Преподобный варлаам хутынский. Преподобный Варлаам Хутынский, чудотворец (†1192)

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Преподобный, раздав все свое имущество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.

Искавший совершенного уединения преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову. Подходя к Хутыни, преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Помолившись усердно Господу, поставил себе преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь – в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги (хранящаяся в Хутынской обители власяница Преподобного имеет 18 ф. весу, а вериги – 8 фунтов). Стараясь изгнать пустынника, бесы восставали на него; то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его, то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но преподобный кротко переносил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавлял все эти помыслы и разрушал все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь св. Варлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие селились вместе с ним.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения. Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами.

Обладая даром прозорливости, Преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Св. Варлаам сказал: “Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать”. Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде. Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: “если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла”. Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: “Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие”. На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.
Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына; он особенно чтил Преподобного. Сын этого поселянина заболел и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель Преподобного. Но на пути мальчик умер. Св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника – умерший ожил. Не желая славы человеческой, Св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и строго запретил поселянину рассказывать о совершившемся чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому либо об этом, то и сам лишится милости Божией и опять потеряет сына. Радуясь и прославляя Бога и Его угодника Варлаама, возвратился поселянин в дом свой.

Предвидя свою кончину Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: “Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка”. Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. “Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии”, – сказал он братии”, -“блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме”. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября (19 ноября по н.ст.) 1192 года. При погребении Преподобного многие больные получили исцеление.

Господь даровал Святому Варлааму дар чудотворения и по его кончине, так что все, приходящие с верой ко гробу Угодника, получают просимое.

Трудно и описать все многочисленные чудеса Святого Варлаама. Один слепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монастырь Св. Варлаама. Во время пения молебна Богоматери слепой усердно молился при гробе Преподобного. Когда же запели: “Владычице приими молитвы раб твоих…” он вдруг увидел гроб Преподобного. С чувством живой радости и благодарности к святому он объявил всем о своем чудесном исцелении, и все прославили Господа и Его угодника.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Словно второй Илия, отче, ты послал дождь с неба: он же свел огнь, и удивил царя, ты же возвеселил людей, почитающих тебя и устроил празднование в твою честь. Тобой весьма хвалится Великий Новгород, поскольку имеет твои мощи: сохраняй же его непоколебимым от врагов, да взываем к тебе: радуйся преподобный Варлааме, отче наш.
Кондак, глас 8.


Преподобный Варлаам родился в Великом Новгороде от благочестивых и богатых родителей и во святом крещении был наречен Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При этом он отличался воздержанием и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
Преподобный рано пришел к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: "Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо". По смерти своих благочестивых родителей он вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова для отшельнического жития.
Место, выбранное преподобным, называлось Хутынь (Хутынь - от слова "худынь", то есть "худое место"; по народному поверию, здесь обитала нечистая сила). Тут же находилось болото, известное в народе под именем Видень, где, считалось, являлись нечистые. Оно находилось в десяти верстах к северу от Новгорода, на правом берегу реки Волхова, и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всех сторон. С ним вышли и два других новгородца, пожелавших разделить с преподобным труды пустыни: Порфирий Малышевич со своим братом Феодором. Монашеское пострижение Алексей Михайлович принял на месте своих подвигов от некоего инока-иерея и получил имя Варлаам.
Преподобный срубил себе небольшую келейку; день и ночь непрестанно воссылал он в ней молитвы и пение, неослабно трудясь в посте и бдении. Преподобный твердо помнил слова святого Апостола: "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фесс. 3:10)" и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.
Враги нашего спасения, бесы, восставали против святого: они являлись ему в виде то змеев, то различных зверей, стараясь устрашить его и прогнать с того места, но подвижник, ограждая себя знамением креста, сам прогонял их от себя; иногда с тою же целью они научали мирских людей наносить ему всякие обиды, но и "они поколебались и пали" (Пс. 19:9) , так как наталкивались на твердый камень и сами стирались в пыль, а поколебать его не могли.
Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и воздыхающие о небесной отчизне с усердием стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К святому приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое. Преподобный кротко поучал их: "Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами".
Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму мирских посетителей. Дела открывали людям в преподобном великого подвижника и угодника Божия. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему - вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам - приносила великую душевную пользу. Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого, он стяжал благодатный дар прозрения и чудотворений.
В то время - в конце XII столетия - в Новгороде княжил Ярослав Владимирович (во время своего царствования он часто принужден был уступать свой престол другим князьям). Прибыв однажды к преподобному, новгородский князь услышал от него необычное приветствие: "Буди здрав, добрый князь, с сыном твоим". По возвращении домой князь узнал, что у него родился сын. По просьбе Ярослава преподобный крестил новорожденного Изяслава, дав в крещении ему имя Михаил.
В другое время преподобный Варлаам ехал в Новгород ко Владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, который собирался сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: "Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни". И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. По возвращении в Хутынь преподобный послал его в монастырь и повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный к любому труду работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.
Известен еще и такой случай. Преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родственники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, преподобный отвечал: "Вижу я, что вы, взирая внешними очами, по внешнему и судите; я же сердечными очами усмотрел, что первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но что когда судья осудил его, раскаяние проникло в его сердце. Но он ниоткуда не видел помощи и был окружен многими недоброжелателями, между тем как еще не пришел час его. Я же увидел, что он имеет веру на спасение, и выпросил его себе на поруки и устроил его, как было угодно Господу. Другой же был осужден несправедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мученическою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняйтесь об этом".
Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли к преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своим посохом, он сказал: "Детей вы принесли, а куда девали мать?" Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.
Известен случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новгородского Григория (управлял епархией с 1186 по 1193 гг.), и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. "Если Господу угодно, - отвечал преподобный, - в пятницу первой недели поста святых Апостолов приеду к твоей святыне на санях". Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на санях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, в ночь перед указанною преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник, действительно, прибыл к владыке на санях. Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: "Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корню ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промыслу и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умножит земные плоды". Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого не видели давно.
Преподобный Варлаам при своей жизни совершал и немало чудес.
Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного тяжело больного сына, чтобы попросить святого помолиться о нем; но дорогою мальчик умер, и отец привез его в обитель уже мертвым. Когда же преподобный помолился о нем, ребенок тотчас воскрес.
В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму, святой помолился, и утопленник мгновенно ожил.
Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе со своими учениками. Так как его высокая подвижническая жизнь привлекала к нему многих желающих подвизаться рядом с ним, то он решил устроить на Хутыни обитель. Сперва в том месте он заложил каменный храм в честь Преображения Господня. 19 августа 1192 года его освятил архиепископ Григорий в праздник Преображения Господня. При этом архиепископ открыл и новооснованный Хутынский монастырь.
Преподобный Варлаам старался снабдить свой монастырь средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. "Если же кто, - пишет в конце своей вкладной грамоты преподобный, - по научению диавола и злых людей захочет отнять что-либо из пашен, из сенокосов или из ловлей, да будет ему противником святой Спаситель в этом веке и в будущем".
Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря - жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".
Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему свой монастырь. Преподобный говорил своему другу: "И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда".
Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: "Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами".
Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 19 ноября 1192 года.
Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление.
Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным; лице и борода оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.
Дальнейшие чудеса преподобного Варлаама прославили его на всю Святую Русь как великого чудотворца. Особенно поразительно было чудо, совершившееся над Григорием, молодым постельничим (должностное лицо при княжеском и царском дворах в Древней Руси). В его обязанности входило наблюдение за спальней государя. Вследствие постоянной близости к государю, должность эта была весьма почетной. Во время пребывания великого князя в Новгороде Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верою говорил окружавшим его: "Если на пути меня застанет даже смерть, все равно - и мертвого везите меня к преподобному". Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил и, прибывши в обитель, поклонился преподобному и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: "Я видел около себя множество бесов, один из которых держал свиток, где записаны были мои грехи. Но явившийся святитель Николай сказал: "Немногие добрые его дела значат более, чем грехи его, открытые притом духовному отцу". Бесы скрылись. Потом явились Ангелы, и высший из них с ласкою повел меня в какое-то светлое место, где было много прекрасных деревьев и цветов. И вот я увидел там преподобного Варлаама чудотворца с посохом в руках, в том виде, как написан он на иконе. Подойдя, он сказал мне: "Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем; теперь ты хочешь ли остаться здесь?" "Хочу здесь пребывать", - отвечал я. На это святой Варлаам сказал: "Да, хорошо бы остаться тебе здесь, но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь отца и мать; я твой помощник". Взяв за руку, он повел меня, а впереди шел тот Ангел в диаконском облачении. Пройдя мимо цветущих деревьев, Ангел стал невидим, а святой Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою святителя Николая, сказал: "Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и вперед, а я помощник твой". Отошедши немного, он оглянулся на меня и прибавил: "Спустя семь лет ты будешь у меня", - и стал невидим".
Это дивное чудо при гробе преподобного Варлаама над постельничим великого князя послужило поводом к установлению церковного празднования в честь чудотворца Хутынского в Москве и затем по всей России (1460 г.). Тогда же сам великий князь Василий Васильевич соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама.
Великий князь Иоанн Васильевич был свидетелем грозного чуда при гробе преподобного Варлаама. В 1471 году великий князь, предав опустошению Новгородскую область, вступил в Новгород как грозный победитель. Заехал он тогда и на Хутынь поклониться, как говорил он, преподобному.
"Почему, - спросил князь, - не открывают гроб святого Варлаама?" "Издавна, - отвечал игумен обители Нафанаил, - никто не смеет видеть мощи чудотворца: ни для архепископов, ни для бояр не открывают их, до тех пор пока Господь не соблаговолит ясно изъявить на то Свою всесвятую волю".
Тогда грозный победитель Новгорода с гневом приказал открыть мощи угодника Божия. Но едва начали, по его приказанию, поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворца вырвался дым и за ним - пламень, опаливший стены храма. Великий князь в ужасе выбежал со всею свитою, так что выронил в монастыре свой великокняжеский жезл.
В Хутынской обители преподобный, и по блаженном преставлении своем, дивным образом являлся бдительным настоятелем, иногда очень строгим к невнимательным из братии и упорным нарушителям иноческих обетов. Святой Варлаам вразумлял также и начальников монастыря, не соблюдавших его заповеди о благотворительности обители. Он насылал на виновных болезни и по раскаянии исцелял их, нераскаянных же предавал смерти. Одного игумена, не кормившего в монастыре голодающий народ, он бил жезлом своим, и у виновного отнялись рука и нога. В другой раз за скупость монастырских начальников, переставших принимать странных, преподобный наказал обитель оскудением хлеба в амбарах. Казначей Тарасий, первоначально проводивший строгую жизнь, но потом начавший злоупотреблять монастырской собственностью для угощения и увеселения своих друзей, был также наказан жезлом явившимся ему преподобным Варлаамом и едва выздоровел после того, как принес слезное покаяние, а веселый собеседник его умер в расслаблении. Монастырский чашник (монах, заведующий питьями) вразумлен быть преподобным за свои излишества, но после того, как не исправился, с заздравною чашею в руке испустил дух. Зато для иноков внимательных и строгих к себе преподобный являлся милостивым. Один инок, по имени Иринарх, три года тяжко страдал от грыжи и уже готовился к смерти. В таком положении в Пасху видел он во сне преподобного, явившегося ему в одеянии пресвитера в сопровождении иеродиакона и нескольких иноков. Окадив иконы, преподобный Варлаам благословил больного и сказал: "Вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищу", которая, действительно, вслед за тем и была принесена братиями к нему в келлию. Больной встал с одра здоровым, вкусил пищи и прославил Бога и Его угодника, преподобного чудотворца Варлаама.
Неоднократно преподобный Варлаам являлся теплым молитвенником и предстателем за родной ему Новгород, предостерегая об имеющих постигнуть его бедствиях. Вот какое чудо произошло в Хутынской обители в начале XVI века. Инок Хутынской обители Тарасий вошел ночью в Преображенский храм. И видит он, что свечи на паникадилах и подсвечниках все зажглись сами собой, храм наполнился фимиамом, из гроба поднялся преподобный Варлаам и, став посреди храма, долго молился вслух Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всем святым со слезами и умилением за Новгород, дабы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. Тарасий в ужасе пал ниц. Но преподобный, подойдя к нему, сказал: "Брат Тарасий! Господь Бог хочет погубить Великий Новгород. Ступай, взойди на церковную кровлю и увидишь будущее бедствие Новгорода и что Господь хочет сделать с ним".
Тарасий пошел и увидел, что воды озера Ильменя поднялись и угрожают затопить город; в страхе побежав обратно, он рассказал, что видел. Тогда преподобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении города; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество Ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: "Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем - сильный мор на людей". И опять послал Тарасия смотреть на город.
Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете поведал он о том святому. "После мора будет пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет", - сказал на это преподобный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли.
Печальное пророчество преподобного через несколько лет, действительно, с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления.
Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молитвенником и за всю Русскую землю. Особенно замечательно обнаружилось это во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василия Иоанновиче), когда Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким-то необыкновенным шумом инокиня увидела, что из Кремля в Флоровские ворота идет сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; они уносили с собою и чудотворный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой - Варлаам Хутынский. Старцы спросили святителей: почему идут из города? Святители отвечали, что исходят по воле Божией за нечестие города. Святые подвижники стали умолять уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали вместе с ними петь молебен. По совершении молитвословия, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль. И Москва была спасена от вражеского нашествия и разорения.
Верующие, во множестве стекавшиеся ко гробу преподобного Варлаама, по вере своей получали утешение в своих скорбях и исцеление от своих недугов молитвенным предстательством чудотворца.
Один человек страдал слепотой, хотя глаза у него и были открыты. Много истратил он денег на врачей, но не получил от них никакой пользы. Когда однажды наступил день памяти преподобного Варлаама, слепец велел вести себя в монастырь и поставить при ковчеге с мощами святого, которому и начал со слезами молиться о своем исцелении. В это время братия пели в храме молебен. И вот, когда в конце молебна запели: "Владычице, приими молитвы раб твоих", слепой вдруг прозрел и прежде всего увидел ковчег с мощами. Не веря себе, он подошел и осязал ковчег руками, а потом, обведя взором церковь, увидел молящихся, народ и братию. Убедившись, что он видит совсем хорошо, он пришел в несказанную радость и громким голосом объявил всем о своем исцелении по молитвам святого Варлаама.
Один почитатель преподобного пришел вместе со своей женой помолиться ему, принес, что нужно было для братии, и устроил на свой счет общую трапезу. Когда он возвращался с богомолья по воде, то еще недалеко от монастыря лодка опрокинулась, и он утонул, а остальные с трудом спаслись. Люди, бывшие на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побежали в ближнюю деревню и позвали рыбаков с сетями искать тело погибшего. Наконец мертвое и уже посиневшее тело было найдено и положено на берегу. Жена утонувшего громко плакала по нему, причем поминала святого Варлаама и, как бы гневаясь на него, говорила: "Это ли твое воздаяние, святой, нам, приходившим поклониться твоему гробу? Через твои молитвы мы надеялись получить долгоденствие, а ты попустил моему мужу умереть здесь нечаянною смертью! Лучше было бы нам не приходить к тебе: тогда не погиб бы муж мой!"
Мертвеца уже хотели погребать, как вдруг вода хлынула у него из уст, и он встал здоровым и воздал благодарение святому, объявляя, что именно молитвами преподобного Варлаама он возвращен был к жизни.
Однажды в обитель преподобного был привезен из Новгорода больной князь Константин (самый младший (восьмой) сын Димитрия Донского). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоровый и возвратился домой, как будто никогда и не болел.
Много и других чудес совершалось при гробе преподобного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верою получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки.
С 1764 г. Варлаамо-Хутынский монастырь являлся необщежительным мужским монастырем 1-го класса.
На территории монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.
Мощи преподобного Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. Подле раки висели тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагались на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находились также три иконы преподобного Варлаама в басменном окладе, писанные в XVI в. В библиотеке среди других древностей хранилась подлинная вкладная св. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи святого: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находились: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и его жезл с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного преподобным Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.
В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке.
Во времена большевиков в 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены.
С 1890 г. в монастыре действовала церковно-приходская школа на 30 детей.
После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение Отдела Главного Политуправления.
Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция.
В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий.
В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством - приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

                          www.сайт
       
       

Неподалеку от Великого Новгорода находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее - мужской) монастырь. Сейчас это место славы Божией, а некогда во времена преподобного Варлаама этих весей чуждались, место это пользовалось дурной славо: «хутынь» — что значит худое место, — судачили, что здесь обитает нечистая сила. Это болото называли Видынь, — здесь, мол, видятся-водятся всякая нечисть. Это мы сейчас спасаться идем в места намоленные да, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нельзя ныне создать новые монастыри на новом месте, нет сейчас таких сильных молитвенников, нам бы хотя бы старые воссоздать, а те, кто раньше в них подвизался, будут ходатайствовать за нас пред Богом. А раньше подвижники безбоязненно шли в самые логовища супостата. Так, и подвижник с юных лет Алексий Михайлович — будущий Варлаам Хутынский.

Родился будущий святой в Великом Новгороде в семье благочестивых и весьма состоятельных родителей — Михаила и Анны. С детства был воспитан в страхе Божием. Бегло читал. Раньше детей читать учили по Псалтири, так что словесами Духа напитывался сызмальства. От того-то раньше дети и могли знать Псалтирь наизусть. А еще во времена Ветхого Завета к 14 годам ребенок должен был выучить наизусть весь корпус ветхозаветных книг.

Житие преподобного Варлаама содержит удивительный случай, как родители, опасаясь за здоровье юного подвижника,уговаривали его не изнурять себя постом, на что он им ответил: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Больше вопросов у них к сыну не было…

Одно из самых древних житий говорит о том, что Алексей удалился в пустынь на Хутынь на правом берегу Волхова в 10 км от Новгорода. Поселился там с несколькими сверстниками «вячшими» новгородцами, то есть представителями новгородской знати, в числе которых указываются братья Феодор и Порфирий (Прокша) Малышевичи. Там же принял монашеский постриг от некоего священноинока, поздние редакции жития называют его имя — Порфирий, и основал иноческое поселение.

Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ, и нарече манастырь».

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; «се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу». Возможно, земля была куплена на сбережения, оставшиеся от родителей.

Враг сильно ополчался на подвижника, желая устрашить его, бесы являлись ему в виде диких зверей, вползали в келлию змеями. Подначивали мирских людей обижать отшельника, издеваться над ним. Искушали. Но преподобный слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь отца Варлаама скоро сделалась известной, к нему стали, как и ныне к старцам, обращаться за советом. Многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.

Начальникам и князьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не

Показать цитату целиком Показать всю переписку

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.

Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Отец Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он решил поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав:

— Он загладит вины свои в Хутыне.

Все тотчас же единодушно закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму!

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Освободив осужденного от уз, святой Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае святой Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

— Что это значит? — говорили все между собой, — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы.

Ученики святого Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих:Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть(Рим. 2. 33, 34).

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. святой Варлаам, благославляя его, сказал:

— Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим.

Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, святой Варлаам сказал:

— Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать.

Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал:

— Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Известны даже случаи воскрешения умерших — как при жизни святого Варлаама, так и при его посмертных явлениях.

Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину, святой Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

— Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти.

— Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии, — сказал он братии, — блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме.

По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Одно из самых известных посмертных чудес преподобного Варлаама — их совместное с преподобным Сергием Радонежским моление о спасении Москвы.

Случилось это в 1521 году, когда на Москву шли татары под предводительством Махмет-Гирея. Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери.

Владимирская икона Матери Божией

Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли святые Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие святители. Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел преподобный Сергий, а с другой —преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали:

— Зачем вы идете вон из города и на кого оставляете его при нашествии врагов?

Святители со слезами отвечали:

— Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.

Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана.

— Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы.

Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

// Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Святой источник преподобного Варлаама Хутынского.

Деревня Хутынь расположена на северной оконечности полуострова между реками Волхов и Малый Волховец. Деревня выросла под стенами монастыря, который был основан монахом-отшельником преподобным Варлаамом. Святой Варлаам является главным духовным покровителем Новгородских земель. Во многих христианских странах из всего сонма православных святых поминают Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам Хутынский.

Варлаам Хутынский (в миру Алексей Михайлович (Михалевич) родился в богатой и знатной новгородской семье в XII веке. Родителей Варлаама звали Михаил и Анна. Жили они на Софийской строне, в Неревском конце у земляного вала. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Алексей, раздав все свое имущество бедным, удалился в Лисичий монастырь к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама. Затем Варлаам стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. Место это пользовалось дурною славой: по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но однажды, подходя к Хутыни, Варлаам увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Стараясь изгнать пустынника, нечистая сила то устрашалп отшельника зверями, то злоумышленниками, но Варлаам переносил все с помощью усердной слезной молитвы и строгого поста. Высоконравственная жизнь Варлаама скоро сделалась известной и к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением, а многие просили позволения поселиться рядом с ним. Как ни любил уединение Варлаам, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Так образовалась обитель, а Варлаам стал ее игумном. Число иноков, желавших подвизаться в обители Варлаама, постоянно увеличивалось. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью и вырыл колодец, который сохранился до наших дней. За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Незадолго до своей кончины Варлаам окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Одновременно с освящением храма 6 августа 1192 года архиепископ Григорий "нарек монастырь" и возвел Варлаама в сан игумена. Прожил Варлаам в монастыре всего год. Предвидя свою кончину, св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка. Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября (19 ноября по новому стилю) 1193 года. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василии Иоанновиче), Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

Монастырь процветал трудом монахов и дарами жертвователей, среди котроых были московские цари Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр и Иван Алексеевичи. Богослужение постоянно шло в пяти церквах монастыря. В Хутынском монастыре был похоронен Дионисий - митрополит Московский и всея Руси, сосланный сюда Борисом Годуновым. В период 1611-1617 года Хутынский монастырь был оккупирован шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. Монастырь имел белокаменную ограду, внутри котрой был прекрасный настроятельский фруктовый сад. На северной строне от монастыря росла липовая роща. В 1880 году при монастыре открылась церковно приходская школа. Также в монастыре была тюрьма, которая затем была использована большевиками.

Большевики закрыли обитель в 1919 годупо решению III губернского съезда "Советов". Тогда старцы переселились в здешнюю деревню Хутынь и продолжили монашескую жизнь, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось много народа. В 1932 году их всех арестовали и отправили в ссылку. В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке. В 1930-е гг. все колокола были сброшены большевиками с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Металл с куполов был снят - остались одни каркасы. Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло ОГПУ. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице. ОГПУ. Во время Второй мировой войны в монастыре был опорный пункт немецких войск и монастырь был разрушен при штурме советскими войсками и более 40 лет оставался в руинах. После войны здесь опять-таки размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. В 1976 году начались некоторые работы по реставрации монастыря.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Летом 1993 года была завершена реставрация Спасо-Переображенского собора и братского корпуса. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий. Вновь открыли монастырь 20 апреля 1994 года. Настоятельницей монастыря является игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. В монастыре можно купить вкусные и свежие натуральные продукты: яйца хлеб, творог, масло.

На повороте к монастырю стоит деревянная часовня в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша», построенная силами местной жительницы католички Ядвиги в 2002-2003 гг. в благодарнось за исцеление мужа от пьянства (двумя года позже этот человек скончался). По старинному преданию в 1452 году до этого самого места бежал опаленный огнем из гробницы преподобного Варлаама завоеватель новгородских земель московский князь Иван III, пожелавший взглянуть на мощи святого, которы покоился "под спудом".

3. Фотографии Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря.

На территории Варлаамо-Хутынского монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.

Монастырский ансамбль в 1780-е годы представляется следующим образом: два храма в центре обширной площади, ограниченной пятиугольником каменной ограды со святыми воротами и восточной линии ограды и поставленными вдоль ограды деревянные братские кельи, гостиница и др. постройки. Большой хозяйственный комплекс, вероятнее всего, размещался за оградой, с северной стороны, за пределами ограды стояли две мельницы.

В XVIII веке (1768-74 гг.) создаётся колокольня с надвратной церковью (третий по счёту "Хутынский столп", возносившийся взамен ветшавшего предыдущего). В новой колокольне во втором ярусе находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В северный придел во имя св. апостола Иоанна Богослова Преображенского храма (одно время он был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г. Р. Державина) в 1993 году был возвращён прах Гавриила Романовича Державина, который прежде из-за разрушений храма во время войны был перенесён в новгородский кремль. На камне начертано: «Сим камнем сокрыт прах действительного тайного советника и разных орденов кавалера Гавриила Романовича Державина, скончавшегося в 1716 году». Державины жили в 60 километрах вниз по Волхову в своём имении Званка. Гроб с телом покойного привезли на барже на барже по Волхову.

Несмотря на то, что между Москвой и Новгородом не всегда существовало, скажем так, понимание, к новгородцу Варлааму Хутынскому москвичи относились с непременным почтением, посвящая ему приделы в церквах и призывая на помощь в трудных обстоятельствах.

О рождении и воспитании святого Варлаама Хутынского нет достоверных сведений. Неизвестно даже, когда он появился на свет. Это событие может быть датировано лишь приблизительно первой половиной XII века, поскольку мы знаем, что скончался преподобный в 1193 году в преклонных летах.

В миру Святой Варлаам Хутынский звался Олексой (Алексеем) Михайловичем и был, как доносит предание, отпрыском богатой и благочестивой новгородской фамилии. Когда родители Олексы скончались, он раздал оставшееся ему наследство и удалился в монастырь — предполагается, что в Антониев или в Лисицкий.

Основание Хутынского монастыря


Через некоторое время Варлаам, ища уединенной жизни, оставил монастырь. Он ходил по окрестностям Новгорода, пока не пришел на место, называвшееся «Хутынь». Здесь его остановил луч света, просиявший из чащи, и он понял, что Бог благословляет его намерение поселиться в этом глухом месте.

Поставив себе келью, святой Варлаам , согласно житийной формуле, дни проводил в трудах, а ночи в молитвах. Как и многие другие пустынники, он перенес много нападений от бесов. Они возбуждали против него людей, устрашали его, являясь ему в виде диких зверей, пытались склонить его к нарушению поста и поселить в его душе уныние. Но все было тщетно. Бесовские ухищрения преподобный побеждал молитвой.

Святая жизнь преподобного Варлаама скоро стала известна всей округе. К нему теперь приходили за духовным советом и благословением. Многие просили позволения поселиться рядом. Просьбы эти были тяжелы преподобному. Уходя из Новгорода, он желал полного уединения... Но, помня о том, что человек должен любить своих ближних, святой никого не отстранял от себя. Вскоре вокруг его скромной хижины выросли кельи, потом была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Образовался Хутынский монастырь.

Варлаам Хутынский чудотворец

Еще при жизни святого Варлаама Хутынского Господь прославил его даром чудотворения и прозорливости. Так, навсегда запомнили новгородцы следующий случай. Однажды преподобный посетил Новгородского архиепископа и, прощаясь, сказал ему:

«Если Бог благословит, приеду к святыне твоей на санях в пяток первой недели поста святых апостолов»

разумея Петровский пост. Владыка удивился, но счел эти слова своего рода «чудачеством» и не придал им большого значения. Но накануне первой пятницы Петровского поста действительно выпал густой снег и ударил мороз. Преподобный Варлаам, как и обещал, приехал к архиепископу в санях и нашел его в большом огорчении, что мороз погубит все посевы и наступит голод. На эти страхи святой возразил ему:

«Не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод по всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и святых умилосердился и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же опять наступит тепло, снег растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие».

Так и случилось. И урожай в тот год был невиданный. В память о «санном путешествии» святого Варлаама к архиепископу впоследствии установили крестный ход, ставший одной из самых прочных новгородских традиций.

Любопытно, что «питомцы» святого Варлаама Хутынского, зная о его удивительной прозорливости, иногда все же пытались лукавить перед ним. Так школяры, зная, что учитель видит их насквозь, все же пускаются на обман, чтобы скрыть свои шалости. Как-то монастырские рыбаки, вернувшись с ловли, решили скрыть пойманного ими большого осетра (его они хотели продать в свою пользу) и принесли преподобному Варлааму только мелкую рыбу. И были немало смущены, когда он посмотрел на них с улыбкой и спросил:

«Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать?»

Наставляя столь кротким образом своих учеников, подвижник был гораздо более суров к самому себе. Под власяницей он носил тяжелые вериги, а постился строже, чем кто-либо из насельников обители.

Смерть и канонизация Святого Варлаама Хутынского

Незадолго до своей кончины старец собрал вокруг себя братию и препоручил ее попечению одного из своих учеников, прп. Антония Дымского. Сам же он обещал инокам, которые, по слабости человеческой, скорбели о скорой смерти своего наставника:

«Я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка».

Преставился ко Господу преподобный Варлаам 6 ноября 1193 года. Кончину его оплакивал весь Новгород. В житии святого сказано, что «плач народа заглушал погребальные песнопения». Канонизирован он был в середине XV века, после того как были нетленными обретены его мощи.