Штукатурка Графито: фото и примеры. Штукатурка Графито: главные преимущества Графитовая штукатурка

Последнего поколения, с помощью которого можно воссоздавать эффект кладки стен или даже своеобразные рисунки. Эта штукатурка прекрасно совместима с любыми материалами, такими как: бетон, стекло, керамогранит, доска, пенобетон, ДСП, гипсокартон и многими другими. Она помогает оформлять не только стены, но и камины, фасады, дорожки и полы. Применяется такой материал не только при внутренней отделке, но и при наружной, например отделка фасадов, бетонных стен и заборов, а также отделка любых грубых текстур. Она смотрится не хуже, чем натуральный или искусственный камень и при этом имеет относительно низкую стоимость. Любые дизайнерские фантазии, вы можете выполнить благодаря , которая с каждым днем набирает все большую популярность.

Примеры работ, выполненных при помощи штукатурки Графито

Преимущества декоративной штукатурки графито:

Одна из самых популярных разновидностей Графито – штукатурка Кантри. Она смотрится необычно в интерьере, и придает ему оригинальный и стильный вид. Кажется, что вы видите перед собой натуральный камень, с его грубой текстурой, необычайно привлекательный на вид. Наносится такая штукатурка при помощи автоматизированного пистолета, и обойдется намного дешевле природного, или искусственного камня. Зато интерьер получится не хуже, и что самое главное он абсолютно безвредный и экологически чистый.

Свою популярность Графито получил за свою простоту и мягкость линий, а также имитацию кладки из камня. Особенно имитация деревенского стиля является наиболее удачным вариантом применения этого вида штукатурки, ведь не зря многие выбирают именно его для украшения своего жилища.

Рассмотрим особенности материала на видео

Работа с таким материалом не требует специального обучения, поэтому вы можете украсить свой дом самостоятельно. Кроме этого штукатурка прекрасно окрашивается, и не нуждается в штампах и формах. При помощи Графито можно обрабатывать любую горизонтальную или вертикальную плоскость, и она не потребует дополнительной обработки. Отличное сцепление смеси с поверхностью создается благодаря ее нанесению под высоким давлением. Это невероятно удобно, ведь такая возможность сокращает время на отделку поверхности.

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.

Имитируем камень, дерево и лепнину с помощью пластичного материала

Технология «графито»получила название по имени одного из производителей материала. Эта технология позволяет при помощи пластичной композитной смеси имитировать на любой поверхности различные материалы – от натурального камня до коры дерева. «Пластилиновая» штукатурка не боится дождя и перепадов температур, ее можно использовать для декора интерьера и на улице.

Графито-смесь состоит из белого цемента, песка, пластификаторов и еще десятка других элементов. Ее выпускают несколько компаний, а точный состав держат в секрете. Но пользователи FORUMHOUSE настойчиво пытаются его разгадать, попутно предлагая свои разработки для отделки фасадов.

Если внутри помещений все, что угодно, можно вылепить из гипсовых смесей, то декорация экстерьера всегда была проблемой. Конечно, фасады под кирпич, натуральный камень и даже дерево делали и до появления новой технологии. Чаще всего для этих целей использовали искусственный камень, собственноручно сделанную цементно-песчаную смесь с пластификаторами или расфасованные смеси для технологии печатного или пресс-бетона. Поэтому «графито» сравнивают со всем сразу.

Lascade:

– Я работал с графито. Это действительно интересная штука, которая позволяет много чего делать, начиная от простой отделки фасадов зданий и стен в интерьерах с имитацией различных поверхностей, до изготовления архитектурных форм.

Форумчанин GRAFITчик познакомился с технологией в 2006 году. Одной из первых его работ стала отделка цоколя и фасада. Графито лепили на штукатурную сетку.

Преимущества и недостатки

Пользователь FORUMHOUSE Флекс отмечает, что технология имеет преимущества по сравнению с другими, даже натуральными, материалами:

– Искусственный камень, как и натуральный, имеет высокую плотность, что приводит к большим линейным деформациям в летний и зимний период. Как результат – камни отваливаются. Камень отлично смотрится и хорошо себя ведет только внутри помещений, где нет перепадов температур. У графито отваливаться от поверхности нечему, так как это монолитное покрытие.

Кроме того, любые криволинейные поверхностипрактически невозможно облицевать искусственным или натуральным камнем, а технология «графито» – позволяет.

Заявленная плотность декоративного покрытия для технологии «графито» – около 1300 кг на 1 куб. м, что сравнимо с легкими бетонами (у обычной ЦПС – около 1800). Паропроницаемость – на уровне цементных штукатурок.

«Если делать вручную, обычной ЦПС, то будет, вероятно, крепче и долговечнее, чем оригинальными смесями. Но и паропроницаемость ниже, а вес больше, что для фасадов не есть гуд. Откосы, фриз, пилон, капитель – вот в этом случае смесь, возможно, предпочтительнее, - делает вывод Анатолий-60, демонстрируя «камни» из цементно-песчаной смеси.

Пользователь Pop1872 , поработавший с разными материалами, уверяет, что по сравнению с пескобетоном (полимерцементным) графито легче в нанесении, а сама фактура смеси более податлива и реалистична. Но некоторые вещи все же лучше смотрятся из пескобетона. «Если бы я делал Стоунхендж – то из пескобетона, а орнаменты и наскальные рисунки – из графито!» – резюмирует форумчанин.

Главный минус смесей на основе ЦПС и пресс-бетонов – вес: материал получается слишком тяжелым, чтобы, например, облицовывать стены по утеплителю. Кроме того, к их пластичности тоже есть претензии.Это и дает шанс пластичным штукатуркам, способным легко принимать и сохранять рельеф штампа.

Смесь лепится и формуется до полутора часов после нанесения, а в течение 6 часов – спокойно режется.

Форумчанин Иосич заинтересовался этой технологией как раз потому, что надо было утепленный пенопластом фасадотделать камнем (или под камень). Но вешать на ППС натуральный или искусственный камень он побоялся. Поэтому решил использовать графито: на эркере колонны из асбоцементной трубы утеплены пенопластом и отделаны штукатуркой под дерево. Потолок балкона (монолит) также отделан штукатуркой под дерево. Элементы фальшфахверка– пенопласт, отделанный тем же материалом.

Учтите, что при выполнении работ на утеплителях надо учитывать их водопоглощение. Резкий уход влаги при работе с любыми отделочными материалами, будь то штукатурка или облицовочный камень, будет приводить к появлению трещин.

Флекс в своих работах использовали простой плотный пенопласт. На плоском заборе все колонны и башенки из пенопласта отделаны графито. Объекту – уже третий год.

Официально декоративные штукатурки типа «графито» (Графито, Flex-C-Ment, Flex-Beton) предназначены для придания внутренним и внешним поверхностям трехмерного вида натурального камня и кирпичной кладки. На подготовленную поверхность наносится слой раствора, а затем при помощи полиуретановых форм делается рисунок. Однако эту технологию используют не только при отделке фасадов и внутренних стен, но и заборов, печей, дорожек, лестниц, колонн, при реставрации лепнины и пр.

У новой технологии есть ряд важных преимуществ перед ЦПС и штампованным бетоном.В частности, возможность нанесения слоя от 0,5 до 7 см инизкий удельный вес раствора – не более 20 кг на кв.м при толщине 2 см.Основанием может быть бетон, керамика, гипсокартон, пенопласт, дерево, железо, пластик и другие поверхности (для каждой – своя технология). Главное, чтобы оно было целым и неподвижным.

Удельный вес покрытия зависит от толщины нанесенной смеси, а она, в свою очередь, – от фактуры фасада – рисунка.

Например, вес 1 кв.м, отделанного по технологии графито, толщиной в 1 см, в высохшем состоянии равен примерно 2-13 кг, – рассказывает форучанин Kenigsberg, Поэтому такую смесь можно смело применять по утеплителю – при условии, что он надежно закреплен. Мастер отмечает, что большую толщину он бы не рискнул вешать на фасад с утеплителем, только отдельные элементы – обрамление оконных проемов и т.п. А если без утеплителя – по блоку или кирпичу, то можно и 10 см. Но стоимость такого фасада будет приличной – как половина стоимости строения, если не больше. А вообще, обладая определенными навыками, можно и на 0,5 см показать фактуру камня.

Технология нанесения

Чаще всего при помощи «графито» имитируют более дорогой, привередливый и тяжелый натуральный камень. Не всякое основание его выдержит, особенно криволинейное, не говоря уже про потолки. А легкую штукатурку – запросто. Минус граффито – по сравнению с бетонными аналогами пластичные штукатурки – дороже.

Важнейший этапработы со смесью – подготовка поверхности основания. Его требуется хорошо зачистить, заделать явные трещины, загрунтовать. Для лучшего сцепления смеси на стенах не должно остаться грязи, краски, пыли. Как правило, поверхность обрабатывают хорошо зарекомендовавшей себя грунтовкой «Праймер 100», но можно выбрать и другую. То же касается и средств для заделывания трещин – у каждого бренда свои рекомендации, но на рынке есть, из чего выбрать.

Производители смесей утверждают, что их материал будет отлично держаться и без использования армирующей сетки, но многие форумчане предпочитают действовать наверняка.

Обычно смесь кладется двумя слоями: первый, армирующий (1-2 см) – после грунтовки поверхности, второй, формовочный – после высыхания первого и еще одной грунтовки. Классическая схема – грунт, металлическая сетка, базовый слой, грунт, декоративный слой, формовка, покраска акриловым колером, покрытие полиуретановым лаком.

Гладкие материалы армируют сеткой или слоем под «гребенку», а затем на шероховатую поверхность наносят финишный слой. Starik80советует брать гребенку не 8-10 мм, а 5 мм – расход будет меньше, и работать удобней. Он наносил тонкий слой, придавал поверхности шероховатость садовыми граблями или щеткой жесткой. Затем наносил штукатурку до 5 см, ничего не ползло.

Перед нанесением второго слоя (от 0,5 мм – в зависимости от глубины рельефа, который вы выбрали) нужно убрать с поверхности наплывы и неровности. Делается это обычным шпателем. Не нужно ждать, когда грунтовочный состав высохнет полностью, оптимально – средняя стадия: наполовину высох и липнет к пальцам.Что касается смеси, то она лучше всегодержится и формуется, если наносить ее в течение получаса после смешивания.

Как уверяет опытный GRAFITчик , около 80% работ проходит с толщиной слоя в 1 см. В качестве примера форумчанин демонстрирует «кирпич» толщиной 0,7-0,8 мм:

Важно! Чтобы покрытие не крошилось, четко следуйте инструкции к смеси. Проблемы с прочностью часто связаны с изменением водоцементного соотношения или быстрым испарением воды из цементных растворов. Иными словами, смесь «горит».

Смесь наносится с помощью шпателя, мастерка или специального распылителя. Чем меньше движений на этом этапе вы нанесете, тем крепче будет поверхность. Затем финишный слой выравнивается гладилкой. Текстура на подсохшемслое штукатурки делается при помощи разнообразных форм (под кирпич, камни, дерево) или вручную, резцами. Хотите красивые лицевые швы – используйте еще и расшивку.

Чтобы формы не липли к смеси, их нужно смочить изнутри уайт-спиритом. Не помешает обработать им и саму стену. Если что-то не получилось, не переживайте –после высыхания смеси дефекты можно устранить ремонтной смесью.

– Камни без форм – тоже тема! Креативно... Вот что у нас получается. – показывает фото Pop1872 .

Покраска сформированного рельефа начинается только после полного высыхания смеси. Может уйти немало времени – в зависимости от толщины слоя, влажности климата и температуры на улице.

Для придания поверхности определенного цвета обычно используют жидкие красители. Концентрированные краски разбавляют специальными средствами и водой (см. рекомендации производителей) – взависимости от эффекта, которого вы хотите достичь. Пропорции красителя и других компонентов зависят и от того, чем вы будете наносить краску – губкой, валиком или пульверизатором.

Фоновый цвет на больших поверхностях обычно наносят распылителем, излишки воды собираются губкой. Дальше при помощи кисти (губки) и пигментовформируется реалистичный рисунок.

Есть несколько технологий окраски. Чаще всего колер разводят водой до нужного тона, затем красят камни и закрепляют гидрофобизатором. Иногда краску добавляют в грунтовку или лак. Основной фон можно получить и окрашиванием бетона в массе, добавив пигмент в смесь. Однако, при добавлении в раствор сухих красителей, они не должны превышать 2% состава, иначе раствор «расслабится».

Реалистичная имитация камня – настоящая живопись. Здесь не помешает набить руку, прежде чем начинать красить забор или стену коттеджа.

А неутомимый GRAFITчик предлагает имитировать дерево: «Для обслуживания дерева люди ежегодно выбрасывают деньги!»

Универсальные советы: цвета наносятся круговыми движениями, для высветления определенного участка его нужно аккуратно потереть сухой губкой. Делайте это только после того, как краска подсохнет. Швы и «впадины» прокрашивают кисточкой. Чем темнее полость, тем больше визуальная глубина рельефа.

Окрашенную поверхность следует закрепить слоем протектора. Вертикальныеучастки покрываются лаком на водной основе, горизонтальные –полиуретановым.Делается это после высыхания краски.Исказился цвет, появились трещины – опять же, не горюйте, декоративное покрытие можно обновить при помощи специальной ремонтной смеси, разбавив ее водой. Да и в целом, эта технология позволяет перекрашивать камни в любой цвет, если старый надоел.

Укладка декоративного покрытия на пол почти не отличается от работы со стенами, но смеси, средства для заделывания дыр и трещин здесь – свои. Кроме того, используются модификаторы. Армирующая сетка для полов обязательна. Основной слой покрытия – 1-2 см. Начинать формовку нужно тогда, когда смесь схватится настолько, что не будет прорезаться до грунта. Не забывайте смачивать поверхность и форму уайт-спиритом. Краситель часто добавляется сразу в смесь, а сверху пол посыпается красителем-стабилизатором. Окончательную раскраску делают по высохшему покрытию, спустя 6-12 часов.

Впрочем, для уличного покрытия «с рисунком», возможно, имеет смысл выбрать более дешевые и прочные смеси для штампованного бетона. У них, конечно, большой удельный вес, но для горизонтальных покрытий это – не помеха.

Как удешевить отделку?

Существенный минус оригинальных смесей типа «графито» – их дороговизна. Поэтому форумчане активно ищут альтернативу пластичной штукатурке.Для украшения фасадов предлагают использовать различные материалы – пресс-бетон, травертин, декоративный стеклоцемент, стеклофибробетон и собственные смеси.

Чучупака100:

– Как по мне – кора дерева и в печатном бетоне ничем не отличается от натурального. Основа – бетонная колонна, сама «кора» очень крепкая. Еще сучки должны доделать.

Анатолий-60 использовал ЦПС спластификатором. Для форумчанина была важна скорость схватывания, поэтому он взял противоморозные. А вот для ручной формовки, напротив, чем дольше схватывается, тем удобнее работать. Анатолий не рекомендует использовать гипс – не дружит с цементом. Для ускорения – лучше жидкое стекло, но возможно растрескивание.

ufzyf предлагает свой рецепт пластичной смеси: качественный морозостойкий клей, волокна целлюлозы и пленочныйконсервант.

kom-trans вывел такую формулу:1 часть цемента, 3 части песка, 2% - Д5, 1% – средство для мытья посуды типа «Фэйри». Целлюлозу он сразу разводит с водой на глаз, а затем затворяет раствор уже данным составом. «Фэйри» добавляет только после того, как попробовал просто с добавкой Д5 – раствор получился пластичный, но жесткий. А моющее средство исправило этот недостаток.

Форумчанин Pavelm обращает внимание на то, что вес такого бетона будет слишком велик для фасадных работ, а значит, в смеси должна присутствовать воздухововлекающая добавка:

– Плотность фирменной штукатурки меньше, чем обычной. Этого можно добиться, только «распушив» раствор. Примерные пропорции на 1 куб песка – 320 кг белого цемента М600, плюс воздухововлекающие добавка и гиперпластификатор. В качестве фибры может быть использована целлюлоза типа «Армоцел», которая и как армирование немного работает, и как водоудерживающая добавка.

GRAFITчик также дает несколько рекомендаций. Он советует выбирать фибру (полиамин) не 45 мм, а 5-15 – удобно при замесе и использовании пистолета. Используйте воздухововлекающий с-пластификатор, он выбирает сухие. Цемент ДО (без добавок) – лучше 400-500. Cостав перлитобетона нужно немного облегчить. В каждом регионе есть свои облегченные заполнители – вместо песка (песок дает смеситекучесть, а это идеально только для вибролитья). Легкий– до 1400 кг на куб. м – цементный бетон при соблюдении всех норм дает хороший продукт.

Форумчане активно экспериментируют и делятся своими успехами.

ГриценкоСН75 делал с помощью этой технологии камушки из ЦПС.

GRAFITчик посоветовал сделать их верхнее обрамление, использовав бревнышно, жесткую щетку и щетку по металлу. Пошкрябал, оставил подсохнуть, смел мягкой маклавицей – дерево имитирует«на ура»: «Камень и состаренное дерево – классика жанра».

В результате различных экспериментов и жарких споров пользователи FORUMHOUSE пришли к выводу, что не в каждом случае графито целесообразнее других технологий декоративной отделки. Но если нужно сделать быстро, много и по утепленному фасаду – это хороший вариант.

Иосич пробовал плиточный клей и штукатурные смеси, все было не то. Смесь, при толщине 1,5 – 2см, должна быть пластичной (как клей), держать форму (не сползать) со стены и не застывать слишком быстро, чтобы можно было хорошопроштамповать. Клей – пластичный, но толстый слой сползает со стены. Штукатурка держится, но быстро застывает.

Анатолий-60:

– Технология графито применима на фасадах (по утеплителю) в силу высокой паропроницаемости смеси и небольшого веса отделки. Но начинающих хочу предостеречь от нее. Начните с обычного пескобетона. Без форм и штампов. Бетон в течение суток после наложения на поверхность отделки легко поддается различного рода формовке. И можно получить продукт, не уступающий по большинству параметров. И без привязки к поставщику чудо-смеси.

Хотя, соглашаются форумчане, декоративные элементы графито позволяет выполнять гораздо интереснее.

Подробнее о технологии графито читайте в . Здесь можно найти рецепты пластичных бетонных смесей от форумчан и посмотреть на фотографии работ. О декоративной покраске стен рассказывает художник-колорист в этом видео . Все, что нужно знать о декоративных красках и штукатурках, - .

Декоративная штукатурка Графито дает возможность формировать на стенах самобытные орнаменты, эффект кладки и прочее, что делает ее одним из самых необычных отделочных материалов. Данная штукатурка прекрасно совместима с различными материалами, такими как: бетон, стекло, керамогранит, доска, пенобетон, ДСП, гипсокартон и многими другими. Она помогает отделывать не одни лишь стены, но и камины, фасады, дорожки и полы. Используется такой материал не только лишь при интерьерной облицовке, но и при наружной, такой как отделка фасадов, бетонных стен и заборов, а также облицовка различных грубых текстур.

При относительно низкой стоимости, штукатурка Графито по виду ничем не проигрывает искусственному и даже натуральному камню. Она день за днем увеличивает собственную известность, потому что прекрасно годится для воплощения разнообразных дизайнерских фантазий.

Преимущества декоративной штукатурки графито:

1. Уникальная рельефная текстура;

2. Быстрое и легкое нанесение материала;

3. Возможность использования почти для любой поверхности;

4. Стойкость, долговечность;

5. Приемлемая стоимость.

Одна из наиболее известных разновидностей Графито - штукатурка Кантри. Она выглядит причудливо в интерьере и добавляет ему оригинальный и стильный облик. Кажется, что вы видите перед собой натуральный камень, с его грубой текстурой, необычайно симпатичный на вид.

Техника графито. Наносится данная штукатурка при помощи автоматизированного пистолета и выйдет намного дешевле натурального либо искусственного камня. При этом ни с виду, ни по экологическим показателям она им не проигрывает.


Состав штукатурной смеси. Декоративная штукатурка Графито считается не просто декоративной смесью, это скульптурная масса, дающая возможность моделировать рельефные поверхности с различной фактурой. Производится штукатурная смесь на базе белого цемента с добавлением полипропиленовой фибры, обработанной олефинами. Такой наполнитель обеспечивает поверхности устойчивость к холоду, водостойкость, огнеупорность, жароустойчивость, прочность, антисептические качества и неплохую паропроницаемость. Свою известность Графито заимела за свою простоту и мягкость очертаний, а также имитацию каменной кладки. Особенно хорошо выходит имитация деревенского стиля, что весьма востребован среди желающих украсить жилье.


Технология нанесения графито. Декоративная штукатурка накладывается на обрабатываемую поверхность слоем пять-пятнадцать сантиметров. Наносить штукатурную смесь нужно ровно, желательно предварительно выставить маяки. Поверхность после выравнивания должна быть гладкой. Полимерные частицы, включенные в состав наполнителя, попадают во все мельчайшие поры поверхности и твердеют. Потом посредством отжима при помощи силиконовых форм подходим к созданию фактуры.

В зависимости от выбранных форм, имеется возможность копировать разнообразные структуры, а способы окраски позволяют разнообразить покрытие, добавляя ей последние штрихи. К окраске приступают по завершении создания фактуры и просыхания декоративной штукатурки. Добавочный уход зачастую не требуется. Штукатурка хорошо противостоит механическим повреждениям и не боится дождей. С уверенностью можно заявить, что декор всегда останется неповторимым как по фактуре, так и по тону. Выполнить то же самое нанесение заново не под силу даже профессионалу.

Чаще всего декоративная штукатурка Граффито используется для создания эффекта кладки стен. Данный материал является уникальным в своем роде благодаря возможности создавать с его помощью просто невероятные рисунки. Используется Графито при работе со стенами, но также нередки случаи её применения для отделки полов, фасадов, заборов и каминов. Также среди преимуществ стоит отметить низкую цену, по которой продается штукатурка Графито. Купить её может каждый, что очень приятно, ведь мы используем Графито для имитации натурального и искусственного камня.

Сразу стоит отметить, что для работы подойдут следующие поверхности:

  • Бетон
  • Гипсокартон
  • Доска
  • Керамогранит
  • Пенобетон
  • Стекло

Нанесение Графито своими руками – видео урок

Декоративная штукатурка зачастую может быть использована любым умелым человеком. Однако, чем сложнее рисунок и фактура, тем больше навыков требуется. Поэтому не всегда можно работать своими руками ради достижения желаемого. Однако на видео ниже вы можете увидеть, как Декоративная штукатурка применяется для создания для создания трехмерной иллюзии, имитируя каменную кладку.

Стоит отметить, что на данном видео показаны работы с фасадом, которые превращают простую стену в нечто более лицеприятное. Однако такие работы не единственный возможный вариант использования Графито. Также можно создавать имитацию ламинатной доски, кафельной плитки, коры дерева, керамогранита, структурной штукатурки, силикатного кирпича, облицовочного кирпича, камня и т.д. Ниже вы можете посмотреть фото картинки штукатурки графито в отличном качестве. Они помогут понять, насколько разнообразно может использоваться этот материал.






Штукатурка Графито – состав и преимущества

Мы имеем дело не с обычной декоративной смесью, коих полно на отечественном рынке. Речь идет о скульптурной массе, что позволяет проявить свою фантазию в полной мере. Это возможно благодаря составу Графито. В основе раствора лежит белый цемент, в который добавили обработанную олефинами полипропиленовую фибру. Этот элемент и дает львиную долю позитивных качеств нашему декоративному материалу.

Декоративная штукатурка граффито обладает следующими преимуществами:

  1. Доступная цена
  2. Долговечность
  3. Прочность
  4. Простота нанесения
  5. Великолепная адгезия
  6. Уникальная текстура
  7. Высокие эксплуатационные свойства
  8. Возможность использования на самых разнообразных поверхностях

Порядок работ

Подготовительные работы не представляют собой ничего особенного. Всё как обычно: очищаем поверхность от старой штукатурки, краски, пыли, грязи и жира. Никаких работ по выравниванию стен проводить не нужно. А всё потому, что мы накладываем слой декоративной штукатурки в 5-15 см. Да-да, именно сантиметров. Хоть стены мы и не ровняли, но сам раствор следует наносить ровно, для чего желательно использовать маяки. Все поры поверхности будут заполнены штукатуркой, благодаря особому её составу.

На гладкой оштукатуренной поверхности самое время приступить к формированию фактуры. Дальнейшие работы зависят от того, какой именно рисунок вы желаете получить. На видео вы уже могли посмотреть один из вариантов применения Графито. В конце работ не забываем всё покрасить, чтобы придать поверхности более красивый вид.