Почему печорин решил похитить бэлу. Что толкает печорина на похищение бэлы

Русский путешественник ехал по горам из Тифлиса. Телегу с его поклажей везли быки, погоняемые нанятыми горцами. Близ подошвы Койшаурской горы он встретил другого такого же соотечественника – офицера лет пятидесяти, ещё бодрого вида, по имени Максим Максимыч. Они оказались попутчиками. Во время нелёгкой дороги по перевалам близ пропастей Максим Максимыч стал вспоминать про свою службу в Чечне.

Он рассказал спутнику, что раз к ним в крепость приехал служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин , человек богатый, с твёрдым и независимым характером. Его поведение поначалу казалось несколько странным. Печорин то пропадал целые холодные дни на охоте, выходя в одиночку и на кабана, а то не выносил даже комнатного сквозняка. Часто он по целым дням одиноко сидел в своей комнате со скучающим видом.

Рядом с крепостью жил один союзный русским князь, у которого был сын Азамат – юноша храбрый, но неуравновешенный и беспутный. Князь пригласил офицеров из крепости на свадьбу своей старшей дочери. Во время плясок и песен на этом пиршестве младшая дочь хозяина, Бэла, пропела Печорину нечто вроде комплимента: «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их». Печорину Бэла очень понравилась (см. статью Печорин и женщины), но на неё жадно глядел и известный отчаянным нравом горец Казбич.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Пока шла свадьба, Максим Максимыч вышел во двор – и услышал тихий разговор Казбича с Азаматом. Азамат восторгался лошадью Казбича, Карагёзом, которая и вправду была необыкновенно хороша. Юноша просил, чтобы Казбич отдал ему лошадь, обещая украсть у отца и отдать за неё лучшую винтовку или шашку. Разошедшись, он предложил похитить и отдать за коня свою сестру Бэлу.

Казбич не соглашался. Между ним и Азаматом закипела ссора и драка. На крики сбежались другие гости, свадьба едва не перешла в резню. Офицеры уехали. Максим Максимыч пересказал всю историю Печорину.

Казбич часто приезжал к ним в крепость. Приезжал и Азамат. Печорин стал то и дело заводить с Азаматом разговор о лошади Казбича. Он обещал помощь в её похищении, но требовал взамен Бэлу. Максим Максимыч убеждал Печорина, что он затеял нехорошее дело, но Григорий Александрович отвечал: дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как я.

Однажды Казбич привёз в крепость на продажу десяток баранов. Печорин задержал его у себя, предупредив Азамата, и тот угнал Карагёза. Услышав ржание своего коня, Казбич побежал за похитителем с выстрелами, но тот ускакал. В страшном горе Казбич упал на землю и пролежал так до утра. Отдавший сестру Печорину Азамат скрылся неизвестно куда.

Максим Максимыч хотел вернуть Бэлу отцу, но Печорин говорил ему, что князь может в гневе зарезать дочь, побывавшую у чужеземцев. Пугливая Бэла поначалу всё время молчала. Печорин относился к ней ласково, дарил богатые подарки, клялся в любви. Долго не получая взаимности, он наконец сказал: «Бэла, ты свободна! Можешь возвращаться к отцу, а я от тоски поеду теперь куда-нибудь искать смерти…» Услышав это, горянка бросилась ему на шею.

Казбич тем временем убил отца Бэлы, считая, что Азамат украл лошадь по сговору с ним. Бэла и Печорин некоторое время жили в страстной любви, но потом горянка стала надоедать ему. Он всё чаще уходил от неё на охоту. Бэла тосковала, часто плакала, жаловалась на Печорина Максиму Максимычу. Раз тот гулял с ней по крепостному валу – и они вдруг увидели вдалеке Казбича на лошади отца Бэлы. Часовой выстрелил в него, но промахнулся. Казбич ускакал.

Бэла. Художник М. Зичи, 1902

Максим Максимыч стал пенять Печорину на равнодушие к Бэле. Тот в ответ рассказал старику о своей жизни. (См. .) В ранней юности Печорин много кутил, но это вскоре надоело ему. Тогда он начал посещать большой свет – но не нашёл и там ничего привлекательного, светские красавицы быстро стали казаться ему пустыми. Он поехал «развеять скуку под чеченскими пулями», однако скоро «привык и к их жужжанию». Вид Бэлы оживил в нём последнюю надежду на сильное чувство, но и она вскоре сменилась разочарованием. «Любовь дикарки, – говорил Печорин, – немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Теперь он думал отправиться в путешествие: «в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!»

Вскоре Печорин и Максим Максимыч поехали на охоту. Возвращаясь, они вдруг услышали у крепости выстрел, а потом увидели Казбича, который увозил на коне Бэлу. Офицеры бросились за ним, стреляя. Они уже нагоняли Казбича но в последний момент он ударил Бэлу в спину кинжалом, а сам соскочил с лошади, взобрался на утёс и скрылся. Оказалось, Казбич подстерёг девушку у реки, куда она пошла за водой.

Раненая Бэла умерла в мучениях на руках у Печорина. Печорин стоял над телом горянки со своим обычным непроницаемым лицом, но когда Максим Максимым подошёл утешать его, вдруг захохотал – и от этого исполненного крайним отчаянием смеха мороз пробирал по коже.

Месяца через три Печорина перевели служить в Грузию, и Максим Максимыч больше не имел о нём вестей.

Рассказчик, молодой офицер, едущий из Тифлиса в Ставрополь по казённым надобностям, познакомился в пути с Максимом Максимычем, штабс-капитаном лет пятидесяти, служившим на Кавказе еще при Ермолове. Когда путешественники остановились в какой-то сакле на ночлег, то за чаем Максим Максимыч к слову вспомнил историю, случившуюся с ним лет пять назад.

Знакомство Печорина и Бэлы

Тогда он служил в крепости N. за Тереком, и под его начало прибыл молодой офицер лет двадцати пяти, Григорий Александрович Печорин. Однажды князь, живший в шести верстах от крепости, пригласил их на свадьбу своей старшей дочери. Во время пира младшая дочь князя, Бэла, привлекла внимание Печорина.

Казбич

Максим Максимыч же, выйдя на улицу, случайно услышал разговор младшего сына князя, Азамата, с Казбичем, известным разбойником, против которого, впрочем, никогда не оказывалось никаких улик. Азамат просил Каз6ича продать ему своего коня, обещая взамен что угодно, даже свою сестру Бэлу. Казбич отказался, и мальчик даже заплакал от огорчения. Между ними началась ссора, Азамат вбежал в саклю и заявил, что Казбич хотел его зарезать. Все выбежали на улицу, но разбойника уже и след простыл. Когда, приехав домой в крепость, Максим Максимыч рассказал Печорину об услышанном разговоре, тот только посмеялся. А дня через два к ним приехал Азамат, и Григорий Александрович стал расхваливать при нем коня Казбича. Так продолжалось при каждой встрече, и наконец Печорин предложил помочь украсть этого коня с условием, что
Азамат нынче же привезет ему сестру.

Похищение Бэлы

Мальчик согласился, и ночью связанная Бэла оказалась у Печорина. Вскоре в крепость приехал Казбич. Григорий Александрович пригласил его в дом, и пока гость пил чад, Азамат вскочил на его лошадь и ускакал. Казбич выбежал на улицу и стрелял в него, но промахнулся. Тогда он ударил ружьем о камни, разбив его вдребезги, упал на землю и зарыдал, как ребенок.

Поначалу похищенная Бэла, сколько ни уговаривал ее Печорин, не поднимала глаз, не разговаривала, ничего не ела. Но постепенно девушка привыкла к своему положению, хотя стать возлюбленной Григория Александровича упорно отказывалась. Однажды он пришел к Бале в дорожной одежде и сказал, что, если она не любит его, он уедет отсюда навсегда и будет искать смерти, а она вольна делать, что хочет. Бэла зарыдала и бросилась ему на шею.

Любовь Печорина и Бэлы

Какое-то время молодые люди были счастливы. Печорин баловал девушку, наряжал, как куколку. Максим Максимыч тоже полюбил ее как родную дочь. Они долго скрывали от Бэлы, что Казбич, подкараулив ее отца при возвращении домой, зарезал его кинжалом. Узнав все же о кончине отца, девушка дня два поплакала, а потом забыла. Месяца четыре все было хорошо, а потом Печорин стал опять надолго уходить на охоту; когда же оставался дома, был мрачен и задумчив. Максим Максимыч корил офицера за его переменчивость, и тот ответил, что таков его характер — ему быстро все надоедает.

Ранение Бэлы

Как-то Григорий Александрович уговорил Максима Максимыча пойти с ним на кабана. Они долго искали зверя, но им не повезло, и кабан ушел в камыши. Возвращаясь домой, приятели услышали выстрел. Опрометью поскакали они на звук и увидели всадника, летящего прочь от крепости, а поперек седла его перекинуто что-то белое. Они помчались вдогонку, Печорин выстрелил и перебил лошади заднюю ногу. Казбич соскочил с нее, и стало видно, что он держит на руках Бэлу. Разбойник что-то закричал и занес над девушкой кинжал. Максим Максимыч выстрелил в него и, по-видимому, ранил, потому что Казбич бросил Бэлу рядом с раненой лошадью и убежал.

Неслучайно одна из повестей названа редким и красивым именем Бэла. История любви молодой черкешенки и русского офицера не оставит равнодушным никого. Лермонтов пытался донести до читателя драматизм сюжета и в очередной раз акцентировать внимание на том, что Печорин не способен никого сделать счастливым.

Взаимоотношения Печорина и Бэлы в романе «Герой нашего времени» развиваются по классическому жанру любовного романа, но финалом стала не свадьба счастливых влюбленных, а трагедия.

Первая встреча

Прибыв на Кавказ по долгу службы, Григорий Александрович Печорин, был переводом направлен в крепость N. Неподалеку от места службы жил князь, чья дочь выходила замуж, и в числе приглашенных на свадьбу оказался Печорин. Именно в гостях происходит знакомство с Бэлой, младшей дочерью князя.

Девушка очаровала его. Юная, трогательная и чистая.

«…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Много женщин у Григория было до нее, но черкесская красавица не выходила из головы, сидя в сердце занозой.

Начало отношений

Чем неприступней казалась девушка, тем больше распаляла в нем воображение. Она была не похожа на прежних подруг, готовых по щелчку пальца бежать за ним на край света. Понимая, что добровольно она с ним не пойдет, Григорий решает выкрасть ее из родительского дома. Заключив с братом Бэлы пари, сестра в обмен на коня о котором парень давно грезил, он получает «новую игрушку».

Долго пришлось добиваться Печорину ее любви. Гордая и неподкупная Бэла не кидалась на шею в знак благодарности за дорогие подарки.

«…Подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее – да и только…»

Григорию пришлось выучить татарский язык, чтобы общаться с девушкой на родном для нее языке, но и это мало помогало.

Когда Печорин решил плюнуть на все и отпустить ее домой, Бэла не захотела уходить, решив остаться с ним.

Счастливое время

Четыре месяца были самым счастливым периодом их совместной жизни. Они наслаждались обществом друг друга. Бэла полюбила Печорина всей душой. Ради него девушка была готова на все. Печорину собачья преданность с немым обожанием в глазах вскоре надоела. Наигравшись вдоволь, он притомился. Перестал появляться дома, уделять внимание Бэле.

Трагедия

Любовь, самоотверженная, безграничная стала причиной смерти Бэлы. Девушка погибла от рук разбойника Казбича. Даже в бреду она повторяла имя любимого. Печорин смерть Бэлы воспринял спокойно. Его лицо не выражало никаких эмоций. Слова утешения вызвали в нем смех. Кем она была для него? Любимой, вряд ли. Скорее эпизодом в жизни, простым и ничего не значащим.

Публикуя в 1840 году роман “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов поставил после заглавия романа подзаголовок: “Из записок офицера на Кавказе”. Это было не просто смелостью – это было в высшей степени неосмотрительно со стороны автора. “Кавказские” повести подражателей А. Бестужева-Марлинского наводнили отечественную литературу того времени и, как правило, изобиловали экзотическими для русского читателя горскими страстями. Творческий метод М. Ю. Лермонтова иной: его роман – произведение реалистическое. Уже в первой его

Части – повести “Бэла” – горская жизнь предстает прозаической и бедной. Все события рисуются глазами Максима Максимыча, ставшего случайным попутчиком автора. Максим Максимыч прослужил на Кавказе большую часть своей жизни и хорошо знает нравы и обычаи горцев. Он не слишком образован, и в его взглядах на жизнь преобладает здравый смысл и житейский опыт старого служаки. Горцы для него не романтическое племя, а люди со своими обычаями, которые он признает как должное: с отцом Бэлы они “кунаки”, а значит, нельзя отказаться от приглашения на свадьбу старшей дочери князя. Сын князя Азамат, с точки зрения Максима Максимыча, избаловался легкими деньгами, которые ему платили в русской крепости за мелкие услуги. Он “ужасно падок на деньги”, но при этом горяч и безрассуден. Печорин также показан читателю глазами Максима Максимыча: он “немного странен” своими противоречиями, и у него “на роду написано”, что с ним “должны случаться разные необыкновенные вещи”. Конечно, ни причин разочарования Печорина в жизни, ни его сложных внутренних противоречий Максим Максимыч понять не мог – с его точки зрения, англичане, выдумавшие “моду скучать”, всего-навсего “отъявленные пьяницы”.
Встреча Печорина с Бэлой произошла в доме князя, куда русские офицеры были приглашены на свадьбу. Бэла необыкновенно хороша собой, и молодые люди произвели друг на друга впечатление, хотя ни один из них в этом не признается. Эта встреча могла бы остаться без последствий, если бы не еще один персонаж – разбойник Казбич. Казбич в какой-то степени воплощение горской морали: главные ценности в его жизни – оружие и верный скакун Карагез. Для Азамата Казбич становится своего рода примером для подражания, а обладание его лошадью – заветной мечтой. Он готов украсть у отца его лучшую винтовку или шашку в обмен на Карагеза, готов украсть Бэлу в жены Казбичу. Но песня, которую тот поет в ответ на это предложение, подтверждает, что для горца система ценностей иная и нет ничего более дорогого, чем верный скакун, способный вынести из боя и “не отстать от вихря”. Казбич унизил Азамата, посмеявшись над ним, назвав его мальчишкой, – горец не может этого простить.
Максим Максимыч рассказал обо всем, что слышал, Печорину. “Он посмеялся, – такой хитрый! – а сам задумал кое-что”. Скрытность Печорина, его тайные замыслы остаются неведомыми доброму штабс-капитану, но раскрывают и еще одну сторону характера Печорина – его умение разбираться в людях и использовать их слабости в своих целях. Он умело играет на самолюбии юного горца, расхваливая лошадь Казбича и поддразнивая Азамата. Азамату нелегко согласиться на предложение Печорина украсть Бэлу для него – ведь согласия отца на брак сестры с русским офицером он не получит. И Печорин снова дразнит Азамата: “Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок: рано тебе ездить верхом…” Конечно, Азамат “вспыхнул” от этих слов: ведь еще живо в памяти недавнее унижение от Казбича. Отъезд отца на несколько дней упростил задачу, и сговор Печорина и Азамата состоялся. Азамат привез связанную Бэлу, а Печорин украл для него Карагеза. После этого Азамат уже не вернулся в семью, став абреком, и вернувшийся домой отец не застал ни сына, ни дочери. Бэла стала жить в крепости, и Печорин потихоньку приручает к себе дикую горянку. Она горда и поначалу не принимает щедрых подарков, но Григорий Александрович вновь проявляет себя проницательным человеком, знающим природу людей. Он “решился на последнее средство”: придя к ней, сказал, что она свободна, а он едет в горы искать своей погибели. Конечно, это рассчитано на жалость девушки, и Печорин не ошибся: Бэла признается ему в любви, и они счастливы какое-то время. Смерть отца от руки Казбича, отомстившего за обиду и кражу коня, от нее какое-то время скрывали и сообщили ей об этом, когда она уже вполне привыкла к новой жизни. Но счастье Бэлы оказалось недолгим. Печорин стремится к тому, что ему недоступно, а добившись своего, скоро охладел к желанной цели. В пространном монологе он признается Максиму Максимычу, что ошибся: любовь простодушной дикарки надоедает ему так же быстро, как кокетство светской барышни. Ему скучно с Бэлой, он начинает ею тяготиться, уезжая в горы все чаще, и девушка страдает. Она горда и готова сама уйти домой к себе: “Я не раба его – я княжеская дочь! ” Но возвращаться ей, по сути, некуда – семья разрушена, отец убит, брат исчез. В отсутствие Печорина Казбичу удалось похитить Бэлу, и, спасаясь от преследования, он наносит ей смертельную рану. Бэла умирает долго и мучительно, только перед смертью снова почувствовав любовь к себе Печорина. “Она хорошо сделала, что умерла”, – говорит о ней Максим Максимыч, так как “рано или поздно” Григорий Александрович ее покинул бы. Трагическая гибель девушки – результат равнодушия Печорина к судьбам окружающих людей. Ценящий только свои желания, Печорин добивается цели любой ценой, но в данном случае цена его сговора с Азаматом слишком велика – гибель всей семьи князя, Бэла, ставшая жертвой его прихоти, увидевшая в жизни короткое счастье и множество страданий, погибшая в расцвете сил и красоты. Возможно, Печорин сознает свою вину, так как не любит ни говорить, ни вспоминать о Бэле, но уже ничего нельзя ни изменить, ни исправить.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Роман “Герой нашего времени” критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем “совершенно новый мир искусства”, увидел в писателе “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”. Но в печати звучали и голоса критиков, абсолютно Read More ......
  2. На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе на его пути встречаются четыре жен-шины: девушка-контрабандистка (“Тамань”), Бэла (“Бэла”), Мери и Вера (“Княжна Мери”), Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, “быстрые переходы от величайшего беспокойства Read More ......
  3. Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя, указывая некоторые ее признаки с характером. Впервые Печорин предстает в романе перед Максимом Максимычем в крепости за Тереком (“Бэла”):”Он явился Read More ......
  4. Любовь… Такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так бездумно относиться Печорин. Он эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, Read More ......
  5. Светская барышня и дикарка. Образы Бэлы и Мери в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 1.Образ Бэлы. 2.Образ Мери. 3.Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина. М. Ю. Лермонтов – один из немногих великих поэтов и прозаиков, Read More ......
  6. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроений, “быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности”; “она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню”. Ее речи загадочны и по форме Read More ......
  7. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и “Фаталист”. Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и Read More ......
  8. Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века. Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Максимыч” и “Журнала Печорина”, включающего в себя повести “Тамань”, “Княжна Мери” Read More ......
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы

«Образ Печорина в романе Лермонтова» - Печорин. Отчужденность Печорина от людей. Роман "Герой нашего времени. Печорин и княжна Мери. Бесцельность. Точные строки. Метод реалистической романтики. Контраст Печорина. Счастье. Печорин и княжна Мери. Лермонтов. Рефлектирующее сознание. Продолжение традиции. Заурядные обстоятельства. Реалистический подход.

«Печорин» - В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. Созданием романа "Герой нашего времени" Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции.

«Лермонтов роман» - Исторический и литературный аспект проблемы. С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? Из записок офицера о Кавказе» «Фаталист» «Тамань». Судьба поколения 30х годов в творчестве М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов. История создания романа. После прочтения первой части: «Герой нашего времени»- Максим Максимыч.

«М.Лермонтов «Герой нашего времени»» - Загадочное произведение. Мануйлов и Удодов. Роман Лермонтова. Спор о художественном методе романа. «Фаталист». Григорий Александрович Печорин. Образ Печорина в системе образов. Художественное единство романа. Книга, которой суждено никогда не стареться. Жанр, стиль, композиция. «Герой нашего времени».

«Урок Герой нашего времени» - М.Ю.Лермонтов. Работа в парах. В каком значении употребляет слово «герой» М.Ю.Лермонтов? Кто даёт портрет Печорина? Приемы создания художественного образа человека. Кто является в романе «героем своего времени»? Задание: Найдите портрет героя в тексте романа. Какие личностные качества названы? Подведём итоги.

«Лермонтов «Герой нашего времени»» - Смысл заглавия романа «Герой нашего времени». «Фаталист». Тамань. Печорин и княжна Мери(история отношений). Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину. Особенности композиции романа. Композиционное обрамление повести. Кто какой. Печорин и Вера. Мы встретились. «Если бы все меня любили..».