Кто сейчас президент оао ржд. Президентом ржд назначен олег белозеров, биография

Миланский собор представляет истинную гордость всех итальянцев, но его красота заключается не столько в масштабности размаха, сколько в мельчайших деталях. Именно эти нюансы являются настоящим украшением здания, выполненного в готическом стиле. Стоит только взглянуть на многочисленные лики, библейские мотивы, скульптурные композиции, начинаешь понимать глубину проработки каждой линии, а также причины столь длительного строительства и декорирования.

Другие названия Миланского собора

Базилика является популярнейшей достопримечательностью города, поэтому текущее название больше фигурирует в ходе экскурсионных программ. Фактически это символ Милана, поэтому его и прозвали Duomo di Milano. Жители Италии предпочитают называть свое святилище Дуомо, что переводится как «кафедральный собор».

У церкви есть еще и официальное название в честь Девы Марии, покровительницы города. Оно звучит Санта-Мария Нашенте. На крыше собора установлена статуя святой Мадонны, которую видно с разных точек Милана.

Общая характеристика базилики

Архитектурный памятник находится в центральной части Милана. Площадь перед Миланским собором называют Соборной, отсюда открывается потрясающий вид на сооружение с множеством шпилей. Несмотря на сочетание стилей, подавляющим является готика, при этом весь собор сделан из белого мрамора, что почти не встречается в других подобных строениях Европы.

Массивная церковь строилась более 570 лет, зато теперь в ней может вместиться около 40 000 человек. Длина собора составляет 158 м, а ширина – 92 м. Самый высокий шпиль устремляется в небо на расстояние 106 м. И, хотя размеры фасадов впечатляют, гораздо интереснее, сколько скульптур было создано для их украшения. Количество статуй – около 3400 единиц, а лепного декора и того больше.

Исторические вехи Дуомо

История подарила немного средневековых храмов, ведь большая их часть была разрушена за последующие столетия. Миланский собор – один из представителей того века, хотя по архитектуре это трудно сказать. Базилика считается настоящим долгостроем, так как основу под нее начали закладывать еще в 1386 г.

До начального этапа строительства на месте будущей базилики стояли другие святилища, сменяющие друг друга по мере завоевания территории разными народами. Среди предшественников известны:

  • храм кельтов;
  • римский храм богини Минервы;
  • церковь Санта-Такла;
  • церковь Санта-Мария-Маджоре.


В годы правления герцога Джана Галеаццо Висконти решено было создать новое творение в готическом стиле, так как ничего подобного в этой части Европы еще не существовало. Первым архитектором стал Симоне де Орсениго, но он с трудом справлялся с возложенной на него задачей. Несколько раз создатели проекта менялись один за другим: назначались то немцы, то французы, то вновь возвращались к итальянцам. К 1417 г. уже был готов главный алтарь, который освятили еще до того, как была возведена полная конструкция храма.

В 1470 г. значимый пост по возведению собора достался Джунифорте Сопари. Чтобы привнести в строение уникальности, архитектор нередко обращался за советами к Донато Браманте и Леонардо да Винчи. В результате было решено разбавить строгую готику элементами Ренессанса, входящими в моду в то время. Только через сто лет, в 1572 г., состоялось открытие Миланского собора, хотя он все еще не был полностью украшен. Из описаний исторических событий известно, что в 1769 установили самый высокий шпиль, а также появилась позолоченная статуя Мадонны высотой в 4 м.

При правлении Наполеона архитекторами были назначены Карло Амати и Жузеппе Занойя, работавшие над оформлением фасада, выходящего на Соборную площадь. Новые мастера следовали общей идее основного проекта, в результате чего появилось более ста мраморных шпилей. Эти «иголки» напоминали собой диковинный лес из камня, что очень родственно пламенеющей готике. Их труды стали завершающим этапом по созданию кафедрального собора. Правда, часть украшений привносилась и позднее.

Многим интересно, сколько лет заняло строительство Миланского собора с учетом всех декораторских работ, ведь изобилие деталей подтверждает трудоемкость процесса. Общее число лет составило 579. Мало какие сооружения могут похвастаться столь серьезным и длительным подходом к созданию уникального произведения искусства.

Архитектура знаменитого собора

Дуомо способен удивить каждого туриста своим необычным исполнением. Можно часами разглядывать его фасады с тысячами скульптур и целыми композициями из Библии, которые настолько искусно сделаны, что каждый герой будто пропитан жизнью. Очень тяжело изучить все украшения собора, так как многие из них высоко расположены, зато картинки помогут получше рассмотреть внешнее оформление. На одной из стен выделено место под имена архиепископов города, список которых ведется уже очень давно. Тем не менее, еще остались места для нанесения новых записей для будущих представителей церкви.

Немало сюрпризов скрыто внутри Миланского собора. Во-первых, здесь есть необычная достопримечательность – гвоздь, которым был распят Иисус. При проведении службы в честь Воздвижения Честного Креста Господня над алтарем спускается облако с гвоздем для придания мероприятию большего символизма.

Во-вторых, в храме в качестве купели используется египетская ванна, датированная 4 веком. Также огромную значимость имеют статуя Святого Варфоломея и мавзолей Джан-Джакомо Медичи.

В-третьих, внутреннее убранство настолько богато и изысканно, что не обратить на него внимание просто невозможно. Огромные колонны уходят далеко ввысь, всюду роспись и лепнина. Главная красота заключается в окнах, где находятся витражи, созданные в 15 веке. Фотографии не способны передать игры цвета так, как это видно при личном присутствии внутри храма.

Конструкция собора такова, что можно прогуляться по крыше и полюбоваться на исторический центр. Кто-то разглядывает оформление статуями, кто-то любуется на городские пейзажи, а кто-то делает различные фото в окружении филигранных шпилей из мрамора.

В Милане существует особый декрет, запрещающий зданиям загораживать статую Мадонны. При строительстве небоскреба Пирелли пришлось пренебречь условием, но, чтобы обойти закон, решено было установить на крыше современного здания идентичную статую покровительницы города.

На полу в храме выложена мраморная плитка с изображениями знаков Зодиака. Считается, что солнечный луч попадает на ту картинку, покровитель которой в определенный период года является господствующим. Исходя из полученных сообщений, сегодня наблюдается некоторое расхождение с реальными числами, что связывают с проседанием основания.

Вход в Миланский собор платный, при этом билет с подъемом на лифте стоит почти в два раза дороже. Правда, отказаться от зрелища с крыши невозможно, ведь оттуда открывается настоящая жизнь Милана с суетящимися итальянцами и гостями города. Не стоит забывать, что это не просто достопримечательность, а, прежде всего, религиозное место, где женщины должны быть с закрытыми плечами и коленями, футболки с вырезом тоже запрещены.

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом с Галереей Виктора Эммануила II . Наивысшая точка собора - золотистая статуя Мадонны, устремленная в небеса на самом высоком из шпилей собора, хорошо заметна из многих районов города.

Это тщательно спроектированное строение - не только важнейшая достопримечательность Милана, но и одно из известнейших зданий в Европе. Миланский собор занимает второе место по величине среди всех католических соборов в мире.

Из истории

Строительство кафедрального собора началось в 1386 году, хотя решение по поводу возведения здания было принято задолго до этого. На месте Миланского собора в течение нескольких веков стояли две базилики. Однако в 1075 году обе они были полностью уничтожены внезапным пожаром.

Работа над собором продолжалась столетиями. Главный шпиль, венчает который статуя Мадонны, был возглавлен в 1762 году. Именно Мадонне, кстати, и посвящено все сооружение.

Больший объем работ был завершен в 1880 году.

В 2009 году завершена капитальная реконструкция собора, и ослепительный фасад по сей день радует местных жителей и туристов.

Достопримечательности Собора Дуомо

На что следует в первую очередь обратить внимание туристам?

  • На гвоздь, что находится непосредственно над алтарем. Говорят, что его привезли с распятия Христа.
  • Необходимо как следует рассмотреть покровительницу Милана - Мадонну.
  • Не забудьте и про крышу собора - обзор, открывающийся с нее, не сравнится ни с одним в Милане. Пройти на вершину можно с помощью специальной лестницы либо воспользовавшись лифтом.
  • Следующая достопримечательность, которая способна завладеть Вашим вниманием - это мавзолей Джан Джакомо Медичи.
  • И, конечно, не стоит забывать и о статуе мученика Святого Варфоломея, подвергшегося ужасным испытаниям - с него живьем содрали кожу.

Следуя традициям готического стиля, Миланский кафедральный собор декорирован бескрайним количеством различных скульптур. В основном это крайне примечательные экземпляры. К примеру, женские фигуры, расположенные в центре фасада, принято считать прообразом статуи Свободы в Нью-Йорке.

Полезная информация

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Milano MI, Италия

Часы открытия

Кафедральный собор — ежедневно с 08:00 до 19:00.

Крипта св. Чарльза:

  • понедельник - пятница: с 11:00 до 17:30;
  • суббота: с 11:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 13:30 до 15:30.

Музей собора — ежедневно с 10:00 до 18:00 (выходной день - среда).

Терраса (смотровая площадка) — ежедневно с 9:00 до 19:00.

Баптистерий св. Стефано — ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость входного билета:

  • «DUOMO PASS» на лифте — € 16,50 (дети до 12 лет - € 8,50);
  • «DUOMO PASS» по лестнице — € 12,50 (дети до 12 лет - € 6,50);
  • «Терраса на лифте» — € 13,50 (дети до 12 лет - € 7,50);
  • «Терраса по лестнице» — € 9,50 (дети до 12 лет - € 5,00);
  • «Собор + Музей» — € 3,50 (дети до 12 лет - € 2,50);
  • «Собор + Музей + Баптистерий» — € 7,50 (дети до 12 лет - € 3,50).

Собор Дуомо на карте Милана

Готический Миланский кафедральный собор (Дуомо) является грандиозным творением рук человеческих и одной из достопримечательностей Италии, что называется, «must see» - то есть обязательной к просмотру. Побывать в Милане и не увидеть кафедральный собор… Это практически невозможно!

В самом деле, ведь он находится на главной площади города Дуомо ди Милано, рядом..." />

Главный кафедральный собор Милана – Дуомо (или Миланский собор, или Собор Рождества Девы Марии) - один из символов города и одна из его главных достопримечательностей (наряду с «Тайной вечерей» великого Леонардо да Винчи).

Стиль: поздняя готика (или, как её ещё называют, «пламенеющая готика», из-за приверженности архитекторов к вычурным формам декоративных элементов, зачастую напоминающим языки пламени). Для Италии этот стиль был абсолютно не характерен, поэтому Дуомо ещё и поэтому выделяется среди всех итальянских соборов.

Миланский собор – крупнейший по величине среди других готических храмов Европы, способный вместить до 40 тысяч человек. Его строительство продолжалось на протяжении 6 столетий – с конца XIV (1386 г.) по XX век (официально закончен в 1965 (!) году). Над его созданием на протяжении этого времени кропотливо работали десятки итальянских архитекторов, которые продолжили дело, начатое «приглашенными специалистами» из Франции и Германии: в Италии в Средние века в таком готическом стиле почти не строили.

Почему обязательно стоит увидеть Миланский собор изнутри? (вход в него платный, поскольку часть гигантского сооружения отведена под музейные коллекции)

Кафедральный собор Милана состоит из следующих частей:

Сам собор, где проводятся богослужения, открытый для верующих и католических паломников в определенное время с зарезервированными для них местами. Здесь расположена главная святыня – статуя Мадонны, которой посвящен храм, и крипта с мощами святого Карло Борромео, архиепископа Милана, канонизированного в 1610 году, перечисление чьих регалий и заслуг перед церковью и городом займет не одну страницу;

К так называемой музейной части относятся:

- террасы на крыше собора, откуда открываются захватывающие виды на центр Милана, огромную Площадь Дуомо перед ним, Галерею Виктора Эммануила II, Королевский дворец, башню-небокреб Пирелли и многие другие достопримечательности города;

- археологическая зона , где хранятся католические реликвии и разнообразные артефакты.

Вход в каждую часть Миланского собора платный: можно выбрать и оплатить билеты только туда, куда вам нужно. Из всего перечисленного рекомендуем не пренебрегать террасами на крыше Дуомо: во-первых, чтобы рассмотреть вблизи диковинные фигуры и детали готической архитектуры, во-вторых, всё-таки, Миланский собор – это символ и одна из лучших точек обзора исторического центра. Здесь можно хорошо прочувствовать и понять строгий, своеобразный и величественный стиль этого города Северной Италии.

Цена билетов (2019 год)

Вход в Дуомо и доступ к крипте святого Карло Борромео, а также вход в церковь Сан-Готтардо-ин-Корте (расположена неподалеку от Дуомо, на территории Королевского дворца) – 3 евро/взрослый билет, дети до 6 лет бесплатно, с 6 до 12 лет – 2 евро;

Террасы Дуомо – 9 евро/взрослый (подъем на крышу пешком), 13 евро – подъем на крышу на лифте. Здесь стоит отметить, что экономия 4 евро, если только вы не спортсмен, не оправданна – подъем пешком на такую высоту довольно утомителен.

Археологическая зона – 7 евро/взрослый, 3 евро дети с 6 до 12 лет.

(удобный русскоязычный интерфейс сайта-партнера, билеты-подтверждение приходят на вашу электронную почту)

Очереди в Дуомо. Особенно неприятно стоять в них летом, когда Милан похож на раскаленную сковородку, асфальт, кажется, плавится под ногами, а температура воздуха подбирается к +40 в тени

Адрес и как добраться

Ближайшие к Дуомо станции метро: Duomo красной линии M1 и желтой линии M3.

Также рядом с Площадью Дуомо останавливаются следующие городские трамваи: №15 (остановка Piazza Fontana); №2 и №14 (Via Torino); №16, 24 и 27 (Via Mazzini).

Лучше всего идти в Дуомо утром, к 9.00-10.00 утра: все части работают по своему расписанию, которое, впрочем, может меняться в зависимости от разных религиозных и общественных мероприятий и праздников. Ведь не стоит забывать, что Дуомо прежде всего – кафедральный собор Милана, где проводятся богослужения, и только после этого – туристический объект. Вечером существует шанс куда-то не попасть.

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Миланский кафедральный собор - беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную композицию, известны каждому профессиональному путешественнику.

Собор, посвящённый Рождеству Девы Марии, или Дуомо, как называют его сами итальянцы, - настоящий символ Милана, по величине и вместимости он уступает всего двум европейским готическим храмам: севильскому кафедральному и ватиканскому (Святого Петра).

Своеобразным рекордсменом является он и по срокам строительства. Начатые в 1386 году работы окончательно завершились лишь в XХ веке (1965-й). Промежуточный этап, когда Наполеон утвердил проект фасадной части, приказал закончить оформление и открыть двери для прихожан, приходится на начало XIX века.

Таким образом, в судьбе храма приняли участи сразу несколько исторических личностей: Джан Галеаццо Висконти, во время правления которого произошла закладка первых блоков; Карло Амати - архитектор, разработавший дизайн внешней отделки собора; французский император Наполеон I Бонапарт и другие.

История возведения, XII-XV вв.

Во второй половине XII века власти города Милана решили всерьёз взяться за обустройство города, чтобы избавить его от следов сражений за территории, разворачивавшихся здесь не один век и оставивших после себя огромное количество разрушений. Едва ли не первым пунктом плана предписывалось очистить Соборную площадь от руин старинной зимней базилики и заложить на её месте основание для нового здания - большого, прочного и красивого.

Первый камень собора Рождества Девы Марии был установлен по распоряжению Антонио де Салуззи, миланского архиепископа, в 1386 году. Тогда же был утверждён и план строительства, но из-за грандиозности замысла его первичная реализация затянулась почти на три века и потребовала ряда кардинальных изменений. В конечном итоге, согласно обновлённому проекту, площадь постройки была увеличена, что потребовало сноса и второй - летней - базилики на площади.

Руководителем работ по воплощению проекта в жизнь был назначен зодчий Симоне де Орсениго. В качестве исполнителей под его началом трудились лучшие мастера Ломбардии. Для того чтобы хоть немного удешевить смету, при возведении каркаса использовались не новые материалы, а оставшиеся после сноса других построек, но обязательно в хорошем состоянии. На внешней же отделке было решено не экономить: архиепископ лично выбрал мраморную породу молочно-розового цвета и подписал все бумаги о её доставке из карьера в Пьемонте.

Процесс возведения собора - из-за масштабности задумки, её сложной и многовековой реализации - постепенно превратился для жителей Милана в некое общее дело, задачу, объединяющую и церковь, и государство, и простой народ. В XV веке глава города Джан Галеаццо Висконти, заметив эту положительную для укрепления итальянской монархии тенденцию, взял работы под личный контроль.

Параллельно в отношении глобальной стройки были введены и специфические послабления со стороны государства. В частности, материалы, предназначенные к доставке на площадку, снабжались маркировкой AUF («для целей строительства») и не облагались налогами.

Смешение архитектурных стилей и математика

Несмотря на то что собор Рождества Девы Марии выглядит гармонично и целостно, в его конструктивном исполнении и оформлении смешалось множество дизайнерских приёмов. Поскольку строительством в разное время руководили разные зодчие, каждый из них привнёс в образ Дуомо что-то своё, и изначально задуманное как здание с тремя нефами, в итоге оно стало пятинефным и получило декоративные элементы из разных течений готического стиля.

Чтобы монументальное строение было не только красивым, но и устойчивым и крепким, архитекторам помогали математики и инженеры. Так, Габриэле Сторналоко подсчитал оптимальную высоту для нефа по центру (не более 45 метров) и вывел идеальное расположение боковых нефов - плавно спускающееся книзу. А Жан Миньо разработал особую систему доставки тяжёлых стройматериалов на высоту.

Благодаря помощи государства и покровительству Джана Галеаццо Висконти к середине XV века Дуомо был завершён практически наполовину, в том числе в нём установили и освятили главный алтарь. Но из-за начавшихся проблем с финансированием и обострения политической обстановки в Италии последующие работы оказались замороженными на 40 лет.

История возведения, XVI-XVII вв.

XVI век в истории собора ознаменован завершением строительства его купольной части. Шпиль в виде стрелы (зодчий - Джульетто дель Амадео) снаружи и четыре ряда скульптурных фигур, изображающих святых и мучеников католической веры, сформировали поистине грандиозный, но гармоничный ансамбль в стиле ренессанса.

Наступивший вскоре период испанского господства (середина XVI века) затронул и «миланский долгострой». Так, новое правительство посчитало, что для открытия Дуомо не обязательно дожидаться окончания всех работ и главное - завершить основные этапы внутренней отделки.

Выделенных властями денег хватило на оборудование ряда алтарных пилястр, установку центрального органа, изваяния святого Варфоломея и огромного подсвечника. На этом финансирование завершилось, и двери храма для простых прихожан так и остались закрытыми. Совершать религиозные обряды в его стенах разрешалось, но лишь по особым поводам.

В конце XVI века архиепископом Милана был избран Карл Борромео, который решил вернуть судьбу собора Рождества Девы Марии в руки итальянцев и поставил во главе строительства Пеллегрино Пеллегрини. По замыслу кардинала, внешний и внутренний облик здания должны были претерпеть ряд изменений, освободиться от влияния зарубежных стилей архитектуры и несколько смягчиться, приобретя черты ренессанса.

В 1577 году после ряда интерьерных преобразований, несмотря на то что общий строительный прогресс был по-прежнему далёк от завершения, Карл Борромео провёл церемонию освящения кафедрального собора. Вплоть до XVII столетия «ренессансный настрой», заложенный архиепископом, продолжал воплощаться в отделке Дуомо. Так продолжалось до смены главного зодчего, который в итоге вернул храму исторический - готический - облик.

Внешний облик миланского собора

Пресвятая Дева Мария - покровительница города, и именно поэтому главный собор назван в её честь. Центральная фигура святой размещена на вершине 102-метрового шпиля и прибавляет всей конструкции дополнительные четыре метра высоты. Золотое сияние статуи видно из любой точки Милана.

Монументальность, красота и величие Дуомо покорили сердце самого Наполеона Бонапарта, и он выбрал его в качестве площадки для своей коронации. На то, чтобы подготовить собор к столь важному празднику, потребовалось 7 лет. В обновлённом стиле органично сплелись поздняя и неоготика, и в конце мая 1805 года император торжественно взошёл на трон под мраморными сводами. Это событие также ознаменовалось установкой статуи полководца на одном из шпилей.

Завершение всех основных строительных этапов и официальное открытие собора состоялись только в XX столетии - в 1965-м, тогда же он впервые за свою долгую историю начал функционировать и принимать прихожан в полную силу. Окончательные работы по реконструкции закончились в 2009 году.

Сегодня собор Рождества Девы Марии - грандиозный памятник архитектуры и настоящий символ города Милана, вмещающий около 40 000 человек. Кроме религиозных событий, здесь регулярно проходят музыкальные концерты и другие важные для культурной жизни города мероприятия.

Кафедральный собор Милана с высоты и с земли

Форма церкви, если смотреть на неё сверху, - крестообразная: длина вертикальной линии составляет 158 м, горизонтальной - 92 м. Суммарная высота здания вместе со шпилем и статуей Девы Марии - 106 м. Однако настоящая красота Дуомо открывается с земли, при постепенном приближении к мраморному гиганту.

Так, сначала видны лишь белоснежные очертания и остроконечные силуэты колонн, затем становятся заметны отдельные элементы отделки, когда же габариты собора поглощают зрителя полностью, взгляду постепенно открываются все извивы позднеготической лепнины и чудеса оформления каждого из 135 шпилей.

Поражает и общее количество задействованных в декоре храма статуй - их насчитывается 3 400. По сюжетам и образам, запечатлённым в изваяниях, можно проследить историю Дуомо в целом и средневековой архитектуры в частности. Так, здесь есть изображения почти всех ключевых персонажей библии, мучеников и святых, разбавляют «компанию» Муссолини и прообраз американского символа свободы, а охраняют всю композицию многочисленные химеры и горгульи.

Ещё одна удивительная особенность здания - оно меняет оттенок своих стен в зависимости от времени суток и погоды. Молочно-розовый мрамор по-разному выглядит на рассвете и закате, в дождливую погоду и на ярком солнце. Немецкий же поэт Генрих Гейне писал, что особенно очарователен главный собор Милана при свете луны.

Переступая порог кафедрального собора, словно оказываешься в другом мире - который не трогают суета и мирские заботы, где время словно застыло в приглушённых отсветах разноцветных витражей, под сводами всегда царит прохлада, а атмосфера пропитана умиротворением и величественным спокойствием.

Центральное место храма занимает алтарь, а над ним, в подкупольном пространстве, хранится бесценная реликвия - гвоздь с того самого креста, на котором распяли Иисуса Христа. По преданию, святыня была подарена архиепископу Амвросию Медиоланскому императором Феодосием Великим, а он в свою очередь унаследовал её от своих предков.

Каждый год на праздник Воздвижения Креста Господня реликвию спускают вниз и у посетителей собора появляется возможность взглянуть на неё вблизи. Сначала она выставляется на всеобщее обозрение, на следующий день её проносят через весь храм, а ещё через день снова поднимают под купол. Все церемонии проходят очень торжественно, сопровождаются молитвами и песнопениями.

Если обратить внимание на пол Дуомо, в глаза бросается полоса из металла, проходящая через всё здание, начиная от самого входа. Вдоль неё нанесена разметка с рядом символов, чисел и изображений зодиакальных знаков. Это - солнечные часы-меридиан, установленные здесь в XVIII веке. С их помощью можно безошибочно определить, когда наступает полдень и какое созвездие покровительствует текущему месяцу.

Кроме этого, в процессе своей эксплуатации чудо-устройство оказалось полезным и с ещё одной, совершенно неожиданной стороны. В XX его показания начали регулярно сбиваться, и так специалисты поняли, что фундаментная основа здания пришла в движение и стала проседать. Были приняты соответствующие меры, сегодня целостности храма ничего не угрожает, а за часами ведётся пристальное наблюдение.

Посетив собор Рождества Девы Марии, можно увидеть и мемориальные захоронения известных деятелей прошлых эпох. В частности, в тумбе из камня с причудливым крестообразным орнаментом покоится тело архиепископа Альберто де Интимьяно, саркофаги образца XIV века хранят останки архиепископов Оттоне и Джованни Висконти.

Здесь же возведён и мавзолей Джана Джакомо Медичи, чьё убранство поражает великолепием и искусностью отделки. Статуи и колонны изготовлены на таком уровне профессионализма, что долгое время создателем комплекса считали самого Микеланджело. В XX веке после ряда экспертиз было установлено, что автор этого архитектурного чуда - Леоне Леони - талантливый скульптор и золотых дел мастер Италии, живший в XIV столетии.

Мемориал Медичи - захоронение внутри собора, сооружённое под его сводами одним из последних. С конца XVI века останки умерших, вне зависимости от заслуг и знатности человека при жизни, в стенах храма хоронить запретили. Причина - чтобы избежать распространения эпидемий, в том числе чумных, среди прихожан и служителей.

Обязательно следует побывать в миланском соборе осенью и в начале зимы. Каждый год с ноября по декабрь здесь проходит традиционная выставка, посвящённая Карлу Борромео. В экспозицию входят 54 картины, сюжеты которых изображают разные стороны жизни святого реформатора католической церкви. Полотна написаны известными художниками Италии XVII века специально для Дуомо.

В качестве отдельной достопримечательности нужно отметить и обзорную площадку, обустроенную на крыше собора, а точнее открывающийся с неё вид. Посетить этот «уголок» храма стоит обязательно, тем более что подниматься по лестницам не придётся. В здании функционирует лифт, который быстро довезёт до самого верха. Оказавшись на крыше, можно не только насладиться панорамой Милана, но и поближе рассмотреть элементы мраморной отделки Дуомо и сделать отличные фотографии.

Найти собор Рождества Девы Марии в Милане не составит труда: кроме чисто визуального ориентирования на шпиль на Соборной площади (Piazza Duomo), следует запомнить, что сюда ведут первая и третья линии метрополитена. Нужная станция носит одноимённое название - Duomo.

Официальный сайт: www.duomomilano.it

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Милан, Италия.

Метро: MISSORI, DUOMO M3, DUOMO M1.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.