Разработка урока на тему: Е.Замятин. Роман "Мы"

Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.

Появляется психологическая рефлексия, даже психологическая раздвоенность, совершенно не мыслимые прежде для Д-503. Герой видит себя со стороны в тот момент, когда в нем вдруг заговорила дикая ревность:

И этот другой — вдруг выпрыгнул и заорал:

— Я не позволю! Я хочу, чтоб никто, кроме меня. Я убью всякого, кто… Потому что я вас — я вас — Я увидел: лохматыми лапами он грубо схватил ее, разодрал у ней тонкий шелк, впился зубами.

Я — перед зеркалом. И первый раз в жизни — именно так: первый раз в жизни — вижу себя ясно, отчетливо, сознательно, — с изумлением вижу себя, как кого-то «его». Вот я — он: черные, прочерченные по прямой брови; и между ними — как шрам — вертикальная морщина (не знаю: была ли она раньше). Стальные, серые глаза, обведенные тенью бессонной ночи; и за этой сталью… оказывается, я никогда не знал, что там. И из «там» (это «там» одновременно и здесь, и бесконечно далеко) — из «там» я гляжу на себя — на него, и твердо знаю: он — с прочерченными по прямой бровями — посторонний, чужой мне, я встретился с ним первый раз в жизни. А я настоящий, я — не — он…

В Д-503 проступила глубина, проявилось иррациональное, подсознательное начало, свидетельствующее о том, что человека нельзя расчислить, измерить только рационалистическими, «математическими» измерителями, и это иррациональное начало рано или поздно даст о себе знать, даже в таком идеальном Едином Государстве.

Любовь героя к I-330 приводит к ситуации психологического раздвоения, откровения, начала познания самого себя, своего душевного мира.

Герой романа оказывается в состоянии конфликта не только с Государством, но и с самим собой (Зеленая Стена разделяет надвое и его внутренний мир): он осознает «преступный» характер своего поведения, любви к I-330. У него образовалась душа, которая своей огромностью, иррациональностью, неуправляемостью страшит главного героя. Он раздваивается, и рефлексия, раздвоение в изображении Е. Замятина достигают высокого накала, побуждая нас неотрывно следить за исходом этого противостояния. Так, авантюрно-фантастический роман становится психологическим романом; мы следим за исходом поединка в душе Д-503 едва ли не с большим напряжением, чем в душе Раскольникова у Достоевского — что победит в душе героя: долг перед Государством или появившееся человеческое чувство — любовь, стремление быть свободной личностью, а не рабом-автоматом? Роман Е. Замятина — это своеобразный эксперимент автора: сохранится ли человечество, останется ли человек человеком? Лирическое (авторское) начало по мере развертывания любовного чувства возрастает, авторская точка зрения сближается с точкой зрения героя, и это видно уже из отсутствия иронии там, где это чувство описывается. Герой выходит из своей скорлупы, и выясняется, что он не оди нок; по крайней мере если раньше он утверждал, что за Зеленой Стеной никто не бывал, то теперь мы узнаем, что граница между рациональным и иррациональным мирами никогда не была непреодолимой.

Любовная линия в романе и оригинальна, и традиционна для русской романистики: действительно, нерешительный мужчина и решительная женщина, пытающаяся вырвать его из засасывающей среды, хорошо знакомы русскому читателю. Если отбросить антиутопический фон действия, это все то же «темное царство», как в романе «Обломов» И. Гончарова. Параллель между героями замятинского романа (Д-503 и I-330) и героями романа И. Гончарова (Обломовым и Ольгой Ильинской) уже отмечалась критиками. Причем, в традициях русской литературы, первой осознает необходимость протеста женщина. Д-503 в финале романа становится безучастным зрителем казни I-330. Он предает свою любовь. Победило в нем то, что было сформировано Государством. Герой так и не смог преодолеть прежде всего в себе самом внутреннюю «Зеленую Стену», которая отделяет его не только от мира природы, но и от своей человеческой сути, человечности. Совершенно справедливо наблюдение критика, заметившего: «В романе иррациональная сторона человеческой натуры параллельна дикому миру природы за стеклянной стеной. Эта стена, которую хотят разрушить восставшие, — важный символ в романе. С одной стороны, она символизирует безопасность и несвободу Единого Государства, с другой — границу между рациональным и нерациональным в человеке. Разрушение стены означало бы не только конец тирании Единого Государства, но и воссоединение человека с природой, а также восстановление личности» 10 .

Таким образом, финал возвращает нас к началу (кольцевая композиция), завершается картинами противостояния Единого Государства и дикого мира за Зеленой Стеной. Главный герой романа верит: «Мы победим!», которое, однако, звучит скорее как заклинание, желание победы. Но многое изменилось — мы знаем о существовании за Зеленой Стеной многоцветного полнокровного мира, куда ушла героиня романа — О-90, ожидающая ребенка. А значит, будущее не так однозначно, каким оно представляется в на чале романа.

Роман вызвал при своем появлении споры, которые не утихают и по сей день. Суть этого спора выражена в словах К. Федина о писательской манере Е. Замятина: «Он обладал такими совершенствами художника, которые возводили его высоко. Но инженерия его вещей просвечивалась сквозь замысел, как ребра человека на рентгеновском экране. Он оставался гроссмейстером литературы. Чтобы стать на высшую писательскую ступень, ему недоставало, может быть, только простоты» 11 . Замятинский роман — роман-эксперимент - непривычен, до сих пор вызывает споры, и это уже свидетельствует о его долголетии, значимости.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы":

  • 1.6. Любовь в романе "Мы"

Когда я прочитал роман Замятина "Мы", у меня невольно возник вопрос: О чем этот произведение? О бездуховном обществе? О тоталитаризме, системе, которая разрушает человеческую личность? О любви и предательстве? Можно сказать, что здесь присутствуют все эти темы, но сам Замятин вкладывает в роман значительно более глубокий смысл, чем, например, высмеивание основ социалистического общества, как считали многие критики начала XX века. Безусловно, проблема любви и долга не является основой романа, она носит как бы побочный характер. Главный герой произведения - Д-503. Сразу бросается в глаза отсутствие имен у персонажей, это наводит на мысль о бездуховности, царящей в Едином Государстве. Человек лишен имени, он безлик, подобен механизму, роботу, имеющему серийный номер. Жизнь его выверена и направляется другими. Он лишен чувств, мыслей, души. В обществе, живущем по строгим математическим законам, где все должно быть логично, не может и речи идти о любви, фантазии. В начале романа Д-503 предстает читателю, как частица Единого Государства, один из многих винтиков большой машины. Он восхищается мудростью Благодетеля, ему нравиться жить точно по часам. Но вдруг вся его размеренная жизнь резко меняется. Свое новое состояние он оценивает как болезнь. "Должен записать, чтобы вы, неведомые мои читатели, могли до конца изучить историю моей болезни". Что же произошло с главным героем? В чем причина его "болезни"? Д-503 влюбился, незаметно для самого себя. Первые подозрения у него возникают во время прослушивания музыки Скрябина, которая должна была вызвать смех, доказать что выше, лучше современных "математических композиций" ничего не может быть. И действительно, многие смеются "только немногие. . . но почему же и я-я?" Здесь он впервые почувствовал себя как "я", а не как "мы". После этого в его жизнь входит I-330, возглавляющая революционную организацию. Она не такая, как остальные, ходит в древней одежде, пьет ликер, курит. Д-503 обязан донести на нее в Бюро Хранителей - это считается подвигом, но он этого не делает, сам себе удивляясь: "Неделю назад - я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь?…Почему?" Его разум разрывается между любовью и чувством долга: "Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством…Я…" Любовь к I-330 окончательно утвердила в нем "Я", он стал личностью, способной чувствовать, переживать. Впервые в нем заговорила ревность: "Я не позволю. Я хочу, чтоб никто кроме меня. Я убью всякого, кто…Потому что я вас - я вас…" Слово "люблю" так и остается непроизнесенным. Чтобы разобраться в самом себе, Д-503 идет в Медицинское Бюро. Там ему сообщают, что он боле: у него появилась "душа". Человек с "душой" не может нормально жить в техногенном обществе, но есть выход: операция по удалению фантазии. Тут Д приходится выбирать: "Операция и стопроцентное счастье - или…" Он выбрал I и "Мефи". I хочет, чтоб он как строитель Интеграла помог захватить его, и Д-503 дает свое согласие. Но полет будет прерван из-за предательства. После этого Д предстает перед Благодетелем, который убеждает его в том, что I, на самом деле, его не любит. ОН нужен был ей только как строитель Интеграла. У самого Д давно подсознательно возникли некоторые подозрения. Он вспоминает то письмо, в котором I просит его опустить шторы, как будто она у него, ее вопрос об Интеграле - скоро ли он будет готов? После разговора с Благодетелем Д направляется к I домой, но не находит ее там, зато обнаруживает в комнате огромное количество розовых талонов с буквой "Ф". Теперь-то он понимает, что I, действительно, использовала его. Она сделала так, что он полюбил ее, она оторвала его от Единого Государства. В итоге Д остался ни с чем: он не мог быть со своей возлюбленной м не мог вернуться к нормальной жизни в этом "бездушном" обществе. Ему ничего не остается, кроме как согласиться на операцию. Он решает "вырезать фантазию". "Все решено - и завтра утром я сделаю это. Было это тоже самое, что убить себя - но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что ведь только убитое и может воскреснуть. "После операции Д-503 спокойно наблюдает за тем, как под Газовым Колоколом казнят "ту женщину". Нет фантазии - нет любви. Получается, что любовь не смогла противостоять техническому прогрессу. Чувство долга все-таки пересилило в Д-503 любовь. Или у него просто не было другого выхода? Возможно, все было бы не так, если бы I действительно любили его.

Когда я прочитал роман Замятина “Мы”, у меня невольно возник вопрос: О чем этот произведение? О бездуховном обществе? О тоталитаризме, системе, которая разрушает человеческую личность? О любви и предательстве? Можно сказать, что здесь присутствуют все эти темы, но сам Замятин вкладывает в роман значительно более глубокий смысл, чем, например, высмеивание основ социалистического общества, как считали многие критики начала XX века. Безусловно, проблема любви и долга не является основой романа, она носит как бы побочный характер. Главный герой

Произведения – Д -503. Сразу бросается в глаза отсутствие имен у персонажей, это наводит на мысль о бездуховности, царящей в Едином Государстве. Человек лишен имени, он безлик, подобен механизму, роботу, имеющему серийный номер. Жизнь его выверена и направляется другими. Он лишен чувств, мыслей, души. В обществе, живущем по строгим маТема сочинениятическим законам, где все должно быть логично, не может и речи идти о любви, фантазии. В начале романа Д -503 предстает читателю, как частица Единого Государства, один из многих винтиков большой машины. Он восхищается мудростью Благодетеля, ему нравиться жить точно по часам. Но вдруг вся его размеренная жизнь резко меняется. Свое новое состояние он оценивает как болезнь. “Должен записать, чтобы вы, неведомые мои читатели, могли до конца изучить историю моей болезни”.Что же произошло с главным героем? В чем причина его “болезни”? Д -503 влюбился, незаметно для самого себя. Первые подозрения у него возникают во время прослушивания музыки Скрябина, которая должна была вызвать смех, доказать что выше, лучше современных “маТема сочинениятических композиций” ничего не может быть.
И действительно, многие смеются “только немногие. но почему же и я – я?” Здесь он впервые почувствовал себя как “я”, а не как “мы”. После этого в его жизнь входит I -330, возглавляющая революционную организацию. Она не такая, как остальные, ходит в древней одежде, пьет ликер, курит. Д -503 обязан донести на нее в Бюро Хранителей – это считается подвигом, но он этого не делает, сам себе удивляясь: “Неделю назад – я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь? ЕПочему?” Его разум разрывается между любовью и чувством долга: “Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым ГосударствомЕЯЕ” Любовь к I -330 окончательно утвердила в нем “Я”, он стал личностью, способной чувствовать, переживать. Впервые в нем заговорила ревность: “Я не позволю. Я хочу, чтоб никто кроме меня. Я убью всякого, ктоЕПотому что я вас – я васЕ” Слово “люблю” так и остается непроизнесенным. Чтобы разобраться в самом себе, Д -503 идет в Медицинское Бюро. Там ему сообщают, что он боле: у него появилась “душа”. Человек с “душой” не может нормально жить в техногенном обществе, но есть выход: операция по удалению фантазии. Тут Д приходится выбирать: “Операция и стопроцентное счастье – илиЕ” Он выбрал I и “Мефи”.I хочет, чтоб он как строитель Интеграла помог захватить его, и Д -503 дает свое согласие. Но полет будет прерван из – за предательства. После этого Д предстает перед Благодетелем, который убеждает его в том, что I, на самом деле, его не любит. ОН нужен был ей только как строитель Интеграла. У самого Д давно подсознательно возникли некоторые подозрения. Он вспоминает то письмо, в котором I просит его опустить шторы, как будто она у него, ее вопрос об Интеграле – скоро ли он будет готов?
После разговора с Благодетелем Д направляется к I домой, но не находит ее там, зато обнаруживает в комнате огромное количество розовых талонов с буквой “Ф”. Теперь – то он понимает, что I, действительно, использовала его. Она сделала так, что он полюбил ее, она оторвала его от Единого Государства. В итоге Д остался ни с чем: он не мог быть со своей возлюбленной м не мог вернуться к нормальной жизни в этом “бездушном” обществе. Ему ничего не остается, кроме как согласиться на операцию. Он решает “вырезать фантазию”. “Все решено – и завтра утром я сделаю это. Было это тоже самое, что убить себя – но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что ведь только убитое и может воскреснуть.”После операции Д -503 спокойно наблюдает за тем, как под Газовым Колоколом казнят “ту женщину”. Нет фантазии – нет любви. Получается, что любовь не смогла противостоять техническому прогрессу. Чувство долга все – таки пересилило в Д -503 любовь. Или у него просто не было другого выхода? Возможно, все было бы не так, если бы I действительно любили его.


(No Ratings Yet)

  1. Самое страшное в утопиях то, Что они сбы­ваются. Н. Бердяев Многие тысячелетия в сердцах людей живет наивная вера в то, что можно построить или найти такой мир, в котором все...
  2. Жанр утопии появился в Европе с зарождением гуманизма. Мудрецы прошлого с радостью изображали счастли вый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли...
  3. В 1986 году в Воронеже вышла книга Евгения Замятина “Повести, рассказы”. Восстановление отечественной словесности в ее настоящем объеме тогда только началось, и это была одна из первых ласточек. Через год...
  4. Роман Евгения Замятина “Мы” написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре “книги-утопии”, модном в этот период. В жизни и творчестве Е. Замятина...
  5. Настоящая литература может быть Только там, где ее делают не Исполнительные и благонадежные. А безумные еретики. Е. Замятин Евгений Иванович Замятин стал печататься с 1913 года, и с этого времени...
  6. Состояние неосознанного бытия Замятин подвергает критике в повести “Алатырь” (1914), в которой преобладает комически-пародийное начало. Шаржированный быт провинциального городка в известной степени спроецирован на российское претенциозное бытие накануне революции. Изуродованное...
  7. Статья известного русского писателя А. Ремизова, посвященная памяти Евгения Ивановича Замятина, завершается знаменательными словами: ‘И в третий раз я его видел во сне. Я его увидел у калитки сада –...
  8. Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое...
  9. “Мы” – роман о будущем, о далеком будущем – через тысячу лет. В нем проверяется состоятельность мечты, на протяжении веков сопутствовавшей человеческой цивилизации. Тревожное ощущение возникает уже от названия книги....
  10. Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку. Е. Замятин. Мы “Сигналом об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства” назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман...
  11. Удивительно, но роман написан в 1920 году. Обладая редким даром предвидения, Замятин уже тогда обратил внимание на настораживающие тенденции в политике молодого государства – на потрясающее равнодушие к судьбе отдельного...
  12. I-330,I – женский “нумер”, “демоническая” соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: “тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст”, фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, “острым углом вздернутые к вискам брови”....
  13. В романе Мы, написанном в 1920 году, Е. И. Замятин подвергает испытанию идею всеобщего счастья, взращенного искусственным путем вопреки законам естественного развития на основе рационалистического знания о нуждах человечества, о...
  14. Эта тема возникает в романе “Мы”, в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к “нумеру”, где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть...
  15. Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Сколько писателей разных исторических эпох пытались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались предугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла...
  16. Е. И Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея насилия над человеком. Таким образом, главной в романе “Мы”...Д-503 – герой романа Е. И.Замятина “Мы” (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где “интегрированы” все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели...
  17. Мир романа “Мы” Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир “нумеров”, а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого...

Любовная тема и связанные с ней проблемы не является основной в романе советского писателя Евгения Замятина «Мы». Она просто сопровождает центральную сюжетную линию.

Рассказчик и главный герой этого произведения – инженер с порядковым номером . Отсутствие имен немного настораживает, оно сразу наталкивает на мысль, насколько бездуховна вся атмосфера, царящая в удивительном Едином Государстве будущего.

У человека не просто нет имени, он живет как робот или машина, обладает серийным номером. Он не может самостоятельно управлять своей жизнью, она подчинена строгому порядку и законам. Гражданин Единого Государства лишен всего, даже чувств и эмоций. Общество, в основу которого положена чистая математика и разум, нет места любви.

В начале романа инженер Д-503 ничем не отличается от основной массы граждан, населяющих Государство. Он такой же винтик большой машины, слаженно работающей по принятым строгим законам. Его ничего не напрягает и не смущает, Благодетель же вызывает восхищение. А жизнь по часам и распорядку, каждый день одинаковая, не вызывает бунта или протеста. Она ему даже нравится. Но вдруг это все рушится в один миг. Что же стало причиной? Оказывается, всему виной чувства. Герой «заболел», он влюбился.

Первые подозрения и отрыв от массы происходят во время прослушивания музыки. Он уже не чувствует себя частью коллектива, Д-503 – отдельная единица.

Полюбил же он женщину под порядковым номером – главаря революционной организации. Она совершенно другая, пренебрегает законами, царящими в обществе: пьет, курит, ходит в другой одежде, все же остальные в униформе. Согласно правилам главный герой должен сделать донос, рассказать все, но он не может, эта женщина вызвала в нем настоящие эмоции. Он удивлен сам себе, но ничего не может сделать. Его разум мечется между чувством долга и любовью. Он предает свои обязанности перед Благодетелем и при этом не чувствует вины. Это так странно. Это противоречит всему, что было до этого дня. Главный герой впервые ощутил чувство ревности. Теперь он не номер Д-503, он личность, способная чувствовать, переживать и страдать.

Пытаясь разобраться во всех этих новых ощущениях, инженер идет в Медицинское бюро и получает там диагноз: оказывается, он болен, появление души – это недуг, с которым необходимо бороться. Как же? При помощи операции. Потому что эмоциям нет места в государстве, основанном на технологиях. Здесь все зиждется на разуме и логике.

Он сомневается, выбирает между Благодетелем и возлюбленной. Правитель Государства обманным путем убеждает Д-503 в том, что девушка его использует. Все обстоятельства складываются таким образом, как будто все так и есть на самом деле. И инженер идет на операцию по удалению фантазии. А затем спокойно наблюдает, как I-330 казнят. В техногенном обществе будущего нет места любви и чувствам.