Космический корабль челленджер катастрофа 1986. Гибель «Челленджера»

" (Challenger — "Бросающий вызов") был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle ("Космический челнок"). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

Конструктивно шаттл из трех основных компонентов ‑ орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь.

Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

4 апреля 1983 года "Челленджер" совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

В состав экипажа входили : командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста — Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке — Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA "Учитель в космосе" (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый номер STS-51-L, неоднократно откладывалась . Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций , герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили — ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени "Челленджер" стартовал.

От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: "Корабль взорвался".

На "Челленджере" произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти.

Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую — сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель "Челленджера"). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород.

На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя . Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Остатки шаттла упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции , со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа.

Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия , расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1986 год, январь — огненный шар взметнулся в солнечное небо над Флоридой. После череды успешных рейсов взорвался шаттл «Челленджер». Погибло 7 находившихся на борту корабля астронавтов. Что же случилось? И почему проигнорировали предупреждения об опасности?

Для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал утро 28 января 1986 г. началось с предполетных хлопот. В очередной раз они перепроверяли космический челнок «Челленджер» для еще одного, как предполагали, рутинного полета за пределы земной атмосферы на корабле многоразового использования.

Семь астронавтов, в их числе и Криста Маколифф — учительница начальной школы, которая завоевала право на участие в космическом полете в соревновании с тысячами коллег по всему США, — получали последние инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и представители СМИ собрались вокруг массивного стартового комплекса и ждали волнующего зрелища.


И никто из них даже не мог предположить, что спустя несколько секунд после начала впечатляющего подъема ракеты может произойти невероятное «Челленджер» взорвется, образовав огненный апельсиново-белый шар. Все члены экипажа погибнут, а американская космическая программа будет пущена под откос на целых три года.

В это трагическое мгновение на высоте 9-ти миль в голубом небе над Флоридой навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц: «Боже! Что произошло?»

Прелюдия

История «Челленджера», взлетевшего в легенду, началась накануне ночью, когда температура во Флориде опустилась до необычно низкой отметки — минус 27 °С.

На следующее утро так называемая «ледовая команда» НАСА приступила к работе, проверяя космический челнок на возможность потенциально опасного обледенения. Лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное покрытие «Челленджера».

В последствии выяснится, что один инженер из компании «Рокуэлл» в Калифорнии, наблюдавший за действиями «ледовой команды» при помощи специальной телевизионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно начал требовать отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.

Собравшиеся на космодроме люди горячо приветствовали астронавтов, направляющихся к «Челленджеру» — ветерану челночных полетов. Но они ничего не знали о суровом предупреждении, преодолевшем расстояние в 3000 миль. Не знали этого и астронавты. Заняв свои рабочие места, они стали тщательную проверку всех систем при помощи бортового компьютера.

Казалось, для выполнения целей полета все было подготовлено хорошо. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший $100 миллионов, и провести несколько экспериментов на борту корабля.

Астронавты должны были замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие 12-ти куриных эмбрионов.

За 7 мин. 30 сек. до старта от челнока и его огромных двигателей, стоивших один миллиард долларов, были отведены направляющие стальные конструкции. Наружный топливный бак «Челленджера» был равен по высоте 9-ти этажному дому и вмещал больше полумиллиона галлонов жидкого кислорода и водорода. Запас твердого топлива двух стартовых ракет весил более одного миллиона фунтов.

Счетная система громко отсчитывала стартовые секунды, и люди в толпе возбужденно повторяли их.

Во время старта командир «Челленджера» Дик Скоби и пилот Майкл Смит находились на полетной палубе. За ними сидели инженер-электрик Джудит Резник и физик Рональд Макнейр. Внизу, на средней палубе, находились инженер-космонавт Эллисон Онидзука, инженер-электрик Грегори Джарвис и Криста Маколифф.

За шесть секунд до старта запустили главный двигатель. «4… 3… 2… 1… Старт!» Старт космического челнока и начало его программы. Покинув стартовую площадку, под бурные аплодисменты зрителей Челленджер устремился в небо.

Среди тех, кто наблюдал за грандиозным взлетом космического корабля оставлявшего за собой сверкающий султан белого дыма, находились семья Кристины Маколифф и 18 учеников 3-го класса, которые преодолели 1500 миль из городка Конкорд, штат Нью-Гемпшир, чтобы посмотреть, как их учительница творит историю.

Через 16 сек. после старта огромный корабль грациозно повернулся, взяв курс за пределы земной атмосферы! «Челленджер» идет с ускорением», — сообщила контрольная комиссия ровно через 52 сек. после запуска. «Идем с ускорением», — передал по радио капитан Скоби.

Еще через 3 сек. телевизионные камеры НАСА большого радиуса действия зафиксировали потрясающую картину. Операторы увидали то, чего не могли рассмотреть зрители. Посередине корабля, между его днищем и наружным топливным баком появился неяркий, но отчетливо видимый оранжевый свет. Мгновение… и начался кошмар. Шаттл «Челленджер» охватило пламя… Когда отвратительное Y-образное облако расползлось над космодромом, зрители почувствовали невыразимый страх.

Невероятно, но в Хьюстоне, где была контрольная комиссия, официальный ведущий не смотрел на телевизионный монитор. Вместо этого его глаза уперлись в программу полета. И он говорил не о том, что уже произошло, а о том, что должно было происходить с «Челенджером» в соответствии с графиком полета и написанным текстом.

«Одна минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землей — 7 морских миль». Для миллионов пораженных увиденным телезрителей его слова звучали как заклинание. Вдруг ведущий замолчал и спустя минуту упавшим голосом произнес: «Как нам только что сообщил координатор полета, космический корабль «Челленджер» взорвался. Директор полета подтвердил это сообщение».

В Вашингтоне в Овальном кабинете работал президент Рональд Рейган. Неожиданно вошли его ближайшие помощники. «С космическим кораблем произошел серьезный инцидент», — сказал вице-президент Джордж Буш. Директор по связям Патрик Бьюкенен был более откровенным; «Сэр, взорвался космический челнок».

Рейган, как и все американцы, был потрясен. Ведь это он принял решение, чтобы первым гражданским лицом в космосе был школьный учитель. Больше 11 000 учителей соревновались за это почетное право. Маколифф оказалась самой удачливой. И вот…

Через несколько часов Рейган попытался утешить опечаленную страну проникновенной речью. Обращаясь к школьникам Америки, президент сказал: «Я знаю, очень тяжело осознавать, что такие горькие вещи иногда происходят. Но все это является частью процесса исследований и расширения горизонтов человечества».

Национальная трагедия

Американцы были потрясены. За последнюю четверть столетия ученые и астронавты Америки совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Многим стало казаться, что в США почти каждый молодой человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос. Маколифф, веселая и энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном этой новой эры. Остается только пожалеть, что эта прекрасная эра просуществовала всего считанные секунды.

Подвергшись суровой 3-х месячной тренировке, учительница была готова совершить свой фантастический вояж. Ей было поручено провести из космоса два урока по 15 мин. Телевидение должно было транслировать эти уроки на весь мир. Маколифф предстояло объяснить детям, как работает космический корабль, и рассказать о пользе от космических полетов. К огромному сожалению, ей не удалось использовать свой шанс и провести уроки, которые вошли бы в историю просвещения.

Вряд ли трагедия «Челленджера» где-то прозвучала громче, чем в Конкорде. Ведь там, в школьной аудитории, собрались перед телевизором коллеги Маколифф и ученики, хорошо знавшие ее. Ах, как они ожидали ее выступления, как надеялись, что она прославит их городок на всю Америку!

Когда распространилась трагическая весть о гибели «Челленджера», все 30 000 жителей города погрузились в траур.

«Люди застывали на месте, — сказал один житель.
— Было такое чувство, будто умер член семьи».

По советскому радио передали соболезнования народу Америки. В Москве объявили, что именами двух женщин, погибших на американском космическом корабле, — Маколифф и Резник названы два кратера на Венере.

В Ватикане папа Иоанн Павел II попросил тысячи собравшихся людей помолиться за американских астронавтов, сказав, что трагедия вызвала чувство глубокой печали в его душе. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер с грустью заметила, что «новые знания порой требуют в жертву самых лучших людей».

Сенатор Джон Гленн, первый американец, побывавший на космической орбите, сказал; «Первые из нас всегда знали, что когда-то наступит такой день, как сегодня. Ведь мы работаем с такими огромными скоростями, с такой энергией, с которыми человечество никогда не сталкивалось».

На всей территории США люди по-разному выразили свою скорбь по погибшим. В Лос-Анджелесе был зажжен олимпийский огонь, погашенный после завершения Олимпийских игр. В Нью-Йорке погасили свет в самых высоких небоскребах. На морском побережье Флориды 22 000 человек держали в руках зажженные факелы…

Почему произошла катастрофа?

Америка погрузилась в траур. А на мысе Канаверал команды береговой охраны США и НАСА уже приступили к поиску обломков шаттла.

Им довелось ждать еще почти целый час после взрыва, потому что осколки все не переставали падать. Район поисков охватывал около 6 000 квадратных миль Атлантического океана. Несмотря на огромную силу взрыва, поисковые партии нашли удивительно большие обломки, разбросанные по океанскому дну, в том числе и секцию фюзеляжа «Челленджера».

Что же касается астронавтов, то после интенсивных исследований эксперты НАСА допустили, что команда погибла не сразу, как считали вначале. Вполне может быть, что они пережили взрыв и жили до тех пор, пока кабина не ударилась о поверхность океана. Экспертам НАСА предстояло решить архисложную задачу: где произошел сбой?

К тому моменту выявились три направления работы. Во-первых, в распоряжении ученых уже был фильм, снятый 80 телевизионными камерами НАСА и 90 камерами, которые принадлежали СМИ. Во-вторых, существовали миллиарды зафиксированных компьютерных сигналов, которыми обменивались обреченные астронавты с центром управления полетов. И, в-третьих, к тому времени были собраны обломки «Челленджера».

Уже имелось предположение, что лед, образовавшийся на стартовой площадке накануне запуска, повредил шаттл, чего опасался инженер из «Рокуэлла». Также были высказаны подозрения, что несколько дней назад стрела подъемного крана случайно повредила внешнюю изоляцию топливного бака. Но эксперты НАСА утверждали, что кран зацепил не сам бак, а лишь пусковое оборудование.

В скором времени версии и предположения сосредоточились на возможной аварии топливного бака или на одной или обеих ракетах-носителях. Эксперты уточнили, что каждый такой узел комплекса мог вызвать взрыв. К взрыву могла привести и утечка топлива через лопнувший шов главного топливного бака.

Специально созданная комиссия стала с пристрастием допрашивать на закрытых заседаниях высших должностных лиц НАСА и инженеров компании «Мортон тайокол» — поставщика ракет-носителей на твердом топливе, которые, предположительно, могли привести к трагедии.

То, что выяснилось, повергло комиссию в шок. Выяснилось, управляющий полетами челноков космического центра Кеннеди Роберт Сайк и директор запуска «Челленджера» Джин Томас даже и не слышали, что инженеры компании «Мортон тайокол» возражали против запуска шаттла из-за холодной погоды на мысе Канаверал.

В большинстве своем эксперты постепенно пришли к заключению, что авария произошла из-за возгорания кольца из синтетической резины, герметизирующего сегменты ракеты-носителя. Эти кольца предназначались для того, чтобы выхлопные газы ракеты не выходили через щели в соединениях.

Вечером накануне запуска инженеры компании «Мортон тайокол» и должностные лица НАСА обсуждали потенциальные проблемы полета. Инженеры единодушно просили отложить запуск «Челленджера». Они опасались, что кольца от холода потеряют эластичность и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Правда, речь шла о температуре ниже — 50 °С, а в ту ночь температура опустилась всего до — 30 °С. Но, очевидно, хватило и этого.

Споры грозили затянуться, и тогда первый вице-президент компании «Мортон тайокол» Джеральд Мейсон заявил: «Нам придется принять управленческое решение». Он и три других вице-президента поддержали запуск. Но глава инженерного корпуса компании Аллан Макдональд отказался подписывать официальное разрешение на запуск корабля. «Я спорил с ними до хрипоты, — сказал он репортерам. — Но не смог их переубедить».

Казалось, руководство НАСА не интересовали предположения и предостережения, оно требовало «доказательств», что запуск может быть опасен. С другой стороны, предположительно, оно спрашивало инженеров: «Господи, да когда же вы хотите, чтобы мы запустили корабль, в апреле, что ли?» В конце концов НАСА настояло на своем.

Невероятно, но в день запуска космического корабля НАСА упустило еще один шанс предотвратить трагедию. Огромная башня, поддерживающая летательный аппарат на пусковой площадке, покрылась льдом. Представители космического агентства, озабоченные тем, что лед может повредить огнеупорное покрытие, три раза посылали «ледовую команду» проверять площадку. Но информация о ненормальных «пятнах холода» на правой ракете как-то была упущена из виду. А это означало, что резиновые кольца подверглись намного большему охлаждению, чем во время всех предыдущих полетов.

Выводы катастрофы Челленджера

Проводя публичное слушание в сенатском подкомитете по науке, технологии и космосу, сенатор Эрнест Холдинге сказал о катастрофе: «Сегодня кажется, что ее возможно было избежать». Позже он выдвинул обвинение против НАСА, которое, «очевидно, приняло политическое решение и поспешило осуществить пуск, несмотря на сильные возражения».

Со временем руководители НАСА признали, что где-то с 1980 г. их беспокоило состояние уплотнительных колец между секциями ракет-носителей. К примеру, во время первых 12-ти полетов шаттла кольца 4 раза частично обгорали. Космическое агентство начало применять новый тип мастики для защиты соединений. В результате кольца начали разрушаться еще быстрей. Несмотря на все это, ведущие инженеры и управляющие НАСА не считали изъяны уплотнителей достаточно серьезными, чтобы приостановить или отложить полет «Челленджера».

Комиссия по безопасности заключила, что трагедия была вызвана «падением давления в кормовом соединении правого ракетного двигателя», но одновременно заметила, что «была совершена серьезная ошибка при принятии решения». Комиссия выработала рекомендации, которые, по ее мнению, не должны допустить повторения трагедии. Ее многостраничный доклад президенту Рейгану настоятельно рекомендовал полностью переделать, а не модифицировать соединения на двигателях шаттла и проверить все критические узлы челнока.

Было отмечено, что НАСА очень хотело поскорей вывести корабль на орбиту из-за серии задержек, которые произошли ранее. Ведь первоначально запуск планировали на 25 января. Но над аварийной посадочной полосой в Сенегале бушевала песчаная буря. Потом на мысе Канаверал шел дождь, который мог повредить огнеупорную изоляционную плитку корабля. В понедельник отказал запор наружного люка. Потом ветер, несущийся со скоростью 35 миль/час, отодвинул старт до утра.

Но комиссия не возложила ответственность за трагедию на Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Она отметила, что ряд полетов, предложенных НАСА, Вашингтон никогда соответствующим образом не финансировал. Потому бюджет организации был настолько напряжен, что денег не хватало даже на запчасти.

«Будущее не свободно от потерь…»

Спустя 4 дня, в пятницу, США прощалось с отважной семеркой. Под серым небом, нависшим над космическим центром, расположенным в окрестностях Хьюстона, где тренировались астронавты, собрались родственники погибших, конгрессмены и около 6 000 сотрудников НАСА. С речью выступил президент Рейган.

«Жертва, которую принесли любимые вами люди, до глубины души взволновала народ Америки. Преодолевая боль, наши сердца открылись перед тяжелой правдой: будущее не свободно от потерь… Дик, Майк, Джуди, Эл, Рон, Грег и Криста. Ваши семьи и ваша страна оплакивают вашу смерть. Мы прощаемся с вами, но никогда не забудем вас».

Американский народ, конечно же, не забудет своих героев. Космическое агентство, когда-то служившее источником национальной гордости, подверглось продолжительной и тщательной ревизии. Ему вменялось в обязанность учитывать все технологические и человеческие ошибки, чтобы предотвратить будущие катастрофы. В целом была пересмотрена вся программа челноков.

1988 год, 29 сентября — США вздохнуло с облегчением после успешного полета «Дискавери». Он ознаменовал возвращение страны к полетам в космос с астронавтами на борту после почти 3-х летнего перерыва. Неудивительно, что, горюя по поводу крушения Челленджера, НАСА постаралось представить общественности «Дискавери» так, будто это был абсолютно новый корабль.

По подсчетам инженеров, новая конструкция потребовала увеличения объема работ по сравнению с базовой моделью в 4 раза. С самого начала полетов особенное беспокойство вызывало расположение главных двигателей в хвостовой части челнока. Во время вынужденного перерыва НАСА 35 раз возвращалось к этому вопросу. Инженеры НАСА внесли 120 изменений в конструкцию орбитального корабля и 100 в его совершеннейшую компьютерную начинку.

Однако в последующие 3 года программа космического челнока отягощалась большими и малыми проблемами. 1991 год — в докладе Белому дому комиссия по безопасности указала, что НАСА должно сфокусировать свое внимание на новых целях в соответствии с сокращением бюджета, экономическим спадом и своим собственным неумением.

В докладе решительно подчеркивалось, что агентство не должно тратить средства на покупку еще одного челнока, учитывая, что в последние три года флот космических кораблей пополнился вновь приобретенным «Индевором».

Недвусмысленно высказывалась идея отделить космические исследования от телевизионных буффонад. Предлагалось не рисковать астронавтами, если ту же работу могут выполнить роботы. Агентству велели сократить свои расходы и вернуться к выполнению строго научных задач.

В начале 90-х годов работа космических челноков осложнилась внезапными неисправностями — от сбоя компьютеров до засорения туалетов. А однажды весь флот пять месяцев простоял на земле из-за опасной утечки топлива. Тем не менее, утверждают эксперты, челноки должны сыграть значительную роль в создании космической станции…

Космос - безвоздушное пространство, температура в котором составляет до -270°С. В такой агрессивной среде человек не может выжить, поэтому космонавты всегда рискуют жизнью, устремляясь в неизвестную черноту Вселенной. В процессе изучения космоса произошло немало катастроф, унесших десятки жизней. Одной из таких трагических вех в истории космонавтики стала гибель шаттла "Челленджер", в результате которой погибли все члены экипажа.

Кратко о корабле

В Соединенные Штаты в NASA запустили миллиардную программу "Космическая транспортная система". В ее рамках в 1971 году началось строительство многоразовых космических аппаратов - спейс шаттлов (на английском Space Shuttle, что дословно переводится как «космический челнок»). Планировалось, что эти шаттлы будут, словно челноки, курсировать между Землей и орбитой, поднимаясь на высоту до 500 км. Они должны были пригодиться для доставки полезных грузов на орбитальные станции, выполнения необходимых монтажных и строительных работ, проведения научных исследований.

Одним из таких кораблей стал шаттл "Челленджер" - второй космический челнок, построенный по этой программе. В июле 1982 года он был передан NASA в эксплуатацию.

Название свое получил в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-х годах. В справочниках NASA числился как аппарат OV-99.

История полетов

Впервые в космос шаттл "Челленджер" поднялся в апреле 1983 года для запуска трансляционного спутника. В июне того же года стартовал повторно для вывода на орбиту двух коммуникационных спутников и проведения фармацевтических опытов. Одним из членов экипажа была Салли Кристен Райд.

Август 1983 года - третий старт шаттла и первый ночной в истории американской космонавтики. В результате на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Insat-1B и протестирован канадский манипулятор "Канадарм". Продолжительность полета составила 6 суток с небольшим.

В феврале 1984 года шаттл "Челленджер" снова поднялся в космос, но миссия по выведению еще двух спутников на орбиту была провалена.

Пятый старт состоялся в апреле 1984 года. Тогда впервые в мировой истории был произведен ремонт спутника в космосе. В октябре 1984 года произошел шестой запуск, который ознаменовался присутствием на борту космического корабля двух женщин-астронавтов. В ходе этого знаменательного полета был совершен первый в истории американской космонавтики выход в космос женщины - Кэтрин Салливан.

Седьмой полет в апреле 1985 года, восьмой в июле и девятый полет в октябре этого года также были успешными. Их объединяла общая цель - проведение исследований в космической лаборатории.

В общей сложности на счету у "Челленджера" 9 успешных полетов, он пробыл в космосе 69 суток, 987 раз совершил полный виток вокруг голубой планеты, его "пробег" - 41,5 миллионов километров.

Катастрофа шаттла "Челленджер"

Трагедия произошла близ побережья Флориды 28.01.1986 г. в 11 часов 39 минут. В это время над Атлантическом океаном произошел взрыв шаттла "Челленджер". Он разрушился на 73-й секунде полета на высоте 14 км от земли. Погибли все 7 членов экипажа.

При старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из этого в боку ускорителя прогорело отверстие, из которого вылетела реактивная струя в сторону наружного топливного бака. Струя разрушила хвостовое крепление и несущие структуры самого бака. Элементы корабля сместились, что нарушило симметрию тяги и сопротивления воздуха. Космический корабль отклонился от заданной оси полета, в результате был разрушен под воздействием аэродинамических перегрузок.

Спейс шаттл "Челленджер" не был оборудован системой эвакуации, поэтому шансов на выживание у членов экипажа не было. Но даже если бы такая система была, то астронавты упали бы в океан при скорости более 300 км/ч. Сила удара о воду была бы такова, что все равно никто бы не выжил.

Последний экипаж

Во время 10-го старта шаттл "Челленджер" имел на борту семь человек:

  • Фрэнсис Ричард «Дик» Скоби - 46 лет, командир экипажа. Американский военный летчик в звании подполковника, астронавт НАСА. У него остались жена, дочь и сын. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Майкл Джон Смит - 40 лет, второй пилот. Летчик-испытатель в звании капитана, астронавт NASA. У него остались жена и трое детей. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Эллисон Сёдзи Онидзука - 39 лет, научный специалист. Американский астронавт NASA японского происхождения, летчик-испытатель в звании подполковника. Посмертно ему было присвоено звание полковника.
  • Джудит Арлен Резник - 36 лет, научный специалист. Один из лучших инженеров и астронавтов NASA. Профессиональная летчица.
  • Роналд Эрвин Макнейр - 35 лет, научный специалист. Физик, астронавт NASA. На Земле оставил жену и двоих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Грегори Брюс Джарвис - 41 год, специалист по полезной нагрузке. По образованию инженер. Капитан ВВС США. С 1984 года астронавт NASA. Дома оставил жену и троих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Шэрон Криста Корриган Маколифф - 37 лет, специалист по полезной нагрузке. Гражданская. Посмертно награждена Космической медалью - для космонавтов.

О последнем члене экипажа Кристе Маколифф стоит сказать немного больше. Как гражданский мог попасть на космический шаттл "Челленджер"? Это кажется невероятным.

Криста Маколифф

Она родилась 02.09.1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. Работала учительницей английского языка, истории и биологии. Была замужем и имела двоих детей.

Ее жизнь текла привычно и размеренно, пока в 1984 году в США не объявили конкурс "Учитель в космосе". Его идеей было доказать, что каждый молодой и здоровый человек после адекватной подготовки сможет успешно слетать в космос и вернуться на Землю. В числе 11 тысяч поданых заявок было и заявление Кристы - веселой, жизнерадостной и энергичной учительницы из Бостона.

Она победила в конкурсе. Когда вице-президент Дж. на торжественной церемонии в Белом Доме вручил ей билет победителя, она расплакалась от счастья. Это был билет в одну сторону.

После трехмесячной тренировки специалисты признали Кристу готовой к полету. Ей было поручено снять учебные сюжеты и с борта шаттла провести несколько уроков.

Предполетные проблемы

Изначально в процессе подготовки десятого по счету старта космического челнока было немало проблем:

  • Изначально старт планировали провести 22 января с космодрома Дж. Кеннеди. Но из-за организационных неурядиц старт был передвинут сначала на 23, а потом на 24 января.
  • Из-за штормового предупреждения и низких температур полет отложили еще на день.
  • Снова из-за плохого прогноза погоды старт перенесли на 27 января.
  • В процессе очередной проверки техники выявили несколько проблем, поэтому было решено назначить новую дату полета - 28 января.

Утром 28 января на улице стоял мороз, температура опустилась до -1°С. У инженеров это вызвало беспокойство, и в частной беседе они предупредили руководство NASA о том, что экстремальные условия могут отрицательно сказаться на состоянии уплотнительных колец и рекомендовали снова перенести дату запуска. Но эти рекомендации были отклонены. Возникло еще одно затруднение: площадка запуска обледенела. Это было непреодолимое препятствие, но, "к счастью", к 10 утра лед стал подтаивать. Старт был назначен на 11 часов 40 минут. Его транслировали по национальному телевидению. Вся Америка наблюдала за событиями на космодроме.

Запуск и крушение шаттла "Челленджер"

В 11 часов 38 минут заработали двигатели. Через 2 минуты аппарат стартовал. Через 7 секунд из основания правого ускорителя вырвался серый дым, это зафиксировала наземная съемка полета. Причиной этого было воздействие ударной нагрузки во время запуска двигателей. Такое случалось и раньше, при этом срабатывало основное уплотнительное кольцо, которое обеспечивало надежную изоляцию систем. Но в то утро было холодно, поэтому замерзшее кольцо потеряло эластичность и не смогло сработать как положено. Это и стало причиной катастрофы.

На 58 секунде полета шаттл "Челленджер", фото которого есть в статье, начал разрушаться. Через 6 секунд из внешнего бака начал вытекать жидкий водород, еще через 2 секунды во внешнем топливном баке давление упало до критического уровня.

На 73 секунде полета разрушился бак с жидким кислородом. Кислород и водород сдетонировали, и "Челленджер" пропал в огромном огненном шаре.

Поиск остатков корабля и тел погибших

После взрыва обломки шаттла упали в Атлантический океан. Поиском обломков космического корабля и тел погибших астронавтов занялось при поддержке военных из Береговой охраны. 7 марта на дне океана обнаружили кабину шаттла с телами членов экипажа. Из-за длительного воздействия морской воды вскрытие не смогло установить точную причину смерти. Однако удалось выяснить, после взрыва астронавты оставались живы, так как их кабину просто оторвало от хвостовой части. Майкл Смит, Эллисон Онидзука и Джудит Резник оставались в сознании и включили персональную подачу воздуха. Вероятнее всего, астронавты не смогли пережить гигантской силы удара об воду.

Расследование причин трагедии

Внутреннее расследование всех обстоятельств катастрофы NASA велось под грифом строжайшей секретности. Чтобы разобраться во всех деталях дела и выяснить причины, из-за которых произошло падение шаттла "Челленджер", президент США Рейган создал специальную Комиссию Роджерса (по имени председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав вошли видные деятели науки, космические и авиационные инженеры, астронавты и военные.

Через несколько месяцев Комиссия Роджерса предоставила президенту отчет, где были обнародованы все обстоятельства, в результате которых произошла катастрофа шаттла "Челленджер". Также было указано, что руководство NASA неадекватно отреагировало на предупреждения специалистов по поводу возникших проблем с безопасностью планируемого полета.

Последствия крушения

Крушение шаттла "Челленджер" нанесло сильный удар по репутации США, программа "Космическая транспортная система" была свернута на 3 года. Из-за самой крупной на тот момент катастрофы космического корабля Соединенные Штаты потерпели убытки (8 млрд долларов).

Были внесены существенные изменения в конструкцию челноков, значительно повысившие их безопасность.

Была реорганизована и структура NASA. Создано независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов.

Отображение в культуре

В мае 2013 года на экраны вышла кинолента режиссера Дж. Хоуза "Челленджер". В Великобритании она была названа лучшим драматическим фильмом года. Его сюжет основан на реальных событиях и касается деятельности Комиссии Роджерса.

30 лет назад, 28 января 1986 года, произошла одна из крупнейших катастроф в истории освоения космоса - спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал взорвался американский шаттл Challenger с семью астронавтами на борту. Трагедия разворачивалась на глазах родственников астронавтов и миллионов американцев, следивших за стартом космического челнока в прямом эфире .

Как произошла катастрофа и что ей предшествовало - в материале ТАСС.

"Бросающий вызов": о полетах шаттла в цифрах

Шаттл Challenger, в переводе с английского "бросающий вызов", стал вторым из шести кораблей, построенных США по программе Space Shuttle ("Космический челнок").

Конструкция и возможности шаттла

Шаттл представляет собой гибрид самолета и космического корабля. Он состоит из трех основных элементов:
- орбитального корабля;
- двух многоразовых твердотопливных ускорителей;
- сбрасываемого топливного блока.
Корабль способен выводить на орбиту до 25 тонн и возвращать на Землю до 15 тонн грузов, в полете мог находиться до двух недель.

Продолжение

Шаттлы использовались для научных исследований, запусков спутников и их обслуживания, стыковок с российской станцией "Мир" и доставки экипажей на Международную космическую станцию.

Строительство Challenger, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд, велось с января 1979 года. В июле 1982 года он был передан в эксплуатацию и в апреле 1983 года совершил свой первый полет. Всего космический челнок выполнил девять успешных полетов, проведя в космосе около 62 суток.

В миссиях Challenger участвовали 46 человек, в том числе первая американская женщина-астронавт Салли Райд.

Десятая миссия и трагедия Challenger

Во время десятого космического полета Challenger экипаж шаттла должен был вывести в космос спутник связи и наблюдать за кометой Галлея. С орбиты также планировалось провести уроки для школьников в рамках конкурса "Учитель в космосе".

В состав экипажа вошли семь человек: командир корабля подполковник ВВС Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, Эллисон Онизука, Рональд Макнейр, Джудит Резник, инженер Грегори Джарвис, учительница Криста Маколифф.

28 января 1986 года Challenger стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На 74 секунде полета, когда шаттл находился на высоте около 15 км над землей, произошел взрыв. Корабль разрушился в воздухе, оторвавшаяся кабина с экипажем, не оборудованная парашютами, разбилась. Запуск транслировался по телевидению, и свидетелями трагедии стали миллионы американцев.

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты тела астронавтов и обломки корабля. Поиски велись семь месяцев, на них было израсходовано порядка $100 млн.

После катастрофы президент США Рональд Рейган выступил с обращением к нации.

По воспоминаниям вдовы командира шаттла Фрэнсиса Скоби, шок от произошедшей на ее глазах трагедии был настолько силен, что она не могла держаться на ногах.

Было страшно. Мне было трудно самостоятельно спуститься по лестнице. Я упала, а сын бросился и помог мне. Я просто окаменела, меня практически парализовало от увиденного

Джун Скоби

На Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне установили памятник с именами погибших астронавтов.

Важно, чтобы мы никогда не забывали о тех, кто отдал свою жизнь во имя освоения космоса. Их жертвы не были напрасными, потому что они позволили нам стать более умелыми и двигаться дальше. Нам надо учиться на ошибках прошлого, чтобы не повторять их, когда мы будем идти вперед

Роберт Кабана

директор Космического центра имени Кеннеди на космодроме на мысе Канаверал

Комиссия Роджерса и эксперимент Фейнмана

Для расследования крушения президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря Уильяма Пирса Роджерса. В комиссию вошел и известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. О своем участии в расследовании он подробно рассказал в книге "Какое тебе дело до того, что думают другие?".

Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракетах-носителях во время полета <...> У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы, и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели

Ричард Фейнман

"Какое тебе дело до того, что думают другие?", М., 2001 год

В ходе слушаний по расследованию катастрофы Фейнман продемонстрировал эксперимент с резиной, стаканом и ледяной водой, который наглядно показал, что при низких температурах резина теряет эластичность.

"YouTube/Amalek61"

Комиссия установила, что причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, которая привела к утечке газов. Они прожгли оболочку топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву.

Как выяснилось в ходе расследования, о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец ответственным руководителям NASA было известно еще в 1977 году. Кроме того, запуск Challenger проходил при низкой температуре воздуха - 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как для взлета была рекомендована температура 11 и более градусов выше нуля.

Это свидетельство выявило проблемы во взаимодействии, которые привели к решению запуска миссии 51L, основанному на неполной, а иногда и недостоверной информации, конфликту между инженерными данными и руководящими решениями, и которые позволяли руководству NASA обходить проблемы безопасности полета в обход ключевых фигур программы Space Shuttle

отчет комиссии Роджерса

После катастрофы программа Space Shuttle была приостановлена. В августе 1986 года было принято решение о строительстве нового корабля Endeavour, который заменил Challenger. Полеты по программе возобновились лишь в конце сентября 1988 года и завершились в июле 2011 года.

Нельзя продолжать жить, не прощая. Мы все живые люди, и у всех нас есть свои недостатки. NASA извлекло серьезный урок, сейчас написаны даже учебники о том, как избегать таких несчастных случаев, как с Challenger

Джун Скоби

вдова командира шаттла

"Забытые пленки"

Хотя со времени трагедии прошло 30 лет, американцы продолжают восстанавливать ход событий до и после катастрофы. Телеканалу National Geographic Channel удалось отыскать уникальную пленку, запечатлевшую встречу Джорджа Буша-старшего, который на тот момент занимал пост вице-президента США, с первым американским астронавтом и сенатором Джоном Гленном. Встреча прошла в центре космических полетов в Хьюстоне вечером 28 января 1986 года уже после катастрофы Challenger.

Буш-старший назвал этот день "одним из тяжелейших, если не самым тяжелым" в истории NASA. Гленн, в свою очередь, сказал:

В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, то даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества

Эти фрагменты включены в документальный фильм "Катастрофа Challenger: забытые пленки" (Challenger Disaster: Lost Tapes), премьера которого состоялась на канале National Geographic Channel 25 января.

Исполнительный продюсер и режиссер ленты Том Дженнингс горд тем, что ему удалось получить из архива NASA такую реликвию.

"Я спрашивал всех, кто мог помнить о пленке. Никто не мог припомнить ничего подобного. Мы просмотрели массу документальных фильмов о Challenger, и никто и никогда не использовал эти кадры. Если бы мы не интересовались, их так никто и не увидел бы", - заметил он.

Три катастрофы

День памяти погибших астронавтов отмечается в США в конце января - именно на этот период приходятся все три катастрофы американских пилотируемых кораблей. Первая из них произошла 27 января 1967 года, когда при подготовке к полету Apollo-1 на его борту возник сильный пожар. Погибли три члена экипажа, а программа Apollo была задержана на 18 месяцев.

1 февраля 2003 года в небе над Техасом при возвращении на Землю загорелся и развалился на части еще один шаттл - Columbia. Как было установлено, несколько плиток его теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы, и корабль разрушился. Его экипаж также состоял из семи человек.

В общей сложности эти три катастрофы унесли жизни 17 астронавтов.

В подготовке материала принимали участие Инна Климачева (ТАСС-ДОСЬЕ), Иван Лебедев и Алексей Качалин (корр..

Считается, что в 1986 году при запуске США шаттла "Челленджер" в космос шаттл взорвался, весь экипаж погиб.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.
{МОДУЛЬ=240&style=margin:20px;float:left;}
Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной разрыва швов ускорителя, вслед за чем горячие газы высокого давления прорвались из твердотопливного двигателя наружу, проникли в примыкающие конструкции ускорителя и достигли внешнего топливного бака. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя, повреждению и взрыву внешнего топливного бака. Разрушение основного топливного бака высвободило весь находившийся в нем жидкий водород и кислород. Элементы топлива, соединившись в воздухе, образовали огненную вспышку в сотни метров.

В этот момент повреждённый корабль еще продолжал набор высоты, однако вскоре его полет стал неустойчивым. В результате сочетания повреждений и несимметричного действия аэродинамических нагрузок оторвалась хвостовая часть корабля и двигательный отсек. Произошло отделение крыльев, а затем кабины с экипажем от грузового отсека. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

Позже, в результате длительной поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторым его членам удалось выжить при основном взрыве. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного покидания, и астронавты не пережили столкновения отсека с поверхностью океана.

Катастрофа шаттла «Челленджер» 1986 год


Но так ли это?

Трагедия шаттла «Челленджер» произошла в 1986 году в прямом эфире, на глазах всего мира. Интересно, что именно в этом запуске США были уверены на 200%, и было принято решение транслировать запуск в прямом эфире на весь мир. Этому событию посвящены книги, пространные статьи в серьезных журналах и газетах. И вот внезапно выяснилось, что астрономы с «Челленджера» живы и спокойненько живут в США, причем некоторые даже не стали менять документы и живут под своими именами и фамилиями.

Michael J. Smith не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madison. Любопытно, что профессором промышленной инженерии и психологии Майкл Джей Смит стал именно в 1986 году, и служит им по сей день.

Richard Scobee тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании (Cows in Trees ltd). Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, поэтому выдают себя за братьев-близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья-близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, чтобы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами-братьями. По статистике, вероятность рождения близнецов - 1/250. Несложно догадаться, что вероятность рождения близнецов дважды - 1/62500 для команды из двух человек, и 1/17857 для команды Шаттла из 7 человек. Короче - это фантастика, уважаемые.

Современные фото "космонавтов Челленджера". Они живы

{МОДУЛЬ=241&style=margin:20px;float:left;}
RONALD MC NAIR выдает себя за Carl Mc Nair, ELLISON ONIZUKA выдает себя за Claude Onizuka.

Живы и женщины Чалленджера. Обе преподают юриспруденцию - в Йельском и Сиракузском университетах соответственно. Следов 7-го астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71, вполне возможно, что он умер своей смертью, или его просто грохнули, чтобы не болтал лишнего. Либо он был единственным, кто реально находился на борту Шаттла.

Весь мир видел, что шаттл взорвался, развалился на куски, его обломки упали в океан. Выжить никто не мог. Из этого очень простой вывод - в шаттле никого из уцелевших и не было. Это всё Голливуд. США показывает старт пустой консервной банки, а потом транслирует картинку из студии.

Некоторые конспирологи, кстати, считают, что «Челленджер» США взорвали сами, нарочно. Зачем это им было надо - есть множество версий, например программа челноков оказалась гораздо менее эффективной, чем та, что применяется Россией и США на данный момент. Но признать это - катастрофическая потеря лица. А постановочная "катастрофа", транслируемая на весь мир (какой ещё пуск так широко освещался?) - это очень подходящий повод свернуть невыгодную программу и перейти на более перспективную и экономичную на данный момент с одноразовыми пусками.

Как бы там ни было факт остается фактом: экипажа Челленджера не было на его борту в момент взрыва. И США это скрыли от всех.

N.B. Это из той же серии, как "американцы на Луне были"... Страна обманов, фейков и Голливуда...