Когда праздник медовый спас в году. Чистка колодцев и очищение скотины

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Источник - сайт


Яблочный Спас 2016 года какого числа празднуется, известно всем православным. Дата праздника является фиксированной и не меняется ежегодно. В какие дни отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, традиции, приметы и история праздников – все это можно узнать из данной публикации.

Яблочный Спас 2016 года какого числа. В августе православные отмечают три праздника: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Все три спаса ежегодно отмечаются в одни и те же дни, каждый праздник имеет свои традиции и свою историю. Медовый Спас всегда празднуется 14 августа. В этот день у верующих начинается Успенский пост. Издревле считалось, что на Медовый Спас нужно собирать и святить в церкви мед. Этот день еще носит название Мокрый Спас или Маковей, так как святили также воду и мак, который тоже созревает к этому дню. 14 августа все хозяйки стряпают блюда на меду и с маком: блины, булочки, пироги. На Медовый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

Яблочный Спас 2016 года какого числа, традиции и приметы, история праздника. Яблочный Спас – самый почитаемый праздник среди трех спасов. В древней Руси считалось, что есть яблоки можно только после 19 августа, дня, когда празднуется Яблочный Спас. С утра верующие относили яблоки в храм и святили их. После чего плоды можно было есть самим, угощать знакомых и незнакомых, а также готовить разнообразные блюда. Женщины в этот день пекли пироги с яблоками, варили компот и варенье. В это день отмечается также другой большой православный праздник – Преображение Господне. С этого дня осень постепенно вступает в свои права – дни становятся короче, а ночи – длиннее и холоднее. На Яблочный Спас парни и девушки водили хороводы, пели песни и гуляли весь день по улицам. Незамужние девушки загадывали желания о женихах и просили для себя счастья и благополучия. Существовал такой способ гадания на Яблочный Спас. Перед человеком ставили корзину с яблоками различных оттенков и накрывали ее полотенцем. Нужно было, не глядя, вытащить одно яблоко. Если плод оказался красным, то девушку или парня ожидало богатство и удача. Если зеленым – то человека ждала удача в семейных делах, если желтый – то в будущем ожидало спокойствие и умиротворение. Заготовленные в этот день яблоки приносили в дом любовь и удачи, оберегали от несчастий.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: когда празднуется Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, традиции и приметы, история праздника. Третий Спас носит название Ореховый или Хлебный. Он отмечается 29 августа. За день до этого заканчивается строгий Успенский пост, поэтому праздновать можно разгульно и весело. На Руси считалось, что в этот день созревают в лесу орехи. Хлебным Спасом этот день назывался потому, что начинали выпекать хлеб из зерна, собранного в этом году. 29 августа в церковь несли святить орехи и хлеб из зерна нового урожая. В этот день хозяйки готовили множество вкусных блюд с орехами и медом. Чем богаче будет праздничный стол на Ореховый Спас, тем радостнее и обильнее выдастся следующий год.

Одни из самых любимых праздников славян - это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.

В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями. Чтите древние традиции и не забывайте нажимать на кнопки и

09.08.2016 02:05

Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого...

Праздник Преображения Господня или яблочный Спас будет праздноваться 19 августа. Согласно народным приметам, это «граница» между летом и осенью. Также яблочный Спас - своеобразный праздник завершения сбора урожая.

Кстати, этот день называется в народе и по-другому. Почитают его как Спас на горе, потому что в Евангелии описано, как Спаситель поднялся на гору для молитвы. Также именуют его средним Спасом за то, что находится посередине между медовым и ореховым Спасами. Как пишет журнал "Прекрасная половина ", день 19 августа называют праздником первых плодов, потому что фрукты созревают к этому времени. Еще его величают Осенинами за то, что с праздником этим приходит встреча с осенью.

История праздника: яблочный Спас или Преображение Господне

Евангелие повествует о том, что Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иоанна и Иакова отправился молиться на гору в Галилее. Именно там, на вершине во время молитвы произошло преображение: лицо спасителя стало светиться, а одежда вдруг стала ослепительно белого цвета и засияла. Это произошло, когда послышался божественный голос и появилось светлое облако, принесшее ветхозаветных пророков, Илию и Моисея. Иисус долго беседовал с ними об Исходе. С этого момента он знал о своей мучительной кончине, и прошёл свой путь до конца: умер и воскрес из мертвых.

Отмечать праздник начали православные люди в Палестине IV века после того, как на горе Фавор был возведён храм Преображения. По одной из версий, именно здесь молился с учениками Иисус.

Согласно Евангелию, Христос молился за сорок дней до Пасхи, следовательно, событие происходило в феврале, но в эти дни проходит Великий пост, по этой причине дата праздника назначена Православной церковью на 19 августа, на время Успенского поста.

Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

Название связано с тем, что к этому дню как раз созревали яблоки. Их приносили в церковь, чтобы освятить и только после этого разрешалось есть фрукты. Православные люди видели в этом обычае также преображение. Неспелые яблоки кислые и резкие на вкус, созревая, наливаются соком. Так и человек в земной жизни грешен и некрасив, но обращаясь к нравственным началам, прикасается к божественному свету, его дух светлеет и преображается.

Съесть яблоко до Спаса считалось грехом. Люди верили, что на том свете райские яблочки раздают детям. Родители умерших детей несли в этот день плоды на их могилки.

В народе верили, что в день второго Спаса яблоки обладают чудодейственной силой. Впервые попробовав плод свежего урожая, загадывали желание и ждали, что оно обязательно исполнится.

С яблочного Спаса начинали собирать фрукты и заготавливать их на зиму. Особенно любили крестьяне мочёные или сушёные яблоки, а кроме того варили варенье, компоты, сиропы.

Что готовить на яблочный Спас

В этот праздник хозяйки готовят различные блюда с яблоками, а также с прочими фруктами, грибами и ягодами, собранными в лесу, саду или огороде. Обязательным угощением является выпечка - блины и пироги.

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.