Особенности использования инфографики в деловой прессе: жанровый аспект. Современная журналистская инфографика Дизайн информационной графики в сми

© Смирнова Е.А., 2012

УДК 070 ББК 76.120.4

ИНФОГРАФИКА В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ

Е.А. Смирнова

В статье рассматриваются особенности инфографики как информационного жанра журналистики. Представлена методика создания инфографических материалов и требования к ним.

Ключевые слова: дизайн, инфографика, визуализация, жанры журналистики, оформление периодических изданий.

Одно из приоритетных направлений современного дизайна периодических изданий -тенденция к максимальной визуализации содержания. Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории. Визуальная коммуникация объединяет речь (текст при чтении «озвучивается» - проговаривается), опредмеченную при помощи символов (шрифта, рисунок которого также способен создавать определенный уровень восприятия), графические элементы (иллюстрации и декоративные элементы самого различного плана), цветовые решения (при этом надо учитывать, что цвет символичен как сам по себе, так и в сочетаниях). Такое синкретичное объединение, создаваемое дизайнером, рождает образы, в свою очередь декодируемые аудиторией. Успешная коммуникация зависит от соотнесенности знаний («кодов») журналиста, оформителя и читателя.

К относительно стабильным графическим средствам, используемым в оформлении периодических изданий, можно отнести шрифты. Как правило, их набор ограничен в структуре издания и постоянен на протяжении длительного времени. Выбранные исходя из различных соображений (читательской аудитории, типа издания, вкуса редактора или оформителя), шрифты, как текстовые, так и заголовочные, становятся визитной карточкой издания.

Самым ярким маркером, атрибутирующим содержание публикации, является иллюстрация. К тому же, по наблюдениям психологов, именно она в первую очередь воспринимается читателем. Среди разновидностей иллюстраций исследователи выделяют рисунки, фотографии и инфографику.

Первыми стали использовать сочетание графики и текста издатели газеты «USA Today», запустившие свой проект в 1982 году. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений «USA Today» стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями - инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика -это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы, как «Esquire» и «New-Yorker» выделяют на создание инфографики трех ведущих дизайнеров и одного журналиста - автора стержневой идеи.

Инфографика традиционно рассматривается именно в системе иллюстрирования (биль-дредактирования) периодического издания.

В.В. Тулупов, определяя инфографику, говорит, что это карты, таблицы, схемы и прочее, при этом уточняя, что ее цель - наглядно иллюстрировать публикацию . Однако, на наш взгляд, суть инфографики выходит за рамки только иллюстрирования: она представляет собой синтетическую форму организации журналистского материала, сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, эти визуальные элементы поясняющие. Инфографика как способ подачи информации имеет ряд преимуществ. Во-первых, инфографика представляет собой визуализированное через графические объекты сообщение. С учетом того, что современные читатели в большинстве своем визуалы, то есть лучше усваивают информацию, воплощенную в визуальных образах, коммуникация от отправителя сообщения (в нашем случае СМИ) к получателю (читателю) становится наиболее успешной. Во-вторых, инфографика по своей сути - полезная информационная нагрузка, максимально исключающая информационный шум. Наконец, любая инфографика дает концептуализацию темы, поскольку выбор того или иного образа, визуализирующего сообщение, предполагает точный отбор графических решений.

На наш взгляд, инфографика существует в двух формах: как вид иллюстрации и как особый синтетический журналистский жанр (чаще всего - информационный).

Как вид иллюстрации рассматривать инфографику необходимо в том случае, если она выполняет соответствующую функцию. Как правило, в этом случае инфографика сопровождает аналитические тексты, поясняя их, причем текст превалирует над иллюстрацией.

Инфографику как особый синтетический журналистский жанр можно выделить по следующим критериям. Предмет инфографики как жанра - событие или совокупность событий, чаще всего включающих большое количество однотипных сведений (количественных и качественных данных). Цель при этом -дать визуальное представление об информации, данных и знаниях.

Метод создания инфографики достаточно специфичен, поскольку требуется объединение усилий журналиста, предоставляющего сведения, и дизайнера, эти сведения визуализирующего.

Любое изображение - от таблиц до графики - представляет собой интерпретацию идей или данных. С одной стороны, при создании инфографики необходимо умение подавать факты таким образом, чтобы читатель сам их интерпретировал, делал выводы самостоятельно. С другой стороны, совокупность усилий редактора и дизайнера должна быть направлена на актуализацию сути информации, которая содержится в инфографике, с помощью различного рода акцентов, чтобы инициировать эту интерпретационную деятельность, подтолкнуть читателя к определенным выводам. Причем это должна быть не подтасовка фактов, а стратегия издания - стремление передать смысл публикации максимально быстро и наглядно. Другими словами, инфографика - это чтение для нечитателей, которые слишком заняты, чтобы читать большое количество текста, но все еще хотят быть хорошо информированными, и выходом здесь может стать максимально возможная визуализация информации.

С функциональной точки зрения любая инфографика должна давать ответы на традиционные вопросы: что? кто? где? когда? как? зачем? почему? В этом инфографика сближается с традиционными журналистскими жанрами, прежде всего информационными. Однако в числе жанрообразующих факторов необходимо назвать такие, как символизация обозначаемого (способность передавать целостное содержание через систему визуальных образов), целостность текста и изображения (поскольку инфографика - жанр синтетический, представляющий собой единство текста и изображения), декодируемость составляющих (способность аудитории интерпретировать инфографику в соответствии с авторским замыслом) и игра (инфографика должна быть не только информативной, но и привлекательной, и, в конце концов, нескучной).

Таким образом, можно отметить следующие особенности инфографики:

Наличие графических объектов;

Красочное представление;

Внятное и осмысленное представление темы.

Инфографика - это визуализированные статьи, в которых главную роль играет фак-

тическая информация. Для создания графической интерпретации сложной информации, для того, чтобы ее можно было быстро просматривать и легко схватывать, могут быть использованы все элементы графического дизайна: шрифтовое оформление, рисунки, фотографии, цвет, линейки, рамки и т. д.

Практики называют среди основных правил создания инфографики такие, как:

Простота (= быстрота восприятия и удобочитаемость);

Одна идея в одной работе (= актуализация информации);

Ручная графика (= интерпретация информации, факты + мнения).

Создание инфографики предполагает ее разработку в двух уровнях: концептуальном (стратегическом) и уровне реализации (тактическом).

Уровень концепции.

1. Формулирование цели создания инфографики и - самое главное - определение аудитории, для которой она предназначена. Это обусловит выбор графических (типографических, цветовых и т. п.) решений, систему используемых образов, ресурсы инфотеймента.

2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах: это может быть и текстовый контент, и графика, и видеоматериалы, и страницы таблиц и т. д.

3. Анализ и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю, что обусловит целостность графической идеи, - обычно это неоформленные графики, гистограммы и др.

4. Выбор доступной визаулизации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных, формата издания): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

Уровень реализации:

Разбить текст на элементарные составные части: данные, цифры, время, место, референты, мнения, комментарии и т. д.;

Оценить возможность их визуализации или же сохранения в вербальном формате;

Решить, будет ли образ конкретен или абстрактен; насколько он соотносится со

стереотипом; насколько хорошо знаком аудитории;

Стилизация изображений (важна гармония между формой и содержанием);

Преобразование статистической информации в графики и диаграммы, поиск путей сочетаемости диаграмм с точки зрения композиции;

Привязка событий ко времени (создание тайм-лайнов, выбор символьного или цифрового выражения времени). Необходимы исторические ориентиры, помогающие читателю соотнести образы и время;

Компоновка пространства будущей графики (выявление причинно-следственных связей между различными частями текста, расстановка событий по порядку, расстановка читательских приоритетов: что главное, а что вспомогательное, подбор или написание текстовых вставок -коротких и ясных, проверка точности информации);

Окончательная сборка графики (желателен эскиз);

Создание заголовка и подзаголовка (номинативных, неметафоричных);

Проверка и редактура инфографики (текста и изображений, а также авторских прав). Хорошая инфографика, которая служит

интересам читателя, - это та, в которой интегрированы и присутствуют все части:

Заголовок (желательно полный);

Предложение или параграф сразу под заголовком, объясняющие, почему данная информация важна и о чем данный график;

Тело, которым и является сам график, таблица, карта или диаграмма;

Строка с указанием источника, в которой указано, откуда поступила вся информация. Заголовок или объясняющий подзаголовок не всегда необходимы, например, когда из контекста понятно, о чем данная инфографика. Строка с указанием источника также иногда отсутствует, но все-таки следует приложить все возможные усилия, чтобы раскрыть данный источник, сделать информацию более заслуживающей доверия.

Е.А. Смирнова. Инфографика в системе журналистских жанров

Основной принцип создания любой инфографики прост: не следует озадачивать читателя, заставляя его расшифровывать символику цвета, значение фигур, значимость цифр и т. д. В этом плане продолжает работать правило пресс-дизайна: «Лучший дизайн - тот, которого не видно». Развлекательная ценность инфографики никогда не должна препятствовать передаче информации.

При создании инфографики как журналистам, так и дизайнерам необходимо придерживаться определенных правил.

1. Используйте точные цифры. Всегда проверяйте и перепроверяйте. При этом и журналисты, и дизайнеры должны использовать одни и те же цифры, чтобы визуальные и вербальные компоненты материала гарантированно образовывали единое целое.

2. Дизайнеры должны точно понимать важность инфофактов и соответствующим образом интерпретировать их, например, выделяя одни цифры и опуская неважные или вводящие в заблуждение.

3. При необходимости переведите или адаптируйте инфофакты, сделав их максимально понятными для потребителя информации. Если суммы в долларах подвержены инфляции, если цифры даны на душу населения или являются конкретными, если цифры округлены - скажите об этом читателям с помощью разъясняющих примечаний.

4. Убедитесь в том, что величины (пропорции, выраженные в цифрах) в таблицах или схемах верны. Первоначальная единица измерения должна быть одной и той же, чтобы величины можно было нормально сравнивать. Если единицы измерения разные, точно конвертируйте величины, например, мили в километры.

5. Разумно используйте пространство. Слишком много белого пространства в инфографике оставляет «лакуну» на странице (это особенно недопустимо в газетах, потому что в них идет постоянная борьба за ценное пространство).

6. Инфофактов должно быть столько, сколько это нужно для того, чтобы рассказать историю, инфографика не должна быть перегружена большим количеством информации. При необходимости можно дать несколько ин-фограмм, инфосхем и т. д.

7. При создании дизайна всех заголовков, подзаголовков, блоков объяснения, цифр необходимо учитывать удобочитаемость шрифта.

8. Иллюстрация или визуальное обыгрывание образов в инфографике не должны препятствовать пониманию информации из-за того, что они слишком сильно бросаются в глаза или создают перегруженный фон.

9. В подписях к иллюстрациям нужно аккуратно (даже минимально) использовать цвет (кроме случаев, когда это абсолютно необходимо для понимания). Цвет, как и любой элемент из составляющих инфографику, должен применяться функционально.

Таким образом, совокупность жанрообразующих факторов позволяет говорить об инфографике как о жанре, причем жанре информационном, задача которого - сообщить, дать представление о событии (цепочке событий), ситуации в конкретном пространственно-временном континууме. Отметим, что материалы, выполненные в жанре инфографики, автономны, идут под своими заголовками и, как правило, имеют достаточно большую площадь на полосе. Чаще всего такая инфографика встречается в журнальной периодике и в интернет-СМИ. Причем последние активно используют этот жанр, обогащая его за счет своих специфических возможностей (анимация, 3D-изображения и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет / В. В. Тулупов [и др.]. -СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 320 с.

THE INFOGRAPHICS IN THE SYSTEM OF JOURNALISTIC GENRES

The article is devoted to peculiarities infographics as information genre of journalism. It also reveals the methodology of creating infographic materials and requirements to them.

Key words: design, infographics, visualization, journalism genres, editorial design.

Галина Концевая, доцент, кандидат филологических наук, доцент

Михаил Концевой, научный сотрудник

Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Белоруссия

Участник конференции

В докладе рассматривается использование мультимедийной интерактивной инфографики в современной журналистике. Анализируются проблемы и возможности журналистской инфографики в контексте становления визуальной культуры.

Ключевые слова: инфографика, мультимедиа, интерактивность, семантика, лингвистика

The report examines the use of multimedia interactive infographics in modern journalism. Analyzes the challenges and opportunities of journalistic infographics in the context of developing visual culture.

Keywords: infografika, multimedia, interactivity, semantics, linguistics.

Устойчивой и набирающей силу тенденцией в современных СМИ стало возрастание роли и значения инфографики, позволяющей в условиях информационной перенасыщенности максимально лаконично и быстро донести до пользователя большой массив данных. Феномен инфографики требует не только оперативного практического освоения журналистами, но и теоретического осмысления. Последнее особенно важно в связи с тем, что феномен инфографики фактически является суперпозицией ключевых трансформаций информационной среды, социальных и психологических перемен в целевой аудитории СМИ и, соответственно, итоговым воплощением всех основных тенденций развития современной журналистики.

Журналистская инфографика является конечным ответом на то, что современный адресат масс-медиа:

· иначе смотрит и видит в привычной для него ситуации перенасыщенности наглядными визуальными образами;

· иначе читает, с трудом удерживая внимание в пределах однородного информационного ряда, но легко и привычно переключая его; как никогда, становится способным к многозадачности и гештальту;

· динамичен, мобилен, технологически оснащен и, располагая мощными информационно-поисковыми инструментами, в условиях открытости информационной среды легко преодолевает зависимость от конкретных СМИ в удовлетворении своих информационных потребностей (новостных, аналитических, литературно-художественных);

· отнюдь не испытывает информационного голода, наоборот, живет в условиях информационной избыточности, что при постоянном дефиците времени делает его внимание важнейшим ограниченным и невосполнимым ресурсом, за который идет решительная борьба между многочисленными СМИ;

· более не является пассивным потребителем профессионального контента, обретает свой голос в медиа и возможность сформировать и высказать свое, пусть даже некомпетентное мнение и т.д.

Широко распространено противопоставление инфографики как графического способа подачи информации данных и знаний тексту, что может иметь место в технических рабочих определениях. Но для понимания сути феномена такое противопоставление неприемлемо и непродуктивно, так как, например, игнорирует существование типографической инфографики, когда только информация передается визуальным образом, представленным исключительно словами, но с использованием визуальных возможностей шрифта (цвет, кегль, начертание) и композиции. Онлайновый сервис Wordle - это инструмент по созданию «карт текста». Wordle анализирует предложенный пользователем текст, формирует его частотный словарь и отображает наиболее весомые лексемы в виде типографической инфографики по принципу «чем больше частотность слова, тем больше кегль шрифта, которым оно изображено». Результатом является наглядное красочное изображение, которое позволяет одним взглядом оценить семантику текста.

Вместе с тем, ошибочное противопоставление инфографики тексту ценно тем, что позволяет идентифицировать причину ошибки, а именно: лингвистический подход к осмыслению феномена инфографики, когда текст понимается только как последовательность вербальных (словесных) знаков. При таком подходе мы в связи решаемыми задачами абстрагируемся от изобразительной ипостаси письменного текста, и шрифтовая графика становится для лингвиста самым невидимым из искусств (хороший шрифт тот, который незаметен сам, но эффективно позволяет воспринимать читателю семантическую часть информационного сообщения). Для журналистской инфографики, развивающейся в контексте конвергенции различных технологий и знаковых систем, требуется более широкий, семиотический подход к ее описанию. Именно семиотическое понимание текста (как связной и цельной последовательности знаковых единиц произвольной природы) открывает возможности для адекватного изучения и оценки феномена инфографики. С другой стороны, семиотическая парадигмапозволяет сохранить для инфографики значимость лингвистических наработок, делает востребованным потенциал лингвистической науки и ее исследовательский инструментарий, преодолевая попытки к их отторжению и умалению в перспективе становления некой «визуальной культуры».

Инфографика символизирует собой не отказ от вербального текста, но интеграцию его в более сложные гетерогенные знаковые системы. Каждый компонент таких систем находится в сложном взаимодействии со всем остальными. Таким образом, вербальный текст не только не утрачивает своей роли, но обретает множество новых ролей в формировании становящегося изобразительного языка. И все, что относится к искусству владения словом (на уровне стилистики, риторики, прагматики, семантики), в инфографике не просто остается востребованным, а обретает дополнительные значения и ценность. Не случайно то, что в истоке современной инфографики лежит созданный Отто Нойратом (Otto Neurath) язык Isotype (International System of Typographic Picture Education). Что же касается становления «визуальной культуры», которая будто бы приходит на смену культуре Слова, что знаменуется исчезновением Номо Legens (человека читающего), то очевидно, что такая перемена действительно происходит, но не имеет всеобщего характера и затрагивает только отдельные, пусть и широкие, социальные слои. Возможно, что культура языка, письма, слова, чтения вновь станет элитарной культурой для немногих, но серьезно говорить о вытеснении ее чем-либо другим в культурной матрице современной цивилизации можно только на основании очень наивных представлений о ней. Роль фундаментальной языковой подготовки в квалификационных характеристиках журналиста только возрастает.

Качество инфографики СМИ определяются многими факторами, среди которых существенную роль играют знания, талант и труд ее создателей. Однако коэффициент полезного действия конвертации труда, таланта и знаний в простоту и наглядность инфографического решения в значительной степени определяется уровнем современной информационно-технологической оснащенности и компетентности журналиста, особенно в том случае, если предметом его рассмотрения и анализа является сложное, многоплановое и развивающееся явление.

Современная информационная реальность стремительно усложняется и расширяется. По данным IDC (International Data Corporation - аналитическая компания, исследующая рынки информационных технологий), в 2011 общий размер информации, хранящейся на электронных носителях, достиг 1,8 зеттабайт (милиларда терабайт), что в 30 миллионов раз больше объема информации, содержащейся в книгах, написанных за весь период существования человечества. В цифровой вселенной к началу 2012 года насчитывалось более 500 квадриллионов файлов . Это, разумеется, исключительно технические характеристики информационных объемов, а вовсе не семантического разнообразия информации, ведь, по различным оценкам, более 90% новостей в интернет-сми является копипастом. Вместе с тем, переход на цифровые носители и технологии явно коррелирует с непосредственно семантическим аспектом информации, в очередной раз подтверждая тезис М. Маклюэна о том, что медиа и есть сообщение . В рассматриваемом контексте эта корреляция выражается в том, что в современных журналистских материалах фактологическое изложение начинает все более доминировать над оценочными суждениями и рефлексией. Наиболее ярким проявление этой тенденции стало бурное развитие Database journalism (журналистики баз данных) , в которой центральная роль отводится высокотехнологичной исследовательской работе, когда после обработки больших массивов структурированной информации делаются выводы, серьёзно влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений. Подобные исследования определяют тенденцию расширения использования в журналистской инфографике целого арсенала специализированных инфографических и аналитических программных средств (Business intelligence, Data Mining), позволяющих находить, собирать, фильтровать данные и соответствующим образом анализировать и обрабатывать их. Перспективы развития «журналистики баз данных» видятся уже не столько в создании законченных информационных продуктов, сколько в организации предоставления читателям особой информационной среды, в которой они, без специальных навыков, смогут формировать информационный продукт и выбирать для него ту форму представления, которые сочтут нужными.

Развитие мультимедийных технологий позволяет журналисту на качественно новом уровне адаптировать конечный информационный продукт под потребности, возможности и ожидания целевой аудитории. Тенденция вытеснения традиционных печатных СМИ электронными сопровождается переходом от статичной и константной инфографики к инфографике мультимедийной, динамической, интерактивной, что также требует использования специального программного инструментария.

Онлайновые издания позволяют предложить своим читателям качественно новый уровень представления информации, когда:

· структурированная в системах баз данных информации скрыта от пользователя на стороне сервера,

· на основе технологии mashup (веб-технология объединения данных нескольких источников в один интегрированный инструмент) на одной странице сводятся данные разного типа и из разных источников с возможностью для пользователя выбора формы их представления (текстовая, списочная, табличная, графическая, гетерогенная),

· пользователю представляется простой в восприятии, но обогащенный (интерактивными картами, видеоматериалами и т.п.) репортаж с возможностью ведения поиска, получения дополнительных справочных данных, фильтрации контента и выражения собственного мнения через голосование, отзывы, комментарии, рекомендации.

Здесь речь идет уже об интеграции собственно журналистской инфографики и UI (user interface, пользовательский интерфейс) новыми интерфейсами доступа к информации. Удачных примеров увлекательной подачи финансовой информации с возможностью интуитивного обеспечения пользовательской интерактивности является Mint.com .

В журналистике важнейшее значение имеет актуальность темы и оперативность ее освещения непосредственным свидетелем или участником, что вступает в явное противоречие с необходимостью использовать сложный программно-аппаратный инструментарий в длительном многоэтапном процессе создания эффективной инфографики. Выход из данного противоречия найден в использовании SaaS(software as a service, программное обеспечение как услуга) - модели доступа к программному обеспечению, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, предоставляющее заказчикам возможность использовать программное обеспечение через Интернет. Решения SaaS, включают готовые профессиональные разработки инфографических шаблонов, которые не только делают доступным необходимый инструментарий создания интерактивной графики для мобильного журналиста в любом месте и в любое время (при наличии доступа к Интернет), но, в ряде случаев, позволяют ему осуществлять визуализацию данных в реальном времени.

Для журналистского освещения событий, происходящих непосредственно в Интернете, открываются дополнительные возможности отслеживать процессы, происходящие в текущий момент времени, и получать актуальную социальную аналитику (непосредственная динамика социального присутствия в социальных сетях, популярные в текущий момент времени обсуждения и др.).

Современная интерактивная мультимедийная инфографика может быть создана с помощью ряда специализированных сетевых сервисов. Популярны бесплатные онлайн-сервисы для создания инфографики: StatPlanet , Creately , Many Eyes , Google public data explorer и др. Все они имеют достаточно богатый функционал и возможности использования собственных данных для подстановки в готовые шаблоны с целью мгновенного получения профессиональной инфографики. Стандартный функционал дает возможность визуально исследовать экономику, образование, окружающую среду, здравоохранение и т.д. Данные сервисы используются для создания интерактивных карт и диаграмм многими ведущими организациями и компаниями мира, в том числе: ЮНЕСКО, ПРООН, Global 500, NASA, Dell, Siemens, Samsung и др.

Стандартные правила использования рассмотрим на примере ManyEyes. Для начала полноценной работы с сервисом необходимо зарегистроваться, указав e-mail (на который придёт письмо со ссылкой для подтверждения), и ввести капчу. Перейдя по ссылке в письме, нужно задать пароль. Первый шаг в работе с ManyEyes - загрузка неформатированных табличных данных, сразу же появляющихся в обработанной таблице, для которой нужно указать, какие данные являются текстом, а какие - числами. Затем указывается название, описание и теги для созданной базы данных, но можно ограничиться только одним названием (обязательно на английском). Для визуализации данных нужно воспользоваться инструментами меню Visualize. Например, инструмент Word Cloud Generator создаёт нужное «облако из слов». Регулируя настройки, можно изменять внешний вид графиков и диаграмм - цвет, положение слов, шрифт и пр. Сервис ManyEyes позволяет создавать следующие типы визуализации данных: взаимосвязь и корреляция, позиционное сравнение, временное, количественные данные на картах, карты мира и разных стран (включая Беларусь), инструменты для анализа текста (дерево слов, облако тегов, сеть из фраз, облако слов).

Важно отметить, что многие сервисы имеют ограничения в области поддержки различных языков и кодировок, что в существенно затрудняет использование белорусского языка в инфографических материалах.

В контексте развития web-журналистики для мобильных пользователей утрачивает значение интерактивная инфографика, построенная на флеш-технологиях, которая доминировала до настоящего времени. Именно она позволила журналистам, разработчикам и дизайнерам визуализировать многочисленные слои данных в едином интерфейсе, а пользователям - взаимодействовать с данными. Однако широкое распространение мобильных устройств доступа в Интернет послужило толчком к развитию онлайнового инструментария, позволяющего разрабатывать адаптированную к их возможностям интерактивную инфографику. Наиболее перспективными технологиями являются HTML5, CSS3 и XML.

Примером мультимедийной интерактивной инфографики, построенной на HTML5, является визуализированная история развития технологий и программ для просмотра веб-страниц . Эта инфографика разработана к третьей годовщине браузера Chrome компанией Google с участием компаний Hyperakt, Vizzuality, mgmt design и GOOD. В ней в хронологическом порядке отражены основные версии, внешний вид и функционал популярных браузеров, Chrome OS, ключевые языки программирования, методы и программные решения. Характерно, что, хотя Google Chrome и Chrome OS - самые молодые продукты из показанных в инфографике, виток развития браузера Google Chrome содержит наибольшую концентрацию событий, чем инфографика ненавязчиво подсказывает нам об их перспективности.

Данный пример наглядно демонстрирует, что высокотехнологичная интерактивная инфографика воплощает глобальную тенденцию замещения функции отражения функцией формирования реальности. Инфографика не просто сохраняет способность журналистики в актуализации заданных мировоззренческихконстант социальных групп средствами подбора фактов и обработки данных, но и позволяет делать это латентно, без явных оценок и комментариев, при условии реальной пользовательской активности в работе с информационным ресурсом. Все это свидетельствует о новых возможностях манипулирования целевой аудиторией со стороны цифровых СМИ и актуализирует проблематику информационной безопасности в контексте современного инфографического инструментария. Не только читатель (зритель) определенного информационного продукта попадает под воздействие предварительно заданных в нем (отбором данных, их структуризацией и способом оформления) интенций и оценок, но и пользующийся внешним инфографическим сервисом журналист может стать невольным заложником скрытого семантического послания. Такое послание может быть организовано не только на уровне фактического материала или коннотаций, но и на основе самой тематизации информационного сообщения. В современной информационной среде в условиях дефицита внимания выдвижение на первый план той или иной тематики журналистского сообщения является сильнейшим средством манипуляции целевой аудиторией. Конкретные позиции читателя (зрителя) по отношению к поднимаемым в определенной теме вопросам часто имеют совершенно незначительное значение в сравнении с самим фактом обращенности аудитории именно к данной теме и, соответственно, игнорирования в данный момент любой другой. Именно поэтому ведущие мировые СМИ и агентства новостей стремятся создать собственные онлайновые инфографические сервисы.

Проблематика и программный инструментарий мультимедийной журналистской инфографики изучается в Брестском университете имени А.С. Пушкина в рамках курса «Программное обеспечение мультимедиа-технологий» для студентов специальности «Журналистика».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфографики в газетах "Биржа" и "Коммерсантъ". Графическое представление больших массивов информации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Инфографика как средство визуальной коммуникации. Основные требования проектирования графического способа подачи информации. Особенность создания многостраничного издания. Анализ подготовки макета и верстки. Проведение работы над зрительными разворотами.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2017

    Особенности прессы как основного средства рекламы, ее достоинства и недостатки. Характеристика региональных печатных изданий. Реклама в прессе на алкогольную продукцию компании "Довгань". Анализ ежедневного журнала деловой прессы "КоммерсантЪ".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2009

    История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты "Коммерсантъ"). Концепция газеты "Коммерсант", основные рубрики, дизайн.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Интервью как жанр периодической печати, его разновидности. Этапы работы над интервью. Критерии оценки качества (особенности интервью в деловой прессе). Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах "Бизнес курс", "Коммерческие вести".

    курсовая работа , добавлен 01.04.2009

    Жанровые формы промышленной публицистики. Зарождение и развитие деловой журналистики. Раскрытия темы промышленности в региональных печатных СМИ на примере общественно-политической газеты "Новый мир". Деловые издания Европы: история и современность.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2012

    Основные способы обогащения лексического запаса языка. Неологизмы, их понятие, способы образования, особенности использования в прессе, классификация и взаимосвязь с варваризмами и заимствованными словами. Стилистические особенности современной прессы.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2009

Визуализация данных — использует большие наборы данных с меньшим количеством ручной работы над дизайном; базируется на алгоритмах. Например, интерактивная работа New York Times .

Визуальное искусство — однонаправленное кодирование. Красивые, но трудно поддающееся расшифровке визуализации, например, вычислительное искусство Кунала Ананда.

В чем проблема?

В итоге многие работы привлекают только изощренных пользователей, но не позволяют вникнуть в суть вопроса непосвященным читателям, тем самым причиняя вред цели визуализации – информировать общественность. Именно поэтому настолько важно осознать и понять проблему визуальной грамотности в контексте визуализации.

Новая «визуальная грамматика» журналистики

Приведу в пример три работы, которые экспериментируют со способами представления интерактивной журналистики. Они выглядят внушительно, но и их интерпретация может стать для многих непростой задачей.

Права гомосексуалистов в США, штат за штатом

Вышеупосянутые данные нужны нам для того, чтобы понять и предсказать, в каком случае завязавшееся в сети обсуждение выльется в приток посещений на сайт Таймс, а когда этого не произойдет. Нам важно знать, каким образом распространение информации из уст в уста может привести на сайт читателей, подписчиков и доход; как Таймс может улучшить свое участие в онлайн дискуссиях, чтобы стимулировать вовлеченность читателей; как мы можем идентифицировать по-настоящему влиятельных пользователей или лидеров мнений, которые мотивируют пользователей взаимодействовать с контентом издания и как Таймс может вовлечь этих влиятельных пользователей, удовлетворив при этом их собственные потребности и интересы. Проделав эту работу, мы можем превратить тот статистический анализ, который вы увидите ниже, в изящные, художественные потоки данных в реальном времени.

Обработка потоков, архивирование сессий, хранение и управление информацией сами по себе — гераклов труд. Но гораздо более сложная задача состоит в преобразовании красивых больших данных в применимое на практике, значимое и способное помочь в принятии решений знание. Мы обнаружили, что визуализация — один из самых важных путеводителей в этом поиске знаний, необходимых для понимания того, где нам стоит искать и что именно мы должны найти в нашем статистическом анализе.

Например, вот три визуализации, которые помогли нам получить определенное знание. В виде линий и точек на них отображены каскады твитов и ретвитов, связанных с тремя различными публикациями в Таймс. Эти данные мы объединили с информацией об уровне кликабельности каждой статьи, она синхронизирована по времени с твитами и выглядит как диаграмма черного цвета под каждым каскадом. Каждый график рассказывает новую историю о взаимодействии с контентом.

Вокруг первой статьи возникло большое обсуждение в Twitter и несколько больших скачков трафика. Но, похоже, что уровень кликабельности не зависел от обсуждений в Twitter: самый большой скачек трафика, выделенный на графике голубым цветом, произошел, когда наблюдалась очень низкая активность в микроблогах. В этом случае, вероятно, вовсе не дискуссия в Twitter, а заметная ссылка на нашу публикацию в стороннем блоге или новостной статье, привлекла большое количество трафика.

1 и 2 июня 2013 года в Санкт-Петербурге пройдет третья всероссийская конференция «Информационная графика и информационный дизайн». На конференции выступят российские и зарубежные специалисты. Как обычно мы соберёмся для того чтобы послушать друг друга, рассказать о последних веяниях в инфографике, и подзарядиться всеобщей энергией инфографирования. Организаторы конференции: российское отделение общества новостного диайна (SND Russia), фонд «Новая Евразия».

Напоминание! В субботу и воскресенье, 1 и 2 июня 2013 года, пройдет конференция. Её программа:

10:00 – 12:00 Хавьер Саррацина, The Boston Globe, Руководитель отдела инфографики (Infographics director) Внутри газетной графики. Графические истории в The Boston Globe : от снежной бури до теракта на марафоне.(Inside Globe Graphics: Visual storytelling at The Boston Globe , from Snow blizzards to the Marathon attacks)
12:00 – 12:30 Кофе-брей к
12:30 – 13:30 Александр Тимофеев, Анатолий Тимофеев«Три истории от авторов про «Сто историй
о подземном городе»
13:30 – 15:00 Обед
15:00 – 16:00 Алексей Новичков, «РИА Новости», заместитель руководителя отдела инфографики «Инфографика должна быть…»
16,00 – 17:00 Михаил Симаков, «Московские новости », ведущий дизайнер отдела инфографики «Yo! Инфографика - это хоккей!»
10:30 – 12:00 Фернандо Баптиста, National Geographic, старший графический редактор (Senior graphics editor) Как делать графику в National Geographic (How to make a graphic in National Geographic)
12:00 – 12:15 Перерыв
12:15 – 12:55 Надежда Андрианова, «РИА Новости» «Как мы сделали Останскинскую башню»
13:00 – 13:40 Павел Шорох, «РИА Новости», Руководитель студии инфографики «Создание сложных интерактивных проектов в студии инфографики «РИА Новости»
13:40 – 15:00 Обед
15:00 – 16:00 Максим Горбачевский, Ирина Доброва, Infographer . ru Основатели «Инфографика в бизнесе. Клиенты: обучать нельзя скрывать»
16,00 – 17:00 Николай Романов, Журнал «Инфографика», Главный редактор «Другая сторона инфографики: на службе у отдела маркетинга»

Участие в конференции бесплатное, но предварительная регистрация обязательна .

В статье речь идет об инфографике как об одном из современных методов визуализации и ее распространении в средствах массовой информации разного типа. Проводится классификация видов инфографики и анализируется их использование в мультимедийном языке СМИ.

Ключевые слова: инфографика, визуализация данных, средства массовой информации, графический дизайн

Введение

В современных условиях роста объема данных, увеличения ско­рости передачи информации и стремления СМИ оптимизировать восприятие контекста возрастает потребность в качественной ви­зуализации. Известно, что психическая деятельность - не созна­тельная, а бессознательная [Лэнгтон, 2009, с. 40], и визуальнообраз­ная информация воздействуют на подсознание, способствуя более острому восприятию данных. Именно инфографика (наглядное представление больших массивов информации с использованием компьютерной графики) позволяет СМИ решить поставленные задачи: адаптировать данные под потребности и ожидания целе­вой аудитории с точки зрения как содержания, так и технологий.

Искусствовед Е. Лаврентьева справедливо отмечает: «Наш век часто называют веком информации, вне зависимости от вида и формы коммуникации в ее основе лежит текст. Считывание и пе­реработка информации, производство текстов стало массовым. <...> Встает проблема выбора и грамотного использования худо­жественных средств, созвучных времени и смыслу информации» [Лаврентьева, 2008, с. 6]. Иллюстрирование становится элементом текстообразования. Все изобразительные средства интегрируются в единое текстуальное пространство СМИ, превращая его в само­стоятельную знаковую систему. По словам арт-директора «National Georgaphic» Хуана Веласко, «информация в большинстве случаев измерима и поддается подсчету. Вполне естественно, что мы пыта­емся организовать потоки информации, отфильтровать и предста­вить ее в удобоваримом виде» . Таким способом организации данных и их визуализации становится инфографика. Она делает информа­цию более понятной и наглядной для читателя, а это решает одну из основных задач любого СМИ - эффективность подачи мате­риала, максимально точное донесение смысла до целевой аудито­рии. Инфографика в СМИ появляется не случайно, напротив, она становится трендом, отвечающим требованиям современной жур­налистики - оперативной, насыщенной различными видами дан­ных, мультимедийной. Об этом пишет Михаил Концевой: «...Фено­мен инфографики фактически является суперпозицией ключевых трансформаций информационной среды, социальных и психоло­гических перемен в целевой аудитории СМИ и, соответственно, итоговым воплощением всех основных тенденций развития современной журналистики» .

Инфографика - это разновидность креолизованного текста, смысл которого заложен одновременно в двух плоскостях - вер­бальной и невербальной. И здесь визуализация играет решающее значение: дизайнер использует те изобразительные компоненты, которые помогают правильной интерпретации текста (компози­ция, форма и контрформа, цвет, шрифт и др.).

Сегодня в России инфографику активно используют не только в печатных СМИ - газетах («Ведомости», «Деловой Петербург», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Комсомольская прав­да» и др.) и журналах («Русский репортер», «Вокруг света», «Экс­перт», «Секрет фирмы»), но и в онлайн-изданиях («Газета.ру», «Маркер»), В информационных агентствах созданы отделы инфо­графики, в которых работают команды дизайнеров, иллюстраторов, редакторов (ИТАР-ТАСС, РИА Новости, МИА «Россия сегодня»). Развивается и инфографика телевизионных каналов («Москва-24»), Инфографика носит образовательный и просветительский харак­тер, благодаря информационной насыщенности и грамотной гра­фической подаче она способна донести до реципиента сложные журналистские материалы. С помощью программного инструмен­тария инфографика становится динамической, интерактивной, мультимедийной, в ней одновременно присутствуют и автор, и читатель.

В работах исследователей инфографики рассматривалась исто­рия этого метода визуализации и приводились примеры ее наиболее удачного использования. В основном это издания иностранных специалистов, что легко объяснить более ранним появлением ин­фографики в СМИ за рубежом (с 1970-х гг. в США этот метод ви­зуализации появляется в «Sunday Times», «USA Today», «United States»). Неслучайно именно инфографика европейских стран (Испания - «Е1 Mundo», Германия - «Die Zeit» и др.) и США («The New York Times», «Boston Globe», «National Geographic») удо­стаивается первых мест на международных конкурсах инфографи­ки, как, например, «Malofiej», и служит примером для российских дизайнеров.

Одна из самых известных практико-теоретических работ - «Ви­зуальное представление количественной информации» Эдварда Тафти . Это одно из первых изданий по визуализации данных - классическое пособие по созданию графиков, диаграмм, таблиц, в котором сочетаются теория и качественный иллюстра­тивный ряд. Отдельный пласт литературы по инфографике - ил­люстрированные издания с примерами работ дизайнеров различ­ных стран . Интерес по данной теме представляют также и статьи на интернет-порталах, посвя­щенных инфографике, таких, как Infographer.ru . Схожая пробле­матика рассматривается на сайте SND (Society of News Design) .

Однако в данных работах не учтена взаимосвязь типологии СМИ и инфографики, в то время как этот вопрос заслуживает внимания. При создании инфографики важно работать не только с текущим материалом, но и ориентироваться на тип СМИ, графическую мо­дель издания, его знаковую систему. Характер визуализации зави­сит от целевой аудитории, способа изложения материала.

В нашем исследовании мы использовали уже известные подходы к типологии СМИ [Шостак, 2007; Шкондин, 2002; Шкондин, Реснянская, 2007; Щепилова, 2010].

Методология

Для того чтобы показать взаимосвязь инфографики и типоло­гии СМИ, в данной работе мы анализируем графические средства визуализации, использованные в инфографике. Нами были выбра­ны издания разного типа, составлена карта анализа инфографики, которая позволяет подробно описать визуализацию данных в кон­кретном СМИ и прийти к изложенным ниже результатам исследо­вания.

Для анализа взаимосвязи типологии и дизайна инфографики мы отобрали следующий эмпирический материал:

Общественно-политические и новостные издания:

Ежедневная качественная газета «Московские новости» (пе­чатная и электронная версии);

Еженедельный качественный журнал «Русский репортер» ;

Массовая еженедельная газета «Аргументы и факты» (печат­ная и электронная версии);

Деловые качественные издания:

Ежедневная газета «Ведомости» ;

Ежемесячный журнал «Секрет фирмы» ;

Еженедельный журнал «Эксперт» ;

Научно-популярные и познавательные журналы:

Нишевые издания:

Качественный ежемесячный мужской журнал «Esquire» ;

Новостные агентства:

Эти СМИ отражают общую для современного медиарынка тен­денцию - стремление к лаконичной и структурированной подаче данных в виде качественной инфографики. В условиях «информа­ционной избыточности» такой визуализации требует технологи­чески оснащенный, активный адресат СМИ.

Результаты исследования

Информация носит разный характер: текстовые и числовые дан­ные, материалы, требующие синтеза различных способов иллю­стрирования, в связи с этим в популярных российских и зарубеж­ных СМИ представлены различные виды инфографики.

Наиболее распространенные из них:

Статистика и отчеты: данные за определенный период времени сводятся воедино.

Справочная информация: дополнение к основному материа­лу, подробно поясняющее показатели, процесс, хронологию и т.д.

Иллюстрации: они выступают не столько как эстетическая со­ставляющая, сколько как точное отображение информации путем графического изображения, которое упрощает процесс восприятия.

Анимация и видео: возникает возможность передачи движе­ния, интерактивного общения с пользователем.

Чертежи и схемы: представление сложных структур нагляд­ным способом.

Картография: помогает сориентировать читателя или зрителя и географически привязать данные.

Статистика и отчеты. Этот вид инфографики среди анализи­руемых нами СМИ используется в качественных деловых и обще­ственно-политических и новостных изданиях, таких, как «Ведомо­сти», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Русский репортер», в массовой газете «Аргументы и факты», в научно-популярном издании «По­пулярная механика». Инфографика представлена в виде графиков (гистограмм, столбиковых графиков, линейных графиков), диа­грамм, таблиц. Такая визуализация адресована читателю, способ­ному к аналитическому и вдумчивому восприятию данных. Функции статистики здесь - разъяснение и сравнение, аналитика данных. Инфографика упрощает презентацию экономических материалов, больших объемов цифр. Графические средства в «Популярной ме­ханике», «Аргументах и фактах» более разнообразны, чем в других изданиях. Это связано и с характером публикаций, их тематикой. В деловых газетах и журналах визуализация ограничена шаблонами с лаконичной подачей цифр и использованием линеек разной тол­щины и цвета, в то время как в массовых и популярных изданиях графики, диаграммы и таблицы иллюстрированы фотографиями и пиктограммами.

Справочная информация представлена временными шкалами с показателями роста индексов («Секрет фирмы») или «Хроникой борьбы с сахаром» («Вокруг света») в виде ряда текстов, разме­щенных на плашках; хронологией выпуска «Документальных филь­мов, которые изменили мир» с указанием дат выхода и кратким содержанием кино («Русский репортер»); поясняющая основной материал инфографика с изображением передвижения космиче­ского самолета, не нуждающегося в ракете-носителе («Популяр­ная механика»). Потребность в такой инфографике возникает в сложных многополосных материалах, когда необходимо разно­образить текстовый ритм и привлечь внимания читателя к увлека­тельным иллюстрированным фактам.

Иллюстрации. Здесь представляет интерес инфографика, кото­рая является сложной иллюстрированной схемой, заключающей в себе рассказ о событии или описание предмета. Такие работы публикуются в следующих изданиях: «Московские новости», «Рус­ский репортер», «Популярная механика», «Аргументы и факты», «Вокруг Света». Эту многокомпонентную инфографику коллектив дизайнеров и журналистов чаще всего создает в еженедельных и ежемесячных СМИ, так как работа требует много времени, сбора и анализа большого объема данных. Здесь, помимо простейших диаграмм и графиков, мы можем увидеть карты, потоковые диа­граммы (в которых в виде соединяющихся и разветвляющихся ли­ний показываются взаимосвязи), блок-схемы и т.д.

Одна из наиболее эффектных работ - инфографика «Москов­ских новостей» «Марсоход Curiosity: путешествие с Земли на Марс» (рис. 1). В 2013 г. она была отмечена серебряной наградой на меж­дународном конкурсе «Malofiej 21», который проходил в рамках Всемирного инфографического саммита (Infographics World Summit). Работа интересна своей композицией, позволившей авторам умес­тить в рамки одного проекта большое количество данных: исто­рию удачных и неудачных запусков марсоходов, схему посадки марсохода на Марс, сравнение пробега марсоходов и их габаритов и т.д. Центральная часть инфографики представлена 3D-рисунком самого марсохода (за счет сочетания линий различной толщины он напоминает инженерный чертеж). Выдержанная цветовая па­литра (черный, насыщенный желто-оранжевый, красный, желтый и белый цвета) соответствует теме публикации и делает ее стиль­ной, привлекающей внимание. В целом, для инфографики «Мос­ковских новостей» характерны белый фон, изящная графика и обилие тонких линий, за счет этого в работах данного издания создается эффект наполненности «воздухом».

Если говорить о высоком уровне дизайна как «Московских но­востей», так и других качественных СМИ («Русский репортер», «Секрет фирмы», «Вокруг света», «Популярная механика», «Es­quire»), то следует отметить точность и чистоту отрисовки иконок- символов, которые являются неотъемлемой частью графики фак­тически любого современного издания. Пиктограммы способны сделать инфографику понятной на любом языке при условии точ­ной передачи смысла в небольшом схематичном изображении. Изображение может быть цветным или черно-белым, объемным или плоскостным, но оно должно оставаться ясным.

Анимация и видео активно используются в «РИА Новости». Ак­тивное использование этого вида инфографики информационным агентством связано с характером самого СМИ. Задача агентства - адресация реципиенту максимально точных и лаконичных сооб­щений. Анимация в данном случае помогает в рамках одной инфографики представить вниманию пользователя сложное интерактивное повествование.

Характерный пример работы агентства «РИА Новости» - «Ти­таник» снаружи и внутри: виртуальный тур по знаменитому лайне­ру» (рис. 2) 22 . Информационным поводом для инфографики слу­жит годовщина гибели лайнера. Для работы выбрана эффектная тема, которая может привлечь внимание широкой аудитории. Ин­фографика состоит из нескольких планов, которые разворачива­ются перед читателем один за другим. Это вид «Титаника» снару­жи, продольный срез лайнера и интерьер корабля. Таким образом, авторы этого мультимедийного проекта показывают масштаб вели­колепия самого дорогого лайнера того времени. В работе исполь­зованы как трехмерные, так и плоскостные изображения, за счет смещения камеры вдоль корпуса корабля происходит имитация его движения по воде. Создана анимация для иконок-ссылок на срезе «Титаника», что придает динамичность изображению и при­влекает внимание зрителя.


Благодаря продуманной визуализации смысл сообщения легко передается аудитории:

Композиция сюжета: лайнер находится по центру каждой из сцен, создавая смысловую целостность композиции, при этом осу­ществляется переход между подвижным объемным Зс1-изображе- нием, статичным 2-d изображением и трехмерной навигацией по интерьеру, воссозданному при помощи фотографии;

Цветовая схема: использованы приглушенные оттенки крас­ного, серого, желтого и черного цветов, соответствующие гамме богатых интерьеров корабля;

Шрифтовой набор: присутствует имитация объема шрифта, будто переливающегося оттенками золотого. Текст на выносках, появляющихся после нажатия на иконки, обрамлен рамкой из тонких линий, создающих декоративный эффект.

Приведенный пример - кропотливая и трудоемкая работа кол­лектива инфографов, которая не часто встречается в российских СМИ и является, скорее, исключением из правил . Напротив, чаще как офлайн- и онлайн-издания используют разработанные шаблоны для создания несложной инфографики, те. фирменный стиль (шрифт, цвет, отступы, линейки и стрелки, графическое ре­шение для карт и т.д.), существующий в рамках знаковой системы всего издания.

Чертежи и схемы способны показать самую сложную структу­ру, однако в инфографике они должны быть понятны любому чи­тателю. «Популярная механика», «РИА Новости», «Московские новости» активно используют этот вид инфографики в виде как плоскостных, так и объемных изображений. В плоскостной гра­фике прослеживается общая тенденция, характерная для стандарта чертежей в целом: сочетание линий большей толщины для контура предмета и тонких линий для внутренних деталей. Такая графика создает эффект объема.

Картография. Один из наиболее интересных и древнейших ви­дов инфографики. Карты встречаются во всех анализируемых нами СМИ, но они различаются своей графикой и используются дизайнерами для различных целей. Карты могут быть простейшим географическим ориентиром, как в журнале «Русский репортер», когда рядом с фотографией на карте указана точка, где был сделан кадр. В «Вокруг света» карта мира вынесена в содержание номера и на ней отмечены цифрами те страны, о которых пойдет речь внутри. Карта на развороте в «Московских новостях» становится основой в «Рейтинге регионов России по качеству жизни - 2013» (градацией оттенков синего показаны успешные и отстающие ре­гионы страны). В «Эксперте» карта может быть дополнительной информацией к основному материалу о строительстве линий элек­тропередач (на контур России здесь нанесены стрелки, указываю­щие географическое положение строек), к материалу об отноше­ниях Евросоюза и Молдавии (фрагмент карты, на которой цветом выделена Молдавия и район Приднестровья и Гагаузии). Схожая карта опубликована на сайте ИТАР-ТАСС: в инфографике «Офшор­ные банковские центры и банковская тайна» на карте с помощью линий и подписей к географическим объектам отображено внедре­ние международного налогового стандарта. Отметим, что карты в инфографике этого информационного агентства разнообразны, здесь нет единого шаблона: изображение страны или мира может быть контурным или с заливкой, насыщенным (если это самостоя­тельный объект) или подложкой для основного текста. Отличаются и точки-маркеры (буллиты), наносимые на карту, и графика стре­лок и линий. В картографии «Аргументов и фактов» единство стиля создается за счет нескольких используемых дизайнерами плоскост­ных изображений карт, шрифтового начертания для заголовков и основного текста, цветового решения подложки и графики линеек и стрелок.

Выводы

От типа средства массовой информации зависит графическая модель издания в целом и дизайн инфографики в частности. Воз­раст аудитории издания, ее интересы, образ жизни влияют на ви­зуальный ряд конкретной публикации. Читатель газеты, как пра­вило, располагает большим количеством времени для прочтения материала, нежели читатель онлайн-издания и тем более новост­ного агентства. Для пользователя интернет-СМИ важны такие ка­чества информации, как оперативность и интерактивность инфор­мации. Так, читатель «Популярной механики» будет вдумчиво рассматривать замысловатые схемы в инфографике о космическом корабле, в то время как пользователь, «заглянувший» на ленту «РИА Новости», предпочтет быстро просмотреть динамичную флеш- анимацию.

Тип СМИ, его задачи, технологические возможности редакции, наличие мобильной и интернет-версии, география распростране­ния - все это влияет на способы подачи инфографики, ее виды, графические средства. В инфографике для веб-пространства поль­зователь имеет возможность прокрутки материала по вертикали и горизонтали, использует гиперссылки, что, конечно, расширяет границы инфографического поля и позволяет создавать сложные истории с интерактивным участием аудитории. У отдела инфогра­фики ежемесячного журнала есть время для поиска, сбора и обра­ботки интересного материала, который будет интересен читателю. Ежедневная газета и новостное агентство стремятся к введению шаблонов для увеличения скорости работы над инфографикой и экономии времени. Обилие повторяющихся по форме данных (цифры, даты, экономические показатели, курс валют) в деловых и специализированных СМИ требует разработки фирменного стиля для графиков, диаграмм, карт в рамках строгого макета. Качествен­ные общественно-политические и массовые СМИ располагают большей свободой в визуализации, их цель - привлечение внима­ния читателя к материалу, ясность и убедительность цифр и фактов. Шаблоны здесь не обязательны, что делает инфографику более разнообразной. В массовых изданиях фирменный стиль в инфо­графике практически не прослеживается: здесь не ограничена цве­товая палитра, не разработан дизайн для отдельных элементов.

В заключение стоит отметить, что все большее количество СМИ внедряет в свою графическую модель такой метод визуализации, как инфографика, что говорит о ее эффективности. Как результат, иллюстрирование становится более качественным. Издания пере­стают использовать инфографику лишь как броский элемент, мод­ный тренд и стремятся к осмысленной визуализации, высокому уровню в этой области дизайна.

Список литературы

Веласко X. «Национальная инфографика» Хуана Веласко. URL: http:// www. design-management. га/ articles/ articles/? id=313