Сверхчеловек понятие. Идея сверхчеловека в произведении «Так говорил Заратустра»

Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа, создающее в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией его болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер» Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Философия Ницше отличается и необычностью изложения - в ней нет стремления к систематизации в виде строгих категорий и понятий. Она метафорична и образна, в ней нет «сухости»; ирония, сарказм и афористичность придают ей особую притягательность. По утверждению Ф. Ницше, все предыдущие философы, начиная с Сократа и Платона, вся предшествующая философия, по крайней мере, европейская, «трудились напрасно». Причину неудач он видит в том, что все философы строили свои здания, находясь под обольщением морали, … они обещали искать «правду», а на самом деле заботились только о том, чтобы построить «величественные нравственные здания». Ф. Ницше объявляет свою философию новейшей философией, вскрывающей и обнажающей глубинные основания бытия мира. Свою философию он считал доступной «для совсем немногих. Возможно, ни одного из них еще нет на свете. Мой день - послезавтрашний», - замечал Ф. Ницше.

Что же лежит в основании мира и что является движущей причиной изменения мира? Этим вопросам задавались философы и до Ницше. Он считает, что до него были ошибочные ответы на этот вопрос. Ф. Ницше выдвигает основополагающий постулат своей философии, который определил его взгляд и оценки различных сторон бытия мира, человеческой истории, общества. Таким основополагающим постулатом является утверждение Ф. Ницше о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Его позиция напоминает позицию Артура Шопенгауэра, которого он в определенной мере считал своим учителем.

От внимания Ф. Ницше не ускользает и такая фундаментальная философская проблема, как проблема свободы, свободы воли. По убеждению Ф. Ницше свобода воли к власти состоит в одном: в устранении любых препятствий, стесняющих, ограничивающих проявление «мощи воли к власти» как требования самой жизни. Таким препятствием он считает границы добра и зла. И в границах добра, и в границах зла «воле к власти», как атрибута жизни и бытия человека, тесно. Она должна выйти за их границы, чтобы проявить свою природу, свою мощь и свою силу. Такой сферой свободы воли, по Ф. Ницше, может быть только сфера по ту сторону добра и зла. Где нет ни требования добра, ни требования зла, а есть требование инстинкта воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эта идея Ф. Ницше, часто не совсем адекватно понятая, вызывала, и до сих пор вызывает негативную реакцию философов и мыслителей. Нередко его идеи называют предтечей идей фашизма, что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. Ведь мыслитель не может отвечать за те выводы, которые делают другие из его философии.

Христианство, по Ф. Ницше, уничтожило в человеке естественный инстинкт жажды власти и силы, которые составляют «признак прогрессивного хода развития». Христианская религия, христианская мораль и вся современная ему (Ницше) культура приучила человека к смирению, а не борьбе, она превратила его из героя, не боящегося жизни, в труса, страдальца. Посредством идеи «первородного греха» христианская мораль привила человечеству чувство вечной вины, необходимости вечного покаяния и искупления. Оно посеяло ложное представление о низости земной жизни перед жизнью потусторонней. Христианская мораль проповедует ложные ценности стыда, совести, сострадания, честности и т.д., поскольку они сдерживают, ограничивают проявления инстинкта жажды власти, господства сильных над слабыми.

Ницше выступает против принципа: «Возлюби ближнего своего». «Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе...

Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего». Христианская любовь - результат страха: я боюсь, что мой сосед обидит меня, поэтому я уверяю его, что люблю его. Если бы я был сильнее и храбрее, я бы открыто показывал свое презрение к нему, которое я, конечно, чувствую. Ницше призывает к замене морального закона произволом. «Послушание» и «закон» - это звучит из всех моральных чувств. Но «произвол» и «свобода» могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали». Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. Под высшими людьми Ницше понимает человека такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, человека, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это аристократы, наподобие японских самураев, викингов и средневековых рыцарей. К высшим людям Ницше причисляет также лиц свободных профессий, которые отвергают традиционную мораль и духовно подготавливают господство высших людей. «Высшие люди», «господа земли» отличаются жестокостью, воинственностью по отношению к другим людям, но они нежны, горды и снисходительны по отношению друг к другу. Ницше говорит, что господство этих людей принесет с собой бедствия. «Следует обрести громадную энергию величия, чтобы путем отбора, а также путем уничтожения миллионов уродов сформировать человека будущего и не погибнуть от страдания, которое творит новое и равного которому никогда еще не было». «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом». «Жить - это значит: быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не только в нас». «Я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть».

В целом мировоззрение Ф. Ницше определяют как аристократический анархизм. В его философия можно выделить две основные идеи: 1) идею - «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей.

«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком».

Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великого.

Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно. «Самый ничтожный человек последний, т.е. современный человек, потому что он не может презирать самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего. «Счастье найдено нами», говорят последние люди. Они не могут понять слова о сверхчеловеке, обращенные к ним».

Ницше своей идеей сверхчеловека стремится придать новый импульс развитию человека и общества. Он говорит: да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Hо наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку человеку будущего.

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, говорит Ницше. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек соль земли. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель.

Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе. Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.

«Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно». Вас называют бессердечными но ваше сердце неподдельно, и я люблю стыдливость вашей сердечности. Вы стыдитесь прилива ваших чувств, а другие стыдятся их отлива». Это - мораль сверхчеловека.

Необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Новая мораль не знает, что такое сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сильного тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.

Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.

О новой морали, о человеке и сверхчеловеке Ницше пишет в своем произведении «Так говорил Заратустра». «Заратустра» происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э. Это необычное для европейской философия произведение. Философия, говорившая на языке абстракций, создававшая теоретические конструкции из логических категорий, начинает говорить на языке художественных образов.

"Книга для всех и ни для кого" - так звучит подзаголовок "Заратустры" Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем.

В основе произведения "Так говорил Заратустра" лежат две основные идеи философии Ницше - идея сверхчеловека и идея вечного возвращения. В первой и второй частях произведения "Так говорил Заратустра" мысль о вечном возвращении еще не оговаривается. Здесь Ницше ярко выражает образ сверхчеловека, которого проповедует главный герой произведения - Заратустра.

Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути Ницше выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного домашнего и слабого.

Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как человека протекало ранее без его понимания и участия.

С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю - волю к власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва.

Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

  • 1 Этот тип человека принадлежит аристократии. Для Ницше человек толпы никогда не станет сверхчеловеком.
  • 2 Его ценностями выступает то "благородное", которое, оказывается, по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).
  • 3 Для такого человека жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.
  • 4 В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.
  • 5 Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.
  • 6 В противовес состраданию утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.
  • 7 Высший тип человека признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть. "Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

В третьей части своего произведения Ницше водит значение вечного возвращения. В этой идеи он видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.

Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку.

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. философский ницше сверхчеловек анархизм

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость.

Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет нас думать, сравнивать, размышлять.

Кто из нас в юности не зачитывался знаменитым трудом величайшего немецкого философа Фридриха Ницше «Так говорит Заратустра», строя амбициозные планы и мечтая о покорении мира. Движение по жизненному пути вносило свои коррективы, и мечты о величии и славе отступали на второй план, уступая место более приземленным насущным вопросам. К тому же в нашу жизнь входили чувства и эмоции, и бесстрастный путь сверхчеловека уже не казался нам столь заманчивой перспективой. Является ли идея Ницше применимой в нашей жизни, или это утопия прославленного гения, к которой невозможно приблизиться простому смертному? Давайте попробуем разобраться.

Формирование образа сверхчеловека в истории развития общества

Кто же впервые выдвинул идею сверхчеловека? оказывается, она уходит своими корнями в далекое прошлое. В легендарном Золотом веке сверхлюди выступали посредниками в общении между богами и людьми, которые считали себя слабыми и недостойными прикоснуться к божеству.

Позже понятие сверхчеловека стало тесно связано с религией, и практически во всех вероисповеданиях присутствует подобная идея мессии, роль которого сводится к спасению людей и заступничеству перед Богом. В буддизме сверхчеловек даже заменяет идею Бога, потому что Будда - не бог, а сверхчеловек.

Образ сверхчеловека в те далекие времена не имел ничего общего с обычными людьми. Человек даже и помыслить не мог о том, что путем работы над собой может развить в себе сверхспособности, но с течением времени мы видим примеры наделения этими качествами реальных людей. Так, в античной истории сверхчеловеком воспринимался Александр Македонский, а позже Юлий Цезарь.

В эпоху Возрождения этот образ ассоциировался с государем, носителем абсолютной власти, описанным Н. Макиавелли, а у немецких романтиков сверхчеловек - это гений, неподвластный обычным человеческим законам.

В 19 веке для многих эталоном был Наполеон.

Приближение к сверхчеловеку Фридриха Ницше

В то время в европейской философии все больше проявляется призыв к изучению внутреннего мира человека, но истинный прорыв в этом направлении совершает Ницше, который бросает вызов человеку, признавая за ним способность превращения в сверхчеловека:

«Человек есть нечто, что должно быть преодолено. Что сделали вы, чтобы преодолеть человека?»

Если говорить кратко, идея сверхчеловека Ницше состоит в том, что человек, по его понятию, является мостом к сверхчеловеку, а преодолеть этот мост можно путем подавления в себе животного начала и движения к атмосфере свободы. По мнению Ницше, человек служит канатом, протянутым между животными и сверхчеловеком, и только в конце этого пути он может вернуть себе утраченный смысл.

Мнения об учении Ницше, равно как и о нем самом, весьма неоднозначны. В то время как одни считают его безусловным гением, другие воспринимают его как чудовище, зародившее философскую идеологию, оправдывавшую фашизм.

Перед тем как приступить к рассмотрению основных положений его теории, давайте познакомимся с жизнью этого неординарного человека, которая, безусловно, наложила свой отпечаток на его убеждения и помыслы.

Факты биографии

Фридрих Ницше родился 18 октября 1844 года в семье пастора, и его детство прошло в маленьком городке неподалеку от Лейпцига. Когда мальчику было всего пять лет, вследствие психической болезни ушел из жизни его отец, а спустя год и младший брат. Ницше очень тяжело переживал смерть отца и до конца своей жизни пронес эти трагические воспоминания.

С детства он обладал болезненным восприятием и остро переживал ошибки, поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. Остро ощущая недостаток внутреннего спокойствия, он поучал сестру: «Когда умеешь владеть собой, то начинаешь владеть всем миром».

Ницше был спокойным, мягким и сострадательным человеком, но с трудом находил взаимопонимание с окружающими, которые, однако, не могли не признавать выдающихся способностей юного гения.

По окончании Пфортской школы, которая была одной из лучших в Германии в 19 веке, Фридрих поступил в Боннский университет для изучения богословия и классической филологии. Однако после первого семестра прекратил посещать свои богословские классы и написал глубоко религиозной сестре, что потерял веру. Он сосредоточился на изучении филологии под руководством профессора Фридриха Вильгельма Ричля, за которым последовал в 1965 году в В 1869 году Ницше принял предложение Университета Базеля в Швейцарии о поступлении на должность профессора классической филологии.

Во времена франко-прусской войны в 1870-1871 гг. Ницше в качестве санитара присоединился к прусской армии, где заразился дизентерией и дифтеритом. Это усугубило состояние его слабого здоровья - Ницше с детства страдал мучительными головными болями, проблемами с желудком, а во время учебы в Лейпцигском университете (по некоторым данным) заразился сифилисом при посещении борделя.

В 1879 году проблемы со здоровьем достигли такой критической точки, что он был вынужден отказаться от своей должности в Базельском университете.

Годы после Базеля

Следующее десятилетие Ницше провел в путешествиях по миру в попытках найти климат, который мог бы облегчить симптомы его болезни. Источниками дохода в тот период была пенсия от университета и помощь друзей. Иногда он приезжал в Наумбург, чтобы навестить мать и сестру Элизабет, с которой у Ницше случались частые конфликты по поводу ее мужа, имевшего нацистские и антисемитские взгляды.

В 1889 году Ницше подвергся психическому расстройству во время пребывания в Турине, Италия. Говорят, что пусковым моментом этого расстройство явилось его случайное присутствие при избиении лошади. Друзья отвезли Ницше в Базель в психиатрическую клинику, но его психическое состояние быстро ухудшалось. По инициативе матери он был переведен в больницу в Йене, а через год его привезли домой в Наумбург, где мать заботилась о нем до своей смерти в 1897 году. После смерти матери эти заботы легли на его сестру Элизабет, которая после смерти Ницше получила в наследство его неопубликованные работы. Именно ее издания сыграли ключевую роль в более позднем отождествлении работ Ницше с нацистской идеологией. Дальнейшее исследование работ Ницше отвергает существование какой-либо связи его идей и их интерпретации нацистами.

После того как в конце 1890-х годов он перенес удар, Ницше не смог ходить и говорить. В 1900 году он заболел пневмонией и умер после перенесенного инсульта. По мнению многих биографов и историков, изучавших жизнь великого философа, проблемы со здоровьем Ницше, включая психическое заболевание и раннюю смерть, были вызваны третичным сифилисом, но были и другие причины, такие как маниакальная депрессия, деменция и другие. Кроме того, в последние годы своей жизни он практически ослеп.

в мир философии

Как ни странно, но годы мучительных страданий, связанных с плохим состоянием здоровья, совпали с его самыми плодотворными годами, ознаменовавшимися написанием множества трудов по темам искусства, филологии, истории, культуры, науки и философии. Именно в это время появляется идея сверхчеловека в философии Ницше.

Он знал цену жизни, ведь будучи неизлечимо больным и живя в постоянных страданиях от физической боли, все равно утверждал, что «жизнь есть благо». Он старался впитать каждый миг этой жизни, повторяя фразу, которую каждый из нас неоднократно произносил в своей жизни: «Что нас не убивает - делает нас сильнее».

Путем нечеловеческих усилий, превозмогая мучительную, нестерпимую боль, он писал свои нетленные труды, в которых черпает вдохновение уже не одно поколение. Как и его любимый образ (Заратустра), он «поднялся на высочайшие горы, чтобы посмеяться над всякой трагедией сцены и жизни. Да, этот смех был сквозь слезы страданий и боли…

Самый известный и обсуждаемый труд великого ученого: идея сверхчеловека Фридриха Ницше

С чего же все начиналось? Со смерти Бога... Это означало, что становившееся все более мирским и научным общество не могло больше находить смысл в христианстве, как в прежнее время. Куда же мог обратиться человек в поисках утраченного смысла, потеряв возможность обратиться к Богу? У Ницше был свой сценарий развития событий.

Сверхчеловек - это цель, которую нужно достичь, чтобы возвратить человеку утраченный смысл. Само слово «сверхчеловек» Ницше заимствовал из «Фауста» Гете, но вложил в него абсолютно другой, свой смысл. Каков же был путь возникновения этого нового образа?

У Ницше прослеживаются 2 концепции развития событий: одна из них основана на биологической теории Дарвина о постоянном развитии эволюционного процесса, ведущего к появлению нового биологического вида, и, таким образом, считала создание сверхчеловека следующим пунктом развития. Но в связи с чрезвычайно долгим путем данного процесса, стремительный в своих порывах Ницше не мог так долго ждать, и в его работе предстает иная концепция, согласно которой человек представляется как нечто окончательное, а сверхчеловек выступает совершеннейшим человеческим типом.

По пути к сверхчеловеку необходимо пройти несколько стадий развития человеческого духа:

  1. Состояние верблюда (состояние рабства - «ты должен», оказывающее давление на человека.
  2. Состояние льва (сбрасывание оков рабства и создание «новых ценностей». Этот этап служит началом эволюции человека в сверхчеловека.
  3. Состояние ребенка (период творчества)

Каков же он - венец творения, сверхчеловек?

Согласно идее сверхчеловека Ницше, им может и должен стать любой независимо от национальности и социального положения. Прежде всего это человек, управляющий своей судьбой, стоящий над понятием добра из зла и самостоятельно избирающий для себя моральные правила. Ему присущи духовное творчество, полная концентрация, воля к власти, сверхиндивидуализм. Это человек свободный, независимый, сильный, не нуждающийся в сострадании и свободный от сострадания к другим.

Цель жизни сверхчеловека - поиск истины и преодоление себя. Он освобождается от морали, религии и авторитетов.

На первый план в философии Ницше выходит воля. Сущностью жизни является воля к власти, вносящая смысл и порядок в хаос мироздания.

Ницше называют великим ниспровергателем морали и нигилистом, а его идеи о необходимости построения морали сильных людей взамен христианской религии, построенной на принципе сострадания, связывают с идеологией фашизма.

Философии Ницше и нацистская идеология

Последователи связи философии Ницше и фашизма приводят его слова о прекрасном белокуром звере, который может отправиться, куда пожелает, в поисках добычи и стремления к победе, а также призывы Ницше к установлению «нового порядка» с «властелином народа» во главе. Однако при изучении работ величайшего философа можно заметить, что его позиции и позиции Третьего Рейха во многом диаметрально противоположны.

Зачастую фразы, вырванные из контекста, получают иной смысл, абсолютно далекий от первоначального - в отношении трудов Ницше это особенно проявляется, когда многие приводимые цитаты из его работ берут только то, что лежит на поверхности и не отражают глубокий смысл его учений.

Ницше открыто заявлял, что не поддерживает немецкий национализм и антисемитизм, о чем свидетельствует его конфликт с сестрой после заключения ею брака с человеком, разделявшим эти взгляды.

Но как мог пройти кровавый диктатор Третьего рейха мимо такой идеи, когда она так… подходила к его болезненному восприятию своей роли в истории мира? Он считал себя тем самым сверхчеловеком, появление которого предсказывал Ницше.

Существует информация, что в день рождения Гитлера Ницше сделал запись в своем дневнике: «Я могу точно предсказать свою судьбу. Когда-нибудь мое имя будет тесно связано и станет ассоциироваться с воспоминанием о чем-то ужасном и чудовищном».

К сожалению, мрачное предзнаменование великого философа осуществилось.

А было ли место состраданию в идее сверхчеловека в философии Фридриха Ницше?

Вопрос отнюдь не праздный. Да, идеал сверхчеловека отрицает эту добродетель, но лишь в плане выражения слабости бесхарактерного, пассивного существа. Ницше не отрицает самого чувства сострадания как способности чувствовать страдания других людей. Заратустра говорит:

Пусть будет твое сострадание угадыванием: чтобы ты знал наперед, хочет ли твой друг сострадания.

Дело в том, что сострадание и жалость не всегда и не на каждого могут оказывать доброе и благотворное влияние - кого-то они могут оскорбить. Если рассматривать «дарящую добродетель» Ницше, то объектом служит не собственное «я», не эгоистичное сострадание, а стремление одарить другого. Таким образом, сострадание должно быть альтруистичным, а не в рамках того, чтобы занести данное деяние в список своих добрых дел.

Заключение

Каковы же основополагающие принципы идеи сверхчеловека Ницше, которые мы узнаем после прочтения работы «Так говорит Заратустра»? Как ни странно, ответить на этот вопрос однозначно сложно - каждый выносит что-то для себя, принимая одно и отрицая другое.

В своем произведении великий философ порицает общество маленьких, серых и покорных людей, видя в них большую опасность, и выступает против обесценивания человеческой личности, ее индивидуальности и неповторимости.

Главная идея сверхчеловека Ницше - идея возвышения человека.

Он заставляет нас размышлять, и его нетленный труд будет всегда волновать человека, пребывающего в поиске смысла жизни. А может ли служить идея сверхчеловека Ницше для обретения счастья? Вряд ли… Оглядываясь на исполненный боли жизненный путь этого талантливого человека и его чудовищное одиночество, поглощавшее его изнутри, мы не можем сказать, что сформулированные им идеи сделали его счастливым.

Воля к власти

Это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию. Шопенгауэр заимствовал из восточной философии идею о том, что мир движим безбрежной слепой волей. Ницше признал мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении человека. В отношении греческой философии Ницше сделал вывод, что движущей силой этой цивилизации было скорее стремление к мощи, чем что-либо полезное или непосредственно выгодное.

Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда в этой идее содержится. Христианство со своей идеей смирения, братской любви и сострадания проповедовало абсолютно другое. Но в действительности это было не более чем искажение идеи воли к власти. Христианство – религия, поддерживающая рабов в эпоху Древнего Рима, и она никогда не избавится от своей рабской ментальности. Это была скорее воля к власти рабов, нежели воля к власти сильных мира сего.

Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные.

Но Ницше не смог ответить на два главных возражения. Если воля к власти является единственным мерилом, то как действия, возникшие не по его непосредственному предписанию, могут не быть дегенерирующими или извращенными? Возьмем, к примеру, жизнь святого или философа-аскета, такого как Спиноза (которым Ницше восхищался). Сказать, что святой или философ-аскет использовал свою волю к власти по отношению к себе – значило бы представлять себе это понятие столь же гибким, сколь бессмысленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к власти содержит круг: если наше стремление понять мир исходит из воли к власти, то, безусловно, понятие воля к власти возникло в результате стремления Ницше понять мир. Но последнее слово в этой проницательной и рискованной концепции все же остается за Ницше: "Формы, в которых выражалось стремление к мощи, менялись с веками, но ее источником остается все тот же вулкан... Что когда-то выражалось в "стремлении к богу", сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это то, что в данный момент создает непревзойденное чувство могущества" ("Утренняя заря", 204).

Сверхчеловек

Идея сверхчеловека - центральная в философии Ницше. Сверхчеловек тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Сверхчеловек, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен во всем, - не есть ли это один из тех мифов, которые обставляют горизонты нашего сознания? Реальный предмет размышлений Ницше - это человек, несущий в себе образ сверхчеловека. Такой человек - это мост между животным и человеком, это стрела, устремленная к идеалу сверхчеловека.


"Высшие люди", аристократы духа, аргонавты идеала - это не хозяева жизни. Тот, кто стремится воплотить в своей жизни идеал сверхчеловека, обречен погибнуть от руки тех, кто привержен к человеческому, слишком человеческому. Мученичество, героизм, свободная смерть - вот что ждет того, кто любит в себе и в других "дальнего".

Ницше не стеснен подобного рода моралью. Его единственной моралью является воля к власти. Однако удивляет то, что описанный Ницше сверхчеловек предполагает настолько наивный мир, что он не уступает ни одной комедии.

Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра – невероятно горячий парень, в чьем поведении обнаруживаются опасные психические расстройства. Принято считать, что повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но притча о чем? Притча о поведении. Притчи которыми Христос поучал в своей нагорной проповеди, на первый взгляд могут показаться почти по-детски простыми, – но если в них вдуматься, то они не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они проникновенны. Сказание о Заратустре также по-детски просто, но даже если хорошенько в него вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки этому его учение очень глубоко. Ницше стремился не меньше, чем опровергнуть христианские ценности: каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Никаких санкций, ни божественных, ни каких-либо еще, для его поступков быть не должно. Ницше предвидел воплощение этой идеи в ХХ веке. К несчастью, он создал также и руководство к действию в подобных условиях. Те, кто будут следовать этим предписаниям (этим утомительным капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.

В книге "Так говорил Заратустра" Ницше (посредством своего героя) провозглашает: "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". ("Так говорил Заратустра", Часть первая, предисловие Заратустры, 3). В другом месте он заявляет: "Цель человечества должна быть не в его гибели, а в его лучших представителях" ("К генеалогии морали", Рассмотрение второе, 9). В этом смысле он совершенно свободно и необоснованно связывает понятие сверхчеловека с такими понятиями, как "благородство" и "родство". Но он говорил не на аристократическом расистском языке. Он имеет в виду нечто вполне определенное: "Альманах Готов: предел наказания" ("Воля к власти", 942 – исправленное издание 1906 или 1911 года; в издании Хертла этот отрывок был пропущен без указания на этот пропуск) и по другому поводу говорит следующее: "Когда я говорю о Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что их кровь течет во мне" (Издание Мусариона (1921-1929), полное собрание сочинений, том 21, 98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека содержит в себе кровь всех своих предков – и грека, и француза, и португальского еврея, и немца.Сверхчеловек впервые появился в работе "Так говорил Заратустра"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

РГПУ им. А. И. Герцена

Концепция теории о сверхчеловеке Ницше

Меленный Виталий Петрович

Туризм. 1 курс

Введение

1.Фридрих Ницше

2. Концепция сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

2.2 «Путь» к сверхчеловеку

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Заключение

Введение

Идея о сверхчеловеке занимала одно из центральных мест в философии Ницше. В процессе развития его творчества, идея «сверхчеловека» всё больше тщательно и детально рассматривалась Ницше. На самом деле, несложно догадаться почему, ведь актуальность до сегодняшнего дня не покидается эту тематику. «Сверхчеловек» по сей день интересен. В действительности, Ницше был не первым, кто затронул эту тему, но в период Нового и Новейшего Времени она была забыта. Часто, очень часто люди непроизвольно, возможно, вспоминают Его, т.е. все мифологические герои или же выдуманные герои типа Монте Кристо или Шерлока Холмса являются современным выражением человека Свыше обычного, превосходящего простого человека в силе или в хитрости, или в храбрости.

1. Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше - это наиболее яркий представитель философского направления под названием «философия жизни».

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г в семье потомков польских дворян. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. В 12 дней написал историю своего детства. Он покинул свою семью в 1858 г. Будучи сыном простого пастора, он получил образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему пророчили карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868году (в 24 года) он становится профессором в Безельском университете.

Все шло замечательно, но в 1876 году Ницше начинает страдать страшными головными болями и переезжает жить в Италию, путешествует по Швейцарии и Франции. В это время происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но, по мнению экспертов, это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Ницше бросает преподавательскую карьеру и начинает писать свои главные произведения. К ним относятся: « Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки» и др. В 1889 году безумие прерывает его творческую деятельность. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г, не осознавая того успеха, который к тому времени уже имели его произведения. Ницше задал новое направление культурно - философской ориентации получившей название «философия жизни», т.к. все рассматриваемые проблемы касались непосредственно человеческой жизни и общества.

2. Концепция Сверхчеловека

2.1 Идея о сверхчеловеке

Идея сверхчеловека в философии впервые была высказана Фридрихом Ницше. Для него человек выступает следующим эволюционным звеном типа «гомо сапиенс». Ценность человека здесь промежуточная. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью», - так говорил Ницше. Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение. Уничтожение - это уничтожение «человеческого, слишком человеческого», ибо человек есть «нечто, что должно преодолеть». Т.к. опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка - в этом заключается смысл выражения «…человек - это переход…».

Можно говорить, что идея Ницше о сверхчеловеке явилась следствием эволюционной теории Дарвина: Если человек произошел от неких звероподобных предков, то можно предположить, что теперешнее его состояние (Человек) - это может быть промежуточное состояние, которое может стать основой для более высокого.

Другими словами, Человек станет для Сверхчеловека тем, чем для человека является обезьяна. «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или позор. И тем самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором…Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от червя. Некогда вы были обезьяною, и даже теперь человек еще большая обезьяна, чем иная из обезьян.» Здесь Ницше говорит о развитии ВОЛИ К ВЛАСТИ, которая постепенно приобретает формы биологического и социального доминирования. Именно эти черты Сверхчеловека Ницше пытались воплотить в своем бытии вожди тоталитарных государств XX века.

Идея сверхчеловека древняя. Это доказывают слова П.Д.Успенского Пётр Демьямнович Успемнский (4 марта 1878, Москва -- 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) -- русский философ, теософ, эзотерик и писатель, математик по образованию. Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, «Народная мудрость всех веков и племен понимала, что человек, каков он есть, не способен сам устроить свою жизнь; народная мудрость никогда не считала человека достижением, венчающим творение. Она правильно оценивала место человека, принимала и допускала ту мысль, что могут и должны быть существа, которые, хотя тоже являются людьми, все же стоят гораздо выше обыкновенного человека, сильнее его, сложнее, «чудеснее» »

Идеи сверхчеловека была забыта в период Нового и Новейшего Времени, когда центральное место занимала экспериментальная наука. «Лишь тупая мысль последних столетий европейской культуры утратила соприкосновение с идеей сверхчеловека и поставила своей целью человека, каков он есть, каким он был и будет всегда. За этот сравнительно короткий период европейская мысль так основательно забыла идею сверхчеловека, что когда ее Ницше предоставил западу, она показалась ему новой, оригинальной и неожиданной. В действительности она существовала с самого начала известного нам человеческого мышления ».

«В конце концов, сверхчеловек никогда полностью не исчезал и в современной западной мысли. Например, что такое "наполеоновская легенда" и все сходные с ней легенды, как не попытки создать новый миф о сверхчеловеке? Массы по-своему все еще живут с идеей сверхчеловека; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека. В самом деле, что представляют собой граф Монте Кристо, или Рокамболь, или Шерлок Холмс, как не современное выражение все той же идеи сильного, могучего существа, с которым не в состоянии бороться обычные люди, которое превосходит их в силе, храбрости и хитрости? Его сила всегда заключает в себе нечто таинственное, магическое, чудесное»

Вместе с тем Успенский показывает, что идея сверхчеловека постоянно всплывает в любом времени. Она спит, готовая пробудиться и овладеть умами. «…Массы по-своему еще живут с идеей о сверхчеловеке; их не удовлетворяет человек, каков он есть; и литература, предназначенная для масс, неизбежно преподносит им сверхчеловека».

«Подходить к идее сверхчеловека интеллектуальным путем возможно только после длительной и настойчивой тренировки ума. Способность думать есть та первая необходимая стадия посвящения, которая гарантирует безопасность приближения к этой идее. Что значит уметь думать? Это значит уметь думать по-другому, не так, как мы привыкли, представлять себе мир в каких-то новых категориях. Мы слишком упростили наше представление о мире, привыкли рисовать его себе чересчур однообразным; теперь нам предстоит заново учиться понимать его сложность. Для этого нужно вновь и вновь воспринимать его по-иному; понять, что нам совершенно не известно, что такое человек; понять, что человек, возможно, совсем не то, что мы о нем думаем.

В сердце своем мы очень хорошо знаем, знаем нечто; но никак не можем на нем сосредоточиться. Мы понимаем некоторый круг идей, но живем в другом круге. Жизнь кружится вокруг нас, и мы кружимся вместе с ней, а вокруг нас кружатся наши тени.

"Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке", - говорит Заратустра у Ницше.»

2.2 «Путь» к Сверхчеловеку

Ницше описывает путь к сверхчеловеку аллегорически. На пути к достижению совершенства, необходима трехкратная трансформация сущности человеческого существа в сверхчеловеческое начало. В речи «О трех превращениях» Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа, соответствующие трем этапам восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

Так вначале дух становится верблюдом , т.е. тем, кто упорно и без сомнений несет свою тяжесть. Тяжесть поклажи - это тяжесть наших предрассудков. Поклажа не верблюда - ее на него нагружают.

Затем дух превращается во льва, цель которого - стремление добыть себе свободу в борьбе с Великим драконом, на чешуе которого написано «ты должен» (дракон здесь - это тот, кто нагружает поклажу на верблюда).

Заключительная метаморфоза - превращение льва в ребенка - представляет собой положительный этап появления сверхчеловеческого типа. Младенчество символизирует утверждение жизни. Ребенок - это символ забвения тяжести и борьбы, это рождение новых ценностей, это сила нового властного и безошибочного утверждения.

Трудный путь к сверхчеловеку уничтожает последовательно все то, что можно назвать тяжестью, т.е. это то, что ориентирует нас на прежние ценности, а также то, что подчиняется диктату толпы

2.3 Суть учения о сверхчеловеке

Сверхчеловек - это высший биологический тип. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового «вождя», полубога, а то даже и Бога. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Именно это имеет в виду Ницше, сравнивая человека с канатом над пропастью.

По Ницше в сверхчеловекесоединяются два начала АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ -- философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя просто дионисийского" - дионисийское, с его радостным разгульным, размашистым, инстинктивным и пьянящим образом жизни, и аполлоновское, которое придает этому бьющему через край образу жизни уравновешеннсть, стройность, целостность ИДЕАЛА. При этом Ницше подчеркивал значительное преобладание в человеке дионисийского над аполлоновским, т.к дионисийское - это человеческие инстинкты. Другими словами он говорил о преобладании в человеке биологического над духовным, отводя интеллекту второстепенную роль, необходимую для осуществления инстинктов. В отличие от содержания человека, о содержании сверхчеловекаНицше говорил так: «Душное сердце, холодная голова» и минус все « человеческое, слишком человеческое». Другими словами сверхчеловекНицше - это герой, который умеет обуздать (а не подавить!!!) свои инстинктивные побуждения, т.е. он способен творить себя сам. В образе Сверхчеловека объединяется то могущество, по отношению к природе и Миру, которым не обладает сегодняшний Человек. Это - ступень, на которой доминирует не биологическое, а духовное, а это есть подъем на новый уровень отношения с миром и преодоление его противоречий.

Ницше утверждал, что действия сверхчеловека безошибочны, т.е. он говорит о сверхрациональности (сверхразумности). По Ницше, сверхрациональность, свойственная сверхчеловеку, - это инстинкт, которым стал разум. Безошибочность инстинкта, утраченная человеком, может быть восстановлена в сверхчеловеке. Сверхчеловек, обладая сверхрциональностью и отвергнув прежние ценности, - это тот, кто создает новые ценности. Ценности сверхчеловека - это ценности, обеспечивающие движение вперед, которые делают его способным к росту «воли к власти», а не сковывают его действия, как, например, мораль.

Мораль и сверхчеловек.

Ницше считал, что вера в Бога парализует, следовательно, Ницше не отрицал Бога. А образ сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, которая сковывает подлинную природу человека. Ницше рьяно критиковал христианскую мораль, сравнивая ее с клеткой, в которой сидят животные в зверинце, подобно людям, «закованным церковью в клетку». Предпосылка такой морали то, что «железные прутья могут быть полезнее, чем свобода, и что существуют укротители зверей, которые не останавливаются перед самыми ужасными средствами - которые умеют пользоваться раскаленным железом…» Ф. Ницше. Воля к власти Ницше идею Бога и заменяет идеей Сверхчеловека. Сверхчеловек - это Человек, мыслящий и действующий, проявляющий неверие во всех его видах. Потому он и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания.

Образ сверхчеловекау Ницше представляет собой критику морали. Ницше стремился создать основы новой морали Сверхчеловека, направленной на совершенствование культуры человека, улучшение типа личности. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. В тоже время Ницше считал, что мораль не определяет поведение человека, а только маскирует «волю к власти» в поведении людей. Также Ницше утверждал, что жизнь «стремится к максимуму чувства власти». Он порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою - мораль сверхчеловека.

Высшим смыслом бытия сверхчеловека Ницше видит преодоление страха смерти как обретение полной свободы, осуществив несколько волевых актов вне морали, т.е. создав свою собственную мораль и отвергнув прежнюю, человек выполнит свое предназначение, получит за это свободу от страха смерти.

Видимо здесь находится одно из противоречий его творчества: в то время, как он говорил о создании морали сверхчеловека, он говорил и о бессмысленности морали, основываясь на утверждении об изменяемости мира, его хаотичности, т.е. мораль не нужна, т.к. мир изменившись, будет должен отвергнуть ее и создать новую.

Сверхчеловек и «воля к власти».

Сверхчеловек - наиболее совершенное воплощение воли к власти, ибо исторические события все начинаются с творческих усилий великих личностей, способных преодолеть преграды событий.

Ницше к людям, подобным образу сверхчеловека относил Александра Невского, Юлия Цезаря, Гете, Микеланджело, Борджиа, Наполеона. В то же время Ницше утверждал, что в нашей истории «еще никогда не было сверхчеловека! Поистине даже самого великого из них находил он - слишком человеческим!» То есть герои мифов, обожествляемые лидеры античности, персонажи с «размытыми гранями между богом и человеком», Иисус Христос, апостолы, идеал эпохи Возрождения - «Хозяин» Природы и др. служили подобием сверхчеловекаНицше.

Волю к власти Ницше понимал как прорыв, волю к расширению своего Я.

«Воля к власти», по Ницше - это не только основной, но и единственный принцип всего совершающегося, это то, что лежит в основе всего существующего. Так, все процессы физические и моральные, представляют собой различные проявления воли к власти.

Воля к власти непосредственно выражена в инстинкте, именно поэтому физическое начало в человеке выше духовного. В образе Сверхчеловека должна быть ведущей воля к властинад собой, которая, развиваясь во вдохновении творить себя самого, является гениальностью. И. Ефремов об этом выразился так: «Люди обычно повинуются тысячелетним законам, выросшим из здравого опыта поколений. Они связаны необходимостью жизни, верой и службой богам и власти. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия... ».

Образ «сверхчеловека» Ницше - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше считал «волю к власти» определяющей стимул поступков человека. У слабых людей она проявляется, как воля к «свободе», у более сильных - в стремлении к большей власти, а у самых сильных - к стремлению подавить чужую волю. Жизнь, по словам Ницше, «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом «воля к власти» становится критерием любого типа поведения, любого явления. «Что хорошо? - Всё, что повышает «волю к власти» и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости» - так выражает он эту мысль в «Антихристе».

По Ницше, человек стремится найти свое «жизненное предназначение», которое и проявляется в воле к власти. Можно сказать, что воля к власти здесь выражается в виде воли к познанию, т.е. в виде инстинкта изменения того, что окружает и последующего господства над ним. Сверхчеловек - это воплощение воли к становлению, к творчеству. В тоже время Ницше считает, что воплощение такой воли приводит к нарушению гармонии человека со средой его обитания. Во избежании этого необходимо внутреннее могущество, могущество собственного духа, собственного Я, в таком могуществе происходит превращение воли к власти во вдохновение самосотворения. В этом заключается конструктивный смысл сверхчеловека (героизм + гениальность).

Воля к власти по Ницше - это:

1) Воля, устанавливающая сама себя, создающая сама себя, учреждающая сама себя, т.е. Это самосозидающая сила, движение которой измеряет достоинство и ценность.

2) Преодолевающая воля, т.к. воля к власти преодолевает другую волю. Воля к власти имеет огромное значение в образе сверхчеловека, поскольку она преодолевает сопротивление другой воли, воли инстинктов.

Заключение

ницше философия сверхчеловек

Сверхчеловек у Ницше - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Сверхчеловек, потому и является Сверхчеловеком, что он пытается преодолеть свою ограниченность (т.е. человеческое) во всех ее проявлениях - ограниченность срока жизни, ограниченность силы, ограниченность знания. Конструктивный смысл Сверхчеловека состоит в том, что это Личность, соединяющая в себе гениальность и героизм. Сверхчеловек - это суть, проективная, но пока не раскрывшаяся сущность человека: «...канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью» Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сверхчеловек Ницше - это человек, отвергающий общепринятые моральные ценности и создающий свои собственные. Сверхчеловек - это человек, который определит вектор развития истории и человечества. Сверхчеловек - это образ сильной личности, одержимой жаждой власти. Сверхчеловек - это человек, который может творить себя самого, т.е может преодолевать свои инстинкты, а не подавлять их, это человек, который сверхразумен.

Приблизительно так можно охарактеризовать образ сверхчеловека, созданного немецким философом Фридрихом Ницше. Творчество Ф.Ницше имело множество сложностей, даже жестоких и отрицательных моментов, но его труды свидетельствуют об искреннем стремлении усовершенствовать культуру человека, улучшить тип человеческой личности. А совершенствование несовершенной человеческой природы - всегда желательно. Это, несомненно, - благородная цель. Произведения Ницше очень часто и многое критикуют, даже ругают, но они до сих пор очень популярны, люди читают их. Какими бы они не были, они питают наш интеллект, обогащают наш духовный мир.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Фридриха Ницше как одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Учение Ницше о сверхчеловеке, Заратустра - его предзнаменование. Сверхчеловек - идеал человека. Опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Философия Ницше как философия конфликта, агрессии, воинственности. Представление о вере, воле к власти, иллюзии, религиозных ценностях, христианстве и сверхчеловеке в работах философа. Периодизация творчества Ницше, концепции нигилизма в его теории.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни. Идеи Ницше в западноевропейской рационалистической классике. Старт развития философии жизни. Разработка идеи вечного возвращения. Развитие культуры как результат адаптации человека к условиям.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Жизнеописание немецкого мыслителя и создателя самобытного философского учения Фридриха Ницше. Характеристика творчества Ницше: ранние произведения, развитие философских идей, ложная идея прогресса и концепция сверхчеловека. Анализ нового мировоззрения.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Краткая биография Ф. Ницше. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни. Сущность спора между Ницше и Сократом. Отношение Ницше к социализму. "Три кита" философии Ницше: идея Сверхчеловека, Вечное Возвращение, Воля к власти, Удовольствие и Страдание.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Личность Фридриха Ницше, его краткая биография. Влияние Шопенгауэра на развитие мировоззрения философа. Волюнтаризм Ницше и его смысл. "Воля к власти"- как основной мотив общественной жизни. Сущность концепции сверхчеловека и его миссии на земле.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Краткое описание жизни Фридриха Ницше - одного из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Концепция сверхчеловека и критика христианства в произведении "Так говорил Заратустра". Анализ подходов Ницше к перерождению в сверхчеловека.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Смысловая интерпретация понятия ""иррационализм". Зарождение и развитие иррационалистической теории. Метафизический анализ воли Шопенгауэра. Его взгляды на человеческую мотивацию, проблемы свободы и нравственности человека. Философия жизни Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Описания годов учебы и работы в университете. Знакомство с Рихардом Вагнером и его влияние на Фридриха Ницше. Тяжелая болезнь и выздоровление. Лу Саломе - роковая женщина, оставившая след в жизни Ницше, Фрейда и Рильке. Изучение произведений философа.

В конце XIX - начале XX веков увлечение творчеством Ницше в России и Европе носило поистине “эпидемический” (Т. Циглер) характер. Однако в силу специфического российского социокультурного контекста философский портрет “русского Ницше” все же отличался от созданного в те же годы на Западе. В западноевропейской традиции философствования, начиная с Шопенгауэра, центр тяжести переместился из области абстрактно-систематической в практическо-этическую, на месте проблемы познания оказалась проблема жизни (воли к жизни, власти, действию), что поставило на первый план рассмотрение уже не идеального отвлечения “человек”, а действительного человека, который живет в определенную историческую эпоху. В России же, вступившей на путь модернизации, идеи Ницше воспринимались как призывы к свободе и творчеству, бросающие вызов патриархально-этатистским устоям. Отечественные мыслители увидели в Ницше вдохновенного проповедника новых религиозных первоначал, зовущего на борьбу за абсолютные ценности духа. В отличие от Запада, где главную роль в интерпретации творчества Ницше играли такие понятия как “воля к власти”, “нигилизм”, “переоценка ценностей”, в России первостепенное внимание было уделено ницшеанской идее сверхчеловека, получившей религиозно-метафизическую окраску. Русские читатели Ницше доверились пророчеству философа, обмолвившемуся о себе: “Да, я провозвестник молнии, я тяжелая капля из тучи: но молния эта - сверхчеловек. Учение о сверхчеловеке явилось центральным пунктом его творчества как для российских поклонников Ницше, так и для его противников.

Итак, обратимся к наиболее обсуждавшемуся в России начала века аспекту творчества Ницше. Начиная с 1899–1901 годов стремительно разрасталась полемика вокруг ницшевского понятия “Ubermensch”. Уже на заре нынешнего столетия появились первые опыты классификации интерпретаций образа “сверхчеловек”. В 1906 году в работе “"Сверхчеловек" Ницше” автор - С. Знаменский выделил две концепции сверхчеловека у Ницше (кстати сказать, наиболее часто рассматриваемые в отечественной научной литературе тех лет) - биологическую теорию “homo supersapiens”, исходящую из дарвиновского учения об эволюции; и культурно-историческую, по которой сверхчеловек - “homo sapiens perfectus” - совершеннейший человеческий тип. В дальнейшем к ним добавились другие прочтения ницшевской теории сверхчеловека: культурно-этическое (Н. Авксентьев, Н. Абрамович), религиозно-метафизическое (А. Белый, Н. Бердяев, Д. Мережковский), социально-аристократическое (Е. Тарле, Ф. Зелинский). Среди современных обобщающих исследований по данному вопросу наиболее плодотворной нам представляется классификация, предложенная М. Кореневой. В потоке всевозможных толкований она выделила три подхода к осмыслению сверхчеловека Ницше: “Сверхчеловек понимался как воплощение "биологического индивидуума", и в этом смысле Ницше представлялся прямым преемником идей Феогнида; антропологическая интерпретация: сверхчеловек отождествлялся с человекобогом, был знаком религиозного обновления личности; и метафизическое понимание идеи сверхчеловека, который трактовался как принцип, слово, художественный образ” .

Столь широкий разброс отечественных истолкований концепции сверхчеловека был обусловлен прежде всего различием миросозерцании самих критиков. Однако немаловажным объективным обстоятельством стало то, что в текстах Ницше отсутствовало систематическое представление о понятии “сверхчеловек”: “Слово "сверхчеловек" для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность "современным" людям, "добрым" людям, христианам и прочим нигилистам...” Такая “размытость” образа обусловливала противоречивость интерпретаций у самого Ницше. Е. Трубецкой назвал концепцию германского философа о сверхчеловеке “сводом всех внутренних противоречий учения Ницше вообще” . Действительно, Ницше, много писавший о сверхчеловеке, но никогда не выходивший за рамки поэтической символики и знаковой образности, не оставил “четкого” описания того, что реально представляет собой сверхчеловек:

“Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!” “Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?” “Человек - это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, - канат над пропастью”.
“Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека”. “Что такое обезьяна для человека? Посмешище или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек для сверхчеловека: посмешищем и жгучим стыдом”.
“Впрямь, грязный поток человек. Надо быть морем, чтобы суметь принять в себя грязный поток и не оказаться нечистым”. “Я учу вас о сверхчеловеке; он - это море, в нем может утонуть и ваше великое презрение” .

В пучине ницшевских условностей и символов российские интерпретаторы идеала сверхчеловека искали его истинный образ среди греческих героев, на страницах скандинавских саг и германских легенд. Однако преобладали в отечественной литературе два подхода к истолкованию сверхчеловека - главным образом, “филологический”, исходивший из этимологии и словесной формы термина Ubermensch; а также “археологический”, основанный на исторических сведениях об основателе религии зороастризма, герое иранской мифологии - Заратуштре (греч. - Зороастр, среднеиран. - Зардушт), ставшем прототипом ницшевского пророка Заратустры, главного героя сочинения “Так говорил Заратустра”, в уста которого Ницше вложил проповедь сверхчеловека. Заратустра представал провозвестником сверхчеловека, началом, не столько порождающим сверхчеловека, сколько помогающим его рождению в человеке. Заратустра был призван создать условия, в которых человек преодолевает себя и оказывается преодолен: “В Сверхчеловеке преодолевается человек, все, что было великим в человеке. О халкионическом начале, о легких ногах, о совмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типа Заратустры, никогда еще никто не мечтал как о существенном элементе величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего...”
Что же касается самого термина Ubermensch, то большинство отечественных исследователей полагало, что этот термин пришел в сочинения Ницше от Гёте: “Ницше - духовный сын Гёте, сын многострадальный, в сокровенных закоулках души которого отзывается скорбь целого века” . Или: “Термин Ubermensch Ницше заимствовал из "Фауста" Гёте, Гёте произнес это слово иронически и вскользь, Ницше же вложил в него самостоятельное содержание”

Существенно, что наряду с теми российскими критиками Ницше, которые познакомились с его трудами на языке оригинала (Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, Д. Мережковский и др.), были и те, кто читал произведения философа во французских и русских переводах (нередко и по смыслу, и эмоционально отклонявшихся от первоначального варианта). В связи с этим возникала проблема стандартизации терминологии. (Подобные сложности и смысловые искажения, связанные с переводом текстов Ницше на английский язык, описаны в работе известной американской исследовательницы творчества Ницше Б. Розенталь. Проблема выбора термина “superman” или “overman” для немецкого Ubermensch в англоязычной литературе так и осталась открытой: каждый автор вправе воспользоваться наиболее подходящим на его вкус переводом.)

Понятие “сверхчеловек” явилось для российских мыслителей “ключом” к “надлежащему” пониманию творчества Ницше. По настороженно-негативному или, напротив, восторженно-апологетическому отношению того или иного отечественного писателя к творчеству Ницше можно определить его духовную причастность к одному из “культурных” поколений в России на рубеже веков. Представителей классического русского идеализма конца XIX века и неоидеалистов, не говоря уже о деятелях “нового религиозного сознания”, разделяла духовная грань, обусловленная, в частности, различным отношением к ницшевской идее сверхчеловека. Поколение традиционного русского идеализма конца XIX века было едино в отвержении и резко негативной оценке концепции сверхчеловека, получившей благосклонное признание в работах российских интеллектуалов начала XX столетия. Можно сказать, что для отечественных исследователей в ней как в фокусе концентрировались и нравственные, и все прочие (религиозные, метафизические, гносеологические, эстетические и т. п.) проблемы философии Ницше.
В ортодоксально-религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением - “жаждой власти”, и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних: “сверхчеловек - отрицатель и противник как личной нравственности, заключающейся в укрощении влечений низшей природы, так и деятельности, основанной на любви и самоотвержении в интересах своих ближних” . Таким образом, в ряде сочинений грядущий Ubermensch Ницше превращался в “Niedermensch"a” (С. Левитский), который был приравнен к издревле явленному человеческому сознанию образу воплощенного зла: сатана по иудейским и христианским канонам, Ариман у персов, Шива в индуизме. В очерке, помещенном в журнале “Богословский вестник” за 1901 год и носящем примечательное название “Сверхчеловек Ницше и Человек Христа”, идеал немецкого философа был уподоблен духу зла, изображенному М. Лермонтовым в “Демоне”. Среди комплекса идей, как правило, относимых в девяностых годах XIX столетия к “дурным сторонам ницшеанства” (формулировка Вл. Соловьева): имморализм (следствие взгляда на добро и зло как относительные категории), презрение к слабому и больному человечеству, “языческий взгляд на красоту” и т. п., концепция сверхчеловека (обуреваемого волей к власти, крушащего и подчиняющего все на своем пути к совершенству) заняла ведущее место, снискав особое негодование критики.
Напротив, философами-идеалистами младшего поколения - деятелями русского религиозного ренессанса: символистами, модернистами, софиологами, интуитивистами и богоискателями сверхчеловек воспринимался, в основном, не как антропологический тип, а как нравственный идеал, выведенный из психологии творческого духа, как мистическая индивидуальность, символизирующая собой жизненную и творческую мощь - цель и суть человеческого созидания: “Сверхчеловек - благородное величие могучего творческого духа, в котором все высшие свойства человеческой природы получают полное развитие, это существо, готовое раздать всякому дары своего безмерно богатого духа. Ницше придал ему религиозную окраску, окутал мистическим светом”. Учение Ницше стало средством раскрепощения индивидуальности, помогавшим человеку познать самого себя в античном смысле этого слова, решить, кто он есть и каково его место в мире. Более того, идея сверхчеловека Ницше сыграла существенную роль в обращении повой формации русских идеалистов к религиозным основам культуры. Русские философы-неоидеалисты обратились к учению Ницше как миросозерцанию, основанному на “вере в абсолютные ценности духа и в необходимость борьбы за них” .
Ощущение нависшей угрозы гибели ценностей “старой” декартово-кантовой парадигмы культуры, знамением которой стало появление на рубеже XIX-XX веков нового идеала - сверхчеловека Ницше, разделяли многие знаменитые современники.
Первоначальное внимание Л. Толстого к творчеству Ницше было вызвано именно его реакцией на ницшеанскую идею сверхчеловека. Одно из первых упоминаний Толстым имени немецкого философа относится к 1898 году (см. статью “Что такое искусство?”). Рассматривая идеал сверхчеловека как “в сущности старый идеал Нерона, Стеньки Разина, Чингис-хана, Наполеона”, Толстой видел в нем характерную для своего времени и гневно осуждаемую им попытку замещения идеала нравственности идеалом красоты, тождественным для Толстого порицаемому им принципу наслаждения, в котором знаменитый писатель усматривал симптом приближающегося “краха той цивилизации, в которой мы живем, такого же, каково было падение египетской, вавилонской, греческой, римской цивилизаций”