Кто осуществляет контроль за деятельностью службы охраны труда: органы управления. Разбираемся, кто контролирует управляющие компании жкх и как самостоятельно проверить их деятельность

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

В каких случаях должна организовываться служба ОТ и какова ее структура? Когда перед работодателями встает вопрос о ее создании, немаловажным является осуществление управления этой службой. Кто осуществляет контроль за деятельностью службы , будет рассказано в данной статье.

Цель службы охраны труда на предприятии

Основная цель создания предприятий или организаций - это выпуск продукции или оказание услуг по договору. Любой технологический процесс или действие сопровождается факторами трудового процесса, например, при работе на станочном оборудовании работник подвергается опасности поражения током, возможности соприкосновения с открытыми движущимися частями оборудования, а при работе на высоте главным фактором является нахождение человека на большом расстоянии от уровня пола или рабочего настила.

Чтобы контролировать все эти моменты и своевременно устранять замечания, необходимо в штат предприятия вводить должность специалиста по ОТ или создать службу. Введение должности специалиста по ОТ положено, когда в организации одновременно трудится 50 и более человек, это требования нормативной базы. Если по штату менее 50 человек, то такая служба создается по решению руководителя.

Работодатель может:

  • создать службу охраны труда;
  • заключить договор со сторонней организацией о проведении аутсорсинга.

Деятельность службы по охране труда заключается:

  • в проведении проверок по культуре производства, соответствию требований ОТ;
  • организации и контроля за проведением ;
  • контроль за выполнением мероприятий по ОТ, в том числе решения спорных вопросов;
  • организация комплексных проверок сторонними организациями и инспектирующими органами;
  • участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве, в том числе оформление всех документов.

Все перечисленные вопросы должен решать сотрудник, освобожденный от основных производственных задач, чтобы они были выполнены качественно.

О структуре службы охраны труда

При решении руководителя создать службу охраны труда на предприятии можно придерживаться структуры:

  1. Открыть в должности 5 человек.
  2. Назначить руководителя службы, который непосредственно будет подчиняться главному инженеру.
  3. Далее, распределить обязанности среди 4 сотрудников: 1 — несет ответственность за проведение медосмотров, 2 — контролирует проведение инструктажей, 3 — проверяет наличие и использование СИЗ и СИЗОД, 4 — организовывает проверки по ОТ и ТБ сторонними организациями, но при этом они все взаимозаменяемые.

На каждого сотрудника должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции, в которых необходимо четко прописать, что они должны выполнять в течение рабочей смены.

Какие функции возлагаются на службу по ОТ

Функции службы охраны труда

На службу по охране труда возлагается большое количество функциональных обязанностей, таковыми являются:

  1. Подготовка документов и локальных нормативных актов в области охраны труда и , в том числе издание распорядительных документов о назначении лиц, ответственных за оборудование, выдачи СИЗ, по наблюдению за зданиями и сооружениями, а также за территорией предприятия и иных вопросов.
  2. Взаимодействие с проверяющими органами по вопросам ОТ.
  3. Контроль за соблюдением работниками требований трудового законодательства и локальных документов.
  4. Профилактическая работа, направленная на предупреждение возможных несчастных случаев и травматизма.
  5. Организация проведения спецоценки условий труда.
  6. Проверки всех зданий, сооружений, технологического оборудования, грузоподъемных механизмов и иных технических устройств совместно с заинтересованными подразделениями.
  7. Рассмотрение технологических процессов в целях дальнейшего их согласования.
  8. Согласование проектов конструкторской и технологической документации.
  9. Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  10. Подготовка отчетных документов по ТБ.
  11. Участие в разработке обучающих программ в области ОТ.
  12. Организация обучения работников безопасным способам труда.
  13. Пропаганда знаний по ОТ и ТБ среди работников предприятия.
  14. Выдача предложений по улучшению ОТ и ТБ на вверенном объекте руководству предприятия.

Стоит отметить, что наряду с функциями, связанными с ведением документации по ОТ на предприятии, в основном на службу по ОТ возлагается профилактическая работа, только в этом случае результат деятельности службы будет ощутим.

Что контролирует служба по ОТ

На службы по охране труда в большинстве своем возлагаются контрольные функции, к которым относятся контроль за:

  • выполнением сотрудниками локальных нормативных и законодательных документов;
  • использованием средств индивидуальной защиты и СИЗОД;
  • исполнением мероприятий по ОТ в соответствии с утвержденными планами;
  • наличием на рабочих местах инструкций по ОТ, а также плакатов и текущих распорядительных документов;
  • организацией проведения в подразделениях;
  • проведением своевременных ТО и иных освидетельствований технических устройств, на которых трудятся работники объекта;
  • эффективностью работы вентиляционных систем на рабочих местах, требующих установки последних;
  • хранением приспособлений и средств индивидуальной защиты;
  • проведением всех видов инструктажей;
  • организацией рабочих мест на вверенном объекте;
  • выделением и расходованием денежных средств на нужды ОТ;
  • начислением компенсационных выплат при работе в особых условиях труда;
  • за соблюдением работниками санитарных и гигиенических требований;
  • исправностью блокировочных устройств.

Все должно быть перечислено в положении или в стандарте предприятия, где функционирует служба ОТ.

Какими правами обладает служба ОТ

Права сотрудников службы ОТ на предприятии

Наряду с возложенными обязанностями и контрольными функциями службе по ОТ устанавливаются следующие права:

  1. Специалистам разрешено посещать помещения и производственные участки, где на данный момент производятся работы, в любое время суток, причем препятствовать этому никто не может, ни начальник подразделения, ни руководитель объекта.
  2. Периодически ознакамляться с документами по ОТ, неважно на каком уровне они приняты, например, на федеральном или локальном.
  3. По факту выявленных нарушений выдать устные замечания, делать записи в журналах, а также выдавать предписания руководителям подразделений. Установить контроль за выполнением.
  4. В обязательном порядке следует требовать от руководства вверенного объекта прохождения сотрудниками медицинских осмотров, проведения по охране труда, использования работниками средств индивидуальной защиты.
  5. Информировать непосредственное руководство предприятия о выявленных нарушениях того или иного лица.
  6. Проводить профилактические беседы с сотрудниками, нарушившими требования ТБ, и требовать от последних объяснений в письменном виде.
  7. Представлять к поощрению работников, которые выполняют требования ОТ, в том числе поддерживают порядок на рабочем месте и не загромождают свободные проходы.
  8. Обсуждать на заседаниях вопросы по ТБ.

Для каждого предприятия или организации эти права будут конкретизированы, но общий смысл заключается в том, что на основании проделанной работы инженер по ОТ имеет право написать замечания, выдать предписания, а также представить к поощрению либо наказанию сотрудников. Все выданные замечания должны быть четко проконтролированы, только тогда деятельность службу будет результативной.

Об органах управления службой

Охраной труда на предприятии в целом управляют не только инженеры по ОТ и ТБ, а еще несколько организационных структур. К ним могут относиться различные подразделения.

Отдел охраны труда выполняет контрольные функции, а также функции по разработке и введению в действие локальных нормативных документов. На этом подразделении сосредоточены все вопросы, связанные с охраной труда.

Подразделение главного энергетика. Это подразделение исполняет роль жизнеобеспечения объекта, то есть в его основных задачах стоит: снабжение электроэнергией, газом, теплоснабжение, водообеспечение, обеспечение работы вентиляционных установок, исправность работы оборудования под избыточным давлением и многое другое. На этом подразделении сосредоточены все узловые моменты, связанные с созданием комфорта и безопасности на рабочих местах.

Отдел кадров. Функция отдела кадров в системе охраны труда заключается в ведении личных карточек работников при поступлении на работу, а также оформление трудовых соглашений, о допуске сотрудников к работе и работе в нерабочее время, начисление надбавок за особые условия трудового процесса.

В системе охраны труда на предприятии функционируют и такие службы, как:

  • комиссии по проведению оценки знаний создаются из числа аттестованных работников распорядительным документом руководителя объекта;
  • комиссии по приему вновь построенных и реконструируемых зданий в эксплуатацию, работа которых осуществляется на основании разработанных положений;
  • комиссии по проведению СОУТ создаются на предприятиях перед проведением оценки, в их состав входят главные специалисты объекта, в том числе инженеры по ОТ;
  • комиссии по расследованию несчастных случаев создаются в случаях травмирования работников на рабочих местах или на территориях предприятия.

Могут создаваться и иные комиссии на основании утвержденной структуры предприятия, их задачи определяются нормативными документами, разработанными на основе законодательных актов.

Как контролируется деятельность службы

Кто контролирует службу охраны труда

Созданная на предприятии служба по охране труда функционирует на основании положения о ней, а также для этого на каждого сотрудника из ее числа разрабатывается профессиональный стандарт. С документами ознакомляют работников службы по ОТ под подпись.

Контроль над деятельностью службы по охране труда осуществляется поэтапно:

  1. Служба по охране труда находится в непосредственном подчинении главного инженера, то есть все узловые вопросы решает последний. С главным инженером проводятся консультации, им же подписываются предписания, контролируется выполнение мероприятий, принимаются технические решения по недопущению несчастных случаев на производстве.
  2. Комплексные , организуемые на предприятии по графику, тоже направлены на контроль за деятельностью службы по ОТ. Проверяются все рабочие участки по всем направлениям комиссионно.
  3. Государственным инспектором периодически и по мере необходимости организовываются проверки по ОТ, тем самым деятельность сотрудников службы проверяется.
  4. Результаты работы службы отражаются в картах СОУТ, а именно в протоколах по травмооопасности, то есть работа комиссии по спецоценке условий труда также выявляет недостатки по работе службы.
  5. Минтруда организовываются проверки в отношении соблюдения работниками трудового законодательства. Эти проверки могут быть запланированными, а также внеплановыми. Во время их проведения проверяется ведение всей документации объекта.

В целом деятельность службы по охране труда должна быть направлена на недопущение травматизма и обеспечение соответствия функционирования объекта требованиям нормативной документации. При правильной постановке задачи работники будут стремиться соблюдать правила ОТ.

Когда необходима служба охраны труда , а когда нужен инженер по охране труда, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Такие организации контролируют многие области деятельности УК, а именно:

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Службы, осуществляющие мониторинг тарифов

Такой инстанцией является комитет по тарифам. В некоторых регионах такой инстанции нет, но в этом случае его обязанности лежат на таких инстанциях как региональная энергетическая комиссия или региональное министерство энергетики. Работа комитета по тарифам регулируется ФЗ № 210 .

На федеральном уровне стоимость тарифов на коммунальные услуги регулируется Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:


Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.