Почему женщины покрывают голову. Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

Существует несколько вариантов ответа на вопрос, почему в церкви женщины покрывают голову платком. Уже сам вопрос можно считать недостаточно корректным. Если появились сомнения в этой традиции, то очень легко перейти и к другим, не менее некорректным вопросам.

Может ли традиция устареть

Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие. Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.

Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан, об этом заговорили.

Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.

В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы, среди которых может попасться и кружевной шарф и снуд.

Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.

Платок-капюшон

Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой. Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты.

Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.

Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.


Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.

Какой платок выбрать в церковь

Между тем, по церковным канонам предопределено не только, каким следует быть головному убору, но и какого цвета в каких случаях надевать, как повязать, и кто может надевать ту или иную разновидность:

  • светлый, белый однотонный или с мелкой цветочной каймой, в небольшой рисунок, можно надевать в храм по праздникам;
  • любого цвета, кроме зеленого или черного, используют для обычного, каждодневного визита;
  • черный надевается в знак траура, а однотонный темного цвета можно и нужно надевать в дни строгого поста;
  • красный надевают на Пасху или все время до Святого Вознесения;
  • зеленый – приличествующий только на Вербное Воскресенье и Троицу;
  • в цветочек или в мелкий горошек с каймой обычно надевают женщины, прислуживающие в храме.

Донские платки, которые сейчас усиленно продают в интернет-магазинах, кружевные и со стразами от Сваровски – вещь, абсолютно противоречащая самому духу сложившейся традиции, которая присутствует только в православной религии.

Есть специальные православные платки (платок-капор с завязками под подбородком, которые надеваются на голову). Завязки сшиты на кулиске.

Надетый и завязанный под подбородком головной убор, обычно не спадает, его можно надеть и женщине, не привыкшей к такому наряду.


Можно любую косынку использовать, как платок, девочке главное чтобы он не соскальзывал с головы. Традиционный платок в церковь должен быть средних размеров, чтобы его можно было завязать под подбородком, а сзади он закрывал волосы.

Ниспадающий не выполняет той функции, для которой он изначально был предназначен.

Важно. Огромное значение имеет именно, как в церковь, остальные светские профанации обычая, допущенные современной церковью в процессе секуляризации – это имитация традиции, но не совсем ее соблюдение.


Стразы Сваровски, используемые по праздникам, чтобы продемонстрировать, по какой цене приобретен головной убор для похода в церковь – не более, чем гордыня. Христианская религия призывает бороться с такими перегибами, осуждая такой наряд, как один из недозволенных грехов.

Чтобы разобраться в традиции, которую призывают соблюдать опосредованно, нужно просто понять, почему в церкви женщины покрывают голову платком.

Почему в церкви женщины покрывают голову платком: истоки и важность традиции

Согласно преданию, эту традицию положил Апостол Павел. Она ведет свои истоки со времен его прибытия в Коринф с проповеднической миссией.

На тот момент существовал языческий храм, в котором жрицы обривали голову наголо и отдавались во славу своей богине, совершая таким образом акт жертвоприношения.

Некоторые из жриц этого храма стали исповедовать христианскую религию. Чтобы никто не мог упрекнуть их прошлым, пока не отрастут волосы, Апостол Павел обязал всех одевать в храм платки.

Вторая версия этого же события состоит в том, что женщины с волосами демонстрировали их в назидание блудницам, а это было проявление гордыни, ведь пред Господом все равны.

Еще одна трактовка платка в церкви состоит в том, что мужчина создан Богом по образу своему и подобию. Поэтому он снимает шляпу или головной убор, в знак уважения перед Творцом. Женщина, созданная Богом из мужского ребра, надевает платок, чтобы показать свое смирение и покорность мужчине.


Существуют и другие версии. Например, что покрывая волосы в храме сразу после замужества, женщина дает обет верности, оставляя возможность видеть волосы только самому близкому человеку – мужу.

В церковь же платок надевают не только женщины, но и девушки, чтобы скрыть одну из самых привлекательных черт внешности.

В Храме Господнем не должно быть греховных мыслей и предметов вожделения, поэтому и предписывалось надевать юбки до полу и платки.

Важно. В этом случае надевать кружевной шарф, кокетливый платочек с выправленными из-под него волосами и завязанный назад, нет никакого смысла. Он не прячет дамские прелести, как это происходит в случае с настоящим головным убором, а, наоборот, подчеркивает их и привлекает внимание.

В случае с мужчинами снимание головного убора тоже может трактоваться по-разному. На Руси шапка была отличительной особенностью титула или должности, особенно у государевых служащих.

Когда снимали головной убор, то они нивелировали свой общественный или имущественный статус. Снятая шапка демонстрировала всем, что пред Господом все равны.


Насколько оправдано ношение платка в церкви

Прежде, чем искать в сети, где купить или как сшить накидку платок, следует подумать о том, для чего надевается в церковь головной убор. Это не средство продемонстрировать или подчеркнуть свои прелести, привлечь восхищенные взгляды мужчин или завистливые – женщин.

Потому что иначе хождение в Храм не имеет особого смысла. Начиная с отрицания одной традиции, заложенной в религиозных постулатах, далее можно легко поставить под сомнение целесообразность обрядов, облачений читаемых молитв.

Ведь именно они используются для обращения к Богу. Определенные правила поведения приняты в любом сообществе. Только самому невоспитанному человеку придет в голову есть на полу, плевать в колодец, отказывать в уважении старших или лишать заботы детей.

Примерно так же обстоят дела и с религиозными обычаями, продиктованными вековым опытом, национальным менталитетом, наследием предков.

Жизнь изменилась, появились новые транспортные средства, информационные технологии, способы общения. Но для многих людей ничего не изменилось в отношении и обращении к Богу, следовании религиозным заповедям, церковным канонам и правилам. И если человек считает себя верующим, он следует им неуклонно, без рассуждений о целесообразности.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис . 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

о.Константин Пархоменко

Грешно ли женщине войти в храм с непокрытой головой?

Вконтакте

Одноклассники

Ситуация, в которой оказалась наша читательница, случается нередко. Ей сделали в храме замечание за то, что она была без платка на голове. Это якобы большой грех. «Так ли это, — спрашивает она. – И как быть, если в теплую погоду вышла из дома без платка, а потом решила зайти в церковь, неужели это будет греховным поступком?»

Многие священники отвечают на этот вопрос одинаково: лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе.

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

- Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Лучше уж молиться без платка

Можно еще вспомнить, как на подобные вопросы отвечал в свое время митрополит Сурожский Антоний. Он говорил:

- Если ты непокрытая стоишь перед Богом и молишься, Он видит твою молитву, и это лучше, чем если бы ты стояла покрытая и думала: когда же это всё кончится?! Если так, то лучше уж стоять в брюках, с непокрытой головой – и молиться.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

Отец Константин Пархоменко

Основные каноны православной церкви, связанные с головным убором при посещении храма.

Людям, входящих в храм впервые, следует знать, что в церкви существуют определенные правила поведения. Духовные основания устанавливают все нормы православного этикета, которые обязаны координировать взаимоотношения между верующими, обращенными к Богу.

Много вопросов возникает по поводу головного убора у прихожан, при нахождении в церкви.

Об этом правиле этикета поговорим в предлагаемой статье.

Христианские традиции в храме
Такой обычай появился в глубокую христианскую древность, а точнее еще в апостольские времена. В ту эпоху, каждая женщина имеющая статус замужней и добропорядочной, покидая стены дома, прикрывала голову покрывалом. Этот головной убор свидетельствовал, о том, что женщина замужем и она принадлежит мужу.
Супруг мог развестись с женой не возвращая приданого, в случае появления ее на улице без платка. Такой женский вид, считался оскорбительным для мужа.
На Руси сохранилась эта благочестивая традиция - женщина в церкви должна проводить молитвенный ритуал прикрыв голову покрывалом.
Это способ выражения уважения и почтения к первохристианской церковной традиции.
Поскольку речь идет только о замужней женщине, или женщине потерявшей мужа, к молодым девушкам это требование не относится.
Как красиво завязать платок, палантин, платок-накидку и шарф на голову в церковь, храм?
Существует огромное количество способов ношения платка, но не все они уместны для посещения церкви.
Головной убор должен соответствовать ситуации, поэтому замысловатые банты и узлы необходимо исключить из варианта завязывания, для посещения храма.

Простое решение - это купить готовый головной убор.

Накиньте его на голову и застегните под подбородком булавкой

2 вариант
Если палантин или шарф не будет соскальзывать с головы, перекиньте концы крест на крест вокруг шеи, и отбросьте их назад

3 вариант
Достаточно просто накинуть любой шарф, при желании закрепите его брошью в районе шеи

4 вариант
Если нет уверенности в плотном расположении платка, завяжите его сзади на слабый узел

5 вариант
Завяжите палантин или косынку на узелок под подбородком

7 вариант
Можно подвязать платок вокруг головы, таким образом

8 вариант
Для обряда венчания подойдут самые простые способы

Как правильно завязать платок на голове по-православному?

Требования древних обычаев в православной церкви по завязыванию платков
Единственным правильным вариантом, по канонам православной церкви, считается завязать концы головного убора в районе подбородка или закрепить платок булавкой под ним.
Но в современной церкви, стараются не обращать внимание на то, каким образом покрыта голова, самое главное наличие любого покрывала на голове.
Обязательно ли одевать платок и покрывать голову в церковь?
Только блудницам и порочным женщинам позволено афишировать свою принадлежность к особому рода занятиям не покрывая голову.
Делайте выводы сами

Девочкам нужно ли одевать платок в церковь?

Требования современной церкви
При посещении храма девочки голову не покрывают.
Древние условности, приписывают головной убор к исключительному знаку замужней женщины.
Поэтому девственнице, не имеющей мужа, дозволено входить в церковь не покрывая платком голову.
Современная бытность внесла в давний обычай собственные изменения. Легче надеть палантин, чем навлечь на себя гнев не сведущих «бабушек».

Почему мужчины не покрывают голову в церкви?

Требования для мужской половины, согласно давних традиций
Посещая любое помещение, мужчине надобно освободиться от головного убора
Делается это для того, дабы отдать дань почтению и уважению хозяина
Хозяин церкви - Господь
Таким образом мужчина, проявляет не только уважение, но и подчеркивает свою беззащитность перед лицом Господа, и показывает истинную веру
Важно быть внимательными к чувствам людей, и помнить, что церковь они посещают, для того чтобы открыться перед Богом, попросить его о самом сокровенном и ценном, молятся о прощении за грехи. Поэтому необходимо одеваться и вести себя в этом месте в соответствии с церковными канонами.

Полезно будет ознакомится со словами апостола Павла по этому поводу: