Канал спас интервью с петром мамоновым. Петр Мамонов: Господь ради нас взошел на Крест, а мы у Него что-то просим

Скандалист и провокатор в прошлом, основатель одной из лучших в СССР рок-групп очень изменился – живёт в глухой деревне, пришёл к вере, начал вести здоровый образ жизни.

– Как случилось, что я к вере пришел? Погибал, умирал, был на краю, жить хотелось. Взялся за ум. Стал спасать себя. Сначала тело. Потом о душе задумался. Порой сложно приходится, потому что надо преодолевать себя: страсти бурлят, кипят - ужас, караул! Тогда молюсь: «Господи, помилуй!» Помогает. Не помню о своем прошлом ничего, кроме того, что это был полный бред. Не помню вчерашний день и помнить не хочу. Я устремлен вперед. У меня вечность впереди. В течение жизни мы наживаем хорошее и плохое. У меня на лице все мои пороки, горести, радости написаны. И лица наши, и тела - все по нашей жизни. Дух творит себе формы. У пьяницы цирроз печени - это что, Бог его наказал? Это он сам выбрал! Если бы я пил до упора - уже бы сдох. Слава Богу, понял, что надо завязывать. Из-за пьянки потерял лет десять-двадцать жизни. Но главное - что понял!

- Каждый встречающийся на пути человек - ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот…» - и одеяло открыл, а там… ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.

Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше - и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному.

Жизнь порой бьет, но эти удары - лекарство . В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Господь не злой дядька с палкой, который, сидя на облаке, считает наши поступки, нет! Он нас любит больше, чем мама, чем все вместе взятые. И если дает какие-то скорбные обстоятельства - значит, нашей душе это надо.

- Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос - бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни - любить. Это значит жертвовать, а жертвовать - это отдавать. Схема простейшая. Это не означает - ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Смотрите: Чечня, 2002 год, восемь солдатиков стоят, один у гранаты случайно выдернул чеку. Подполковник, 55 лет, в церковь ни разу не ходил, ни одной свечки не поставил, неверующий, коммунист, четверо детей… брюхом бросился на гранату, его в куски, солдатики все живы, а командир - пулей в рай. Это жертва. Выше, чем отдать свою жизнь за другого, нет ничего на свете.

В войну все проявляется. Там все спрессовано. А в обыденной жизни размыто. Мы думаем: для хороших дел есть еще завтра, послезавтра…

Брак - сложнейшая вещь, это подвиг, равный монашескому житию. Кто-то один - моно, монк, монах, от слова «один», а в браке две равные дороги. Видеть хорошее, цепляться за него - единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь - это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок - тоже любовь. Любовь - это вымыть посуду вне очереди.

Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя . Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала… Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Все возвращается во сто крат тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это все есть созидание.

Посмотрите, что делается вокруг : сколько хороших людей, чистых, удивительных, веселых лиц. Если мы видим гадость - значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга - значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.

Спаси себя - и хватит с тебя. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему - вот норма. Мы все извращенцы. Вместо того чтобы быть щедрыми - жадничаем. Живем наоборот, на голове ходим. На ноги встать - это отдать. Но если ты отдал десять тысяч долларов, а потом пожалел, подумал, что нужно было отдать пять, - твоего доброго дела, считай, и нет.

«Счастье» - от слова «сейчас» . Сейчас хорошо, сейчас хочу и получаю. Все хотят счастья, любви, здоровья. Богатства хотят. Не понимая, что это такое. Я знаю множество богатых людей - и все они несчастны, как один. Нам помыть себя изнутри, очистить мысли - и тут же хорошо становится даже без денег. Идешь ты с полным кошельком, и тут в подъезде по чану стукнули, все отняли - и денег нет. А Святой Дух в твоей душе никто не отнимет.

Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопрос : я прожил сегодняшний день - кому-нибудь от этого было хорошо?

Мне сейчас чудо - каждый день, у меня каждый день небо разное . А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Если кто-то меня услышит и начнет стараться так делать - из молоденьких, юных, красивых, пока игла еще не торчит в вене, - это победа.

Митрополит Иларион : Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Церковь вспоминает одну из притч Иисуса Христа - о сыне, который потребовал у отца наследство, не дожидаясь, пока тот умрет, а потом ушел в далекую страну, промотал все деньги, голодал, и, наконец, вспомнил об отце и вернулся. И отец, все эти годы ждавший сына, принял его без единого слова упрека. Принял так, будто этот блудный сын и не уходил от него.

Господь Иисус Христос учит нас, что любовь Божия подобна любви этого отца. Бог принимает и прощает всех нас как Своих сыновей и дочерей, даже тех, которые отказывались от Него и вели злую и бессмысленную жизнь.

Сегодняшний наш гость - актер, музыкант, поэт - один из тех людей, которые на личном опыте пережили . Здравствуйте!

Петр Мамонов : Здравствуйте, дорогие зрители! Здравствуйте, владыка!

Так было и со мной. Помните картину Рембранта, на которой изображен сын, обхвативший колени отца? Так вот, вся жизнь с Богом, все, что происходит в жизни - для меня это коленнопреклонное положение сына, промотавшего все отцовское наследство, и только в таком положении я стараюсь просить Бога жить, общаться с ближними. Ведь всегда возникают вопросы: как быть? Как поступить? Но если на земную жизнь смотреть с этой позиции, то все становится ясно.

Митрополит Иларион : Думаю, многие ощущают себя блудными сыновьями, когда читают эту притчу и узнают свою собственную историю. Ведь зачастую у людей молодость проходит так, как она прошла у блудного сына, ибо в молодости кажется, что все позволено, и тогда человек погружается в пороки, живет страстями, удовольствиями, начинает действительно проматывать во всех смыслах то наследие, которое получил от Бога - не только материальное, но и, например, свои таланты…

Потом, в зрелом возрасте, у многих людей (не у всех, к сожалению) наступает некое отрезвление и зачастую случается, что человек на каком-то этапе своей жизни останавливается и спрашивает себя: а что же происходит? Для чего я живу? Он вспоминает, что Бог есть. Он понимает, что в жизни есть иные, духовные ценности, и начинает переосмысливать всю свою жизнь.

П. Мамонов : Когда в 45 лет я стал задаваться вопросом «зачем?» - у меня было все: слава, работа, жена, дети, деньги. Но мне в какой-то момент стало незачем жить. Я потерял смысл жизни. Прочитав притчу о блудном сыне, я плакал. Меня пробило, если говорить современным языком. И постепенно я стал карабкаться вверх, стремиться к горнему, читать молитвослов. У меня остался мой первый маленький молитвослов, где я отметил галочкой, с какими молитвами, видите ли, я согласен.

И так, «комариными шажками», как говорит один мой знакомый священник, в Царство Небесное. Ведь благодать может находиться в трех немытых тарелках. Поэтому если удается каждый день делать какие-то маленькие шажочки в сторону Бога, жизнь складывается и начинает меняться очень серьезно. Появляются новые знакомства, новый круг общения, новые интересы в жизни, новые привычки, увлечения. Как сказал Пушкин: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она».

В человеке все - привычка. Очень важно, к чему мы привыкаем. А привыкаем мы к тому, что любим. Благодаря Вам я познакомился с творениями преподобного Исаака Сирина, который открыл мне, что Бог есть любовь, и свет этой любви заливает нас, и Отец бежит нам навстречу и вручает перстень, знак сыновнего достоинства. Это смело все мои жизненные установки. Все у меня изменилось.

Митрополит Иларион : Очень часто люди задаются вопросом: в чем, собственно, разница между верующими и неверующими? Ведь и те, и другие живут вместе, ходят на работу, ведут себя более или менее одинаково, а иной раз случается, что неверующие оказываются даже приличнее верующих. В чем все-таки смысл?

Вы говорите, что у Вас было все: деньги, слава, семья, дети, - то есть как бы все, что необходимо человеку для счастья, а счастья при этом не было и смысла в жизни Вы не видели. И Вы сказали очень важную вещь: то, что дает человеку Бог, невозможно описать никакими словами. Это именно то измерение в жизни, которое придает смысл всему человеческому бытию, потому что мы все, по сути, делаем одно и то же, что верующие, что неверующие. Работа может нравиться или не нравиться, семейная жизнь может сложиться или нет - все это встречается и у тех, и у других. Но верующий человек, когда идет на работу, понимает, что тем самым он служит Богу. И любая работа, любая профессия, за исключением тех, которые связаны с грехом, может быть служением Богу.

П. Мамонов : Это очень важный момент.

Митрополит Иларион : Служить Богу может не только священнослужитель. Возможность служить Богу есть у каждого, будь то актер, поэт, писатель, дворник, рабочий завода - кто угодно. Ведь что мешает, скажем, человеку, выполняющему на заводе механическую работу и практически заменяющему робота, при этом внутренне молиться Богу и ощущать себя стоящим на коленях перед Милосердным Отцом?

П. Мамонов : Мы сами делаем выбор. Мы свободны, потому что любить может только свободный человек. Поэтому Господь нас создал свободными. Вы сказали очень важную вещь, что служить Богу можно всегда, везде, даже чистя зубы, слушая рок-музыку, столь ненавистную некоторым. Здесь важный момент: когда приходит вера, внутренне ты все время стоишь перед Богом.

У меня был интересный случай. Я коллекционирую виниловые пластинки. Как-то раз выбирая в одном из магазинов любимые пластинки, я вдруг увидел, что другой покупатель достал именно ту, которую мне хочется. Потом отложил ее в сторону, пошел что-то искать, а у меня первая мысль была взять эту пластинку, быстренько оплатить и уйти. Стоп, думаю, а Господь? Он ведь все видит. И я отказался от мысли ее взять, внутренне скрутил себя. В следующий свой приезд в этот магазин стоит эта же пластинка, словно меня дожидается. Вот как откликается Бог на наше стремление к Нему. Если мы сверяем свои поступки с Его заповедями, то Он нам воздает во стократ больше - хорошим настроением, самочувствием, нетварной Божественной энергией, благодатью.

Тот маленький опыт веры, который у меня накопился за все эти 20 лет жизни в Церкви (я уже знаю, что он у меня есть), я не отдам, ибо уже не хочу ничего другого. Я хочу только туда - последним, слабым, но туда.

Митрополит Иларион : Вы сегодня несколько раз упомянули имя Исаака Сирина, который многим нашим телезрителям, наверно, совершенно неизвестен. Я хочу рассказать телезрителям историю нашего с Вами знакомства. Сегодня мы с Вами впервые встретились лично и познакомились минут 20 назад, но заочно мы с Вами знакомы много лет. Мы вместе участвовали в одном проекте.

Есть такой святой, который жил в VII веке в Сирии. Он был монахом, пустынником, отшельником. И он писал книги, даже, возможно, он их не писал, а говорил своим ученикам и те за ним записывали. Потеряв зрение, он стал диктовать ученикам свои труды. Эти произведения адресованы сирийским отшельникам VII века, но их до сих пор по всему миру читают самые разные люди, не только монахи или отшельники.

Вы читаете эту книгу постоянно. Почему? Да потому что Исаак Сирин совершенно удивительным и неповторимым образом говорит о любви Божией. Достоевский читал Исаака Сирина и многое из его творений вошло в поучение старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Зачастую люди забывают, что Бог есть любовь и думают, что Бог это кто-то, кто в лучшем случае накажет за зло и поощрит за добро. Так даже детей иногда учат: не делай этого, Боженька накажет. Понятно, что Бог и наказывать умеет. Но, прежде всего, Бог - источник любви. Он Сам есть любовь. Даже если Он наказывает, то не для того, чтобы отомстить, а для того, чтобы научить.

П. Мамонов : Наказание от слова «наказ».

Митрополит Иларион : Совершенно верно. И Исаак Сирин удивительным образом об этом пишет.

Проект, в котором мы с Вами участвовали, заключался в том, что мы вместе делали аудиозапись моей книги об Исааке Сирине, которую я написал почти 20 лет назад. Вы читали все цитаты из Исаака Сирина, а я читал авторский текст, и таким образом мы с Вами внутренне пережили слова этого замечательного автора. Потом не раз, слушая Ваши интервью, знакомясь с тем, что Вы говорите, я замечал, что Вы постоянно ссылаетесь на Исаака Сирина. Мне это очень приятно.

П. Мамонов : Я эту книгу читаю снова и снова. И каждое новое прочтение, как и Священное Писание, открывает то, что было мне неведомо прежде. Такие удивительные простые вещи. Например, добродетель - матерь печали, пишет отец Исаак. Добродетель, сделанная без скорби, не вменяется в добродетель. Значит, творя добро, приготовься к скорби. Мы хотим сделать добро и хотим, чтобы оно тут же к нам вернулось.

Митрополит Иларион : Чтобы все оценили, чтобы награду получить.

П. Мамонов : Исаак Сирин пишет: «Снедь нищих ­гнусна богатым». Это о том, что если человек узнал, что есть другая пища, другая жизнь, то он уже не будет принимать наркотики, пить и так далее. Это очень важный момент для нынешних молодых людей и для меня тоже. В этих суррогатах не может находиться счастье, блаженство, которого мы жаждем, ибо мы созданы бессмертными, созданы быть с Богом в раю. Мы жаждем вечного блаженства, наивно полагая, что найдем его в героине. Но там этого нет. У дьявола ничего нет, поэтому дать он ничего не может.

У меня были всякие вредные привычки, да и сейчас иногда случаются падения. Но я твердо знаю, что там нет того, что есть только у Бога. И «снедь нищих гнусна богатым» - это все время со мной. Вот, Исаак Сирин, казалось бы, жил в VII веке, а он и сегодня рядом.

Митрополит Иларион : Он рядом, и говорит так, будто живет в наши дни.

П. Мамонов : Он говорит так понятно, будто знает всю нашу жизнь, и в следующий момент я подумаю, прежде чем что-то сделать. Я его открыл для себя. И его невозможно помногу читать: две-три фразы откладываешь, и можно несколько дней с этим жить.

Митрополит Иларион : Мне было 20 лет, когда я принял монашество. Это было в Вильнюсе в Свято-Духовом монастыре. Я жил в келье, где стены были обклеены белыми обоями. Как-то раз на стене я записал какое-то изречение из творений Исаака Сирина. Просто, чтобы запомнить. А потом мне это так понравилось, что вскоре все стены были исписаны изречениями подвижника. Я жил в этой келье, мог взглянуть на стену и прочесть, что мне сегодня говорит Исаак Сирин.

Хотел бы напомнить еще одно его изречение, которое Вы, конечно, знаете: не называй Бога справедливым, потому что если бы Бог был справедлив, ты бы уже давно за свои грехи был в аду. А Бог вместо того, чтобы тебя наказать, отдал для тебя самое лучшее и самое дорогое, что у Него есть - Своего Сына.

Здесь мы возвращаемся к теме блудного сына. Отец не только ждал его, не просто вышел, выбежал, как Вы говорите, навстречу, он бросился ему на шею, возложил на него перстень в знак сыновнего достоинства. Так же и Бог ждет и любит каждого человека. Исаак Сирин напоминает: не думай, что Бог кого-то любит больше, а кого-то меньше. Или что Он больше любит праведников, а меньше грешников. В любви Божией нет градаций «больше» или «меньше». Бог любит всех. Он тебя любит. Он любит каждого. И если ты этого не ощущаешь, то не потому, что Бог меньше тебя любит, но потому что ты Его меньше любишь. Если ты чувствуешь, что ты далеко от Бога…

П. Мамонов : Идолы в сердце. Место занято. Наше сердце определенных размеров. Душа определенных размеров.

Митрополит Иларион : Бог стучится - ты не открываешь. Бог тебе в уши вкладывает, говорит какие-то слова, а ты Его не слышишь.

П. Мамонов : Бог создал вокруг тебя этот мир, а ты не видишь. Это что, все само собой возникло? Вчера я слушал, сказал один умный человек, что вероятность того, что Вселенная возникла сама - десять в минус пятьдесят третьей степени, то есть это практически ноль. Тогда, он говорит, вероятность существования Бога - все остальное.

Митрополит Иларион : Совершенно верно.

П. Мамонов : Человек - думай, взвешивай, раз ты такой умный.

Митрополит Иларион : Вероятность того, что Бог существует, что Он за нами следит и нас любит, стопроцентная.

К сожалению, наше время истекло. На этом я хотел бы попрощаться с Вами и с нашими телезрителями, а также поблагодарить Вас за участие в этой передаче и за все то доброе, что Вы делаете.

П. Мамонов : Спасибо всем. Я еще хочу высказать одну мысль: мы забываем, что Господь ради нас взошел на Крест, а мы от Него хотим порядка, здоровья. Это не те дары. Другого надо желать - быть с Ним во всех обстоятельствах, которые Он нам дает.

Митрополит Иларион : Аминь.

Безусловно, актер и музыкант Петр Мамонов — это какая-то отдельная инстанция. Пришелец. Божий человечек. Личность, способная заставить внимать себе сотни людей. И недавний рижский концерт был тому полным подтверждением.

Сначала «дедушка русского рока» полтора часа исполнял сказку про Незнайку, и взрослые дяди и тети в зрительном зале буквально визжали от восторга; затем читал духовные стихи да изречения святых старцев — и те же взрослые дяди и тети с наивностью детей пытались вникнуть в суть им произносимого. А по окончании концерта Петр Николаевич спустился в зал раздавать автографы и как бы ненароком наставлял своих фанатов на путь истинный. Духовный.

И было полное ощущение, что это уже вовсе не Мамонов, а тот самый старец из легендарного фильма Павла Лунгина «Остров»…

— Кто-то тут говорит, что Бога не видит? А ты глаза открой! Вот на улице минус сорок, а птичка сидит на веточке, лапочками своими уцепилась за веточку и «чирик-чирик» — это она сама, что ли? А звезды на небе сами появились? Подумай, включи голову, почитай Евангелие, подумай, прикинь, поговори с теми, кто пережил клиническую смерть.

Задай себе простой вопрос — зачем я живу? И что я буду делать в четверг, если умру в среду.

Я вот так однажды в 45 лет проснулся и понял, что так дальше жить нельзя. И в церковь пошел… У меня все тогда было — и работа, и семья, и слава, и дети. А жить вдруг стало незачем. А в церкви понял, что жить, оказывается, надо, чтобы приготовиться к вечности. И если, например, этот конкретный день я прожил так, что никому не сделал ничего хорошего, то я его прожил бессмысленно.

— У вас есть любимый святой, к которому вы чаще всего обращаетесь в своих молитвах?

— Исаак Сирин, он жил в Сирии в VII веке. Я читаю его труды просто подряд. Он очень четко объясняет, что такое Господь. Что это сплошная любовь и милость. Созидающая сила.

Например, он пишет: не называй Бога справедливым. Справедливость и милосердие, как сено и огонь не могут сосуществовать в одной душе. Потому что, если бы Бог был справедливым, нас бы с тобой уже тысячу раз надо было бы сжечь. А мы по милости Божьей все тут стоим — сыты, одеты. Все говорят — кризис. А ты открой свой холодильник — там все протухло уже. Вот в Великую Отечественную войну действительно кризис был. И люди все равно жили. И в блокаду жили.

Сирин на этот счет пишет — всегда свои скорби сравнивай с большими, а добродетели с меньшими. Очень советую его почитать. Кое-что у него очень сложное, а кое-что вполне доступно. Я всегда с ним. И у меня ощущение, что он всегда знает, что я почувствую в следующую минуту.

— А с каких духовных книг вы начинали?

— С «Сокровищницы духовной мудрости», где изложены Евангельские чтения на каждый день года. Плюс на каждый день там даются высказывания великих святых — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Симеона Богослова, Исаака Сирина. Я когда начинал в церковь ходить, даже выписывал из нее цитаты, которые очень трогали мое сердце. Книга издана Сретенским монастырем в 2002 году.

Знаете, Господь ведь когда человека призывает, то посылает ему свою благодать как бы авансом. И я когда эту книгу читал, весь трепыхал. Позже уже стал читать святоотеческие труды.

Путь у каждого свой, но дорога одна. Стратегия ясна — люби Бога и люби ближнего своего. А тактику надо черпать из наставлений святых отцов.

Я вот раньше как все нормальные советские люди разговаривал матом. А сейчас я даже когда молотком по пальцу себя ударю случайно — из меня эти слова не вырываются. Их во мне просто нет! Вот как Бог исцеляет…

Но Бог не может кого-то насильно уберечь, если человек сам того не хочет.

— А в каких случаях, по-вашему, нельзя смиряться и терпеть?

— Если при вас в троллейбусе кто-то обижает женщину или ребенка — надо ему врезать. Также в случае, если война. Если обижают твою родину, твою семью — надо идти и защищать их.

— А беженцев, на ваш взгляд, Европе надо принимать?

— Думайте о себе, а не о беженцах. Святые советуют — каждый человек должен делать себя и не обращать никакого внимания на то, что происходит вокруг. Потому что если хоть один Петя или один Вася откажется от своих грехов и откроет свое сердце для Бога, то ради одного этого Пети или Васи Господь может помиловать целые страны и народы.

Как у нас в деревнях говорят — Бог не Тимошка, он видит немножко. Бог видит и тебя, и меня, и всех остальных. А думать о глобальных проблемах — надо принимать беженцев или не надо — это чепуха.

Не знаю я, что делать. Обращайтесь с этим вопросом в молитвах к Богу: «Господи, хочу познать твою волю на этого араба в шапочке, который стоит рядом со мной!». Бог каждому из нас хочет спасения. Ничего случайного он нам не посылает. Если не понимаешь, для чего послал, то думай, молись и спрашивай Божью волю.

Сложный вопрос. Все зависит от ситуации. Если ты одинока и не знаешь, чем заняться, сидишь себе вяжешь, то может этот араб как ангел в твою дверь стучит, и через него ты душу спасешь.

В целом, конечно, абсолютно понятно, почему Европа все это получила. За отказ от Бога. За однополые браки. За то, что дети в блуде рождаются. В той же Франции в браке теперь рождаются только восемь процентов детей. Что вы хотели, если так живете?

Почему арабы говорят европейским женщинам, что они одеваются как шлюхи? Потому что одеваться наши женщины стали как проститутки. У нас на трассах стоят бабы, которые не знают, как бы им так одеться, чтобы раздеться. Я не ханжа — пожалуйста, одевайся, как хочешь. Но как-то не очень приятно смотреть на голых баб на улице. Женщина все-таки должна быть тайной…

Я был в храме святого апостола Петра в Риме. Огромный храм пустой стоит. И Saint Paul в Лондоне пуст. Там нет молящихся. Только одни туристы!

Вы без Бога хотите жить? Тогда получите то, что мы получили в 17-м году, когда люди забыли Бога и сами хотели новый мир построить. В 13-м году в России экономический рост был, 14 процентов прироста продукта, а рождаемость при Николае Втором была такая, что если бы и дальше так дело пошло, то сейчас россиян было бы 600 миллионов! А нас нынче всего 140 миллионов.

Способ выжить один — отказ от греха во всех своих делах и каждому думать о том, куда лично он стремится. А результаты — это не наше дело.

— Путь через тернии бесконечен?

— Конечно. В страдании сокрушается сердце. И только через трещины и раны в него может проникнуть благодать Божья.

Когда страдаешь — Бог к тебе ближе. В тюрьме, в больнице — он там прям сам ходит.

В 1937 году, за шесть дней до расстрела один священник писал жене из лагеря: «Радости нет предела!» Вот что такое Господь.

И помнить надо, что дьявол нас искушает смотреть вокруг, а не в себя.

Знаете, почему Господь сделал нас свободными? Потому что любить можно только по свободному выбору. И Бог хочет, чтобы мы его любили по своему свободному выбору. И этот выбор у нас стоит по пятьсот раз на день. Промолчать или ответить, обидеть или не обидеть, обидеться или не обидеться?

Провокатор и скандалист в прошлом, основатель одной из лучших рок-групп в СССР очень изменился - живёт в глухой деревне, пришёл к вере, начал вести здоровый образ жизни.

- Как случилось, что я к вере пришел? Погибал, умирал, был на краю, жить хотелось. Взялся за ум. Стал спасать себя. Сначала тело. Потом о душе задумался. Порой сложно приходится, потому что надо преодолевать себя: страсти бурлят, кипят - ужас, караул! Тогда молюсь: «Господи, помилуй!» Помогает. Не помню о своем прошлом ничего, кроме того, что это был полный бред. Не помню вчерашний день и помнить не хочу. Я устремлен вперед. У меня вечность впереди. В течение жизни мы наживаем хорошее и плохое. У меня на лице все мои пороки, горести, радости написаны. И лица наши, и тела - все по нашей жизни. Дух творит себе формы. У пьяницы цирроз печени - это что, Бог его наказал? Это он сам выбрал! Если бы я пил до упора - уже бы сдох. Слава Богу, понял, что надо завязывать. Из-за пьянки потерял лет десять-двадцать жизни. Но главное - что понял!

- Каждый встречающийся на пути человек - ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот…» - и одеяло открыл, а там… ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.

Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше - и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному.

Жизнь порой бьет, но эти удары - лекарство . В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Господь не злой дядька с палкой, который, сидя на облаке, считает наши поступки, нет! Он нас любит больше, чем мама, чем все вместе взятые. И если дает какие-то скорбные обстоятельства - значит, нашей душе это надо.

- Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос - бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни - любить. Это значит жертвовать, а жертвовать - это отдавать. Схема простейшая. Это не означает - ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Смотрите: Чечня, 2002 год, восемь солдатиков стоят, один у гранаты случайно выдернул чеку. Подполковник, 55 лет, в церковь ни разу не ходил, ни одной свечки не поставил, неверующий, коммунист, четверо детей… брюхом бросился на гранату, его в куски, солдатики все живы, а командир - пулей в рай. Это жертва. Выше, чем отдать свою жизнь за другого, нет ничего на свете.

В войну все проявляется. Там все спрессовано. А в обыденной жизни размыто. Мы думаем: для хороших дел есть еще завтра, послезавтра…

Брак - сложнейшая вещь, это подвиг, равный монашескому житию. Кто-то один - моно, монк, монах, от слова «один», а в браке две равные дороги. Видеть хорошее, цепляться за него - единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь - это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок - тоже любовь. Любовь - это вымыть посуду вне очереди.

Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя . Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала… Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Все возвращается во сто крат тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это все есть созидание.

Посмотрите, что делается вокруг : сколько хороших людей, чистых, удивительных, веселых лиц. Если мы видим гадость - значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга - значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.

Спаси себя - и хватит с тебя. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему - вот норма. Мы все извращенцы. Вместо того чтобы быть щедрыми - жадничаем. Живем наоборот, на голове ходим. На ноги встать - это отдать. Но если ты отдал десять тысяч долларов, а потом пожалел, подумал, что нужно было отдать пять, - твоего доброго дела, считай, и нет.

«Счастье» - от слова «сейчас» . Сейчас хорошо, сейчас хочу и получаю. Все хотят счастья, любви, здоровья. Богатства хотят. Не понимая, что это такое. Я знаю множество богатых людей - и все они несчастны, как один. Нам помыть себя изнутри, очистить мысли - и тут же хорошо становится даже без денег. Идешь ты с полным кошельком, и тут в подъезде по чану стукнули, все отняли - и денег нет. А Святой Дух в твоей душе никто не отнимет.

Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопрос : я прожил сегодняшний день - кому-нибудь от этого было хорошо?

Мне сейчас чудо - каждый день, у меня каждый день небо разное . А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Если кто-то меня услышит и начнет стараться так делать - из молоденьких, юных, красивых, пока игла еще не торчит в вене, - это победа.