Омар хайям философия кратко. Омар хайям - биография, информация, личная жизнь

Кто такой Омар Хайям знают многие, ведь творчество этого выдающегося таджикского и персидского поэта, философа-суфия, математика, астронома и астролога изучают даже в школе.

Где родился Омар Хайям?

Омар Хайям Гиясаддин Обу-ль-Фахт ибн Ибрахим появился на свет 18 мая 1048 года в городе Нишапура (северо-восточная часть Ирана) в семье палаточника.

Он был весьма одаренным ребенком и в возрасте 8 лет активно изучал математику, философию, астрономию, знал на память Коран. В 12 лет Омар поступает в медресе на обучение: курсы врачебного дела и мусульманского права закончены на отлично. Но с медициной Омар Хайям связывать свою жизнь не стал, его больше интересовала математика. Поэт вновь поступает в медресе и его возводят в чин наставника.

Он стал крупнейшим ученым своей эпохи и долго на одном месте не засиживался. Прожив в Самарканде 4 года, Омар Хайям переезжает в Бухару и работает в книгохранилище.

В 1074 году сельджукский султан Мелик-шах I приглаил его в Исфахан на должность духовного наставника. Также он руководил крупной обсерваторией при дворе, превратившись в астронома. Омар Хайям возглавлял группу ученых, которая занималась созданием нового календаря. Его официально приняли в 1079 году и назвали «Джалали». Он был более точным, чем григорианский и юлианский календари.

В 1092 году султан скончался, и в жизни Омара начались перемены: поэта обвинили в вольнодумстве и он вынужден был уехать из Исфахана.

Творчество Омара Хайяма

Настоящую мировую славу ему принесла поэзия. Он создавал четверостишия – рубаи. Они являются призывом к свободе личности, познанию земного счастья. Рубаи характеризуются гибкостью ритма, пафосом вольнодумства, глубиной философской мысли, четкостью, емкостью стиля, лаконичностью и образностью. Ему приписывают создание 66 четверостиший.

Кроме стихов, Омар Хайям писал математические трактаты. Самыми известными являются «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы», «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».

Практически всех интересует вопрос, были ли дети у Омара Хайяма? Достоверно известно, что к него не было семьи и детей. Он всю жизнь посвятил литературной и научной деятельности.


Имя: Омар Хайям (Omar Khayyam)

Возраст: 83 года

Место рождения: Нишапур

Место смерти: Нишапур, Иран

Деятельность: персидский философ, математик, астроном и поэт

Семейное положение: не был женат

Омар Хайям - биография

Омар Хайям – известный астроном и математик, но каждому человеку он больше знаком, как философ, чьи мысли полно и глубоко отражают мысли и чувства человека. Но каждый, кто цитирует этого великого человека, желает знать о философе, его точную биографию.

Омар Хайям - детские годы

Об Омаре Хайяме, особенно о его детских годах, известно не так уж и много. Дата рождения персидского философа – 18 мая 1048 года. Местом его рождения стал Нишапур, который находится в одной из провинции Хорасан, что находится в восточной части Ирана. Примечателен этот город был тем, что очень часто в нем проводились ярмарки, куда съезжалось огромнейшее количество народов, причем это были не только жители Ирана, но и иностранцы, которые проживали в соседних странах. Стоит заметить, что в те давние времена, когда родился философ, его родной город Нишапур считался главным культурным центром страны.

Омар Хайям - образование

Свое образование Омар Хайям получил в медресе, которая в то время считалась школой лишь только высшего и среднего типа, поэтому не всех детей в нее зачисляли. Кстати, имя персидского философа дословно переводится как палаточный мастер. И так как совсем не сохранилось фактов об его родителях, то исследователи пришли к выводу о том, что его члены семьи по мужской линии занимались ремеслом. Но, несмотря на это деньги на образование сына имелись.

Тот медрес, где учился юный философ, относился к учебным заведениям для аристократов. Считалось, что такие заведения готовят чиновников для государственной службы самого высшего чина. Когда обучение в медресе было окончено, то родители отправили сына сначала в Самарканде, где он Омар Хайям продолжил свое обучение, а затем в Балхе. Это образование развило ребенка и дало ему огромнейшие знания. Он смог познать тайны таких наук, как математика, астрономия и физика.

Сам молодой человек не только старательно учился, получая те знания, которые ему преподавались в учебных заведениях, но и некоторые предметы он изучал самостоятельно: теософию, историю, философию, филологию и другие. Все их должен был знать образованный человек того времени. Особое внимание он уделял правилам стихосложения и арабскому языку. В идеале он изучил и музыкальное искусство. Изучал Омар Хайям и врачебное дело. Коран он не только знал наизусть, но легко мог объяснить его любую часть.

Научная деятельность Омара Хайяма

Еще не закончив учебу, Омар Хайям прослыл умнейшим человеком в своей стране, и многие видные люди стали обращаться к нему за советом. Это было новое для него самого время, которое открыло новую страницу в его биографии. Идеи молодого философа были новы и необычны. Первые свои открытия Омар Хайям сделал в математической области. Тогда ему было 25 лет. Когда его труд выходит из печати, то слава о нем, как о великом ученом, проходит по всей земле. Находятся для него и всесильные покровители, так как в то время правители стремились иметь ученые и образованные умы в своей свите. Омар служил при дворе, углубляясь в свою научную деятельность.

Сначала Омар был удостоен великой чести занимать почетное место рядом с принцем, но потом правители менялись, а почет к нему оставался. Существует легенда о том, что ему предлагали управлять родным городом и теми территориями, которые располагаются рядом. Но он вынужден был отказаться, так как не умеет управлять людьми. За его честность и деятельность ему было назначено большое жалование, которое бы позволило ему и дальше заниматься наукой.

Вскоре Омару Хайяму было предложено управлять обсерваторией, которая находилась при дворце. Для ее создания были приглашены самые лучшие астрономы страны, и выделял огромные деньги, чтобы ученые могли приобретать оборудование. Они создали календарь, который чем-то похож на современный. Занимался Омар и астрологией, и математикой. Именно ему принадлежит современная классификация уравнений.

Были интересны ученому и занятия философией. Сначала он переводил те философские труды, которые уже были созданы. А затем, в 1080 году, он создает свой первый трактат. Хайям не отрицал наличие бога, но говорил, что любой порядок вещей подчиняется природным законом. Но такие выводы Омар не мог сказать открыто в своих трудах, так как это противоречило мусульманской религии. Но вот в поэзии он мог высказываться более смело. Стихосложением он занимался всю свою жизнь.

Омар Хайям - последние дни, смерть

После смерти султана положение Хайяма при дворце ухудшилось. Но полностью доверие было подорвано после того, как высказался о том, что наследник султана сможет поправиться от оспы, которой он заболел. Биография великого ученого и философа с этого момента резко меняется. Вскоре была закрыты, и обсерватория, а ученый остаток своих дней провел в своем родном городе. Он никогда не был женат, поэтому и наследников не было. Учеников тоже с каждым годом становилось все меньше. Однажды он целый день ничего не ел и не пил, изучая очередной философский труд. Затем он позвал людей, чтобы сделать завещание и уже к вечеру умер.

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший – мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи - одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи - четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям - непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Омар Хайям – гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

Омар Хайям родился в 1048 году в Иране, был выдающимся ученым и поэтом. Его способности проявились ещё в самом раннем возрасте, когда он с легкостью освоил математику и астрономию. Он также проявлял особый интерес к религии и знал наизусть весь Коран, что не свойственно обычному ребенку восьми лет.

Когда ему исполнилось 12 лет, он начал обучаться в местной школе математики и права, которую успешно закончил, отлично сдав все экзамены. Также он обучался и врачеванию, но, когда мог с легкостью стать успешным врачом, не рискнул связывать жизнь с медициной. Его душа лежала к точным наукам, а именно математике.

Когда его родители умерли, совсем молодой Омар Хайям отправился в Самарканд, где поступил в медресе и являлся учеников. Но его талант и знания были оценены по достоинству и спустя всего несколько месяцев Хайям становиться наставником.

Но в Самарканде он задерживаться не стал и уехал в Бухару, где работал в большом книгохранилище. Здесь он начинает писать свои первые работы, посвященные математике. Вскоре он был приглашен в покои повелителя Мелик-шаха и стал его духовным наставником. При дворе была открыта небольшая обсерватория, где Омар Хайям продемонстрировал свои знания по астрономии.

Он был знаменит на территории всего Ирана и ближнего зарубежья. Славился он не только научной деятельностью, но и поэзией. Он писал рубаи, в которых призывал быть свободными и чистыми. Его работы наполнены и лирикой, и философией, а слог был крайне прост, но в то же время имел глубокий смысл. Его поэзия не была похожа на работы его современников. Герои всегда были независимыми и отчуждали все плохое и не достоверное.

Несколько лет он проработал во дворе повелителя, но в 1122 году Омар Хайям умер, оставив миру множество научных и литературных трудов.

Биография Хайяма Омара о главном

Омар Хайям – известный персидский математик, поэт и философ. Внес значительный вклад в алгебру, создал один из самых точных календарей. Его поэзия обладает большой культурной ценностью и до сих пор не теряет своей актуальности.

Ранние годы

Родился мыслитель в 1048 году. О детстве и юности Омара практически нет достоверной информации. Известно только то, что он рос в городе Нишапур и получил блестящее образование, из чего следует, что его родители были достаточно состоятельными людьми. Учился будущий светила науки в элитном учебном заведении для аристократов и готовился стать крупным чиновником. После получения образования в Нишапуре Омар продолжил получать знания в Балхе и Самарканде.

Полученные знания

Хайям обладал разносторонними знаниями: его интересовали точные науки, он очень преуспел в изучении геометрии, математики, физики, астрономии; но также Омар постигал историю, философию, филологию, литературу, медицину, основы стихосложения. В то время культурный и образованный человек должен был обладать знаниями в очень многих аспектах. Хайям помнил наизусть Коран, однако зачастую его идеи расходились с принципами ислама.

Обретение славы, служба при дворе

Большую часть жизни Омар посвятил изучению математики. После 25 лет он издал научный труд по алгебре и стал уважаемым ученым, что стало причиной повышенного внимания многих правителей-меценатов к его персоне.

Вскоре бухорский принц Хакан Шамс ал-Мулка пригласил Хайяма к себе на службу. Говорили, что принц очень уважал математика, обращался с ним на равных, прислушивался к его мнению и даже сажал его на трон подле себя.

Но вскоре власть захватили сельджуки. В 1047 году Омар был приглашен в столицу молодой империи, Исфахан. Он служил при дворе Малик-шаха, где так же пользовался всеобщим уважением. Султан предлагал ему править Нашапуром, однако мудрец отказался, так как не считал себя способным управленцем. Тогда ему было назначено более чем щедрое жалование для плодотворных занятий наукой.

Вскоре Хайям стал управлять обсерваторией при дворце султана. В его распоряжении было самое совершенное на тот момент оборудование, Малик-шах вкладывал в обсерваторию огромные деньги. Задачей Омара стала разработка совершенного календаря, и мудрец прекрасно с ней справился. Созданный им календарь точнее григорианского на 7 секунд.

Завершение придворной карьеры

В 1092 году, после смерти султана положение Хайяма пошатнулось. Он утратил свое влияние, вдова Малик-шаха не доверяла мудрецу. Омар продолжал работу в обсерватории бесплатно, но в 1097 году был вынужден покинуть дворец и вернуться в родной Нишапур.

Последние годы жизни

После завершения карьеры Хайям поселился в уединенном домике в небольшой деревне под Нишапуром. У него не было семьи; его преследовали за философские взгляды, считали отступником от веры. Знаменитому когда-то ученому было невероятно одиноко, последние свои годы он провел в тоске и лишениях. Скончался Омар, скорее всего, в 1123 году, хотя точный год смерти неизвестен.

Философские идеи Хайяма

Мудрец признавал существование бога и верил в него, однако считал законы природы отдельно существующими явлениями, а не плодом работы божественных сил. Его убеждения расходились с идеями ислама, из-за чего Омар подвергался гонениям со стороны религиозных активистов. В поэзии его антиисламские настроения проявлялись наиболее дерзко.

Омар Хайям – человек, опередивший свое время и пострадавший за это. Сейчас его поэзия пользуется популярностью среди ценителей мудрости Востока и просто интересующихся искусством. Этот человек сумел оставить после себя научное и культурное наследие, восхищающее даже современных людей.

Биография Омара Хайяма о главном

Омара Хайяма (1048-1123) - воистину незаурядный и многосторонний человек, которого все знают как гениального поэта, философа, математика, астронома, теолога и врача. На его счету множество, дошедших до наших дней, достижений и открытий, таких как: новый, усовершенствованный календарь; увековеченные в труде «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы» геометрические построения кубического, квадратного и линейного уравнений. Литературное наследие поэта составляют около 400 рубай в жанрах хамрийят и зухдийят, в каждой из которых сокрыта жизненная мудрость. Число четверостиший не может быть точно зафиксировано, так как именем Омара Хайяма подписывались все, кто боялся наказания за богохульство и свободомыслие, в то время, когда сам учёный был очень уважаемой и неприкосновенной персоной. За знание наизусть Корана и глубокие познания теологии, Омара Хайяма звали «Плечом Веры».

Мнения исследователей на счет даты рождения в большинстве сходятся на 18 мая 1048 года. Омар Хайям был рождён в городе Нишапур (Иран) в семье ремесленника. Первые годы его жизни выпали в нелёгкое время: начались завоевания Тогрул-Бека, от эпидемии погибли мать и отец. Распрощавшись с прошлой жизнью, одарённый юноша полностью посвятил себя наукам: с 12 лет числился учеником Нишапурского медресе, продолжил обучение в Балхе, а затем и в Самарканде. Окончив курсы, он получил специальность врача (хакима), изучал труды великих умов. Феноменальное трудолюбие и навыки Хайяма не остались незамеченными: его назначили преподавателем в местном университете.

Первые плоды научной деятельности Омара Хайяма появлялись с 1068г. в Бухоре под началом принца Хакана Шамс ал-Мулка. Достоверные источники утверждают, что учёный состоял в свите принца и часто давал ему советы.

В 1074г. Омара Хайяма позвали в столицу Исфахана, ко двору султана Малик-шаха после победы последнего в сельджуксом противостоянии. Бытует легенда, что к султану его пригласил визирь Низам аль-Мулк, старый друг детства. Учёному поручили управление султанской обсерваторией, оборудованной по последнему слову техники тех времён, и составление модифицированного иранского календаря.

С момента начала служения Малик-шаху начинается золотой этап творчества Хайяма, длиною в 20 лет. Он углубляется в науку, составляет «Маликшахские астрономические таблицы» со списком звёзд, в 1077г. пишет трёхтомный трактат «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида».

В 1080 году появляется первый сборник Омара Хайяма, посвящённый философии - "Трактат о бытии и долженствовании". В нём автор поясняет суть своих антиисламских настроений. В 1092 году умирает султан Мелик-шах, после чего Омар Хайям подвергается гонениям из-за богохульства и чрезмерного вольнодумства в его творчестве. Достаточно долгий период времени остроумные стихотворения, рубаи, были забыты, и лишь в XIX веке, благодаря переводам Эдварда Фицжеральда, Европа о них узнала.

История последних лет жизни Омара Хайяма покрыта туманом. Известно, что он продолжил преподавание в Нишапурском медресе, продолжал исследования, из-под его пера выходит трактат "Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них". Однако жизнь Хайяма стала претяжёлой: образ гениального учёного был окончательно смешан с образом инакомыслящего святотатца.

Не стала философа 4 декабря 1122 года. Если полагаться на рассказы младшего брата философа, его последними словами были: "О боже, я познал тебя по мере моей возможности. Прости меня, моё знание тебя - это мой путь к тебе".

По сегодня не прекращаются обсуждения огромного культурного наследия Омара Хайяма. Выдвигаются теории по поводу его внешности, так как нет никаких исторических источников, где бы она была описана. Существует предположение о том, что Хайям поэт и учёный – две разные личности.

Биография деятеля положена в основу ряда фильмов: «Омар Хайям» (1924, 1957, 1973), «Омар Аль-Хайям» (2002), «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме» (2005).

Интересные факты и даты из жизни

Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури родился 18 мая 1048 года в Иране (Нишапур), умер 4 декабря 1122 года. Занимался поэзией, математикой, астрономией и философией.

В литературе добился признания своими четверостишиями ("рубаи"), в алгебре построил классификацию кубических уравнений, плюс создал более точный, чем европейский, календарь.

Родился Омар в семье палаточника. Его детство было тяжелым, ведь оно пришлось на период сельджукского завоевания Центральной Азии.

Омар был способный и умный, он все схватывал на лету. В 8 лет уже знал Коран (священная книга мусульман) по памяти, глубоко занимался астрономией, математикой и философией. В 12 лет стал учеником Нишапурского медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии). Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

Слово "Хайям" буквально означает "палаточный мастер", от слова "хайма" - палатка, от этого же слова происходит старорусское "хамовник", т.е. текстильщик. Ибн Ибрахим - значит сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.

В 1074г., вскоре после того, как после длительного противостояния сельджукам Шамс ал-Мулук признал себя вассалом султана Малик-шаха, Хайям был приглашен в столицу огромного Сельджукского государства Исфахан ко двору Малик-шаха для руководства реформой иранского солнечного календаря. Приглашение было, по-видимому, сделано сельджукским визирем Низам ал- Мулком. Тем самым другом юности Хайяма, если все-таки верить легенде, вопреки упоминавшемуся выше расхождению в возрасте Хайяма и знаменитого визиря. 1074 год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам.

Омар Хайям был приглашен султаном Малик-шахом - по настоянию Низам ал-Мулка - для строительства и управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя при дворе "лучших астрономов века", как об этом говорят источники, и, выделив крупные денежные средства для приобретения самого совершенного оборудования, султан поставил перед Омаром Хайямом задачу - разработать новый календарь.

Хайям известен благодаря своим четверостишиям - мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фицджеральда.

Не спрашивают мяч согласия с броском.

По полю носится, гонимый Игроком.

Лишь Тот, Кто некогда тебя сюда забросил, -

Тому все ведомо, Тот знает обо всем.

Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури родился и 1048 году в Нишапуре. учился в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того времени, в том числе в Балхе и Самарканде.

По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали биографии. Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал трактат «О доказательствах задач алгебры и ал мукабалы» А до этого были написаны два математических трактата. В 1071 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 г. завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», в 1079 г. вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

В середине 90 х годов XI в., после закрытия обсерватории, вызванного сменой правителей, Хайям совершил паломничество в Мекку. Об этом сообщает один из его недружелюбных биографов Ибн Ал Кифти следующими словами: что он совершил паломничество «… придержав поводья своего языка и пера, из страха, а не из благочестия».

Около 1097 г. Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно в это время он написал свой философский трактат на языке фарси –«О всеобщности бытия».

Последние 10 15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочинении книг и преподавании…»

По-видимому, последние годы жизни Хайяма про ходили тяжело. Он пишет:

Трясу надежды ветвь, но где желанный плод?

Как смертный нить судьбы в кромешной тьме найдет?

Тесна мне бытия печальная темница, –

О, если б дверь найти, что к вечности ведет.

Он дружил в эти годы только с книгой. Как сообщает Бейхаки, в последние часы своей жизни Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.

Таким образом, его биография мало отличается от типичной биографии ученого, стремительно поднятого на вершину служебной лестницы при одних правителях, интересы которых совпадают с его научными познаниями, и терпящего тяготы, опалу, когда на смену приходят другие правители.

Биографы, достаточно близкие к нему по времени, говорят в основном о его учености и научных трактатах.

Только Ибн Ал Кифти пишет о стихах, «жалящих как змея».

В трудах советских исследователей на богатом фактическом материале неопровержимо доказаны исторические заслуги Омара Хайяма как ученого, который сделал ряд важнейших открытий в области астрономии, математики, физики и других наук. Например, математические исследования Хайяма и теперь имеют определенную ценность и переведены на разные языки.

Открытия Омара Хайяма впоследствии были подробно разработаны азербайджанским математиком Насреддином Туей и в его трудах дошли до европейских ученых.

Творчество Хайяма – это одно из удивительных явлений в истории культуры народов Средней Азии и Ирана, и, пожалуй, всего человечества.

Если его труды принесли огромную пользу в развитии наук, то замечательные четверостишия до сих пор покоряют читателей своей предельной емкостью, лаконичностью, простотой изобразительных средств, гибким ритмом.

О поэзии Омара Хайяма исследователи судят по-разному. Некоторые считают, что поэтическое творчество было для него просто забавой, которой он предавался в свободное от основных научных занятий время. И все же рубаи Хайяма, не зная ни временных, ни национальных границ, пережили века и династии, дошли до наших дней.

Маленькая книжечка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье, ограждает от религиозного дурмана, срывает маску благочестия со святош ханжей.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих строках очень высоко ценит человека:

Цель творца и вершина творения – мы.

Мудрость, разум, источник прозрения – мы.

Этот круг мироздания перстню подобен. –

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы

Не сближает ли это Хайяма с деятелями эпохи Возрождения? Великие гуманисты, деятели Ренессанса считали, что «человек – мера всех вещей», он – «венец вселенной», и боролись за возвращение человеку утраченного достоинства.

Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Он видел, что величайшее зло для человека – это религиозное заблуждение, что все религии сковывают человеческий дух, силу его разума. Хайям понимал, что только освободившись от этого, человек сможет жить свободно, счастливо.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем.

Ученый, который в области математики, астрономии и физики сумел уйти намного вперед своего времени, отставал в понимании законов развития человеческого общества. В результате этого поэт, встретивший в жизни много трудностей, о которые одна за другой разбивались его благородные мечты, переживший немало трагических моментов, в ряде своих рубаи уступает место фатализму, говорит о непредотвратимости судьбы, порой впадает в пессимизм.

Что миру до тебя? Ты перед ним – ничто:

Существование твое лишь дым, ничто.

Две бездны с двух сторон небытия зияют

И между ними ты, подобно им – ничто.

Скептическое отношение к жизни на земле, отрицание этой жизни, отшельничество было широко распространено на средневековом Востоке.

Этот мир считался временным, преходящим… Сотни, тысячи богословов и философов проповедовали, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти.

Однако даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства.

Творчество Хайяма – еще одно доказательство того, что в средние века, в период инквизиции, всеобщего гнета темных религиозных сил, духовное развитие человеческого общества не останавливалось и не могло остановиться.

Научное и литературное наследие Омара Хайяма служило и служит Человеку, являясь яркой страницей в культуре народов мира.