Опять по пятницам свежий номер. Прежде чем сжечь все мосты, убедись — на той ли ты стороне

Stevie Wonder входит в число самых известных вокалистов в мире, он стоял у истоков современного ритм-н-блюза и соула. Стиви Уандера регулярно называют гением, потому что при вокальном диапазоне в четыре октавы и очень сложной вокальной технике он еще и виртуозно играет на рояле, любых синтезаторах, ударной установке, кларнете и губной гармонике. Уандер 25 раз получил «Грэмми», а также попал в «Зал славы композиторов» и «Зал славы рок-н-ролла».

Стиви Уандер родился в 1950 году в небольшом городе Сагино (штат Мичиган) в бедной многодетной семье, родители развелись, когда мальчику было 4 года, и мать забрала его с другими детьми в Детройт. Стиви потерял зрение еще в младенчестве, к этому привела ретинопатия – заболевание, часто наблюдающееся у недоношенных детей. Слепой мальчик практически все время проводил дома – мать боялась, что его будут обижать другие дети. Она учила Стиви читать и приносила ему разные музыкальные инструменты, а также водила петь в церковный хор. Уандер очень любил слушать Ray Charles, который тоже потерял зрение в раннем детстве.

В 11 лет Стиви Уандера привели на прослушивание к руководителю звукозаписывающей компании Motown, которого поразила незаурядная музыкальность мальчика. Результатом этой встречи стал первый контракт певца, за которым в 1962 году последовала запись двух альбомов, впрочем, не имевших особого успеха.

В 13 лет у Стиви вышел первый настоящий хит под названием «Fingertips (Pt. 2)», в котором мальчик не только пел, но и играл на губной гармонике и бонгах. Песня попала на первую строчку ритм-н-блюз- и поп-чартов США, а имя Стиви Уандера стало закрепляться в головах слушателей. Вскоре проявляется и композиторский талант – он начинает писать песни для других музыкантов с лейбла Motown, в том числе, хит «Tears of a Clown» для группы The Miracles.

Беседа с Мартином Лютером Кингом стала тем событием, которое полностью изменило судьбу Стиви Уандера – он начал интересоваться политикой и перестал довольствоваться ролью хорошо продающегося музыканта в руках руководства лейбла. На следующее утро после вечеринки в честь совершеннолетия Уандера на столе главы Motown оказалось письмо с сообщением о расторжении всех контрактов. 21-летний исполнитель покинул компанию с 1 миллионом долларов в рамках старого договора, в то время как Motown заработали на нем не менее 30 миллионов долларов.

В Motown быстро поняли, что потеряли свою главную звезду, и в 1972 году со Стиви Уандером был заключен новый контракт – уже на его условиях, теперь исполнитель сам руководил творческим процессом и получал права на все песни. В том же году певец выпускает альбом «Music Of My Mind», который стал концептуальным для соул-музыки и открыл «классический период» в творчестве Уандера.

В 1973 году вышел альбом «Innervisions», художественный уровень которого был просто феноменальным, причем популярность пластинки росла с каждым годом – в 2003 году она оказалась на 23 месте в составленном журналом «Rolling Stone» списке «500 величайших альбомов всех времен». Уандер не только написал и спел все песни для «Innervisions», но и отыграл на большинстве музыкальных инструментов.

В конце 1970-х годов популярность Стиви Уандера начала падать, он продолжал много работать, но альбомы становились заметно слабее. В 1987 году исполнитель прекратил концертную деятельность и начал экспериментировать с созданием саундтреков. В 1995 году рэпер Coolio сделал знаменитый кавер на песню Уандера «Pastime Paradise», что дало певцу сил для нового творческого рывка. После серии синглов он выпустил в 2005 году альбом «A Time to Love», а в 2007 году после 20-летнего перерыва провел успешное турне. В 2010 году на фестивале «Гластонбери» в Англии его пришли послушать 140 000 человек.

После 2005 года новых альбомов у Стиви Уандера не выходило, хотя он продолжает активно участвовать в музыкальных фестивалях и заниматься благотворительной и миротворческой деятельностью.

СТИВИ УАНДЕР – СЛЕПОЕ ЧУДО

В отношении понятие «гений» употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся.

Только представьте, до 90 % всей информации о внешнем мире человек получает зрительно. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного канала не могут быть такими же развитыми, как другие. Легендарный – один из таких людей. Он смог стать одним из основоположником классического соула и R’n’B, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен» и заслуженно награждают музыкальными премиями.

Маленький Стиви

Наверное, так должно было случиться, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, 1950 года, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп. Мать будущего гения Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром, попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнду Джадкинсу едва исполнилось 3 года, когда семья в поисках лучшей доли переехала жить в индустриальную столицу Америки – Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось пять сводных братьев и сестер.

Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Если удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду. А когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому соседа, который оставил мальчугану целое пианино, а ударную установку приобрела для слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей.

Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему , пел на улицах и в церковном хоре. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы The Miracles, решил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего слепого паренька лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дяденьки. Вундеркинд понравился его другу, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень – настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис превратился в Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт. Все его гонорары помещались на накопительные счета в банке до совершеннолетия.

Один росчерк пера – и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Четыре месяца турне с именитыми музыкантами, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком.

Став постарше, Стиви начал было курить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом.

Стиви Уандер – сам себе продюсер

Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но работодатель уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру».

История умалчивает, серьезно ли восприняли тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища Little еще в 1964 году. Как и обещал Стиви , на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия на столе у шефа лежало письмо от адвоката, который сообщал, что все контракты его клиент расторгает. Горди был в шоке. Уандер , кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как фирма заработала на нем не меньше 30.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, кода решается продюсировать собственные песни в следующем альбоме. Здесь же он дебютирует как кларнетист, а фирма Горди Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое.

В 1971 году все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские компании.

Закоренелый трудоголик Стиви Уандер

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реализации Уандеру помогают двое из Нью-Йорка – Малколм Сесил и Роберт Маргудефф. Поскольку Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их все в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие синтезатора. После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время, работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в его арсенале было 35 полностью завершенных композиций и еще 200 начатых!

И снова Горди

Хочется отметить, что четыре следующих работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере. «узаконил» применение синтезаторов в «черной» музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию. В его следующем альбоме «Innervisions» также все выверено и сфокусировано на деталях. Кстати, во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой его четыре дня не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Именно за этот альбом получил целых три премии Grammy, и его популярность с годами только растет.

Все эти годы без фирмы Motown Уандер вел тайные переговоры со многими звукозаписывающими компаниями Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви , безусловно, стоит этих огромных денег.

Стиви Уандер – любимчик женщин

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви . Как мы уже говорили, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Женился он в очень раннем по американским стандартам возрасте. В 1970 году Стиви взял в жены коллегу по фирме, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: достойного пояса верности и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви , хлопнула дверью и подала на развод. Они поддерживали дружеские отношения, а он так больше ни разу и не женился, хотя и имел детей от своей подружки Иоланды Симмоне.

с женой Сайритой Райт

P. S. стал уделять больше времени благотворительным проектам, кампании против распространения СПИДа (чем вообще никто среди чернокожих не занимался в то время), писать и продюсировать для других: , Eurithmics. Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил целых восемь лет.

Активную музыкальную деятельность после 20-летнего перерыва продолжил в 2007 году турне по Америке. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху.

ФАКТЫ

С 1962 по 2005 год музыкант записал 30 альбомов. За свою карьеру он 26 раз получал премию Grammy. стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «черной» музыки – рэп, ритм-энд-блюз, фанк и соул конца ХХ века.

Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989) и «Зале славы композиторов» (1983). Он также является лауреатом премии.

Известен не только как музыкант, но и как политический активист и защитник прав афроамериканцев. Он, например, был участником кампании 1980 года, выступающей за придание дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер записал песню «Happy Birthday» в поддержку праздника.

Одна из самых популярных композиций «I Just Called to Say I Love You» стала саундтреком в фильме «Женщина в красном» и завоевала «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшая песня к фильму. посвятил эту награду Нельсону Манделе (известному борцу за права человека и политическому деятелю ЮАР). Мандела в то время находился в заключении, и власти ЮАР в ответ на заявление Уандера запретили в стране его песни.

Обновлено: Август 28, 2018 автором: Елена

Сегодня я расскажу вам об одном из выдающихся певцов и композиторов современности Стиви Уандере. Сначала немного фактологии из Википедии, может быть, кому-то этого будет достаточно, тогда можно смело переходить к концу статьи – Достижения и Высказывания , а также ссылкам на песни. Более полный рассказ о жизни и творчестве Стиви Уандера будет представлен вслед за справкой.

Сти́ви Уа́ндер (англ. Stevie Wonder; настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис (Original name (при рождении): Stevland Hardaway Judkins); родился 13 мая 1950 года, в местечке Сагино (англ. Saginaw), Мичиган) - американский соул-певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер (музыкант, играющий на губной гармонике), музыкальный продюсер и общественный деятель, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века. 25-кратный лауреат премии Грэмми. Один из основоположников классического соула и R’n’B (ритм-и-блюз). Стиви - один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён».

В возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией Motown Records. Стиви Уандер является музыкантом-мультиинструменталистом: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой.

Лауреат Гершвиновской премии.

За свою карьеру он записал более 30 альбомов.

Последний на данный момент студийный альбом «A Time to Love» вышел в 2005 году. Пластинка дебютировала сразу на пятом месте американского поп-чарта. Она получила массу положительных отзывов от критиков, премию «Грэмми» за лучший мужской поп-вокал («From The Bottom Of My Heart») и на лето 2007 года был продан тираж 169 тыс. копий (по данным Nielsen SoundScan). Последний официальный концертный альбом Стиви Уандера вышел в 2008 году, это запись с лондонского концерта на O2 арене. Альбом содержит 27 треков, в основном это песни самого Уандера, также присутствует одна композиция Miles Davis («All Blues»), одна Chick Corea («Spain») и попурри на темы песен The Beatles и The Rolling Stones

А теперь подробно:

Стиви был третьим из шести детей в семье. Он был рождён раньше срока и помещен в кувез для новорожденных. В его кувез была подана большая доза кислорода, которая усугубила процесс развития слепоты; самопричиной этот фактор всё же, вероятно, не являлся. Сам музыкант в интервью CNN говорит, что врачи только позднее нашли закономерность такого влияния кислорода на недоношенных с его заболеванием. Знай они это раньше - он мог бы видеть хоть что-то. Мать Стиви Уандера — Лула Мэй Джадкинс – говорила: «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а ещё глупее — жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все — только намного лучше, намного интереснее». Благодаря матери Стиви научился писать и читать, и уже в раннем возрасте занялся музыкой. Он записался в церковный хор и стал осваивать игру на барабанах, гармонике и пианино. Его кумиром в эти годы был слепой музыкант Рэй Чарльз.

Одним из первых известных музыкантов, который услышал маленького Стиви, был Ронни Уайт (англ. Ronnie White), из группы The Miracles. Стиви было организовано прослушивание у генерального директора и президента фирмы Motown Берри Горди, который был поражён незаурядной музыкальностью маленького исполнителя, и подписал с одиннадцатилетним мальчиком его первый контракт. Как гласит легенда, Горди сказал, после прослушивания: «Ты, парень - настоящее Чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним». Перед подписанием контракта, продюсер Motown Кларенс Пол заявил, что «Стиви - восьмое чудо света»! Так появился псевдоним певца - «Чудо-Стиви» или «Стиви Уандер», вернее тогда ещё «маленький Стиви Уандер». В конце 1961 года он делает свои первые записи на Motown - сингл «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», а в 1962 году выпускает два первых альбома: «The Jazz Soul of Little Stevie» и «Tribute to Uncle Ray», на которых, в основном, инструментальные композиции с длинными соло на губной гармонике и ударных. Несмотря на поразительную одарённость мальчика, эти первые пластинки особого успеха не имели. В 1963 году на прилавках американских магазинов появилась пластинка с названием «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live» («Маленький Чудо-Стиви - 12-летний гений. Концертная запись»). Никто в то время - ни фирма «Мотаун», выпустившая диск, ни слушатели, ни критики, ни, наверное, сам «двенадцатилетний гений» не могли предположить, что название станет пророческим, что через несколько лет имя музыканта будет известно всему миру, а ровно десятилетием позже он будет записывать пластинки, которые войдут в золотой фонд мирового рока.

В возрасте 13 лет Стиви записывает свой первый настоящий хит - Fingertips, сингл был взят с альбома 1963 года Recorded Live: The 12 Year Old Genius. Песня с участием Стиви в качестве вокалиста и исполнителя на бонгах и губной гармонике, а также юного Марвина Гэя на ударных стала хитом № 1 в американских поп- и R’n’B чартах и отметила Уандера в общественном сознании.

В 1964 году, Стиви Уандер дебютирует в фильме «Muscle Beach Party» в роли самого себя, в титрах указывают его имя: «маленький Стиви Уандер». Пять месяцев спустя, он возвращается на экран в сиквеле «Bikini Beach». Он выступал в обоих фильмах, пел песни «Happy Street» и «Happy Feelin’ (Dance and Shout)» соответственно.

Отбросив в середине 60-х годов от своего прозвища приставку «маленький», Стиви Уандер выпускает ряд хитов, таких как «Uptight (Everything’s Alright)», «With a Child’s Heart», а также кавер-версию песни Боба Дилана «Blowin’ in the Wind», которая интересна тем, что была одной из первых песен, отражающих общественное сознание Стиви. Также он начинает работать композитором в Motown, сочиняет песни для себя и своих коллег по лейблу, например его песня «Tears of a Clown» стала хитом № 1 в исполнении Смоки Робинсона и группы The Miracles.

В 1968 году Уандер записал альбом инструментальных соул-джазовых композиций, в основном на солирующей гармонике, под псевдонимом (альбом назывался так же) Eivets Rednow, что означает «Stevie Wonder», написанное задом наперед. Альбом прошёл почти незамеченным, единственный сингл «Alfie», достиг лишь 66 места в поп-чартах США и 11 места в чартах США для взрослой аудитории. Тем не менее Стиви удалось выпустить несколько ударных хитов между 1968 и 1970 годами, а именно «My Cherie Amour», «I Was Made to Love Her», «For Once in My Life» и «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours». В сентябре 1970 года, в возрасте 20 лет, Уандер женится на Сайрите Райт (Syreeta Wright), бывшем секретаре компании Motown и авторе песен. C разрешения Берри Горди она помогала Стиви в продюсировании его следующего альбома Where I’m Coming From (в переводе с англ. Откуда Я). Об этой очень важной в карьере Уандера пластинке необходимо сказать отдельно.

Что касается названия альбома, то незадолго до его выхода, в одном из споров с руководителями Motown, Стиви сказал фразу, замечательную своей двусмысленностью: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел». После выхода альбома в Motown постепенно начинают это понимать. Любопытно, что с выходом в 1971 году альбома Where I’m Coming From все последующие студийные альбомы Стиви Уандера (за исключением саундтреков) носили названия, которые не совпадали с названием ни одной из песен, входящих в эти пластинки. Эта традиция прервалась только в 1995 году с выходом альбома «Conversation Peace», в котором присутствовала одноимённая композиция. 12 апреля 1971 года альбом Where I’m Coming From поступает в продажу. Альбом представляет собой плавный переход от традиционного «сладковатого» саунда Motown к звучанию Стиви Уандера, которым очень скоро будет восхищаться весь мир. В первое время после выхода альбом воспринимается неоднозначно. Его аранжировки в целом традиционны для Motown, пока ещё отсутствуют синтезаторы. Однако есть несколько важных особенностей, отличающих этот альбом от своих предшественников:

Во-первых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным продюсером собственного альбома, проще говоря, отвечает за его звучание, аранжировку и репертуар. Хотя формально он значился продюсером и на некоторых предыдущих альбомах, но фактически им ещё не был. Опыт первого продюсерства Уандера был в целом успешным. Лучшие песни альбома Where I’m Coming From уже предвещают невероятное продюсерское чутьё Уандера, хотя пока это понимают ещё не все.

Во-вторых, Стиви Уандер впервые является полноценным и единственным автором музыки собственного альбома, все песни он написал сам . На предыдущих пластинках (особенно самых ранних) было довольно много музыки других композиторов, часто довольно посредственной (хотя встречались и песни высокого уровня вроде Sunny Бобби Хебба, The Shadow Of Your Smile или We Can Work It Out Джона Леннона и Пола Маккартни). В первые годы карьеры даже к тем песням, которые реально писал сам Уандер, на обложках пластинок добавляли фамилии других известных авторов (чаще всего Мой и Косби), чтобы привлечь покупателей. В лучших композициях альбома уже слышна «фирменная» уандеровская тонкая мелодика и удивительная гармоническая изобретательность. Хотя в целом по материалу альбом ещё неровный, Стиви уверенно заявляет о себе как о полноценном авторе музыки к своим пластинкам, а руководство компании Motown впервые понимает, что он по-настоящему раскрывается в записи и исполнении собственных, а не чужих песен.

В целом современники отнеслись к альбому тепло, но спокойно, и хитом он не стал. В наши дни, несмотря на вышеупомянутую «переходность», альбом заслуженно считается классикой соул-музыки. В настоящее время как минимум на три из девяти песен этой пластинки («Do Yourself A Favor», «If You Really Love Me» и «Never Dreamed You’d Leave In Summer», особенно популярна последняя) существуют кавер-версии других музыкантов, в том числе всемирно известных, таких как например Фил Коллинз, Ocean Colour Scene и другие.

13 мая 1971 года - в свой 21-й день рождения - Стиви Уандер разрывает истекший первый контракт с Motown и получает свой первый заработанный миллион долларов.

После разрыва контракта со Стиви Уандером глава Motown Берри Горди понял, что он потерял самую большую звезду своего лейбла. И тут же начал переговоры о возвращении Уандера в Motown. Результатом переговоров стал новый 120-страничный контракт, благодаря которому Стиви Уандер получал полный творческий контроль над всем процессом производства будущих записей и права на собственные песни .

В марте 1972 года Стиви Уандер возвращается на Motown с новым концептуальным альбомом Music Of My Mind (в переводе с англ. Музыка моих мыслей), продюсером пластинки вновь стал сам Стиви Уандер. Многие меломаны и критики считают этот альбом началом так называемого «классического периода» Стиви Уандера. Первый концептуальный альбом «нового» Стиви Уандера резко отличался от всего того, что было записано им по первому контракту с Motown. В музыке Стиви начал использовать новые технологии звукозаписи: дублирование и наложение голосов, инструментальных партий и бэк-вокала. Это позволило ему записать альбом фактически в одиночку - он сам поёт все вокальные партии, создавая целую палитру полифонического бэк-вокала, играет на всех инструментах (за исключением соло на тромбоне Art Baron в Love Having You Around и гитарного соло Buzzy Feiton в Superwoman). Впервые синтезатор становится полноценным участником записи, до этого альбома синтезаторы почти не использовались в музыке темнокожих. Альбом Music Of My Mind ознаменовал начало длительного сотрудничества Стиви Уандера с Malcolm Cecil и Robert Margouleff из английского электронного музыкального дуэта. В 2003 году альбом вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, где он занимает 284 место.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию . В его следующем альбоме также все выверено и сфокусировано на деталях. Кстати, во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой его четыре дня не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Именно за этот альбом Music Of My Mind Стиви Уандер получил целых семь премий Grammy.

В том же 1972 году вышел альбом ‘Talking Book’ (в переводе с англ. Говорящая книга, который произвел настоящий фурор в музыкальной среде. Незадолго до этого Стиви расстался с женой, что заметно отразилось на музыке и тексте композиций. Альбом стал лучшим образцом ритм-н-блюза, превратив Уандера в суперзвезду. А две песни из него – ‘Superstition ‘ и ‘You Are The Sunshine Of My Life’ – стали классикой фанк-музыки и супербестселлерами на все времена.

Следующая работа Уандера ‘Innervisions’ (1973), в переводе означающая ‘Внутренние видения’, произвела еще больший эффект. Она была названа Лучшим альбомом года и принесла исполнителю 3 премии ‘Грэмми’. Такая же участь постигла и альбом ‘Fulfillingness’ First Finale’ (1974), который считается наиболее глубоким произведением музыканта. Уандер получил 4 премии ‘Грэмми’ и стал самым влиятельным темнокожим музыкантом 70-х годов.

Над своей новой студийной попыткой он колдовал два года. Результат того стоил. Изданный в 1976 году масштабный проект «Songs in the Key of Life» — кульминация творческих амбиций Уандера. Его объем не вмещался ни в один формат: два лонг-плея и еще один мини-диск (всего 105 минут музыки). Самая дорогая запись музыканта, она расхваливалась одними как непревзойденный шедевр, а другими критиковалась за вычурность и потакание своим причудам. Обе стороны были по-своему правы. «Sir Duke» — темпераментный трибьют музыке вообще и Дюку Эллингтону в частности, ушедшему из жизни незадолго до этого, и композиция «I Wish», поэма о детстве, легко оккупировали первые строки чартов. Песня, посвященная дочери, «Isn’t She Lovely» со временем стала поп-стандартом, а сэмплы трека «Pastime Paradise» через два десятилетия украсят хит Coolio «Gangsta’s Paradise». Как и следовало ожидать, LP «Songs in the Key of Life» был назван альбомом года по версии Grammy.

Альбом имел и еще одно важное последствие — он стал той вершиной, с которой неизбежно начинается спад, с ним завершился самый плодовитый и интенсивный период в творчестве музыканта. Вложив столько сил, столько творческой энергии в этот релиз, за следующие годы Уандер не издал ни одной новой записи. Стиви Уандер «ушел на дно».

Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием «People Moving Human Play» должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник «Original Musiquarium Vol. 1» (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине «Woman In Red», еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада «I Just Call To Say I Love You». Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с «Part-Time Lover» из следующего альбома «In Square Circle» в большинстве случаев признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, «I Just Call To Say I Love You» шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продаваемых синглов Британии, а «Part-Time Lover» — пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение — в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад «Биллборда» по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка), но, по общему мнению, люди просто забыли, каким он был хотя бы десятилетием раньше, и в этом виноват был сам Стиви.

Он не переставал разочаровывать. Новые альбомы не оправдывали нескольких лет ожидания. Слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее, и поэтому не он уже писал законы музыкальной моды 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал «Get It» и «Just Good Friends». Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни «Ebony And Ivory», Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

Stevie Wonder решил вернуться к активной концертной деятельности после 20-летнего перерыва и начал своё американское турне 23 августа 2007 года концертом в Сан-Диего. Турне «A Wonder Summer’s Night», прошло в 13 городах США, завершилось в Бостоне 20 сентября и имело успех. Стиви Уандер был главной звездой и почетным гостем фестиваля «Новая волна» в Юрмале (Латвия) в 2007 году.

В 2008 году 58-летний Уандер отыграл двухчасовой сольный концерт из 27 композиций на площадке O2 арена в Лондоне. Это выступление в 2009 году вышло на DVD и Blu-ray дисках и стало его первым официально выпущенным видео.

В 2010 году 60-летний Стиви Уандер был хедлайнером и главной звездой на фестивале Гластонбери в Англии (см. ссылку), где отыграл полуторачасовой концерт из 20 песен. Его слушали около 140 тысяч человек.

Стиви Уандер принимает активное участие в музыкальных фестивалях, благотворительной деятельности и миротворческих миссиях ООН. Музыкант пытается донести до людей истину, что силой духа можно победить все, как когда-то он победил слепоту.

Достижения:

1983: Включен в зал славы композиторов

1984: Получил премию «Оскар» за лучшую песню «I Just Called To Say I Love You» из фильма «Женщина в красном»

1989: Включен в Зал славы рок-н-ролла

1996: Получил самую главную премию Грэмми из всех возможных: «За жизненные достижения»

Дискография Стиви Уандера включает в себя 23 студийных альбома, три саундтрека, четыре концертных альбома, 10 сборников, один бокс-сет и 98 синглов. Четыре альбома входят в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone, а именно: Innervisions (1973, 23 место), Songs in the Key of Life (1976, 56 место), Talking Book (1972, 90 место) и Music of My Mind (1972, 284 место)

Высказывания:

«Пока есть жизнь, пока с миром что-то не так, пока люди не могут преодолеть беды и пока люди не пытаются преодолевать их, пока есть насилие, разрушение, ненависть и фанатизм, пока есть тела, в которых нет души, - пока все это существует, мне будет что сказать».

«Музыка - это то, что пробуждает в нас память. Чем дольше какая-то мелодия живет внутри нас, тем больше воспоминаний нанизывается на нее».

«Я не могу решить ничьих проблем. Но я могу создать музыку, которая подтолкнет людей к решению».

«У меня семь детей, так что кое-что о жизни я знаю».

«И пятьдесят лет проходят, как день».

Superstition На мой взгляд, одна из его лучших песен.

https:// youtu.be/0CFuCYNx-1g

Part Time Lover (Lyrics) (с субтитрами )

https:// youtu.be/jN2AdOjI4FI

Можно послушать концертное выступление 2010 года

Stevie Wonder Full Performance Glastonbury 2010

https:// youtu.be/X_e-nKo05k

А вот выступление Стиви Уандера и Рэя Чарльза . Две легенды вместе. Послушайте, не пожалеете.

Stevie Wonder and Ray Charles — Living for the city (live)

https:// youtu.be/W130l1uoTY0

Стинг и Стиви Уандер . Мне нравится их дуэт и сама песня, хотя, конечно, ее автор Стинг.

Fragile — Sting & Stevie Wonder


Имя: Стиви Уандер (Stevie Wonder)

Возраст: 65 лет

Место рождения: г. Сагино, США

Рост: 189 см

Вес: 84 см

Деятельность: певец, общественный деятель

Семейное положение: женат

Стиви Уандер - биография певца

«Иногда мне кажется, что быть слепым - это Божий дар, потому что я не продержался бы и минуты, если бы увидел мир, в котором живу», - сказал однажды Стиви Уандер. И действительно, глядя на музыканта, невольно начинаешь верить, что слепота может быть богатством, а не лишением.

Врачи больницы для бедняков в городке Сагино, штат Мичиган, не на шутку всполошились, когда к ним пришел посетитель. Еще бы - каждый здесь знал историю маленького Стиви Джадкинса, который по невнимательности врачей много лет назад потерял зрение. Знали и то, что мальчик вырос и стал знаменитым. И вот он здесь - явно пришел разнести все в пух и прах.

Но вместо скандала Стиви прогуливался по этажу, дотрагивался руками до стен, чему-то тихо улыбался. Он был рад оказаться там, где началась его биография, его жизнь...

Стиви Уандер - детство и семья

Стиви Уандер появился на свет 13 мая 1950 года в одном из американских городов штата Мичиган, настоящее имя Стивленд Хардэуэй Моррис
Маленький Стиви родился недоношенным. Зрение мальчика и так было слабым, а после того, как его положили в инкубатор, и вовсе упало. Сказался избыток кислорода в поступавшей воздушной смеси.

Медсестры, отдавая мальчика матери, лишь грустно качали головами. Ну, как такой будет жить? Но Лула считала иначе: раз Бог дал дитя, значит, даст силы поднять его. Она понимала, что окружающий мир будет враждебен к ее ребенку, а потому с малых лет старалась учить мальчика приспосабливаться к нему. Вскоре он прекрасно ориентировался на слух, без труда передвигался в пространстве, по рассказам матери знал цвета и предметы. Учился читать Стиви по обычному букварю - помогали чувствительные пальцы, различавшие мельчайшие частицы типографской краски.


Отпускать сына одного на улицу Лула боялась, он все время был рядом с ней. Однажды мать заметила, что ребенок с удовольствием стучит по кастрюлям, причем получается интересная мелодия. Вот бы купить ему настоящие барабаны! Но где взять денег? Подарить Стиви его первый музыкальный инструмент - губную гармошку - удалось только на девятый день рождения. Мальчик с ней не расставался и устраивал настоящие уличные концерты. Затем последовало пианино, оставшееся после съехавшего с квартиры соседа, ударная установка, подаренная благотворительной организацией.

Стиви Уандер - музыкальной карьера

Мистер Уайт был поражен вокальными способностями 10-летнего ребенка и решил отправить его в продюсерский центр Motown. Директор центра, Берри Горди, послушав мальчика, произнес:

Знаешь, а ведь ты настоящее чудо! Кстати, именно этот псевдоним я и советую тебе взять!

Так Стивленд Джадкинс стал Стиви Уандером (с англ. wonder - «чудо»).

Мальчику предложили заключить контракт. Все деньги за работу должны были копиться на счету до его совершеннолетия.

О Стиви Уандере в то время никто не знал, поэтому все, что он мог, это выступать на разогреве у знаменитых артистов и ездить с ними на гастроли. Но и это было ему в радость. Благодаря юному возрасту и неуемной энергии мальчик совсем не уставал. Даже ночью, когда все мирно спали в тур-автобусе, он умудрялся сочинять песни.

Обычную школу пришлось бросить, и все же окончить учебу было необходимо. Решили отправить Стиви в специальное заведение для слепых на ускоренный курс. Стиви это не понравилось, и он, как мог, выказывал свое недовольство. Однажды ночью юный нарушитель спокойствия вылез из окна, чтобы сбегать в магазин за сладостями. Возвращаясь, он перепутал окна и оказался в спальне девочек. Сколько шуму поднялось! Сам Уандер лишь посмеивался, говоря, что промах был весьма удачным.

Стиви Уандер - личная жизнь

Поразительно, но у слабого пола Стиви пользовался бешеным успехом. Девушки теряли голову от его ухаживаний и комплиментов. Своих избранниц он не видел, но друзья рассказывали, что красотой они не блистали. Однако музыканта привлекало в женщинах совсем другое -голос. Если он был чарующим и манящим, Стиви пропадал напрочь.

К 20 годам Уандер в своей биографии уже имел внушительный список любовных побед. И, видимо, вдоволь нагулявшись, решил связать свою личную жизнь с Сайритой Райт - секретаршей, работавшей в Motown. Это был союз не столько любовный, сколько творческий. Сайрита тоже сочиняла стихи и музыку, даже записала несколько композиций вместе с мужем. К тому времени Стиви был уже известным исполнителем. Продюсер сделал ставку на лирику, и в 1970 году Стиви Уандер получил свою первую «Грэмми».

Слушатели были в восторге от хитов музыканта, от каждого из которых слезы наворачивались на глаза. А вот сам Стиви вскоре устал от слезливой романтики. Он повзрослел и стал интересоваться куда более важными вещами - политикой, обществом, вопросами равенства. Личная встреча с
Мартином Лютером Кингом окончательно поменяла его взгляды. Не выдержав, он однажды честно сказал Берри Горди: «Как только я стану совершеннолетним, тут же возьму свою карьеру под контроль. Мне кажется, вы меня плохо знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

13 мая 1971 года, после бурной вечеринки по случаю 21-го дня рождения, на столе у продюсера лежало заявление. Оно гласило, что его подопечный Стиви Уандер не желает продлевать с ним контракт.

Брак Стиви с Сайритой оказался недолгим - жена застала его в супружеской постели с другой женщиной. Уандер не стал отпираться: что поделаешь, если его любви хватало на всех?

Стиви Уандер - песни и альбомы

Теперь, не связанный никакими узами, он мог день и ночь творить. Больше всего его увлекали технические новинки. Тогда как раз начали появляться первые синтезаторы и сложные музыкальные установки. Впервые сев за такую, Стиви отчаялся, полагая, что никогда не сможет освоить столь огромное количество клавиш. Тем не менее на свой страх и риск заказал студию с полным оснащением и решил записать на ней новые композиции. Получилось 30 полноценных песен и около 200 незаконченных. И это всего за год!

Композиции вышли удивительными. Длинные -по 6-8 минут - они были сложными по звучанию и текстам. Уандер пел о том, что его волновало, о мире, своей стране, противостоянии черных и белых. Композиции вызвали живейший отклик.

Продюсерский центр Motown решил не терять талант, им же и взращенный, и Стиви предложили 7-летний контракт и 13 миллионов долларов - беспрецедентный случай! Грех было отказываться.

Альбомы следовали один за другим. Этот музыкальный поток прервался лишь однажды: 6 августа 1973 года на автомобиль Уандера упало бревно с ехавшего рядом грузовика. Музыкант получил тяжелую травму головы и четыре дня провел в коме. Но кто-то сверху решил, что умирать ему еще рано.

Слушатели со временем привыкли, что каждое новое произведение Стиви Уандера становится хитом, и меньшего от него не ждали. А сам он однажды не выдержал - устал от чрезмерного внимания. На несколько лет музыкант ушел в тень, ища вдохновения.

И нашел его - в 1993 году в африканской Гане. Он пробыл там полтора месяца, за которые успел написать 40 новых песен. Но следом -новое затишье.

Стив Уандер сегодня