Почему женщины мусульманки не ходят на кладбище. Можно ли женщинам посещать кладбища

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта - ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами - идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!»

Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.

В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.

Как известно, накануне праздника Ураза-байрам и утром этого дня желательно посетить могилы близких людей, поэтому к этому времени увеличивается наплыв людей, посещающих своих покойных близких, друзей, знакомых, – они дают садака за их души и читают Коран. Но не редкость, когда с этой благой сунной Пророка (мир ему и благословение) некоторые измышляют от себя действия, противоречащие исламскому законодательству. Это и рыдания с громким плачем, разрывание на себе одежды, хотя в хадисе Пророка(мир ему и благословение) говорится: «Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари, 1292; Муслим, 927), появление на кладбище в открытой одежде и другие запретные действия, приводящие этот благой поступок в грех. Поэтому хотелось бы привести ответ досточтимого шейха Саида-афанди на этот проблемный вопрос.

Посещать кладбище мужчинам не запрещено, напротив, им желательно делать это. Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (аз-зияра) является время после совершения предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник тоже является хорошим временем для посещения могил усопших.

Что касается женщин, то им разрешается посещать кладбище самостоятельно, если оно находится в пределах населённого пункта. Если же оно находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это посещение совершается к могилам пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (караха) даже в пределах данного населённого пункта.

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать, по возможности, Коран и вспомнить о грядущей смерти.

Если женщинам дозволяется посещать кладбища, только соблюдая эти условия, то как же быть с теми из них, кто в одиночку разъезжают по всему миру с целью торговли?! Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, чем их обеспечивают мужчины, и оставаться дома!

Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин» , прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни.

Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курси» и попросит Аллаха дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит сорок сияний (нур) и могилы расширяются. Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище».

Может, не совсем к теме, но вполне уместно, думаю, упомянуть и о трауре женщины. Нередко встречаешь в праздничный день Уразы на кладбище женщин, которые годами не снимают траур. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Не делайте этот праздничный день увеселением шайтана, следуйте требованиям Ислама, на могилах не рыдайте, одевайтесь согласно нормам Ислама. Для вас будет лучше, если вы станете следовать указанному Пророком(мир ему и благословение) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

Вопрос: Я похоронила самого мне близкого человека - МАМУ. Мне очень ее не хватает, сильно скучаю по ней, не передать на словах. Вопрос мой такой: можно ли женщине ходить на могилу близких родственников? Так как мне сказали, что женщинам суннитских мазхабов категорически запрещается ходить на кладбище, что сам пророк Мухаммед (да благословит его Аллах) запрещал женщинам ходить на кладбище. Какие есть по этому вопросу хадисы нашего пророка?

Что происходит после смерти? Где они до судного дня? Мама моя часто мне снится. Рядом ли они вообще?

Пожалуйста, ответьте мне на мои вопросы более развернуто. Я с нетерпением буду ждать. Заранее благодарю Вас. Да хранит нас Аллах. (Душанбе, Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приносим искренние соболезнования в связи со смертью вашей мамы. Желаем, чтобы Аллах дал ей высшую степень в раю, а родственникам - терпение. Аминь.

Мы понимаем ваши чувства, и они вполне естественны: мама - особенный для каждого человек, и никто не может заменить ее. Тем не менее, перемещение вашей мамы из этой временной жизни в будущую вечную - это решение Аллаха. Поэтому ваше расставание с ней носит временный характер. И, даст Аллах, однажды вы воссоединитесь с ней на том свете так же, как она воссоединилась сейчас с теми любимыми ею людьми, которые покинули этот мир раньше нее.

1) Если говорить о посещении могил, то специалисты по исламскому праву всех четырех мазхабов постановили, что рекомендуемым это действие является для мужчин. (Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88)

لا خلاف بين الفقهاء في أنه تندب للرجال زيارة القبور

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إني كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكركم الآخرة

«Раньше я запрещал вам посещать могилы. Теперь же посещайте их, ведь это напомнит вам о том свете » . (Ахмад. Муснад. - № 1236, передал Али)

Если говорить о посещении могил женщинами, то теологи всех четырех мазхабов не рекомендовали этого делать. Некоторые из них выбирали более жесткую формулировку, говоря о запрете данного действия, другие считали это порицаемым (макрух). В ханафитском и маликитском мазхабах послабление дано очень пожилым женщинам, желающим посетить кладбище. Тем, кто не столь стар, нельзя посещать могилы, поскольку это может повлечь к совместному пребыванию лиц противоположного пола, что нарушит должную атмосферу кладбища.

В энциклопедии «Аль-маусуа аль-фикхия» приводится на данный счет мнение теологов всех четырех мазхабов:

أما النساء، فمذهب الجمهور أنه تكره زيارتهن للقبور

«Что касается женщин, большинство теологов постановили порицаемость посещения ими могил».

(Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88; см. также Радд-уль-Мухтар. - Том 2, стр. 242 (ханафитский мазхаб); Хашият-уд-Дусукы. - Том 1, стр. 422 (маликитский); Аль-Мухаззаб. - Том 1, стр. 258 (шафиитский); Кашаф-уль-Кына. - Том 2, стр. 150 (ханбалитский)).

2) Местом пребывания умершего человека является его могила; он более не относится к этому миру. Хорошему человеку после смерти по утрам и ночам показывают его пристанище в раю. А плохим умершим людям каждое утро и каждую ночь показывают их место в аду.

Как передавал господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал:

إن أحدكم إذا مات عرض عليه مقعده بالغداة والعشي، إن كان من أهل الجنة فمن أهل الجنة، وإن كان من أهل النار فمن أهل النار، يقال: هذا مقعدك، حتى يبعثك الله إليه يوم القيامة

Когда человек умирает, ему по утрам и вечерам показывают его пристанище. Если он - из числа обитателей рая, ему показывают место для тех, кто попадет в рай. Если он - из числа обитателей ада, ему показывают место для тех, кто попадет в ад. Ему скажут: «Это твое пристанище, пока Аллах не воскресит тебя в Судный день». (Муслим. Сахих. - № 2866)

Во многих других сообщениях со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что после смерти человеку зададут три вопроса:

а) Кто твой Господь?
б) Какова твоя религия?
в) Что ты можешь сказать о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха)?

Если человек был хорошим в этом мире, верил в Аллаха, он даст верные ответы:

а) мой Господь - Аллах;
б) моя религия - ислам;
в) это Мухаммад, посланник Аллаха.

Вследствие правильных ответов, Аллах скажет ангелам открыть из могилы этого человека окошко в рай. И человек, будучи в могиле, будет наслаждаться благами рая.

Если же человек не был истинным верующим, он не сможет ответить на заданные вопросы и будет в замешательстве говорить: «Ох! Ах! Я не знаю». Из-за этого ему откроют окно из могилы в ад, и он будет мучиться до Судного дня. (Абу Дауд. Сунан; Ахмад. Муснад)

3) Есть немало хадисов, доказывающих, что награда за чтение Корана и добрые дела дойдет до умершего и будет ему полезной, если эти действия будут исполнены от его имени.

Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

Когда человек умирает, прекращаются все его дела, за исключением трех:

а) садака-джария (долговечной милостыни),
б) знаний, которыми он поделился, и которые теперь приносят пользу;
в) мольб праведного ребенка за него. (Муслим. Сахих. - № 1631)

В главе «Чтение над умершими» имам Абу Дауд (милость ему Аллаха) передавал сообщение, переданное господином Макалем ибн Ясаром (да будет доволен им Аллах) о следующих словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

اقرؤوا يس على موتاكُم

«Читайте суру «Я-син» над умершими (родственниками)». (Абу Дауд. Сунан. - № 3121)

Шейх Айни (милость ему Аллаха) писал в своем комментарии «Канз-уд-дакаик»:

يصل إلى الميت جميع أنواع البر من صلاة أو صوم أو حج أو صدقة أو ذكر أو غير ذلك

«Награда за все добрые дела (включая намаз, пост, хадж, милостыню, зикр и пр.) приносит пользу умершим». (Рамз-уль-хакаик)

В сборнике «Сахих» Бухари приводится сообщение со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то к Пророку (мир ему благословение Аллаха) пришел человек и спросил:

إن «أمي افتلتت نفسها، ولم توص، وإني أظنها لو تكلمت لتصدقت، فلها أجر إن تصدقت عنها ولي أجر؟

У меня мама умерла неожиданно. Даже завещание оставить не успела. Думаю, если бы у нее была такая возможность, она бы распорядилась о милостыне. Если я раздам от ее имени милостыню, получит ли она за это награду, и я вместе с ней?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

نعم

Да. (Бухари. Сахих. - № 2717)

Это лишь несколько повествований из числа тех многих сообщений, которые говорят о том, что чтение Корана и совершение благих дел от имени вашей мамы принесут ей пользу в могиле. Продолжайте творить добро от ее имени: будь это милостыней, дополнительными постами, добровольными намазами, мольбами к Аллаху о прощении, поминанием Аллаха или чтением Корана. Она получит это в качестве подарков от вас: об этом говорил имам Ибн Кайим (милость ему Аллаха) в книге «Душа» («Ар-рух»).

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта

Мусульманские кладбища – это специальная территория (участок земли) для захоронения умерших, придерживавшихся в жизни исламской религии; при этом не имеет значения их расовая или национальная принадлежность.

Особенностью мусульманских кладбищ является то, что они, как правило, находятся за чертой населённого пункта и окружены забором, служащим ограждением от животных.

Согласно Шариату, разрешается установка на могилах надмогильных плит для того, чтобы люди знали, что это могила, и не ходили по ней, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Указанием на это служит следующий хадис, в котором сообщается, что когда похоронили Усмана ибн Мазуна, (мир ему и благословение) повелел одному человеку принести камень, но тот не смог. Тогда Посланник (мир ему и благословение) пошёл и сам принёс этот камень и, положив его у изголовья, сказал: «Благодаря этому я узнаю могилу своего брата и буду хоронить здесь тех, кто умрёт из числа членов моей семьи ».

Следует помнить об умерших родственниках, посещать их могилы, просить прощения за их грехи. Следует также по возможности ухаживать за могилами всех других мусульман, приучать к этому своих детей и родственников.

Хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, а немусульманина – на мусульманском строго запрещено.

Требования в отношении мусульманского кладбища :

1. На мусульманском кладбище не могут быть захоронены представители других религий .

2. Выделение на мусульманском кладбище отдельного участка для захоронения членов одной семьи допускается , если это не ведёт к затруднениям при захоронении других людей.

3. Между могилами на кладбище необходимо предусмотреть проходы , чтобы люди, посещающие кладбище, могли легко подходить к могилам, не переступая и не наступая на соседние могилы мусульман. Не следует также сидеть на могилах верующих.

4. Могила сооружается таким образом, чтобы было возможным положить в неё умершего лицом в сторону Каабы .

Обычно, придя на кладбище, приветствуют мусульман, похороненных на нём, следующими словами:

«Приветствие вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вам и нам грехи! Вы ушли раньше нас, а мы следуем за вами ».

В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано:

«Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие ». Этот хадис передал Ибн Абд аль-Барр.

Мусульманам, проходящим по кладбищу, желательно читать суры из , ибо умершему приносят пользу многие добрые деяния мусульман, если их совершают с намерением передать вознаграждение за них умершему. К таким благодеяниям относятся милостыня (садака), намаз и др. Обо всём этом более подробно мы расскажем ниже.

(мир ему и благословение) советовал нам посещать кладбища, т. к. это напоминает о смерти и Конце Света. При посещении могил нельзя совершать такие греховные деяния, как потреблять спиртное, ставить свечи и т. п.

О сидении на могиле, наступании на неё ногой и т. п.

Сидеть на могиле мусульманина и наступать на неё Шариат запрещает. В соответствии с этим же нежелательно и ложиться на неё.

В достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле ».

Однако при возникновении необходимости, например, если невозможно дойти до могилы родственника или другого, которого вы хотите посетить, кроме как путём перехода через другие могилы, тогда это не возбраняется.

Не возбраняется и ходить между могилами в обуви. Если на обуви имеются нечистоты, то нежелательно в них переходить через могилы.

Испускать мочу возле могилы возбраняемо, а делать это на могилу – запрещено. Также греховно (харам) справлять малую нужду на землю, которая смешалась с частями тела покойного.

Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.

Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин .

Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]» .

Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы» .

Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу .

Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо .

Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию . Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища» . Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)» .

Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).

Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.

Да, конечно же, имеет полное право.

Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?

Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.

Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным» . В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии. Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]» .

Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами .

Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади .

О смерти и похоронах по Исламу читайте .

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.

Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.

См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.

Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.