Развитие журналистики во франции. Французская журналистика

Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Фр.пресса отличается остроумием, темпераментом, искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент.

Этапы:

Начальный период развития французской печати (н.15в – к. 18в)

Период Великой французской революции (1789-1799)

Период правления Директории и Наполеона Бонапарта (1799-1814)

- «Золотой век» французской печати (1814–1914 гг.). Зарождение ежедневной региональной прессы

Период первой мировой войны и межвоенья (1914-1940)

Период нацистской оккупации, вторая мировая (1940-1944)

Послевоенный период

Современный этап развития ежедневной региональной прессы

Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409-1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461-1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515-1536 гг.).

Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались религиозные изд., альманахи, календари, книги, хроники придв. жизни, бюллетени диплом.отнош-й.

Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard («утка») . Это французский журналистский фольклор, курьёзные рассказы. В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии » 1605 года. Как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16-17 веках, представляли собой брошюры форматом 8 на 12 см. и объемом 8-16 страниц. Они печатались на очень плохой бумаге с огромным количеством ошибок и тем не менее были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая невероятные названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

Таково было состояние французской периодической печати до 1631 года, до появления издания «La Gazette» Теофраста Ренодо. Сначала Ренодо работал в «Меркурие». Там талантливого журналиста заметил Ришелье, который предложил ему выпускать новое периодическое издание. Организация подобного издания без поддержки всемогущего кардинала была невозможна. В 1630 г. Ренодо оформил официальное разрешение на владение Адресным бюро и получил монополию на сбор информации по всей территории Франции. Ренодо принадлежит к числу первых французских просветителей. Это был человек незаурядных способностей в различных областях знания, сочетавшихся с активной социальной позицией.

Теофраст Ренодо - основатель «Ля Газетт » (1п.17в.), положил начало первой газете политической - официальной. Название «La Gazette », происходившее от названия листков новостей, которые Ренодо видел в Венеции (те самые, что продавались за мелкую монету, называвшуюся «газетта»). Первый номер «La Gazette » вышел 30 мая 1631 года.

«La Gazette » выходила по пятницам на четырех страницах форматом 23 на 15 см. Позже число страниц увеличилось до 12, а также появились рисунки. Тираж её поднимался до 1200 экземпляров. Ежегодно все номера собирались в один том, выходивший под названием «Годовой сборник».

Поначалу в «La Gazette » печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук». Определенная часть информации поступала в газету «сверху» - от кардинала Ришелье и даже от самого короля.

В 18 в. (эпоха Просвещения) журналистика во Франции развивалась медленно. Тормозили ее развитие малограмотность населения и жесткая цензура. Газеты подвергались предварительной цензуре, введенной в 1п.17в. Господствовал один жанр - отчет. Все сообщения были анонимны и написаны тяжелым языком. 1-я ежедн. газета - «Газета Парижа » - появляется только в к. 18в. На протяжении 18 в., растет интерес к журналам: «Журнал ученых », «Галантный Меркурий », «Французский зритель ». "Подлинная" история французской прессы началась с Великой французской революции (1789-1794), В 1789 г. была принята "Декларация прав человека и гражданина", в 1791 г. - первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Писатели: Монтескье - «Персидские письма», Вольтер - «Английские письма», Дидро - «Энциклопедия».

Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Эпоха буржуазных революций породила - «персональный журнализм». Это было время активного развития и борьбы идей. Газету представлял фактически один человек. Как правило, это были не просто журналисты, а политические деятели, занимавшие важные гос. посты.

Яркие личности. Оноре Мирабо . Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»

Жан-Поль Марат - газета «Друг народа» (естественная близость к народу, разоблачение было главным предметом его публицистики),

Франсуа Бабёф - книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.

Газета Жака-Рене Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание. Папаша Дюшен - собирательный тип, который представлял собою человека из народа. Жан Жорес - ежедн. газета «Человечество ».

1793 г. – происх. якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

Революция привела к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Когда Н. ст-ся Перв. консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск. указ о запрещении боль-ва полит. г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху – офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв. г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост. полит. г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Когда Н. ст-ся Перв. консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск. указ о запрещении боль-ва полит. г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху – офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв. г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост. полит. г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон всяч. пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания Фр.Бурж.Рев. Даже слово «революция» запрещено употреблять. Фамилии деятелей тоже запр.

Провинц. полит. газеты были по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск. наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм. и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск. г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

Н. превр. прессу в совершенно свобод. гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн. политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор. жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.

29 авг. 1848 г. появ. нов. закон о печати , к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг. доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн. хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит. г-т. Печать пол. право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «Фигаро», Вимессан – издатель. И по сей день.

В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846 г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати. Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз. двустранич. г-т в час (раньше – 4 тыс. экз). Т. обр, в 60-е гг. созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.

Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди». Французские медиа-концерны: Ашэтт, «Фигаро» , Баяр-пресс ; Плюри-Коммуникасьён.

Парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил “Экспресс” – популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д.

    Основные тенденции развития СМИ в странах Латинской Америки и Австралии.

В большинстве стран Латинской Америки составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, в колониях первые периодические издания появились под воздействием европейских держав. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и деятельности метрополий в владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии более передовых общественных отношений и институтов (журналистика). Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, до достижения ими независимости явилось наличие двух видов прессы: в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (собственно колониальная пресса), с другой стороны – печати, отразившие интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание .

Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий. Издания для колонизаторов. На их страницах пропагандировались идеи расового превосходства европейцев. Основанная в 1722 г. в Мехико ежемесячная «La Gaceta de México y Noticias de Nueva Espana», гватемальская «La Gaceta de Goatemala» (1729–1731), издававшаяся в Перу с 1743 г. «La Gaceta de Lima» представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей и перепечаток из мадридских изданий, благодаря которым испанцы узнавали вести с родины. Доля новостей о жизни испанских колоний была минимальной. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем не знающие язык своих угнетателей, были лишены возможности использовать эти газеты как источники информации.

Светские издания для коренного населения. Миссионерские школы и светские европеизированные образовательные учреждения в колониях способствовали насаждению среди «туземцев» настроений лояльности к метрополии, преклонения перед ее политическими. По мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась аудитория «туземной» прессы, адресованной местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.

Миссионерские издания - издания религиозного содержания. Выпуск периодических изданий на местных языках - духовной переориентации жителей колоний на ценности европейской христианской цивилизации. Среди миссионеров было немало людей, которые добросовестно стремились помочь коренным жителям, обучая их детей, больницы, разрабатывая письменность для тех народов. Несмотря на это, деятельность совпадала с основными целями колониальной экспансии европейских метрополий. К выпуску миссионерских изданий на языках коренных народностей нередко привлекались образованные представители местного населения – как правило, священники. Для них религиозная пресса становилась школой журналистики, они начинали самостоятельную издательскую деятельность.

Первые патриотические издания. Появлению в колониях печати, выразившей требования национального самоопределения, предшествовала деятельность первых изданий патриотического направления, отражавших интересы коренного населения в самом общем, «неразвернутом» виде. Критические выступления патриотических изданий против системы угнетения, еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Тем не менее эти органы прессы стали действительными предшественниками современной национальной журналистики бывших колоний и полуколоний. Деятельность патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения и к будущему независимому развитию. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям.

Национальная пресса в колониях и полуколониях. По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил. В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El Despertador Americano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке. Сейчас более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики характерно расслоение между столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют.

Первая газета появилась в Австралии в 1803 году, спустя 15 лет после основания колонии заключенных на берегу не знавшей прежде европейцев Сиднейской бухты. Первым редактором еженедельной газеты "Сидней Газетт энд Нью Саус-Уэльс Эдвэтайзер" (Sydney Gazette and New South Wales Advertiser) стал именно магазинный вор Джордж Хоу (George Howe), приговоренный к смертной казни за магазинную кражу в британской колонии Индии, но, согласно английским законом, столь строгий приговор заменили ссылкой в Австралию. Газета печатала в основном правительственные сообщения на одном листе столь дефицитной в то время бумаги. "Сидней Газетт" (The Sydney Gazette) выходила под оптимистическим слоганом "Так мы надеемся процветать" (Thus we hope to prosper), и она оставалась единственной австралийской газетой до 1810 года, когда начала выходить газета "Дэруэнт Стар" (Derwent Star).

В 1824 году Вильям Уентворс (William Wentworse) начал выпускать "Оустрэйлиэн" (The Australian), упрямую и самоуверенную газету, которая во всем и вся поддерживала бывших каторжников. В 20-е годы XIX века стали выходить газеты, отражающие интересы растущей местной буржуазии, - "Монитор" (The Monitor), "Колониал Таймс".

В 1831 году появляется первая, дожившая до нашего времени ежедневная газета "Сидней Геральд" (The Sydney Herald). В 1841 году газета была продана другому типографщику Джону Фэйрфаксу (John Fairfax), который переименовал "Сидней Геральд" (The Sydney Herald) в "Сидней Монинг Геральд" (The Sydney Morning Herald). Газета и по сей день принадлежит холдингу "Джон Фэйрфакс" (John Fairfax Holdings Ltd)., причем является газетой "правящей верхушки" и всех, кто причисляет себя к элите.

В 1865 году население викторианской Австралии "пост-золотолихорадочного" периода (post-goldrush) уже составляло более 500 тысяч английских, ирландских и шотландских эмигрантов, которые привезли на новую родину свои старые "читательские" привычки. Легко понять, что большинство переселенцев уже были знакомы с penny press*, и они соответственно искали нечто похожее - "ведущее к родине" (homeward), т.е. газеты и журналы, писавшие об экономических, политических и литературных новостях Великобритании. Вот почему австралийские журналисты отчаянно конкурировали друг с другом, пытаясь первыми подняться на корабль, только что вошедший в порт, чтобы раздобыть английские газеты со "свежими" новостями и немедля перепечатать их.

80-е годы ХХ века были "золотым веком" австралийской журналистики расследования, основными "производителями" которой стали газета "Нэйшинэл Таймс" (The National Times) и телевизионная программа Four Corners компании "Острэйлиэн Броудкэстинг Компани" (Australian Broadcasting Company (ABC)). Именно в этот период появилось огромное количество Королевских комиссий, тогда же несколько министров короны ушли в отставку добровольно или по принуждению, а дела о коррупции в политических и полицейских кругах стали достоянием широкой общественности. Причем, именно в 80-х годах как никогда раньше становится ярко выраженной тенденция представлять проблему читателю с двух разных сторон: одну точку зрения ему преподносит одна газета, другую - другая соответственно.

Изначально большинство австралийских газет было связано с семейными династиями. "Сидней Монинг Геральд" (The Sydney Morning Herald) - с Фейрфаксами, мельбурнская "Эйдж" (The Age) - с Саймами, хобартская "Меркьюри" (The Mercury) - с Дэвисами, лонсестонская "Экзамайнер" (The Examiner) - с Рольфами, аделаидская "Эдвэтайзер" (The Advertiser) - с Бонитонами, пертская "Уэст Острэйлиэн" (The West Australian) - с Хеккетами. Но сейчас газеты вышли за рамки "семейного" дела - среди крупных монополистов, чьи семьи стояли у самых истоков австралийских СМИ, во "взаимодействии" с газетами остались только Фэйрфаксы (Fairfax).

На сегодняшний день самыми могущественными корпорациями среди газетных СМИ являются News Corp. Ltd, принадлежащая Руперту Мёрдоку, и John Fairfax Holdings, частичный контроль над которой все-таки сохраняет семья Фэйрфаксов. Журнальной периодикой владеет компания Кэри Пакера Australian Consolidated Press - дочернее предприятие мощного холдинга Publishing & Broadcasting Ltd. Компания Руперта Мёрдока News Corp. Ltd. контролирует 59 процентов всех печатных СМИ Австралии.

Основным источником зарубежной информации в настоящее время является агентство Australian Associated Press, созданное в 1935 году на кооперативных началах собственниками газет и радиостанций. С 1946 года оно - партнер агентства Рэйтер (Reuter), совместно с которым имеет корреспондентскую сеть в странах Азии, корреспондентский пункт в Лондоне и Нью-Йорке. Australian United Press - агентство, основанное в 1928 г., поставляет информацию о внутренней жизни Австралии, а провинциальным газетам - и о событиях за рубежом.

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма -практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей Как писал Даниэль Дефо, «если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу - тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми» .

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево. В таких журналах Мариво, как «Французский зритель», где само заглавие перекликается с английским «Зрителем», «Неимущий философ» и «Кабинет философа», заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем - изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование «мариводаж». В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии. Антуан Франсуа Прево, более известный под именем аббата Прево, создателя знаменитого романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 г. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу «Зрителя» еженедельный журнал «За и против». Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие.

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Беседы живописцев» швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда «Честный человек», «Вольнодумец», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», который издавал Г.Э.Лессинг. Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал «будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера <…> Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось». Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. «Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.



Английская просветительская журналистика. Трактаты и памфлеты Д.Дефо. Дефо как редактор «Обозрения» (“The Review”). Публицистика Дж.Свифта, его работа в еженедельнике «Исследователь» (“The Examiner”).

В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной (отмена «налогов на знание»). Улучшение средств связи (скоростной транспорт + телефон).

Превращение службы Джулиуса Рейтера в информационное агентство. Первые попытки - неудачны. Первое письменное соглашение между «Рейтер», «Гавас» (франц.) и «Вольф» (нем.). Первая мировая война - проблемы, вместе с Джонсом - расцвет.

В 60 - 80-е развитие различных типов периодических изданий. В Лондоне - много вечерних газет («Пелл Мелл Газетт», «Лондонский ежедневный вестник», «Вечерний вестник», «Вечерние новости», «Звезда»). Провинциальная «Дневная почта Ливерпуля». Воскресные газеты «Еженедельные новости», «Арбитр», «Люди». Журналы «Ежеквартальное обозрение», «Современное обозрение», «Девятнадцатый век», «Обозрение двух миров».



В 60 - 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В «Ярмарке тщеславия» - вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, раздел сплетен. Создан еженедельник «Мир: журнал для мужчин и женщин» (обзоры современной истории, интересы женщин, критические материалы, написанные «джентльменами и учеными»). Еженедельник «Истина». В конце XIX - новые литературные издания. Периодика второй половины XIX в. - специализирована. О приключениях и путешествиях - «Журнал всего мира», существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания. Долгое время печать все еще ориентировалась на образованное меньшинство. На газетных полосах - информация, связанная с человеческими интересами. В последние десятилетия XIX в. пресса стала испытывать определенные трудности.

Реорганизация английской прессы (Уильям Томас Стед «Северное эхо»). В 1880 г. начал работать в вечерней «Газете Пел-Мел» (криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли). В 1890 г. Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью» (дайджест). Вечерняя газета «Стар» Т. П. О"Коннора (собирался покончить с «тривиальным» стилем «устаревшего журнала»). В 1881 г. Джордж Ньюнес основал «Всякую всячину» - дешевый еженедельник, пикантные новости. Интерес к человеческой натуре в «Журнале Стрэнда» (иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмсе).

Вступлению Англии в век «новой» журналистики - братья Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. В 1888 г. вышел первый номер «Ответов». Национальная ежедневная газета «Ежедневная почта» А. Хармсворта. Издавался ее воскресный выпуск - «Воскресная утренняя газета», в 1899 г. - «Иллюстрированная почта». «Континентальная утренняя почта», «Заморская утренняя почта». Газета стала приносить солидную прибыль. Специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании. В 1903 г. Хармсворты - ежедневную газету «Ежедневное зеркало» (дешевое издание для домохозяек, для домашнего чтения). Хармсворты учредили акционерную компанию «Амальгамейтед Пресс».

Газета Артура Пирсона «Еженедельник Пирсона» (рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным делом). В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Ежедневный экспресс» («американизация»).

Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет. Английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты (поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали, увеличились возможности манипулирования общественным сознанием). Активный поиск своей ниши на рынке информации.

«Дейли Телеграф» - успех принесли ее корреспонденты, среди которых доктор Эмиль Джозеф Диллон («журналист по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию»). Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты. Облик «Дейли Телеграф» как качественной газеты.

Право выбора «качественной» ориентации оставила за собой и «Таймс». Газетные «продолжатели» «Таймс»: «Почта» - обзор публикаций основного издания; «Еженедельное издание Таймс» - перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»; «Литература» - еженедельник с обзором мировой литературы; «Итоги» - два полугодовых сборника финансового характера. Генри де Бловиц (воен.корр.). Вопросы внешней политики - приоритетным направлением в газете. Идеологическая «ангажированность» газеты.

Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу. На газетном рынке появляются люди, которые будут задавать тон в английской журналистике на протяжении первой половины XIX в.: Это Макс Эйткен («Дейли Экспресс»), братья Бери («Санди Таймс»), братья Хармсворты («Дейли Миррор», «Таймс» и «Дейли Мейл»). В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась. Дифференциация прессы Англии (деление на качественную и массовую; социальная дифференциация изданий).

Рабочая газета «Улей» - типичный представитель тред-юнионистской прессы, в интересах рабочего класса, сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного издания (полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях). В 1870 г. Генеральный Совет опубликовал свои отчеты в «Восточной почте», лондонском радикальном еженедельнике. От имени Интернационала выступал «Друг трудящегося».

В 80-е годы XIX в. появляются Демократическая федерация и Социал-демократическая федерация, из которой затем выделилась Социалистическая лига. Органом Социал-демократической федерации был еженедельник «Справедливость» Уильяма Морриса. Социалистическая лига издавала журнал «Всеобщее благо», выходивший сначала еженедельно и объявивший своей целью пропаганду социализма. Просветительский характер. В социалистическом журнале «Сегодня» в 80-е гг. XIX в. печатались произведения Дж. Б. Шоу.

В 1893 г. была организована Независимая рабочая партия. По духу близок еженедельник «Горн» (иллюстрированное издание, вопросы литературы, политики, философии, театра), обещал следовать идеям гуманизма, выражать точку зрения не партий и сект, а справедливости, разума и милосердия.

В начале XX столетия усиливается движение, направленное на формирование политических организаций, способных выразить интересы английских трудящихся.

В 1906 г. оформилась Рабочая (Лейбористская) партия, в 1911 - Британская социалистическая партия. В 1911 г. возникает газета английских рабочих «Ежедневный вестник» - сначала как листовка, отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Последовательно поддерживала борьбу докеров, строителей и шахтеров за свои права. Но с началом первой мировой войны ее захлестнула шовинистическая волна. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета «Призыв», основанная в 1916 г. большинством Британской социалистической партии. Это издание рассматривается в качестве непосредственного предшественника английской коммунистической печати.

Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.

Франц. печать возникает позже немецкой и английской, но её развитие проходит легче и интенсивнее. Французская пресса отличалась своей содержательностью. Уже 1-ый фр. листок шел дальше простого сообщения и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.

Особенность развития – жёсткая детерминированность политическим процессам. Фр. Пресса часто менялась, в зависимости от изменений государственного строя. Именно Франции принадлежит заслуга формирования революционной прессы.

Этапы становления журналистики во Франции:

1. Середина 15 – 17 вв. Средние века и возрождение. Зарождение печати.

2. 17 век – появление первых печатных газет

3. 18 век – Эпоха просвещения. Французская революция.

5. 20 век (1-я половина 20 века)

6. Современность (20-я половина 20 века)

Возникновение университетов, появляются рукописные «Летучие листки» (НУВЕЛИ), для обмена информацией между университетами. Университеты взяли в оборот печатный станок Гуттенберга. Первая типография появилась в Париже в 1470 году. Печатались религиозные издания, альманахи календари.

К концу 15 века – около 50 типографий.

Первое периодическое издание – ежегодник (1611 г) «Меркюрфрансуа» («Французский вестник»).Издаёт университет. Это прообраз бульварной прессы.

Канарды (canard -курьезный рассказ)– неповторимое национальное явление фр. журналистики. Журналистский фольклор. Небольшие брошюры, на очень плохой бумаге, с огромным количеством ошибок. Были очень популярны. Их продавали у стен королевского дворца, громко выкрикивая названия, привлекавшие покупателей сенсационностью.

К концу 16 в. появляются первые печатные хронологии – сборники новостей . На их базе в 17 в.складывается газетный ежегодник «Французский меркурий » (Меркюр де франс), имел влияние на общественную жизнь Франции, был самым популярным. 17 в.

2. Первой газетой Франции, считается «Ля газетт » - 1631 год. Издатель ТеофастРенодо . Созданапо образу информационных листков в Европе. Официозна (формально не связана с правительством, но фактически проводит его взгляды), общедоступна. Подписки не было. Содержала придворные сообщения, военные сообщения. «Ля газетт» - прообраз современных газет. Можно считать первой политической газетой.

«LaGazette» отличалась не только, большим количеством разнообразных новостей из различных стран, отсутствием слухов, но и ясностью, четкостью, а главное, качеством стиля.

В «LaGazette» стала размещаться платная реклама.В 1632 году Ренодо издает первый печатный листок объявлений под названием «FeuilleduBureaud"adresse», представляющий собой строчную рекламу. Основные рубрики: «Продажа и аренда недвижимости», «Продажа мебели» и «Разное». «Ренодо стал первым французским журналистом, именно благодаря которому в прессе появились первые частные объявления», – так определил Марк Тангейт его роль в истории рекламы.

Стоит отметить, что Ренодо, в отличие от основателей других газет, не принадлежал к корпорации издателей-типографов, а сама газета, по мнению многих исследователей, была создана «по заказу» всемогущего Ришелье, ставшего в 1622 г. кардиналом Франции и возглавившего королевский Совет в 1624 году.

3. Медленное развитие журналистики - малограмотность населения, дезорганизация государственной жизни, жесткая цензура.

Активно развиваются моральные еженедельники, например, «Французский зритель » Антуана Прево, СОЗДАННЫЙ ПО ОБРАЗЦУ АНГЛИЙСКОГО «ЗРИТЕЛЯ». Из-за цензуры, росло число подпольных изданий.

Однако «подлинная» история фр. прессы началась с Великой французской революции (1789-1794). Принята декларация прав человека и гражданина, конституция, а следовательно - количественный и качественный рост периодики.

Складываться публицистика, она всегда категорична, в текстах появляется оценочный компонент. Высокий уровень словесности рождает жанр фельетона (В газете Журналь де деба - Газета дебатов. Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "JournaldesDebates" (feuilleton - листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном)

Появилась первая крупная газета «Журналь де Франс ». Не имела широкого распространения. Когда фр.революция стала набирать обороты, для прессы наступили благоприятные времена. Объявили свободу печати, стало появляться множество ежедневных газет, но многие сразу и исчезали.Основные черты – газеты того времени глубоко политизированы, разные силы использовали их, как трибуны политической борьбы.

Исчезала партия, исчезала и газета.

Газета Эбера «Папаша Дюшен » - одно из самых известных периодических изданий демократической прессы периода великой фр.революции. Папаша Дюшен – собирательный тип, представляющий собою человека из народа, мелкий торговец, который всегда разоблачит любую несправедливость, злоупотребление.

Газета Жана Поля Марата "Друг народа ", была органом революционной демократии. «Друга народа» грамотные парижане читали вслух с первых дней революции. Достоинства его публицистики: последовательность, страстность, простота и общедоступность, строгая фактическая обоснованность требований.

Разоблачение было главным предметом его публицистики. Он развивал целые газетные кампании вокруг какого-либо конкретного события или лица.

Этот разгул революционной журналистики вскоре остановил Наполеон, он понимал явную силу и влияние прессы. Считал, что 4 враждебно настроенных газеты опаснее 100 тыс.штыков. Сначала разрешил только 13 газет, а потом 4: «GazettedeFrance», «JournaldeParis», «Journaldel"Empire» (раньше наз. «Журналь де деба») и «Moniteur».

4. 19 в. После разгрома Наполеона при Ватерлоо на престоле Людовик 18 – последний король Фр.династии Бурбонов – новая эпоха фр. журналистики. При Бурбонах было разрешено высказывать своё мнение, в рамках закона. В 19 веке журналистика Франции пользовалась практически полной свободой.

Появляются ультрароялистские газеты (за усиление королевской власти). Февральская революция (1848) наводнила печать таким же обилием газет, как и 1ая великая революция. Во второй половине 19 в (эпоха Второй империи), появились новые большие политические газеты. Самой влиятельной стала «Темпс». Из мелкой прессы выдвинулся «Фигаро ».

«Фигаро», «Темп», «Моните » - элитарная журналистика, самые популярные издания.в 19 в.

В 1835 основано первое в мире информационное агентство Гавас. Его основателем выступил известный французский писатель и журналист Шарль-Луи Гавас (1783-1858). Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. Решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. С изобретением телеграфа Гавас получило статус полноценного телеграфного агентства.Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агенства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». Именно «Гавас» первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 г. В 1944 г. на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

Во Франции появление изданий "pennypress" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Жирарден основал политическую газету «LaPresse » («Пресса»). Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье , ведшего раздел художественно-критического фельетона). Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание, и публикации в "LaPresse" нередко вызывали раздражение властей. ПРО ПУБЛИКАЦИЮ РОМАНОВ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ АНДРЕ ЖИДА!!!

Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel ", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Конец 19 в – дело Дрейфуса (фр.офицера обвиняли в шпионаже в пользу Германской империи) – становление гражданского общества во Фр.

5. "Золотой век" французской журналистики – конец 19, начало 20 веков - вызвал бурный рост печати. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть «кровь».

Де́ло Дре́йфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
В печати высказывались мнения, что вина Дрейфуса не доказана и что он пал жертвой судебной ошибки; в «Matin» было напечатано факсимиле бордеро, которое у многих возбуждало сильное сомнение в принадлежности этого документа руке Дрейфуса (что было бы доказательством его невиновности). В 1896 году появилась брошюра Лазара: «Судебная ошибка» («Une erreur judiciaire»), в которой доказывалась невиновность Дрейфуса (но на судебный приговор это не повлияло).
«Я обвиня́ю» (фр. «J’accuse») - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете «Орор» (фр. «L’Aurore») 13 января 1898 года.
Она написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьёзных улик.
Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за её пределами. Золя был обвинен в клевете и осуждён 23 февраля 1898 года. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства полковника Анри и бегства майора Эстергази, двух главных фигур дела Дрейфуса в июне 1899 года.
Статья Золя вызвала широкий резонанс в культурном мире, став доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.

В 1904 году основывается газета Юманите (человечество) Жан Жорес. Она была социалистической, пацифистской.

1914-1918 Первая мировая война. Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений.

С августа 1914 г. запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии » угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки.

В 1916 г. Межминистерская Комиссия по делам печати (занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразована позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) – первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.

Трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен » довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. К 1918 г. тираж «Матен » - 1 000 000. «Птижурналь » - 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журнал ь», ее тираж быстро вырос до 400 тыс. Эта пятерка заслуживала доверия правительства, и только ей было дано разрешение на распространение в войсках.Выделялась созданная в 1916 г. ежедневная газета Гюстава Тери«Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь».

Война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.

Среди «окопных» изданий, объединявших лучших карикатуристов и художников, были «Байонет»и «Мо », которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».

Печать сыграла большую роль в победе крупной буржуазии на выборах 1919 года.

В период между двумя войнами быстрыми темпами развивается и становится массовым новое информационное средство – радиовещание. За пятнадцать лет (с 1924 по 1939 гг.) количество радиоприемников выросло во Франции с 60 тыс. до 5,2 млн.возникало и развивалось частное радиовещание. Уже в 1928 г. действовало 11 государственных (две в Париже, 9 – в провинции) и 14 частных (четыре в Париже, 10 – в провинции) радиостанций.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря : сотрудничество с захватчиками; другая возникла в ходе антифашисткой деятельности сопротивления и выходила нелегально.

6. газеты предпочитают не афишировать определенную политическую направленность. Общая тональность стала более нейтральной.

Всего в Париже в 1910 г. выходило около 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз. Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». В поисках аудитории парижские газеты еще активнее обращаются к провинциальному читателю.

Качественные издания: ежедневные «LeMonde » (самый крупный тираж, читаема за пределами Фр). «LeFigaro » - кредо: самая близкая своим читателям. «Liberation » - более прогрессивная. Стала первым фр.печатным изданием, открывшим свой сайт в Интернете. Массовые: «France-Soir», «Птипаризьен», «Птижурналь». Фр.печать находится под контролем нескольких медиа-объединений (АШЕТТ, группа Эрсана, Гавас, Паризьен, Байяр-пресс, Экспаньон).

ТВ: Фр.система ТВ была создана как система государственного ТВ и использовалась государством как действенный инструмент во внеш.и внутренней политике. Потом изменилось (как инструмент гражданского консенсуса). Запрещается обслуживание более 5 ТВ каналов одним оператором. Холдинг FranceTelevision, Антенн 1.

Радио: к нач.21 века радио Фр.сохранило внимание широкой аудитории за счет разнообразия каналов и программ. Нац.компании радиовещания RadioFrance. ИА: Франс Пресс (крупнейшее фран.ИА.Основалось в сер.20 в. на базе ИА «Гавас»).

Щанкина Юлия

Журналистика во время Войны за


Независимость

В Америке. Публицистика Т. Пейна.

Английская Америка стала первой страной, освободившейся от колониальной зависимости. С давних пор английская корона рассматривала свои колонии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необходимые для участия в большой европейской политике и ведения войн. Интересы самих колоний при этом не учитывались. Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. Война за независимость продолжалась с 1775 года (первое столкновение с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание Парижского мирного договора). расстановка политических сил в американской революции нашла своё отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, остается одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в

США становится на один уровень с памфлетом. Число газет в 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями. «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными,

поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс

(11) спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века. Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны выходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные выпуски. Так постепенно амер. журналистика приближалась к возникновению ежедневной печати. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии). Надо отметить важного вклада в борьбу за независимость американской печати. Журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе. Томас Пейн родился и вырос в англии.В ранней юности он был пиратом, затем занимался самообразованием, сменил множество работ, не задерживаясь подолгу ни на одной из них. Познакомившись с Б. Франклином, Пейн в 1774 г. отправился в Америку. Там он вскоре приобрел известность своими статьями и памфлетами в «Пенсильвания мэгэзин». В памфлете «Здравый смысл» (1776) Пейн впервые сформулировал призыв к независимости. Именно он первым употребил название нового государства – Соединенные Штаты Америки.Во время Войны за независимость Пейн служил в действующей армии, где создал цикл памфлетов «Американский кризис». После войны он вернулся в Англию, затем в охваченную революцией Францию, где избирался членом конвента и едва избежал казни на гильотине. Пейн умер в Америке в бедности и одиночестве. За богоборческие взгляды, выраженные в работе «Век разума», его запретили хоронить на церковном кладбище.

Журналистика во Франции 1-й половины XIX века. Политика Наполеона. Деятельность Э. де Жирардена.

Наполеоновский "Консульский указ о газетах", вышедший 17 января 1800 г., привел к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже. На министра полиции была возложена обязанность следить за прессой и за тем, чтобы "редакторы газет были неподкупной нравственности и патриотизма" (115. С.154). Бонапарт, прекрасно понимавший силу прессы и как-то сказавший, что "четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков" (90. С.37), при создании Конституции империи (1804) одобрил включение в нее четырех статей, призванных гарантировать свободу печати, но которые на самом деле уничтожили эту свободу. Наполеон инициировал принятие декрета о печати 1810 года, что привело к подчинению периодической печати главному управлению делами книгопечатания и книжной торговли, входившему в качестве структурного подразделения в министерство внутренних дел.

Наполеоновская цензура негативно сказалась на культурном развитии Франции. Издатель, журналист Жерарден 1 июля 1836 г. начал издавать газету «Ля пресс» - стоимость в 2 раза ниже. Первый издатель, который сумел устроить газетное предпринимательство профессионально, посмотрел на рекламу с практической точки зрения. Газета "Ля Пресс" отражала интересы крупной буржуазии, а сам он учавствовал в биржевых авантюрах и был организатором акционерных пирамид (известность АО "МММ").Луи-Филиппа газеты называли королём биржевиков, а сатирические издания изображали его в образе разжиревшего биржевика.Различные направления: правительственные (14 тыс. подписчиков), либеральные (оппозиции) - тиражи обгоняли. В 1824 г. либеральные газеты имели 41 тыс. подписчков, правительственные - около 14. Журналистская доля незавидная - платили очень мало. Писатели публикуются в газетах. В 1838 возникло общество французских писателей по инициативе Бальзака, стремились улучшить правовое и материальное положение своих собратьев. Смета газетных трат:

(12)много на техническую сторону издания (бумага, набор, рисунки, помещения).Период Июльской монархии характеризуется ростом периодики - выходило более 700 газет и журналов. При этом крупная буржуазная пресса в значительной части подкуплена. Торговля журналистской совестью была обычна и не считалась за стыд или преступление. Доверчивые французы трудились, много раз обманывались буржуазией, верили известиям, а выдумывалось это для того, чтобы возбуждать ажиотаж на бирже. "Ля Пресс" Жирардена и "Журналь де Деба" постоянно получали правительственные субсидии из фондов, предназначенных на тайные расходы.Некоторую независимость сохранила газета "Сиекль" – орган так называемой династической оппозиции; учредитель и редатор - Одилон Барро. Ещё более левой была газета "Французский курьер". В оппозиции были и такие крупные газеты, как "Ля Котидьен" и "Газетт де Франс". В 1847 Жерарден возглавил вместе со своей газетой группу "прогрессивных консерваторов" как проявление кризиса верхов. Кредо этого дела Жерарден выражал словами: "Мы в оппозиции, но мы не из оппозиции"Гюго (1802-1885): идея публикаций - за мир между народами на всей земле. Под влиянием Шатобриана в его журнале появляются первые литературные произведения, а также много публицистических произведений. «Речь о свободе образования» (1850) - за то, чтобы католическая церковь не устанавливала надзор за образованием. «Речь о свободе печати» - против нового закона об ограничении свободы печати. «Речь о пересмотре Конституции» (1851)- образец ораторской прозы Гюго. Памфлет «Наполеон малый» - в центре образ Наполеона, изображен сатирически. Гюго отличает антибонапартистская позиция, идея мира, по нему, неотделима от освобождения народных масс. Выступал также против расширения колоний и интервенции. Его работы: «Обращение к Италии», «Речь Гарибальди», «Прошение о Кубе». Речи всегда оказывали действие. Сотрудничество с Герценом - «Колокол», «Полярная звезда». Стиль монументальный, тесный союз с действительностью, эмоциональность, логичность.

13.Журналистика во Франции 2-й половины XIX века. Политика Луи-Наполеона. Массовые печатные издания. Если в 1846 году в Париже насчитывалось 26 газет, то к лету 1848 года количество одних только политических изданий достигло 790, не считая более 400 неполитических. Правительственными декретами от 5 и 6 марта 1848 года была восстановлена свобода печати. Новые законы о периодической печати вернули прессу к тому же положению,в котором она находилась после сентябрьских законов 1835 года. В августе 1848 года была восстановлена система залогов, что привело к исчезновению газет, которые были не в состоянии внести в казну требуемую сумму обязательного денежного залога (100000 фр. для ежедневной газеты, 50000 тыс. фр. для еженедельной и т.п.).Газетам было запрещено печатать собственные отчеты с заседаний законодательного собрания, довольствуясь лишь лаконичными официальными отчетами, составлявшимися штатными секретарями. Кконституция II Республики, принятая 4 ноября 1848 года, провозглашала право каждого гражданина "обнаруживать свои мысли путем печати или всяким другим способом", отвергала цензуру как таковую, а все "правонарушения, совершаемые посредством периодической печати", передавала исключительно в ведение судов присяжных, правовое поле было сужено до чрезвычайных пределов (188. С.209). Избранный президентом II Республики в ноябре 1848 года Луи Наполеон практически сразу закрыл шесть радикальных газет, в том числе "La Reforme" и "La Democratie pacifique".


Принятый Французским парламентом закон о печати 27-29 июля 1849 года назвал ряд новых "преступлений", которые могут совершаться печатью, среди которых на первое место было выдвинуто "оскорбление президента республики". Была восстановлена предварительная цензура для политических и социально-экономических произведений объемом до 10 печатных листов. Согласно декрету Луи Наполеона, изданному в декабре 1851 года, дела по "преступлениям" печати снова изымались из ведения судов присяжных и передавались трибуналам исправительной полиции. Совершив государственный переворот 2 декабря 1851 года и объявив себя "императором всех французов" Наполеоном III, Луи Наполеон начал, в подражание своему великому дяде, с закрытия неугодных ему изданий, запретив сразу 11 ежедневных газет в Париже, в то время как его префекты устроили настоящую бойню "красным" листкам в провинции. Правовое положение периодической печати во Второй Империи определялось так называемым "органическим" декретом Наполеона III, принятым им в феврале 1852 года. В соответствии с ним требовалось:1) предварительное разрешение правительства (министра полиции) для начала издания газеты или журнала; 2) ответственный или главный редактор назначались только с разрешения правительства; 3) не только восстанавливались, но и увеличивались штемпельный сбор и плата за пересылку по почте; 4) повышалась сумма залога для издания ежедневной газеты; 5) правительство, замечая "вредные тенденции" газеты, имело право направить ее издателю предостережение, а вслед за вторым оно было вправе приостановить издание газеты на два месяца без приговора суда;6) запрещалось публиковать любые отчеты о судебных процессах по делам печати. Власть (а правление Наполеона III, "закольцевавшее" систему взаимоотношений "власть-пресса", длилось девятнадцать лет) стремилась полностью контролировать поведение журналиста. Поэтому нельзя устанавливать абсолютное тождество между периодами двух Империй - несмотря на жесткое противостояние в оппозиции "власть-пресса", французская журналистика не только смогла выжить, но и нашла свой особый журналистский язык, в первую очередь в сфере литературно-художественной критики.

14.Золотой век» французской журналистики. Закон о печати 1881 года. «Большая четвёрка». «Дело Дрейфуса». 1881 год открывает «золотой век». демократичный характер имел и новый закон о печати. Цензура, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор, а с ними и многие другие ограничения отменялись одновременно, что было впервые после выхода первой французской ежедневной газеты. Все эти свободы, активизация политической жизни, дальнейшее распространение образования, дешевизна газет – привели к необычайно быстрому росту числа названий и тиражей. В течение трех лет число ежедневных газет удвоилось. Впрочем, так называемая «малая» пресса (действительно малого – 45x30 см. – формата и низкой – 5 сантимов – стоимости) только теперь приобщается к политике, к тому же без достаточно четкой ориентации. В основном же ее страницы заполнены романами-фельетонами и смесью хроники и разных фактов. Тираж этой популярной прессы значителен: от. 100 тыс. и выше, а ее лидер «Пти журналь» уверенно идет к миллиону. С другой стороны, так называемая «большая» пресса (формат 60x43 см, цена от 10 до 25 сантимов), отводит значительное и видное место политическим событиям с достаточно определенных позиций. Но даже самые процветающие ее представительницы не достигают тиража в 100 тыс., ограничиваясь чаще всего несколькими десятками тысяч экземпляров, отпечатанных, правда, на бумаге лучшего качества и тщательно оформленных. В последние полтора десятилетия XIX века французская пресса, переживавшая, как уже говорилось, свой «золотой век», имела в своих рядах многочисленные и неравные подразделения. «Большую четверку» составляли «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матен» и «Журналь». бе с ней предопределила сама. Ввязавшись в полемику вокруг дела Дрейфуса и заняв непримиримо антидрейфусарские позиции, она в 1898 г. сразу потеряла 600 тыс. читателей, которые частично перешли к «Пти паризьен», к этому времени шедшей на втором месте с тиражом 700 тыс. экз., а теперь ставшей крупнейшей ежедневной газетой. Основанная в 1876 г., «Пти паризьен» более десяти лет не могла добиться успеха, пока ее не возглавил Жан Дюпюи. С 1888 по 1890 гг. он поднял ее тираж с 300 до 650 тыс., а после дела Дрейфуса «Пти паризьен» имела уже около 800 тыс. В стремлении закрепить успех Дюпюи использует опыт, приобретенный им в США. На страницах газеты он организует различные конкурсы для привлечения читателей. Наибольший эффект имел конкурс, в котором нужно было определить, сколько пшеничных зерен поместится в бутылке из под вина и их общий вес. Ставка была явно сделана на сельского читателя, и хотя главный приз – 25 тыс. франков – выиграл городской житель, кровельщик по профессии, тираж газеты подскочил до 1 млн. 300 тыс. экз. (1 млн. – в провинции, 300 тыс. – в Париже). В течение 30 лет «Пти паризьен» сохраняла подзаголовок: «Самый большой тираж в мире», и ни одна парижская газета кроме нее не имела столько подписчиков в провинции.Название «Матэн» уже встречалось во французской прессе. В 1884 г. им еще раз воспользовался Альфред Эдвардс. В редакционной статье первого номера он заявил, что «Матэн» будет своеобразной газетой, не имеющей собственной политической линии. В подтверждение этого тезиса на ее страницах была открыта «свободная трибуна», где, действительно, уже в первых номерах выступили: Кассаньяк из бонапартистской «Пэн», Корнели из монархической «Клерон» и Жюль Валес из «Кри дю пепль». Однако ее постоянный автор Жюль Симон, определявший основную линию газеты, выступал с правых позиций. В 1899 г. «Матэн» вошла в «большую четверку» с тиражом лишь 78 тыс., но уже в 1902 г. ее тираж – 285 тыс., а накануне Первой мировой войны едва не доходил до миллиона.Наконец, четвертый участник группы – газета «Журналь», основанная в Париже журналистом из Нанта Фернаном Ксо, делавшем ставку при выпуске газеты на рекламу. В ночь на 28 сентября 1892 г. тротуары Больших бульваров были оклеены метр за метром лентой с одним словом «Le Journal», а к десяти часам утра было уже продано 200 тыс. экз. первого номера газеты. Тесное знакомство Фернана Ксо с владельцем «Нью-Йорк геральд трибьюн», американцем Гордоном Бенпетом сказалось на стиле работы директора «Журналь»: однажды он предлагал нанять десять человек с большими лысинами, посадить их в кресла первого ряда партера в одном из парижских театров и в антрактах проецировать на их лысины каждую из букв слова «Le Journal».

15.Отношения власти и прессы в Германии XIX в. В 1810 г. - строгая цензура для немецких газет. «Рейнский Меркурий» Йозефа Гёрресома - проповедовала национальные чувства, разбудила политический инстинкт в Германии (Гёррес проив рестарации). Впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. Стремление к более тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух. Начало домартовского периода (1830-1848 гг.) связано с Июльской революцией 1830 г. во Франции. 28 июня 1832 г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати, политических союзов и народных собраний. «Союз печати», провозгласивший своей главной целью борьбу за свободу печати. Пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократического (журнал «Аврора», «Газета для элегантного света», журналы «Форум журнальной литературы» и «Немецкий телеграф» - фельетон, путевые записки, мемуары, рецензии, рассказы-корреспонденции, новеллы) и консервативного («Литературный листок») - пришелся на середину 30-х гг. XIX века. Либерально-демократический лагерь был представлен «Молодой Германией» - литературным течением, которое возникло в начале 1830-х гг. Родоначальником течения был немецкий публицист Людвиг Берне (1786-1837). В числе идейных вождей и крупнейших писателей течения - Г. Гейне, К. Гудков, Г. Лаубе. Наиболее известными периодическими изданиями младогерманцев были Произведения самого Лаубе неодократно запрещались прусской цензурой. Дважды писатель подвергался аресту за свою политическую и журналистскую деятельность. В 1835 г. Менцель в «Литературблат» публикует статьи, содержащие резкую критику романа К. Гуцкова «Валли сомневающаяся», в котором проповедовалось «освобождение плоти» в духе младогерманцев. На защиту младогерманцев встал Людвиг Берне. В журнале «Весы» пропагандирует национально-освободительные идеи. Берне ответил памфлетом «Менцель-французоед» (вопрос о патриотизме). Диалогизм. В 30-40 гг. XIX века в Германии появились первые рабочие организации. В 1840 г. Фридрих Вильгельм IV ответил репрессиями (запрещен «Рейнская газета»). В Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. Отменил цензуру на изображения в печатных изданиях. В 1843 г. первое немецкое периодическое издание с иллюстрациями «Иллюстрированная газета» И.Я. Вебера. В 1843 г. вновь цензура на изображения.В 1845 г. Каспар Браун иллюстрированный юмористический журнал «Летучие листки» (полит. сатира) (Готтфрид Бидермайер - филистер). К концу 1840-х гг. ситуация в Германии продолжала обостряться. Раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Немецкой газеты», у левых радикалов - журналы «Немецкий зритель» и «Мангеймский журнал». Революция 1848 г. вызвала подъем немецкой прессы. 3 марта 1848 г. Ассамблея немецкой Конфедерации отменяет цензуру и объявляет о свободе прессы (по усмотрению княжеств). Эти послабления к появлению многочисленных новых периодических изданий. Многие из возникших в послереволюционную эпоху газет имели либеральную и радикально-демократическую направленность. Демократические венские газеты: «Прямодушный», «Конституция», «Радикал».

В 1850-х гг. немецкая публика на неполитические издания, популяризировавшие естественно-научные и историко-культурные знания. Среди неполитических журналов выделялся ежемесячник «Вестерманус монатсефте» (серьезные научные статьи соседствовали с новеллами и повестями писателей-реалистов). Журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи соседствовали с нравоучительными публикациями и развлекательной литературой. 7 мая 1874 г. рейхстаг принял закон о печати (один экземпляр в полицейское управление). Сведения о редакторе и т.д. Три случая, когда печатные издания могли быть конфискованы (отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии, публикация в военное время информации о передвижении войск, публикация материалов, содержащих признаки нарушения уголовного кодекса). В конце 70-80-х гг. XIX века политика Бисмарка в области печати более репрессивна. Запрет периодических изданий немецких социал-демократов. Ежедневная газета «Вперед» и журнал «Новое время» (для рабочих). Накануне и после Первой мировой войны усилились национализм и шовинизм прессы. Популярность либеральных изданий падает.


Похожая информация.


Первый европейский журнал назывался «Журнал ученых» (1665-1828) был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

Это издание увидело свет в Париже 5 января 1665 года. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных научных дискуссиях. Публикации научных исследований, новые научные теории и другие материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании Дени де Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервиль и Жан Шаплен. Через год издание журнала перешло в руки аббата Жана Галлуа, профессора греческого языка, остававшегося на посту редактора до 1674 года.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Галантный Меркурий», основанного в 1672 году. Королевскую «привилегию» на издание получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, известный литературный противник Мольера. В первые годы журнал выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел новостей, который можно было назвать разделом светской хроники.

Эпоха просвещения был весьма демократичный период.

Журнала и газеты революционного периода имели другой характер. Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года, и не следует забывать о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».

Газету представляет 1 человек - он идеолог, организатор, репортер, публицист, распространитель. Активизация крупной и средней буржуазии. Общепризнанный лидер. Аристократ Оноре Габриэль де Мирабо. 1776 - его памфлет «Опыт о деспотизме». Ораторское искусство Мирабо. Он лидер 3_х сословий. Газета Мирабо пронизана его духом и идеями. Жан-Поль Марат - близость к народу. Его «зажигательный» язык. Он прямолинеен и конкретен, беспощаден в разоблачениях. 1793 - переломный итог революции. Заговор Бабефа. Его газета «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства. 1796 - его заговор - завоевание свободы и равенства для народа. Один из первых идеологов коммунизма.