Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х. Конспект занятия «Зима
Тема: знакомство со звуком [Х].
Цель: познакомить детей со звуком [Х].
Задачи:
- Научить детей четко произносить звук [Х];
- Научить детей дифференцировать звук [Х] на слух и в произношении;
- Развивать у детей фонематические представления;
- Познакомить со звуковым обозначением звука.
Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Выдели первый звук». Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать какой одинаковый звук слышится в начале этих слов: хобот, холодильник, хвост, хомяк, хлеб.
2. Артикуляция звука [Х]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [Х]: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…(показываем соответствующую картинку).
3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.
4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).
5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Х]»: Х, П, М, Х…; ХА, ХО, ПУ…; АХ, ОМ, УХ…; ХЛЕБ, МОЛОКО, БАТОН, МОХ, УХО….
III. Физкультминутка.
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.
1. Д/и «Повтори серию слогов»: АХ-ОХ-УХ-ИХ; ХА-ХО-ХУ-ХЫ.
2. Д/и «Доскажи звук»: педагог называет начало слова, а дети-только последний звук в слове: ПЕТУ…, ПАСТУ…, ОТДЫ…, ЗАПА…, ЛОПУ…, ГОРО…, ШОРО…, СТРА….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [Х] и на другие звуки). Педагог сначала просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук Х, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.
Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.
Знакомство с буквой Х
Тема: знакомство с буквой Х.
Цель: познакомить детей с буквой Х.
Задачи:
1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.
Демонстрационный материал:
картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные
карточки для работы с буквой Х.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [Х]».
II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Где находится звук»: педагог произносит слова, детям следует определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце: ХОМЯК, МУХА, МОХ, ХАЛАТ, ХВОСТ, УХО, УХА, ГОРОХ.
2. Д/и «На что похожа буква Х?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним Прибежал хомячок и принёс букву. Какую? (Букву Х). Спрашиваем у ребят на что похожа буква Х? (На крестик, на бантик). Педагог показывает соответствующие картинки.
Стих про букву Х:
Одна черта наискосок, другая-зачеркнула,
Какая буква на урок сегодня заглянула?
«Ха, не узнал?!»-учи стихи!
Смеётся буква: «Хи-хи-хи»!
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву Х»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.
III. Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: У, Х, Ж, К;
-«Обведи букву».
2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник
).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб
).
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает…(хомяк
).
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.
Тема:
Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.
Цели:
Обучающая
Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;
Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;
Расширить представление о мире, словарный запас;
Развивающая
Развивать частично-поисковую деятельность;
Развивать мышление, внимание, речь;
Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.
Воспитательная
Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);
Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Золотой ключик,
Фото Тима и Тома,
Карточки с дифференцированными заданиями,
- « волшебная палочка»,
Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,
Карточки для конструирования,
- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».
Ход урока:
Организация класса.
(В класс входит учительница в костюме Мальвины)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.
(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)
Садитесь.
II.Актуализация знании
(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)
К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!
Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?
К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.
М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!
(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).
М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х
III . Повторение.
М: Начнём работу.
На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.
Почему они относятся к гласным?
Какие ещё звуки есть?
Почему они относятся к согласным?
Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?
Какие ещё могут быть согласные звуки?
IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?
- Может ли он быть мягким? Назовите.
Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).
Как стонет больной?
Как мы смеёмся?
Игра « Тим и том»
У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.
(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)
М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).
М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).
(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)
Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.
Произнесём его хором?
Глухой или звонкий?
Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)
Знакомство с буквой.
А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.
Ребята, на что похожа буква Х?
(отвечают дети)
Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.
Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?
Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?
(чтение по учебнику слогов слияния).
Физминутка.
« Буратино»
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
« Прятки»
Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.
Учитель поворачивается, говорит удивлённо:
Где же все ребята?
Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.
Игра « Буква потерялась»
М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук
Прочитайте слова и сразу опишите звук.
Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.
Развитие речи.
Что такое хобот?
У кого он есть? (слон, бабочка)
Для чего он нужен?
Посмотрите на рисунок и расскажите.
Стихотворение –загадка.
Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.
Хомяку сказал хорёк:
Твой узок, мой широк.
О чём идёт речь?
Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».
Игра «Хвосты»
Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.
Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.
(после завершения работы карточки сдаются).
Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.
Что это за машина?
Зачем ей хвост?
Игра « Слово рассыпалось»
К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.
Б) 1 ряд пишет на доске.
В) 2 ряд откладывает слово в кассе.
Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хату и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!
К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?
(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)
Подошёл к ребятам Витя.
Показал листок:
Взгляните!
Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?
– Угадал! – сказал Володя.
Это солнышко восходит!
Возразила сразу Зина:
Здесь арбуза половина!
Сказал, подумав Боря,-
Это гриб, чего тут спорить.
Головой качает Вася:
Я с тобою не согласен.
Я уверен, будет тут нарисован парашют!
Витя свой рисунок взял
Улыбнулся и сказал:
Вы догадливыми были,
Только жаль, про хлеб забыли.
Как собрали урожай,
Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)
М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?
А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?
(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)
Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.
Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.
« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»
Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
Ребята, как вы бережёте хлеб?
Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.
Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.
Объясните значение этих слов.
Как можно назвать одним словом? (хлебороб)
У кого из вас родители хлеборобы?
Работа по учебнику.
Чтение учителем рассказа.
На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.
(учитель читает)
Что значит « грамотный»?
Считаете ли вы себя грамотными?
3. Чтение рассказа учащимися.
А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?
V . Итог урока.
Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?
К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.
М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.
К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.
М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)
Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.
М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!
(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.
Аннотация. Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема «Звуки Х-Хь. Буква Х»
- Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать пространственную ориентацию.
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
- Укреплять мускулатуру щёк.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
Материалы и оборудование.
- Интерактивная доска. Интерактивные демонстрационные таблицы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»). Магнитная доска. Маркер. Картинки с изображением буквы Х, хомяка и хорька. Наборы для звукового анализа слов. Позиционная карта демонстрационная. Карточки с изображением напечатанных букв. Бумажный хомячок на пальчик (гимнастика для глаз).
Ход занятия
1. Оргмомент.
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!
Послушайте загадку:
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)
Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.
Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?
Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?
Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.
Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб. Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).
Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.
2. Физминутка.
А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в полукруг у доски).
В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!
3. Введение в тему.
Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).
На что похожа буква Х?
Их скольких элементов она состоит?
Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.
Напишем её на волшебной доске.
(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.
4. Наши глазки устали.
А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.
Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.
6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.
7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.
9. Итог.
С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.
Мелихова Л.Н.,
учитель-логопед
К онспект НОД по теме: « Звуки Х/Хь.Буква Х. »
Цель : Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
Корррекционно- развивающие:
Развитие фонематического слуха.
Расширение и уточнение словаря детей.
Развитие ВПФ (внимания, памяти).
Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики и осязания.
Коррекциооно- воспитательные:
Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование :
Предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х - хлопушка, хомяк,петух, подсолнух, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина…; зеркала 9х12см на каждого ребенка; Два гномика (синий и зеленый) для обозначения согласных звуков, индивидуальные звуко - слоговые пеналы, квадратики синего и зеленого цвета, изображение буквы Х, счетные палочки для каждого ребенка
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие с гостями.
2.Сообщение темы занятия.
Сегодня я вас познакомлю с новым звуком, а с каким вы догадайтесь сами. Отгадывание загадок.
После ответа, на загадку на доске появляется картинка.
Мягкий, пышный, вкусный, свежий с хрустящей корочкой. (Хлеб)
С красным гребешком, зерно клюет, по утрам голосисто поет. (Петух)
Хлоп — и конфета
Стреляет как пушка!
Каждому ясно: это.... (Хлопушка)
Посадили зернышко, выросло солнышко (Подсолнух)
Отгадай легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)
Давайте еще раз назовем все отгадки.
Ответы детей.
- 3. Основная часть.
Определение звука Х в словах: ХЛЕБ, ХЛОПУШКА какой звук стоит в начале слова? ПЕТУХ, ПОДСОЛНУХ в конце?
Как вы думаете с каким звуком я вас познакомлю?
Со звуком Х.
Правильно. Для правильного произношения мы должны размять наш язычок и выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Возьмите свои зеркала. «Заборчик», «Трубочка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье».
Молодцы! Отложите зеркала в сторону.
Послушайте характеристику для звука Х:
Звук «Х»- согласный, мы его пропеть не можем, он глухой, мы его обозначаем синим цветом. (Синий гномик). У звука «Х» есть младший братец это звук «Хь» - согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. (Зеленый гномик).
Развитие фонематических процессов. А сейчас посмотрите у каждого из вас есть два квадратика синий и зеленый, я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы должны определить какой звук в этом слове Х или Хь, и поднять нужный квадратик. Х- синий, Хь- зеленый.
Х-Хь-Х-Х-Хь-Хь-…
ХА-ХИ-ХО-ХЕ-ХИ-ХА-ХА-ХЯ-…
ХОР-ПУХ-ХИТРЫЙ-ХОЬЯК-ПЕТУХ-…
Храбрый, Хижина, хурма, хомяк, хитрый, хор, хирург, горох, хищник.
Молодцы! Продолжаем с вами тренировать наши ушки.
Будьте внимательны и повторите за мной:
ХА-ХО-ХУ АХ-ОХ-АХ ХИ-ХЕ-ХИ
ХО-ХА-ХА УХ-ИХ-АХ ХЯ-ХЯ-ХИ
ХУ-ХЫ-ХА АХ-УХ-ИХ ХЕ-ХИ-ХИ
ХЫ-ХЭ-ХА ЕХ-АХ-ИХ ХЯ-ХЯ-ХЮ
Звуко-слоговой анализ слогов и слов: Возьмите звуковые пеналы. Сейчас каждый из вас самостоятельно попробует выложить слоги и слова, а потом мы сверим с доской.
ХА ИХ ХИ ПУХ ХОП
4.Физкультминутка Хомка-хомка, хомячок
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
- Работа с индивидуальными картинками . Игра «Паровозик».
У каждого из вас на краю стола лежит картинка,пододвиньте ее к себе и переверните. Вам нужно будет определить какой звук в этом слове Х или Хь и определить его место в слове.
Давайте вспомним, что такое звуки и чем они отличаются от букв? Звуки это то, что мы слышим и произносим. А буквы мы видем и пишем. Верно!
- 6. Знакомство с буквой Х.
А сейчас я познакомлю вас с буквой Х.
Это буква «Х». Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] - согласный, твердый глухой и [Х`] - согласный, мягкий, глухой.
С помощью счетных палочек выложите букву Х. А сейчас нарисуем ее в воздухе. Молодцы!
- Итог :
С какими звуками мы сегодня познакомились? Сегодня на занятии мы познакомились со звуками Х и Хь. Чем они отличаются друг от друга?
Звук Х- твердый согласный, а звук Хь- мягкий. Давайте вспомним лова со звуками Х-Хь.
Молодцы! Занятие окончено, отдыхайте.
Тема: Согласный звук [Х], [Х’], Буква «Х».
Задачи:
Отрабатывать умение детей находить слова, точно оценившие ситуацию;
Совершенствовать способность детей рассуждать, четко выражая свои мысли,
Познакомить с буквой «Х»;
Продолжать учить детей графически записывать предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги
Развивать мелкую моторику руки.
Ход НОД:
Мы сегодня на нашем занятие продолжаем знакомится с новой буквой, учится, а так же наблюдать за словами.
Сегодня я расскажу вам сказку.
Жила была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила и больше всего она любила кушать ………..
А что любила мы посмотрим у меня на доске.
Назовите одним словом (фрукты)
Скажите первые буквы и вы получите имя девочки, нашей героине (Галя)
Однажды мама посадила её обедать, налила суп и дала кусок хлеба, Галя раскапризничалась, кинула хлеб (ведь она была маленькая и в школу еще не ходила)
Не буду есть этот не вкусный хлеб. И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай.
Рассердился Каравай на Галю и сказал: Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!- Поможем Гале вернуться домой?
Тогда настройтесь на серьезную работу.
И первое задание, вам нужно отгадать загадки, а отгадки у меня на доске закрытые.
Вкусная - превкусная
Круглая - прекруглая
Мама печет,
Всем детям дает (Ватрушка)
Мнут и катают,
В печке закаляют,
А потом за столом
Режут ножом (Батон)
Кольца не простые
Кольца золотые
Блестящие, хрустящие,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье (Сушки)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
Да верно это хлеб.
А какой он хлеб?
(румяный, свежий, душистый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Хлеб бывает разный, он полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Ребята, а кто знает откуда к нам пришел хлеб? (из магазина)
Из зернышка вырастает колосок, чтобы вырос колосок, землю боронуют. Удобряют и защищают от вредителей с самолета. Хлеб созрел, его убирают комбайнерами, везут на мукомольный завод и обмалачивают и получают тесто, выпекают и в магазин.
Физминутка:
Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встаем)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (2 раза)
Второе задание:
С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»
Как вы думаете, какой это звук? [Х] - согласный звук (произносится глухо, его нельзя произносить громко)
Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.
Придумайте слова начинающие на букву «Х»
Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.
Третье задание:
Рассмотрим букву «Х»
Х - забавная игрушка
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
Х - все ходит, ходит, ходит -
Место что ли не находит.
Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.
У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»
Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х - согласный звук, бывает твердым и мягким.
Четвертое задание:
Нужно графически записать предложение. Мы уже с вами знаем что такое предложение, что предложение начинается с заглавной буквы, предложение состоит из нескольких слов, и в конце предложения ставится точка.
Кто хочет попробовать у доски.
А мы знаем, что предлоги в, на, за, записываются короткой чертой.
Маша пошлы в магазин.
Папа купил вкусный хлеб.
Повар испек торт.
На полях выращивают хлеб.
Ну молодцы, понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но на последок сказал:
Как вы думаете, что?
(Бережно относится к хлебу, в него вложен труд многих людей, и он очень полезный)
Молодцы, так с какой буквой и с каким мы звуком познакомились?