно прочесть лат. надпись: «Здесь хранятся мощи святых Кира и Иоанна, которые некогда дала Риму Великая Александрия». Л. Кавацци указал на средневек. сказание о перенесении мощей К. и И. в Рим в 407 г. монахами Гримоальдом и Арнульфом, достоверность к-рого ввиду наличия в тексте анахронизмов крайне сомнительна. Однако заслуживает внимания тот факт, что, согласно сказанию, мощи были сокрыты в ц. Санта-Пассера и лишь глава К. помещена в реликварий и выставлена для поклонения. Т. о., в XVI в., когда была популярна эта легенда, считалось, что мощи К. и И. хранятся в этой церкви, но точное место их пребывания было неизвестно. В 1608 и 1706 гг. каноники ц. Санта-Мария-ин-Виа-Лата, к-рой принадлежала ц. Санта-Пассера, провели раскопки в ее крипте, но мощи не нашли (см.: Cavazzi. 1908. P. 284-292).

В ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия в Риме сохранилась настенная надпись 755 (или 770) г. с перечислением святых, реликвии (beneficia) к-рых были помещены в этой церкви, в т. ч. К. и И. Считается, что здесь находились их главы и они были утрачены во время разграбления Рима в 1527 г. (Ibid. P. 293). Тем не менее в наст. время часть мощей К. предположительно хранится в главном алтаре ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия.

В 1588 г. в рим. катакомбах Каллиста были обнаружены многочисленные мощи святых и нек-рые из них были (без достаточных оснований) идентифицированы как принадлежащие К. и И. Эти мощи оказались во владении кард. Франческо Сфорца и впосл. были переданы в иезуитскую ц. Джезу-Нуово в Неаполе (Prevete. 1916. P. 167-169). По др. данным, обретенные мощи были подарены баварскому герц. Вильгельму V (1579-1597) и по его указанию помещены в иезуитской ц. св. Михаила в Мюнхене, освященной в 1597 г. С 1773 г., после упразднения в Баварии общ-ва иезуитов, местонахождение этих мощей неизвестно (подробнее о почитании мощей К. и И. в Риме в XVI-XVIII вв. и об их предполагаемом перенесении в Неаполь и Мюнхен см.: Cavazzi. 1908. P. 292-294; Grossi-Gondi. 1920. P. 305-309).

Арабская традиция

Значительный корпус араб. текстов, посвященных К. и И., распадается на 2 группы. К 1-й относятся переводные памятники мелькитской (правосл.) традиции: перевод первого греч. Жития в рукописи ИВР РАН. А 993. Л. 214а - 219б, 1770 г.; фрагмент Мученичества К. и И. и мц. Афанасии с дочерьми из рукописи синайского происхождения рубежа IX и X вв. (Graf G. Forschungen und Funden // Oriens Chr. N. S. 1915. Vol. 5. P. 341); описание чуда К. и И. в церкви, освященной в их честь в Монемвасии, из рукописи Paris. arab. 276 (XI в.?; греч. оригинал неизвестен; BHO, N 239; изд. и лат. пер.: Peeters. 1906; см. также: Sauget. 1969), сюжет которого имеет параллели в греч. агиографии (Ramez. 2008. P. 119. Not. 17).

Вторая группа текстов представлена в позднесредневек. рукописях из собраний копт. церквей и мон-рей (обзор см.: Ramez. 2008. P. 120-128). Эта группа включает 3 редакции Мученичества К. и И. Первая, сохранившаяся в единственной рукописи из ц. св. Меркурия (Абу-Сайфайн) в Ст. Каире (сер. XVIII в.), близка к тексту первого греч. Жития, в частности, включает повествование о мц. Афанасии и ее дочерях. В 9 др. рукописях содержится иная версия Мученичества (в 2 редакциях - пространной и краткой; древнейшая рукопись 1335 г.- перевод с коптского). Ее отличительной чертой является рассказ о культе псевдооракула языческого бога Каллиграфа в Александрии, за отказ от поклонения к-рому К. и И. были распяты за городскими воротами; мц. Афанасия и ее дочери не упоминаются, но рассказывается о мученической кончине некоей язычницы, пострадавшей вслед за К. и И. Во всех рукописях, содержащих 2-ю версию Мученичества, к ней примыкают описания чудес К. и И. (от 6 до 14); из них лишь 6 (в значительно переработанном виде) восходят к греческому собранию свт. Софрония Иерусалимского (№ 18, 23-24, 26, 34-35). Остальные тексты о чудесах имеют ряд общих черт: исцеленные являются жителями или уроженцами Александрии и ее окрестностей; болезни преимущественно физические (заболевания внутренних органов, опухоль в голове, паралич, слепота); прослеживаются параллели с чудесами особо почитаемого в Египте вмч. Мины . Кроме того, одно из чудес связано с ц. ап. Марка, где первоначально находились мощи К. и И., и повествует о строительстве неким богатым коммерсантом Юлием мартирия в честь этих святых в благодарность за полученное исцеление. Б. Рамез отождествил чудо об исцелении юной еврейки с копт. фрагментами папируса VII-VIII вв. из егип. коллекции Государственных музеев Берлина (Ägyptische Urkunden aus den Staatlichen Museen Berlin / Hrsg. H. Satzinger. B., 1967. Bd. 3. H. 1. S. 99-101. N 382; Ramez. 2008. P. 137-138). Об активном почитании К. и И. в этот период свидетельствует также фреска с изображением К., обнаруженная в 2001/2 г. во 2-м слое (ок. 800) росписей храма Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: К. изображен вместе с Писентием, еп. Кебтским (VI - нач. VII в.) (см.: Innem é e, Rompay. 2002. P. 247. Fig. 2).

В большинстве копто-араб. рукописей И. назван братом К., что, вероятно, является результатом смешения сведений о К. и И. и об одноименных мучениках-братьях из Даманхура, память к-рых отмечается коптами 14 бауна (8 июня; SynAlex. Vol. 5. P. 565-566, SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 169-170); иногда это смешение встречается и в научной лит-ре.

Тексты, посвященные К. и И. в копт. богослужебных книгах - Антифонарии и копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) под 6/7 амшира (31 янв./1 февр.) и 4 абиба (28 июня),- по содержанию близки к 1-й редакции Мученичества и т. о. составляют вместе с ней единую группу текстов, связанную по происхождению с греческой традицией (SynAlex. Vol. 3. P. 796-797; Vol. 5. P. 621-622; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 251; Vol. 2. P. 169-170, 204-205; The Difnar (Antiphonarium) of the Coptic Church / Ed. E. De Lacy O"Leary. L., 1926. Vol. 1. P. 18, 26-27, 36-37). Однако в копто-араб. Синаксаре повествование о К. и И. имеет особенности: мц. Евдоксия названа Феодоксией; о К., И. и 4 мученицах говорится, что они были родом из Александрии, но жили в Антиохии, откуда и были отправлены имп. Диоклетианом на родину для судебного разбирательства; мощи К. и И. были перенесены не в Минуф, а в др. ц. св. Марка в Александрии («у моря»).

Память о почитании К. и И. в Минуфе сохранялась и после перенесения их мощей в Рим, на что указывает название расположенного поблизости сел. Абу-Кир, известного с XIV в. (Jorga N. Philippe de Mézières (1327-1405) et la croisade au XIVe siècle. P., 1896. P. 276. Not. 1). По разным сведениям, в наст. время частицы мощей К. и И. имеются в Каире, в приделе их имени в ц. вмц. Варвары, к-рая первоначально была освящена в их честь (построена в Ст. Каире на рубеже VII и VIII вв.: Eutych. Annales. Pars 2. P. 41), и в церкви их имени в мон-ре св. Феодора (Дейр-эль-Амир-Тадрус; известен c XIV в.) в р-не Бабальюн-эд-Дараг, а также в ц. св. Сарабамуна (Серапиона), еп. Никиуского, в дер. Эль-Батанун (близ г. Шибин-эль-Ком, мухафаза Минуфия; храм построен в 1897). В 1935 г. новый храм во имя К. и И. был воздвигнут в Абу-Кире, и в него из Рима была перенесена частица их мощей. Существует также церковь К. и И. XVIII-XIX вв. в Манхари (близ Абу-Куркаса, мухафаза Эль-Минья).

От коптов почитание К. и И. перешло к эфиопам: Мученичество К. и И. и описание одного из их чудес сохранилось в переводе, выполненном митр. Саламой (1348-1386) в числе др. агиографических переводов с араб. языка (Paris. Abbadie. 179 и др.; см.: Gr é baut. 1923). Сказания о К. и И. присутствуют также в эфиоп. Синаксаре, сформировавшемся на основе копто-арабского в XV в., под соответствующими датами - 4 хамле и 7 якатита.

Грузинская традиция

На груз. языке сохранилось 3 редакции Жития К. и И. Кименная (оригинальная) версия «Мученичество святых мучеников Кира и Иоанна и с ними трех святых дев и матери их» дошла в рукописях Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 8. Fol. 131v-139, X в.) и Екатерины вмц. мон-ря на Синае (Sinait. iber. 11. Fol. 204-213v, X в.); более поздние хранятся в Грузии (НЦРГ. А 95. Л. 397 об.- 403, XI в.; А 90. Л. 288 об.- 294 об., XIII в.) (Груз. агиогр. памятники. 1918. Т. 1/1. С. 106-114). Метафрастическая версия «Мученичества святых чудотворцев Кира и Иоанна» сохранилась в рукописи XII-XIII вв. (НЦРГ. А 79. Л. 454-459 об., XII-XIII вв., нет конца). Синаксарная редакция «Мученичества святых чудотворцев Кира и Иоанна и святых трех дев Феодотии, Феоктисты и Евдоксии и матери их Афанасии» была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) в XI в. и включена им в Великий Синаксарь под 31 янв. Она дошла в рукописях того же века (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; Hieros. Patr. georg. 24-25).

В переводе на груз. язык, сделанном в нач. XI в. прп. Георгием Святогорцем, сохранились 2 службы, посвященные К. и И. Служба, написанная гимнографом Георгием, была помещена под 31 янв. и сохранилась в рукописи XI в. (НЦРГ. Н 2338. Л. 272). Она содержит 5 стихир на «Господи, воззвах», прокимен 2-го гласа «Живая вода, Христос Бог, взывающий в сердце твое» и канон (нач.: მთამაცუ მალი ვნებათა მიმართ ჟრისტე ვითარცა მოწყალე ხარ - Облеки мя силою против cтрастей, Христе, яко милостив Ты еси) с ирмосами 4 гласа «Моря чермную пучину». Другая служба, написанная гимнографом прп. Иосифом Песнописцем , была помещена под 28 июня (перенесение мощей святых) и дошла в Минее XI-XII вв., хранящейся в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 98. Fol. 180v). Служба содержит стихиру на «Господи, воззвах», прокимен 2-го гласа и канон (нач.: მალი მტრისაჲ უზლეველთა მალითა სულისაჲთა დაჰზსნით ღმრთივსანატრელნო - Силы врага силой непобедимого духа разрушайте, Богожелательные) с ирмосами 2-го гласа «Грядите, людие».

Ист.: BHG, N 469-479i; BHL, N 2077-2080; Spicilegium Romanum / Ed. A. Mai. R., 1840. T. 3. P. I-XX, 1-670; T. 4. P. 226-280; PG. 77. Col. 1100-1105; 87c. Col. 3373-3696; Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна // ДЧ. 1889. Вып. 2. С. 18-41; Груз. агиогр. памятники / Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1918. Т. 1/1: Кимени: Янв., февр. С. 106-114 (на груз. яз.); MartRom. P. 42-43; ActaSS. Ian. T. 2. P. 1081-1095; T. 3. P. 696-710; SynCP. Col. 218, 433-435, 775-777; Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 3. Σ. 194-195; T. 5. Σ. 289-290; ЖСв. Янв. С. 442-449; Июнь. С. 624-631; Sainte Thècle, saints Côme et Damien, saints Cyr et Jean (extraits), saint Georges / Trad., annot. A.-J. Festugière. P., 1971. P. 238-256; Sophronius Hierosolymitanus. Los Thaumata de Sofronio: Contribución al estudio de la Incubatio cristiana / Ed.N. Fernández Marcos.Madrid, 1975; idem. Miracles des saints Cyr et Jean (BHG I, 477-479) / Trad. J. Gascou. P., 2006; idem. Panégyrique des saints Cyr et Jean / Reéd. et trad. d"après de nouveaux ms.: P. Bringel. Turnhout, 2008. (PO; T. 51. Fasc. 1); Pietro, suddiacono napoletano. L"opera agiografica / Ed. E. d"Angelo. Tavarnuzze, 2002; Синаксарь: Жития святых, составленные на Св. Горе Афон / Авт.-сост.: Макарий Симонопетрский, иером. М., 2011. Т. 3. С. 480-482; Т. 5. С. 780-802.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. 1997р. Т. 2. С. 30, 194; Т. 3. С. 46-47; Peeters P. Miraculum Cyri et Iohannis in urbe Monembasia // AnBoll. 1906. Vol. 25. P. 233-240; Cavazzi L. La diakonia di S. Maria in Via Lata e il monasterio di S. Ciriaco: Memorie storiche. R., 1908. P. 278-307; Sinthern P. Der Römische Abbacyrus in Geschichte: Legende und Kunst // RQS. 1908. Bd. 22. N 1. S. 196-239; Delehaye H. Les saints d"Aboukir // AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 448-450; idem. Les recueils antiques des miracles des saints // Ibid. 1925. Vol. 43. P. 5-85, 305-326; idem. Origines. P. 223-224; Prevete G. Raccolta di atti, di scritti, di memorie storiche intorno ai martiri alessandrini s. Ciro medico e s. Giovanni soldato. Napoli, 1916; Faivre J. Canope, Ménouthis, Aboukir. Alexandrie, 1917; Grossi-Gondi F. Per il culto delle vere reliquie dei martiri // Gregorianum. R., 1920. Vol. 1. P. 298-309; Gr é baut S. Miracles de Saints Cyr et Jean // Aethiops: Bull. Ge"ez. P., 1923. An. 2. N 1. P. 9-10; H ü lsen C. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 151-162, 246-247; Herzog R . Der Kampf um den Kult von Menuthis // Pisciculi: Studien, Franz Joseph Dölger zum 60. Geburtstage dargeboten von Freunden. Münster, 1939. S. 117-124; Nissen Th. De SS. Cyri et Iohannis Vitae formis // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 65-71; DACL. 1948. T. 3. Pt. 2. P. 3216-3220; Girri M. Due celebri santuari dell" antico Egitto cristiano: Dei martiri Ciro e Giovanni e di s. Menna martire // La Terra santa. Jerusalem, 1960. Vol. 37. P. 51-53; Caraffa F., Brandi M. V. Ciro e Giovanni // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 2-5; Sauget J.-M. Le paterikon du ms. arabe 276 de la Bibliothèque Nationale de Paris // Le Muséon. 1969. Vol. 82. P. 363-404; Fernández Marcos N. Estudio de la «incubatio» en los Thaumata // Sophronius Hierosolymitanus. Los Thaumata de Sofronio: Contribución al estudio de la Incubatio cristiana.Madrid, 1975. P. 1-228; Cozzolino C. Origine del culto ai santi Ciro e Giovanni in Oriente e in Occidente. Jerusalem, 1976; Maraval P. La fonction pédagogique de la littérature hagiographique d"un lieu de pèlerinage: L"exemple des Miracles de Cyr et Jean // Hagiographie, cultures et sociétés, IVe-XIIe siècles: Actes du Colloque organisé à Nanterre et à Paris (2-5 mai 1979) / Éd. E. Patlagean, P. Riché. P., 1981. P. 383-397; Duffy J. Observations on Sophronius" Miracles of Cyrus and John // JThSt. N. S. 1984. Vol. 35. P. 71-90; Sansterre J.-M. Apparitions et miracles à Menouthis: de l"incubation païenne à l"incubation chrétienne // Problèmes d"histoire des religions / Éd. A. Dierkens. Brux., 1991. Vol. 2: Apparitions et miracles. P. 69-83; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. 19952. Σ. 265-266; Montserrat D. Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity // Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt / Ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. P. 257-279; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Egypte, des Byzantins aux Abbasides: L"apport des inscriptions et de papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 135-136; Innem é e K. C., Rompay L., van. Deir al-Surian (Egypt): New Discoveries of 2001-2002 // Hugoye: J. of Syriac Studies. Wash., 2002. Vol. 5. N 2. P. 245-263 = http://www.bethmardutho.org/index.php/hugoye/volume-index/145.html [Электр. ресурс]; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 250, 254-255; 2011. Т. 5. С. 394-395 (на груз. яз.); Neil B. The Miracles of Saints Cyrus and John: the Greek text and its transmissio // Journal of Australian Early Medieval Association. 2006. Vol. 2. P. 183-193; Gascou J. Les origines du culte des saints Cyr et Jean // http://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00009140 [Электр. ресурс]; idem. Religion et identité communautaire à Alexandrie à la fin de l"époque byzant. d"après les miracles des saints Cyr et Jean // Alexandrie médievale / Éd. J.-Y. Empereur, C. Decobert. Le Caire, 2008. Vol. 3. P. 69-88; Ramez B. Le culte des saints Cyr et Jean chez les Coptes à la lumière des sources hagiographiques arabes // Ibid. P. 115-143.

С. А. Моисеева, А. Н. Крюкова, Н. Т.-М., А. А. Королёв, Э. Габидзашвили

Гимнография

Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-217, 322), память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня. 31 янв. описывается праздничное последование: на Пс 50 поется тропарь 1-го гласа Τὰ θαύματα τῶν ἁγίων σοῦ μαρτύρων̇ () или плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ῾Η καθαρὰ τοῦ ἁγίου Πνεύματος χάρις̇ (Чистая Святого Духа благодать…); прокимен из Пс 67, Апостол 1 Кор 12. 7-11, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 1, 5-8, причастен Пс 32. 1. 28 июня богослужебное последование К. и И. подробно не описано.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. и И. отмечается в те же дни, что в Типиконе Великой ц. 31 янв. совершается праздничная служба с пением на утрене «Бог Господь» (см.: Пентковский. Типикон. С. 326); указан отпустительный тропарь 5-го гласа (тот же, что и в Типиконе Великой ц.), кондак 2-го гласа , цикл стихир-подобнов и 2 самогласна (по 1 на вечерне и на утрене), канон, по 9-й песни канона - светилен , характерный для средних праздников в Студийском уставе; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц. 28 июня (см.: Там же. С. 350) последование К. и И. соединяется с последованиями Октоиха и предпразднства апостолов Петра и Павла и включает отпустительный тропарь 1-го гласа кондак (тот же, что и 31 янв.), канон, цикл стихир-подобнов и 1 самогласен на вечерне, после 9-й песни канона - светилен ; на литургии - ссылка на 31 янв.

В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 163, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 49) 31 янв. помещается последование, включающее кондак 3-го гласа с икосом, цикл стихир-подобнов, канон, седален. Славянские студийские Стихирари XII-XIV вв. 31 янв. назначают также 2 самогласна (БАН. 34.7.6; РГБ. Ф. 304/I. № 22). 28 июня в Минеях (напр., ГИМ. Син. № 167, XII в.- Горский, Невоструев. Там же. С. 70) помещены 2 последования: предпразднства памяти апостолов Петра и Павла и К. и И.; последнее состоит из канона, цикла стихир и седальна.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, память К. и И. отмечается 31 янв.; последование включает отпустительный тропарь (тот же, что в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и один самогласен, седален; канон и стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 6; после 9-й песни поется праздничный светилен ῾Ο οὐρανὸν τοῖς ἄστροις̇ (); на литургии указан только прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 132 и причастен Пс 32. 1 (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 402-403).

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 115-116, 161), представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня; последование 31 янв. включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов, 3 самогласна, светилен, седален. На литургии прокимен и аллилуиарий те же, что в Евергетидском Типиконе, Апостол 1 Кор 12. 27 - 13. 8, Евангелие и причастен, как в Типиконе Великой ц. 28 июня в Типиконе содержится отсылка на 31 янв.

В различных редакциях Иерусалимского устава память К. и И. также отмечается 31 янв. и 28 июня. Последование 31 янв. включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и 3 самогласна, светилен, седален. В русских редакциях Иерусалимского устава 31 янв. отмечается знаком, которым обозначаются малые праздники (т. н. шестеричный святой, см. ст. Знаки праздников месяцеслова). Стихиры на «Господи, воззвах» и канон на утрене исполняются на 6, утреня заканчивается по будничному чину. В греч. Минеях могут помещаться стихиры на хвалитех в честь К. и И. На литургии назначаются блаженны с тропарями из 3-й и 6-й песни канона К. и И. (совр. рус. издания с 1682 г.- блаженны Октоиха и из 3-й песни канона К. и И.), чтения - те же, что и в Мессинском Типиконе. 28 июня в Типиконах, как правило, приводится лишь ссылка на 31 янв., за исключением слав. печатных Типиконов 1610 и 1641 гг. и изданий после 1682 г. до наст. времени. Последование 28 июня имеет ту же структуру, тот же праздничный знак, включает тот же отпустительный тропарь, кондак (в Типиконах 1610 и 1641 гг. для 28 июня приводятся особые тропарь и кондак), 3 стихиры-самогласна. Служба на литургии 28 июня та же, что и 31 янв.

Последование К. и И. 31 янв. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Τὰ θαύματα τῶν ἁγίων σοῦ μαρτύρων̇ (); кондак 3-го гласа ᾿Εκ τῆς θείας χάριτος̇ () с икосом; канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (), нач.: Τὸ κῦρος κατα τῆς πλάνης εἴληφας (); 3 цикла стихир-подобнов (1 в слав. изданиях Минеи, 2 др.- в греч.), 3 стихиры-самогласна, светилен, седален.

В последовании К. и И. 28 июня есть ряд песнопений из службы 31 янв.: отпустительный тропарь, кондак с икосом, 3 стихиры-самогласна, светилен, седален; также в слав. Минее 28 июня помещен канон К. и И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ (), нач.: Τῷ ἀναδείξαντι ἐν τῷ κόσμῳ () (греч. оригинал см.: Ταμεῖον. Σ. 228-229); в совр. греч. Минее содержится иной канон с акростихом Καλῶν δοτῆρες, τῶν κακῶν ῥύσασθέ με, ᾿Ιωσήφ (Добрых податель, злых избавь меня, Иосиф), 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε λαοί̇ (), нач.: Κράτος ἐχθροῦ (Державу вражию; также см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 70).

В рукописях и печатных изданиях содержатся песнопения К. и И., не вошедшие в совр. богослужебные книги. 31 янв: отпустительный тропарь 5-го гласа (Устав. М., 1610, 1641); дополнительные икосы для кондака 3-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 100, 177). 28 июня: отпустительный тропарь 5-го гласа (Устав. М., 1610, 1641); кондак 3-го гласа Τὸ μέγα ἰατρεῖον τῆς οἰκουμένης̇ (Великое врачевство вселенныя) с неск. икосами (Амфилохий. Там же. С. 125, 187-188); анонимный канон 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ̇ (), нач.: Οἱ ἐκ Θεοῦ τοῦ φιλανθρώπου τὴν χάριν (Те, кто от Бога Человеколюбца благодать) (AHG. T. 10. P. 243-251); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τῷ ἐκτινάξαντι ἐν θαλάσσῃ̇ (), нач.: ᾿Εκ τῶν τοῦ Πνεύματος χαρισμάτων (От дарований Духа), со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 228).

На складне из слоновой кости к-польской работы, т. н. Боррадейльском триптихе (X в., Британский музей, Лондон), изображения К. и И. представлены в полукруглом завершении боковых створок. Ко времени создания триптиха их иконография вполне сложилась, и в соответствии с агиографическими сведениями К. изображен седоволосым старцем с небольшой заостренной и раздвоенной бородой, в монашеской мантии; И.- юношей, с едва пробивающейся бородой, облачен в хитон и гиматий. В руках они держат кресты. В памятниках визант. времени К. может изображаться не только в мантии, но и, как его сподвижник, в хитоне и плаще. В руках помимо крестов нередко держат ларцы. К. и И. изображены на минейной иконе 2-й пол. XI в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (т. н. Синайском диптихе).

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) описание облика К. и И. приведено в разд. «Святые бессребреники»: «Св. Кир, старец плешивый, с длинною раздвоенною бородою»; «Св. Иоанн, с проседью в остроконечной бороде» (Ерминия ДФ. С. 169).

В рукописях изображения К. и И. помещались под 31 янв., днем памяти, и (реже) под 28 июня, днем перенесения их мощей. Вместе они представлены в Минологии Василия II (1-я пол. XI в.; Vat. gr. 1613. P. 360) - в сцене мучения; в месяцеслове Служебного Евангелия (кон. XI в.; Vat. gr. 1156. Fol. 295v) - в рост; в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житии вмч. Димитрия Солунского - в сценах мучения и перенесения мощей (1322-1340; Bodl. F. 1. Fol. 27(а), 45). В греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58) К. и И. представлены оплечно в медальонах рядом с др. мучениками; И.- средовек с короткими темными волосами и округлой короткой бородой, в гиматии, К.- седовласый старец с остроконечной бородой средней длины, в монашеской мантии (Л. 55). В минейной части рукописи они представлены в рост, с крестами в руках (под 31 янв.- Л. 97 об., и под 28 июня - Л. 118 об.).

Прп. Симпсон Странноприимец и мученичество Кира и Иоанна. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Сер. XIV в.


Прп. Симпсон Странноприимец и мученичество Кира и Иоанна. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Сер. XIV в.

В средневизант. и поздневизант. периоды образы К. и И. встречаются во мн. храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (ок. 1028) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках - медицинские атрибуты. В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, К. и И. представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; 2-я пол. XII в.) - уступы апсиды. В ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани (Греция; кон. XII в.) они помещены на склонах арки юго-зап. придела; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332-1333) - на своде юж. портала. В 3 памятниках XII в. на Сицилии: в юж. люнете ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1146-1151; вместе со сщмч. Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (50-е - 60-е гг. XII в.) - в вост. части юж. трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180-1190) - по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), К. и И. представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей К. и И. изображены в греческих церквах: на зап. стене наоса ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.); на зап. стене наоса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (кон. XII в.); на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). В иконографии К. и И. подчеркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: К. может изображаться со свитком, в таком случае И. обычно держит крест, как напр. в Тимотесубани (Грузия; нач. XIII в.), где они представлены на гранях сев.-зап. столба. Их изображения также присутствуют в ц. Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); во фресках наоса кафоликона мон-ря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383). В нек-рых росписях сохранился только образ И., как в ц. Евангелистрии в Гераки (ок. 1200), в ц. Панагии Киры на о-ве Китира (кон. XIII в.) или в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; ок. 1386), где он назван чудотворцем. Сцены мучения К. и И. представлены в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (ок. 1340); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.); в соборе Св. Троицы мон-ря Козия - сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мц. Афанасия и ее дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

На Руси почитание святых бессребреников установилось достаточно рано. Как показывает число сохранившихся памятников, известность К. и И. в домонгольский период почти не уступала другим прославленным целителям. К. и И. представлены в юж. внутренней галерее Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.): К. в традиц. иконографии, как преподобный, с крестом в правой руке, в левой - предмет, похожий на бутылочку (у И. раскрыт только лик). Изображения святых помещены на серебряном окладе (датируемом временем создания иконы - ок. сер. XI в.) иконы апостолов Петра и Павла в ряд со святыми Космой, Дамианом, Пантелеимоном, а также на окладе Корсунской иконы Божией Матери (обе - НГОМЗ). В соборе Рождества Пресв. Богородицы новгородского Антониева мон-ря (1125) К. и И. представлены в алтарной части над темплоном на сев. столбе (симметрично образам святых Флора и Лавра на юж. столбе). О широкой известности святых в Вел. Новгороде свидетельствуют 2 придела, освященные во имя К. и И.- в ц. святых Флора и Лавра на Людогощей (Легощей) ул. и в ц. прор. Илии на Славне. В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке эти святые представлены рядом с другими целителями (60-е гг. XII в.); в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.) - в сев. рукаве подкупольного креста св. целители представлены с сосудами, используемыми в медицинских целях; есть их образы и на валике юж. врат собора Рождества Богородицы в Суздале (20-е гг. XIII в.).

На полях Годуновской Псалтири (Москва, 1594-1600; ГТГ. МК-6 (К-5346). Л. 287) К. и И. изображены в молении перед Христом Еммануилом, оба - в монашеских одеяниях. Образы св. мучеников помещались на минейных иконах на январь и на июнь, напр. на иконе нач. XVII в. из ЦАК МДА.

В связи с тем, что день памяти К. и И. совпал с датой восшествия на престол имп. Екатерины II в 1762 г., почитание святых было особенно распространено в правление императрицы, когда в честь К. и И. построили неск. храмов. Так, 15 сент. 1762 г. свт. Тихон Задонский, в то время викарий Новгородской епархии, освятил придел во имя К. и И. в храме Покрова Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В Москве ц. во имя К. и И. в стиле барокко была построена на Солянке по проекту архит. К. И. Бланка на месте старой ц. Св. Троицы. Этот храм был освящен в 1768 г. Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским, в присутствии императрицы (снесен в 1933). Престол во имя К. и И. существовал также в ц. Св. Троицы в Кожевниках.

К. и И. часто изображались среди избранных святых и на полях икон, особенно старообрядческих, напр., на иконе 1893 г. «Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн», созданной в мастерской челябинского Одигитриевского мон-ря.

Лит.: Миjовић . Менолог. С. 195, 281, 309, 340, 359, 384, 389; Привалова Е. Л . Росписи Тимотесубани: Исслед. по истории груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1980. С. 101; Skawran K . The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria, 1982. P. 46; Chatzidakis M., Pelekanidis S . Kastoria. Athens, 1985. P. 24-25, 52. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Demus O . The Mosaics of Norman Sicily. N. Y., 1988r. P. 46; Kitzinger E . The Mosaics of St. Mary"s of the Admiral in Palermo. Wash., 1990. P. 164-165, 300, 336, 395; Chatzidakis N. M . Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 22-23. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Евсеева . Афонская книга. С. 215, 272, 312; Сарабьянов В. Д . Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря. М., 2002. Ил. 25; он же .Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007. С. 102-108; Knipp D . The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua // DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю . Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 672-677, 750-752; Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д . Изображения святых во фресках Софии Киевской // ВВ. 2007. Т. 66(91). С. 24-59; ГТГ: Кат. собр. М., 2010. Т. 2: Лицевые рукописи XI-XIX вв. Кн. 1. С. 208, 226.

Н. В. Герасименко