Проект по обществознанию человек познает мир. Как человек познает мир


С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание какдеятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания - результат познания.

Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание - сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение - организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания - знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

Урок «Познай себя» посвящен самому важному вопросу в жизни каждого человека: кто я? Определения своего места в жизни - это самый сложный и самый ответственный выбор, который каждый решает для себя сам.

Это значит, что у каждого человека есть определенный набор качеств, заложенный природой. К сожалению, у людей нет технического описания, как у механизмов, поэтому самопознание человека длится всю жизнь. Очень важно раскрыть в себе основные задатки как можно раньше, иначе может случиться так, что «будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человек может всю жизнь заниматься не тем делом и в конце жизни ощущать опустошенность и бесполезность.

С древних времен люди интересовались предназначением человека в этом мире. Может казаться, что все люди равны: две руки, две ноги, способность мыслить и творить. Но мы все очень разные, как и наши возможности, способности и таланты. И если человек занимается не тем занятием, для которого он предназначен, скорее всего, у него это будет плохо получаться. Например, если у человека нет склонности к изготовлению глиняной посуды, то из него будет не очень хороший гончар. Даже при условии, что он будет очень стараться, человек может познать это ремесло, но горшки, изготовленные им, шедеврами не будут.

Рис. 2. Гончар со своими изделиями ()

Человек способен обучаться, но не все дано ему в одинаковой степени. Есть вещи, к которым у нас есть способности от природы, но, в принципе, человек как существо приспособляющееся способен освоить практически любую сферу деятельности. Конечно, качество такой работы будет хуже, нежели у способного от природы человека. Например, практически все люди умеют рисовать, но не всех можно назвать художниками. Художник тонко чувствует пластику движения, умеет подбирать цвета так, что вызывает восхищение у окружающих. Рисунок человека, не имеющего дара к рисованию, в лучшем случае будет просто иллюстрацией.

Рис. 3. В. Ван Гог «Звездная ночь» ()

Для того чтобы узнать о своих способностях, необходимо познать себя. Важнейшим компонентом самопознания является самооценка. Если по совету Козьмы Пруткова «зреть в корень» слова, то можно догадаться, что самопознание - это то, как человек сам себя оценивает. Речь идет о том, чтобы человек самостоятельно провел оценку всех своих качеств и способностей. Самооценка может быть правильной, т.е. человек знает и правильно оценивает свои достоинства и знает о своих недостатках. Неправильная самооценка может быть завышенной или заниженной. Неправильная самооценка и в первом и во втором случае может помешать человеку реализоваться в жизни. При завышенной самооценке люди ставят себе слишком высокую планку, и разочарование от недостигнутых целей может быть слишком велико, что, несомненно, повлияет на эмоциональное и психологическое состояние человека. Если же самооценка занижена, то из-за уверенности в своей несостоятельности можно зарыть свой талант, так и не узнав о его существовании, не осознавая своих доблестей. Великий классик У.Шекспир в трагедии «Юлий Цезарь» говорит об этом так:

Кассий

…Свое лицо ты можешь, Брут, увидеть?

Брут

Нет, Кассий; ведь себя мы можем видеть

Лишь в отражении, в других предметах.

Кассий

То правда.

И сожаления достойно, Брут,

Что не имеешь ты зеркал, в которых

Ты мог бы доблесть скрытую свою

И тень свою увидеть.

Рис. 4. Брут и Кассий ()

Кассий говорит Бруту, что тот недооценивает себя и из-за этого не может решить сложившуюся в то время политическую ситуацию.

Для правильной самооценки необходимо четко представлять себе тот набор качеств, которым вы обладаете, причем как позитивных, так и негативных. Лучшим решением в таком случае будет сесть и честно составить список своих плюсов и минусов. Ведь каждый человек, как гласит даосская мудрость, состоит из положительного и отрицательного начал. Но в каждом положительном аспекте есть отрицательный нюанс и наоборот, как в белой рыбке есть черная точка, а в черной - белая.

Человеку важно сохранять здравый баланс между добром и злом и четко осознавать, что он из себя представляет. Поэтому важно сесть и расписать все свои качества максимально честно. Это нужно для того, чтобы представлять, на что ты способен, и осознавать свои слабости в трудных ситуациях. Знание себя поможет достичь успеха в жизни и преодолеть ее трудности. Мы с вами говорили, что тот, кто владеет информацией - владеет миром. Самопознание необходимо для того, чтобы в будущем сформировать себя как полноценную самостоятельную личность, которая ставит перед собой адекватные цели и добивается их. Есть цели, которых в принципе невозможно достичь, а есть цели недостижимые для конкретного человека. Люди не равны между собой, у каждого есть особенности и кому-то дано больше, а кому-то меньше. Великий философ Фридрих Ницше говорил о том, что справедливость требует объективности, но все люди не равны: не равны, физически, психологически, морально, не равны умственно. Это нормально, что мы не равны, именно поэтому правильная самооценка так важна. Лишь зная свои сильные стороны, умея бороться со слабыми, возможно стать сильным, здоровым, успешным человеком.

Некоторые из вас, оценив по нашему совету свои слабые и сильные стороны, могут обнаружить, что они самые обычные люди, в которых, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Возможно, это действительно так, даже, скорее всего это так. Но человеческая природа такова, что в каждом человеке спрятан определенный задаток, который можно развить в талант. Главное вовремя обнаружить такой задаток. В этом и заключается проблема самопознания - нужно найти ответы на вопросы: «Кто ты?», «Для чего пришел в этот мир?», «Какой талант в тебе скрывается?». Некоторым людям посчастливилось, и их талант на поверхности. Например, у В.-А. Моцарта талант проявился в дошкольном возрасте, и заблистал в 6-7 лет, достигнув апогея в юности. Блез Паскаль, например рос настолько одаренным, что, не зная даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника.

Но не всем так везет, поэтому очень важно найти свой талант как можно раньше.

Иногда в человеке скрыты «спящие» таланты, т.е. те, которые не востребованы в наше время. Например, сейчас очень популярны компьютерные игры, и есть ребята, которые как будто рождены для них: они очень быстро находят артефакты, переходы на следующие уровни, легко осваивают управление. Таких людей называют геймерами. Есть даже турниры среди геймеров, на которых эти люди зарабатывают ценные призы и денежное вознаграждение. Сто лет назад, когда не было компьютерных игр, их способности могли быть бесполезными, если, конечно, они не смогли бы направить их в нужное русло. Особенность человека в том, что ему дается не один талант, задатков в нас множество. Наша главная задача в том, чтобы обнаружить их и развить, и тогда можно будет говорить о всесторонне развитой личности, не ущемленной и не обиженной временем.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение, 2004. ().

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

2. Словари и энциклопедии на Академике ().

1. Ответьте на вопрос на стр. 43. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.

2. Выполните Задание №5 на стр. 45. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. -Просвещение.

3. * Составьте небольшой рассказ о человеческом таланте.

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании.

Что такое познание

Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям - у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.

С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.

Поиск информации, важной для жизни, - в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование.

С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.

К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года - это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, - это ваши знания.

Знания - это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него.

Способы познания

Как человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный.

Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С иомощыо них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста... А кого ещё?

Чувственное познание - первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они - самые поверхностные.

Вторая ступень - рациональное познание - с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

    Советуем запомнить!
    Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Какие ступени познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

Процессы познания - чувственное и рациональное - находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это - чувственное и рациональное - слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

    Подведём итоги
    Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания - изменения в человеке к лучшему.

    Основные термины и понятия
    Познание, знания, мышление, самопознание.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Наверное, вам уже знаком роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» или фильмы, снятые по этой книге. Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли познание и знания?
  2. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

Какие вопросы чаще всего задают люди?

Что это такое?

Для чего это?

Почему? Зачем?

Любознательные люди


Жизненное пространство человека

Трудовая деятельность взрослых

Общение со сверстниками

Каналы познания мира

Язык, речь

Через органы чувств:

Ощущения,

Восприятие

Суждения,

Умозаключения

Формулирует вопросы,

выводы, теории



Процесс познания самого себя

1. Исследование своих способностей и возможностей;

2. Оценка видов деятельности;

3. Осознание своих

особенностей;

4. Осознание своих качеств

как личности;

5. Стремление что – то изменить

в себе и в общении с людьми,

для достижения

своей цели


«Что такое самопознание»:

Запишите в тетрадь в виде схемы какой может быть самооценка.

Подумайте, почему необходимо адекватно оценивать себя?


Обсудим вместе:

Какова роль самопознания в процессе взросления человека?

Как правильно оценить себя?

Что нужно знать для объективной самооценки?

Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?

Как обрести большую уверенность в себе?