Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х. Конспект занятия «Зима

Тема: знакомство со звуком [Х].

Цель: познакомить детей со звуком [Х].

Задачи:

  1. Научить детей четко произносить звук [Х];
  2. Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
  3. Развивать у детей фонематические представления;
  4. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.

2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….

III. Физкультминутка.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.



Знакомство с буквой Х

Тема: знакомство с буквой Х.

Цель: познакомить детей с буквой Х.

Задачи:

1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.

Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.

3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

III. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник ).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб ).

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает…(хомяк ).

Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.

Тема:

Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

    Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;

    Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

    Расширить представление о мире, словарный запас;

Развивающая

    Развивать частично-поисковую деятельность;

    Развивать мышление, внимание, речь;

    Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная

    Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);

    Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Золотой ключик,

Фото Тима и Тома,

Карточки с дифференцированными заданиями,

- « волшебная палочка»,

Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

Карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

    Организация класса.

(В класс входит учительница в костюме Мальвины)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

Садитесь.

II.Актуализация знании

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III . Повторение.

М: Начнём работу.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

Глухой или звонкий?

Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение –загадка.

Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

Твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)

    Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?

    – Угадал! – сказал Володя.

Это солнышко восходит!

    Возразила сразу Зина:

Здесь арбуза половина!

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

    Головой качает Вася:

Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

    Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

Что значит « грамотный»?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V . Итог урока.

Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.

Аннотация. Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема «Звуки Х-Хь. Буква Х»

  • Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  • Развивать пространственную ориентацию.
  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
  • Укреплять мускулатуру щёк.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Материалы и оборудование.

  • Интерактивная доска. Интерактивные демонстрационные таблицы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»). Магнитная доска. Маркер. Картинки с изображением буквы Х, хомяка и хорька. Наборы для звукового анализа слов. Позиционная карта демонстрационная. Карточки с изображением напечатанных букв. Бумажный хомячок на пальчик (гимнастика для глаз).

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!

Послушайте загадку:

Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)

Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.

Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?

Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?

Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.

Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб. Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).

Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.

2. Физминутка.

А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

(Дети встают в полукруг у доски).

В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

3. Введение в тему.

Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).

На что похожа буква Х?

Их скольких элементов она состоит?

Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.

Напишем её на волшебной доске.

(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.

4. Наши глазки устали.

А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.
Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.

6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.

7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.

9. Итог.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.

Мелихова Л.Н.,
учитель-логопед

К онспект НОД по теме: « Звуки Х/Хь.Буква Х. »

Цель : Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].

Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).

Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])

Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).

Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».

Корррекционно- развивающие:

Развитие фонематического слуха.

Расширение и уточнение словаря детей.

Развитие ВПФ (внимания, памяти).

Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики и осязания.

Коррекциооно- воспитательные:

Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование :

Предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х - хлопушка, хомяк,петух, подсолнух, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина…; зеркала 9х12см на каждого ребенка; Два гномика (синий и зеленый) для обозначения согласных звуков, индивидуальные звуко - слоговые пеналы, квадратики синего и зеленого цвета, изображение буквы Х, счетные палочки для каждого ребенка

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие с гостями.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня я вас познакомлю с новым звуком, а с каким вы догадайтесь сами. Отгадывание загадок.

После ответа, на загадку на доске появляется картинка.

Мягкий, пышный, вкусный, свежий с хрустящей корочкой. (Хлеб)

С красным гребешком, зерно клюет, по утрам голосисто поет. (Петух)

Хлоп — и конфета

Стреляет как пушка!

Каждому ясно: это.... (Хлопушка)

Посадили зернышко, выросло солнышко (Подсолнух)

Отгадай легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)

Давайте еще раз назовем все отгадки.

Ответы детей.

  1. 3. Основная часть.

Определение звука Х в словах: ХЛЕБ, ХЛОПУШКА какой звук стоит в начале слова? ПЕТУХ, ПОДСОЛНУХ в конце?

Как вы думаете с каким звуком я вас познакомлю?

Со звуком Х.

Правильно. Для правильного произношения мы должны размять наш язычок и выполнить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Возьмите свои зеркала. «Заборчик», «Трубочка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье».

Молодцы! Отложите зеркала в сторону.

Послушайте характеристику для звука Х:

Звук «Х»- согласный, мы его пропеть не можем, он глухой, мы его обозначаем синим цветом. (Синий гномик). У звука «Х» есть младший братец это звук «Хь» - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. (Зеленый гномик).

Развитие фонематических процессов. А сейчас посмотрите у каждого из вас есть два квадратика синий и зеленый, я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы должны определить какой звук в этом слове Х или Хь, и поднять нужный квадратик. Х- синий, Хь- зеленый.

Х-Хь-Х-Х-Хь-Хь-…

ХА-ХИ-ХО-ХЕ-ХИ-ХА-ХА-ХЯ-…

ХОР-ПУХ-ХИТРЫЙ-ХОЬЯК-ПЕТУХ-…

Храбрый, Хижина, хурма, хомяк, хитрый, хор, хирург, горох, хищник.

Молодцы! Продолжаем с вами тренировать наши ушки.

Будьте внимательны и повторите за мной:

ХА-ХО-ХУ АХ-ОХ-АХ ХИ-ХЕ-ХИ

ХО-ХА-ХА УХ-ИХ-АХ ХЯ-ХЯ-ХИ

ХУ-ХЫ-ХА АХ-УХ-ИХ ХЕ-ХИ-ХИ

ХЫ-ХЭ-ХА ЕХ-АХ-ИХ ХЯ-ХЯ-ХЮ

Звуко-слоговой анализ слогов и слов: Возьмите звуковые пеналы. Сейчас каждый из вас самостоятельно попробует выложить слоги и слова, а потом мы сверим с доской.

ХА ИХ ХИ ПУХ ХОП

4.Физкультминутка Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

  1. Работа с индивидуальными картинками . Игра «Паровозик».

У каждого из вас на краю стола лежит картинка,пододвиньте ее к себе и переверните. Вам нужно будет определить какой звук в этом слове Х или Хь и определить его место в слове.

Давайте вспомним, что такое звуки и чем они отличаются от букв? Звуки это то, что мы слышим и произносим. А буквы мы видем и пишем. Верно!

  1. 6. Знакомство с буквой Х.

А сейчас я познакомлю вас с буквой Х.

Это буква «Х». Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] - согласный, твердый глухой и [Х`] - согласный, мягкий, глухой.

С помощью счетных палочек выложите букву Х. А сейчас нарисуем ее в воздухе. Молодцы!

  1. Итог :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Сегодня на занятии мы познакомились со звуками Х и Хь. Чем они отличаются друг от друга?

Звук Х- твердый согласный, а звук Хь- мягкий. Давайте вспомним лова со звуками Х-Хь.

Молодцы! Занятие окончено, отдыхайте.

Тема: Согласный звук [Х], [Х’], Буква «Х».

Задачи:

Отрабатывать умение детей находить слова, точно оценившие ситуацию;

Совершенствовать способность детей рассуждать, четко выражая свои мысли,

Познакомить с буквой «Х»;

Продолжать учить детей графически записывать предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги

Развивать мелкую моторику руки.

Ход НОД:

Мы сегодня на нашем занятие продолжаем знакомится с новой буквой, учится, а так же наблюдать за словами.

Сегодня я расскажу вам сказку.

Жила была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила и больше всего она любила кушать ………..

А что любила мы посмотрим у меня на доске.

Назовите одним словом (фрукты)

Скажите первые буквы и вы получите имя девочки, нашей героине (Галя)

Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба, Галя раскапризничалась, кинула хлеб (ведь она была маленькая и в школу еще не ходила)

Не буду есть этот не вкусный хлеб. И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай.

Рассердился Каравай на Галю и сказал: Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!- Поможем Гале вернуться домой?

Тогда настройтесь на серьезную работу.

И первое задание, вам нужно отгадать загадки, а отгадки у меня на доске закрытые.

Вкусная - превкусная

Круглая - прекруглая

Мама печет,

Всем детям дает (Ватрушка)

Мнут и катают,

В печке закаляют,

А потом за столом

Режут ножом (Батон)

Кольца не простые

Кольца золотые

Блестящие, хрустящие,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье (Сушки)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

Да верно это хлеб.

А какой он хлеб?

(румяный, свежий, душистый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Хлеб бывает разный, он полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Ребята, а кто знает откуда к нам пришел хлеб? (из магазина)

Из зернышка вырастает колосок, чтобы вырос колосок, землю боронуют. Удобряют и защищают от вредителей с самолета. Хлеб созрел, его убирают комбайнерами, везут на мукомольный завод и обмалачивают и получают тесто, выпекают и в магазин.

Физминутка:

Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встаем)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (2 раза)

Второе задание:

С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»

Как вы думаете, какой это звук? [Х] - согласный звук (произносится глухо, его нельзя произносить громко)

Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.

Придумайте слова начинающие на букву «Х»

Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.

Третье задание:

Рассмотрим букву «Х»

Х - забавная игрушка

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка -

Ветру вольному подружка.

Х - все ходит, ходит, ходит -

Место что ли не находит.

Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.

У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»

Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х - согласный звук, бывает твердым и мягким.

Четвертое задание:

Нужно графически записать предложение. Мы уже с вами знаем что такое предложение, что предложение начинается с заглавной буквы, предложение состоит из нескольких слов, и в конце предложения ставится точка.

Кто хочет попробовать у доски.

А мы знаем, что предлоги в, на, за, записываются короткой чертой.

Маша пошлы в магазин.

Папа купил вкусный хлеб.

Повар испек торт.

На полях выращивают хлеб.

Ну молодцы, понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но на последок сказал:

Как вы думаете, что?

(Бережно относится к хлебу, в него вложен труд многих людей, и он очень полезный)

Молодцы, так с какой буквой и с каким мы звуком познакомились?