Память апостола иуды. Архив метки: Иуда Фаддей

Все забывают о том, что у подлецов и предателей тоже есть свой покровитель и заступник - святой Иуда Искариот . Я не шучу. Что заставляет меня причислить Иуду к лику святых?

  1. Иуда был апостолом и учеником Иисуса Христа. Исцелял и изгонял бесов, как и они все.
  2. Именно он совершил жертвоприношение - Сына Отцу - иначе непонятно кто принёс Иисуса в жертву. Это сделал он, и так тому положено было быть по пророчествам.
  3. Иисус буквально сам велит дьяволу завладеть сердцем Иуды и предать.
  4. Иуда раскаялся и, если не искупил свой грех - то оплатил его. Ценой жизни.
  5. Наконец, Иуда ещё был жив, когда воскрес Иисус, и видел его воскресение. Поэтому он есть свидетель.

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я ? но один из вас диавол.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его...

Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана . Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

Евангелие от Матфея 27:1-8, 11. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись , возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную . Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился . Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

Какой вывод можно сделать из последней евангельской истории? Помните, что Иисус говорит раскаявшемуся разбойнику, висящему рядом на кресте?

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Раскаявшиеся попадают в рай. Надо полагать, то же самое произошло и с Иудой - орудием божиим, избранным самим Иисусом. Если он прощён (у нас нет свидетельств, увы), то лучшего заступника перед Иисусом предателям и подлецам не найти.

И есть только одно обстоятельство, которое позволило бы им просить заступничества: надо раскаяться в содеянном и отказаться от платы за предательство. Без этого ни предательство ни подлость прощены и оправданы быть не могут. Такое вот христианство.

Мы никогда не узнаем что именно вменял в вину Иисусу Иуда Искариот и за что так хотел сдать того властям - это нигде не записано. Ясно только одно, что переход от "и с того времени он искал удобного случая предать Его " к "говоря: согрешил я, предав кровь невинную " говорит о том, что Иуда внезапно не нашёл в Иисусе этой вины - и это стало для него сюрпризом и потрясением. Видимо, Иуда ожидал от Иисуса чего-то, чего весьма опасался, и, чтобы этого не случилось, готов был предать его. Чего именно: захвата власти, подъёма бунта, гордого объявления себя иудейским царём, продажи чудес? Считал ли его просто лжецом? Но Иисус этого не сделал , даже во время судилища под угрозой смерти, что для Иуды стало откровением: он ошибся! Откровением такой силы, что за совершённую ошибку он нашёл только одну цену - собственную жизнь. Иуда сполна расплатился по своим долгам. Что делают отнюдь не все заблудившиеся, ошибшиеся, подлецы и предатели.

Зная любовь Иуды к деньгам (материальным благам), можно предположить, что он ожидал чего-то подобного и от Иисуса - ибо каждый меряет других по себе. Но Иисус не стал извлекать из своей популярности никакой выгоды. Иуде пришлось понять, что он совершенно не знал своего учителя, хотя и ходил с ним рядом рука об руку достаточно долго.

Наконец, Иисус говорил ученикам "ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик". И хотя сказано было также, что горе тому, кто меня предаёт и лучше бы ему было не родиться , но меньшим из всех оказался как раз Иуда. И именно он исполнил пророчества - и тем вошёл в историю и стал своего рода велик. Тайно велик, поскольку все отворачиваются от него. Но, быть может, зря. Он - образец предателя, добровольно заплатившего цену за своё предательство, что мало кто делал с тех пор. Разве что сам Бог, заплативший цену мучений Сына за свою ошибку с Адамом.

Фигура Иуды вообще - одна из самых важных в Евангельской мистике. Именно Иуда приносит Христа в жертву (от имени дьявола!). Именно он в итоге не получает взамен ничего , кроме добровольного принятия смерти. Именно он заранее и особо выделен всезнающим Иисусом как необходимое в этой мистерии действующее лицо.

И, наконец, ещё одно немаловажное обстоятельство. Здесь недвусмысленно показано, что даже в прямых учеников христианского Бога, осенённых при том Духом Святым, может входить Дьявол. Не таковы ли многие современные священнослужители?

Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков , принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его "Леввеем, прозванным Фаддеем" (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем - в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем . Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.












Введение.

Святой апостол Иуда Фаддей (лат. Judas Thaddeus; Иуда Иаковлев или Леввей, Lebbaeus) - согласно Библии, из числа 12-ти учеников Христовых, родился в галилейском городе Назарете. Происходил из рода царя Давида Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. Иуда был братом святого Апостола Иакова Алфеева Праведного, предстоятеля Иерусалимской Церкви.
Согласно 1 Кор 9:5 , апостол Иуда, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены императором Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5 ). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию.


Когда апостол Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, то он всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.
Святой апостол Иуда имел и другие имена. Так называет его "Леввеем, прозванным Фаддеем" (). Святой тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18 ). В Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22 ). В то время это было в обычае.

Проповели апостол Иуда По Вознесении Господа Иисуса Христа.

После Вознесения Господа Иисуса Христа, апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Апостол Иуда проповедовал Христову веру в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание .

Имена апостола Иуды.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:22 ), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.
Святой апостол Иуда имел и другие имена: Фаддей, Леввей, а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22 ). В то время это было в обычае.

Иуда, не Искариот.

Апостол Иуда упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16 ) и от Иоанна (Ин. 14:22 ); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ). http://www.molitva.us/Bible-Deyaniya-Apostolov.htm В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван “Иуда, не Искариот", чтобы отличить его от Иуды - предателя.

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым.

Православное предание считает апостола Иуду братом Господним. Апостол Иуда не дерзал называть себя сводным братом Господним (Иуд. 1:1 ). Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.
В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить свою землю между своими детьми, рожденными от первой жены, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, - тогда бывшему еще малым отроком. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее и Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Фаддей - второе имя апостола Иуды.


То же касается и его второго имени Фаддей. После предательства Иуды Искариота в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей. Имя это происходит от еврейского глагола со значением "хвалить".
В Евангелии от Матфея (Мф. 10:3 ) и от Марка (Мк. 3:18 ) упоминается Фаддей или Леввей, прозванный Фаддеем. По мнению большинства толкователей это и есть апостол Иуда.

Леввей - другое имя апостола Иуды.

Другое имя - Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей. Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.
Евангелист Матфей называет апостола Иуду Леввеем, прозванным Фаддеем (Мф. 10, 3 ).

Соборное послание апостола Иуды.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание .
Соборное послание святого апостола Иуды состоит всего из одной главы и представляет собою сплошь, от начала до конца, одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем . В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Мученическая кончина святого апостола Иуды.

По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.
Помимо армянского монастыря святого Фаддея в Иране, существуют:
- монастырь святого Фаддея, церковь святого Фаддея армянская церковь в Иордании;
- католический храм апостолов Симона и Фаддея в России (Сочи);
- армянская церковь святого Фаддея и Варфоломея в Азербайджане.

Память апостола Иуды

Память апостола Иуды Православная церковь отмечает:
- 19 июня (2 июля);
- 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).

Святой Апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия 1 , – дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого пророка и предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля иерусалимской церкви 2 .

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова 3 . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Иоан. 7 :5).

Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.

Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.

Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд.1 :1-25).

Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет ещё и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.

Апостол Иуда называется ещё Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана 5 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.

Апостол Иуда, подобно другим «братьям Господа» по плоти, понёс многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда, как и все вообще Апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия.

По свидетельству церковного историка Никифора 6 , «божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедовал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю 7 , где ещё раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Здесь Апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем» 8 .

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд.1 :7).

Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства (Иуд. 1 :6). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию (Иуд. 1 :5). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.

Много различных стран посетил святой Апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим Апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на кресте и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой Апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе 9 .

Тропарь, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:

Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Ин кондак, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.

1    От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию – жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, – месяц декабрь, 25-го числа

2    Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола – 23 октября.

3    Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Лк. 6и в Деян. 1 :13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14 :18- 21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14 :22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он – не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, – таинственное общение Его с верующими (Ин.14 :23).

4    Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.

5    Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

6    Никифор Каллист – греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви».

7    Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса – город в Месопотамии.

9    Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. – По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армян-скому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апо-столом Вареоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, – ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).

Вконтакте

«О мире душевном». Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014)
Проповедь произнесена 2 июля 1980 года.

В о имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! С тех пор как человек был изгнан из рая, лишился он и благодатного мира. «Нет мира в костях моих от грехов моих… Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего» , – восклицает псалмопевец Давид (Пс. 37:4, 9).

Мы никогда не избавились бы от зла, никогда не обрели бы мира, если бы не пришел Божественный примиритель Господь наш Иисус Христос. Его рождение Ангелы встречали славословием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Этот мир с Богом куплен для нас дорогою ценою крестных мук Христа Спасителя, Божественного Агнца. По воскресении Своем Христос явился ученикам и приветствовал их словами «Мир вам!» (Лк. 24:36; Ин. 20:19). Эти первые слова воскресшего Бога полны великой радости для людей. Грех ниспровержен, смерть побеждена, мир дарован людям и спасение всем верным. Христос и ученикам Своим повелел благовестить о мире. Он учил: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» (Мф. 10:12–13).

Вот и апостол Павел неоднократно напоминает нам о том, что «к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15), и говорит: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3:15). И Церковь Христова постоянно заботится о том, чтобы мы имели мир душевный, и низводит его на нас своими молитвами. И сами мы приходим сюда в храм, чтобы хоть на время уйти от забот и тревог нашей жизни, чтобы здесь среди молитв и песнопений мятежные сердца наши хоть на время обрели этот благодатный мир Христов. Мир – это радость чистой совести, это свет ума, просвещенного Божественной истиной, и это сердце, исполненное любви к Богу и ближним. «Велик мир у любящих закон Твой… Глас радости и спасения в жилищах праведников» , – говорит Псалмопевец (Пс. 118:165, 117:15). И далее наставляет: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). Святые отцы и подвижники Христовы прилагали много усилий и совершали большие подвиги, чтобы очистить сердце и стяжать мир. Но он доступен нам всем, для всех даровал его Христос. Мы должны стремиться к Нему, полюбить Его, исполниться Им и ходить в Нем. Невозможно избежать всех тревог в жизни, но можно подняться над ними, научиться оставаться спокойным в любых условиях жизни. Верою отгоним всякий страх, потому что «Господь – крепость жизни» (Пс. 26:1) нашей, Спаситель наш. Мы – христиане, и сама смерть нам не страшна, потому что не может умереть живущий в Боге. В болезнях тела и среди лишений усматриваем мы благое, ибо теми исцеляется душа. Нам нужно научиться быть умеренными во всем, потому что не будет мира души, которая день и ночь беспокоится о тленном. Будем помнить, что «Царствие Божие – не пища и не питие, но … мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Мы не будем иметь мира, пока не научимся любить всех и прощать всем, помня, что «радость – у миротворцев» (Притч. 12:20), и будем стараться сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Будем ходить в простоте сердца. Никому без смирения невозможно стяжать мира. Предадимся всецело в руки Божии и будем всё встречать со смирением и благодарением Богу, Который Сам обо всем и обо всех всегда печется. Будем всегда помнить и исполнять заповедь Христа Спасителя, Который завещал своим верным ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… в мире будете иметь скорбь… Меня гнали, будут гнать и вас… вы не от мира, но Я избрал вас от мира… мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 14:27; 16:33; 15:20; 15:19). И этот мир, как знамение победы, пусть всегда пребывает в вас.

Помолимся, дорогие братия и сестры, одному из двенадцати учеников Христовых – апостолу Иуде , брату Господню по плоти, память которого сегодня мы совершаем, чтобы по его молитвам Господь даровал нам мир душевный.

По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа и заповедовал быть миротворцами в странах: Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Апостол Иуда учил, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Он также учил о том, что мир в душе происходит от молитвы, глубокой непоколебимой веры, любви ко всем, невзирая на личность, а также молитвы за врагов и молитвы за всех обижающих нас.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Дорогие братия и сестры, почему Господь уже в I веке заповедовал иметь мир в душе, и Церковь Христова всегда молится: «Миром Господу помолимся» ? Святая Церковь не напрасно этим призыванием постоянно напоминает нам о мире в нашей душе. Мир, как говорят святые отцы, есть невозмутимое спокойствие духа и сердца, или мир Божий. Это тот мир, который ниспосылается Богом в души искренно верующих и верно живущих по вере Христовой. В это время Господь сообщается с человеком и миром осеняет его. И каждый человек может иметь этот Божественный мир, потому что человек есть образ Божий, и тело его является лишь храмом живущего в нем Духа Святого. Об этом свидетельствует апостол Павел: «Не знаете ли, что … Святаго Духа… имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). А Дух Божий это и есть тот мир, как говорит святой Кирилл Александрийский, который постоянно пребывает в душах и телесах наших. К сожалению, немногие имеют этот Божественный мир в своей душе по причине грехов, оскверняющих всё их существо. Грех же без слезного сердечного чувства и таинства исповеди искоренен быть не может. И Святая Церковь, заботясь о нашем спасении и водворении мира в душах наших, постоянно заповедует очищать свою совесть покаянием. Впавши в грех, мы становимся повинными перед правосудием Божиим и врагами Богу. Можем ли мы в таком виде предстать пред лицем Божиим, надеясь лишь на ходатайство за нас святых угодников Божиих и Его Пречистой Матери? Конечно, нет, если не положим, по крайней мере, твердого намерения и обета принести покаяние и больше не гневить своего Владыку беззакониями. Нераскаянному грешнику и сама молитва обращается в грех… и даже присутствие в храме Божием есть новое оскорбление святости и величия Божия. Но чтобы всегда молиться Богу в ожидании молитвенного плода мира, необходимо всегда сохранять в себе дух умиления и сердечного сокрушения. Верою и покаянием, благоговением и страхом Божиим можно найти тот мир с Богом, без которого, по слову Апостола, «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14) и не получит плода своей молитвы. Но как стяжать этот мир и спокойствие? Этому учит нас святой Иоанн Лествичник. Он говорит: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте… Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного» , а оно есть Царство мира, единодушия и любви. Любовь же, по апостолу Иоанну Богослову, есть Бог: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Может ли явиться, хотя на время, в Царство мира человек гневливый и раздражительный, человек мстительный и злопамятный, человек, в сердце которого вонзился кусочек огорчения и досады, ненависти и памятозлобия к своему ближнему? Без мира с ближними не может быть и мира душевного, и спокойствия духа.

Все мы знаем, что мир душевный возмущается не только тогда, когда нас оскорбляют, но и тогда, когда мы подаем повод оскорбляться на нас другим. Ведь каждый из нас желает водворить в душу Божий мир и сделаться Сыном Божиим. Для этого необходимо смирить свою гордость и уничтожить свое самолюбие, и попросить прощения у своего ближнего, которому сделал неприятность или дал повод ко греху. Пусть даже ближний не желает примириться, но нам необходимо исполнить волю Божию, исторгнуть из своего сердца яд вражды и сделать со своей стороны всё для водворения мира в душе. Для того чтобы иметь мир, необходимо знать самую легкую заповедь Господню: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), т. е. если не желаешь, чтобы оскорбляли тебя, не оскорбляй никого сам. Неприятно тебе, если друзья оказывают ненависть, вражду, недоброжелательство, не имей и сам подобного расположения и другим не делай этого. Будь благожелателен и снисходителен, не мсти за оскорбления, не обличай недостатки, делай все так, как учит и требует истинная и нелицемерная любовь, которая «долготерпит, милосердствует,.. не завидует,.. не превозносится, не гордится,.. не раздражается, не мыслит зла…» (1 Кор. 13:4–5), – говорит апостол Павел. Кто пойдет по этому пути любви и милосердия, тот, конечно, найдет мир душевный. А для того, чтобы сохранить его в себе, необходимо помнить слово апостола Павла, который говорит в своем послании к Филиппийцам: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Так постараемся и мы, братия и сестры, исполнять заповедь Апостола, чтобы пребывал с нами тот мир, который завещал Спаситель Своим верным ученикам, в частности прославляемому ныне ученику – апостолу Иуде: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Аминь.

Проповедь в день памяти Апостола Иуды, брата Господня
Иеромонах Косьма (Аннучкин, † 2016, новоприставленный ).

С егодня мы празднуем память святого апостола Иуды, брата Господня по плоти. В священном Писании Нового Завета он оставил всего 25 стихов Соборного послания Апостола Иуды. В своем Послании увещевает подвизаться в вере и за веру. Апостол предостерегает от общения с нечестивыми, как он говорит в 19-ом стихе. Люди отделяющие себя от единства Веры, душевные, не имеющие духа. Все Апостольские послания учат и наставляют нас в вере, и как мы должны быть благодарны им за то, что мы сейчас веруем во Христа, молимся ему, просто за то, что мы чада Христовы.

Святые Апостолы несли проповедь по всему миру, и этот выход на проповедь был для них жертвой и стоил им жизни. Они шли в мир не боясь гонений и смерти, неся в мир познание любви, которой были наполнены их сердца. Так и апостол Иуды проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и прочих местах в Сирии и Персии, где и написал свое послание.

Это краткое послание читается за Литургией в день его памяти, содержит в себе не только мысли назидательного характера, но и частью догматическое учение о Таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о Страшном Суде. Кроме того Апостол говорит о том, что недостаточно быть просто обращенным в христианство из язычества, но при этом необходимо в вере совершать добрые дела приличные христианину, которые достойны спасения. Так Апостол Иуда в своем кратком послании раскрывает нам великие истины. И когда читали его послание, мы должны помнить о том, что призваны быть не номинальными христианами. Но быть истинными, любящими, достойными, делая добрые дела, по словам апостола, достойными спасения. И когда Апостол Иуда писал свое послание, как впрочем и все остальные, он предостерегал христиан от скверны и нечистоты, тем самым проявляя любовь и заботу ко всякому человеку. Как говорилось в сегодняшнем Евангельском чтении: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец мой возлюбит его (Ип. 14. Ст.23)