Религия сикхов в индии. Форма поклонения Богу в сикхизме

Индия славится большим количеством народов, каждый из которых очень часто исповедует собственную , например, сикхизм, индуизм, джайнизм, буддизм и многие другие течения. Разношерстный этнический состав данной страны является крайне благодатной почвой для развития подобного политеизма. Религиозное течение, о котором пойдет речь в статье, насчитывает по всему миру около 22 миллионов последователей, их большая часть обитает в индийских областях Харьяна и Пенджаб. Эта статья призвана подробно раскрыть тему такой религии, как сикхизм, её ритуалов, философии и истории.

История возникновения

Данная религия сформировалась как самостоятельное течение к началу XVI века в регионах Индии, размещенных ближе к северо-западной её границе. Сикхизм относится к дхармическим религиям, считается, что он возник в результате взаимовлияния ислама и индуизма.

Людей, которые впоследствии стали исповедовать сикхизм, в первом не устраивало его повсеместное внедрение господствующей на тот момент в Индии династии Великих Моголов, а во втором - повсеместное разделение людей на касты.


Знаете ли вы? Упоминания об Иисусе Христе встречаются в Коране в 5 раз чаще, чем упоминания о Мухаммеде. В исламе он считается одним из великих пророков человечества, но не почитается как сын Божий, как в христианстве.

Основателем сикхизма считают первого гуру Нанака , который родился в 1469 году в городе Райбхол-ди-Тальванди. Считается, что он был великим путешественником и много времени проводил в походах, проповедуя свои идеологические принципы. После 25 лет подобных путешествий он принял решение организовать общину для последователей своих идей в Картапуре в Пенджабе (индийский район), вокруг которой впоследствии и сформировалась данная религия.

Титул гуру сикхов передавался по наследству до 1708 года, когда 10 по счету лидер, Гобинд Сингх, отменил подобное право и вручил всю власть в руки общины. Впоследствии всю территорию, на которой проживали сикхи, поделили на 12 мисалей (военных объединений). А уже к 1767 году они сформировали на их основе собственное государство, где во главе каждого мисаля стоял свой вождь.

Сикхи вели затяжные военные действия против монголов и афганцев. В 1820 году власть над всеми мисалями сумел захватить Ранджит Сингх. А к началу 1850-х годов молодое государство проиграло войну против англичан, пришедших с экпансионными намерениями в Индию.


Основные постулаты

Главным положением сикхизма является вера в творца , не имеющего ни какого-то конкретного имени, ни внешности, ни конкретной формы, и рассматривающегося двояко, в качестве Ниргуна (абсолютного Бога) и Саргуна (личного божества внутри каждого человека). Сикхи считают, что только Богу ведома истинная причина и стремление всего им сотворенного; всё, что надлежит знать об этом человеческому существу, это то, что сотворенное преисполнено только благими побуждениями и любовью.

До того как произошёл процесс сотворения всего сущего, Бог, по их мнению, существовал в качестве Абсолюта. А в процессе творения решил выразить себя, начав с общих понятий, в результате чего сформировалась природа, в каждом из явлений и объектов которой он присутствует в одинаковой пропорции. Бог, согласно их религии, олицетворяет все разумное, вечное, доброе и высокоморальное.

Знаете ли вы? Атеисты составляют примерно 15% населения нашей планеты.

Каждое человеческое существо, по их представлениям, уже существовало ранее. То, в каких условиях оно провело свои предыдущие жизни, в большой степени влияет на его теперешнюю ипостась. Но, помимо этого, у каждого человека есть воля, с помощью которой он может управлять своими личностными качествами. Путем каждый человек должен научиться воспринимать себя как часть других и наоборот.


Женщина в сикхском обществе

Женщина, по признанию сикхов, является тождественной мужчине в духовно-интеллектуальном отношении . Гуру сикхов хорошо осознавали скрепляющую позицию, которую отыгрывали женщины в обществе, и проводили серьезную работу, направленную на их эмансипацию. Согласно писаниям этой религии только тандем делает социум идеально сбалансированным, и они не могут рассматриваться в качестве угрозы друг для друга.

Гуру Амардас разрешил девушкам на подконтрольной ему территории прекратить носить парду (вуаль), если они того сами не желают, а также категорически запретил высказывания о женщинах как о детородных машинах. Он утверждал, что женщина интеллектуально равна мужчине и обладает достаточным уровнем чувственности и понимания духовных дел.

В сообществах сикхов женщинам и девушкам надлежит заниматься любой , которую они считают достойной себя, которая является физически для них выполнимой, и которая будет приносить существенную пользу обществу. Современных женщин-сикхов можно найти абсолютно на любой должности, начиная от повара и заканчивая лидирующими позициями в той или иной общине.

Форма поклонения Богу в сикхизме

Изначально сикхами считалось, что различные ритуалы, обряды и иное идолопоклонничество совершенно бесполезны и последователям данной религии они не рекомендованы. Однако впоследствии многие ритуалы начали возникать в ходе её институционализации. Согласно постулатам данной религии, никто кроме Бога не достоин поклонения и служения ему.

Поклоняться Богу надлежит посредством пения молитв, а также Именем Его . Всего в день необходимо совершать два обряда поклонения: утренний и вечерний, каждый из которых занимает около 2 часов. Молитвы не обладают выраженной строгостью форм, позволяется возносить их в импровизационной манере.

Важно! В ходе совместных молитв и медитаций надлежит повторять все слова за сикхом, проводящим богослужение.

Ритуалы и обряды сикхов

Каждый их новообращенных сикхов должен пройти через обряд инициации , который носит название пахул или амршпа-саискар. Перед совершением ритуала принимающему религию проводят омовение и облачают его в новые . Вступить в ряды сикхов может всякий человек вне зависимости от национальности, предыдущего вероисповедания и происхождения.

Каждому ребенку, который родился внутри общины, дается одно и то же отчество в зависимости от пола: для девочек - Каур, а для мальчиков - Сингх. Все последователи данной религии по достижении определенного возраста обязаны создать семью. Церемония создания семьи называется anand kāraj. Согласно обрядам, является недопустимым ни для мужа, ни для жены . Детские браки запрещены.

Существуют также особые ритуалы, проводимые по случаю присвоения имени, а также смерти и кремации. После сожжения тела и проведения соответствующих церемоний, пепел умершего надлежит высыпать в какой либо водоем. Умершим, которые исповедовали данную религию, не принято возводить памятники.

Несмотря на то, что люди, исповедующие сикхизм, не придают слишком глубокого значения различным обрядам и ритуалам, они полагают эти действия достаточно важными для совместного изучения писаний и традиций, взаимной помощи в осознании себя части сообщества и сплочения людей.

Правило пяти «К»

Согласно установленным нынче положениям, каждый исповедующий сикхизм должен иметь при себе пять предметов, являющихся символом их согласия с главными постулатами религии и помогающими отождествить себя со своим ближним. Эти пять предметов включают :

  • kesh - неостриженные волосы, которые надлежит прятать под специальный тюрбан;
  • kangsha - гребень из дерева, предназначенный для поддерживания ;
  • kara - браслет из металла;
  • kaccha - нижнее белье, спускающееся до колен;
  • kirpan - кинжал либо короткий меч, обычно спрятанный в складках одежды либо под неё.

Эти атрибуты по первым буквам их названий именуют «5 К». Меч при этом, по мнению гуру сикхов, носит скорее воспитательную и декоративную функцию и не должен применяться для угроз, насилия или диктования своей воли. Сикхи, зная, что у их собратьев при себе всегда есть оружие, с уважением относятся друг к другу и всегда могут рассчитывать на поддержку товарища в случае какого-либо конфликта.

Важно! При встрече с сикхом помните о том, что у него с собой всегда есть оружие, поэтому угрожать ему или вступать с ним в конфликт будет не самым разумным поступком с вашей стороны.

Представления о загробной жизни

Согласно основным постулатам данной религии, все попытки содержать себя в строгости при , аскеза, держание постов, различные обеты и совершение благих деяний с целью попасть после смерти в рай - это все лишь попытки одних смертных манипулировать другими. Они отрицают все классические представления о структуре чистилища и рая.

Исходя из их трактовок, человек после своей смерти сливается со всем сущим, и в том числе с Богом, становясь его неотъемлемой частичкой для того, чтобы впоследствии воплотится вновь в новом теле и в новое время. Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответы на возникшие у вас вопросы относительно сикхизма. Уважительное отношение представителей данной религии к своим собратьям и представителям других религиозных воззрений просто потрясает. Если стараться наследовать их в этом аспекте, тогда мир, возможно, станет чуточку лучше и светлее.

СИКХИЗМ (на языке панджаби «сикх» от санскр. «шишья» - последователь, ученик) - дхармическая религия, возникшая в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов.

СИКХИЗМ возник в среде индуизма и ислама, и его возникновению способствовало взаимовлияние этих двух религий.

Основатель сикхизма - гуру Нанак (1469-1539) . О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кхатри. Ему была предсказана слава великого духовного вождя. Нанак рано отказался от уготованной ему карьеры торговца и, раздав бедным свое имущество, ушел из дома. В отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, он не искал тишины и уединения. Напротив, он пошел к людям - в города и селения, положив начало традиции, которой следовали впоследствии все сикхские гуру. Ни один из них не призывал к аскетизму и уходу от жизни, провозглашая достойным образом жизни труд, активную жизнь и взаимопомощь. Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.

Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также «стол гуру» - общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших. Он и сейчас не утратил своего первостепенного значения.

Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов.

Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положения были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти и суфизму. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.

Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.) и др. Именно они задавали тон в духовной атмосфере средневековой Индии, проповедуя глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом.

Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это - глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне. Отсюда - резкая проповедь против мусульманских и индусских священнослужителей, против канонических текстов, в том числе Корана и Вед. Однако эта позиция не была выдержана последовательно, и некоторые сикхские гуру ссылались на авторитет Вед.

Путь спасения в сикхизме - нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадий духовного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу - это прежде всего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей.
Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.

Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары («Врата Гуру»). В них находилась главная святыня сикхов - священная книга «Ади Грантх». Гурдвары строились по мере роста общины в исторических для сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.

Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539-1552), стали устраиваться бесплатные кухни - лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст. С тех пор лангары являются неотъемлемой частью сикхских гурдвар. Тогда же, как говорится в легендах, был введен шрифт гурмукхи (букв, «из уст гуру»), предназначенный для записи сикхского священного канона.
Третий гуру, Амар Дас (1552-1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первых учителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал «ананд» и стал более благосклонно, чем его предшественники, относиться к мирским благам.

Четвертый гуру, Рам Дас (1574-1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждый гуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена на территориальные единицы-манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил также будущую столицу сикхов Амритсар.

Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581-1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, и упрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главным образом благодаря составлению священного сикхского канона «Ади Грантх».

Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVII- XVIII вв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины на северо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным. Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с ними ассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606-1645).

До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675-1708), кардинальных изменений в сикхской общине не происходило. Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые «пять «к » (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды).

Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу «Ади Грантх». Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей.

Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).

В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство - конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.

К 20-м гг. XIX в. Ранджит Сингх (1780-1839) объединил сикхскую конфедерацию и расширил ее границы. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами и в 1849 г. потерпели поражение; Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи вели борьбу против махантов, которые пользовались покровительством англичан и по сути были проводниками их политики. Результатом борьбы явилось создание «Сингх сабхи» и других организаций, отстаивавших чистоту сикхской веры.

Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства.

Сикхи отошли от индуизма, но не приняли ислам, а создали особую религию.

Они верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.

Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека).

До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе. Когда он захотел выразить себя, то сначала нашел свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Он растворен и присутствует повсюду.

Бог никем не рождён и не перерождается - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, красота, мораль, правда и вера.

Бог дает всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем.

Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв.

Никакие другие божества и духи не достойны поклонения.

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но ему даны свободная воля и ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, он может воспринимать других как часть самого себя.

Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме.

Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения СИКХИЗМА, попытка одних смертных манипулировать другими.

Посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения.

После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Основы вероучения СИКХИЗМА изложены в книге «Ади грантх» (буквально: «Изначальная книга», другие названия - «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»).

Она содержит сочинения сикхских гуру и считается средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». Книга содержит более 6 тыс. стихов.

Сикхи проповедуют братское отношение ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу.

Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других.

Никто никого не должен принуждать к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни.

Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя.

Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы.

Любовь следует проявлять во всяком повседневном деянии.

Страшным грехом считаются манипулирование другими людьми, принуждение и насилие.

СИКХИЗМ могут принять любые люди, независимо от национальности, пола и происхождения.

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Принявшие амрит обязаны хранить при себе 5 предметов (правило пяти «К»):

1) кеш - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму;
2) кангха - гребень, поддерживающий волосы;
3) кара - стальной браслет;
4) качх - короткие штаны особого покроя;
5) кирпан - меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви.

С разделом бывшей Британской Индии на Индию и Пакистан (1947) между мусульманами и сикхами произошли кровопролитные столкновения, после которых практически все сикхи переселились в Индию.

Противоречия между сикхами и индуистами обострились в 70-е гг. XX в., и сикхи выдвинули требования о создании независимого государства Халистан.

Главная святыня СИКХИЗМА - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; предводители сепаратистов и сотни их сторонников были убиты. В октябре того же года премьер-министр Индии Индира Ганди была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Ответом стала серия антисикхских погромов, которая унесла тысячи жизней.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков.

В армии традиционно воинственные сикхи занимают 20% всех должностей, составляя при этом менее 2% населения страны.

Численность сикхов в настоящее время доходит до 22 млн. чел.; из них 83% проживают в Индии. 76% индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

Нью-йоркский фотограф Марк Хартман провел март и апрель 2014 года в Индии, работая над своими проектами, в том числе и этими снимками из серии «Портреты Ниханг Сикхов». Сикхизм был основан в 1469 году в Пенджабе гуру Нанака. Сейчас насчитывается 26 миллионов сикхов, живущих по всему миру, что делает его пятой крупнейшей в мире религией. Ниханг Сикхи, также известны как «вечная армия» - армия 10 гуру Сикхов, свято хранящих вековечные традиции сикхов.

Все сикхи верят, что все люди должны иметь право исповедовать любую религию, следовать любому пути, который они выбирают. Ниханг известны их бесстрашием, отвагой и верой в победу в битве даже тогда, когда они находятся в явном меньшинстве.

По мнению фотографа Марка Хартмана, образ жизни сикхов не изменился на протяжении более 300 лет. Они ведут кочевой образ жизни, пребывая в духовной гармонии, свободные от привязанности к миру. Хартману было разрешено фотографировать эту уникальную группу Сикхов, когда он путешествовал по Северной Индии, в штате Пенджаб.

Хартман пишет о своей работе: «Мое любопытство и заинтересованность философией Сикхов разжигали мое желание узнать побольше о них, и вдохновили меня на создание фотопроекта. Я почувствовал необходимость сделать их современные фотопортреты.

Основы сикхизма можно кратко
сформулировать так:

  1. Каждый человек должен со всей искрен-
    ностью и преданностью помнить и повто-
    рять имя Единого Бога, чтобы получить освобождение из цикла «рождения и смерти» и познать радость уже в этом мире (в этой жизни).
  2. Бог существует в двух ипостасях: как абсолют (Ниргун) и как личностный Бог (Саргун).
  3. Бог – не абстрактное понятие. Это высшая личность, которую можно любить и почитать. Однако его присутствие растворено во всем творении.
  4. Бог – единый отец всего в этом мире. Все сущее создается и поддерживается им.
  5. Бог не воплощается.
  6. Бог – создатель Маммона (Майи). Все божества сотворены Богом и подчиняются его воле.
  7. Бог суть вечная красота.
  8. Поклоняйтесь Единому Всевышнему Богу, а не различным божествам, идолам, могилам, местам сожжения и другим неодушевленным предметам.
  9. Бог – не всесильная машина, преобразующая материю, уже существовавшую до него. Напротив, создав мир, он существует не вне материи, но превосходит ее.
  10. Вселенная – не выдумка и не миф, это живая действительность, потому что в ней присутствует Единый Бог.
  11. Каждое творение в отдельности и вся природа в целом подчиняется воле Бога и существует по его законам.
  12. Богу невозможно угодить показным поклонением, бесполезными ритуалами и слепым следованием традиции.
  13. Чтобы добиться божьей благодати, необходима искренняя и бескорыстная любовь и преданность.
  14. Необходимо не просто повторять имя Бога, но и помнить о его величии и петь ему хвалы.
  15. Эго, ложь и злые помыслы возводят стену между человеком и Богом. Искреннее поклонение Богу и добродетельные поступки в конце концов разрушат эту преграду.
  16. Человек должен жаждать служения человечеству, не делая различий между кастами и вероучениями.
  17. Необходимо развить в себе добродетели до такой степени, чтобы избавляться от малейшего поползновения ко злу принятием мгновенного решения.
  18. Человек должен не верить в различия между кастами, вероучениями и неприкасаемость и применять это правило в жизни.
  19. Женщины обладают такими же правами, как и мужчины, включая право на свободу вероисповедания и вступления в общины.
  20. Человеку дана свободная воля и мудрость, и он должен следовать велениям истины и добродетели. Он наследует свое собственное прошлое, которое можно исправить, идя путем добродетели.
  21. Следуя словам истинного гуру, собственную волю человека можно привести в согласие с высшей волей Бога и таким образом выйти за пределы своего прошлого и обрести новый статус.
  22. Вездесущий Бог – внутри каждого из нас, и, прислушиваясь к учению истинного гуру и следуя ему, можно увидеть внутри себя высший свет.
    Тьма эго затмевает взор человека.

И еще, главное не спутать эту тему с АРМИЕ! СИТХОВ вот отсюда:

источники

http://terraoko.com/?p=54687

http://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/3/%D0%A1%D0%98%D0%9A%D0%A5%D0%98%D0%97%D0%9C

http://sr.artap.ru/sikhism.htm

http://bhajan.narod.ru/sikh/main.htm

Давайте поднимем еще несколько интересных религиозных тем: вот например попробуем найти ответ на вопрос , а вот что такое . Вспомни, что был такой и как произошел Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Наш водитель, сикх Томми , разруливал все неоднозначные ситуации на проезжей части с помощью нехитрого приёма: если кто-то вёл себя невежливо, скажем, подрезал или не пропускал нашу машину, Томми ненавязчиво демонстрировал обидчику свой меч. В его автомобиле не было кирпана - церемониального кривого кинжала, с которым мужчины-сикхи по обычаю не имеют права расставаться даже во сне, зато рядышком на сиденье стоял настоящий, не бутафорский меч в ножнах. В случае чего Томми просто откидывал накидку, которой меч был укрыт от взглядов полицейских. Это действовало как зелёный сигнал светофора: водители других машин тут же уступали нам дорогу…»

Непросто стать своим человеком для сикхов - последователей религии, особенно почитаемой на полуострове Индостан. Представители сикхизма - народ суровый и не открываются первому встречному. Пообщаться с ними накоротке удалось дей-ствительному члену Русского географического общества, специалисту по подводной археологии и руководителю экспедиционного клуба «Архео» Александру Ингилевичу .

Как звали Томми на самом деле, никто не знал, да и сам он, я думаю, давно забыл это. Но даже если бы и помнил, всё равно скрыл бы. Сикхи не выдают посторонним своего настоящего имени, а называются вымышленным. Они объясняют, что тайное имя, которое даётся им при рождении, разглашать нельзя - табу... Хватает у сикхов и других запретов. Однажды во время пребывания в Дели Томми подвёз нас ко входу в Бангла Сахиб - сикхскую гурудвару (то есть храм) из белого мрамора с золотыми куполами. Будто бы русская церковь - но совершенно другой архитектуры... «Гуру» означает «учитель», «двара» - «ворота». У ворот гурудвары, как и у любого храма, толпилось много нищих, просящих подаяния. Но среди них - ни одного сикха. Почему? Попрошайничать сикхам запрещает их вера. На просторах Индо-стана вы ни разу не встретите сикха с протянутой рукой. Сами они не подают милостыню деньгами, только продуктами.

В любой местный храм, неважно - индуистский, буддий-ский, сикхский или мусульманский, входят без обуви. Когда мы сдавали наши тапочки, кроссовки и ботинки в небольшой гардеробчик, где работают сикхские женщины, нас предупредили: «Ни в коем случае не предлагайте им денег, потому что для них это большая обида. Они считают, что выполняют свой долг и этим уже награждены». Сикх не возьмёт денег просто так: если вы хотите дать ему чаевые и он считает, что заслужил их, то примет. Но только в этом случае.

Человеческие отношения в гурудваре, разумеется, выстроены на чисто нематериальной основе: любой прихожанин по зову души может сделать там что-нибудь полезное. Например, взять тряпочку, намочить её водой и протереть одну или две ступеньки храма, настраивая себя на соответствующий лад. Что мы и сделали. При входе там обычно всегда есть краны с водой и висят разные тряпки. А в самом храме любой нуждающийся найдёт приют и кров. Обычная еда - рис, немного бобов и мяса на тарелке из бананового листа.

Чалма, борода и браслет

Как определить, что перед тобой сикх? Очень просто: по чалме синего или бордового цвета, бороде и кинжалу. Родина сикхизма - северный штат Пенджаб, однако и на улицах Дели последователи этой религии встречались нам достаточно часто, особенно среди военных. Каждый уважающий себя сикх не стрижётся, не бреется и каждое утро укладывает свои длинные волосы под 6-метровую (по длине ткани) чалму. Точно так же он поступает и с бородой: делит её надвое и завязывает узлом на затылке. В гурудваре я купил себе железный браслет - ещё одну обязательную принадлежность этих людей. Хотя многие сикхи в противоречие с обычаем стали носить не железные браслеты, а серебряные и даже золотые. А сикхская молодёжь зачастую уже совсем не соблюдает традиции: стрижётся и ходит в цивильном.

В 70-х годах тогдашний премьер-министр страны Индира Ганди вошла в конфликт с сикхами, проживающими в Пенджабе. В результате погибли тысячи людей, как сикхов, так и других индусов. В 1984-м Ганди была расстреляна на улице собственными телохранителями, которые оказались сикхами. После этого всем их единоверцам официально запретили носить при себе церемониальные кинжалы и вообще холодное оружие. Однако сегодня этому запрету уже мало кто следует, и даже наш Томми не особенно прячет свой меч от полицейских. «Сикхи, - с гордостью объясняет он, - лучшие во всём. Это лучшие водители, потому что они невероятно выносливы, лучшие землепашцы и хлеборобы - потому что очень трудолюбивы...»

Однажды в центральной Индии мы встретили на дороге комбайны: несколько огромных зерноуборочных машин двигались нам навстречу. Мы ехали на юг, а они на север. Я увидел за их штурвалами сикхов и спросил у Томми: «Что это такое?» Тот отреагировал: «Это сикхи ездили убирать урожай на юг». То есть пока раджпуты (жители западной и центральной Индии) лениво потягиваются, подставляя свои смуглые телеса утреннему солнышку, сикхи нанимаются к ним и быстро убирают их урожай. А убрав его на юге, поспешают к себе на север, в Пенджаб, заниматься собственными полями.

Индусские казачки

«Сикхи - лучшие военные, потому что они верны долгу и присяге, - продолжает перечислять Томми. - Они не признают кастовости и считают себя равными среди равных. Они не боятся никакой работы. Они всегда жизнерадостны и самодостаточны...» А сикхские женщины, прибавлю от себя, очень похожи на наших казачек. Когда мужчина-сикх уезжает в другую страну с какой-то миссией, жена говорит ему: «Иди, любимый, к своей цели и не оглядывайся назад. Не бойся, с нами здесь ничего не случится. А если с тобой стрясётся беда, то не переживай за меня, я всегда смогу снова выйти замуж...»

Томми не слишком хорошо говорил по-английски и, когда заходил в тупик - не понимал вопроса или не мог на него ответить, - просто весело смеялся. И это тоже было ответом на во-прос. А однажды он удивил меня, невольно показав меру своей ответственности перед гостем - обычную для всех сикхов.

В то утро в небольшом местечке между Джайпуром и Агрой я вышел из своего отеля и отправился пофотографировать по пустым улицам. Было часов 6, самый рассвет. Я пересёк главную улицу, свернул на перпендикулярную, миновал безлюдные дворики, прошёл мимо заброшенных хижин. Через какое-то время я обернулся и метрах в 20 за собой увидел Томми, который шёл за мной. Я кивнул ему и зашагал дальше, решив, что Томми забрёл туда случайно. Но он не отставал, держась на почтительном расстоянии... Таким образом он двигался за мной всю дорогу, не приближаясь и не отставая. Хотя охрана и не входила в его обязанности.

«АиФ. Без границ» N 4 за 2013 г.

Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии , Африки , на острове Фиджи , Великобритании , преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более чем 20 млн человек . Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов - сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама , но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

История

Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII - нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765-1849 гг), где возник сикхизм - дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию , мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469-1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке , а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479-1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса - Рам Дас (1534-1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса - Арджуне (1563-1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» - сикхский канон . Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675-1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда , но в 1716 г. он был казнен в Дели . После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев , закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780-1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала . После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами , которые укрепились на другом берегу реки Сатледж . В 1846 г. англичане нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии . Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства .

Расселение и численность

В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

Социальная структура

Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

Учения сикхов

Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Священная книга сикхов

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

Ритуалы сикхов

Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

  • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
  • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
  • Кара (Kara) - стальной браслет
  • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
  • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

В дополнение к крещению, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию . После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхи и сикхизм в современной Индии

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. Гражданская война в Пенджабе длилась более десяти лет, привела к гибели более 20 тысяч человек .

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

Одежда

Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

Напишите отзыв о статье "Сикхи (народ)"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
  • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей . Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67-82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108-116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345-365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.

Отрывок, характеризующий Сикхи (народ)

После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
– Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

В начале XVI в. как одна из религиозных сект бхакти (санскр. "преданность", "любовь к Богу"). Последователи бхакти считали, что для личного спасения человеку достаточно иметь лишь беспредельную любовь к Богу и отвергали почитание жрецов и выполнение обрядов. Главным в учении бхагти было то, что оно провозглашало равенство перед Богом всех людей и отрицало кастовое деление.

Территория Пенджаба, особенно во время возникновения там сикхизма, была ареной напряженной междоусобной борьбы, где непрерывно велись ожесточенные и кровопролитные войны. Постоянная необходимость вести борьбу с врагом оказала огромное влияние на весь образ жизни и мысли сикхов, превращая их почти поголовно в солдат.

Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.). Нанак соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религиозную систему.

Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения.

Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхам было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, не аскеза или отшельничество, ни далекие паломничества - т. е. ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.

Культовые обряды у сикхов существует, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другу перед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителей до сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.

И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи и в наши дни остаются верными своему традиционному занятию - воинской профессии. Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.

При преемниках Нанака сикхизм получил организационое оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574 гг.) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуру Арджуна (1581-1606 гг.) составил священную книгу сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"), хранящуюся в Золотом храме. Во время праздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественной процессии проносят по улицам города.

При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708 гг.) были проведены серьезные реформы внутри общины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась в сплоченное военизированное объединение. В 1699 г. Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это же время были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в члены общины - пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носить тюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивался благородный титул "сингх" (лев).

В начале ХVIII в. хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи Великих Моголов, в результате которой в 1765 г. на территории Пенджаба было создано независимое государство сикхов. В 1849 г. англичане после двух ожесточенных войн захватили это государство.

В настоящее время число последователей сикхизма составляет около 6 миллионов человек. Сикхи в основном проживают в штате Пенджаб.