Симеон чудотворец. Святой праведный симеон верхотурский, всея сибири чудотворец

Симеон († 1642) был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Он ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. При этом он сознательно что-нибудь не дошивал – или рукава, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал.

Но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья (Пермский край). Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей.

Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.

Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила. 12 сентября 1704 года, по благословлению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.

Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Особенность в явлениях святого та, что с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но од­но чу­до пра­вед­но­го Си­мео­на, ко­то­рый быст­ро на­ка­зы­ва­ет лю­дей, неду­гу­ю­щих неве­ри­ем, но быст­ро и по­мо­га­ет им, ес­ли они рас­ка­я­лись и от все­го серд­ца об­ра­ти­лись с мо­лит­вой к хо­да­тай­ству его. Од­на жен­щи­на, Ксе­ния Фе­о­до­ро­ва, – это бы­ло в на­ча­ле XIX сто­ле­тия в Вер­хо­ту­рье, – взо­шла в Ни­ко­ла­ев­ский храм, где по­чи­ва­ли мо­щи пра­вед­ни­ка, но сде­ла­ла сие не по ис­крен­не­му рас­по­ло­же­нию серд­ца, а ско­рее из лю­бо­пыт­ства. В то вре­мя в хра­ме бы­ла од­на знат­ная жен­щи­на, по прось­бе ко­то­рой бы­ли со­вер­шен­но от­кры­ты свя­тые мо­щи пра­вед­но­го Си­мео­на. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го все­гда ста­ра­ет­ся уло­вить в свои ко­вар­ные се­ти сла­бых и ко­леб­лю­щих­ся; сей древ­ний за­вист­ник лю­дей вло­жил Ксе­нии в серд­це со­мне­ние. При ви­де об­на­жен­ных мо­щей она не толь­ко не воз­да­ла до­стой­но­го по­кло­не­ния им, но да­же возг­ну­ша­лась ими и небреж­но уда­ли­лась из хра­ма. Не успе­ла она прой­ти и од­ной вер­сты от го­ро­да (она хо­те­ла воз­вра­тить­ся на ме­сто сво­е­го жи­тель­ства), как вдруг под­нял­ся страш­ный вихрь.

Ве­тер под­нял гро­мад­ный столб пы­ли и мел­ко­го пес­ка, и вся эта пыль об­ру­ши­лась на Ксе­нию и со­вер­шен­но за­со­ри­ла ей гла­за. От пес­ка она не мог­ла ви­деть све­та, ста­ла про­ти­рать гла­за – но все бы­ло тщет­но. Она бы­ло за­кри­ча­ла спут­ни­цам, но те за сви­стом вет­ра не слы­ша­ли ее. То­гда она по­ня­ла, что Гос­подь по­ка­рал ее за со­мне­ние. Она ста­ла при­зы­вать имя пра­вед­но­го Си­мео­на, и он тот­час же по­мог ей: к ней по­до­шла од­на спут­ни­ца. Ксе­ния по­про­си­ла ее, чтобы она про­во­ди­ла ее к мо­щам угод­ни­ка Бо­жия Си­мео­на. До­ро­гой она все вре­мя мо­ли­лась и про­си­ла, чтобы Гос­подь про­стил ей пре­гре­ше­ние.

При­дя в храм с твер­дой на­деж­дой на об­лег­че­ние, Ксе­ния не об­ма­ну­лась в сво­ем ожи­да­нии. Лишь толь­ко при­ло­жи­лась она к свя­тым мо­щам, тот­час про­зре­ла. Пра­вед­ный Си­ме­он из­ба­вил ее от неду­га и вме­сте с тем от ее ги­бель­но­го со­мне­ния. Так мно­го зна­чит «мо­лит­ва пра­вед­на­го пос­пе­ше­ству­е­ма» (Иак.5 :16).

По­сле быв­ше­го еще раз в 1825 г. осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на по­сле­до­ва­ли еще но­вые чу­де­са, из ко­то­рых при­ме­ча­тель­но од­но, про­ис­шед­шее в 1828 г. Осе­нью се­го го­да в ок­тяб­ре од­но­му из ра­бо­тав­ших на Кы­нов­ском за­во­де Ага­пию Ра­че­ву нуж­но бы­ло схо­дить в дом, на­хо­див­ший­ся за за­вод­ским пру­дом. В это вре­мя по слу­чаю силь­ных до­ждей бы­ли от­кры­ты на пло­тине шлю­зы, а для пе­ше­хо­дов бы­ло пе­ре­ки­ну­то несколь­ко до­сок. Ра­чев бла­го­по­луч­но пе­ре­пра­вил­ся. Но в до­ме он про­си­дел до ве­че­ра, так что ему при­шлось воз­вра­щать­ся в су­мер­ки. Дой­дя до пло­ти­ны, он на­чал вы­би­рать ме­сто для пе­ре­хо­да. Вве­ден­ный в за­блуж­де­ние силь­ным шу­мом и оглу­ши­тель­ным гу­лом па­дав­шей вниз во­ды он уда­лил­ся от то­го ме­ста, где был пе­ре­ход, и, ду­мая ско­рее прой­ти пло­ти­ну, уско­рил шаг и вдруг упал в од­но из са­мых опас­ных мест пе­ред пло­ти­ной, где бы­ло бо­лее трех са­женей глу­би­ны.

Из­вест­но, что при от­кры­тых шлю­зах во­да со страш­ной си­лой на­пи­ра­ет на про­хо­ды. Око­ло од­но­го та­ко­го про­хо­да и упал в во­ду Ра­чев. Опас­ность бы­ла ве­ли­ка; ка­за­лось, ни­что уже бо­лее не мог­ло спа­сти упав­ше­го. Неудер­жи­мым на­по­ром во­ды его уно­си­ло в про­ход – ему пред­сто­я­ла вер­ная ги­бель. На­хо­дясь в та­ком от­ча­ян­ном по­ло­же­нии, Ага­пий стал при­зы­вать на по­мощь свт. Ни­ко­лая и пра­вед­но­го Си­мео­на, и мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на. Вне­зап­но, сам не зная ка­ким об­ра­зом, он по­чув­ство­вал, что в ру­ках у него очу­ти­лась од­на из ба­лок, ко­то­рые под­дер­жи­ва­ли мост. Обод­рен­ный, он гром­ко стал звать на по­мощь, но ни­кто не яв­­лял­ся.

Дол­го он кри­чал, на­ко­нец стал из­не­мо­гать си­ла­ми. Бал­ка, за ко­то­рую он дер­жал­ся, бы­ла тол­ста, к то­му же она осклиз­ла. От хо­лод­ной во­ды ру­ки его ста­ли ко­че­неть. Еще несколь­ко ми­нут – и он дол­жен был вы­пу­стить бал­ку и по­гру­зить­ся в во­ду. То­гда он опять стал внут­ренне мо­лить­ся и дал обе­ща­ние схо­дить в Вер­хо­ту­рье на по­кло­не­ние свя­тым мо­щам пра­вед­но­го Си­мео­на. Угод­ник Бо­жий, за­ступ­ник на­хо­дя­щих­ся в бе­дах и скор­бях, по­мощ­ник всех при­зы­ва­ю­щих его, немед­лен­но ока­зал Ага­пию свою чуд­ную по­мощь. Вдруг при­бе­жал на­род, и вы­та­щи­ли уто­па­ю­ще­го. Ве­ли­ко бы­ло удив­ле­ние всех, ко­гда Ага­пий рас­ска­зал, как он спас­ся от вер­ной смер­ти по­кро­ви­тель­ством пра­вед­но­го Си­мео­на.

Спу­стя шесть лет, имен­но в 1834 го­ду, сей слав­ный угод­ник Бо­жий див­ным об­ра­зом ис­це­лил от тяж­кой бо­лез­ни сы­на то­го же Ага­пия – Мат­фея Ра­че­ва. Явив­шись бо­ля­ще­му во вре­мя за­бы­тья, пра­вед­ный Си­ме­он на­пом­нил Мат­фею, что у него есть неис­пол­нен­ное еще обе­ща­ние – схо­дить на по­кло­не­ние в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, по­сле че­го бо­ля­щий вско­ре по­пра­вил­ся и ис­пол­нил свое обе­ща­ние.

Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям.

Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, а также и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от всяких невзгод и даже смерти.

Всем при­зы­ва­ю­щим его с ве­рою по­да­ет­ся за­ступ­ле­ние, от ог­ня спа­се­ние, бо­ля­щим – ис­це­ле­ние, глу­хим – слух, немым – раз­ре­ше­ние уст, пле­нен­ным – осво­бож­де­ние. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это было одно из первых чудес от его мощей). И до­ныне про­дол­жа­ют исте­кать раз­лич­ные чу­де­са от мо­щей се­го слав­но­го угод­ни­ка Бо­жия по бла­го­да­ти Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ему­ же сла­ва, хва­ла и бла­го­да­ре­ние во ве­ки. Аминь.

Тропарь на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о, Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием:/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому

глас 4

Мирска́го мяте́жа бе́гая,/ все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не. Те́мже по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам,/ боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак на перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского

глас 4

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2-й

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследши, возлюбив незлобие и чистоту души и тела. Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче. Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего.

И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память святому праведному Симеону Верхотурскому празднуется также 18/31 декабря, в день прославления (1694 г.).

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, пре-зрев все мирские почести и земное богатство, удалился из Рос-сии за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал се-литься в самом горо-де Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громад-ные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скали-стые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он вне-запно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздер-жания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей ис-текают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на зем-ле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул:«Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благо-говением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с но-вой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге

Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей),12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и10/23 июня (Собор Сибирских святых).


Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая - 18 декабря).

Среди угодников Божьих, подвигами благочестия стяжавших нетленные венцы славы, достойное место занимает и святой праведный Симеон Верхотурский, икону которого можно увидеть в большинстве православных храмов России. Уже почти четыре столетия ходатайствует он у Престола Всевышнего о тех, кто возносит ему свои молитвы. Какие же благие деяния привели его в Лоно Отца Небесного?

Юность будущего святого

Хотя всенародно почитаемая икона святого Симеона Верхотурского была написана в XIX веке, сам он сподобился пройти жизненный путь двумя столетиями ранее. Об этом, как и обо всех прочих связанных с ним обстоятельствах, известно из документа, составленного через полвека после его блаженной кончины митрополитом Тобольским и Сибирским Игнатием. Связав воедино все имевшиеся свидетельства о жизни праведника, митрополит Игнатий составил житие, являющееся по сей день основным источником информации об этом великом подвижнике.

С его страниц мы узнаем, что святой праведный Симеон Верхотурский (фото иконы представлено в статье) родился на рубеже XVI и XVII вв. в уральском городе Верхотурске. Имена его родителей до нас не дошли, но доподлинно известно, что они были дворянами и отличались необычайной набожностью, которую сумели с малых лет привить своему сыну. Как и подобает ребенку из благочестивой православной семьи, отрок Симеон получил воспитание, в основу которого были положены евангельские заповеди о служении Богу, смирении и любви к ближним.

Божий странник

Вскоре после того как Господь призвал родителей Симеона в Царство Небесное, молодой человек, исполняя одну из главных евангельских заповедей, раздал доставшееся ему в наследство имущество нищим, а сам отправился странствовать по уральской земле, созерцая и прославляя мир, в котором он видел творение Рук Божьих. Свой путь он начал в родном городе Верхотурске, но по дороге неоднократно останавливался в селе Меркушино.

Жители села неизменно встречали его с радостью и оказывали столь радушное гостеприимство, что со временем странник Божий избрал его местом своего постоянного пребывания. Именно это дало основание некоторым историкам церкви именовать его Симеоном Меркушинским.

Преемник святых апостолов

На многих иконах Симеон Верхотурский изображен занятым рыбным промыслом, и это отнюдь не случайно. Дело в том, что, имея возможность получать пропитание от щедрот боголюбивых селян, в представлении которых он был существом не от мира сего, а следовательно, нуждающимся в посторонней помощи, молодой человек тем не менее прилагал все силы для того, чтобы кормиться трудами рук своих.

В летнюю пору он питался тем, что удавалось собрать в лесах и полях, но основой его скудного рациона была рыба, которую он ловил в окрестных реках и озерах, что и было запечатлено на многочисленных иконах. Симеон Верхотурский признавался, что это занятие привносило покой и благодать в его душу, поскольку из Евангелия он знал, что рыбаками были многие апостолы - ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа, ради служения Которому они отказались от всех земных благ и обрекли себя на добровольную нищету.

Борец с собственной гордыней

Зимой же средства к пропитанию будущий святой зарабатывал шитьем шуб, которые заказывали ему местные жители. В связи с этим сохранилось весьма любопытное воспоминание одного из селян, включенное митрополитом Игнатием в составленное им житие святого. Свидетель тех давних событий поведал, что святой праведный Симеон, желая укрепиться в нестяжании и развить в себе презрение к суетной людской похвале, нередко отдавал заказчику готовую шубу с некоторыми мелкими недоделками, отказавшись при этом от положенной за работу платы.

Тем самым он избегал заслуженной похвалы, которую считал проявлением дьявольского искушения, порождающего в душе человека самомнение, и приучал себя к безвозмездному служению людям. Неспроста многие богословы и служители церкви на вопрос о том, в чем помогает икона Симеона Верхотурского, среди прочего не забывают упомянуть о борьбе с гордыней - грехом, гнездящимся в душе большинства из нас. Одолеть это зло без помощи Вышних Сил людям не под силу, и поэтому ходатайство о них святого угодника перед Престолом Божьим чрезвычайно ценно.

Дворянин в образе нищего

Будучи выходцем из старинного дворянского рода, о чем упоминалось выше, святой подвижник тщательно скрывал этот факт ото всех, кто встречался ему на жизненном пути. Причиной тому было все то же стремление всеми силами победить в себе гордыню и очистить ниву своей души от плевел, которые насадил в нее враг рода человеческого. В результате он сумел опроститься до такой степени, что ни у кого не возникало сомнений в том, что перед ним всего лишь нищий странник, исполненный Страха Божьего и хранимый Небесными Силами за свою праведность. В описании иконы Симеона Верхотурского, впервые созданной в середине XIX века, указывается на то, что святой изображен в простой мужицкой одежде и лаптях. Этой деталью, несомненно, подчеркивается его презрение к земному богатству и славе.

Обращение язычников в православную веру

Открыв для себя свет Христовой истины, угодник Божий старался всеми силами донести его до сознания окружавших его людей. В те давние времена это было непростым делом, особенно в условиях Урала, где среди непроходимых дремучих лесов селились коренные жители края - вогулы, в XVII веке остававшиеся такими же язычниками, как и их далекие предки. Именно к ним с горячими проповедями Евангелия и отправлялся праведный Симеон.

По свидетельству современников, труды праведника не пропали даром, и многие из тех, к кому были направлены его слова, порвав с многобожием, предали свои сердца истинной вере. Общепризнано, что значение иконы Симеона Верхотурского заключается прежде всего в том, что на ней изображен подвижник, посвятивший свою жизнь апостольскому служению − обращению к Христу иноверцев. Поэтому и возносимые ему молитвы об укреплении веры всегда бывают услышаны и, как семя, попавшее в добрую почву, дают обильные всходы.

Аскетические подвиги святого Симеона

К праведной и благочестивой жизни, неотделимой от христианской веры, угодник Божий призывал окружавших его людей не только словами проповеди, но и личным примером. Как вспоминали потом жители села Меркушино, изнуряя свою плоть многодневными постами, он был неутомим в молитвах. Недаром на многих иконах Симеон Верхотурский изображен держащим в руках свиток, на котором начертан текст религиозного содержания.

Достоин внимания тот факт, что святой подвижник творил их, стоя коленопреклоненно на голом камне, возвышавшемся на берегу реки. В зной и холод, в дожди и морозы долгими часами он вел бесконечный разговор с Богом, перед Которым открывал свою душу и просил ниспослания сил для преодоления телесной немощи. Этот аскетический подвиг Симеона Верхотурского стал прообразом того, как двести лет спустя, также на голом камне, в течение тысячи дней и ночей возносил свои молитвы святой преподобный Серафим Саровский. Эти подвижники христианства были отделены друг от друга двумя столетиями, но неразрывно связаны единством веры, и потому в православных храмах икону Симеона Верхотурского часто можно увидеть рядом с образом преподобного Серафима Саровского.

Блаженная кончина святого

Тяжкие аскетические подвиги изнурили плоть праведника и сократили число его земных дней. Не достигнув еще преклонных лет, он занемог и, почувствовав предел своего земного пути, молил Бога ниспослать ему кончину праведную, безболезненную и непостыдную, как о том просят все православные люди. Отошел он ко Господу в 1642 году там же, в селе Меркушино, оплаканный его жителями как родной и близкий им человек. Если дата рождения праведного Симеона осталась сокрыта от нас временем, то год смерти известен абсолютно точно, поскольку о нем свидетельствовали в своих воспоминаниях многие его современники.

К сожалению, память человеческая бывает коротка, и после похорон праведного Симеона односельчане о нем очень скоро забыли. Несмотря на то что во дни земной жизни он снискал всеобщую любовь своей поистине сияющей добротой и всеобщее восхищение аскетическими подвигами, не прошло и десятка лет, как его могила, устроенная за деревенской церковью, заросла травой, и никто уже не мог вспомнить, где в точности она находилась. Однако Господу было угодно воскресить в памяти людей образ Своего верного слуги.

Чудо, явленное на церковном погосте

Способствовало этому обретение его честных мощей, произошедшее ровно через пятьдесят лет после погребения и сопровождавшееся совершенно невероятными событиями, истинность которых не подлежит сомнению, поскольку засвидетельствована собственноручной записью митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия.

В документе, составленном почтенным архипастырем, говорится о том, что в августе 1692 года жители села Меркушино обнаружили на церковном погосте старый развалившийся от времени гроб, необъяснимым образом выступивший из земли. Но более всего селян поразило то, что в щели между досками отчетливо просматривались совершенно нетронутые тлением останки похороненного когда-то человека. Кому именно они принадлежали, установить тогда не удалось, поскольку никакого надгробия или могильного креста с надписью не было.

Прославление святого праведника

Лишь после того, как в село прибыла епархиальная комиссия, возглавляемая лично митрополитом Игнатием, и было произведено тщательное дознание, удалось установить, что нетленные мощи принадлежат скончавшемуся здесь полвека назад страннику и проповеднику Христова учения Симеону. К этому времени обнаружилось, что через них происходят чудеса исцелений. Например, если приложить землю с могилы к пораженному недугом месту, то боль стихает и болезнь проходит сама собой. Вот почему рассказывая о том, в чем помогает икона Симеон Верхотурский, обязательно упоминают ее способность исцелять как телесные, так и душевные недуги.

Тогда же по указанию митрополита Игнатия обретенные столь чудесным образом мощи были торжественно перенесены во храм, а спустя некоторое время была совершена канонизация святого праведного Симеона Верхотурского. Почтенный владыка собрал все имевшиеся о нем сведения и на основании оных составил житие, дошедшее до нашего времени без каких-либо изменений.

В начале XIX века мощи святого были перенесены из села Меркушино, где они пребывали в алтаре кладбищенской церкви, в город Верхотурье и помещены в главный храм местного Николаевского монастыря. Из истории обители известно, что через некоторое время в ней разразился страшный пожар, полностью уничтоживший множество построек, но чудесным образом пощадивший раку с мощами Симеона Верхотурского и икону с житием, находившиеся возле нее. Об этом событии сохранилась запись в епархиальном архиве.

Молитва перед святыми иконами

Написанная в 19 веке икона Симеона Верхотурского, находившаяся в главном храме Николаевского монастыря и чудом сохранившаяся во время пожара, послужила оригиналом для множества списков, выполненных в более поздний период. Так как почитание святого приняло со временем поистине всенародный характер, возникла необходимость в тиражировании его образа. В наши дни он представлен в большинстве православных храмов.

О том, как молиться иконе Симеона Верхотурского, едва ли следует заводить отдельный разговор. Стоя перед ней, необходимо помнить лишь одно: к кому бы ни была обращена молитва, свою благодатную силу она обретет лишь при условии глубокой веры в безграничную Божию любовь к детям Своим. Икона - это не что иное, как доска с нанесенным на ней образом святого, и ее назначение состоит в том, чтобы помочь молящемуся ощутить свое духовное единение с тем угодником Божьим, к которому он обращается. Однако следует знать, что исполнение просимого зависит только от воли всесильного Бога, перед которым святые ходатайствуют о нас.

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, пре­зрев все мирские почести и земное богатство, удалился из Рос­сии за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал се­литься в самом горо­де Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громад­ные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скали­стые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он вне­запно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздер­жания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей ис­текают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на зем­ле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благо­говением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с но­вой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге

Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).


Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.