Сочинение на тему Сатира в повести М. Булгакова "Собачье сердце" читать бесплатно

И принимаем вперемежку -

С надменностью встречая их -

То восхищенье, то насмешку

От современников своих.

Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков - художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах.

Сатирическая повесть “Собачье сердце”-глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,- заговорил он немного придушенным голосом,- в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! - говорил профессор”.

Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.

Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович.

Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет:

Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!

Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину.

Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Предзнамено­вание близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора. Комическое - обязательная принадлежность даже таких отнюдь не смешных произведений Булгакова, как пьеса «Бег» и роман «Мастер и Маргарита», которая дает возможность автору, позволившему читателю рассмеяться, заставить его заплакать на пике смеха. Комическое в...

Становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами. И для многих эта цель так и остается несбыточной. Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда “никто” вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы. Для того чтобы строить новое общество, ...

... . – М., 1974. 8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. 9. Гудков А. В. Коммен­тарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т.- М., 1990.- Т. 2.- С. 690). 10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996. 11. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. 12. Изучение...

Повесть. Её новаторство состоит в сложной философской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным в борьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях. Тема эксперимента в повести Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и...

…вам нужно молчать и
слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь
приемлемым членом …общества.
М. Булгаков. Собачье сердце.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность1920-ых годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.


Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написан-ной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь об-щество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в тради-циях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, эле-менты антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова «Со-бачье сердце». В основе сюжета лежит ироническая транс-формация библейской темы преображения, которая на стра-ницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преоб-раженским (фамилия героя становится говорящей) и докто-ром Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию че-ловеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные резуль-таты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, при-митивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатири-ческого изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «на-следственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчи-вая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пи-шут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имею-щего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персо-наж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: «Вот. Член жилищного товари-щества, и жилплощадь мне полагается определенно в квар-тире номер пять у ответственного съемщика Преображен-ского в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков поду-мал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Противопоставление представителей интеллигенции ту-пой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравствен-ность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председа-тель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунго-вая речь (с постоянными повторами) этого персонажа де-монстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швон-дер, — пришли к вам после общего собрания жильцов наше-го дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир до-ма». Несоответствие реальности с провозглашаемыми ло-зунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так да-лее. Крышка Калабухову!» Материал с сайта

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превра-щения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с тради-циями немецких романтиков, в произведениях которых со-единяются реальность и фантастика. Полученное простран-ство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богороди-цы), потоп в квартире и др.

Сатира позволяет писателю представить «шариковщину» как явление не только социального, но и морального плана, предупреждает о страшных последствиях научных и истори-ческих экспериментах по «улучшению» человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • черты сатиры в повести булгакова собачье сердце
  • смешон или страшен шариков в повести собачье сердце
  • реферат сатира в повести булгакова собачье сердце
  • сатира собачье сердце
  • в чем сатира на власть в собачье сердце булгакоыа

Сатира в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей.

Н. А. Бердяев

Повесть «Собачье сердце» (1925) стала одним из самых значительных произведений М.А. Булгакова. Она никогда не печаталась при жизни писателя. Долгие годы ее читали в рукописных списках, и лишь в 1987 году повесть опубликовали. Почему же это произведение было воспринято как резко сатирическое, охарактеризовано Каменевым как «острый памфлет на современность» и запрещено? М. Горький до Октября писал о том, что революционер относится к людям, как бездарный ученый к собакам и лягушкам, предназначенным к жестоким научным опытам. После Октября Горький скажет, что был произведен жесточайший научный опыт над живым телом России. А вот что писал сам академик Павлов: «Если то, что делают большевики в России, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку».

«Собачье сердце» синтетично и сложно по жанру. Оно объединяет в себе антиутопию, фантастику и сатирический памфлет. Отправной точкой развития сюжета служит научный эксперимент. Профессор Преображенский (само имя его говорящее) накануне Рождества (что также очень важно) делает сложную и необычную операцию по превращению собаки в человека. Хотя во время написания повести немало спорили о евгенике (науке об улучшении природы человека), а в медицине велись опыты по омоложению человека и победе над смертью, тем не менее для М. Булгакова научный эксперимент стал лишь основой для размышления о том, что же в сущности произошло в стране, над которой тоже ставится небывалый эксперимент - строительство социализма. Писатель с большим недоверием смотрит как на попытки создания нового общества, так и на «свободного человека», рожденного революцией.

Профессор Преображенский пытается сделать человека из собаки, пересадив ему мозг пьяницы и хулигана Клима Чугункина, убитого ножом в сердце. И что же? Шарик, став Шариковым, чем дальше, тем больше напоминает своего донора. Сделать человека из него не удается. Милый и добродушный пес Шарик наследует худшие черты люмпен-пролетария Чугункина. Новоиспеченный строитель социализма Полиграф Полиграфович Шариков (выбранное им имя указывает на «пролетарское» происхождение) отталкивает уже своим внешним видом. Это маленькое узколобое щетинистое существо мужского пола, унаследовавшее все худшие черты человека и звериную сущность собаки - собачье сердце. Шариков отличается такой же грубостью, хамством и агрессивностью, как и его донор. Но к этим качествам, возведенным в степень, прибавились еще лживость и подлость, воспитанные в нем неким товарищем Швондером, председателем домкома. Шариков начисто лишен какой-либо культуры. Нет у него и совести. Он ни к кому не испытывает благодарности и даже готов доносами погубить своего создателя.

С появлением Шарикова вся жизнь в доме профессора пошла кувырком. Бывший пес плюется и бросает окурки, преследует служанку Зину. Но при этом он жалуется, что ему не дают жить, его притесняют, у него нет своего угла. Шариков твердо уверен, что он-то имеет все законные права потеснить профессора в его квартире и жить там в свое удовольствие, пользуясь теми благами, которые заработал своим трудом профессор Преображенский. Все попытки профессора и его ассистента доктора Борменталя как-то облагородить дикое существо не приносят успеха, зато уроки Швондера дают свои плоды. Шариков быстро становится своим в новом обществе.

У профессора и Борменталя не остается другого выхода, как прекратить этот эксперимент и сделать все возможное для исправления последствий той фундаментальной ошибки, которая была допущена, так как оба ученых увлеклись научной стороной дела и не предвидели последствий.

И дело здесь не в одном человеке - жертве эксперимента. Мы видим, что Шариков очень удачно вписывается в социалистическую действительность, с которой, например, не сочетается ни профессор Преображенский, ни его ближайший помощник Борменталь. А Шариков быстро становится своим для Швондера, потому что Швондер - это тот же Шариков, только еще более уверенный в своих правах решать судьбы людей. Таким образом, своей повестью Булгаков покушается на один из лозунгов революции: «Кто был ничем, тот станет всем».

«Собачье сердце» было написано на материале советской действительности двадцатых годов XX века. И приметы времени легко угадываются в этом произведении. «Разруха не в клозетах, а в головах», «пропал Калабуховский дом» - вот та оценка, которую дает Преображенский, а вслед за ним и Булгаков, тому, что происходит в России.

Уже в самом начале повести глазами бездомной собаки по кличке Шарик мы видим жизнь Москвы того времени: следы разрушения старого мира, бытовая неустроенность. Здесь же возникает перекличка с образами из поэмы А. Блока «Двенадцать». Это и мотив вьюги, ветра, валящих с ног. Да и сам голодный Шарик, бродящий по улицам в поисках пропитания, напоминает голодного пса из поэмы А. Блока.

Новый социально-бытовой порядок изображен в повести в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует такие приемы, как гротеск (поведение Шарикова, образы членов домкома) или комическую буффонаду (например, сцена ловли Шариковым кота). Писателю удалось совместить в повести фантастику и невероятное правдоподобие. Нереальная история Шарикова воспринимается как вполне возможная.

Но важен здесь и не только внешний показ разрухи и голода. Сатира в повести еще и в другом. Булгаков открыл и резко сатирически изобразил «феномен Шарикова» - массовую низовую фигуру строителя нового общества. Без шариковых и ему подобных в России были бы невозможны раскулачивания крестьян или массовые сталинские репрессии. Ведь все эти репрессивные меры по удержанию и сохранению власти требовали огромного аппарата, состоящего из шариковых - бездумных людей с собачьим сердцем. Именно поэтому произведение пришлось не по нутру советской власти.

Более того, повесть Булгакова, хотя и была написана как сатира на социалистическую действительность, не утратила своего значения. Она весьма актуальна и сейчас. Мы являемся свидетелями многих споров о клонировании людей. А можно ли вмешиваться в природу человека таким бесповоротным и резким образом? К чему приведет производство полулюдей-полуроботов? Ученый всегда ответственен за свой эксперимент - таков вывод Булгакова.

Поэтому с некоторым сатирическим оттенком писатель изображает и профессора Преображенского. С одной стороны, это человек, безусловно, симпатичный автору. Именно он высказывает мысль о том, что недоразвитое умственное и нравственное чувство тех, кто был ничем, а станет всем, является причиной разрухи. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?». С другой стороны, Булгаков осуждает позицию невмешательства, которую занимает профессор. «Не читайте советских газет», - советует Преображенский Борменталю.

Булгаков воспринимает и показывает читателю повести эксперимент строительства социализма как весьма опасный, а итоги его как ужасные и разрушительные. Люди потеряли те вечные ценности, на которых они воспитывались в течение веков. В стране нет порядка, утрачены духовность и нравственность. Люди, поднятые революцией со дна жизни, несут в себе примитивность, убожество и псевдокультуру.

При укреплении большевистского режима в России начала XX века появился «новый человек», который получил имя «гомо советикус». Русские писатели в своих произведениях начали исследовать данный феномен «нового человека». Михаил Булгаков также не мог пройти мимо этого явления и сразу же создал серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его произведения «Роковые яйца», Дьяволиада» и «Собачье сердце».

7 марта 1925 года автор читал первую часть «Собачьего сердца» на литературном собрании «Никитинских субботников». Один из слушателей, М. Я. Шнейдер, сказал тогда: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к произошедшему» (т.е. к Октябрьскому перевороту 1917 г.). На этом же чтении присутствовал агент ОГПУ, который в своих донесениях оценил повесть совсем иначе: «Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это - Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книга света не увидит… А то, что она не будет напечатана (если «не будет»), это-то и будет роскошным им, этим писателям, уроком на будущее время, уроком, как не нужно писать для того, чтобы пропустила цензура, т.е. как опубликовать свои убеждения и пропаганду, но так, чтобы это увидело свет». Однако люди, искушённые в литературе, повесть хвалили. Например, писатель В. Вересаев писал поэту М. Волошину: «Очень мне приятно было прочесть Ваш отзыв о М. Булгакове…юмористические его вещи - перлы, обещающие из него художника первого ранга. Но цензура режет его беспощадно…» . В самом деле, в это время начиналось ужесточение цензуры. И, конечно, здесь сыграла роль и реакция критики на предыдущую булгаковскую повесть «Роковые яйца», которая рассматривалась как антисоветский памфлет.

Повесть «Собачье сердце» вышла в свет только в 1987 году, но зато она избежала участи своих сатирических предшественников - не была высмеяна и растоптана критиками «от советской литературы».

Фабульно «Собачье сердце», как и «Роковые яйца», восходит к произведениям английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, на этот раз - к роману «Остров доктора Моро» (1896), где профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом острове занимается созданием хирургическим путём необычных «гибридов» людей и животных.

Повесть «Собачье сердце» является неким продолжением повести «Роковые яйца», которая служит гипотезой о возможности реализации в России социалистической идеи при существующем уровне культуры и просвещения. В «Собачьем сердце» уже «проводится эксперимент»: пародируются попытки большевиков сотворить нового человека - строителя коммунистического общества.

Повесть «Собачье сердце» - это политическая сатира. Некоторые её персонажи являются пародиями на каких-либо людей. Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени; в частности, в образе пожилого развратника, пациента Преображенского, угадывается полпред Х. Г. Раковский. В этой же редакции более крамольно читалось и заявление профессора Преображенского о том, что калоши из прихожей «исчезли в апреле 1917 г.», - намёк на возвращение в Россию В. И. Ленина и его «Апрельские тезисы», как первопричину всех бед, случившихся в России. В следующей редакции цензура заменила апрель на март и источником всех бедствий как бы стала Февральская революция, хотя к завоеваниям этой революции Булгаков относился положительно: в пьесе «Сыновья Муллы» она показана как благо.

Одна из главных сатирических фигур в повести - председатель домкома Швондер - имеет аналоги во многих произведениях Булгакова: это Портупея в «Зойкиной квартире», Бунша в «Блаженстве» и «Иване Васильевиче», Босой в «Мастере и Маргарите».

Прототипом профессора Преображенского, равно как и профессора Персикова в «Роковых яйцах», послужил дядя Булгакова, врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский.

Стоит отметить, что сатира и юмор Михаила Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со «страстной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на всё. Эти сцены рисуются через восприятие пса: «Ну вас к чёрту», - мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистком духе»; сам процесс воспитания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту - умный и ласковый пёс становится грубым, невоспитанным хамом, в котором всё отчётливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Его поступки становятся всё более возмутительными: то он пугает даму на лестнице, то как сумасшедший кидается за кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог - юмористическая сцена (в эпилоге повести) с уголовной милицией, пришедшей по доносу Швондера искать Шарикова. Профессор Преображенский предъявляет пса как доказательство своей невиновности и трагикомично поясняет: «То есть он говорил… Это ещё не значит быть человеком…».

В «Собачьем сердце» прослеживаются некоторые ведущие темы творчества Булгакова. Во-первых, это тема Дома как средоточия человеческой жизни - квартира профессора, в которой он живёт и творит. Например, обжитому, тёплому дому Турбиных (пьеса «Дни Турбиных») писатель противопоставляет Зойкину квартиру («Зойкина квартира»), где идёт яростная борьба за квадратные метры. Во-вторых, в «Собачьем сердце» угадывается излюбленная Булгаковым тема «нечистой силы»: «Какой-то нечистый дух вселился в Полиграфа Полиграфовича… Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер». Шиш - это стоящие дыбом волосы на голове чёрта; такие же волосы и у Шарикова: «жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле». Вооружённый револьвером Полиграф Полиграфович - это своеобразная пародия на Ленина, Троцкого и других большевиков, которые военной силой обеспечили торжество своего учения в России.

Свет и тьма соседствуют у Булгакова в описании улиц и квартиры профессора: чёрный вечер, белая вьюга, «чёрная с золотыми буквами карточка» , шуба на черно-бурой лисе и белый фартучек, черный костюм с золотой цепью и белый врачебный халат, темная комната, мгновенно превращающаяся «в ослепительный день».

Профессор со священнической фамилией Преображенский делает операцию над Шариком 23 декабря во второй половине дня, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7 января, поскольку последнее упоминание о его собачьем облике в дневнике наблюдений, который ведёт профессор Борменталь, датировано 6 января. Следовательно, новый человек Шариков появляется на свет в православное Рождество Христово. Но Полиграф Полиграфович - воплощение не Христа, а дьявола, взявший себе имя в честь вымышленного «святого» в новых советских «святцах», предписывающих праздновать День полиграфиста. По этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова - романа «Мастер и Маргарита».

Знаменитый монолог Преображенского о разрухе: «Это - мираж, дым, фикция!.. Что такое это ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах», - имеет один вполне конкретный источник. В начале 20-х годов в Мастерской коммунистической драматургии была поставлена пьеса В. Язвицкого «Кто виноват?» («Разруха»), где главным действующим лицом была скрюченная старуха по имени Разруха, мешающая жить семье пролетария.

Единственным лекарством против разрухи Преображенский (и с ним Булгаков) признаёт обеспечение порядка - «поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан» , когда каждый занимается своим делом: «Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!..» .

Любителей хорового пения в рабочее время Булгаков наказал в романе «Мастер и Маргарита», где служащих Зрелищной комиссии заставляет безостановочно петь Коровьев-Фагот. Милиционер как символ порядка возникает в фельетоне «Столица в блокноте». Миф разрухи Булгаков соотносит с мифом Петлюры в «Белой гвардии», где бухгалтер становится «головным атаманом» эфемерного, по мнению писателя, Украинского государства. Монолог Алексея Турбина напоминает монолог Преображенского и вызывает сходную с ним реакцию: брат Алексея замечает, что он «незаменимый на митинге человек, оратор» , Шарик же думает о Филиппе Филипповиче: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать…» .

Для многих произведений Булгакова характерна точная временная приуроченность, например, для повести «Роковые яйца», пьесы «Блаженство», романа «Мастер и Маргарита». В «Собачьем сердце» есть конкретные приметы времени действия - с декабря 1924 года по март 1925 года. В эпилоге повести говорится о мартовском тумане, от которого страдал головными болями Шарик, а программа московских цирков, которую изучает профессор Преображенский («У Соломоновского…четыре каких-то…Юссемс и человек мёртвой точки…У Никитина…слоны и предел человеческий ловкости»), точно соответствует реальным обстоятельствам начала 1925 года. Именно тогда в Первом Госцирке на бульваре А. Саламонского и Втором Госцирке на бульваре Никитина гастролировали воздушние гимнасты «Четыре Юссемс» и эквилибрист Этон, номер которого назывался «Человек на мёртвой точке».

М. А. Булгаков стал одним из основоположников новой сатиры: он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые не изжиты до сих пор. «Собачье сердце» - его последняя сатирическая, но новаторская повесть. Её новаторство состоит в сложной философской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным в борьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях.