Когда был построен римский колизей. Колизей - вечный символ рима

Грандиозное сооружение, сохранившее архитектурную прелесть и историческую амбициозность, и по сей день изумляет людей со всего мира. Воздвигнутый всего за 10 лет – Колизей остался на страже истории вовек. Его арена видела сотни тысяч смертей и подвигов, в его подвалах стонали рабы и раненные гладиаторы, а звери ждали своей очереди для растерзания человеческой плоти, от которой пахло свежей кровью.

Строительство Колизея началось указом императора Веспасиана по некоторым источникам в 70, по другим в 71 г. до н. э. и продолжалось после его смерти сыном и приемником Титом. Именно он назвал его в честь рода своего Амфитеатром Флавиев, от латинского – Titus Flavius Vespasianus и устроил пышную церемонию открытия. Целых 100 дней в году там устраивались развлечения для римлян. Более чем 50 тысяч зрителей ежедневно смотрели гладиаторские бои, жестокие казни, разные представления и даже морские сражения, ради которых арену наполняли водой.

Колизей построен на месте искусственного озера и изумляет своими размерами. Два полукольца из камня и цемента соединяются воедино, принимая вид овала внушительных размеров – 524 метров. Длина арены составляет более чем 85 м, а ширина – 54 м.

Здание имело 80 ходов, и было сооружено так, что зрители могли свободно перемещаться и располагаться на своих местах. Все римляне имели право посещать Колизей, но рассаживались они уже по разным секторам – богатые были ближе к арене, откуда легко и интересно смотреть представления, а бедные зрители довольствовались верхними этажами.

Только на церемонии открытия, на арене Колизея приняли свою смерть более чем 9 тысяч животных. Это были львы и тигры, медведи и бегемоты, даже слоны почтили Колизей своим присутствием.

Свою славу Колизей торжествовал до прихода в Рим христианской веры. Уже в 5 веке императором Гонорием Августом были запрещены гладиаторские бои, а позднее, с приходом вестготов, Колизей был оставлен на произвол судьбы и постепенно разрушался.

В наши же дни Колизей продолжает оставаться визитной карточкой Рима, привлекая горы туристов. Колизей был частично отреставрирован и с гордостью принимает гостей со всего мира, представляя богатую римскую историю и справедливо занимая место самого большого сооружения древних времен.

Свое имя – Колизей – амфитеатр Флавиев получил из-за своих грандиозных размеров. Хотя грандиозны не только размеры, но и вся история Древнего Рима. Он показывает всю мощь Древнего Рима и амбициозность его правителей. Каждый из императоров внес в историю Колизея свою крупинку истории, прославив его навеки. Пролитая кровь гладиаторов и безумие смертей сделали Колизей символом борьбы за сохранение жизни.

Вполне заслуженно называют "Гербом Рима", ведь несмотря на вандализм и длительные разрушения, которому подвергается исторический памятник, он также производит огромное впечатление на тех, кому впервые удалось лицезреть Колизей.

История Колизея

Одно из самых известных сооружений в мире, отличительный знак античного Рима, Колизей, мог так никогда и не быть построен, если бы Веспасиан не решил уничтожить следы правления своего предшественника Нерона. Для этого, на месте пруда с лебедями, который украшал двор Золотого дворца, был построен величественный амфитеатр, вмещающий 70 000 зрителей.

В честь открытия, в 80 году н.э., были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней и за время которых было убито 5 000 диких зверей и 2 000 гладиаторов. Несмотря на это, память о предшествующем императоре было не так просто вытравить: официально новая арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она запомнилась как Колизей. Судя по всему, название отсылает не к собственным габаритам, а к гигантской статуе Нерона в виде бога Солнца, достигающей 35 метров в высоту.

Колизей в Древнем Риме

На протяжении длительного времени, Колизей был для жителей Рима и приезжих местом увеселительных мероприятий, таких, как звериные травли, гладиаторские бои и морские сражения.

Игры начинались утром парадом гладиаторов. Император и его семья смотрели за действом с первого ряда; рядом садились сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного дальше сидела римская знать. На следующих рядах сидел средний класс; после мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными лавочками. На верхней сидели плебеи и женщины, а на следующей рабы и иностранцы.

Выступление начинали клоуны и калеки: они тоже дрались, но не всерьез. Иногда, для состязаний в стрельбе из лука, появлялись женщины. А после наступал черед зверей и гладиаторов. Бои бывали невероятно жестокими, однако христиан на арене Колизея не терзали. Только через 100 лет после признания христианства, начали запрещать игры, а битвы зверей продолжались еще до VI века.

Было мнение, что в Колизее периодически казнили христиан, однако последующие исследования указывают на то, что это был миф придуманный католической церковью. Во времена правления императора Макрина амфитеатр сильно пострадал из-за пожара, но вскоре был реставрирован по указу Александра Севера.

Император Филипп в 248 году ещё праздновал в Колизее тысячелетие Рима с грандиозными представлениями. В 405 году Гонорий запретил бои гладиаторов, как несогласные с христианством, ставшей господствующей религией Римской империи после правления Константина Великого. Несмотря на это, звериные травли продолжали проходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После, для амфитеатра Флавиев настали печальные времена.

Разрушение Колизея

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его постепенному разрушению. С XI века до 1132 года он служил крепостью для влиятельных римских семей, оспаривавших между собой власть над согражданами, в особенности семьи Франджипани и Аннибальди. Последние были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, который, в свою очередь, подарил его сенату и народу.

В 1332 году местная аристократия еще устраивала здесь бои быков, но с той поры и началось разрушение Колизея. На него начали смотреть как на источник стройматериала. На строительство новых сооружений шли не только отвалившиеся камни, но и специально выломанные из него. Так, в XV и XVI веках папа Павел II использовал материал из Колизея для строительства венецианского дворца, а кардинал Риарио для дворца канцелярии, также как и Павел III для паллацо-Фарнезе.

Несмотря на это, значительная часть Колизея уцелела, хотя здание осталось обезображенным. Сикст V хотел использовать его для постройки суконной фабрики, а Климент IX превратил Колизей в завод по добыванию селитры. Из его травертиновых блоков и мраморных плит было построено множество городских шедевров.

Более хорошее отношение к величественному памятнику началось только к середине XVIII века, когда его взял под свою защиту Бенедикт XIV. Он посвятил амфитеатр Страстям Христовым как место, пропитанное кровью множества христианских мучеников. По его приказу в центр арены был установлен огромный крест, а вокруг него возведены ряд алтарей. Лишь в 1874 году они были удалены.

Позже, Папы продолжили заботиться о Колизее, особенно Лев XII и Пий VII, которые укрепили места стен, грозившиеся падением, контрфорсами. А Пий IX отремонтировал некоторые внутренние стены.

Колизей в наше время

Нынешний вид Колизея - торжество минимализма: строгий эллипс и три яруса с точно просчитанными арками. Это самый большой античный амфитеатр: длина наружного эллипса составляет 524 метра, большая ось - 187 метров, малая ось - 155 метров, длина арены равняется 85,75 метра, а её ширина 53,62 метра; высота стен - 48-50 метров. Благодаря таким размерам он мог вместить до 87000 зрителей.

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной 13 метров. В начальном виде в каждой арке стояла статуя, а огромное пространство между стенами затягивалось холстом с помощью специального механизма, для управления которым нанималась команда моряков. Зато ни дождь, ни солнечный зной не были помехой для увеселений.

Сейчас, все желающие могут походить по обломкам галерей и представить себе, как под ареной готовились к боям гладиаторы и метались дикие звери.

С большим вниманием охраняет Колизей нынешнее итальянское правительство, по распоряжению которого строители под руководством археологов вставили валявшиеся обломки, где это было возможно, на прежние места. На арене были произведены раскопки, которые привели к открытию подвальных помещений, служивших для того, чтобы поднимать на арену людей и животных, различные декорации, или заполнять водой и поднимать вверх корабли.

Даже несмотря на все тягости, испытанные Колизеем за время существования, его развалины, лишенные внутренней и внешней отделки, до сих пор производят неизгладимое впечатление своей величественностью и дают понять, каковы были его архитектура и расположение. Вибрации от постоянного городского движения, атмосферное загрязнение и просачивание дождевой воды привели Колизей в критическое состояние. Для его сохранения, во многих местах требуется укрепление.

Сохранение Колизея

Чтобы сохранить Колизей от дальнейшего разрушения был заключен договор между римским банком и итальянским министерством культурного наследия. Первым этапом является реставрация, обработка аркад водонепроницаемым составом и реконструкция деревянного пола арены. Совсем недавно были отреставрированы часть арок и укреплены проблемные места сооружения.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В 2007 году избрана одним из новых семи "чудес света".

В VIII веке пилигримы говорили - "Пока Колизей стоит будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Рассказ о Колизее поможет узнать как строили Колизей, и для чего он был создан. Сообщение о Колизее в Древнем Риме, величайшей памятке архитектуры изложено в этой статье.

Колизей краткое сообщение

Колизей — один из основных символов Рима, пришедший к нам со времен древнего мира. Сегодня Колизей — это полуразрушенное, древнее строение, привлекающее туристов своей величественностью и красотой.

Строительство Колизея

Чтобы возвести Колизей, не понадобилось много времени. В целом на строительство ушло 9 лет , и было задействовано больше 100 тысяч рабов . Их завезли из Иудеи в Рим. Для того, чтобы здание выглядело как можно величественней и помпезней были приглашены архитекторы, строители, инженеры, скульптуры со всех уголков мира.

Продолжить рассказ о Колизее следует с того, что его возводили три правителя – император Веспасиан не дожил лишь год до окончания строительства, император Тит, его сын, второй сын. Но и он вскоре умер, поэтому Домициан (второй сын Веспасиана) достроил это сооружение, достроив к нему один ярус для женщин, рабов и бедных людей.

Несмотря на то, что работы очень быстро завершились, его не зря называют чудом не только древнего, но и современного мира. Оно эксплуатировалось больше 500 лет и неплохо сохранилось до сегодняшних дней.

Внешний вид Колизея

Рассказ о Римском Колизее невозможно продолжать без описания его внешнего вида. Древние историки утверждают, что в нем одновременно могли пребывать больше 70 тыс. зрителей. А вот современные исследователи говорят, что в нем могло разместиться не больше 50 тыс. человек. Изначально архитектурный шедевр имел 3 этажа, высота стен — 50 м, длина арены– 86 м, ширина – 54 м. Колизей возвели в форме эллипса с ареной, окруженной трибунами со всех сторон.

Стены были сделаны из мраморных или каменных блоков известкового туфа. Его привозили из города Тиволи. Во время возведения внутренних стен применяли также туф и кирпич. Блоки стен были соединены стальными тросами.

При постройке памятника архитектуры впервые в Италии было задействовано решение, которое в наши дни применяют для возведения спортивных арен – предусматривалось 80 входов/выходов. Для членов высшей аристократии предназначались 4 входа, а все остальные для обычного зрителя. Они попадали в Колизей из нижнего яруса, арки которого были помечены латинскими цифрами. После чего ступени вели наверх.

Вокруг арены расположились ряды для зрителей с каменными скамьями. Нижний ряд был предназначен для императора, с южной и северной стороны арены были места для членов императорской семьи. В этой части Колизея могли располагаться и сенаторы. Эта часть зрительных рядов отделялась от арены высоким парапетом.

Над местом императора было еще 3 этажа. Здесь могли располагаться:

  • Лица, представляющие городскую знать и сословие всадников
  • Особи, имеющие римское гражданство
  • На последнем этаже могли находиться люди низшего сословия

Жизнь Колизея

Что же показывали на арене величественного римского сооружения? Здесь происходили травли животных, гладиаторские бои и морские сражения. Для последнего представления специальная система заполняла комнаты с площадью в 6 акров водой, и игрались военно-морские сражения. Интересно, что в боях могли принимать участие и галеры.

Он был для римлян и гостей Рима неким развлекательным центром вплоть до 405 года. Император Гонорий, исповедовавший христианство, запретил все бои, травли зверей и морские сражения.

Крушение Колизея осуществилось с момента падения Римской империи. Папа Павел II и кардинал Риарио вместе с другими священниками брали с Колизея камни для строительства личных дворцов. А папа Климент IX вообще превратил амфитеатр в завод, где добывалась селитра.

Сегодня в амфитеатре продолжаются реставрационные работы.

Надеемся, что Вам помог доклад о Колизее в подготовке к занятиям, и Вы узнали много полезного об этой стране. А свое сообщение про Колизей Вы можете оставить через форму комментариев.

Почему Колизей носит такое имя? Как он менялся на протяжении веков? И, самое главное, какие тайны хранит достопримечательность Италии номер один?

"Внимание, ведутся строительные работы"

Для того, чтобы построить , римлянам понадобилось немногим более пяти лет: с 75 до 80 г. н.э. Колизей был и остается одним из самых грандиозных строений : только на возведение внешних стен были использованы более 100 000 кубических метров травертина (известкового туфа). Результат был "colossale" (колоссальным): амфитеатр, протяженностью 189 метров, шириной 156 метров и высотой 48 метров, был способен вместить от 50 до 70 тысяч зрителей на общей внутренней площади в 24 000 квадратных метров.

Арена. Входов в амфитеатр было всего 80, арена, где велись бои, имела эллиптическую форму, с длиной осей около 80 и 50 метров и, вероятно, была покрыта деревянными балками.

Один день в Колизее

Распорядок дня в амфитеатре был предопределен и строг. Вечером перед предстоящим сражением "editor", то есть тот, который организовывал игры, предлагал гладиаторам ужин, который был открыт для общественности: это делалось для того, чтобы толпа могла поближе рассмотреть участников поединков. На следующее утро бойцы открывали день "парадом" в амфитеатре, в богатых доспехах и при полном вооружении. Затем начинались бои между животными или между животными и людьми.

Смертельный обед

Обеденные часы в Колизее были зарезервированы для казней приговоренных к смерти: людей сжигали на кострах, распинали или отдавали на съедение диким зверям. Все это проходило в формате лайв-шоу.

Гвоздь программы

Самым ожидаемым было шоу, проходящее в послеобеденное время - дуэли между гладиаторами: Munera. Согласно распространенному толкованию, гладиаторы выходили на поле колонной, становились перед императором и выкрикивали: "Ave caesar, morituri te salutant". На самом деле, Цезаря приветствовали очень редко.

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название "Колизей" появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя "Колоссео" амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с "Колоссом" Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия "Колизея" ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).

Противосолнечное покрытие и бронь мест

В особо жаркие солнечные дни Колизей покрывали завесой из около 80 треугольными кусками парусины, которые были протянуты через 320 кабелей поддержки. Причину легко понять: завеса защищала от солнечных ожогов зрителей во время дневных шоу.

Места в Колизее было строго зарезервированы. На верхних рядах располагались деревянные скамейки, предназначенные для населения, в то время как места для привилегированных гостей были отделаны мрамором. Каждый желающий мог принять участие в шоу, вход был свободен, однако менять места, присвоенные каждому из посетителей, не разрешалось. Сенаторы Рима сидели в первом ряду вместе с весталками, за ними располагались воины (equites), на чердаках были зарезервированы места для рабов и иностранцев.

Первый лифт в истории и декорации для "спектакля"

Одним из первых примеров рабочих систем лифтов была система, функционирующая в Колизее. Арена и подвальные помещения были фактически связаны лифтами.

Подвальные помещения состояли из чередующихся коридоров. В одних содержались наборы декораций для боев, которые, благодаря системе тросов, поднимались на арену, в других содержались животные и готовящиеся к бою гладиаторы.

Декорации устанавливали на арене заранее. Гладиаторы и животные же поднимались на арену непосредственно в момент начала боя на первом прототипе лифта. Благодаря этим системам подъема из подземного пространства, шоу приобретало более захватывающий характер: воины и дикие звери появлялись на арене как будто из ниоткуда.

Колизей дал жизнь многим историческим достопримечательностям Рима

Мраморный фасад и некоторые внутренние части Колизея были использованы для строительства и различных гражданских зданий Рима, таких как, к примеру, Палаццо Барберини. Находившийся в состоянии запустения в течение длительного времени, амфитеатр фактически использовался римлянами в качестве источника строительных материалов. Так продолжалось вплоть до 18-го века, когда вдруг возникла любовь к древним руинам Рима. Предполагается, что от Колизея осталась лишь одна третья часть того, что было при оригинальной конструкции.

В тринадцатом веке внутри амфитеатра даже был построен палаццо римской семьи Франджипане, а позже и другие гражданские дома.

Колизей повредили и многочисленные землетрясения. Так, в 851 году землетрясение спровоцировало обрушение двух рядов арок на южной стороне и амфитеатр принял знакомый нам асимметричный аспект.

Колизей и бассейн

Внутри амфитеатра одно время проводили и бои в воде, "Naumachie": это были шоу, в которых гладиаторы (или осужденные) воспроизводили известные морские сражения из римской имперской истории.

В бассейне также проводили мирное водное шоу, в котором участвовали женщины.

По словам Мартина Креппера, профессора гражданской и экологической инженерии в Университете Эдинбурга, вода текла через серию внутренних колодцев и труб под трибунами. Для заполнения всей арены была необходимо около 7 часов.

Страшный и ужасный

Во времена гладиаторских боев Колизей приобрел зловещую репутацию, да такую, что считался одним из семи ворот ада (еще бы, на арене погибли десятки тысяч людей). Говорят, что в Колизее даже проводились дьявольские обряды, для которых использовалась кровь погибших на арене. В средние века, затем, шайки бандитов использовали арену, чтобы хоронить жертв. А в XVI веке сюда стремились волшебники и колдуны, которые, использовали для колдовства траву с магической силой, выросшую среди крови и руин.

Джунгли Колизея

В течение нескольких десятилетий ботаники изучают растения, выросшие спонтанно внутри Колизея. Речь идет о более 350 различных видах растений, укоренившихся среди развалин - некоторые из них абсолютно экзотического происхождения и их рост поддерживается уникальным микроклиматом амфитеатра.

Колизей и Голливуд

Колизей был съемочной площадкой для множества фильмов, но фильм, принесший ему еще большую известность во всем мире, "Гладиатор", не был снят внутри амфитеатра. Серия нерешенных вопросов подтолкнула режиссера Ридли Скотта снимать сцены гладиаторской борьбы в римском амфитеатре Эль-Джем в Тунисе и бутафорском Колизее, специально построенном для съемок на Мальте. Чтобы построить амфитеатр потребовалось всего 19 недель, но структура была сделана из дерева и лишь частично: большая часть была воссоздана на компьютере в пост-продакшн.

Пожалуй, история и культура не знала ничего грандиознее, чем Колизей (лат. Colosseus - «громадный»; итал. Colosseo), также известный под названием Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium). Построенный во время масштабной реконструкции Рима, Колизей, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой плененные солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала визитной карточкой Рима.

Примечателен тот факт, что идея построить столь колоссальное строение возникла у императора Веспасиана (лат. Titus Flavius Vespasianus) на фоне архитектурных излишеств его предшественника. Властитель Нерон (лат. Nero Clavdius Caesar), свергнутый в 68 году нашей эры, оставил после себя неприлично роскошный Золотой дворец (« » Нерона (лат. Domus Aurea)) и ряд не менее дорогих строений. Веспасиан и его соратники потратили несколько лет на то, чтобы навести в имперских землях порядок и наполнить казну, опустошенную сумасбродным Нероном.

Строительство

Помимо дел государственных, новый император не упустил из виду потребности римлян в культурных развлечениях. Обширный сад, с прудом, расположенный в столице, Веспасиан приказал превратить в новый центр общественно жизни - амфитеатр. Началом строительных работ считается конец 71 - начало 72 г. н.э. Плоская территория между Рима: Кайлием (Celio), Эсквилином (Esquilino) и Палатином (Palatino) идеально подошла для этих целей.

Столь масштабная стройка требовала колоссальных затрат: материальных и человеческих. Недавно окончившаяся война с иудеями принесла Веспасиану более 100 тысяч пленных рабов, а также необходимые средства. Невольники работали на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под (Tivoli), а также тяжко трудились, доставляя материалы в столицу.

Амфитеатр был возведен в восточной части (лат. Roman Forum) к 80 году н.э. К этом моменту император Веспасиан умер, передав бразды правления своему сыну, Титу (лат. Titus Flavius Vespasianus). Приемник не только построил Колизей в Риме, но отметил окончание строительства пышной церемонией, и освятил его родовым именем - Амфитеатр Флавиев. Постройка вмещала в себя от 50 до 80 тысяч зрителей, имея в своем активе средний показатель - 65 тысяч посетителей. «Репертуар» Колизея составляли гладиаторские бои, морские сражения, бои с участием диких животных, казни, воссоздание исторических баталий и даже театрализованные представления по мотивам древних мифов.

Ранние века

Колизей быстро стал местом достопримечательности, поэтому Тит, его брат Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) и последующие регулярно занимались улучшением сооружения. В 3 веке н.э. амфитеатр чересчур сильно пострадала от пожара, поэтому Александр Север (лат. Marcus Aurelius Severus Alexandrus) фактически реставрировал строение.

В 5 веке нашей эры великий Рим отрекся от пантеона языческих богов, чтобы окончательно обратиться к христианству. Незамедлительно император Гонорий Август (лат. Flavius Honorius Augustus) издал запрет на проведение гладиаторских боев, как противоречащих заповедям новой религии. Однако Колизей сохраняет за собой статус развлекательного заведения, предлагая зрителям травлю диких животных. В 5 веке Италия попадает под господство вест-готов, что привело к постепенному разрушению амфитеатра Флавиева.

Средневековье

В конце 6 столетия внутри Колизея было построено небольшое святилище, арена стала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра расположись торговые лавки и мастерские. В 1200 аристократическая семья Франджипани (Frangipane) получила сооружение в свое полное владение и занялась его фортификацией.

В середине 14 века Рим сотрясло мощное , которое привело к разрушению внешней южной стены Колизея. Начавшее рушиться здание стали активно использовать для строительства средневековых церквей, замков, вилл, госпиталей и пр. Особое рвение проявили средневековые зодчие, выламывая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительного усиления, стены исполинского амфитеатра стали рушиться в разы активнее.

Новое время

Начиная с 16 столетия церковь получила большое влияние над Колизеем. Папа Сикст V планировал построить на территории древнего памятника завод по переработке шерсти. А в 17 веке в амфитеатре появилось новое развлечение - бои быков. В середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней.

Впоследствии понтификат предпринимал неоднократные попытки отреставрировать исторический памятник. На протяжении 19 века велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини (Benito Mussolini).

Наши дни

В наши дни Колизей превратился одну из самых знаменитых . Ежедневно древнеримский амфитеатр и его окрестности посещают тысячи туристов, а годовой поток посетителей составляет несколько миллионов.

Совет: насладиться всем великолепием Колизея, можно встретив рассвет во время необычной команды GID.сайт – искренне рекомендуем влюбляться в Рим в правильной компании.

Внешний вид Колизея был позаимствован у театров, типичных для времен позднего Рима. В плане амфитеатр имеет эллипс, размеры которого: 189 м на 156 м, с площадью основания порядка 24 тысяч м 2 . Высота внешней стены в былые времена достигала 48-50 м, а периметр - 545 м. Непосредственно арена представлена овалом с шириной 55 м и длиной 87 м. От зрителей арена была огорожена стеной пятиметровой высоты.

Внешний вид

На строительство внешней стены ушло около 100 тысяч м 3 травертина. Уложенные без цемента камни были скреплены металлическими сваями общим весом - 300 т. Прошедшие столетия и сильное землетрясение лишили Колизей былого блеска. От оригинальной постройки уцелел только северный сегмент. Все остальное разошлось на стройматериалы для средневековых жителей Рима. И только в 19 веке власти столицы взялись за восстановление памятника истории.

Уцелевшую часть Колизея составляют 3 яруса арок, установленных друг на друга. Всю конструкцию венчает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. Во времена Древнего Рима каждая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, изображающую одного из божественных покровителей латинян.

Внутренний вид

Перед архитекторами древности встала непростая задача: обеспечить легкий доступ к внушительного размера трибунам амфитеатра. С этой целью было реализовано 80 входов в подземном этаже постройки. 76 из них были предназначены для простых смертных - остальные 4 - для августейших особ. Главный северный выход был зарезервирован для императора и его свиты. Четыре «элитных» входа имели художественное оформление из искусственного мрамора и выгодно отличались от обыкновенных порталов.

Античные зрители для посещения амфитеатра покупали билеты, на которых были выгравированы номер ряда и места. Добраться до своего места посетители могли по вомиториям (лат. vomitorium) - проходам, расположенным под трибунами. Также при помощи вомиториев обеспечивалась экстренная эвакуация зрителей из Колизея.

Согласно историческим записям 4 века н.э., амфитеатр вмещал в себя до 87 тысяч зрителей. Посетители рассаживались с учетом своего социального статуса. Отдельные ложи были предусмотрены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея соответственно. Из этих лож открывался наилучший обзор арены.

Чуть выше располагались ложи знати, в которых были созданы именные места. Еще выше находились трибуны римских воителей - maenianum primum. Следующий уровень, maenianum secundum, отводился для состоятельных римлян, затем следовали места для обычных людей. Отдельные места предусматривались для различных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, зарубежных гостей, жрецов и т.п.

Во времена Домициана на крыше Колизея была добавлена галерея, в которую допускали: рабов, женщин и самых бедных зрителей. Там предполагались исключительно стоячие места.

Арена

Основу арены составлял плотный деревянный помост 83 на 43 метра, поверху щедро присыпанный песком, что по латыни называлось «harena». Этот настил скрывал под собой глубокое подземелье, носящее название «hypogeum» . В современные дни мало что осталось от оригинальной римской арены, зато гипогеум можно рассмотреть в подробностях. Он состоит из системы двух-уровневых тоннелей и клетей, расположенных под массивом арены. Именно в этом месте содержались гладиаторы и дикие животные, до того, как их выпускали в бой.

80 вертикальных подъемников обеспечивали доставку животных, в том числе и слонов на арену Колизея. Столь непростые механизмы требовали постоянного ремонта и обновления. Гипогеум был связан цепью подземных тоннелей с различными точками амфитеатра и имел ходы за его пределы. Воины и живность доставлялись к месту представления из близлежащих бараков и хлевов. Также в подземелье был выделен особый ход для нужд императора и весталок.

Множество механизмов различного типа были расположены в подземелье. Например, предтечи лифтов и структуры, открывающие клети особенно опасных хищников. Также ученые обнаружили остатки античной гидравлической системы, которая позволяла быстро опустить или поднять весь массив арены!

Неподалеку Колизея существовало несколько вспомогательных учреждений. Как, например, Ludus Magnus («Большой полигон»), иначе - школа гладиаторов. Одна из 4-х великих гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище при помощи специального подземного тоннеля. Также рядом располагалась школа Ludus Matutinus, где тренировались воины, специализирующиеся на битвах с животными.

Внутреннее наполнение Колизея сильно пострадало от времени, на сегодняшний день в рабочем виде около 1500 зрительских мест. Тем не менее, некоторые звезды мировой величины предпочитают для своих выступлений именно эту площадку. К таким знаменитостям относятся: Рей Чарльз (Ray Charles), май 2002 г., Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), май 2003 г., Элтон Джон (Sir Elton John), сентябрь 2005 г., Билли Джоел (Billy Joel), июль 2006 г.

Образ Колизея много раз был использован в искусстве: в литературе, кинематографе, компьютерных играх, музыке. Наиболее яркие тому примеры:

  • стратегические игры серий - Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed;
  • в качестве декораций к - «Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953 г., «Гладиатор» (Gladiator), 2000 г.;
  • основной образ в песнях: Боба Дилана Bob Dylan — «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-группы «Ария» — «Колизей».

Отель с видом на Колизей

Наиболее удачным вариантом размещения в непосредственной близости от Колизея является отель Mercure Roma Centro Colosseo о котором мы писали в этом . 4-х звездная гостиница, отреставрированная в 2013 году, предлагает своим гостям комфортабельные номера, с учетом личных предпочтений (для курящих, не курящих, с детьми, инвалидам). Одной из главных «фишек» заведения является терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. Приятным дополнением к ней идет купальный бассейн на крыше здания!

  • Адрес: Via Labicana 144
  • Телефоны: (+39)06/770021 — Факс: (+39)06/77250198
  • Стоимость номера : от 100 евро.
  • Сайт: www.booking.com

Посещение Колизея